Филиппо Брунеллески умер в 1446 году шестидесяти девяти лет от роду, не успев полностью завершить всех начатых им сооружений. Именно таким был Филиппо Брунеллески, скульптор, ювелир инженер и архитектор из Флоренции. Слева расположена Старая ризница работы Филиппе Брунеллески. Филиппо Брунеллески был сыном нотариуса. Филиппо Брунеллески стал, по существу, первым по времени появления титаном эпохи Возрождения, сочетавшим в своей творческий натуре самые разнообразные способности и таланты.
Филиппо Брунеллески родился в 1377-м, во Флоренции, Италия (Florence, Italy), где ныне хранятся главные уцелевшие его работы. Филиппо Брунеллески (1377—1446) — великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения и один из создателей научной теории перспективы. Самое знаменитое произведение Филиппо Брунеллески – купол флорентинского собора Санта-Мария дель Фьоре, который увенчал основание, построенное ещё в XIII веке.
Филиппо Брунеллеско — первый великий мастер архитектуры нового времени, крупнейший художник изобретатель и ученый-теоретик. F. civi suo benemerenti (Филиппо Брунеллеско, возродителю древнего зодчества, сенат и народ флорентийский своему заслуженному гражданину). В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала — конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
Филиппо Брунеллески возвращается во Флоренцию вдохновленный и полный самых смелых идей. Заслуга первого практического осуществления центральной перспективы принадлежит архитектору Филиппе Брунеллески. Брунеллески (Brunelleschi, brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция, – 15. 4. 1446, там же) итальянский архитектор, скульптор и учёный. Вдобавок Филиппо Брунеллески приходилось отражать атаки высокопоставленных противников во главе с коварным Лоренцо Гиберти.
Современники и ближайшие потомки видели в Филиппо Брунеллески прежде всего инженера изобретателя главным делом его жизни считали блистательное завершение более чем полуторавековой эпопеи строительства собора. Филиппо Брунеллески приобрел значительные познания в математике, обучаясь у самого известного флорентийского ученого, математика Паоло Тосканелли, хотя он был не только математиком. Пока в 1409 г. Филиппо Брунеллески не предложил свой оригинальный проект.
М., 1967 Филиппо Брунеллески.
Он выполнял заказы коммуны, деньги брались из государственной казны. И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно. Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое.
Среди участников Брунеллески был самым молодым художником наряду с Лоренцо Гиберти. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
В 1410 г. был закончен подкупольный барабан с круглыми окнами роль Брунеллеско в создании барабана неясна. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
2 и 9). В отличие от других флорентийских художников, чаще всего выходцев из менее обеспеченной среды ремесленников (Донателло, Бруни, Гиберти), Брунеллески был независим в финансовом отношении, так как нотариусы по тем временам составляли влиятельную силу, определявшую многие политические процессы в городе.
Десять книг о зодчестве. Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу. Восходящие к византийским образцам средневековые купольные постройки Италии не могли подсказать нужного решения, так как были значительно меньших размеров и имели иное устройство. Филиппо Брунеллески был самым неименитым среди них, но, может быть, самым амбициозным, так как, когда 30 судей, а это было большое судейское жюри из очень знатных горожан, рассматривало представленные работы, то этот суд признал, что лучшими работами являются работы Гиберти и Филиппо Брунеллески.
И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома. Сознаюсь, что, будь оно поручено мне, у меня без всякого сомнения хватило бы смелости найти способ возвести купол без стольких затруднений. 7). И даже как-то они там свою нужду справляли.
Это показывает значительно более активную роль Брунеллеско в определении формы и кривизны купола, чем это обычно предполагается. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. После осмотра местности Брунеллески предложил проект. Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат. Композиция этого сложного комплекса, объединявшего в себе жилые, хозяйственные, общественные и культовые помещения ясно строится вокруг центрального двора.
Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных). А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Общее значение творчества Брунеллески для последующего развития архитектуры огромно.
Filippo Brunelleschi (Brunellesco), 1377-1446) – величайший архитектор Раннего Возрождения, гений своего времени и родного города Флоренции. В тот раз победителем вышел Гиберти. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка).
Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. Тут Брунеллески превзошёл сам себя. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. Посему, как это говорится в одном из жизнеописаний о Никколо да Уццано, тот, кто хочет оставить о себе память в этой жизни, сам должен об этом заботиться, пока жив и ни на кого не полагаться. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет около 42 метров), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен. Но его жизнь была связана не только с зодчеством, но и с политикой.
Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний». В чем заключается неотразимое обаяние его искусства. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть.
То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. После Брунеллеско церковь строили Антонио Манетти Чаккери и привлеченный позднее Джулиано да Сангалло. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них— средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.
Литературный труд Антонио был написан уже после смерти архитектора (выпущен в 1462 году), что заставляет исследователей усомниться в подлинности всех описанных в нем событий. И вот, вернувшись домой, он написал на листе свое мнение откровенно, как только мог, для передачи в магистрат в следующей форме. Сложное назначение капеллы требовало большого свободного пространства и относительно небольшого хора с алтарем.
Он его даже начал строить немножко раньше, чем приступил к работе над куполом Санта Мария дель Фьоре. Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам папа Евгений IV. Но по сравнению с более ранними анонимными эпохами подобные литературные источники, описывающие жизнь выдающихся людей эпохи в подробностях, – это огромная удача. Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы.
Духа статую кающейся св.
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). Хороший мастер непрерывно следил за строительством, направлял работу каменотесов «словесно», показывая им необходимые для того или иного этапа рисунки.
О существовании этих пейзажей мы можем судить только по документам. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. Филиппо Брунеллески, будучи разносторонне одаренным человеком, сочетавшим в себе интерес к искусству с познаниями инженера, вскоре целиком отдается зодчеству.
В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). В 1419 году по его проекту было начато строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Ospedale degli Innocenti – «Приют невинных»), который и стал фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»). Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон. (Много позже Микеланджело с восхищением назовёт его двери «Вратами Рая». ) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож.
Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной».
По счастью, его сохранили в качестве исторического свидетельства конкурса (Национальный музей, Флоренция). Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло.
Есть и другие приписываемые ему ошибки, о которых я умолчу и которых, думается, он бы не сделал, если бы сам продолжал постройку ибо он все свои произведения доводил до совершенства с величайшей рассудительностью, осмотрительностью, талантом и искусством. Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо. В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Но Медичи не были тиранами.
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые ученые отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти. А на высоте каждых девяти локтей обоих сводов должны быть проведены между каждой парой ребер маленькие своды, перевязанные прочным дубовым срубом, который бы скреплял ребра, поддерживающие внутренний свод далее эти дубовые перевязи должны быть покрыты железными листами имея в виду лестницы. Так он получил заказ на сооружение.
Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах. Он продержал их в течение многих дней в неизвестности: возьмет он их или нет а потом принял вновь, на оплате меньшей, чем они получали раньше. О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель.
Он считал, что истинное знание дает не средневековая схоластика, а античная мудрость. Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno).
А подобный метод изучения наследия некогда павшей Римской империи и воссоздания на ее основе новых произведений искусства ляжет в основу всего Ренессанса. 15, 17). 8).
И никто из вас не подумал, что придется считаться с необходимостью внутренних лесов для исполнения мозаик и множества других труднейших работ. Тема была задана для всех одна: «Жертвоприношение Авраама». Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески).
А когда он увидел саркофаг, тот так ему понравился, что он изобразил его в рисунке пером, с которым вернулся во Флоренцию, так что ни Донато, ни кто другой не заметили его отсутствия, думая, что он наверняка что-нибудь рисует или изображает. После его смерти строителем церкви был А. Манетти Чаккери, который, видимо, во многом изменил замысел автора. В одном из своих творений он восхваляет Флоренцию за ее древность (город основан в римские времена), а также за то, что она имела собственные Капитолий, Форум и храм Марса. От упомянутого выше кольца ответвлялся очень толстый железный прут, на конце которого было другое кольцо с прикрепленной к нему тоненькой бечевкой, достигавшей, как будет сказано ниже, до самой земли.
В церкви Сан Лоренцо эта схема существенно изменена в соответствии с новыми требованиями к планировке культовых зданий.
Это прежде всего Воспитательный дом. 15, 16). На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов.
Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях. За первой поездкой последовали другие. Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг. ), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо.
Герардо Гварди называл его талантливым дилетантом, растрачивающим свои умения на «дьявольские оптические иллюзии». Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре. О ней тоже пойдет сегодня речь.
Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески). И можно сказать, что это первый шаг от средневековых замков, так как оно тоже типа оборонительного, замкового, к тем изящным палаццо, которые будут строиться в конце XV и в основном в XVI веке. Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. По видимому, в этой ссоре виноват был не один Буджано. Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско.
В детстве он изучал латинский язык и античных авторов, что явилось основой для развития его будущих интересов и вкусов: тяготение к римскому прошлому как к «золотому веку» и неприятие «варварского» искусства, под которым во времена Ренессанса подразумевалось все средневековое. Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению.
Вот этот огромный собор внутри. От капителей к задней стене галереи перекинуты подпружные арки, которые подхватываются консолями, украшенными капителями.
14). Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость.
Это необычно живая история уличных сценок, происходящих на фоне баптистерия и главного собора Флоренции, дающая яркое представление о характере Филиппо изобретательном и шутливом. И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор.
В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища» или Большого купола). последователями Брунеллеско). Все же поражение это весьма ощутимо задело художника. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания. Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений.
По словам Манетти, Филиппо изучал «способы превосходных пропорций и то, как при легкости и малости затрат они могли все делать без изъянов». Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо.
Как я уже говорила, что Брунеллески очень увлекался механизмами и в это время вообще все любили всякие механизмы, подъемные машины, заводные будильники и так далее. Круглые окна позднейшего происхождения. Тогда Брунеллески ударил яйцо о мраморную доску и заставил стоять.
Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. М., 1937, т. II, стр. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. Достоин упоминания один эпизод из юношеского периода жизни Филиппо: в октябре 1367 года его отец участвовал в комиссии по обсуждению очередного проекта купола недостроенного флорентийского собора, ради чего были приглашены наиболее состоятельные граждане города. Возведение здания было живым и органичным процессом.
За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение. Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов.
Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной. ) была его затея. В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление. Сам мастер так говорил о своем творчестве: «Если бы мне довелось выполнить сотню моделей церквей или других зданий, я бы их все сделал разнообразными и различными».
Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре). Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Брунеллески получил полную самостоятельность. Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать.
Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства.
Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Потом мы увидим здесь и работы Донателло и работы Микеланджело будут установлены, усыпальницы Медичи. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377-1446). Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко. А что если не будет Филиппо.
Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей». Интрига заключалась в том, что гвельфы решили построить палаццо, которое демонстрировало бы ту силу, которой партия уже не обладала.
И все это, чтобы его ублажить. Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было дополнено характерным для готики приемом – приданием своду стрельчатого очертания. Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий.
Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. varietas) особенно высоко ценилось в эпоху наиболее свободного творчества.
Филиппо Брунеллески (итал. А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено. Первое же систематическое изложение этой проблемы мы находим у Л. Б.
В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Конкурс был организован в 1401 году. Высота флорентийского собора 114 метров. Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись.
Также Манетти сообщает, что Брунеллески перестроил для своего родственника Аполлонио Лапи дом, ставший «целесообразным, удобным и приятным». Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Но Брунеллески отказался и передал заказ Гиберти целиком. Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии.
Я оставлю в стороне прекраснейший вид и то подобие амфитеатра, которое образуют очаровательнейшие холмы, окружающие дворец со стороны городских стен ибо, как я уже сказал, слишком далеко увлекло бы нас желание полностью об этом высказаться и никто, не видавший этого собственными глазами, никогда не смог бы вообразить себе, насколько этот дворец превосходит какое бы то ни было иное царственное строение. Это тоже такое новое качество.
Боковые нефы базилики— не сквозные, как это было традиционно, а образованы цепью одинаковых квадратных помещений, перекрытых сводами. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном.
Творение это само свидетельствует о том, насколько оно прекрасно, возвышаясь от уровня земли до уровня фонаря на 134 локтя, в то время как сам фонарь имеет 36 локтей, медный шар – 4 локтя, крест – 8 локтей, а все вместе 202 локтя и можно с уверенностью сказать, что древние в своих строениях никогда не достигали такой высоты и никогда не подвергали себя столь великой опасности, желая вступить в единоборство с небом, – ведь поистине кажется, будто оно с ним вступает в единоборство, когда видишь, что оно вздымается на такую высоту, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся подобными ему. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1421-1428).
В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов». Это были соперники Медичи.
Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы».
Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола, а также связующие и обрамляющие элементы (круглые медальоны, наличники окон, ниши) вырисовываются своими четкими очертаниями на светлом фоне оштукатуренных стен.
Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Первоначально здание имело только семь осей и три больших арочных входа в первом этаже, окна в заложенных боковых арках были сделаны позже. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя.
Он был тяжелее, чем у Гиберти, на 7 килограммов. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Можно видеть его высоту.
Скажем, на праздники, Благовещение, делали такую мистерию, где ангел слетал при помощи вот такого подъемного механизма, взлетал под купол и потом спускался к Деве Марии. И удивительно было слышать странные и различные заключения по такому делу ибо кто говорил, что надо от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба другие – что хорошо было бы сделать купол из туфа, чтобы облегчить его вес. Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. В 1398 году Брунеллески вступил в "Арте делла сета" и стал золотых дел мастером. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры.
Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях. Купол закончен в 1431 г., апсиды его барабана — в 1438 г., а балюстрада — в 1441 г. После окончания строительства купола до верхнего кольца и освящения собора в 1436 г. был объявлен конкурс на модель фонаря победителем снова вышел Брунеллеско.
Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». Также ко времени его работы в качестве ювелира принадлежат две полуфигуры пророков (в квадрифолиях) и две фигуры отцов церкви (Амвросия и Августина).
Некоторые сходились во мнении устроить шатровый свод, подобный тому, что венчает баптистерий Сан-Джованни. Он становится одним из претендентов на украшение вторых дверей баптистерия Джованни во Флоренции (первые были уже украшены Андреа Пизано). Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Консулы остались в собрании весьма смущенные как слишком трудными проектами первых мастеров, так и последним проектом Филиппо, по их мнению, глупым, так как им казалось, что он запутал свою задачу двумя вещами: во-первых, сделать купол двойным, что было бы огромной и бесполезной тяжестью во-вторых, построить его без лесов. Это было нечто большее. Флоренция оказалась окруженной широким кольцом крепостей. Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. Одна легенда рассказывает, что обоим мастерам было предложено разделить работу поровну.
В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). Капелла была заказана семейством Пацци. Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол».
Так оно называется, такое длинное название. Круг его деятельности и интересов не ограничивался архитектурой. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр.
Что он тогда будет делать. И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. Существует мнение, что победа Гиберти была результатом интриг в комиссии. Его творческий метод заключался в том, что в качестве модуля использовался диаметр колонны, план строился на основе квадрата.
Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Франкль).
Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св. Снова его друг-соперник переходил ему дорогу. Почему он ничего не делает. Брунеллески является одним из «отцов» и гениев Раннего Возрождения и его значение в развитии архитектуры столь же велико, как роль Мазаччо в живописи и Донателло в скульптуре.
При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. Он следил за каменотесами, чтобы камни были без трещин и прочные и давал им модели подкосов и стыков, сделанные из дерева, воска, а то и из брюквы также поступал он и с кузнецами для скоб янки. Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Боковые крылья и двор пристроены позднее. И, может быть, даже то, как выглядит сегодня Флоренция, мы обязаны прежде всего Козимо Медичи, а потом его внуку Лоренцо Великолепному.
Внутри здание сильно перестроено. Из Флоренции он уехал в Неаполь. А где же Лоренцо. рис. Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе.
Впоследствии, когда капитаны гвельфской партии решили построить здание, а в нем залу и приемную для заседаний их магистрата, они это поручили Франческа делла Луна, который, начав работу, уже возвел постройку на десять локтей от земли и сделал в ней много ошибок и тогда ее передали Филиппо, который придал дворцу ту форму и то великолепие, какие мы видим нынче.
как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». Они пользовались огромным успехом. Однако вступление в цех еще не давало аттестата, он получил его лишь шесть лет спустя, в 1404 году. Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город.
Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство.
Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций. Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей». Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески).
8). Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство. Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться. Помимо этого он интересовался математикой изучал военные и промышленные машины.
Петра-мученика в особенности же потому, что и у кармелитов уничтожили такого рода машину, так как она оттягивала вниз матицы, подпиравшие крышу. В эту балку было вправлено кольцо, которое держало на весу и в равновесии полушарие, казавшееся человеку, стоящему на земле, настоящим небесным сводом. Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти.
Но тоже мы видим, что торжествует вот этот вот античный, такой на Рим, даже не на Грецию, а именно на Рим ориентированный стиль, так как для них античность, конечно, с Римом была связана. Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Второй источник включен в известную серию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и во многом повторяет очерк Манетти, в том числе и его различного рода неточности и ошибки, которые выверяются современными исследователями по архивным документам. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV.
Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. Впервые в западноевропейском зодчестве внешняя форма купола определилась не только формой и перекрытием внутреннего пространства, но и осознанным с самого начала стремлением выявить это пространство во вне впервые архитектурно-художественное значение купола определяется его наружным пластическим объемом, получившим выдающуюся роль в ансамбле города. — храме Минервы Медики).
Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Здание приписывают также Альберти. Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание фактически является её ажурной «стеной». Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике.
Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов.
Вернулся из Рима и Филиппо. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. От Брунеллески потребовали раскрыть свои секреты. Это изобретение первым удостоилось патента, выданного мастеру во Флоренции в 1421 году. 11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом.
Он ответил: «Пусть тот, кто сумеет поставить яйцо стоймя на мраморной доске и возводит купол». А на углах всех восьми скатов здание должно быть сцеплено зубьями в толще кладки и точно так же опоясано венцом из дубовых балок по всем граням. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола. С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона.
В 1434 году Буджано убежал из дома, взяв все деньги и драгоценности. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. 26). В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг.
В результате конфликта Филиппо оказался в долговой тюрьме. Альберти в «Трактате о живописи». То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана.
Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость.
Так он еще глубже проникся духом античности. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия.
По углам ряд колонн имеет по пилястре, над каждой из них покоится архитрав, который тянется над всеми арками. Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. Фундаменты пилонов купола были заложены уже в 1380 г. В 1404 г. в состав строительной комиссии вошли Брунеллеско и Лоренцо Гиберти.
«В детстве, подмастерьем в ювелирном цеху, он овладел искусством рисунка и живописи, резьбы по дереву литья из серебра и бронзы, каменной кладки, чернения и эмали. Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «. К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Остальные пятеро уже снискали славу и почет, особенно Якопо делла Кверча.
И вот Брунеллески-то с этим и справился. И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать. Вот сохранилась деревянная модель этого купола, чудесным образом как-то сохранилась и здесь, конечно, видно, как работала мысль Брунеллески. Его отец занимал видное положение и в качестве доверенного лица «Совета десяти» (чрезвычайной комиссии) совершал дипломатические поездки в соседние государства.
Флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. Не преминул он научить и тех, кто работал в интарсии, то есть в искусстве набора цветных сортов дерева и настолько их воодушевил, что ему следует приписать хорошие приемы и много полезных вещей, достигнутых в этом мастерстве, а также много отличных произведений, которые в то время и на долгие годы приносили Флоренции славу и пользу. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были. Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил».
Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер.
Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен. Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато – в эти города ездил регулярно иногда несколько раз в год.
То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче.
В конкурсе вместе с ним приняли участие Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и ряд других мастеров. На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли.
Итак, он сделал модель церкви, а также обители для братии в том виде, в каком они существуют поныне. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению.
Тогда же, собираясь закончить галерею, он сделал для нее целый ряд рисунков, оставшихся после его смерти в попечительстве, но ныне пропавших благодаря нерадивости должностных лиц.
Впоследствии капелла была сильно изменена по отношению к оригинальному замыслу. Брунеллески укреплял берега Арно, строил мосты. Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам.
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола. Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения. Брунеллески увлекается архитектурой, а Донателло – скульптурой.
Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте.
Это разнообразие (лат. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее).
Входы в здание расположены по главной оси двора.
Для них античная культура, античная архитектура была маяком. 6).
Сохранилась «Новелла о Грассо» Антонио Манетти, где Брунеллески выступает в качестве одного из главных героев. А что если Филиппо долго проболеет. Так, например, что общего между нежным лиризмом палаццо Пацци и суровой торжественностью палаццо ди Парта Гуельфа, между воздушной капеллой Пацци и монументальной Санта Мария дельи Анджели. Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения сочеталось с характерным для готической архитектуры стрельчатым очертанием свода, также способствующим уменьшению распора. Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу. 10).
Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. Затем, после тринадцатилетнего перерыва, с 1418 года он регулярно избирался в Совет дель Дудженто и одновременно в одну из "палат" – дель Пополо или дель Коммуне, причем не пропускал почти ни одного заседания. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато.
Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Самым красивым и величественным был купол Брунеллески. Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо.
Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио. Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша.
И поистине герцогу Козимо ничего не могло достаться в руки более достойного могущества и величия его духа, чем этот дворец, который, можно подумать, действительно был построен мессером Лукою Питти по проекту Брунеллеско именно для его светлейшего высочества. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи.
Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод. Согласно Манетти, в 1425 году Брунеллески написал две ведуты с применением данного метода и с использованием специального устройства наподобие камеры-обскуры: на одной изображался баптистерий Сан-Джованни, на другой – вид площади Синьории. Зиновия. Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период. В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео.
Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна. Он изобрёл трёхскоростную лебёдку со сложной системой шестерёнок, шкивов, винтов и карданных валов, приводимую в движение парой быков, которые вращали деревянный рычаг.
Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом. Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа. 13).
Конечно, Брунеллеско является пионером в создании новых архитектурных типов и жанров, будь то центрально-купольная композиция, базилика или палаццо. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к.
Многие пытались и, естественно, у них ничего не вышло.
Филиппо же, потративший на работу столько лет, чтобы получить этот заказ, со своей стороны, не знал, что делать и не раз готов был покинуть Флоренцию. В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей).
Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера.
И, к сожалению, несколько построек, в том числе и эту, Брунеллески не довел до конца, но и сами Пацци тоже не смогли ее довести до конца. На настроение Брунеллески, без сомнения, повлиял и поступок его приемного сына – Андреа Лаццаро Кавальканти по прозванию Буджано. К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ.
То есть это тоже было все соединено и с философией и с медициной, так как опять же алхимия, драгоценные камни обладали целительными свойствами и так далее. Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». Простота и завершенность композиции здания оказались в явном противоречии с его культовым назначением, так как отсутствовал хор. Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем).
Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину. Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял.
А каменщики, со своей стороны, уволенные и потерявшие работу, а к тому же еще посрамленные, не имея работы столь выгодной, послали посредников к Филиппо: они-де охотно вернулись бы – и заискивали перед ним, как только могли. Но нужно помнить, что в то время профессия обычно переходила «по наследству» от отца к сыну, уже с 12-13 лет мальчики были прикреплены к мастерским и их сфера деятельности была определена заранее и до конца дней. Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь).
Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ).
Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период.
Широкая трехмаршевая лестница связывает двор со вторым этажом, где были приемные помещения с главным залом, украшенным богато кессонированным деревянным потолком, а в левом крыле — маленькая часовня. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. Также и для мессера Луки Питти сделал Филиппо проект роскошного и великолепного дворца, вне Флоренции, за воротами Сан Никколо и в месте имени Рушано, во многом, однако, уступающий тому, который Филиппо начал для того же Питти в самой Флоренции он довел его до второго ряда окон в таких размерах и с таким великолепием, что в тосканской манере не было построено ничего более исключительного и более пышного.
Это был своеобразный реванш, взятый Брунеллески после провала при осаде Лукки.
Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок. Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю».
В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера.
5). Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы.
В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено. Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Его оплакивали бесчисленные его друзья, художники, в особенности же самые бедные, которым он постоянно оказывал благодеяния. Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata).
Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско. Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему. Слова Микеланджело оказались пророческими.
Выбранный Брунеллеско парусный свод, давно забытый в Италии, обладал всеми необходимыми статическими качествами: при тех же размерах основания и высоте подпружных арок, что и у крестового свода, он имел большую стрелу подъема и, следовательно, меньший распор. Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать.
Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти. Он включен в сложные отношения с миланскими герцогами. После того как Лоренцо Гиберти получил заказ, Филиппо и Донато сговорились и решили вместе покинуть Флоренцию и провести несколько лет в Риме: Филиппо – чтобы изучать архитектуру, а Донато – скульптуру.
Это правда. И Палаццо Питти – еще один дворец. Немаловажное значение в планировочном решении сыграло расположение здания во дворе средневекового монастыря Санта Кроче. Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420-1436), возведенный над построенным еще в XIV веке собором Санта-Мария дель Фьоре. Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Кроме того, есть вероятность, что он и раньше занимался зодчеством, просто за пределами Флоренции или даже Италии (хотя этому нет подтверждений).
Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. Эти восемь ангелов, поддерживаемые упомянутым выше железным прутом, снижались при помощи постепенно опускаемого блока из полости полушария на восемь локтей ниже уровня поперечных балок, несущих крышу, причем таким образом, что они были видны, но сами не закрывали вида тех ангелов, которые помещались по кругу внутри полушария. по уставу монахи не могли общаться с миром. Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди.
Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ. Во дворце, занимаемом Синьорией, он наметил и разбил все те комнаты, где помещается контора служащих ломбарда, а также сделал там и двери и окна в манере, заимствованной у древних, которою в то время не очень пользовались, так как архитектура в Тоскане была чрезвычайно грубой. О Филиппо Брунеллески сохранилось несколько биографических очерков.
Однако все это не помешало Филиппо три года спустя снова "вступить в бой, не боясь риска". Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти).
При этом они поставили одно условие. Около 1420 года, то есть тогда, когда шли особенно горячие споры о том, как воздвигнуть купол флорентийского собора, Брунеллески построил две капеллы – в Сант-Якопо Сопрарно (не сохранилась) и в Санта-Феличита (сильно перестроена в позднейшее время). Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. К этому событию городская коммуна тщательно готовилась.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной». Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ).