Подготовка учащихся к сочинению-рассказу по картине Федотова «Свежий кавалер» (Упражнение 228) – Картина имеет и другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест». В своих более поздних работах Федотов последовал совету мэтра. Описание картины П. А. Федотова Свежий кавалериз этих кусочков напиши сочинение сам. Жанровая сценка из жизни небогатого чиновника, занимающего небольшую должность отражает совсем небольшая по своим размерам картина Федотова «Свежий кавалер», которая была написана можно сказать в карикатурном стиле в 1847 году. Только почему вспомнили мы гоголевского героя, рассматривая картину Федотова «Свежий кавалер».
Картина Федотова, написанная в 1846 году, носила сразу несколько названий: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки». «свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки»— картина русского художника Павла Федотова (1815—1852), датированная 1846 годом. Картина Федотова, написанная в 1846 году, носила сразу несколько названий: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки». «свежий кавалер» Павла Андреевича Федотова – это первая картина маслом, которую он написал в своей жизни, первая законченная картина. Федотова «Свежий кавалер» передает зрителю эпизод из жизни чиновника.
«свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик» или «Последствия пирушки»— картина русского художника Павла Федотова (1815—1852), датированная 1846 годом.
Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. Вот таким образом-то орден так и вдохновил его. Эти полотна остроумны и во время жизни мастера были настоящим откровением. Но как жили художники в то время. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили. Гоголь в «Невском проспекте» писал: «Есть офицеры, состоящие в Петербурге и какой-то средний класс не хотят видеть дочерей ни за кем, кроме генералов или, по крайней мере полковников». Таким образом выходит, чтостолкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть исвойства личности, здесь изображенной и отношение самого художника к теме и герою своей работы. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Такой выбор литературы говорит не в пользу героя. Слайд 19. Ну, написал художник картину и, допустим, ее продал. Но фигура чиновника, мне кажется, во многом карикатурна. Получив орден он загордился. Всеобщей милитаризации отвечала реорганизация системы военного образования. Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни.
Картина Свежий кавалер – точное воспроизведение действительности во всей ее полноте. На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа. Отец художника мечтал о военной карьере для сына.
Всё было естественно и натурально. Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Таким образом выходит, чтостолкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть исвойства личности, здесь изображенной и отношение самого художника к теме и герою своей работы. Она называется «Свежий кавалер». Главный герой живет в роскошном доме, возможно, когда-то он был владельцем огромного состояния, но давно все промотал. Свободные вечера обычно проводил в семье своего приятеля Павла Родивановского, сестры которого любили музыку и пение. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно.
Неслучайно у Майкова возникла мысль, что накартине изображены и тараканы. Доходило чуть не додемонизации. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует на этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника». Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный.
К стулу прислонилась гитара с оборванными струнами. Да и кто оценит орден Станислава. Главный герой не обращает внимания на ее слова.
То есть праздник был очень шумным. Еще анкор» — бесконечно повторяет он, не замечая абсурдности этой фразы («анкор» по-французски как раз и означает «еще»). «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
«Анкор, еще анкор. » (Слайд 18)Маленькое, как и всегда у Федотова, полотно неокон-ченной картины «Анкор, еще анкор. » представляет зрителю будни офицера николаевской армии, отбывающего службу в каком-то глухом углу России. Это орден Станислава третьей степени. На следующий день его не стало. Ивообще – оказался невероятно талантливым человеком.
А. П. (Слайд 24)Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме вот он играет в карты с полковыми товарищами пишет портрет собачонки Фидельки его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой и т. д. и каждый раз изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально. Для полотен первых лет характерны ирония и острота сюжетов, а в дальнейшем Федотов овладел и искусством психологической драмы, примером тому его поздние картины «Вдовушка» (1851) и «Игроки» (1852). Э. Кузнецов, указывая, что автор не только изобразил бедную обстановку, но и сам характеризовал своего героя как честного труженика, всё же считает его стремящимся самоутвердиться за счёт прислуги.
Художник смеется над своим героем, так пафосно реагирующим на получение ордена Станислава. Потомон мог пойти кзнакомому граверу и заказать емугравюру со своей картины. Так известный русский критик Владимир Стасов в 1882 году писал об изображённом чиновнике: «Перед нами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем более не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу.
У ордена Белого Орла была только одна степень, а у Станислава– четыре. В них он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Но дело в том, что за разрешением нужно было преждеобратиться в Цензурный комитет. Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846г. ) — сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Нагромождение предметов в «Свежем кавалере» их необычайно тесное расположение (отмеченное как отрицательное качество еще Брюлловым) обусловлено тем, что каждый предмет должен был дополнить рассказ о жизни героя.
Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. Ведь этот орден– первый. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Кстати, в этой газете о картине Федотова писали, когда он позднеепосетил Москву, где выставлял свою картину и выступал вместе с известным драматургом Александром Николаевичем Островским. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.
Неслучайно у Майкова возникла мысль, что на картине изображены и тараканы. laquoУтро после пирования по случаю полученного ордена. На картине Свежий кавалер художник показывает чиновника, который изображен в убогом окружении, в старом халате, необутый, с папильотками на голове и с орденом, нацепленном прямо на халат. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги.
Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Комизм фигуры главного героя создается за счет контраста в его облике, в первую очередь. Хотя, действительно, картина очень густо населена. Так Федотов сам описал картину. Современники утверждали, что Федотов обладал редким даром слова.
Проживший совсем недолго, но успевший стать знаменитым Павел Андреевич Федотов (1815-1852) впервые в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ повседневности. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.
Проживший совсем недолго, но успевший стать знаменитым Павел Андреевич Федотов (1815-1852) впервые в русском бытовом жанре попытался дать критический анализ повседневности. Но она еще наполнена и запахами. Рисовал он везде — дома и на улице, в департаменте и на рынке Крылов оказался прав — наблюдательность художника, острота его критического взгляда позволяли ему схватывать самую суть события, сатирически изображая неприглядную действительность Художник удвоил свой труд по изучению приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Острое недовольство собой, кажущаяся тщетность попыток стать «настоящим художником», постоянные мысли о деньгах — все эти переживания пагубно сказались на здоровье Федотова. Тут важноупомянуть, что художеству начинали учить очень рано: девяти-, десяти-, одиннадцатилетних детей помещали в классы Императорской академии художеств. В ответ кухарка протягивает ему рваный сапог.
На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор – тогу. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный. Всё это подаётся скорее с мягким юмором, чем с уничижительнымсарказмом. Соединение на небольшом холсте несоединимых на первый взгляд предметов заостряет комизм сцены почти до гротеска. Сам Федотов так описал свою картину: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Как только не называли кавалера критики: «разнузданным хамом», «бездушным чиновником-карьеристом».
Каким образом произведения Федотова попали на глаза баснописцу Крылову неизвестно, но он сразу же уловил суть дарования художника-военного и даже написал ему письмо с призывом оставить «солдатиков и лошадок» и «отдаться своему настоящему призванию – изображению народного быта». Кошка вообщечасто встречается у Федотова, например, в его картине«Сватовство майора». Следовательно, картина наполнена звуками. И хоть смотреть на картину весело, но, стоит лишь задуматься о том, что такой герой живет во все времена и его можно встретить в любом тысячелетии, от этого сразу становится грустно. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». «Сватовство майора» (Слайд 15)Главное произведение Федотова — картина «Сватовство майора» (1848) изображающая сцену приема жениха – офицера купеческим семейством. Испытывая неодолимое влечение к искусству, он выходит в 1844 в отставку в чине штабс-капитана. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. «Свежий кавалер» – картина, после которой Павел Федотов проснулся знаменитым.
Федотов прекрасно знал и понимал жизнь своего героя – «винтика» в огромной бюрократической машине, мелкую сошку, чьи интересы никого не интересуют. Он получает мизерную зарплату (об этом говорит обстановка его комнаты), но желает жить «по высшему разряду». Слайд 25. Едко высмеять «пошлость пошлого человека», воспрепятствовать падению нравов в николаевской России — царстве лжи, лицемерия и расчета — такова была цель П. А. Федотова, когда он писал свои небольшие жанровые картины.
Вот под стулом валяется раскрытая книга Ф. Булгарина. Следовательно, картина наполнена звуками. Гоголь в «Ревизоре», был, пожалуй, порадикальнее в обличениях, чем художник Федотов. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. В 1847 году «Свежий кавалер» был представлен на суд публике и вызвал настоящий фурор, принеся славу своему создателю.
Там он впервые начал рисовать. А Федотов был уже слишком взрослый, ему так исказал сам Брюллов. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. 4.
Да и этот роман его, видно, не сильно увлек, если он валяется под стулом. Художник изображает своего героя с поразительной остротой и точностью.
«Гоголь русской живописи» — говорят иногда о Павле Андреевиче Федотове (1815—1852) и это сравнение правомерно. Главным героем полотна является, безусловно, сам чиновник. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Тут надо рассказать немного о системе орденов, существовавшей на тот моментв России.
Этим он все сказал. rhinocros– носорог) шкуры не дрогнет». полк посетил великий князь Михаил Павлович, которого гвардейцы встретили шумной овацией. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги.
Это – один из самых популярных беллетристов того времени, писавший низкопробные приключенческие романы. А что потом. Известный русский художник и критик А. Бенуа писал, что «в сущности Федотов был заодно с теми людьми, которых он изображал». Федотовский «герой», как считает искусствовед Т. Карпова, «весьма распространённый в России тип «домашнего деспота», который вынужден везде за пределами своего домашнего круга гнуть спину, пресмыкаться, терпеть унижения начальства. Для полотен первых лет характерны ирония и острота сюжетов, а в дальнейшем Федотов овладел и искусством психологической драмы, примером тому его поздние картины «Вдовушка» (1851) и «Игроки» (1852).
Но все было тщетно, болезнь прогрессировала и в 14 ноября 1852 г. художника не стало. Вступительное слово учителя МХК. Следовательно, картина наполнена звуками. Да, представившаяся глазам сценка должна поучать. Но они тоже дополнили интерьер тесного помещения.
Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили. (Слайд 13) Cначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи. Судя по бардаку в комнате, празднование было веселым.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Ведь это самая низшая награда, которую только может получить человек на службе. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор –тогу. Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин».
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. В то же время В. Солоухин замечает, что поведение чиновника вкупе с гитарой и следами попойки «говорит скорее о его веселом, общительном нраве», а реакция кухарки— о том, что между ними «скорее панибратство и фамильярность, нежели острая идейная борьба». Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Между тем никакого жесточайшего обличения в «Свежем кавалере» нет. В 1846 году он создал свою первую значительную картину – «Свежий кавалер». В названии одной из его графических работ звучит полуироничный-полугорестный вздох художника: «Эх, русская барыня, напоказ живешь. » Так же, напоказ, живет и персонаж картины «Завтрак аристократа». Ноона еще наполнена и запахами. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
В ответ кухарка протягивает ему рваный сапог. Что еще мы видим. Таким образом у него могло оказаться изображение, которое можно было тиражировать. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы».
Рядом с книгой стоит гитара – таким образом художник очертил круг интересов чиновника. Тощий беспородный кот терзает обивку стула. Но в убогой обстановке его комнаты они выглядят смешными и жалкими одновременно. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова. Однако обо всём по порядку.
На укрытом скатертью столике стоят в беспорядке бутылки, тарелки, на газете «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» лежит кусок колбасы. Павел Андреевич Федотов, можно сказать, зачинатель жанра в русской живописи. Художник изобразил девушку в национальном костюме и прекрасно передал всю его красоту. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.
В литературе его подхватил Гоголь, в живописи – Федотов. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Нам сразу рисуется вся история жизни этого человека. Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать.
Видим, что повалиласьпосуда со стола, бутылки. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Горячо принялся он за вторую работу «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара», но испытывая нужду в деньгах, решился и эту картину преподнести великому князю в неокон-ченном виде. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве, крупнейший художник 1840-х годов, П. А. Федотов на «сцене» своих живописных и графических произведений ставил комедии, близкие гоголевским. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь».
Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный. Равные по должности наверняка позавидуют, а те, кто выше, лишь посмеются.
Герой вынужден жить в крохотной каморке, где одна вещь «теснится» на другой, все навалено и перемешано. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. 1. Видимо, в своих мечтах «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа», задрапировался в засаленный халат, как в античную тогу и воображает себя ни много ни мало величайшим героем древности. Первые наброски будущего шедевра появились ещё в начале 1840-х годов. К стулу прислонилась гитара с оборванными струнами.
У стола валяются скелеты селёдки и черепки разбитой посуды. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». Ни указ она ему.
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Федотов – известный русский художник 19 века, работавший в жанре портрета и бытовых зарисовок. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Тут же лежат щипцы для завивки волос.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Как и в других своих более поздних полотнах, автор дал поэтический комментарий для этого произведения в стихотворении «Картина «Свежий кавалер» или Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь». В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Картина датирована художником 46-м годом, выставлялась она на выставках в 1848 и в 1849 годах, а в 1845 году, то есть за три года до того, как картину увидела публика, было приостановлено награждение орденом Станислава. Взгляд Федотова язвителен – но и только. Данный предмет, кстати, как и папильотки, говорят о «потугах» героя выглядеть и быть «камильфо».
Герой вынужден жить в крохотной каморке, где одна вещь «теснится» на другой, все навалено и перемешано. Тут же лежат щипцы для завивки волос. На задней стене виднеются картины в рамах и кинжал кавказского типа.
Но насколько это вдохновило героя, какие мечты возбудило в нем. Теперь комната молодого человека напоминает лачугу пьянчуги. Один из стульев рвет когтями кошка. Художник смеется над своим героем, так пафосно реагирующим на получение ордена Станислава. К стулу прислонена гитара с порванными струнами, на спинке этого стула висит форменный мундир со значком «За 15 лет беспорочной службы».
Интересно, что остатки вчерашней колбасы на столе завернуты в газету. Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души. Второе название полотна «расшифровывает» нам это событие: художник запечатлел утро чиновника, получившего свой первый орден. Так Федотов сам описал картину.
Тесная комнатка заставлена разномастной мебелью. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Письмо это вдохнуло в Федотова новые силы, он с удвоенной энергией принялся за работу. Художник изображает своего героя с поразительной остротой и точностью.
Рядом с гитарой, на полу, валяется раскрытая книга – роман Фаддея Булгарина «Иван Выжигин», говорящая о «духовных запросах» героя. Под стулом лежит раскрытая книга— это популярный социально-нравоучительный5 роман Ф. Булгарина «Иван Выжигин». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение: «Поздравляю вас, вы меня обогнали. » (Слайд 14)Брюллов сделал все, чтобы их автор получил звание назначенного в академики и денежное пособие для создания программной работы. Сначала ими награждали только поляков, позднее стали награждать и русских. Это значит, что раздался стук падающей мебели. Судя по всему, это мелкий чиновник, «маленький человек», такой же, как Башмачкин из «Шинели» или Хлестаков из «Ревизора» Н. В. Где завелась дурная связь, там и великий праздник — грязь».
Здесь, в Петербурге, другой дух — столичный. Видим, что повалилась посуда со стола, бутылки. Кошка вообще часто встречается у Федотова, например, в его картине «Сватовство майора». То, чтокухарка в платке, а не в повойнике, головном уборе замужней женщины, означает, что она – девица, хотядевичий платочек ей тоже не полагается носить. П. А. У стола валяются скелеты селёдки и черепки разбитой посуды.
Его служанка, простая женщина, которая начинает его укорять за беспорядок, очень обеспокоена поведением своего хозяина, но его это не очень то и волнует, так как он считает, что она ему не указ. В его первой картине русская живопись, смеясь, расставалась с академизмом. Такой работой стало «Сватовство майора», единогласно одобренное Советом Академии, присвоившим Федотову звание академика. В чем сюжет картины. Непонятно, как в этой суете появилась кошка и клетка с птичкой. IV. На столе мы можем видеть оставшуюся с вечеринки колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете и непростой, а на «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции».
Тощий беспородный кот терзает обивку стула. (Слайд 1-2). Учитель МХК (продолжение знакомства учащихся с жизненным и творческим путём художника).
В комнате героя царит большой беспорядок. Но насколько это вдохновило героя, какие мечты возбудило в нем. Рядом с гитарой, на полу, валяется раскрытая книга роман Фаддея Булгарина Иван Выжигин, говорящая о духовных запросах героя. И все-таки Федотов старательно и много работал, и в результате его первая законченная картина маслом (до этого были акварели, небольшие эскизы маслом) сразу привлекла к себе внимание ио ней много писала критика.
Герой вынужден жить в крохотной каморке, где одна вещь «теснится» на другой, все навалено и перемешано. Владимир Стасов известнейший критик и вдохновитель передвижников, красноречиво клеймил злобность, чванство, бездушие и «боготворение ордена»: «. Это значит, чтораздался стук падающей мебели.
И Павел Андреевич туда обратился после написания Свежего кавалера. Ее вид тоже говорит о бедности чиновника – животное худое и неухоженное. Но фигура чиновника, мне кажется, во многом карикатурна. Но страсть к живописи, к рисованию победила все остальное. Но насколько это вдохновило героя, какие мечты возбудило в нем. В первую очередь, о скудных средствах чиновника, о его мизерном жаловании. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Его картина «Свежий кавалер» (1846) как раз передает эпизод из жизни чиновника. Картина «Свежий кавалер» – точное воспроизведение действительности во всей ее полноте. Через три месяца была готова большая акварель«Встреча великого князя», которую художник осмелился представить самому главному действующему лицу. Это заманчиво и вместе с тем поучительно. Что еще мы видим. Одиннадцати лет от роду был определен в воспитанники первого московского кадетского корпуса.
Девушка подает барину начищенный сапог, ее больше ничего не заботит. Вся комната усеяна, как конфетти осколками битой тарелки, частями сломанного стула. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона.
Рядом зеркальце, бритвенные принадлежности и щипцы для завивки волос. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве. Гоголя. В 1848 году было написано не менее знаменитое «Сватовство майора».
То есть эта картина является визитной карточкой художника. То есть праздник был очень шумным. Однако симпатичная крепостная девка на картине – явно в более выигрышной позиции. А что потом.
В ней много иронии, но и глубоких человеческих эмоций. В 1846 году он создал свою первую значительную картину – «Свежий кавалер». На столе мы можем видеть оставшуюся с вечеринки колбасу, лежащую не на тарелке, а на газете и непростой, а на «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции». Ведь это самая низшая награда, которую только может получить человек на службе.
Этот предмет, кстати, как и папильотки, говорят о «потугах» героя выглядеть и быть «камильфо». Нам сразу рисуется вся история жизни этого человека. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Герой вынужден жить в крохотной каморке, где одна вещь «теснится» на другой, все навалено и перемешано. В каком-то смысле «Свежий кавалер» – двоюродный брат гоголевского Хлестакова.
Кроме того, она дает достоверное представление о жизни того времени, погружает нас в традиции и колорит эпохи первой половины 19 века. Вероятно, герой видит в этом ордене знак его дальнейшего продвижения по службе. Обращать внимания на какую-то служанку ему теперь незачем, ведь он стал важным человеком. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Значит, последуют и другие, все более значимые и важные. В 1848 году было написано не менее знаменитое «Сватовство майора». Насыщенность деталями, как обычно у Федотова, превращает картину в «живописный текст», который следует внимательно читать6.
Мне картина «Свежий кавалер» очень понравилась. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. Сатира художника актуальна всегда.
Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Он-де унижает слабого – свою кухарку (считается, что в картине есть и намёк на их сексуальную связь, житейское для своей эпохи дело). В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. «Свежий кавалер» – первая живописная работа П. А. Федотова, основателя бытового жанра в русском искусстве, художника-самоучки, во имя творчества отказавшегося от военной карьеры.
Данная зарисовка прекрасно демонстрирует это. Военных действий никаких, общества нет, чтением, как правило, не увлекались. Но в убогой обстановке его комнаты они выглядят смешными и жалкими одновременно. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный.
А Федотов был уже слишком взрослый, ему так исказал сам Брюллов. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Чем себя занять — неведомо Военную жизнь Федотов знал хорошо, вот таким образом ему и удалось так убедительно передать состояние человека, запертого в четырех стенах, не знающего, как заполнить свои дни, похожие один на другой, «убивая время, пока время не добьет его», по выражению самого художника. Главным героем полотна является, безусловно, сам чиновник. Тут же лежат щипцы для завивки волос. Художник и критик А. Бенуа хотя и писал, что в картинах Федотова «есть насмешка над очень мерзким и порицание очень позорного», одновременно отмечал, что тот глубоко сочувствует своим героям, делит их интересы и их сетования.
На двух стульях висит рабочий мундир героя, за которым, видимо, тоже нет должного ухода.