Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым. Картина Павла Федотова Разборчивая невеста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Павел Андреевич Федотов в 1847 году представил своим почитателям новую картину Разборчивая невеста.
В избе на лавке лежит офицер, полураздетый, босой. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. «Поздравляю вас, — сказал он Федотову, — вы меня обогнали».
На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. В ней борются противоречивые чувства. Шикарная одежда жениха – дорогой жакет, блестящий цилиндр, лаковые туфли – привлекает их куда больше, чем искренние чувства и гарантирует «удачный брак».
Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
Крылова он ставил чрезвычайно высоко в собственных баснях подражал Крылову как мог. Он взял известную басню «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась:«Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом и суть самого объяснения и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Из-за портьеры выглядывают радостно взволнованные родители, они возносят благодарение небу, подняв свои взоры к потолку. Это сатира на ту форму брака, которая была принята в так называемом высшем обществе. Как она называется.
Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. «Но в отставку не подавай — осержусь», — строго предупредил великий князь.
Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Федотов показывает решающий момент объяснения. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847)34. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Однако, как ни странно история картины имела неожиданное продолжение.
2017 П. А. Федотов. Рядом гитара. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами.
«Все это очень хорошо. – командует он, не подозревая, что по-французски анкор значит еще. Это один из самых поэтичных и обаятельных женских образов в русском искусстве. Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами он согласится два месяца дурно обедать». Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
Ее сюжет художник позаимствовал у Крылова. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации. В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Родители это понимают и с нетерпением ждут ее ответа.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Ж-4521)8910. На одной — перезрелая невеста, перед ней на колене стоит горбун с букетом. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века.
чужой. В собрании Государственной Третьяковской галереи была ещё одна копия, написанная Аполлоном Мокрицким. Очевидно, что вслед за этим объяснением последует брак-сделка, столь характерный в аристократической среде. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Словом, не до сердечных мук стало — только успевай поворачиваться. И такой забавой заняты длинные вечера офицеров. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Она внутренне сосредоточена и серьезна. ассигнациями в месяц».
По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку.
Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Художник уделяет большое внимание деталям обстановки— им показаны многие характерные черты купеческого быта2. Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Видимо, в жизни не все так однозначно, бывают и такие исключения. / Нет, в светлицу уйду. »46.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Перед этим Брюллову были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26.
Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. Картина П. А. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. Анкор, еще анкор. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. / По-старинному— в сизом платочке. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Он совсем не красавец, о каком девушка мечтала в юные годы. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности».
Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. В центре композиции – невеста, которую сватают майору, которая якобы из смущения пытается убежать в другую комнату. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». Этот счастливый майор, конечно.
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика3. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Перезревшая невеста, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты.
Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох. ». Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37. Все в картине мрачно и вызывает она тягостное, гнетущее чувство, с которым, вероятно, писал ее и сам художник. В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. На другой, более поздней, — старик-подагрик в мундире со звездой преподносит нареченной дорогие серьги. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи»5.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Душевная рана лишь иногда прорывалась в карикатурах, все более язвительных.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Картина «Разборчивая невеста» была написана П. А. Федотовым в 1847 году. От горестных мыслей спасала живопись. / Никогда с ними я не бывала».
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». — стыд какой.
Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Она уже не так молода, как раньше, таких женщин в те времена причисляли к старым девам.
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. Весьма сатирично и в то же время не без сочувствия характеризует он своих персонажей. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Мужчина желает услышать заветную фразу: «Я согласна. ». Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Федотов показывает решающий момент объяснения.
Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Кроме одного. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
Подобные браки случались тогда повсеместно. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418. Выражение томного восторга написано на ее лице.
Перед ней на одном колене стоит долгожданный жених. не понял подлинного смысла картины, а художние не стал ничего ему объяснять. «Разборчивая невеста». Намерение было благородное — почтить память баснописца, скончавшегося три года тому назад. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Все правильно поняли замысел художника, шутили по этому поводу.
В этих композициях все строится на рассказе, в каждой из них — много действующих лиц, характерных деталей, различных предметов, которые тоже «ведут» рассказ. Как-то после выставки в комнату Федотова вошел отставной седой майор в мундире и бросился к нему на шею. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена3. Он смотрит на невесту взглядом полным ожидания.
Они уже совсем отчаялись выдать дочь замуж и вот пришел потенциальный жених и родители надеются на положительный ответ. Свидание это было знаменательно. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Кроме одного. А сколько у вас душ крестьян. » — выпытывает расчетливая суженая.
Все находятся в ожидании решения невесты, ведь от ее слова зависит судьба всех присутствующих. На полу валяется его цилиндр, перчатки и трость. / Ой, стыд какой. Картина Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. В центре картины та самая разборчивая невеста, которая сидит перед женихом в пышном переливающемся платье.
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. «Разборчивая невеста»1847г. Холст, масло. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой.
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Картина переносит нас в захолустную провинцию, где стоит армейский полк. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
Федотова «Разборчивая невеста» изображает смешную сцену сватовства. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий. Мужчина желает услышать заветную фразу: Я согласна. Нет никакой поэзии, никакой романтики. Внешнее уродство жениха, жаждущего богатства, уравновешивается моральной уродливостью невесты.
Такой союз вполне мог рассматриваться как выгодный для обеих сторон: офицер в результате такого брака получал приданое, которое он мог использовать, чтобы поправить своё материальное положение, а купец таким образом получал возможность породниться с дворянином и тем самым возвыситься в глазах общества26. Последнее, законченное произведение Федотова со странным названием. В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Картина имела большой успех на выставке. Он в который раз был обласкан великим князем. Жених горбатый, уродливый и уже лысеющий.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Красота ее уже увяла, а она так и живет с родителями и не была замужем. «Ах Поль, это было всегдашнее мое желание. » — приписал Федотов внизу реплику дамы.
Девушка изображена за игрой на клавесине. И нам и современникам Федотова было очевидно, что брак этот не по любви, а по взаимовыгодному расчету: майору нужны деньги, купеческой семье – статус. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. Комната обставлена дорогой резной мебелью, здесь же стоит клетка с крупным попугаем. Художник отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией – скорее их образы пронизаны беспощадной сатирой. Как бы ни был уродлив жених, разборчивой невесте не из кого больше выбирать.
Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Картина Федотова Разборчивая невеста изображает смешную сцену сватовства. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Офицер развлекается – заставляет собаку прыгать через длинный чубук трубки. Комичность ситуации добавляют, судя по всему, родители невесты, спрятавшиеся за шторой и ждущие ответа. Родители, подглядывающие изза портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара».
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. Тогда круг их становится обширнее они достигают наконец до того, что женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепияно, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни»25. Однако искусство Федотова развивалось своим путем.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. На полу— кошка, «намывающая» гостей28.