Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Ничего не знаешь».
По своим художественным достоинствам «Игроки» уступают картине «Анкор, еще анкор. ». Огромную роль играют детали, так как в середине века появляются дагерротипы. Но это не было механическим подражанием театру.
С каким-то нарастающим в душе отчаянием он словно пытается «заговорить» своими записями несправедливость судьбы, доказывая безжалостному свету и благополучным согражданам, что талант, мысль и труд ценнее в этом мире, чем денежные мешки, чины и звания. Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека— все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись. / в ней, горемычной, год от года / сильней все требует законный долг природа.
Один из наиболее живучих социальных пороков – мздоимство, воровство. Венецианова «Гумно» мы видим крестьян, занятых привычной работой — сбором и обмолотом зерна. Люди на портретах Федотова чаще всего изображены без эффектных поз, в непритязательных, выдержанных в неярких тонах одеждах.
но даже и у нас на твердой земле» 7. Метод его творчества остался тем же, что и в период создания Сватовства майора, — Федотов по-прежнему внимательно вглядывался в действительность, по-прежнему постоянно и тщательно писал с натуры.
Это именно театр, граничащий с клоунадой. Подлинной жемчужиной творчества Федотова является портрет Н. П. Уже во «Вдовушке» не было развернутого действия, в еще большей степени это относится к новой картине. В варианте из Ивановского музея акцентируется прежде всего «слезная печаль» : черты лица вдовушки чуть одутловаты, лицо словно опухло от слез, а более тяжеловесная фигура утратила «преграциозность». Художнику были интересны народный язык и народная мудрость: «Он выражался чрезвычайно просто, даже употреблял простонародные выражения и обороты, но всегда так кстати, так всегда метки и бойки и определительны были его краткие выражения» 18. Федотов нередко прибегал к нейтральному фону.
«Вдовушек» на выставке три из четырех, созданных Федотовым (четвертая, самая лаконичная из Государственного Русского музея не приехала). В его басне «стихи и бальное платье (поэзия и наряды)» есть такие слова: «мы едем к зрелой барышне. Как писал И. С. По-прежнему любовно Федотов выписывал предметы обстановки. Этот образ по своей экспрессии принадлежит к числу лучших созданий Федотова. Между тем основной массив наследия художника – не живопись, а графика.
Отрицательный герой, как и в «Сватовстве майора», наделен привлекательной внешностью. Картины становятся более камерными, маленькими по размеру. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Исчезли или перестали выделяться, погруженные в полумрак, отдельные детали обстановки.
Пробуждение таланта Павла Федотова пришлось на годы службы в лейб-гвардии Финляндском полку (1834-1844). Людская вздорность и мелочность – синонимы никудышности и внутренней пустоты, заставляющие человека «делать из мухи слона», подобно героине сепий «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» (1844, обе – ГТГ). Вошел в моду капор (головной убор).
Впоследствии всю суть отношения Федотова к своим персонажам очень точно определит А. Н. Ее появление на академической выставке стало настоящим триумфом художника. Не случайно его портреты, небольшие по формату (а порой и крошечные), рождают в зрителе светлые, отрадные эмоции.
Прянишникову) он подчеркивает, отстаивая достоинство художника перед богачом: «Между нами вот разница – что не я узнал о вас, а вы про меня» 20. Лживые чувства демонстрируют и герои картины «Разборчивая невеста» (1847, ГТГ). Не прошло года, как он заболел. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Работая над «Вдовушкой», Федотов создал три варианта картины.
Завязалась дискуссия, поскольку многие были против такой теории, считая, что подобные нравственные сентенции способен высказать любой, тогда как сила искусства – в поучении через «зрелище изящного». Женская тема, тема брака были ему не безразличны. Любимым местом, где можно было резвиться с другими ребятишками, был сенник, откуда, сверху, открывался вид на соседние дворы, а все сцены, на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя как на блюдечке. От всего его живого облика веет свежестью и молодостью.
Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. В июне 1852 года Федотов был помещен в психиатрическую больницу. / Ей нужны женихи.
Художник, однако, не изображал события, случившегося в его семье. Художник охотно пользовался формой группового портрета, позволявшей сообщить композиции сюжетную завязку – например, акварельные портреты братьев Дружининых (1840, Русский музей) и офицеров Финляндского полка, среди которых находился сам автор (около 1840, Третьяковская галерея). Совершеннее стала и живописная техника художника.
Не хвастайтесь умением выбрать жену – нет, такого умения не существует. Естественный свет уступает место искусственному освещению. Почти одновременно с работой над «Вдовушкой» зрел замысел картины «Анкор, еще анкор. » (около 1851, Третьяковская галерея). В ней приоткрылась новая грань драматического таланта Федотова. П. А.
При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. К ночи Федотов выбился из сил и лёг спать. Приятели считали Федотова убеждённым холостяком. Вдовушка дошла до нас в четырех вариантах.
У Хогарта речь о бессильном даровании, унижающем себя своим графоманством. И увидеть «вживую» (а не в растиражированных репродукциях) акварели, рисунки, сепии, которые вытаскиваются из музейных хранилищ лишь по большим праздникам, – это редкая и счастливая возможность. Большой лист сплошь покрыт судорожно набросанными карандашом изображениями – мужские и женские профили, фигуры офицеров, обозначения карточных мастей, овечья голова, ребус с котом, скрипичные ключи, геометрические фигуры. Все трое изображены в полный рост на неспешной прогулке на одной из улочек в Москве.
Однако эта женская слабость нередко сопряжена с простительным кокетством, над которым художник лишь мягко иронизирует. Новое содержание искусства мастера требовало и соответственных новых средств выражения. Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик.
Акварель исполнена в Москве осенью 1837 года, когда Федотов получил отпуск. Попытавшись заняться освоением азов батального жанра у А. И. Одежда мужчин домотканная, состоит из зипуна, холщовой рубахи, портов, обвязанных на голени онучами и лаптей.
Самый распространенный порок, царящий в обществе, – ложь, принимающая разные формы: то вполне безобидные, как в случае с девицей, давшей слово двум молодым людям, оказавшимся друзьями («Неосторожная невеста», 1849-1851, ГРМ), то постыдные, как в сепии «Первое утро обманутого молодого» (1844, ГТГ), то устрашающие, как в позднем рисунке «Домашний вор (муж-вор)» (1851, ГТГ). Между тем фантасмагория, состоящая в том, что персонажи «Игроков» выглядят как вылезшие из картинных рам и несколько утратившие человеческий облик ночные призраки, усиливается общей атмосферой музейного зала: тени, отбрасываемые посетителями выставки на стены, до жути напоминают силуэты, написанные и нарисованные Федотовым (художник рисовал персонажей «Игроков» с манекенов). Насмешник над людскими слабостями и пороками становился философом. Новое произведение Федотова «Разборчивая невеста» (1847, Третьяковская галерея), написанное на сюжет одноименной басни Крылова, вводит зрителя в иную общественную среду – в нарядную гостиную дома сановника с положением. Отец Федотова, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере.
Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Видя себя продолжателем традиции нравоописательного и сатирического жанра в лице У. Хогарта, Д. Уилки, французских рисовальщиков П. Гаварни, Ж. Гранвиля, Федотов решительно обращается к произведениям «нравственно-критического рода». На мерцающем свете огарка построен весь психологический и живописный строй произведения. Молодая на коленях просит прощения – и за волосы и зубы, которые под венцом были не так в плохом состоянии и за всю мебель и приданое, которое было взято напрокат и теперь выносятся и, наконец, за то.
Федотов значительно расширил художественные возможности жанровой живописи. Женщины одеты в длинную домотканную рубаху, сарафан. Федотов».
Около двух лет трудился Федотов над своей картиной, окончив ее лишь в 1851 году. В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. На марке изображена репродукция картины «На прогулке» (1837, Государственная Третьяковская Галерея, Москва). Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. 20-я линия Васильевского острова», картина «Анкор, еще анкор», рисунки на синей бумаге для картины «Игроки», а в центре большая (увеличенная раза в три), подсвеченная и помещенная в подобие камина репродукция самих «Игроков» – оригинал хранится в Киевском музее русского искусства и по вполне понятным в нынешней ситуации причинам в Москве его показать не смогли.
/ на что поэзия. Ростопчиной (около 1850, Третьяковская галерея), Е. П. Содержание картины неизмеримо значительнее. В искусстве появляется тема одиночества души.
И Федотов позволяет ему быть таким: разным. Однако клетка не пустовала в его рисунках. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
В качестве напоминания о главных живописных работах Федотова приведем цитату из воспоминаний Андрея Ивановича Сомова историка искусства, главного хранителя Эрмитажа (и отца знаменитого художника Константина Сомова), который, еще будучи студентом Санкт-Петербургского университета, в 1849 году посетил выставку в Академии художеств, на которой демонстрировались три первые живописные работы Федотова (за одну из них, «Сватовство майора», художник получил звание академика): «Публика бродила по выставке, довольно равнодушно останавливаясь лишь на минуту перед тем или другим произведением, пока не добиралась до предпоследней из зал, выходящих на третью линию Васильевского острова. Ждановича и А. П. Отныне жизнь художника, полная лишений и невзгод, стала настоящим подвигом. Первый период творчества Федотова завершает картина «Завтрак аристократа» (первоначальное наименование «Ложный стыд», Третьяковская галерея), которую он начал писать в 1849 году. От непосредственного изображения печального события Федотов шел ко все более обобщенному и эмоционально углубленному раскрытию темы.
Жданович (1846-1847, Русский музей), неизвестного архитектора (1840-е годы, Русский музей), Е. П. А тем, кто действительно хорошо помнит его хиты, для которых даже слово «хрестоматийные» недостаточно хрестоматийно, предлагается столь (не)любимая студентами-искусствоведами игра-угадайка: сможете ли вы узнать самые известные картины Федотова по их небольшим фрагментам. Идея картины «Свежий кавалер» (1846, Третьяковская галерея), которую Федотов любовно называл «мой первый птенчик», долго зрела в его уме. Но недуг шел вперед неудержимыми шагами.
Утром Федотов в точности исполнил советы Брюллова. Многое в искусстве Федотова сближает его и с молодым Достоевским. Кроме одного. Да и герой картины не очень достоин насмешки.
В классической ясности и гармонии пропорций, пластических линий и цветовых соотношений, в тонко прочувствованном равновесии бытового и образного, мимолетного и вечного – обаяние одного из шедевров федотовской живописи, портрета Наденьки Жданович за фортепьяно (1849, ГРМ). Между тем мир, открывшийся Федотову в стихосложении, увлекал его не меньше, чем игра красок и гармония линий.
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. И хотя эта сценка явно нарисована со старательностью дилетанта, можно подивиться портретному сходству и тому, как здесь сопоставляются повадка чинных московских обывателей в неказистых тяжеловесных одеяниях и щегольская выправка петербургского офицера. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Двое крестьян управляются с повозкой. Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда.
Один из разделов называется «Полковой художник». У мужчин скромные сюртуки без украшений и высокие шляпы «боливар». Женитесь – пригодится» (1842-1843, ГТГ) или «Крестины» (1847, ГРМ) ирония по поводу винопития носит уже слишком горький привкус, поскольку пьянство героя оказывается тяжелым бременем семьи.
В карауле спал, гулял, чертил канву. Безусловно, Федотов был знаком с этой публикацией и акцент, сделанный автором на «народный» характер творчества английского живописца, был важен для человека, видевшего в искусстве инструмент воздействия на общественные нравы. Ему пришлось овладевать основами художественной профессии в таком возрасте, когда воспитанники Академии уже завершали свое образование. Далее – обещанная игра-угадайка.
Под впечатлением семейной драмы – вдовства сестры, оставшейся почти без средств существования, он задумывает картину «Вдовушка». Жданович (1846-1847, Русский музей), А. Легран (около 1850, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск). Труд был для него чем-то священным: «Я знаю, что человек без занятий в душе своей – враг каждому трудящемуся человеку. » 19. Впервые в творчестве Федотова появилась однофигурная композиция, которая требовала предельной психологической выразительности образа героя. ассигн.
Тем сильнее ее облик должен был выражать глубокую скорбь. Даже «шапки в воздухе» «ведут себя» почти портретно имея разные траектории полета. Вот Солнце захотело прохладиться немного – захотело воды хлебнуть.
Таков контраст между перезрелой невестой, жеманно прижимающей к груди букетик цветов и горбатым женихом, поднявшим для поцелуя ее руку и тем трепетным чувством, каким является подлинная любовь. На плоту дожидались Лермантова (он идет в караул). В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Вариант «с лиловыми обоями» ближе всего к ранним картинам Федотова с точки зрения описательных подробностей.
Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Шелковые длинные чулки стоят в Английском магазине 40 руб. Федотов работал над картиной упорно и долго. Наконец, я должен взять карету, так как на ваньке меня и к подъезду не пустят». Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
«Театральность» изображенной Федотовым сцены проистекала из его поразительного умения выявить узел драматического действия и показать это действие в развитии. И все» 5. Вот описание сепии «Первое утро обманутого молодого», составленное самим художником: «Обманутый во всем молодой в отчаянии схватился за голову. Но за внешней сдержанностью людей и неторопливостью их движений ощущается напряженная жизнь, проявляющаяся то в еле уловимой мимике лица, то в непроизвольном жесте руки, то в легком наклоне головы. Не пропустите этот лист с набросками, с прямоугольным вырезом в середине, – он висит справа при входе в «пещеру» с «Игроками» и многими посетителями остается незамеченным. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Последнему (как хронологически, так и территориально, то есть самому дальнему от входа) разделу выставки предпослан эпиграф из дневниковой записи Федотова: «Судьба, как неразмотанный клубок, каждая нитка не знаешь, цельная или с узлами, что такое и как велика, на чем конец намотан. В колеблющемся свете нагоревшей свечи еле видны участники сцены: офицер и его денщик. Но он продолжает быть человеком. В крайне обобщенном виде переданы предметы, наполняющие тесное помещение.
Первый шаг при попадании в этот раздел – «Вдовушка». Раздел выставки, названный просто «Сепии», в наибольшей степени отражает ее главную тему «театра жизни». «Дома играл на гитаре и еще с собакой» 3 «часу в 7-м пошел бродить и зашел ко всенощной стоял в алтаре и пересмеивался с юнкерами вышел, недостоявши. » 4 «отправился в Новую Деревню – в караул, в лабораторию. В черновике письма к покупателю своих картин (очевидно, Ф. И.
Эволюция творчества Федотова во многом отражала судьбу общественного движения в России. В отличие от более ранних произведений этого жанра, где обычно отсутствовало драматическое начало, картины Федотова всегда предполагают сюжетную завязку, развитие действия. Почтовая марка СССР из выпуска «Русская живопись XIX в. П. А. ассигнациями в месяц».
Развелись (дежурного по караулу не было). Драматическое действие, обстановка сцены разработаны в «Разборчивой невесте» с большей сложностью и мастерством, чем в предыдущем полотне. Ложным стыдом охвачен федотовский «аристократ», поспешно прикрывающий книжкой свой скудный завтрак – кусок ржаного хлеба – при появлении нежданного гостя («Завтрак аристократа», 1849-1850, ГТГ). В 1837 году «оклад» Федотова составлял 350 рублей серебром (около 1250 рублей ассигнациями). Женские платья стали напоминать правильную рюмку.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Уже в первой акварели нравственно-критического рода – «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, ГТГ) Федотов обращается к сюжету, обыгранному не только в «Ревизоре» Гоголя, но и в целом ряде других литературных сочинений эпохи. Картина «Сватовство майора» вызывает ощущение театрального представления.
«Чтобы понять, до какой степени этот труд был велик, нужно вспомнить необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое отвращение к рисовке предметов из головы, то есть без натуры перед глазами», – вспоминал Дружинин. Окончательный, третий вариант картины был написан в 1851-1852 годах (Третьяковская галерея). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Эпизод, запечатленный в картине «Свежий кавалер», был возведен Федотовым до степени характерного, общественного явления.
В варианте «с зеленой комнатой» изменяется и пространство – оно обступает фигуру более тесно, а черты лица героини приобретают сходство с ангельским ликом. «Вдовушка» – первая живописная работа, где Федотов целенаправленно уходит от прежде присущей его живописным полотнам остроумной описательности, от изображения события в сторону того, что принято называть настроением, состоянием. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно.
Таковы портреты Ф. Е. Если в карикатуре «Бельведерский торс» (1841, ГТГ) высмеивается пристрастие академистов к спиртному, а в рисунке «Пятница – опасный день» (1830-е, ГРМ) – соблазны для молодого офицера, то в акварели «Господа. Что делать. Художник почти закончил полотно, но нужное цветовое решение не находилось. Федотов шутил над собой в рисунках и не стеснялся показывать их друзьям и знакомым.
За сравнительно короткий промежуток времени с 1846 по 1852 год (год смерти художника) он написал несколько небольших картин: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», два варианта «Сватовства майора», «Завтрак аристократа», три варианта «Вдовушки», «Анкор, еще анкор. » и «Игроки». Ниже, на полотнище знамени, цитата из сочиненной некогда Федотовым для полка песни «То ли дело егеря», а над ней надпись «Радъ стараться» и далее неразборчиво «усрать (. ). ». Попыткой создания картин на батальные темы явились заказанные ему великим князем Александром Николаевичем акварели «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (обе – 1841-1842, Русский музей) и более поздняя сепия «Переход егерей вброд через реку» (1844, Третьяковская галерея). Среди крестьян все большее распространение получал картофель. – Началось с объяснения в любви.
Казнил он этих любимцев деликатно. ». Во сне ему явился Карл Брюллов, сказавший, что от прежнего замысла надобно отказаться. Родные художника были тесно связаны с мелкочиновничьей и купеческой средой старой Москвы.
Среди этого лихорадочного месива – рисунок с императором Николаем I, разглядывающим в лупу самого Федотова как экспонат какой-нибудь энтомологической коллекции (двумя годами раньше художник задумал картину «Николай I среди институток» и даже выполнил ее эскиз). Но в то время как переживания «аристократа» передавались с помощью экспрессивной позы и жеста, молодая женщина оставалась внешне бездейственной.
В роли слуги опять-таки изображен верный денщик Федотова, который один искренне оплакивал умершего. Но не образцы искусства – будь то Хогарт или любимые «малые голландцы» – побуждали к творчеству, а сама повседневная суета и житейские страсти. Так, в «Последствиях пирушки» («утро чиновника, получившего накануне первый крестик», 1846, ГТГ) зритель усмотрит вред от нерасчетливой жизни, от дурных сообщников, а «Сватовство майора» (1848, ГТГ) вызовет мысль об унизительном положении праздного человека ищущего поправки обстоятельств посредством нелепого брака. Тургенев в рецензии на пьесу А. Н. «Его реализм никогда не впадал в житейскую посредственность и облагораживался чистотой нравственных намерений, которые равносильны вкусу и истинно фламандским исполнением. » 2 – это замечание издателя Ф. И. В жизни Павла Федотова началась ярчайшая полоса.
Тут пили воду, пиво, трогали лягушек и выходящих из лодок девушек. Рукописи, книги, безделушки не были простыми атрибутами «обстановочного портрета», а вводили в атмосферу интеллектуальных интересов и повседневной жизни портретируемого. Для Федотова, не имевшего профессионального художественного образования, эта добровольная отставка была смелым и даже рискованным шагом. Тургенев в пьесе «Безденежье (Сцены из петербургской жизни молодого дворянина)» 12, герой которой, некто Жазиков, «на службе не состоит, а в Питере живет да деньги тратит». Преодолевший столько трудностей на пути к искусству, Федотов сравнивал талант с блеском алмаза: «Алмаз бесцветен – как хрусталь, как вода, как воздух – да искры есть». Пространный текст о том, что свет – это «толкучий рынок», заканчивается следующим рассуждением: «Что такое жениться. Это не были простые повторения, а развитие и усложнение первоначального замысла. Именно этот взгляд впоследствии ошибочно назовут критическим. Раздел выставки «Сцены из обыденной жизни» – это в основном карандашные рисунки, сочиненные на основе житейских наблюдений, – Федотов рисовал беспрестанно, с остротой, юмором, а иногда и ехидством фиксируя человеческие «повадки» в таких «типических обстоятельствах», которые не утрачивают актуальности до сей поры (как, например, в рисунке «Взяточник»).
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Но основным увлечением было все же рисование. Прошла неделя и вы плачетесь своею покупкою. «Вдовушка», как и «Завтрак аристократа», представляла собой однофигурную композицию.
Все – случай. По мнению психиатра Александра Шувалова, проанализировавшего клинический случай болезни Федотова уже в 1990-х годах, увеличительное стекло в данном случае «могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления».
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Брат навсегда твой Павел» 23. Все знали его обычную отговорку: Птичка дорожит веткой, а не золотой клеткой. Жданович за клавесином (1849, Русский музей).
Федотов много внимания уделил одежде портретируемых, себя он изобразил в детально прорисованном мундире офицера лейб-гвардии Финляндского полка, в то время как дома, небо и река изображены довольно схематично. Первые признаки болезненного состояния. Оптимизм сменился скепсисом, разочарованием.
В тексте к гравюре говорилось: «Сделайся землекопом, поденщиком и прежде всего спаси свое несчастное семейство от нищеты, а потом, спокойно отдыхая за черствым обедом, развивай свои поэтические помыслы» 8. Так Федотов писал о себе в шуточном стихотворении – его детство и ранняя юность прошли в Москве, в доме в Большом Харитоньевском переулке в Огородной слободе, где выращивались овощи для царского стола (в центре слободы находилась церковь Харитония Исповедника).
В ней наглядно проступает связь искусства Федотова с реалистическим театром, заметное влияние оказала на замысел художника комедия Гоголя «Женитьба». Всего два вопроса и два ответа: Когда началась болезнь. Но таланту тяжело развиться без поддержки, как цветку вырасти без солнца. Затеплица лишь сердце – перед Богом – во имя изящества, которого он центр и источник.
На смену ровному гармоничному освещению в «Сватовстве майора» пришло более контрастное сопоставление света и теней. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Женщины работали или босыми или в лаптях. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Яковлева (около 1846, Третьяковская галерея), П. В. А ей на что стихи.
Бенуа, заметивший, что «в сущности, Федотов был заодно с теми людьми, которых изображал. Крылова, прозорливо увидевшего в нескольких просмотренных ранних рисунках художника его огромный дар живописца «народного быта». Посыпались заказы, увеличились жалование и народная любовь. В декабре 1833 года Федотов переехал в Петербург и поступил на службу в лейб-гвардии Финляндский полк. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Утро. При всех несовершенствах социальной жизни «зло» для Федотова – не абстрактная губительная «среда», а свойство, присущее самому человеку, он его носитель. / А этот кредитор, / – Он и чистейшим девицам не должен быть в укор.
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Непринужденность поз, правдивость образов и обстановки составляли привлекательную особенность этих портретов. В одежде — основные изменения коснулись одежды верхних и средних классов общества. И это самое страшное свидетельство торжествующей бездуховности.
Подобные браки случались тогда повсеместно. Предельный лаконизм рисуночной техники, нарушение привычной логики построения пространства по законам прямой перспективы, фрагментарность фигур в этюдах к картине «Игроки» (1852, Киевский национальный музей русского искусства), даже синий цвет бумаги создают потрясающий психологический эффект, внушая почти ирреальное чувство тревоги и опасности. Вокруг этой проблемы закручиваются многие сюжеты драматургии 1840-х годов. Рядом в стеклянных витринах в том же зале Инженерного корпуса экспонируются предметы «из полковой жизни» времен Федотова, позаимствованные из Государственного исторического музея и Музея Пушкина: тесаки, сабли, чубуки, ружья игральные карты. В стихотворении «Со вчерашнего дня ее нет для меня», рассуждая о том, что же пленило молодую девушку в нем, Федотов пишет, что «тема жизни» его «Из любви спрядена, Добротой заткана И трудом скреплена».
Застали и что. Они отличаются ясно выраженными жанровыми чертами. В этом решении Федотова укрепил благожелательный отзыв великого баснописца И. А.
И теперь, по прошествии сорока лет, я смотрю на эти рисунки с крайне тяжелым чувством. Если нет и захочется себя проверить – выставка открыта до 14 июня 2015 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи. Островского, начало творчества которого приходится на те же сороковые-пятидесятые годы.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Со всей широтой развернулся талант Федотова народного бытописателя в картине «Сватовство майора» (1848, Третьяковская галерея). Деньги – их наличие или отсутствие – оказываются самым сильным фактором влияния на человеческий характер и взаимоотношения не только в служебных, но и в семейных делах. Но думается, что федотовская «прививка» русскому искусству избавила его от опасности погрязнуть в академическом бытописательстве или салонном жанризме, равно как и в прямолинейной журнальной сатиричности.
Путеводитель по выставке Павла Федотова слегка отличается от других путеводителей «Артгида». В сепии «Магазин» представлен целый набор житейских пороков, в том числе и мелкое воровство.
Федотов желал воплотить в нем свое представление о нравственной чистоте и «неземной» прелести женщины, противопоставив им прозаичность и жестокую несправедливость окружающей социальной среды. «После долгого труда ему удалось слить светло-лиловый фон с ярко-розовым цветом постели и тусклым мерцанием сальной свечи, при ярком дневном свете», – пишет Лебедев. Его называли «русским Хогартом» и «Гоголем в красках». На картине А. Г. Сравнивая между собой эти ступени постепенного вызревания замысла, нетрудно заметить, что с наибольшей настойчивостью Федотов работал над колоритом, в котором хотел выразить всю эмоциональную настроенность картины и над образом самой вдовушки.
Модель Федотова обычно пребывает в спокойно сосредоточенном состоянии. Отныне он должен был зарабатывать лишь своим искусством. В картине организующая роль принадлежит свету. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. На первый взгляд картина как картина.
Однако искусственность и фальшь их эмоций скрашиваются вполне искренней радостью отца и матери невесты, замерших в ожидании в дверях.
Федотов рисовал, даже находясь в лечебнице для душевнобольных (правда, случалось это в редкие моменты просветлений – большую часть времени он находился в смирительной рубашке из-за буйного характера помешательства, а лечили его при этом ударами кнута) и даже учил рисовать других пациентов. Вышло отменно. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства.
Возможно, продлись жизнь автора «Сватовства майора», он оказался бы в ряду «великих печальников» земли русской, привносивших в отечественную культуру свое личное переживание судеб людей и глубокое осмысление характера народа в драматизме его бытия. Островского «Бедная невеста», «тайна "возводить в перл создания" даже самую пошлость не всякому дается» 1. Не поддается однозначному толкованию и полотно «Анкор, еще анкор. » (1851-1852, ГТГ). Вся работа выполняется не спешно, без лишних движений. Очень жаль молодого человека, напуганного до смерти тем, что сейчас кто-то, чьи шаги он слышит, войдет и узнает, что аристократ, в сущности, нищ. Какое же сильное стремление к высокому искусству должно было пробудиться в нем, чтобы отказаться от однообразной, скучной, но вполне сносной полковой жизни ради туманного будущего «свободного художника». Чинам в беде – грозит солдатство.
Догорающая свечка освещает край алькова, фуражку покойного мужа-офицера изображенного на портрете на комоде рядом с иконой, серебряную посуду на полу, на которую прицеплены бирки с печатями: имущество описано, вдовушка должна съехать с квартиры. Интенсивней и ярче зазвучал колорит. Эта небольшая акварель была написана художником в Москве во время одного из отпусков. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». «Вдовушка» одно из самых поэтических произведений Федотова.
Вероятно их ожидает или присела отдохнуть группа крестьян на переднем плане. Молитесь только, чтобы попасть вам на честного продавца толкучего рынка» 14. Однако репродукция, будучи композиционным центром сумрачной пещеры, притягивает к себе зрительское внимание, при этом посетители обсуждают, главным образом, то, кто именно из игроков остался в выигрыше и почему на стене висят пустые рамы от картин (сами картины проиграны и холсты вырезаны из рам, чтобы достаться новому владельцу. ). Однако для творческого дара опасны и соблазны света, поглощающего в «мелочной визитной гонке», в хлопотах о нужных связях и модном антураже самое ценное – время.
В 1850 году на выставке в Московском училище живописи Федотов показал семь сепий «нравственно-критического содержания», которые он, вероятно, намеревался издать отдельным альбомом. Но применительно к Федотову это дело безнадежное: картины «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор» многие знают наизусть со школьной скамьи. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
Из искусства уходит серьезная гражданственная тематика и образ героя. Отслужив верой и правдой десять лет, Федотов выходит в отставку. Сама акварель сравнительно небольшая (31 х 44, 4 см), а фигур на ней изображено более пятидесяти и каждую Федотов выписал с портретной тщательностью миниатюриста. Свеча здесь не столько освещает, сколько подчеркивает ощущение обволакивающего сумрака – эквивалент пушкинского оксюморона «свеча темно горит».
Однако морально-психологические и смысловые акценты здесь иные. Выбрав комплексное обслуживание от компании Бухгалтерские традиции, Ваша фирма получит полное профессиональное сопровождение по всем аспектам, от становления на учёт в социальных фондах и службах до подготовки безупречного годового отчёта и отстаиванию Ваших интересов во время налоговых проверок. Портреты художника отличаются тонким психологизмом.
Входили в моду «коридорная» система планировки и восточная мебельВ досуге — в среде высших и средних классов широкой популярностью пользовался театр (за плату), стала развиваться клубная жизнь, общественные увеселения, библиотеки («читальни»). Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. / Он действует по божьему веленью. » 11. Он обладал даром широкого художественного обобщения. Идиллию брачной серии нарушал набросок, намекавший на связь супруга на стороне. Старый дядька молодого стоит в грустном оцепенении.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Ей чай давно в постели / все поэтические скорби надоели. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Он любил их. В 1837 году в «Живописном обозрении» была опубликована гравюра Хогарта «Бедный поэт», возможно, повлиявшая в дальнейшем на сюжет сепии «Бедный художник, женившийся без приданого в расчете на свой талант» (1844, ГТГ).
Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. Уединение – необходимое условие для развития таланта: «Вдали от света и людей на мой чердак, как к домоседу, приходят в гости тьмы идей в уединенную беседу», – делает признание художник в своих записях16. Но если быть внимательным зрителем, то не только критику можно считывать с его работ.
Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. – В июне 1852 года. Странным образом эта небольшая картина может напомнить обстановочный парадный портрет, тем более что сама героиня здесь, по выражению одного из современных Федотову критиков, «преграциозная и прехорошенькая», даже кукольно-хорошенькая, в стиле портретов Карла Брюллова, которым Федотов восхищался. Он отказался от первоначальной характеристики вдовушки с ее неповторимо конкретными чертами и создал идеально прекрасный образ, напоминающий мадонну. Несомненно, что сюжет новой картины Федотова «Вдовушка» возник под влиянием семейной трагедии. несмотря на долгую жизнь в Петербурге, Федотов осознавал свою «неуглаженность» светом.
Грустная, но вполне заурядная семейная история22 обретает глубокий и объемный смысл.