(1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
На служанку это не производит впечатления и она с насмешливой улыбкой подаёт ему единственные, да и то стоптанные и с протёртыми подошвами, сапоги. — П. Петров, "П. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Сила воздействия, сила экспрессии в этих рисунках огромна. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр.
Всё было естественно и натурально. В последние дни своей жизни он пришел в сознание.
В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Увиденная князем картина произвела на него впечатление, за что он наградил художника бриллиантовым перстнем.
его грациозное стихотворение "Ку-ку"). Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851).
Хотя он поступил сюда почти без всякой научной подготовки, однако вскоре своими блестящими способностями и успехами обратил на себя внимание и сделался лучшим воспитанников в классе. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Эволюция творчества Федотова и есть история этого пробуждения, становления, стремления осмыслить мир и свое место в нем, место маленького человека в искусстве и жизни. Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Не стало и богатства федотовских красок.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. В 1844 году, через десять лет службы, не будучи в силах более подчинять в себе художника миру парадов и казармы, Федотов бросает полк и выходит в отставку, рискуя всем, обрекая себя на лишения, нужду, постоянный труд, на непрекращающиеся сомнения в правильности сделанного выбора.
Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями.
Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Они сильно отзываются влиянием Хогарта.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Любимыми его предметами были математика и химия. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844). 1—68). — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12).
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Искусство Федотова автобиографично — при том, что скромный человек и художник и не помышлял о том, что более поздняя эпоха назвала самовыражением. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848).
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Искусство художника со свойственным ему (как и Н. В. Гоголю) «смехом сквозь слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов для развития творчества передвижников. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы").
Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
В серии картин («Свежий кавалер. За короткий период, который ему оставался, Федотов создал множество живописных произведений, рисунков, стихотворений. 349—360). А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Во Вдовушке же сатира окончательно исчезает.
В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Обладал живым, общительным и веселым характером, он был в корпусе всеобщим любимцем. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта».
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Люди в них всегда естественны, чистосердечны, внутренне ясны. Поздний период творчества («Вдовушка», «Анкор, еще анкор», 1851—1852 «Игроки», 1852) отмечен чертами трагизма и одиночества, так как художник подвергался гонениям со стороны цензуры и печати из-за причастности к делу петрашевцев.
К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей.
540—543. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных.
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Художник полностью отдал себя искусству.
Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. 22). Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова.
Последние произведения Павла Андреевича отличаются особенной глубиной постижения человеческого характера духовной насыщенностью образов. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Нужда заставляла его взяться за копии со своих картин, хотя он делал это, по его сознанию, прямо с душевной болью.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Они не похожи на все предыдущие работы художника. Свежий кавалер. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. Павел стал задумчивым и молчаливым. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. (1815—1852) — российский художник, рисовальщик и график. 1, стр.
На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — сделаться настоящим художником. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя).
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846 «Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849—1850) ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию, юмор и сатиру, критику социально-нравственных пороков крепостнической России.
Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. 1851). Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие.
Началась замкнутая одинокая жизнь. Ср. В 1833—1844 гг. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках.
Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Следуя этому совету, Ф. подал по начальству рапорт с просьбой о разрешении ему продолжать службу, с тем чтобы Высочайше предоставленное ему право было сохранено за ним в течение одного или полутора года. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах. Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М.
Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза.
— А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Эти напутственные слова не прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов за работу, стараясь сделать намного больше. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств.
— О., "П. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — В. Толбин, "П. Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Сватовство майора принесло Федотову успех, которого он так долго ждал. Но интересует уже не только как стороннего наблюдателя.
Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). На первых порах своей военной службы Ф. с увлечением предался различным развлечениям и удовольствиям петербургской жизни военной молодежи. Ситуация в Свежем кавалере воспринята еще достаточно буквально. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Порожденное этим временем, оно стало и обвинением его. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях — в ещё худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. В Сватовстве майора (1848) всеобщее притворство объединяет сцену единым лейтмотивом имеющим, конечно, более широкий смысл. В конце 40-х гг.
В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. Едва ли какой-либо русский художник до Федотова (и немногие после него) предстает перед нами в своей человеческой сущности столь искренне и столь драматически. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Но внезапно все это исчезает, как сон: от Федотова, чье имя упоминалось на следствии по делу петрашевцев, все отвернулись, картины не были проданы, рисунки не были изданы. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). Все имущество отца его ("воина екатерининских времен", по выражению П. А. Федотова) заключалось в небольшом домике в Москве, в котором и жило его семейство. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков».
Постоянные напряжения рук, глаз и мозга, особенно когда работал по ночам и вечерам, отразились на здоровье Павла Андреевича. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках).
Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. 245—254).
В Москве его ожидает теплый прием. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. в месяц». ассигн.
1—23). В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). В эпоху, когда идеальность образа уже прочно связалась со слащавостью и внутренней пустотой, чего не избежали даже очень крупные художники, поразительна высокая удача Федотова в создании именно идеального, возвышенного образа, лишенного всякого ложного пафоса. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати.
Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. В зрелый период перешел к работе масляными красками. еще анкор. ».
— А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. 176—190). В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь.
М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. В картине "Анкор, еще анкор. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить.
Родоначальник критического реализма в русской живописи. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана).
В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве.
И все-таки его искусство глубоко индивидуально. 1102—1125). В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). ассигнациями в месяц». Под карандашом Федотова оживали сцены бессмысленной и изнурительной муштры темами его рисунков и акварелей становятся полковые учения и лагерная служба. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают.
С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Русский художник, представитель бытового жанра. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. ассигнациями в месяц».
Павел Андреевич Федотов часто изображал самого себя в придуманном им мире. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». " (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
В полумраке комнаты, освещённой тусклой горящей свечой, мы замечаем офицера, заброшенного судьбой в глухую провинцию. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Разборчивая невеста, 1847.
Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки».
Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Силы не выдерживают. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу.
Свежий кавалер. Подлинной метафорой трагического в своей бездумности и бессмысленности существования становятся бесконечные прыжки собаки в Анкор, еще анкор. 122—123. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Федотова называют Гоголем в русской живописи. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф.
"Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), — рассказывал потом он, — было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представляю место действия в Москве. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Впервые сформулировал программу критического реализма в изобразительном искусстве России и заложил в нем «гоголевский период». Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Оно вызывало желание воздействовать на нравы в сепиях, оно порождало печальные размышления о суетности мира в Завтраке аристократа (Не в пору гость, 1849-50), оно же явилось источником внутреннего конфликта Вдовушки (три варианта, 1851-52).
ассигн. — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. V, стр. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил.
Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. А. Заурвейда. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
В последних картинах художник явно тяготеет к однофигурной композиции, соответственно, возрастает глубина психологической характеристики героя. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19).
Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям нагроможденность композиции, уяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьёзной и близкой к жизни.
Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Достоевского. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. к. сам служил), мещан.
Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день.
Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Но по мере того, как Федотов все более и более покорял себе трудности рисунка и осваивался с приёмами живописи, характер его произведений изменялся, делаясь менее изысканным. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус.
В основном это портреты семьи Жданович, лучший из них — портрет Н. П. Жданович за клавесином (1849). Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848).
(1851 — 52). — Л. К. Дитерихс, "П.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848). Пустые рамы в Игроках (1852) — знак такой же пустоты человеческого сознания, в котором подавлено достоинство и убита всякая мысль.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. ассигнациями в месяц».
Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Такой же деликатностью отличаются и портреты Федотова. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура.
К 1847 г. относится прекрасная акварель Ф. из полковой жизни изображающая группу офицеров лейб-гвардии Финляндского полка, собравшихся около лагерной палатки их командира, генерала А. С. Вяткина. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
Творческое кредо художника, проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837), закрепилось в сатирических картинах сепией в 1844—1846 гг., выполненных в традициях критического реализма. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны.
Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Особое место среди этих портретов занимает портрет Е. Г. Флуга (посмертный, 1850). В 1826 г. Ф. поступил в число воспитанников 1-го московского кадетского корпуса. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург).
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В последних работах Федотова хорошо видно, что художник в совершенстве овладел живописным мастерством, цвет в его произведениях помогает раскрытию замысла, активно участвует в восприятии зрителем изображаемого. — "Рисунки П. A. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик).
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Федотова называют Гоголем в русской живописи.
Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений.
Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ).
Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова"). — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Исчез не только характерный для художника повествовательный сюжет, но его традиционный интерес к окружающим предметам. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант).
Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. На ней официальные лица грели сургуч. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Этим же годом датирована акварель изображающая встречу приехавшего в Финляндский полк великого князя Михаила, за которую сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям").
Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. (1851-52). Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. (1851—52).
На этом пути картины Федотова становятся все более метафоричными. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.
монографию А. И. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. служил в Финляндском полку в Петербурге и одновременно посещал рисовальные классы АХ. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами.
Анкор, ещё анкор. Сочинение этих произведений отличается сложностью и запутанностью их основная идея, так сказать, подчеркивается прибавкою к выражающей её главной сцене побочных эпизодов художник не скупится на аксессуары, способные усилить вразумительность сюжета и иногда абсолютно загромождает ими свою композицию движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно то же самое надо сказать и о лицах, которых тип и экспрессия переходят в гримасу. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за неё художнику бриллиантовый перстень. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Скоро Ф. приобрел репутацию лучшего в корпусе рисовальщика.
Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. В то же время он не покидал общества товарищей. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).
В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. III). Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Здесь о гармонии не может быть и речи. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». На следующий день его не стало.
Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893).
На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. Искусство Федотова тесно граничит с самой атмосферой сороковых годов. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание.
Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва — 14ноября1852, Санкт-Петербург) — русский художник и график. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры.
«Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». 21—32). Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи.
На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Но и эти картины не свободны от технических недостатков такого, например, рода, как недостаточно твердый и уверенный рисунок, недостаточно сильный и блестящий колорит и т. д. Кисти Ф. принадлежат и несколько портретов из которых известны: портрет отца, графини Ростопчиной и какого-то чиновника, но эти портреты не представляют собой ничего замечательного.
Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин».
Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».
Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Этот случай очень вдохновил молодого художника к созданию еще одной работы Освящение знамён в Зимнем Дворце, восстановленном после пожара, не совсем законченная картина была была показана брату великого князя, который способствовал Федотову полноценному занятию живописью с казенным содержанием художника и оставлением военной службы. Это было сколь нельзя более кстати, так как обстоятельства родных Федотова в это время ухудшились и он должен был усиленно тратиться на них.
.