Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. 540—543. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству.
Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Взяв от Академии навыки профессионального мастерства, Федотов, тем не менее, становится в оппозицию официальному академическому искусству.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. 176—190). Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. Сила воздействия, сила экспрессии в этих рисунках огромна. Искусство Федотова тесно граничит с самой атмосферой сороковых годов.
— Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Скоро Ф. по требованию великого князя представил свою начатую картину для осмотра государю и через некоторое время последовала следующая резолюция: "Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 руб. В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину Завтрак аристократа, несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину Вдовушка Анкор, еще анкор. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более.
Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма.
— А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. 349—360). Ср. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Последние произведения Павла Андреевича отличаются особенной глубиной постижения человеческого характера духовной насыщенностью образов. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Исчез не только характерный для художника повествовательный сюжет, но его традиционный интерес к окружающим предметам. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И.
— П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. Пользуясь советами К. П. Брюллова и И. А. Крылова, вышел в отставку и полностью посвятил себя живописи.
Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. (1851 — 52). Порожденное этим временем, оно стало и обвинением его.
Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Наряду с живописными работами батального характера Ф. делал немало рисунков нравственно-сатирических типов и сцен. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор.
Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне.
А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. (1851-52). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Представленные на суд совета Академии Художеств, эти картины вызвали восторженные похвалы Брюллова и других профессоров Академии и дали Ф. звание назначенного в академики. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр.
Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. В конце 40-х гг. — В. Толбин, "П. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор.
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Когда однажды великий князь Михаил Павлович, довольный произведенным смотром, выразил готовность оказать офицерам полную свою поддержку, Ф. воспользовался этим и обратился к великому князю с просьбой о выдаче ему пособия на художественные нужды". Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. 1—68). ассигнациями в месяц».
В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. монографию А. И. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее.
Оно вызывало желание воздействовать на нравы в сепиях, оно порождало печальные размышления о суетности мира в Завтраке аристократа (Не в пору гость, 1849-50), оно же явилось источником внутреннего конфликта Вдовушки (три варианта, 1851-52). Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва -- 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) -- русский художник и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. На этом пути картины Федотова становятся все более метафоричными.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9).
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. В последние дни своей жизни он пришел в сознание.
Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург).
(1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). И все-таки его искусство глубоко индивидуально. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Эта картина, на подготовление которой Ф. потратил много трудов и хлопот, не была, однако, написана.
Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». В Завтраке аристократа прекрасные предметы обстановки кабинета и сама картина как прекрасный, любовно отделанный предмет не соответствуют сатирической теме картины, отсюда ее двойственность и многозначность. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. (1851—52). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии.
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров.
122—123. Такой же деликатностью отличаются и портреты Федотова. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893).
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Люди в них всегда естественны, чистосердечны, внутренне ясны. 1, стр. Павел Андреевич Федотов часто изображал самого себя в придуманном им мире. Обладал живым, общительным и веселым характером, он был в корпусе всеобщим любимцем. Особое место среди этих портретов занимает портрет Е. Г. Флуга (посмертный, 1850).
Он открыл целую новую область жизни, которою живопись до того времени пренебрегала или которую затрагивала слишком односторонне. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Свежий кавалер., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. На следующий день его не стало. — Л. К. Дитерихс, "П. Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя.
А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха.
При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям нагроможденность композиции, уяснение ее посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьезной и близкой к жизни. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году.
Сватовство майора принесло Федотову успех, которого он так долго ждал. Ситуация в Свежем кавалере воспринята еще достаточно буквально. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. В качестве тенора-солиста Ф. участвовал в хоре корпусных певчих познакомившись с нотами, он почти без посторонней помощи выучился играть на фортепиано. Всё было естественно и натурально.
в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб.
В серии картин («Свежий кавалер. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). В зрелый период перешел к работе масляными красками.
В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. В Сватовстве майора (1848) всеобщее притворство объединяет сцену единым лейтмотивом имеющим, конечно, более широкий смысл. У него постепенно пропадало зрение, часто болела голова иногда проявлялись бессонница и нервные расстройства. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
В 1826 г. Ф. поступил в число воспитанников 1-го московского кадетского корпуса. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. — П. Петров, "П. В Москве его ожидает теплый прием. Он не принимал целиком на веру всего, что преподавалось в Академии, что обусловило формирование его собственного взгляда на живопись, отличного от застывших канонов академизма.
Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг.
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд.
его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках.
к. сам служил), мещан. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность.
В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик).
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». 1—23). что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. На ней официальные лица грели сургуч. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов.
Предполагается, что центральная картина представляет собой зеркало, в котором не отражаются персонажи картины. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ).
Мысль, выражаемая в этот период в картине Ф., не будучи такой непосредственной, как прежде, является, однако, более глубокой. Силы не выдерживают. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. 245—254). — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Впервые сформулировал программу критического реализма в изобразительном искусстве России и заложил в нем «гоголевский период».
Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Не стало и богатства федотовских красок. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия.
В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. III). Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
"Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), — рассказывал потом он, — было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представляю место действия в Москве. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура.
А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. V, стр.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Разборчивая невеста, 1847. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Пустые рамы в Игроках (1852) — знак такой же пустоты человеческого сознания, в котором подавлено достоинство и убита всякая мысль. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. служил в Финляндском полку в Петербурге и одновременно посещал рисовальные классы АХ.
В основном это портреты семьи Жданович, лучший из них — портрет Н. П. Жданович за клавесином (1849). За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя). Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Искусство художника со свойственным ему (как и Н. В. Гоголю) «смехом сквозь слезы» стало одним из главных духовно-стилистических стимулов для развития творчества передвижников.
Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг.
Едва ли какой-либо русский художник до Федотова (и немногие после него) предстает перед нами в своей человеческой сущности столь искренне и столь драматически. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Свежий кавалер. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой.
Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор. Скоро Ф. приобрел репутацию лучшего в корпусе рисовальщика. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.
Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). ассигнациями в месяц». Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».
22). Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
ассигн. (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова").
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными.
За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ).
Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846 «Разборчивая невеста», 1847 «Сватовство майора», 1848 «Завтрак аристократа», 1849—1850) ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию, юмор и сатиру, критику социально-нравственных пороков крепостнической России. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Началась замкнутая одинокая жизнь. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Павел Андреевич, посвятивший свое творчество бытовому жанру, являлся одним из первых русских художников, глубоко отражавших действительность в русском искусстве. Федотова называют Гоголем в русской живописи. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры.
А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). ассигнациями в месяц». В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Чем больше времени и сил отдавал Федотов любимому искусству, тем больше понимал, что придется выбирать между живописью и военной карьерой. Павел стал задумчивым и молчаливым. Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу.
Чтобы содержать себя временами он брал заказы к написанию не дорогих портретов а иногда ему просто заказывали копии с его старых уже прославленных картин. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Творческое кредо художника, проявившееся в разоблачающей взяточничество акварели «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837), закрепилось в сатирических картинах сепией в 1844—1846 гг., выполненных в традициях критического реализма.
Достоевского. — О., "П. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию.
— "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. "Вероятно, уже и парадный выпускной акт, с мушкой, — рассказывает он про себя в своей автобиографии, — и первая роль, которую он играл здесь, при многочисленном собрании, — пробудили в ребяческой душе сознание собственной силы, а затем желание действовать". Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно.
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Он стал испытывать свои художественные силы на сюжетах религиозного и сентиментального характера. 1102—1125). В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом».
Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Анкор, ещё анкор. Федотова называют Гоголем в русской живописи.
Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. В то же время он не покидал общества товарищей. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Во Вдовушке же сатира окончательно исчезает. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку.
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. Любимыми его предметами были математика и химия.
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. 21—32). — "Рисунки П. A. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить. В этом образе нет доверчивой открытости: напротив изображенный человек словно отгораживается от зрителя листом бумаги, за которым угадывается свеча. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Все имущество отца его ("воина екатерининских времен", по выражению П. А. Федотова) заключалось в небольшом домике в Москве, в котором и жило его семейство.
Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). его грациозное стихотворение "Ку-ку"). Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды.
Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844).
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Из его картин с петербургской выставки и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая московскую публику в ещё больший восторг. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Художник полностью отдал себя искусству. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Поздний период творчества («Вдовушка», «Анкор, еще анкор», 1851—1852 «Игроки», 1852) отмечен чертами трагизма и одиночества, так как художник подвергался гонениям со стороны цензуры и печати из-за причастности к делу петрашевцев.
Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. (1815—1852) — российский художник, рисовальщик и график.
Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. Этот оплеванный судьбой фурор, как его назвал сам Федотов, стал рубежом в его жизни и творчестве. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. В 1833—1844 гг. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Такая принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. В январе 1844 г. он вышел в отставку с чином капитана и правом ношения мундира, прослужив в общем в военной службе ровно десять лет.
Но интересует уже не только как стороннего наблюдателя. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Здесь о гармонии не может быть и речи.
Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова принялся за работу.
Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Человеческие фигуры там уже едва различимы, среда, сама жизнь, само время — вот что интересует художника.