К 1847 г. относится прекрасная акварель Ф. из полковой жизни изображающая группу офицеров лейб-гвардии Финляндского полка, собравшихся около лагерной палатки их командира, генерала А. С. Вяткина. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ).
В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. В то же время он не покидал общества товарищей. В 1849 году с некоторой долей юмора и иронии написал картину Завтрак аристократа, несколько изменив своим принципам выбрав не обличительную тему, создав картину Вдовушка Анкор, еще анкор.
С 1846 начал работать в технике масляной живописи. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. ассигнациями в месяц».
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. С 1834 служил в Петербурге. Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Одновременно посещал рисовальные классы ИАХ. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». III).
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана). Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу.
В полумраке комнаты, освещённой тусклой горящей свечой, мы замечаем офицера, заброшенного судьбой в глухую провинцию. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры.
Да и герой картины не очень достоин насмешки. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников.
На следующий день его не стало. Кто-то видел, как художник заказывал гроб.
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось.
«Взгляните этому чиновнику в лицо. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). 21—32). В 1851-1852 гг.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика.
В. В. Утро. В русской живописи найдётся немного картин, которые были бы проникнуты таким духом трагизма и безысходности, как эта картина. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает.
В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. За долги семья вынуждена была продать дом.
Жданович (1849). Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена.
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). ассигн. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Разборчивая невеста, 1847.
В 1826 отдан в Первый Московский кадетский корпус. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство.
540—543. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Любое проявление критической мысли преследовалось. Федотов решает отдать свои работы на суд всесильному тогда в Академии художеств К. П.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах.
В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства.
В. В. Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см.
Художник оказался без средств к существованию, но он продолжал творить. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков.
Анкор, ещё анкор. Выставку посетило огромное количество людей, толпы зрителей толкались перед этими произведениями всем хотелось вдоволь налюбоваться произведениями художника, посвященными реальной жизни, полными мысли и здорового юмора и невиданными еще в русской живописи. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Он настойчиво трудился совершенствуя свою художественную технику.
Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину.
Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. В Москве Ф. встретил не только радушный, но прямо восторженный прием, приобрел себе там много знакомых и друзей.
При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Совет Академии единогласно признал художника академиком, а после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. основной фонд моего дарования. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Усугубляет тягостное впечатление и двойная тень, отбрасываемая героем и жутковатая улыбка. 349—360).
— В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский художник Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству.
В 1848 за картину «Разборчивая невеста» был удостоен звания «назначенного» в академики. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). — В. Толбин, "П. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ).
Он стал испытывать свои художественные силы на сюжетах религиозного и сентиментального характера. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр.
Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова").
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр.
В то же время он часто посещал Эрмитаж, где с особенным интересом изучал небольшие картинки голландских и фламандских художников — Остаде, Теньера, Ж. Дау, Браувера. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными.
К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером имевшим свое творческое лицо. Сватовство майора, 1848, – все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей.
Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. 1102—1125). Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
— Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Всё было естественно и натурально. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности.
Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. — П. Петров, "П. Зарисовывал людей, отдельные сценки: вот чиновник идет в должность, ведут пьяного, улица во время дождя. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Его детство прошло в бедности и постоянной нужде.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура.
Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. Застали и что. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа".
Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом.
(В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). На ней официальные лица грели сургуч. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844).
(1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). С 1844 в творчестве художника начался новый этап. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ.
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. (1850-1851) и Игроки (1852).
Первые опыты -- портреты друзей, карикатуры -- оказались удачными. После пяти месяцев мучений художник Павел Андреевич Федотов умер 14 ноября 1852 года, забытый всеми, кроме близких друзей. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников.
На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12).
Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Художник не скупится на аксессуары, усиливающие восприятие сюжета движения человеческих фигур хотя и характерны, но угловаты и утрированны то же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. В 1849 представил на очередную академическую выставку три свои работы — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора».
В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Он превзошел всех своих товарищей и обратил на себя внимание начальства.
Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор. В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста».
Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1).
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа.
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией.
Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. 1—68). (1851—52). Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Исчез не только характерный для художника повествовательный сюжет, но его традиционный интерес к окружающим предметам. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. В свободные от службы часы, он рисовал придуманные им жанровые сцены и подмеченных на улице типов, писал портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом и акварельными красками. «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы».
Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Павел стал задумчивым и молчаливым. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр.
Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. )., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства).
На первый взгляд картина как картина. Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А. Типичность и выразительность изображаемых фигур и лиц не только не уменьшается, но увеличивается благодаря привычке иметь дело с натурой и уменью выбирать натуру. В конце 40-х годов Россию охватила реакция.
Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень.
— "Новости", 1902 г., от 14 ноября. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Запрещены были и литографии с его картин. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Но улучшения не наступило.
— Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. С ранних лет он предавался созерцанию. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Он стал еще усерднее прежнего заниматься рисованием и писанием этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.
Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. В этой картине художник с большим сочувствием рассказал о горькой судьбе одинокой привлекательной женщины, потерявшей любимого мужа и ожидающей ребенка. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4).
Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году.
— Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность.
В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. В Москве его ожидает теплый прием. В конце 40-х гг. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась Сватовство майора (1848, ГТГ). Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году.
Жизнь в полку была трудной, а здоровье – слабым. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. В последние дни своей жизни он пришел в сознание. В том же году за картину «Сватовство майора» избран академиком бытовой живописи. основной фонд моего дарования.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. Свежий кавалер. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь.
Важное место в творчестве Павла Андреевича заняли портреты, в которых ирония уступила место светлому, созерцательному лиризму. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Началась замкнутая одинокая жизнь. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Но когда его сатирические бытовые сценки попались на глаза баснописцу И. С. Крылову и тот написал ему письмо, в котором советовал развивать эту сторону дарования, художник окончательно выбрал бытовой жанр.
Да так, что он за три месяца создал шедевр. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника, помогли осуществить многие его замыслы.
Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи.
V, стр. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Назначенным ему государем скромным содержанием, к которому присоединялся незначительный заработок за небольшие заказы, он должен был оплачивать жизнь своих родных в Москве, свою собственную жизнь и расходы, связанные с художественными занятиями.
Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии. Тем не менее и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Последнему произведению посвятил сатирические поэмы «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» и «Рацея» (Объяснение картины «Сватовство майора»). А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике. Многому бы народ научил, да цензура мешает – писал художник в те годы. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения.
Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). Знаменитый русский критик В. В. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Эти портреты всегда бывали очень похожими. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году.
Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Тем не менее и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось на веки одним из самых славных имен в истории русского искусства. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку. Знаменитый И. А. Крылов, которому попало в руки несколько таких рисунков, оценил многие подмеченные им особенности их, угадал истинное призвание Ф. и написал последнему письмо, в котором убедительно просил его стараться развить в себе наблюдательность и симпатию к воспроизведению картин будничной жизни.
На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием.
1—23). Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Они не похожи на все предыдущие работы художника. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей.
понимаешь. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. — Л. К. Дитерихс, "П.
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой).
Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча.
Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893). Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ).
— "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Ср. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период).
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Вслед за этим он принялся за другую картину, Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара.
К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия.
Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр.
Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. Он работал лихорадочно быстро. Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ).
А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр.
Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно.
к. сам служил), мещан., например, продиктована характером замысла. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин».
К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Наступил самый тяжелый период в жизни художника. Сатирическая острота в рисунках: Квартальный чиновник, Начальник и подчиненные, Озябшие и продрогшие, Как люди садятся (ГРМ) и другие.
На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. 245—254). Брюллов одобрил художественные опыты Ф., но в то же время поставил ему на вид несовершенство его художественной техники и его немолодой уже возраст и посоветовал не торопиться с окончательным решением.
Его имя, по заведенному обычаю, внесено на почетную мраморную доску в актовом зале корпуса. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
На служанку это не производит впечатления и она с насмешливой улыбкой подаёт ему единственные, да и то стоптанные и с протёртыми подошвами, сапоги. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведений. — "Рисунки П. A. монографию А. И. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
Вошел в круг литераторов журнала «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым. Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Не стало и богатства федотовских красок. В 1847 году Федотов пишет картину Разборчивая невеста (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. 176—190). В числе сюжетов, занимавших его в это время, особенно привлекала его мысль написать картину изображающую приезд государя в один из институтов.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. ассигнациями в месяц».
Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844). Чтоб поздравление было. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Художник полностью отдал себя искусству. Федотова называют Гоголем в русской живописи.
Испытывая большую нужду, художник решился представить эту еще неоконченную картину великому князю, который показал ее своему августейшему брату. Под влиянием этого совета Ф. почти безвыходно заперся в своей мастерской, с горячей энергией занявшись изучением живописи масляными красками, а затем принялся и за картины, которые были уже отчасти намечены в его тетрадных набросках. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью.
— О., "П. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Это было мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. 122—123.
В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). 1, стр.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Около этого времени он, по заказу наследника цесаревича исполнил две картины из военной жизни: "Бивак лейб-гвардии Павловского полка" и "Бивак лейб-гвардии Гренадерского полка", за которые он получил второй бриллиантовый перстень.
Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848) и денежное пособие для ее исполнения. Но основным увлечением было все же рисование.
— Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. 22).
Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант. Потянулись годы однообразного и утомительного учения (1834-1844). Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью.