Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. А позже еще часть полотен приобрел у наследников.
Вряд ли добрейший Иван Иванович тогда предполагал, что уже завтра Федор станет серьезнейшим его соперником. Он создает картины «Заброшенная мельница», «Осень на болоте», много работает. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. В картине очевидны украинские черты. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Третьякова). Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. В ней есть что-то сказочное.
Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Барки» и «Волжские лагуны». «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Из произведений Васильева самые замечательные следующие: "Приближение грозы" (собственность графа Апраксина), "Полдень" (собственность графа Звенигородского), "Болото" (собственность графа Третьякова), "Вид на Волге" (собственность Академии Художеств), "Перед грозой" (собственность Академии Художеств), "Зимний пейзаж" (собственность Государя Императора), "Взморье" (собственность Академии Художеств), "Оттепель" (собственность Государя Императора), "Зима" (собственность господина Солдатенкова), "Мокрый луг" (собственность П. М.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.
Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу., М., 1977. По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Шишкина в 1868 году. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Осень, о сюжете которой он подробно не сообщал ни в одном письме, если не считать упоминания о начатой им в 1872 году картине под общим названием Болото большое. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Его Оттепель (1871) и Мокрый луг (1872 обе работы в Третьяковской галерее, Москва) воспринимаются как образы озарения сквозь меланхоличную мглу. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Обращаясь к традициям, к тому, что можно назвать памятью искусства, Васильев создавал и свою традицию, на которую опирались художники не только следующих поколений, но и его современники. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Васильев много писал писем в Москву.
Даже Репин, будучи на семь лет старше Васильева и, конечно, опытнее его, находился под влиянием младшего товарища. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел неужели что Пушкин. Требовалось срочное лечение и смена климата.
Все картины с этой выставки были раскуплены. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Летом 1867 года Иван Иванович и Федор вдвоем отправились осваивать для искусства русский Север.
Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. Это увлечение в последствии определило его судьбу. В последних работах художника, в рисунках карандашом или сепией, в этюдах маслом присутствует стремление к созданию ясного и величественного образа природы. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный).
Оформились его основные эстетические воззрения. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Письма Васильева к И. Н. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа.
Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком., М., 1937 Федоров-А. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом.
В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Барки». Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем».
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть – Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату.
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Родился 19 февраля 1850 года, умер 8 сентября 1873 года.
И тут же предложил Федору вместе рвануть на Волгу. Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. – воскликнул он. Васильев (Федор Александрович) – пейзажист.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Шишкиным. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Последней работой, косвенно связанной с той же темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина Болото в лесу. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Помощь в жизненно важном прорыве пришла окончательно вдруг. Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков.
Шишкина. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. В конце своей жизни Федор Александрович вновь вернулся к темам среднерусского пейзажа. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3рубля жалованья в месяц. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Барки (Русский музей) и другие работы, проникновенно передающие речную и воздушную влагу. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Природная стихия у Васильева превращалась к тому же и в зеркало человеческой души, выражающее сложную гамму чувств – от тихой грусти до отчаяния. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
В этом пробуждении нет радости. Заброшенность видна в окружающей обстановке. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге.
Крамским, И. И. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. И тут же предложил Федору совместно рвануть на Волгу.
Окружающие поражались его феноменальной одаренности. По какой причине, неизвестно. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера».
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге.
Крамскому. Требовалось срочное лечение и смена климата. О положении художника говорят его письма к И. Н.
Барки» и «Волжские лагуны». Природа нехотя просыпается от зимнего сна. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К.
Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал.
Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». Барки».
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Недавний ученик Крамского, но уже выходивший в мэтры 26-летний Илья Репин, общительный, экспансивный, эмоциональный, отреагировал на 19-летнего Федора Васильева абсолютно восторженно. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.
Был близок с И. Н. Крамским. Соколова. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера.
Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Третьяков. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Картина «Вид на Волге. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Чем бы тут в особенности огорчаться. Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике.
И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. Какое время года отражено в полотне. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.
В ней есть что-то сказочное. Рекомендации даны для возможного снижения экономических рисков. он был для нас превосходным учителем.
Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Такой родной всем нам пейзаж. Крамскому, напечатанные в "Вестнике Изящных Искусств" (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство.
Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира.
Но левый верхний угол слегка светлее. Думается, тут и приохотился Васильев к изображению огромных пространств неба, воды и земли. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. У Федора рано проявилась способность рисовать. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге.
В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение.
Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу. Уже в 1868 году художник исполнил вполне зрелые свои картины Деревенская улица, После грозы, Возвращение стада, в которых отчетливо проступало тяготение художника к лирическому восприятию природы и более красочной, чем до сих пор, ее передаче.
Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.
Барки» и «Волжские лагуны». почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Лит. : Ф. Васильев. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Картину купил для своей галереи П. М. Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
в Лондоне. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
В 1870году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Соколову. В 1867 году он заканчивает обучение.
Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Картину купил для своей галереи П. М. в Лондоне. Федору удивительно везло на хороших людей. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям.
Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Так уж он привык – работать сразу над несколькими вещами, переходя от холста к холсту. Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Жизнь в Крыму была трудной для художника не только из-за болезни и разлуки с русской природой, но и из-за редких встреч с друзьями и коллегами. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ.
Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в Грачах. Картина Вид на Волге.
Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму.
Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Но для художника природа — прежде всего обитель людей.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Третьяков. Возможно, уехавший в это время в Крым на излечение автор отразил в произведении свою надежду на выздоровление, но однозначно излил свою тоску по родной земле. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Только у Васильева в этом благодатном месте смиренно беседуют фигуры белого мирянина и черного монаха, а у Шишкина на сочной траве в элегантном летнем костюме раскинулся сам Федор Васильев. Таково уже полотно Перед дождем (1869, Третьяковская галерея, Москва).
«Если б вы знали, мой дорогой, как худо вашему другу», – жаловался Васильев в своем последнем письме к Крамскому 25 июля 1873 года. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему.
Из его дневников узнаем, как по утрам, на любимом рассвете, выходил с этюдником, чтобы на весь день самозабвенно утонуть в лесных зарослях или степных травах, в море ржи, среди огромных, как чащи лесные, садов, где тополи своими верхушками теряются в небе. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Художник (судя по переписке с его близким другом И. Н. Крамским) мечтал о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам.
Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Федору удивительно везло на хороших людей. Васильев был признан профессиональным художником. – воскликнул он. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником.
Барки» и «Волжские лагуны». в Лондоне. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.
Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Помощь в жизненно важном прорыве пришла совсем неожиданно. Выбор был сделан и Васильев четко излагает в письме Крамскому содержание и замысел своих будущих русских картин, над которыми он будет работать до конца жизни, стремясь выразить в них ту высокую гармонию природы, которая, видимо, в натуре поразила его. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз.
Барки». Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Всеми средствами он старался выразить основное впечатление во всей его полноте: неоглядная даль, раздолье, покой. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь.
Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но личность только в Грачах. В. Чуйко. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Получал 3 рубля и отдавал их матери.
Он работал много и вдумчиво. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» — одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Чем бы тут особенно огорчаться.
Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше.
В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ.
То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Родители художника жили в невенчанном браке. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника.