Но в остальном книга А. Ермолаева и Л. Князевой вне всякого сомнения рекомендована к прочтению и подлежит изучению широкому кругу лиц интересующихся творчеством великого русского художника-пейзажиста Федора Александровича Васильева.
Ее достоинства самому Васильеву казались сомнительными, весьма критично отзывался он и о живописи картины, потребовавшей от него таких усилий и поисков. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание. Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Уже в ранних работах видно, что пейзажи Васильева проникнуты особенной глубиной и поэтичностью чувств. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Этот живой блестящий пример исключал всякие споры и не допускал рассуждений он был для всех нас превосходным учителем». Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. Перед аркой одно молодое кудрявое деревцо, за оградой еще несколько. Родители художника жили в невенчанном браке.
С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Отсюда и несколько схематичная композиция, отсюда и «монументализированные» и несколько упрощенные формы. К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом, – вспоминал Репин. Этому природному дарованию не требовалась, очевидно, шлифовка в Академии художеств.
Эта поездка закрепила и расширила полученные Васильевым знания. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Сравнение Валаамского этюда Шишкина «Пейзаж с охотником» с этюдом Васильева того же названия, сделанного там же и примерно с того же места, показывает нам, как много общего было в этих двух художниках.
Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Но для художника природа — прежде всего обитель людей. В работе проводится глубокий анализ источников, посвященных историографии и самим результатам творчества Васильева, еще не получившего должной оценки в современной искусствоведческой науке. Непосредственность и искренность к природе, к родному городу, непосредственность и искренность в передаче своих впечатлений.
Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
В этом пробуждении нет радости. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Но все остальное довольно резко вырывается из этой системы.
Галерее. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. в Лондоне. Федору удивительно везло на хороших людей. Крамской»). Эта картин сразу же поразила Крамского, который, несмотря на некоторые его замечания, считал ее гениальной. Друзья становились по обе его стороны и перекликались до хрипоты наперекор стихии.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Барки». Однако, несмотря не несомненный интерес и верность общих характеристик, разбор творчества Васильева Крамским, не затрагивает ряда очень важных вопросов. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты.
Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. Простоте мотива соответствует сдержанность колорита. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались.
На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом – в Ташкент). Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Лишь весенние месяцы 1871г. По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Ведь я, как художник, потеряю больше половины. » – пишет он Крамскому. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года. Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Поездка на Валаам была необычайно плодотворной для молодого художника, она закрепила и расширила полученные Васильевым знания. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Что-то художник успел написать (В Крымских горах, 1873).
Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Барки».
Заброшенность видна в окружающей обстановке. Когда художник был в силах работать, он возвращался к милым его сердцу родным «русским» мотивам. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
Шишкин, принявший близкое участие в судьбе Васильева, пригласил его на все лето на остров Валаам. Камни. втечение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. На Волге компания провела все лето, с жаром работая над зарисовками и этюдами. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Еще большую трудность представляет собой его творческая биография. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. В этот простой незатейливый сюжет художником вложено много теплоты и искренности.
Предвестников весны вышли встречать старик и девочка. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. свои валаамские произведения. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами.
Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом.
– Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Они купаются и проворно бродят в поисках корма.
Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Но для художника природа – прежде всего обитель людей. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
С глубоким уважением и даже преклонением, вспоминали о нем М. Антокольский и И. Шишкин. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. Ценность этого замечания не умаляется тем, что оно единично и сделано вскользь, т. к.
Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах. Эта глубина проникновения в предмет сочеталась с необычайным поэтическим чувством. Детство провел в Петербурге. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. «Если бы ты видела, Женя, степь, – писал Федор сестре. – Я до того полюбил ее, что не могу надуматься о ней».
И снова мы видим тонкую работу художника со световым решением картины: свет постепенно сгущается волнообразно – по направлению от нижнего правого к верхнему левому углу полотна, выхватывая бликом отстающую влево арбу, в которую впряжены два быка. Определяя подобным образом значение творчества Васильева, Крамской разбирает причины, которые позволили ему подняться так высоко и в качестве главной выдвигает глубокое изучение натуры Васильевым «спускающееся в самую суть предмета». Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. В этот период Васильев активно общается с И. Н. Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ.
Характеристика, данная Васильеву Крамским: – «Ему было суждено внести в русский пейзаж то, чего последнему недоставало и недостает: поэзии при натуральности исполнения» – стала классической и непременно приходит на ум, при всяком ВОСПОМИНАНИИ о Васильеве. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме». Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети.
Это были страсти духа». За домами несколько одиноких деревьев и за ними синяя полоса цели. Все наполнено бодрой могучей силой и, в то же время, естественно и просто.
вообще. Природа обновляющая духовно человека, который чувствует себя слабым рядом с нею. Каждый большой световой массив имеет свое собственное световое и цветовое напряжение. Наряду с ними появляются также крымские виды: «Зима в Крыму», «Крым. Свет, несмотря на очевидную неоправданность распределения, все же не кажется искусственным.
Барки» и «Волжские лагуны». Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность. Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева.
Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Очень ценно высказывание Крамского о самобытности творчества Васильева и превосходства произведений Васильева в смысле правдивости и глубины настроения над современными ему пейзажами художников Западноевропейских школ. Но более всего его воображение по-прежнему занимают картины милого ему северного болота. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла.
Картина сразу стала событием русской художественной жизни. С правой стороны дороги видны три избы, две из которых крыты соломой. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея).
Она дала ему большой опыт в работе над натурой. В начале 1871г. Мальцевой «Федор Васильев».
«Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. На земле отдельными пятнами лежит яркий солнечный свет, также отдельными пятнами холодная тяжелая тень большая же часть предметов находится в нейтральной полутени.
Когда в 1870г. Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью.
Небо, занимающее больше половины изображения. Валаам. Окружающие поражались его феноменальной одаренности.
Столкновение с красотой, опыт проживания «со-бытия» с прекрасным оказывается настоящим испытанием для сложившейся системы ценностей и может оказать на человека большее влияние, чем вербальные увещевания или даже угрозы наказания. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни.
В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. В мимолетной жанровой зарисовке, включенной Шишкиным в пейзаж, можно вполне угадать юную беззаботность, артистизм натуры, что свойственны были Васильеву, несмотря на тяготы, в большом количестве отпущенные ему в жизни. В самом деле, как массивны и тяжелы камни. «Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Выразительность образа достигла здесь большой силы и убедительности. Лит. : Ф. Васильев.
При этом столь родной для художника пейзаж среднерусской полосы выполнен по зарисовкам. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Вдали, подернутая дымкой, гряда холмов. Эта картина уже до показа на выставке была куплена Третьяковым для своей галлереи.
Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. Громадный сине – зеленый шар массива деревьев заполняет всю центральную часть холста. Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму.
Ярких же красок, света, солнца здесь было еще больше, чем в тамбовских степях и именно хотеньские впечатления легли в основу его будущих изображений русской природы «по памяти». Это увлечение в последствии определило его судьбу. И даже обобщенный, не национальный сюжетный мотив, несмотря на видимую декоративность, подходит к цвету («Перед дождем») имеет все же большую силу образной выразительности, немного превосходя те образцы, которым он подражал, так как пейзажисты дюссельдорфской школы все более и более отходили от натуры, перепевая на сотни ладов одни и те же привычные приемы.
Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П. К. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. Как светло и невесомо небо. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). На основании такой работы, как «Летний жаркий день» (33, 4 41), датированной тем же 1869 г., можно говорить о полном изживании этих качеств, об обращении к традициям национального пейзажа, о глубоком сближении с природой. Даже ей стало скользко. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Я увидел, как надо писать». Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Барки (1870) – важнейший итог этой поездки.
не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Именно вот таким образом исследование Александра Ермолаева и Людмилы Князевой в книге «Федор Александрович Васильев. Над ней – кучевые облака с белыми обведенными краями. На дорожке две фигурки: священника и мужчины в белой куртке. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Работы этого года являются следующим этапом в развитии Васильева. Национальный характер этого пейзажа не вызывает никакого сомнения. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине. Другое замечательное полотно художника Мокрый луг написано в 1872 году в Крыму, куда художник вынужден был переехать из-за неизлечимой формы чахотки (по нынешнему — туберкулеза).
Но ценность его творческого наследия была гораздо выше. Естественно, что эти первые рисунки значительно слабее последних рисунков того же альбома. Изолированно эти большие массы: (купа деревьев, левая часть земли, верхняя и нижняя часть неба) решены очень обще, хотя очень тонко, детально написаны. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств.
Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом. Разъезженная дорога, сырые проталины, ржаво-коричневые пятна кустов.
Создается ощущение движения светового поля и кажется, что вот-вот светом озарится все, что написал автор. Неясные до сих пор стремления и идеи начинают находить свое четкое и конкретное выражение. Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Увидев «Оттепель», Шишкин сказал: «О.
С ними поехали художник Е. К. Макаров и младший брат Репина музыкант В. Е. Репин.
Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. всопоставлении с другими высказываниями общего характера оно дает довольно полную картину. Путешествие по России 1869 года, когда Васильев впервые увидел природу средней полосы страны, навсегда запомнилось художнику. «Высочайшие» заказы оборачивались для художника тяжкой мукой, он через силу брался за «преглупейшие и преказеннейшие виды» царских владений. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком».
И. Е. Репин начинал работать над картиной о бурлаках, Васильев уговорил его отправиться летом на Волгу, где тогда так часто можно было встретить бурлацкие ватаги. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Соколову. Посередине дороги мысок с густой высокой травой.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Небольшой пригорок в левой части покрыт высокой пушистой травой. Васильев был признан профессиональным художником. Крамского), совместная работа на природе с великим И. И. Национальное своеобразие его картин волновало все последующие поколения россиян.
Правда, в решении этой задачи есть еще приемы условного, академического пейзажа, проявляющиеся в недостаточно правдивой передаче освещения и пространства, в «подпеченном» колорите, но, тем не менее, главное здесь то, что непосредственно идет от природы. Его творчество с момента первых его твердых шагов в искусстве, рассматривалось, как творчество верного единомышленника и соратника.
По вечерам посещал Рисовальную школу. Васильев много писал писем в Москву. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге. Мы имеем в виду «Возвращение стада» 1868 г. (60 96) и «Перед дождем» (39, 7 57, 5), обе из собрания Третьяковской галереи. Даже в самом первом рисунке Валаамского альбома «Пейзаж с монастырем», очень сложном, по разнообразному мотиву, видно большое умение и чувствуется более или менее оформившийся индивидуальный почерк художника.
Одетый со щегольской элегантностью, в лимонных перчатках, с блестящим цилиндром на коротко подстриженных волосах, сыплющий остротами, умеющий, как вспоминал И. Е. Репин, «кстати вклеить французское, латинское или смешное немецкое словечко» и даже к случаю сыграть на рояле какую-нибудь вещицу, появлялся этот крепыш-весельчак на артельных четвергах и поражал всех своей щедро брызжущей талантливостью. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. В рисунке он показал себя талантливым мастером.
Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». Одна за другой исполнялись им заказные картины для президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, не приносившие ему, однако, ни радостей творчества, ни особых удач.
Хотя ни о чем нельзя было сказать, что вот то-то, например, вполне оригинально, но сама манера работы была уже оригинальна. Оформились его основные эстетические воззрения. Эта глубина проникновения в предмет сочеталась с необычайным поэтическим чувством. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно и пленило тосковавшего по России художника. Много внимания уделено попытке найти в натуре и передать на холсте подходящее к теме состояние природы.
Особый интерес представляют обстоятельные разборы двух больших картин Васильева («Мокрый луг», «В Крымских горах»), где главным достоинством признается их образность и поэтичность. Определяя подобным образом значение творчества Васильева, Крамской разбирает причины, которые позволили ему подняться так высоко и в качестве главной выдвигает глубокое изучение натуры Васильевым «спускающееся в самую суть предмета».
Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя. Крымские пейзажи были впереди. Третьяков. Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели.
То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы. Но левый верхний угол слегка светлее. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом.
Большие кисти художник не признавал. Передняя изба слева накрыта досками с неровными и скрошившимися краями. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова.
Она была достигнута очень быстро. Проступало в этом «маленьком человеке» что-то «человечески ценное, но погубленное жизнью». Какое время года отражено в полотне.
А Крамской сказал: «ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Зимой он сильно простыл на катке и, не оправившись толком от простуды, поехал с таким же шальным, как и сам, дружком, учеником Академии Кудрявцевым «перекрикивать» Иматру – шумный водопад в Финляндии среди голых скал и заснеженных лесов. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Так Васильев, несмотря на свой юный возраст идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок.
«Русской» была и картина «Мокрый луг», представленная на конкурс Общества поощрения художников в 1872г. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель».
Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. Картина отвечает своему названию и знойный, жаркий полдень с первого взгляда, словно «чувствуется» в этой картине. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Есть здесь еще и небольшая доля сентиментализма в трактовке темы, однако, это качество не лежит в основе. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса).
В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. В 1867 году он заканчивает обучение. «Он поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке, – вспоминает Репин о Васильеве, – его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно цельную картину крутого берега Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман» С этого времени в работах Васильева неоднократно появляется тема Волги, а в пейзаж все ощутимее входит человек, не столько как действующее лицо, сколько как «лирический герой», определяющий настроение картины. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. В ней есть что-то сказочное. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» – одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край.
Он работал много и вдумчиво. В картине очевидны украинские черты. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь.
Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям. Разумеется, не прошли они даром и для Васильева. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. он был для нас превосходным учителем. Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Изучение природы, творений русских и французских пейзажистов (барбизонской школы), советы и опека старших (И. Н. Но это была не просто копия собственной картины, а возможность творческой доработки темы.
Крамским, И. И.
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы.
И в той и в другой картине чувствуется сильный «налет» романтизма, чувствуется результат некритического обращения молодого художника к западным образцам, особенно к образцам немецкого пейзажа. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы.
По какой причине, неизвестно. Как известно искусство отличается от мастерства тем, что делает человека лучше. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Особый интерес представляют обстоятельные разборы двух больших картин Васильева («Мокрый луг», «В Крымских горах»), где главным достоинством признается их образность и поэтичность. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. Особенно удалось Васильеву передать свежесть мягкого летнего вечера, чистый воздух, дальние дома в легкой золотистой дымке.
У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Как измучена жалкая травка борьбой с этим «всепроникающим» сыпучим песком.
Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. Картины 1868-1869 годов отмечены влиянием дюссельдорфцев, это "Возвращение стада" и "Морской вид".
Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Вещи эти были высоко оценены и Васильев, по праву, был признан вполне сформировавшимся художником. Интересны по выбору темы и по своей трактовке «парные» картины «Деревня» и «После грозы, Обе находящиеся в Государственной Третьяковской. «Настоящая картина – ни на что уже не похожа, – писал Крамской, – никому не подражает, не имеет ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, т. е.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). Я всем наслаждался, всему сочувствовал и удивлялся, все было ново, – писал он в одном из писем.
Венцом работы всего лета было создание картины «Баржи на Волге», поэма о Волге, о дивной природе, о бурлаках, которым так тяжело живется и настроение которых отражено в состоянии природы. На крыше еще лежит снег. Васильев продолжает свое открытие русской природы, стремясь разглядеть в ней самое сокровенное, неповторимое, что свойственно только ей: певучую мягкость линий, очерчивающих холмы и пригорки, тусклую нежность красок, пустынный простор полей. Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. Пышная красота Крыма долго не трогала художника. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея).
Природная одаренность позволяла ему все схватывать на лету, а глубокая натура перерабатывала знания в серьезную систему. Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. По воспоминаниям родственников, Васильев начал рисовать очень рано. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. В глубине по дороге идут несколько фигурок и движется воз с сеном. Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.
В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Картина Вид на Волге. У Федора рано проявилась способность рисовать.
Такой родной всем нам пейзаж. Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. И. Крамской постоянно восхищался необыкновенной талантливостью юноши, сравнивая его с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища полной горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их». Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу. Дальше идет еще десяток разных по высоте домов.
Получал 3 рубля и отдавал их матери.
Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. Высокое теплое небо покрыто крупными клубящимися облаками. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург.
По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Но серьезного, систематического образования так и не получил. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным, с которым впоследствии даже породнился— сестра Ф. А. Васильева Евгения вышла замуж за И. И. Шишкина в 1868 году. – но и мирового искусства.
Надеясь при его помощи и содействии уехать лечиться за границу, Васильев всячески старался напоминать о себе и по мере возможности принимать участие в конкурсах. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Это было в конце мая.
Именно Иван Иванович Шишкин с Иваном Николаевичем Крамским и писателем Григоровичем после смерти Федора Васильева организовали его посмертную выставку. В качестве примера из числа последних рисунков можно привести «Пейзаж с березками», «Лес у ручья», «Березки» и др. Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. На другой берег только что прилетели грачи-разведчики.
В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Судя подошедшим до нас крымским пейзажам, душевному состоянию художника была близка природа горного Крыма, с ее строгим и возвышенным обликом. Книга «Ф. А. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много.
По первому впечатлению этюд кажется несколько «грязным», но при более внимательном всматривании этот недостаток теряет свою ощутимость и тогда начинает обнаруживаться ряд более важных достоинств. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых— «Вид на Волге. Мотив предгрозового бурного неба несомненно сделан художником, глубоко знающем природу. «Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам.
в Лондоне. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях.
Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Был близок с И. Н. Крамским. С большим вниманием подмечены черты убогой, неказистой деревеньки. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт.
Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. И рождаются полотна «Утро», «Болото в лесу. Чиновник департамента сельского хозяйства Александр Васильевич Васильев, живший вне церковного брака с Ольгой Емельяновной Полынцевой, считался родственниками «человеком несостоятельным». «О болото, болото. Шишкиным. Барки» и «Волжские лагуны».
Прежде всего это большая материальная убедительность изображаемого. Лестница, приставленная к крыше, покосилась. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу.
Барки» и «Волжские лагуны». Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев. Это проявляется прежде всего в снижении силы реалистичности воплощаемых образов, в «невилировании» национального характера пейзажей.
Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. «Гениальный мальчик» – такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Слава и известность достались художнику сразу, его любили и в аристократических кругах и среди петербургской богемы. Васильев родился в Гатчине в бедной семье, работал подмастерьем в мастерской художника-реставратора. Картина исполнена в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «Оттепель» нелегко далась Васильеву. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.
Нынешние поколения — не исключение. Перед зрителем предстают необъятные просторы, низко нависшее над землей свинцово-серое небо, распластанная равнина земли – все это усиливает впечатление тоскливого однообразия. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг.
Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. В них не успело еще проявиться влияние Шишкина. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). После дождя», «Крымские горы зимой» и, наконец, последний шедевр Васильева, его лебединая песня и творческое завещание – «В Крымских горах», картина, еще раз представлявшая художника на конкурсе Общества поощрения и принесшая ему первую премию.
Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. За лето Васильев сделал много десятков рисунков, много этюдов и несколько картин. (1868). С первого взгляда трудно даже различить эти работы. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). С огромным трудом Васильев пишет «Вид из Эриклика», но пейзажи осенних крымских гор, туманные леса, все то, что близко его душе северянина, увлекают его и величие видов Крыма мало-помалу овладевает воображением. Инициатором и организатором волжской поездки был Васильев. Буйная южная природа не произвела на него впечатления.
Ценность этого замечания не умаляется тем, что оно единично и сделано вскользь, т. к. За это время он успел написать для будущего императора Александра III повторение «Оттепели», купленной П. М. Третьяковым. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника.
«Нет у нас пейзажиста – поэта в настоящем смысле этого слова и если кто может и должен им быть, то это только Васильев», – говорил о художнике его современник И. Крамской., М., 1937 Федоров-А. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату.
Последней работой, косвенно связанной с той же темой рассвета над болотом, была, очевидно, у Васильева неоконченная картина Болото в лесу. Картина эта глубоко взволновала Крамского. В 1867 году молодой художник выставляет в О. П. Х.
На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.
Пространство кажется глубоким и реальным, хотя здесь есть еще следы применения приема простого «высветления» или «утемнения» краски одного и того же тона в зависимости от удаленности. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе.
А позже еще часть полотен приобрел у наследников. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений. Думается, это было не так. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге.
Наиболее удачным, по мнению Крамского, было решение всей верхней части картины, начиная с пригорка за дорогой налево. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Требовалось срочное лечение и смена климата. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком.
Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. Продолжением исследования творчества Ф. Васильева явилась монография А. Федорова-Давыдова «Федор Васильев».
Репина (в его статье «И. Н. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Осень» (осталась незаконченной), «Заброшенная мельница». Под аркой ограды еще две фигуры в рясах. Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг. Ряд вопросов освещен Крамским несколько субъективно и не вполне оправданно. Картина «Вид на Волге.
Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. В решении задачи передачи материальности большое значение имеет правильное использование фактуры письма (тяжелое плотное письмо первых планов и легкое, «в протирку», письмо дальних планов и теней). Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ.
Картину купил для своей галереи П. М., М., 1977. Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. Напряженно звучит цвет его зелени.