Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. В 1870 году Васильев вместе с гг. Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых, этапные, – «Вид на Волге. Проселок» (все — начало 1870-х) «Мокрый луг» (1872). Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены.
Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Федор Васильев выработал к этому времени и свой живописно-пластический язык. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». По вечерам он ходит в Рисовальную школу, открытую при Обществе поощрения художников. Небо, занимающее больше половины изображения. Эта картина появилась в 1870 году после путешествия с Макаровым и Репиным по Волге.
Помощь в жизненно важном "прорыве" пришла совсем неожиданно. в Лондоне. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены. Произошло это при прямом воздействии многих передовых художников и в первую очередь Крамского и возглавлявшейся им знаменитой Артели петербургских художников, которая в середине 60-х годов находилась в расцвете своей популярности. Дружба Крамского и Васильева принимала такие трогательные формы, что И. Н. Крамской, человек сдержанный, признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гордость моя не была бы так основательна, если бы я не встретился с Вами в жизни» Вы – точно часть меня самого и часть очень дорогая, Ваше развитие – мое развитие. Учился в Рисовальной школе ОПХ в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). ". Барки» (1870) — важнейший итог этой поездки. почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц.
г. Солдатенкова), "Пейзаж" (соб. Судя подошедшим до нас крымским пейзажам, душевному состоянию художника была близка природа горного Крыма, с ее строгим и возвышенным обликом. Барки». г. Звенигородского), "Болото" (соб.
Репин, являясь мастером бытового жанра, был и очень хорошим пейзажистом. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Картина «В Крымских горах» сразу же, очевидно, поразила Крамского своей непохожестью на все окружающее его в петербургской пейзажной живописи, а, может быть, даже самой новизной принятого Васильевым ее живописного решения.
Работы Васильева выдерживали сравнение с работами прославленного мастера. г. Третьякова), "Вид на Волге" (соб. — пейзажист. Скорее всего зима в период оттепели, но, возможно и ранняя весна. Его лучшей валаамской работой считается этюд На острове Валааме.
Детство провел в Петербурге. Уже сразу по возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы. гр.
Он пишет о свойственной живописи картины окончательности, о фантастическом и одновременно натуральном свете, от которого нельзя оторвать глаз и о той правдивости переданного Васильевым состояния природы, так по-разному проявившегося в еще мокрых от дождя деревьях, в налетевшем на воду ветерке, в убегающей тени от тучи и в яркой весенней зелени омытой дождем травы изображенной на переднем плане. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. Шишкиным, ставшим его истинным учителем.
Но серьезного, систематического образования так и не получил. Художник хотел обновить живопись, освободить ее от условности приемов. Барки» и «Волжские лагуны». Валаам.
Он очень много рисовал, поражая спутников совершенством своих работ. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию.
В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Шишкин был мужем сестры Васильева и он часто ходил с ним на этюды и многому у Шишкина научился. На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Напряженно звучит цвет его зелени.
По валаамским впечатлениям написана, в частности, картина "В церковной ограде" (1867, ГРМ). Барки» и «Волжские лагуны». Крамским, И. И. В этот период Васильев активно общается с И. Н.
Последняя законченная работа Васильева — В крымских горах (1873) — отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. Федор Александрович Васильев – великий русский художник, пейзажист. В период подготовки к созданию Товарищества передвижных художественных выставок Васильев поставил свою подпись под письмом московских художников об организации первой передвижной выставки (1869).
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Однако уже в десять лет Васильев начинает писать картины маслом.
В ней есть что-то сказочное. Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование – невозможно. Произведениям этой поры присуще возвышенное представление о бытии горного мира. С 1865 некоторое время состоял помощником реставратора П. К. Соколова в ИАХ. в Лондоне. На крыше еще лежит снег.
Репиным и художником Е. К. Свои карандашные работы, обведенные рамками, он готовил, как наброски для будущих картин. Кое-кто даже в шутку называл этот остров русским Барбизоном. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Его отец был петербуржцем и работал простым служащим на почте. «Проживите Вы еще сто лет, работайте неослабно, не падая, а все идя вперед и тогда такое место в картине, как верхняя половина, будет достойна самого большого мастера». Крамскому, напечатанные в "Вестнике Изящных Искусств" (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Письма Васильева к И. Н. Барки» и «Волжские лагуны».
После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). Возможно, уехавший в это время в Крым на излечение автор отразил в произведении свою надежду на выздоровление, но однозначно излил свою тоску по родной земле., М., 1977. Вместе с Шишкиным он часто работает на природе, с ним же отправляется на Валаам. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Источник света как бы изнутри, сквозь небеса, освещает землю, постепенно перемещая свет. Предвестников весны вышли встречать старик и девочка.
"Вид на Волге. Осень» (1873), «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). в Лондоне. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Васильев был признан профессиональным художником. Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
В Артели он познакомился с И. Е. Репиным, тогда студентом Академии художеств. "Такую живую поэтическую натуру при прекрасном сложении имел разве что Пушкин. Беспокойно клубящиеся облака отбрасывают на равнину глубокие тени. " – воскликнул он.
Этой картиной, закрывшей крымский цикл Васильева, стала работа В крымских горах. У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. Идея поехать на Волгу принадлежала Васильеву, которому было известно о том, что Репин собирает материал по «бурлацкой теме».
Но для художника природа — прежде всего обитель людей. Картина Вид на Волге. В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Но это автоматически отметает для Васильева членство в Академии, что обеспечило бы больному художнику долгожданную заграничную командировку для практики и лечения. Благотворным для молодого художника было и знакомство с И. И. То, что делал Васильев в последний год своей жизни (1873), было поисками нового пути.
По приглашению графа Строганова он провел лето 1871 г. в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил. Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И. Н. Излюбленными мотивами его картин становились «пограничные» состояния природы: перед грозой и после дождя, рассветы, закаты. Давыдов, Ф. А. Васильев, М., 1955 Ю. Ф. Дюженко, Ф. А. Васильев, Л., 1973, Ф. А. Васильев.
Еще ребенком Фёдор Александрович начал интересоваться художественным искусством. Шишкина.
Репиным, начавшим работу над "Бурлаками", его младшим братом В. Е. Появляются картины «Возвращение стада», «После грозы», «Перед дождем». Особенно же впечатляющим показался ему самый мотив одиноких сосен и все, что за ними выше. В графике Васильева наиболее выразительны рисунки сепией.
Эта работа дала дополнительные возможности обучения на практике. Барки" (1870, ГРМ) – произведение, обобщающее впечатления художника от великой русской реки. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни. Лит. : Ф. Васильев.
По предложению гр. Благодаря успешным валаамским наброскам Васильев на равных вошел в Артель художников. Оформились его основные эстетические воззрения. В этом пробуждении нет радости.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму. Известны такие картины этого периода: Раннее утро, После дождя, Вечер, Деревня и др. Центральное произведение о крымской природе— большая картина «В Крымских горах» (1873г., Третьяковская галерея). С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Такой родной всем нам пейзаж. Но левый верхний угол слегка светлее. Родился в семье мелкого чиновника, в возрасте пятнадцати лет осиротел.
В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Возможно именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Стоящие посреди реки, они придают пейзажу некое уныние. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка. Ребенку приходилось сначала подрабатывать во время каникул, а затем, после смерти отца и вовсе заботиться о семье. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению.
Летящий навстречу зрителю грач с расправленными крыльями, подтаявшая река как бы оживляют картину, подтверждая приближение долгожданной весны. Камни. Он работал много и вдумчиво. Лестница, приставленная к крыше, покосилась.
С тех пор всю жизнь Крамской был другом Васильева, его наставником и учителем. Проселок" (1869, ГРМ). Родился 19 февраля 1850 года, умер 8 сентября 1873 года. Это было в конце мая. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Картина эта глубоко взволновала Крамского. В июне 1867 года Шишкин и Васильев отправляются на Валаам, где начинающий художник, знакомый до этого только с техническими приемами рисунка, постигает особенности метода работы на натуре. Шишкина. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Государя Императора), "Зима" (соб. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях. Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). По предложению графа Строганова он провел лето 1871 года в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил.
Третьякова). Федору удивительно везло на хороших людей. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Вечерами он еще работал в реставрационной мастерской П. К. Соколова. В этом же году исполнен и пейзаж "После дождя" (1867, ГТГ), живопись которого отмечена уже не просто технической грамотностью, но тонкостью и свежестью, стремлением художника к адекватной передаче эмоционального восприятия природы (Заброшенная мельница). В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. Государя Императора), "Взморье" (соб.
К этому моменту Васильев уже вошел в среду художников. Он появился на свет в Гатчине, нынешней Ленинградской области 10 (22) февраля. Картина «Вид на Волге. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Академии художеств), "Оттепель" (соб. Летом 1870 года он вместе с И. Е. – Он привез много рисунков, этюдов, начатых картин и еще больше планов. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. П. М. Третьякова).
Третьякова). Апраксина), "Полдень" (соб. Природа нехотя просыпается от зимнего сна. Волга стала для Васильева неиссякаемым источником впечатлений. Васильев (Федор Александрович) – пейзажист.
Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Все картины с этой выставки были раскуплены.
Еще не очистившееся от пронесшейся грозы небо, но сквозь тучи уже просвечивает лучик солнца, высвечивающий светлыми бликами цветы на переднем плане полотна, зеленый покров луга, омытый дождем и часть водоема – в правой части картины. Его многочисленные рисунки составляют ценность в художественном наследии России. Родился 10 февраля 1850 г., умер 8 сентября 1873 года. Весной врачи обнаружили у него чахотку и порекомендовали лечиться на юге. Не предвещая дождя, неторопливо плывут по небу легкие облака, причудливо меняя свои формы.
Путешествие по России 1869 года, когда Васильев впервые увидел природу средней полосы страны, навсегда запомнилось художнику. Родился в Гатчине (Ленинградская область) 10 февраля 1850 года. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Федор Васильев — выдающийся русский художник, блестящий мастер лирического пейзажа. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.
Шишкин научил Васильева видеть разнообразие форм природы, различать конструкцию, характер деревьев и листьев. Зимой 1870 г. В. сильно простудился и у него обнаружилась чахотка.
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. Это умение всему удивляться в значительной мере характеризует личность художника. Итогом этих исканий стала последняя большая работа Васильева В крымских горах.
По свидетельству Крамского, первые успехи Федора Васильева связаны с рисунком. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Тогда же у художника начал развиваться туберкулез. В живописи он оставался больше рисовальщиком, работая небольшими кистями (по его мнению, маленькими колонковыми кистями «хорошо лепить и рисовать формочки»). Из трубы криво стелется уходящий в небо белый дым. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
Васильев Фёдор Александрович (1850-1873), русский художник. Они написаны насыщенными красками, одухотворены и романтически взволнованы (Перед дождём, 1868-69, ГТГ). Впрочем, Васильев вошел в Артель не робким учеником. В рисунке он показал себя талантливым мастером. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе. С детства любил рисовать и проявлял к этому немалый интерес.
Крамскому, напечатанные в Вестнике Изящных Искусств (1889 – 1890 годы), освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально. В юношеских работах заметна тяга к романтическому восприятию природы. Письма Васильева к И. Н.
В. Чуйко. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: "Приближение грозы" (собственность графа Апраксина), "Полдень" (собственность графа Звенигородского), "Болото" (собственность графа Третьякова), "Вид на Волге" (собственность Академии Художеств), "Перед грозой" (собственность Академии Художеств), "Зимний пейзаж" (собственность Государя Императора), "Взморье" (собственность Академии Художеств), "Оттепель" (собственность Государя Императора), "Зима" (собственность господина Солдатенкова), "Мокрый луг" (собственность П. М.
Это увлечение в последствии определило его судьбу. В Крыму Васильев написал и свои самые проникновенные и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
Ее достоинства самому Васильеву казались сомнительными, весьма критично отзывался он и о живописи картины, потребовавшей от него таких усилий и поисков. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Спустя время оба друга совершат совместное путешествие на Волгу. Множество первоклассных рисунков, вызвавших восхищение Репина, – результат этой поездки.
Крамского и И. И. А позже еще часть полотен приобрел у наследников. В наиболее зрелых произведениях (Оттепель, 1871, Мокрый луг, 1872, – оба в ГТГ) пейзаж приобретает эпический характер или оттенок героического величия (В крымских горах, 1873, ГТГ), наполняется социальным содержанием. Вот-вот сядет на землю показавшаяся вдали большая стая грачей. Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
В 1856 году начинает работать учеником реставратора Академии художеств. Но оно не исключает, а даже оттеняет своеобразную красоту пейзажа. В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
Зимой 1870 г. Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. Из произведений Васильева самые замечательные следующие: "Приближение грозы" (соб. Какое время года отражено в полотне. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». Чуть позже легкая простуда переросла в серьезную болезнь. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом».
Необычайное дарование уравнивало его со старшими членами Артели. Васильев (Федор Александрович) – пейзажист. Сразу после зимней прогулки художник почувствовал недомогание.
он был для нас превосходным учителем. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). Итогом совместной поездки на Волгу с И. Е. Репиным (1870) стали рисунки и живописные произведения (Вид на Волге. Академии художеств), "Зимний пейзаж" (соб.
Васильев (прикованный болезнью к Ялте) почуял родство на расстоянии: "Тут и Боголюбов и Клодт и Шишкин, но душа только в 3939Грачах3939". Краски насыщены, картины лиричны, одухотворенны. В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин.
И тут же предложил Федору вместе "рвануть" на Волгу. У Федора рано проявилась способность рисовать. В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. В мимолетной жанровой зарисовке, включенной Шишкиным в пейзаж, можно вполне угадать юную беззаботность, артистизм натуры, что свойственны были Васильеву, несмотря на тяготы, в большом количестве отпущенные ему в жизни. Родился 19 февраля 1850 года, умер 8 сентября 1873 года.
А с Крамским познакомился на его знаменитых четвергах Артели, куда его ввел Шишкин. В ранних пейзажах Васильева немало шишкинского: пристальный аналитический взгляд на мир, внимание к деталям. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. почтамт, где получал 3 руб.
Картину купил для своей галереи П. М. В 1867 году он заканчивает обучение. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения.
Окружающие видели его способности и удивительный талант, который в будущем должен был обязательно раскрыться в полную силу. У самого берега реки примостилась избушка со слепым окошком. Большие кисти художник не признавал.
Шишкина. Васильев – частый посетитель организованной Крамским Петербургской артели художников. Чуть колышущаяся, почти зеркальная вода, низкий песчаный берег, открытый горизонт. Барки» и «Волжские лагуны».
Они наполнены то тревожным настроением, то легкой грустью или созерцательностью. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова.
В 1867 под руководством И. И. Шишкина работал на острове Валаам. Ранней весной представил на конкурс ОПХ картину «Оттепель», которая снова была удостоена первой премии. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу.
г. Солдатенкова), "Мокрый луг" (соб.
Третьяков. Таковы работы «После грозы», «Перед грозой» (обе — 1868) «После дождя», «Вечер», «Раннее утро» (все — 1869), «Перед дождем» (1870) «Закат на пруду», «Волжские лагуны», «После дождя. Даже ей стало скользко.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Зимой 1870 года Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Как хорош ясный солнечный день короткого северного лета. Большую роль в его воспитании как художника сыграли Шишкин и Крамской. В этом светлом, блещущем красками и отражениями мире жизнь человека нелегка.
(1868). В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Ради заработка подрабатывал на почтамте. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). При этом для него характерно бесконечное разнообразие пластических решений.
Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Луг, по сравнению с подвижным небом, словно замер, омытый ливнем. Не многие бы не испугались той огромной цели, которую я решил либо достигнуть, либо умереть, – писал он Григоровичу. Крым Васильева запечатлён во многих картинах: «В Крымских горах», «В Крыму.
«Тоскую по России и не верю Крыму», – жалуется он в письме Крамскому. Работал он много и напряжённо, порой в ущерб лечению, по неосторожности усугубляя болезнь. Уже сразу по возвращению с поездки Васильев создаёт «Оттепель», образ родной природы перед которым невольно вспоминается пушкинское «Как много в нём для сердца русского слилось». На другой берег только что прилетели грачи-разведчики. Все оставшиеся после него произведения, большею частью неоконченные, были раскуплены.
Но для художника природа – прежде всего обитель людей. Он с ранних пор пристрастился к рисованию. Пышные кроны деревьев отбрасывают на зеленую траву прозрачные подвижные тени., М., 1937 Федоров-А. К этому периоду относятся картины "Деревня" (ГРМ) – наиболее социальная по содержанию в творчестве Васильева этих лет – и "После дождя. Был близок с И. Н. Крамским.
В 1867 году Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. При этом самая верхняя часть полотна – небо – освещена целиком. Реже встречаются городские виды: «Заря в Петербурге», «Иллюминация в Петербурге» (обе — 1869) и солнечные, умиротворенные пейзажи, проникнутые гармоничным мироощущением и равновесием: «Вид в Парголово» (1868) «Летний жаркий день», «Деревня» (обе — 1869). не вполне хорошо, даже местами плохо, но это – гениально». Картина сразу стала событием русской художественной жизни.
Репин вспоминал, что когда он впервые пришел в мастерскую Васильева, то удивился до полной сконфуженности, не ожидая от самоуверенного юноши (Васильеву было двадцать лет) столь совершенных и зрелых работ. Взошла короткая, но изумительная заря абсолютно нового, ярчайшего явления в русской пейзажной живописи. Федор Александрович Васильев родился 10 февраля 1850 года в Гатчине.
Барки (1870) – важнейший итог этой поездки. Прислушиваясь к советам Шишкина будущий пейзажист одновременно расширяет круг выбираемых мотивов и приемов их изображения. В 1872 представил на очередной конкурс ОПХ картину «Мокрый луг». Тогда же начал принимать участие в выставках ОПХ, в 1868 за картину «Возвращение стада» получил первую премию по ландшафту на конкурсе Общества. Васильев – человек гораздо более сложный, чем казалось на первый взгляд. Макаровым совершил путешествие по Волге (Ствол старого дуба).
В. умер от чахотки, признаки которой появились после простуды, схваченной им в конце зимы 1870—71 г. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный). Дорого стоящая жизнь с непрерывным лечением и забота о семье (матери и маленьком брате) требовали больших денежных средств, понуждавших художника писать картины на продажу.
Письма Васильева к И. Н. Крамскому, напечатанный в "Вестнике Изящных Искусств" (1889—1890) освещают этот период жизни Васильева, его характер и взгляды на искусство. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Деньги за картины и подчас немалые, вылетают у него сразу при получении: на дорогие игрушки и лакомства для братишек и матери, моднейшие костюмы, шикарные шляпы, перчатки и галстукии Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор прогремевшей на всю страну картины "Оттепель" и тут же определил ее в Аничков дворец. В этот крымский период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин совершенных во всех отношениях. г. Красовского), "Вид на Волге" (соб.
Мы взапуски рабски подражали Васильеву и верили ему. В 1863–1867 посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художников (ОПХ), где преподавали А. И. Корзухин, А. И. Морозов, И. Н. Крамской, А. Г. Горавский. Федор Александрович Васильев родился в Гатчине, в семье бедного почтового чиновника. Однако настоящая известность пришла к художнику благодаря работе «Вид на Волге. У него возникает познавательный интерес к различным явлениям природы. В Крыму Васильев написал и значительные картины, посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. После дождя», «Зима в Крыму» Центральное произведение о крымской природе, поэма о Крымских горах, это, безусловно, большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея).
В Крыму по этим этюдам и воспоминаниям он написал одну из лучших своих картин — широкое эпическое полотно Мокрый луг (1872). Из произведений Васильева самые замечательные следующие: Приближение грозы (собственность графа Апраксина), Полдень (собственность графа Звенигородского), Болото (собственность графа Третьякова), Вид на Волге (собственность Академии Художеств), Перед грозой (собственность Академии Художеств), Зимний пейзаж (собственность Государя Императора), Взморье (собственность Академии Художеств), Оттепель (собственность Государя Императора), Зима (собственность господина Солдатенкова), Мокрый луг (собственность П. М. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. жалованья в месяц.
Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало. Они купаются и проворно бродят в поисках корма. Надо было обладать чутьем и вкусом Васильева, чтобы из экзотической природы Крыма выбрать столь простой и вместе с тем столь значительный мотив: дорога на склоне, горная цепь вдали и тянущиеся к небу сосны – одинокие деревья на голой, прокаленной солнцем земле запряженная волами повозка неторопливо катится по каменистой дороге клубятся тучи над отрогами гор.
Когда Васильеву исполнилось 12, его отправили служить в центральное почтовое отделение. Однако на этот раз опасения Васильева были напрасны. В какой мере смог Васильев достигнуть поставленной цели и пластично выразить в живописи идею произведения, лучше всего, пожалуй, передает нам подробный разбор ее исполнения Крамским, на имя которого оконченная картина «В Крымских горах» и была отправлена в Петербург. Шишкиным. В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом) и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью).
Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). У борта барки на песке отдыхают несколько измученных бурлаков. В этих картинах больше действия, чем настроения художник лишь начинает свое открытие мира. В его отношение к инструментарию живописца было немало от подхода рисовальщика.
Успехи его в это время были громадны, – вспоминал впоследствии Крамской. Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился.
Поражает и количество и качество созданного Васильевым в Крыму. Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В эти годы Васильев созрел уже и как мыслящая личность.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. В. Чуйко. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна.
В 1867 году Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Окружающие поражались его феноменальной одаренности. Уже двенадцатилетним ребенком Федор Александрович был отдан на службу на главный почтамт. Требовалось срочное лечение и смена климата.
Барки». И вправду, своим шалопайством Васильев немало тревожит своих многочисленных доброжелателей. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872г. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию. Они изображены в глубине картины, художник не фиксирует на них внимания, но Волга в его представлении немыслима без тяжкого бурлацкого труда.
Васильев – один из самых талантливых русских пейзажистов картины его отличаются поэтичностью и абсолютной гармонией в красках. Чем бы тут особенно огорчаться. Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Он совершил вместе с Васильевым путешествие по приволжским землям. Строганова он провел лето 1871 г. в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил. На Валааме художник сближается с петербургскими пейзажистами. Художник сложился в оригинального мастера русской пейзажной школы. Академии художеств), "Перед грозой" (соб.
Чахлые кусты и спящие мрачные деревья, полуразвалившаяся избушка на обочине – как будто символ тяжелого периода в жизни мастера, а два человека – ребенок с его восторженным и наивным светлым мировосприятием и старик, умудренный опытом, с философским отношением к жизни – аллегория я художника раньше и сейчас, пришедшего в результате долгого переосмысления своего отношения к мирозданию. Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. Замечательный пейзажист. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. По вечерам посещал Рисовальную школу.
Деньги, вырученные за картины, были отданы Обществу поощрения художеств в погашение долга Васильева, часть – Третьякову также за долги, а все, что осталось, было отдано матери пейзажиста. Барки» и «Волжские лагуны». В пейзажах юный Репин старался рабски подражать восхищавшему его Васильеву. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель.
В мае 1871 для поправки здоровья отправился в Хотень. В начале 1871 зачислен вольнослушателем в ИАХ, но занятий не посещал. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника.