Работы для церкви св. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. Русский скульптор Гордеев вылепил змею и она вошла в общий комплекс монумента. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро.
Вернуть себе расположение императрицы Фальконе суждено не было. И еще, самое главное. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Так что камень снова пришлось приподымать И бревна были подложены.
Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног, юной девушки в античном хитоне с голубем в руках, ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервой представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Вишняков получил 100 рублей. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам.
Так продолжалось по несколько часов в день. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Последние годы жизни был парализован и не мог работать. К полудню небо прояснилось, выстроились полки лейб-гвардии. В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Человек, обуздавший стихию. Борт временно разобрали. Отливать всадника начали в 1774 году. Фальконе стал развивать свои задатки скульптора, а также усиленно занялся самообразованием изучая классические языки историю и литературу. Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры.
А. С. Пушкина. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию. Как наивысший указывается – 2400 тонн, как наименьший – 1500. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Скульптор расплакался.
Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». В 1754 за ту же композицию, выполненную в мраморе избран академиком.
Тоже символичное совпадение. Места же впереди лежали низменные, участками и болотистые. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. По рельсам платформа доехала до причала, где уже стояла специально построенная большая баржа. Борт баржи, прилежащий к пирсу, возвышался над ним. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
Баржу теперь не нужно было тянуть, течение само влекло ее к нужному месту. Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. В начале 1768 года скульптор приступил к работе над моделью памятника Петру I в величину будущей статуи. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе.
Под копытами коня Фальконе поместил змею. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. О поисках подходящей каменной скалы дано было объявление в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. Загрохотали пушки Петропавловской крепости, Адмиралтейства и кораблей на Неве.
Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания.
Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Среди наиболее известных произведений этих лет декоративные скульптуры в алтаре церкви св. Он был – не от нее. Затем в нее по размерам скалы уложили решетку из бревен.
И у скульптора возникла мысль – бросить под копыта змею. Роха. Роха.
И две огромные галеры по бокам (по полутораста гребцов каждая) с этой минуты превращались из буксиров в почетный эскорт. Генваря, 20. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись "Petro primo Catharina secunda" ("Петру первому Екатерина вторая") сделана по предложению Фальконе. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
Всадник на своенравном коне. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Лучше символа не найти. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист.
В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Но терпение императрицы, очевидно, уже истощилось. для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей.
В окрестностях Петербурга был найден камень огромных размеров — Гром-камень. Роха. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (Психея, 1758, Эрмитаж).
Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Французский скульптор. и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой. В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника.
В 1777 — 78 годах были произведены работы по отливке и чеканке памятника. Все лето дорогу укрепляли. Здесь же он опровергал толки о недостаточной устойчивости скульптуры. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Он задумал его в виде гранитной скалы. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана.
А для того под камень на всю длину судна надобно положить длинные бревна. В раннем творчестве следовал рокайльной традиции с присущей ей камерностью, кругом галантных тем, демонстративным легкомыслием и изяществом. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Медный всадник (1766-1778). Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг.
Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский (авторский гипс – 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Расстояние в восемь верст было преодолено за четыре с половиной месяца (с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770-го). Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии.
Ничего не оставалось, как ждать морозов. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ. Самого всадника скульптор также лепил, руководствуясь натурой ему позировал генерал П. И. Обоснование такое необходимо было найти. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой.
Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру. Щиты упали – и открылся могучий всадник на вздыбленном коне. Статуя Амура была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
1770. В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр).
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. О весе камня источники сообщают разное. Осматривать скалу поехал сам Фальконе и то, что увидел, горячо одобрил.
Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора и относилась к нему очень милостиво. И какой успех. Скульптор стремился понять личность Петра, его значение для России.
В одном из объяснений замысла скульптор трактует ее как побежденную зависть. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции.
Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер. Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент.
Карл – главный противник Петра, его заклятый враг. Она находится ныне в собрании ленинградского Эрмитажа. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Девы в парижской церкви св. Фальконе — выдающийся европейский художник середины — второй половины XVIII столетия.
Хотя она была студено принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного». Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.
С 1745 регулярно выставлял свои произведения в Парижском Салоне. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. рокайль) изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, – аллегорические образы по-земному конкретны.
Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Там, где не было деревьев, с теми же целями через каждую сотню саженей вбивали сваи.
Имп. Но на это письмо императрица уже не ответила. Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Вообще совпадений, почти мистических, очень много.
Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. Такие строились для размещения в них пушек. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Роха. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана.
Он сумел разыскать остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Губерта.
Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе.
Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Фальконе заинтересовался личностью Петра I еще во Франции. Есть и другие свидетельства.
Генваря, 20. И вообще больше он в России не был. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Но Фальконе не суждено было наличествовать при этом долгожданном событии.
Памятник Петру был последней из скульптур, созданных мастером. На открытие его даже не пригласили. Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Затем на решетку при помощи воротов начали помалу опускать «Гром-камень».
Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом.
До паровой машины Уатта оставалось лет пятнадцать. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Девы в парижской церкви св.
в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. 1770. Роха.
Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно». Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. Скульптор расплакался. Роха в Париже, в последующие десять лет создал для нее восемь скульптур из которых сохранилось лишь «Моление о чаше», остальные были уничтожены во время Великой французской революции 1789–1791.
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить. Его отец был простым столяром. Автором технического решения новой проблемы выступил опять, якобы, тот же Карбури. В 1744 за группу «Милон Кротонский» признан Королевской Академией живописи и скульптуры в Париже «назначенным» в академики.
Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. В 1750-е годы и особенно после получения звания академика в 1754 году (оно давало право на выполнение королевских заказов) он много работал. Предварительный этап предполагал подборку сплавов и многочисленные пробы.
Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга. Появление же «Гром-камня» перед Зимним дворцом в годовщину ее коронации и в дни грандиозных успехов в самой судьбоносной из русско-турецких войн – один из таких спектаклей. Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб.
Гораздо выше личность создателя, законодателя, благодетеля страны и вот ее-то и надо показать людям. В честь успешного окончания ее была выбита медаль с надписью Дерзновению подобно. Кстати, установили Петра на Сенатской площади.
Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Образ пленяет и очаровывает изяществом трактовки темы. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. Фальконе был человеком очень дотошным. Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Движение началось. Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг. В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет.
В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (Франция, обнимающая бюст Людовика XV по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Сообразительность грека сомнению не подлежит, но при погрузке безотлучно был и корабельный мастер Григорий Корчебников, по чертежам которого и строилась баржа-прам. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Руководство сооружением памятника затем отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену.
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Во Франции он сейчас почти забыт.
Она является аллегорией, возвышает мысль и одновременно выполняет конструктивную роль, придает статуе устойчивость. Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской.
Однажды в доме Дидро, своего близкого друга, он сделал набросок скачущего галопом коня, поднятого на дыбы на краю обрывистой скалы властной рукой всадника — Петра I. Тогда же в Париже скульптор выполнил эскиз памятника из воска. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Екатерине модель понравилась и скульптор приступил к работе.
Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны. При отливке памятника форма дала течь и хлынувшая из печи раскаленная бронза вызвала пожар. Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним». Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. Мой царь не держит никакого жезла он простирает свою десницу над объезжаемой страной.
Для него это был абсолютно новый и непонятный персонаж. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Прибыв в Россию, Фальконе обратился к тщательному изучению исторического материала, связанного с жизнью и деятельностью Петра I, внимательно проанализировал его прижизненные портреты и гипсовую посмертную маску.
Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы. В 1768 году Фальконе приступил к созданию модели в величину памятника. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. В мае 1770 модель была выставлена для всенародного зрелища. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.
Победителем в конкурсе стал грек Мартьен Карбури (он же Ласкари, он же Деласкари), предложивший передвигать платформу с погруженною на нее скалой на бронзовых шарах, катящихся по желобам. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Здесь скульптор занимал место директора модельерной мастерской.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург.
Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Доски стонали и кое-где открылась течь. Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе.
И в начале сентября 1768 года крестьянин Семен Вишняков, занимавшийся поставками строительного камня, сообщил, что знает, где поблизости от Лахты (сейчас это северо-западная часть Петербурга) лежит в лесу расколотая молнией гранитная скала известная как «Гром-камень». Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. В 1778 он покинул Россию, не дожидаясь официального открытия памятника, так как устал от постоянных конфликтов с президентом Императорской Академии искусств Иваном Бецким. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Роха.
Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Фальконе специально изучал технику литья из бронзы монументальных произведений.
Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его. Тогда же им была начата статуя Зима, заказанная маркизой Помпадур и завершенная уже в России в 1771 году. То были символические минуты. Почему француз иностранец. А дни были особые: 22 сентября отмечалась восьмая годовщина дня коронации императрицы.
Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, – эмблема побежденных им затруднений. «Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению. Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский».
Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более. Баржу подвели вплотную к пирсу и, чтобы села на дно, заполнили водой. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. От больших деревьев по бокам дороги оставляли пни для веревок от воротов.
Удивительная судьба у Фальконе. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра. К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию.
В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая.
Двумя месяцами позже приезда в Лахту императрицы «Гром-камень» был доставлен на берег Финского залива. «Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем».
Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни. Фальконе родился в Париже в 1716 году, в семье столяра. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Почему именно он. Произведения1750-60-х годов. Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Три следующих года скульптор фактически овладевал профессией литейщика. Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. В 1753 принял участие в конкурсе на украшение церкви Св. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции.
«Монумент мой будет прост. Уже начались оттепели, а до берега было больше восьми верст. Работа над моделью заняла полтора года. Памятник был высокого мастерства, но не такой, какой нужен был ей.
Прошло несколько дней и прам, для простоты назовем его баржей, стали готовить к погрузке. Статуи Музыка, Амур, Купальщица (все – 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см. В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену.
С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев. Памятник, концепция которого была задумана еще Дидро и Вольтером, должен был изображать победу цивилизации, разума и человеческой воли над дикой природой. Ученик Лемуана, сын очень бедных людей родился в Веве, на Женевском озере. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. Причем не такой уж выдающийся. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга.
Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку. Императрица в короне и порфире взирала на происходящее с балкона. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
Екатерина прибыла к Сенатской площади на шлюпке в четвертом часу и, поднявшись на балкон здания Сената, дала знак к открытию памятника.