В церкви Сан Спирито, возведенной позднее и в основном на средства монастыря, Брунеллеско меньше отделил капеллы и, хотя новое расположение капелл и их связь с нефами, трансептом и хором имеется и здесь — внутреннее пространство воспринимается еще более ясным и целостным. Филиппо Брунеллески (1377—1446) — великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения и один из создателей научной теории перспективы. Филиппо Брунеллески стал, по существу, первым по времени появления титаном эпохи Возрождения, сочетавшим в своей творческий натуре самые разнообразные способности и таланты.
С самого начала Брунеллески был идейным вдохновителем и движущей силой проекта, но платили им с Гиберти одинаково – по 36 флоринов в год. Брунеллески, наряду с другими гениальными творцами Ренессанса, обладал в избытке изобретательностью, запасом творческих возможностей, уменьем многогранно охватывать все задачи эпохи, ни на минуту не замыкаясь в рамки своей основной профессии, профессии архитектора. В 1425 году партия гвельфов поручила Брунеллески закончить строительство начатого ещё в 1418 году Палаццо ди Парте Гвельфа (дворец гвельфов Флоренции), но по политическим причинам стройка вскоре остановилась. Одновременно с перестройкой церкви Сан Лоренцо Брунеллески работал на менее ответственных строительных площадках – в капелле Барбадори в церкви Санта Феличита по другую сторону Арно и в Палаццо Барбадори.
Современники и ближайшие потомки видели в Филиппо Брунеллески прежде всего инженера изобретателя главным делом его жизни считали блистательное завершение более чем полуторавековой эпопеи строительства собора. Второй этаж оформлен в виде гладкой белой штукатуренной стены, все членения, как и колонны, выполнены из серого камня (pietra serena), четко контрастирующего с белой стеной, этот колористический эффект станет излюбленным для Брунеллески. В 1419 году цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале дельи Инноченти – Приют невинных, действовал до 1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.
В 1419 году цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале дельи Инноченти— Приют невинных, действовал до 1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Наибольшую известность Брунеллески получил за открытие (или повторное открытие) прямой перспективы и за возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре (Florence Cathedral). Автор фото: LivornoDP – собственная работа из ВикипедииВ 1440 г., в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти.
Брунеллески дожил только до закладки фундамента этой постройки. Брунеллески (Brunelleschi, brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция, – 15. 4. 1446, там же) итальянский архитектор, скульптор и учёный. Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез всех его новаторских приемов, была оратория (часовня) Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции (заложена в 1434 году). Контраст темной, красочной тектонической конструкции и светлой белой плоскости стены, лёгкость конструкции, цветные терракотовые рельефы работы Луки делла Роббиа производят то же радостное впечатление гармонии и возвышенной простоты, что и в более ранних зданиях Брунеллески.
Филиппо Брунеллески возвращается во Флоренцию вдохновленный и полный самых смелых идей. Во Флоренции сохранился ряд произведений, обнаруживающих если не непосредственное участие Брунеллески, то, во всяком случае, его непосредственное влияние. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 году.
Слева расположена Старая ризница работы Филиппе Брунеллески. Заслуга первого практического осуществления центральной перспективы принадлежит архитектору Филиппе Брунеллески. Вдобавок Филиппо Брунеллески приходилось отражать атаки высокопоставленных противников во главе с коварным Лоренцо Гиберти.
Последняя работа Брунеллески – купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре – доныне считается чудом строительного искусства. Позднее в том же году Брунеллески начал переделывать старую ризницу церкви Сан-Лоренцо под фамильную часовню Медичи. В своих инженерных решениях Брунеллески опирался и на традиции готики используя возможности жестких нервюрных несущих констрвкций (купол Флорентийского собора, «зонтичные купола» Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо и капеллы Пацци во Флоренции). Источником сведений о жизни Брунеллески считается биография, написанная Антонио Манетти.
Творчество Филиппо Брунеллески ознаменовало переломный момент в истории архитектуры, для которой в будущем стали характерными тщательная и методическая разработка проектов и приведение их в соответствие с законами перспективы и с окружающим городским пейзажем. Филиппо Брунеллески приобрел значительные познания в математике, обучаясь у самого известного флорентийского ученого, математика Паоло Тосканелли, хотя он был не только математиком. Одна из самых поздних работ Брунеллески — церковь Санто – Спирито (церковь Святого Духа) во Флоренции – трехнефная купольная базилика с боковыми капеллами. Вилла в Рушано 30-е годы была перестроена Брунеллески для Луки Питти, в дальнейшем была так сильно перестроена, что следы работы Брунеллески прослеживаются лишь по отдельным фрагментам. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.
Филиппо Брунеллеско — первый великий мастер архитектуры нового времени, крупнейший художник изобретатель и ученый-теоретик. Филиппо Брунеллески умер в 1446 году шестидесяти девяти лет от роду, не успев полностью завершить всех начатых им сооружений. Сын зажиточного нотариуса, занимавшего видное положение во Флорентийской республике, Брунеллески начинал свою творческую карьеру как скульптор и золотых дел мастер. Именно таким был Филиппо Брунеллески, скульптор, ювелир инженер и архитектор из Флоренции. Филиппо Брунеллески родился в 1377-м, во Флоренции, Италия (Florence, Italy), где ныне хранятся главные уцелевшие его работы.
Только в 1972 году стало известно, что похоронен Брунеллески в соборе Санта-Репарата (IV—V вв., во Флоренции) в предыдущем храме, на останках которого и был возведён кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore). Последней культовой постройкой Брунеллески, в которой наметился синтез всех его новаторских приемов, была оратория (часовня) Санта Мария дельи Анджели во Флоренции (заложена в 1434 году). В конкурсе принял участие и Филиппо Брунеллески, который тогда еще был известен как ювелир. В ранних работах Ф. Брунеллески чувствуется сильное влияние искусства Джованни Пизано.
Трюк удался: в записях за конец того года Брунеллески уже фигурирует как единственный «изобретатель и строитель купола» и впоследствии его жалованье возросло до 100 флоринов в год, а Гиберти остался при своих 36. F. civi suo benemerenti (Филиппо Брунеллеско, возродителю древнего зодчества, сенат и народ флорентийский своему заслуженному гражданину). По свидетельству биографов, Брунеллески изготовил деревянное Распятие в главной доминиканской церкви Флоренции, Санта-Мария-Новелла, в рамках дружеского спора с Донателло.
Брунеллески под воздействием новых гуманистических идей построил фасад открытым и приветливым. М., 1979 Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция. В августе 1420 года начались работы по строительству кафедрального собора Санта-Мариа-дель-Фьоре во Флоренции — этому грандиозному проекту Брунеллески посвятил всю вторую половину своей жизни. Ф. брунеллески «Мадонна с младенцем»Вернувшись во Флоренцию, Брунеллески продолжал совершенствоваться в скульптуре, создал несколько статуй из дерева и бронзы: статую Марии Магдалины (сгоревшую в Санто-Спирито во время пожара 1471 г. ), деревянное «Распятие» в церкви Санта-Мария-Новелла.
В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти 1421-44) Брунеллески вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость. Пока в 1409 г. Филиппо Брунеллески не предложил свой оригинальный проект. Если до конкурса на возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре Брунеллески оставался "частным" человеком, свободным в выборе занятий и развлечений, то теперь он стал человеком государственным, жизнь которого была расписана по часам.
Брунеллески приходилось считаться с новыми формами бюрократии, сложившимися во Флорентийской Республике. Можно сказать, что это фактически первая такая архитектурная постройка Ренессанса, потому что купол Санта Мария дель Фьоре — это особое изобретение Брунеллески, это очень красивая вещь, но она особая, а вот то, что начинает архитектурную традицию, это, конечно, Оспедале дельи Инноченти. Об этом говорит одно из стихотворений Брунеллески, в котором он беспощадно высмеял своих противников, пытавшихся критиковать его величайший шедевр, кафедральный собор во Флоренции. Это его младший современник, но написал он эту биографию 30 лет спустя после смерти Брунеллески, поэтому многие, конечно, вещи приобрели легендарный характер и, может быть, не всегда достоверный. Филиппо Брунеллески был сыном нотариуса.
Только в 1972 году стало известно, что похоронен Брунеллески в соборе Санта-Репарата (IV – V вв., во Флоренции) в предыдущем храме, на останках которого и был возведён кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore). Умер Брунеллески в 1446 году и похоронен во Флорентийском соборе, купол которого его прославил. Самое знаменитое произведение Филиппо Брунеллески – купол флорентинского собора Санта-Мария дель Фьоре, который увенчал основание, построенное ещё в XIII веке.
Связанный средневековыми частями собора, Брунеллески в своем куполе, естественно, не мог добиться полного стилевого соответствия новых и старых форм. «муж проницательнейшего ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью» — так Брунеллески называют в одном из документов флорентийской синьории, датируемом 1421 годом. Брунеллеско начал свою архитектурную деятельность решением самой значительной и трудной задачи, стоявшей перед строителями его родной Флоренции, — возведением купола собора Санта Мария дель Фьоре (рис. В Пистойе молодой Брунеллески работал над серебряными фигурами алтаря св. Широко известна история, рассказанная Вазари: Брунеллески, услышав об античном саркофаге в городе Кортона, «прямо в чем был, в плаще, капюшоне и деревянной обуви, не сказавшись, куда идет.
М., 1979 Данилова И. Е. Брунеллески и Флоренция.
Это «Исхождение Авраамия Суздальского, составленное во время путешествия русского посольства на Ферраро-Флорентийский собор». Причиной всему этому были советы его преемников, которые завидовали его славе, а при жизни его состязались с ним в изготовлении моделей между тем некоторые из них были в свое время посрамлены сонетами, написанными Филиппо, а после его смерти они ему за это отомстили не только в этом произведении, но и во всех тех, которые перешли к ним после него. К тому же это был не храм или дворец, а муниципальный дом – приют для сирот. Составить представление о внешнем виде здания можно лишь по позднейшей гравюре).
Филиппо, который только этого и хотел, любезно согласился вернуться. Филиппо оставался в Пистойе до 1401 года. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата — здание фактически является её ажурной «стеной».
Это показывает значительно более активную роль Брунеллеско в определении формы и кривизны купола, чем это обычно предполагается. 15, 16). Но чем же в таком случае могу я помочь вам, не будучи причастным к его исполнению. И вот эти механизмы помогли ему возвести купол без лесов.
11 м ширины) квадратное помещение, перекрытое куполом. Но всем присутствующим эта идея показалась не более чем очередным невыполнимым безумством. Правда, принять в этом участие пожелало не более чем семь семейств, так как другие не имели средств то были Рондинелли, Джирони делла Стуфа, Нерони, Чаи, Мариньолли, Мартелли и Марко ди Лука, капеллы же их должны были быть выстроены в трансепте храма. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной. ) была его затея.
Конкурс был проигран Брунеллески, — рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче Брунеллески). При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола.
Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти). Даже ходили слухи, что Медичи перестанут его финансировать. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). Тогда Джованни спросил Филиппо, можно ли сделать что-либо и более красивое.
Между тем как Донато вернулся во Флоренцию, он остался в Риме один и с еще большим прилежанием и рвением, чем прежде, неустанно подвизался в поисках развалин строений, пока не зарисовал все виды строений, храмов – круглых, четырех- и восьмиугольных, – базилик, акведуков, бань, арок, цирков, амфитеатров, а также и все храмы, построенные из кирпича, в которых он изучал перевязки и сцепления, а также кладку сводов он заснял все способы связи камней, замковых и консольных и, наблюдая во всех больших камнях дыру, выдолбленную на середине постели, он установил, что это для того самого железного прибора, который у нас называется «уливелла» и при помощи которого поднимаются камни и снова ввел его в употребление, так что им с того времени снова стали пользоваться. В 1398 г. Брунеллеско вступил в цех шелкопрядильщиков (куда входили и ювелиры) и в 1404 г. получил звание мастера. Однако современное зарубежное искусствоведение исходя преимущественно из формально стилистических соображений, настойчиво отвергает наличие художественного новаторства в куполе Брунеллеско, указывая на готический характер всей концепции (применение нервюр, стрельчатое очертание купола, шатровое завершение фонаря, характер и профилировка его деталей). Filippo Brunelleschi (Brunellesco), 1377-1446) – величайший архитектор Раннего Возрождения, гений своего времени и родного города Флоренции.
С одной стороны итальянцы все время пытались повторить купол Пантеона.
Это одно из самых характерных для Брунеллеско и самых совершенных его произведений. Цилиндрический свод над портиком перебивается в центре куполом на парусах. Брунеллески, принадлежавший к первой когорте художников раннего Возрождения, почти наверняка не сумел бы добиться столь выдающихся успехов, живи он хотя бы поколением ранее. Высота флорентийского собора 114 метров.
Купол господствовал над всей Флоренцией и окружающим пейзажем. Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) – первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли в Италии. Принципиальную новизну его творчества они видели в воскрешении античных традиций.
После 1420 года Брунеллески стал самым известным архитектором Флоренции. Одновременно с сооружением купола Брунеллески руководил постройкой приюта для сирот — Воспитательного дома (Оспедале ди Санта Мария дельи Инноченти), который по праву считается первым памятником стиля Ренессанс в архитектуре. Это же до известной степени относится и к истории научного познания искусства Брунеллеско. Сознаюсь, что, будь оно поручено мне, у меня без всякого сомнения хватило бы смелости найти способ возвести купол без стольких затруднений. Для того чтобы облегчить купол, уменьшить распор и осветить подкупольное пространство, Брунеллеско устроил в основаниях сильно вспарушенных граней купола вертикальные стенки с круглыми окнами. Когда данный Филиппо заказ стал известен художникам и гражданам, одни это одобряли, другие порицали, каким, впрочем, всегда и бывало мнение черни, глупцов и завистников.
Во время пребывания Филиппо в Риме с ним почти неизменно был Донателло. Он успел отлично обработать и подвезти почти что все мраморные части, которые предназначались для фонаря и на которые, глядя, как их подвозили, дивился народ: как это возможно, что он надумал нагрузить свод такой тяжестью. С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола.
Графическая легкость, дающая ощущение свободного, ничем не стесненного пространства, стала отличительной особенностью этого здания и впоследствии составляла неотъемлемую черту архитектурных шедевров Филиппо Брунеллески. Вследствие чего об этом стали распространяться слухи по Риму и когда они, одетые кое-как, проходили по улице им кричали: «кладокопатели», – так как народ думал, что это люди, занимающиеся колдовством для нахождения кладов. За последний принимался флорентийский баптистерий, который якобы был перестроен христианами в церковь. Балюстрада в одном из интерколумниев портика — также позднейшее добавление.
Каждому пролету арки первого этажа соответсвует небольшое прямоугольное окно во втором. Вот почему, быть может, его «молодость» не только воздействует на нас своим непосредственным обаянием, но и воспринимается как глубокая мудрость. То есть путь к ренессансной архитектуре шёл через возрождение античной. Затем следует приступить к постройке этих двадцати четырех ребер вместе с заложенными между ними сводами, а также шести арок из крепких и длинных кусков мачиньо, прочно скрепленных процинкованными железными пиронами, а поверх этих камней наложить железные обручи, которые бы связывали означенный свод с его ребрами. Они пользовались огромным успехом. Однако и купол и церковь были перекрыты только после смерти Филиппо.
Задетый тем, что проиграл конкурс, Брунеллески покинул Флоренцию и отправился в Рим, где, возможно, решил в совершенстве изучить античную скульптуру (некоторые учёные отодвигают дату путешествия, некоторые вообще считают его плодом фантазии биографа, некоторые— что таких путешествий было несколько и они были недолгими). В дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Филиппо ответ Лоренцо понравился, так как ему казалось, что этим путем его можно отстранить от работы и обнаружить, что он не был человеком того ума, который ему приписывали его друзья и благоволение покровителей, устроивших его на эту должность. Снаружи над слуховыми окнами нужно будет провести галерею, которая в нижней своей части была бы балконом со сквозными перилами, высотой в два локтя, в соответствии с перилами нижних маленьких абсид или которая, может быть, состояла бы из двух галерей, одна над другой, на хорошо изукрашенном карнизе и так, чтобы верхняя галерея была открыта.
Так одного за одним он убедил в своей правоте весь город. Брунеллеско ездил в Рим, где изучал памятники архитектуры. Это прежде всего Воспитательный дом. И вот это вот деление на раннее и высокое, может быть, достаточно условно.
И Палаццо Питти – еще один дворец. А где же Лоренцо. Готический каркас расчленяется на ордер и арку и приобретает новый тектонический смысл.
14). Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви.
Оно было построено любимцем Козимо Медичи, архитектором Микелоццо. За изучение перспективы взялись лучшие мастера Флоренции— Л. Гиберти (в его рельефах для Дверей Баптистерия) и Мазаччо (в своей фреске «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла, перспективу которой, скорее всего, разработал Брунеллески), немедленно внедрившие этот обретенный опыт познания реального мира в свои произведения.
Итак, прожив свой век по-христиански, он в мире оставил по себе благоухание своей доброты и своих великих доблестей. Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. Купол собора стал первым крупным памятником ренессансного зодчества (1420-36 гг. ) и определил характерный силуэт Флоренции.
К тому же он начинал свое художественное образование в мастерской ювелира. Вернулся из Рима и Филиппо. Филиппо это сделал, желая превзойти и Лоренцо и Донато настолько же, насколько архитектура более необходима для человеческих нужд, чем скульптура и живопись. Архитектор собора – Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил великий Джотто. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (или просто Дуомо) до сих пор самая высокая постройка во Флоренции, его высота 114, 5 м. Он спроектирован таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города «великое.
Флоренция проводила 1423 год в безмерном благополучии и довольстве, когда Филиппо был выбран на должность приора от квартала Сан Джованни на май и июнь, в то время как Лапо Никколини был избран на должность «гонфалоньера правосудия» от квартала Санта Кроче. Под карнизом должна была проходить галерея-аркада, но едва ли в том виде, в каком она была сделана на одной из граней в XVI в. Баччо д Аньоло чрезмерная размельченность придала ей спорный масштабный характер (Микеланджело раздраженно называл ее «клеткой для сверчков»).
Модель приюта исполненная рукой Филиппо, простояла много лет в здании шелкового цеха, что у ворот Санта Мариа, так как с ней очень считались для той части здания приюта, которая оставалась неоконченной ныне модель эта пропала. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти.
Внутренний двор — неотъемлемая часть жилых домов и монастырских комплексов Италии — был мастерски использован Брунеллеско для объединения всех помещений. Донателло выполнил декоративные элементы – рельефы.
Вскоре после приезда во Флоренцию, Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. С 1426 г. Брунеллеско — главный строитель купола.
Затем, когда он возвращался в сияние и снова зажигались светильники, которые потухали во время его выхода, человек, скрывавшийся внизу, снова заковывал его в те железные части, которые его держали, вынимал болт из сияния и оно поднималось, в то время как ангелы в «букете» и те, которые вращались в небе, пели, производя впечатление, будто все это было настоящим раем в особенности же потому, что помимо хора ангелов и «букета» около скорлупы полушария еще был Бог Отец, окруженный ангелами, подобными упомянутым выше и поддерживаемыми при помощи железных приспособлений, так что и небо и «букет» и Бог Отец и сияние с бесконечными светочами и сладчайшая музыка – все это поистине являло вид рая. Так, думая выгадать, они просчитались и, мстя Филиппо, причинили самим себе вред и позор. Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). 13).
Укрупненные членения главного фасада, его ширина (глухие боковые пристройки заметно нарушили пропорции фасада, чрезмерно удлинив здание и усложнив его композицию) и размер пролета аркады лоджии приняты Брунеллеско с учетом размеров площади и восприятия здания со значительного расстояния (аркады вокруг небольшого внутреннего двора в полтора раза меньше наружных).
В тот раз победителем вышел Гиберти. И даже Брунеллески, который вводил более легкую архитектуру, он строил и такие дома.
Она оказала огромное влияние на развитие итальянской и всей мировой архитектуры. 5). Таким устройством дверей достигалось, с одной стороны, то, что, когда их сдвигали, они вследствие своей тяжести шумели наподобие грома, с другой – то, что они, когда были затворены, служили помостом, чтобы одевать ангелов и приготовлять другие вещи, нужные внутри. Наряду с этим Брунеллеско с гениальной решимостью возвращается к византийской форме купола на парусах, разыгрывая эту тему на основе той же каркасной системы.
На что Филиппо отвечал: «Без сомнения и я удивляюсь вам, как вы, будучи главой этого дела, не отпустили несколько тысяч скуди и не построили церковного здания с отдельными частями, достойными как самого места, так и стольких находящихся в нем славных могил ибо с вашей легкой руки и другие будут изо всех сил следовать вашему примеру при постройке своих капелл и это тем более, что от нас не останется иной памяти, кроме построек, которые свидетельствуют о своем создателе в течение сотен и тысяч лет». Именно это он вводит и этому будут подражать потом другие мастера. В первую очередь продвинулась постройка ризницы, а затем мало-помалу и сама церковь. Делал рисунки к алтарю собора в Пистойе (1399). Работы Альберти и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447-68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472-94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения.
Но Брунеллески отказался и передал заказ Гиберти целиком. В XI-XII веке он был перестроен и облицован бело-зеленым мрамором.
Ко двору примыкали хозяйственные постройки и обширный сад. Внутри здание сильно перестроено.
2 и 9). Филиппо им возразил: «А я делал бы и без него. » Этот остроумнейший и двусмысленный ответ их удовлетворил и, оставив его, они поняли, что он был болен тем, что хотел работать один. Убеждённые в том, что конкуренция гарантирует качество работы, купцы и банкиры назначили второго руководителя. Дворец строился уже после смерти Брунеллеско. Тем не менее для Брунеллески это был очень важный период.
Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Вазари говорит об участии в строительстве палаццо ученика Альберти — Луки Фанчелли. Ясность и простота архитектуры Брунеллески – основная черта его таланта. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе.
Его отец занимал видное положение и в качестве доверенного лица «Совета десяти» (чрезвычайной комиссии) совершал дипломатические поездки в соседние государства. Параллельно он строил в Пизе, Пистойе, Прато – в эти города ездил регулярно иногда несколько раз в год.
Слова Микеланджело оказались пророческими. Зодчий достиг этого посредством создания пустотелого купола с двумя оболочками из которых внутренняя, более толстая, является несущей, а более тонкая, наружная — защитной, а также облегчением материала: от сплошной каменной кладки в основании к кирпичной в верхних частях граней (лотков) купола.
В строительстве принимали участие Франческо делла Луна и Мазо ди Бартоломео. Когда же затем во Флоренции нужно было сделать из липового дерева для братьев св.
XV век ведь называют золотым веком флорентийского искусства. Его значение в ансамбле города и сила его художественного «дальнего действия» определяется не только упругостью и вместе с тем легкостью его взлета, не только его абсолютными размерами, но и сильно укрупненной масштабностью частей, возвышающихся над городской застройкой: барабана с огромными сильно профилированными круглыми окнами и гладких граней свода с разделяющими их мощными ребрами. Этажи разделены плоской тягой – характерная черта архитектуры эпохи Возрождения.
Еще не кончив Воспитательный дом, Брунеллески уже взялся за работу над старой сакристией базилики Сан Лоренцо. Ну, конечно, говоря о Медичи, мы не можем обойти палаццо Медичи.
Это полностью относится и к использованным им элементам ордерной системы. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). Он расположен на покатой площади Питти.
Во Флоренции, куда он время от времени, видимо, возвращался из Рима, он расставил на улице такие сконструированные перспективы (доски с изображением Баптистерия и Собора, вида Пьяцца Синьория), силуэты которых он вырезал и которые с определенной точки зрения сливались с изображенным зданием (например, с Баптистерием). Филиппо сказал ему: «В этом здании одна-единственная ошибка а ты ею как раз и воспользовался». О расширении дворца и о его дворовом фасаде, построенном в XVI в. Амманати.
Почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо Брунеллески начал возведение купола над кафедральным собором города –Санта Мария дель Фьоре (1420-1436). Здесь они как бы реабилитировались после своих войн и походов. Такое применение ордера стало излюбленным и характернейшим композиционным приемом мастера.
Он сделал новый вид архитектуры, основанной на таких античных реминисценциях. Одновременно изучал законы перспективы ему приписывают картины с иллюзорными эффектами изображающие площади — Соборную и Синьории (1410—1420 гг. ). Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. В 1410 г. был закончен подкупольный барабан с круглыми окнами роль Брунеллеско в создании барабана неясна. Эти дети, которых всего было двенадцать, прикрепленные таким образом к площадкам и наряженные ангелами с золочеными крыльями и с волосами из золотой пакли, брали в положенное время друг друга за руки и, когда они ими двигали, казалось, что они пляшут, в особенности же потому, что полушарие все время вращалось и находилось в движении, а внутри полушария над головой ангелов было три круга или гирлянды светочей, получавшихся при помощи особо устроенных лампадок, которые не могли опрокидываться. Приют является национальным центром детства и юности.
Рельефы апостолов внутри капеллы приписываются Брунеллеско. Главный наружный карниз под куполом остался невыполненным. Вот почему творчество Брунеллеско – крайне неблагодарная область для любителей выискивания «влияний».
В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла Сета, куда входили золотых дел мастера. Но несомненным остается одно: Брунеллеско, вдохновлявшийся не буквой, а духом античного наследия, создал замечательные образцы гуманистического и реалистического искусства, воплощая в них свою мечту о свободном, счастливом человеке, для которого через познание законов природы открываются просторы будущего.
Между арками и архитравом укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской— синим и белым— они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Крупный деятель культуры Возрождения. Возможно, это является одной из тайн творчества Брунеллески и объясняет высочайшее качество всех его построек. Правильно говорят, что без Медичи, может быть и эпоха Возрождения выглядела бы иначе. В конце концов он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. В 1436 г. здание было доведено почти до капителей внутреннего ордера, но не было закончено.
Она выделялась рисунком, тщательностью исполнения, замыслом искусством и прекрасно вылепленными фигурами. Дать вам другой совет или указать вам лучшее решение я не сумел бы». А что если не будет Филиппо. К тому же Филиппо Брунеллески был человеком опыта.
Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему. Согласно свидетельству предполагаемого автора анонимной биографии Брунеллеско — Антонио ди Туччо Манетти — Франческо делла Луна принадлежит крайняя южная постройка (около 1430 г. ), нарушившая пропорции фасада и замысел Брунеллеско. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. И даже как-то они там свою нужду справляли.
Он же как ни в чем не бывало смеялся над чужой самонадеянностью. Второй источник включен в известную серию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и во многом повторяет очерк Манетти, в том числе и его различного рода неточности и ошибки, которые выверяются современными исследователями по архивным документам. Это правда. Сакристия Сан-Лоренцо— просторное (ок.
Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. И нередко в людях тщедушнейшего склада рождается такая щедрость духа и такая прямота сердца, что, поскольку с этим сочетается и благородство, от них нельзя ожидать ничего, кроме величайших чудес ибо они стремятся украсить телесное свое уродство силой своего дарования.
Открытые во двор лоджии третьего этажа использовались для обработки и сушки шерсти. Интерьер сакристии и купол утратили тяжесть и монументальную статичность, столь характерные для купольных построек раннего Средневековья. Остальные пятеро уже снискали славу и почет, особенно Якопо делла Кверча.
И все это, чтобы его ублажить. Круг его деятельности и интересов не ограничивался архитектурой. Возведение здания было живым и органичным процессом. В 1401 г. Филиппо Брунеллески вернулся во Флоренцию, принял участие в объявленном Арте ди Калимала (цех торговцев тканями) конкурсе на украшение рельефами двух бронзовых врат Флорентийского баптистерия. Так что, видите, с Россией тоже здесь есть интересная связь. Это – лоджии Брунеллески на фасаде Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале дел Инноченти).
Однако, приблизившись к классическому замыслу, Брунеллески воплотил его в полновесных формах античного зодчества.
(Много позже Микеланджело с восхищением назовёт его двери «Вратами Рая». ) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож. В ряде теоретических трактатов ("О статуе", 1435 и "О живописи", 1435-36, – на итальянском языке "О зодчестве", опубликовал в 1485, на латинском языке) Альберти обобщил опыт искусства своего времени, обогащенный достижениями науки. Внутренний дворикДвор остался открытым сзади и получил фасад лишь через сто лет (в 1558 г., архитектор Б. Амманати). Он становится одним из претендентов на украшение вторых дверей баптистерия Джованни во Флоренции (первые были уже украшены Андреа Пизано).
Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции, законченная при жизни мастера, дает первый в архитектуре Возрождения пример пространственной центрической композиции, возрождающей систему купола на парусах над квадратным в плане помещением (рис. Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер.
Таким образом, никто не уходил с работы до вечера, что было удобно для них и в высшей степени полезно для дела. За это они заслужили больше похвал, чем если бы создали сами абсолютное произведение.
Мы начинали с палаццо Медичи-Риккарди как с одного из первых светских зданий. Филиппо Брунеллески (итал.
Это органически расчлененный объем, «осеняющий, – по выражению Альберти, – все тосканские народы». В 1418 году синьория Флоренции объявляет конкурс. Купол – восьмигранный стрельчатый свод готического типа.
Посвящая Брунеллеско свой трактат о живописи, Альберти говорит, что это «. В чем заключается неотразимое обаяние его искусства.
То есть оно такое, кажется, простое, а на самом деле там есть свои интересные вещи. К этому событию городская коммуна тщательно готовилась. Видя, что работа спорится и удается на славу, Филиппо настолько воспрянул духом, что трудился не покладая рук. В своих постройках (Старая сакристия церковь Сан-Лоренцо, окончена в 1428 центрическая капелла Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче, начата в 1429 базиликальные церкви Сан-Лоренцо, 1422-46 и Санто-Спирито, начата в 1444 воспитательный дом, так называемый Оспедале дельи Инноченти, 1421-44 центральная часть палаццо Питти, начата в 1440) Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему. А в XV веке Флоренция становится самым влиятельным городом в Италии. Поистине бесчеловечна и жестока злоба тех, кто, ослепленный завистью, подвергает опасности чужую славу и прекрасные творения ради тщеславного соперничества.
Тем не менее именно здесь, в одной из старейших церквей Флоренции, был такой важный заказ. Это творение его, как и прочие, свидетельствует о нем как о мастере поистине божественном. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей — возведением купола над кафедральным собором города (1420–1436 гг. ), — его возведение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. В 1405—1409, 1411—1415, 1416—1417 гг. Это были соперники Медичи.
Выступил в защиту литературных прав "народного" (итальянского) языка. Структура внутреннего пространства сакристии отличается четкостью и простотой. Тот ответил: «Возьми кусок дерева и сам попробуй» (откуда и пошло это выражение), как об этом пространно повествуется в жизнеописании Донато.
Брунеллески Филиппо – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари— ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). Я же знаю, что нет иного пути и иного способа возвести его, как тот, который я изложил».
26). Эти работы его и явились причиной того, что делам его больше поверили, чем его словам. Что он тогда будет делать.
Статические преимущества заключаются в том, что вертикальные стенки, нагружая опорное кольцо купола и уменьшая распор, делают всю систему более устойчивой. Снова его друг-соперник переходил ему дорогу. Арки опираются на колонны. Архитектура Воспитательного дома во Флоренции интересна тем, что в ней впервые сочетаются колонны и несущие арки. В 1398 г. он уже стал считаться золотых дел мастером и вступил в Арте делла Сета, куда входили другие золотых дел мастера.
Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем. Филиппо для каждого малейшего случая все время приготовлял рисунки и модели приспособлений для кладки и подъемных кранов. Изысканная простота и вместе с тем гармония архитектурных элементов, объединенных соотношениями «божественной пропорции» – золотого сечения, стали атрибутами его творчества.
Гордон Байрон: личность и творчествоЖурналистское творчество как профессиональная деятельностьЗападно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Западно-европейская скульптура конца XVIII в. – начала XIX в. Творчество Кановы, Торвальдсена, Шадова, Флаксмана. Мифотворчество как источник положительных эмоцийМифотворчество МосковииМифотворчество МосковииОткрытие управляемого идеомоторного движения, «райские зоны» в комплексе с творчеством — основа альтернативы алкоголизму и наркомании. В 1419 г. цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале деи Инноченти — Приют невинных, действовал до1875 г. ), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. Однако памятуя, что храм этот посвящен Господу и Пречистой Деве, я уповаю на то, что доколе он строится во славу ей, она не преминет ниспослать премудрость тому, кто ее лишен и приумножить силу, мудрость и таланты того, кто будет руководителем такого дела. Законотворчество в режиме онлайн. Вопрос 33. Конкурс был проигран Брунеллески— рельеф Гиберти превосходил его художественно и технически (он был вылит из одного куска и был на 7 кг легче рельефа Брунеллески).
Между арками и архитравом которых укреплены майоликовые медальоны-тондо работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской — синим и белым — они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Обаяние молодости сочетается в творчестве Брунеллеско с обаянием его неповторимой, яркой индивидуальности. А на углах всех восьми скатов здание должно быть сцеплено зубьями в толще кладки и точно так же опоясано венцом из дубовых балок по всем граням. — были подробно разработаны и решены самим Брунеллеско (рис. На ней же слуга, который в ожидании Авраама и пока пасется осел извлекает у себя из ноги занозу: фигура, заслуживающая величайших похвал. Движимые этим, а также и завистью, старшины их, собравшись, договорились и объявили, что эта работа тяжелая и опасная и что они не хотят возводить купола без высокой оплаты (хотя она была им увеличена, более чем то было принято), думая таким способом отомстить Филиппо и на этом выгадать.
Но по неизвестным причинам он порвал с семейной традицией. Франкль). Кроме того, Филиппо сделал еще одну модель – очень своеобразного храма дельи Анджели для благородного семейства Сколари. С земли светочи эти казались звездами, а площадки, покрытые хлопком, казались облаками. А на углах всех восьми скатов здание должно быть сцеплено зубьями в толще кладки и точно так же опоясано венцом из дубовых балок по всем граням.
Духа статую кающейся св. Законотворчество в режиме онлайн. Дж. Архитектурные работы Брунеллеско во Флоренции или около нее: купол Санта Мария дель Фьоре (1417—1446 гг. ) Воспитательный дом (с 1419 г. ) церковь Сан Лоренцо и старая Сакристия (с 1421 г. ) (проект позже перерабатывался) палаццо ди Парте Гвельфа (проект заказан в 1425 г., строительство — 1430—1442 гг. ) капелла Пацци (с 1430 г. ) оратория Санта Мария дельи Анджели (после 1427 г. ) церковь Сан Спирито (начата в 1436 г. ). Ордер интерьера соответствует наружным членениям здания.
То есть они хотели купол, но с этим куполом никто не мог справиться. Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю». Конкурс был организован в 1401 году. Он считал, что истинное знание дает не средневековая схоластика, а античная мудрость.
Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон. Идея купола— восьмигранного стрельчатого свода— готическая и была уже намечена строителем собора Арнольфо ди Камбио, кампанилу собора строил, как обычно считается, великий Джотто. Кубическое помещение перекрыто ребристым куполом (фактически сомкнутым «монастырским» нервюрным сводом) на парусах и четырех тонких подпружных арках, несомых стеной, расчлененной ниже полным коринфским ордером пилястр. Увидев это, он им говорил: «И эта Другая модель, которую сделает тот, будет тоже моей».
Она поражала не столько конструкциями и последовательным применением форм античного ордера, сколько новизной всего тектонического образа, созданного посредством органичного соединения архитектурных форм и приемов, развившихся на основе арочно-сводчатой (стеновой) и стоечно-балочной (архитравной) систем конструкций. Бенедетто да Майано) капелла Барбадори в церкви Санта Феличита (1420 г. ) вилла Питти в Рушано под Флоренцией второй двор монастыря Санта Кроче (построен по измененному проекту Брунеллеско), аббатство во Фьезоле (Бадья Фьезолана, перестраивалась в 1456—1464 гг. Позже лоджия была декорирована медальонами из глазурованной терракоты между архивольтами арок, созданными в мастерской Луки делла Робиа, вероятно Андреа делла Робиа в 1463—1466 гг. изображающими спеленутых детей также в левом крыле этой лоджии находится специальная ниша (rota), где люди могли анонимно оставить подкидыша. С каждым десятилетием XV в. светское строительство принимает в Италии все больший размах. Но я для этого еще ничего не обдумал, а вы хотите, чтобы я вам указал этот способ.
В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Брунеллески выполнил бронзовый рельеф Принесение в жертву Исаака (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Работа эта была проделана Брунеллески с большим успехом. В этом новом образе купола как монумента, воздвигнутого во славу города, воплотилась победа нового светского мировоззрения над церковным. А он: «У вас есть Лоренцо, пускай и он что-нибудь сделает», – и большего от него нельзя было добиться. Точно так же он исполнил модель укреплений гавани в Пезаро, а вернувшись в Милан, он сделал много проектов для герцога и для собора этого города по заказу его строителей.
Посему Филиппо, который, хотя и имел повод для гнева, но никогда не гневался на что-либо ему сказанное, молчал в течение многих месяцев, пока не закончил деревянного распятия того же размера, но столь высокого качества и исполненного с таким искусством, рисунком и старанием, что, когда он послал Донато вперед к себе домой, как бы обманным образом (ибо тот не знал, что Филиппо сделал такую вещь), у Донато выскользнул из рук фартук, который был у него полон яиц и всякой снеди для совместного завтрака, пока он смотрел на распятие вне себя от удивления и от вида тех остроумных и искусных приемов, которыми Филиппо воспользовался для передачи ног, туловища и рук этой фигуры, настолько обобщенной и настолько цельной в своем расположении, что Донато не только признал себя побежденным, но и превозносил ее как чудо. 10). Скульптурные работы выполнены Дезидерио да Сеттиньяно и Лукой делла Роббиа. В одном из своих творений он восхваляет Флоренцию за ее древность (город основан в римские времена), а также за то, что она имела собственные Капитолий, Форум и храм Марса. Среди участников Брунеллески был самым молодым художником наряду с Лоренцо Гиберти.
Вообще видно, что в этом здании вещи все до одной сделаны с великой рассудительностью. И не только во Флоренции. Капелла была заказана семейством Пацци. Это была поистине удивительная вещь и свидетельствовала она о таланте и изобретательстве того, кто ее создал: действительно, в вышине было видно, как движется небо, полное живых фигур и бесконечных светочей, которые, словно молнии, то вспыхивали, то вновь потухали.
Так оно называется, такое длинное название. Но в конце концов, когда дело заспорилось, все только удивлялись.
И вот этот Авраамий Суздальский описывает собор. Здесь же, в Риме, молодой Брунеллески перешёл от пластики к строительному искусству. Его отличает невероятно утонченный и рафинированный римский вкус в деталях и пропорциях. Затем мальчиков учили читать и писать, а в дальнейшем они получали знания по способностям. Кроме того, Филиппо собственноручно изготовил в соответствующих куполу пропорциях модель восьмигранного фонаря, которая поистине удалась ему на славу как по замыслу, так и по разнообразию своему и своим украшениям он сделал в ней лестницу, по которой можно подняться к шару, – вещь поистине божественная, однако, так как Филиппо кусочком дерева, вставленным снизу, заткнул отверстие входа на эту лестницу, никто, кроме него, не знал, где начало ее подъема. Он отметил и зарисовал все античные своды и постоянно их изучал. При этом они поставили одно условие.
Здание приписывают также Альберти. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами» (не сохранилась). В этом своем «индивидуализме» Брунеллеско, конечно, сын своего века, этой эпохи титанов и сильных характеров, когда именно сильная и яркая личность была носительницей прогрессивного начала в культуре. Но Медичи не были тиранами.
Итак, Брунеллески участвует в конкурсе на украшение рельефами врат баптистерия. О Филиппо Брунеллески сохранилось несколько биографических очерков. Брунеллески принадлежит первые в ренессансной архитектуре центрические пространственные решения (старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, капелла Пацци, церковь Санта-Мария дельи Анджели во Флоренции). Здесь он возвращается к сложной форме, тоже известной еще по раннехристианским временам, восьмиугольной.
Здание выстроено из кирпича колонны, пилястры, антаблементы и филенки фасада выполнены из известняка, детали интерьера — из тонкого кристаллического песчаника, а многие декоративные украшения (розетки наружного купола и круглые медальоны) из поливной и обычной терракоты. То есть действительно это была честь флорентийцев – все-таки справиться с этим куполом. Итак, один взялся за подмостья, другой за венец и оба закончили работу. Все безмерно хвалили его, однако, так как не виден был выход на лестницу, ведущую к шару, ему ставилось на вид, что модель его с изъяном. Церкви Сан Лоренцо (начата в 1421г. ) и Сан Спирито — самые замечательные постройки этого рода, созданные во Флоренции в эпоху Возрождения.
Согласно Манетти, его биографу, он создал несколько статуй из дерева и бронзы. Здание целиком построено из темно-серого песчаника, поверхности стен мелко насечены. Однако, несмотря на описанное Гиберти в его «Воспоминаниях» единодушие судей в выборе именно его рельефа победителем, скорее всего, некие интриги окружали историю конкурса (Манетти считает, что должен был победить Брунеллески). И удивительно было слышать странные и различные заключения по такому делу ибо кто говорил, что надо от уровня земли заложить столбы, на которые опирались бы арки и которые поддерживали бы тяжесть сруба другие – что хорошо было бы сделать купол из туфа, чтобы облегчить его вес.
Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата, — здание фактически является ее ажурной «стеной». С восточной стороны – алтарь в виде маленького низкого помещения, но подчинённого большому.
Новый язык архитектуры, созданный Брунеллески и подхваченный его последователями, означал решительный разрыв со средневековым прошлым. Это — флорентийский Воспитательный дом для подкидышей, к постройке которого Брунеллески приступил в 1419 г. Чисто ренессансные легкость и изящество отличают это создание знаменитого зодчего, вынесшего на фасад широко открытую арочную галерею с тонкими колоннами и этим как бы связавшего здание с площадью, архитектуру — «часть жизни» — с самой жизнью города. Двор остался открытым сзади и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати) и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Весь «остов» композиции — пилястры, архитрав, архивольты арок, гурты и ребра купола, а также наличники окон, круглые медальоны, вписанные в паруса и между концентрическими арками, кронштейны все эти элементы, выполнены из темного камня и четко вырисовываются на светлом фоне оштукатуренных стен.
Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора.
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив её как необыкновенно удачную. Мало того, что он и другие, конечно, пользовались так называемой камерой обскура, которая загораживает все и только один глаз показывает через дырочку вид, который легче потом перенести на плоскость, но Филиппо Брунеллески пошел дальше. Напомню, что Пацци — это было тоже такое достаточно богатое, влиятельное семейство.
Уже в этом невысоком двухэтажном здании вполне проявились черты нового стиля. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог. Конструкция восьмигранного купола, состоящего из двух оболочек, соединенных между собой нервюрами и горизонтальными кольцами, была собственным инженерным изобретением Брунеллески, которая позволила справиться с задачей перекрытия огромного восьмигранного пространства, долгое время не поддававшейся решению. И вот за всеми этими пересудами дело не подвигалось и почти что все работы каменщиков и каменотесов остановились и они стали роптать против Лоренцо, говоря: «Получать жалование он мастер, но распоряжаться работами – не тут-то было. Медичи покровительствовали художникам, поэтам, философам.
Ясность пространственной композиции, легкие, просторные и светлые интерьеры, элегантная легкость линий, упругий взлет полуциркульных арок, часто подчеркиваемый их повтором, преобладание пространства над массой и света над тенью, наконец изысканность немногих декоративных деталей — вот некоторые характерные черты, которые часто объединяются в выражении «манера Брунеллеско». В начале XV столетия флорентийские правители, цеховые организации и купеческие гильдии уделяли большое внимание завершению строительства и декорировки флорентийского собора Санта Мария дель Фиоре. Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана. Но нужно помнить, что в то время профессия обычно переходила «по наследству» от отца к сыну, уже с 12-13 лет мальчики были прикреплены к мастерским и их сфера деятельности была определена заранее и до конца дней.
Несмотря на это работу Брунеллески не уничтожили с творениями других участников, но сохранили (ныне в Национальном музее, Флоренция), видимо, все же отметив ее как необыкновенно удачную. Но эту постройку он так полюбил, что почти все время на ней присутствовал. При всей условности противопоставления «греческого» и «римского» нельзя теперь уже отрицать того факта, что архитектурные образы, созданные Брунеллеско, по своему композиционному строю, а тем самым и по своему идейному и эмоциональному содержанию естественно включаются в ту традицию мирового зодчества, которая ведет свое начало от античной Греции и которая через эллинизм и Византию с такой силой и самобытностью сказалась в древнерусском зодчестве.
В конце концов он дошел до того, что больше ничего не показывал и никому не доверял. как для предохранения от сырости, так и для того, чтобы он был великолепнее и выпуклее». В отличие от других флорентийских художников, чаще всего выходцев из менее обеспеченной среды ремесленников (Донателло, Бруни, Гиберти), Брунеллески был независим в финансовом отношении, так как нотариусы по тем временам составляли влиятельную силу, определявшую многие политические процессы в городе. Одна легенда рассказывает, что обоим мастерам было предложено разделить работу поровну.
Вот этот огромный собор внутри.
Церковь Сан Спирито имеет своеобразный план: боковые нефы с прилегающими к ним капеллами образуют непрерывный ряд равных полукруглых ячеек-ниш, обходящих церковь по всему периметру, кроме входной ее части (по первоначальному замыслу Брунеллеско, полукруглые ячейки предполагались и по главному фасаду, но этим исключалось бы создание торжественного центрального входа, чего требовала церковь).
Тема была задана для всех одна: «Жертвоприношение Авраама».
Флорентийский архитектор, скульптор, ученый и инженер работал во Флоренции в первой половине XV века – в период Раннего Возрождения. Однако колоссальное влияние Брунеллески на современников связано прежде всего с архитектурой. Очень важная тоже постройка Брунеллески — это капелла Пацци. Возможно, что архитектурный образ дворца сложился в результате обращения зодчего к героическому прошлому Флоренции и ее средневековым памятникам (Барджелло, палаццо Веккио и др. ).
Десять книг о зодчестве. Опять же лучшими были признаны проекты Брунеллески и Гиберти. Вот таким образом, завязав сношения с некоторыми учеными людьми, он стал вникать при помощи воображения в природу времени и движения, тяжестей и колес, размышляя о том, как их можно вращать и почему они приводятся в движение. Там же ему было поручено укрепление моста и решение некоторых других подобных задач.
8).
Это проявлялось даже в его скульптурах и барельефах. Фактически Брунеллески стал одним из «отцов» Раннего Возрождения, наряду с живописцем Мазаччо и скульптором Донателло – три флорентийских гения открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве. Уже с самого начала, даже прежде чем были выручены деньги по смете на отдельные гробницы и от владельцев капелл, он из собственных средств истратил много тысяч скуди, которые были ему потом возмещены. Круглые окна позднейшего происхождения.
Совет же выписать новых архитекторов был выдвинут им не для чего иного, как для того, чтобы они оказались свидетелями его гения во всем его величии, а отнюдь не потому, что он предполагал, что они получат заказ на постройку купола и возьмут на себя задачу, слишком для них трудную. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
В настоящее время это один из самых крупных музейных комплексов Флоренции (здесь помещаются Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Музей карет и Галерея костюма). Филиппо Брунеллески умер в 1446 г. Его творческий путь начался с поражения: в 1401 году он вместе с самыми выдающимися мастерами Европы участвовал в городском конкурсе на создание лучшего бронзового рельефа для ворот баптистерия Сан-Джованни, древнего и почитаемого флорентийского храма, стоящего перед кафедральным собором. Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата— здание является её ажурной «стеной».
Брунеллески разработал проект первого детского приюта в Европе, который открылся в 1444 г. (название дал библейский сюжет «Избиение младенцев» по приказу царя Ирода) на небольшой площади Сантиссима-Аннунциата (итал. Piazza della Santissima Annunziata). Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446-1451, построен Б. Росселлино по планам Альберти) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456-70), Альберти использовал в облицовке традиции инкрустационного стиля и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми. В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла сета и стал золотых дел мастером. Немаловажное значение в планировочном решении сыграло расположение здания во дворе средневекового монастыря Санта Кроче.
Средства на строительство выделили Медичи – олигархическое семейство, представители которого с XIII по XVIII в. неоднократно становились правителями Флоренции. В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям.
Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. В детстве он изучал латинский язык и античных авторов, что явилось основой для развития его будущих интересов и вкусов: тяготение к римскому прошлому как к «золотому веку» и неприятие «варварского» искусства, под которым во времена Ренессанса подразумевалось все средневековое.
Недаром Брунеллеско принадлежал к той славной плеяде «титанов», которые, воодушевляясь пафосом познания, умели гармонично сочетать в одном лице художника и ученого, зодчего и инженера, живописца и оптика, гуманиста и изобретателя. По просьбе сына отец отдал его в обучение к ювелиру Б. Лотти. Также ко времени его работы в качестве ювелира принадлежат две полуфигуры пророков (в квадрифолиях) и две фигуры отцов церкви (Амвросия и Августина). Сейчас оно называется палаццо Медичи-Риккарди, неподалеку от базилики Сан Лоренцо.
Почему он ничего не делает. Мастер принимал форму и основные размеры купола (диаметр и стрелу подъема внутреннего свода), установленные моделью 1367 г. Но вопросы структуры и способы возведения купола — количество оболочек, количество несущих ребер и их толщина, конструкция оболочек и их кладки, конструкция опорного кольца купола, его крепление и связи, способ и последовательность кладки сводов без лесов (на высоту 30 локтей (17, 5 м) купол был возведен без лесов, выше — на вспомогательных кружалах) и пр. Он заявил себя беспощадным врагом порока и другом тех, кто подвизался в добродетелях. Но, быть может, самый индивидуальный архитектор во всем мировом зодчестве. Это имеет существенное конструктивное значение: складчатая стена могла быть предельно тонкой и в то же время служить надежным контрфорсом, воспринимающим распор парусных сводов боковых нефов. Кроме того, есть вероятность, что он и раньше занимался зодчеством, просто за пределами Флоренции или даже Италии (хотя этому нет подтверждений).
последователями Брунеллеско). Здание построено из кирпича и облицовано каменными квадрами. Сей позорный случай был причиной того, что Филиппо впоследствии и рассказывал, как он не решался ходить по городу, опасаясь, как бы не сказали: «Смотрите на этого сумасшедшего». Боковые крылья и двор пристроены позднее. Тут Брунеллески превзошёл сам себя.
Сущность этого обаяния точнее всего можно было бы передать одним словом: молодость. Ф. Брунеллески родился во Флоренции в 1377 г. в семье нотариуса.
Победителя ждала награда в 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. Купол (его высота составляет 42 м) был построен без опирающихся на землю лесов он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Сделаны были леса только на самом верху, чтобы рабочие могли сверху располагаться. Это позволило сделать его значительно более тонким и легким, чем крестовый свод.
Проанализировать несколько басен. Вопрос 33. Некоторые другие мастера поместили в свои модели части из модели Филиппо. Франкль). Лучше всех была история исполненная Лоренцо ди Чоне Гиберти.
Палаццо Медичи-Риккарди — это первое светское здание Ренессанса в городе. Но, конечно, прошло достаточно много времени, чтобы купол наконец воссиял. Только через 40 лет Брунеллески предстояло решить проблему перекрытия собора.
Он 153 метра в длину и 90 метров в ширину. Они снизили налоги, когда взяли власть в свои руки, развернули большое строительство. И так были сделаны модели и приступили к их осуществлению.
В работе над скульптурами Брунеллески помогал Донателло (ему было тогда 13 или 14 лет)— с этого времени дружба связала мастеров на всю жизнь. Действительно, он убедился в том, что Лоренцо и в голову не приходило думать о таких вещах, так как он ответил, что предоставляет это дело ему как изобретателю. Зиновия. Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения сочеталось с характерным для готической архитектуры стрельчатым очертанием свода, также способствующим уменьшению распора.
По четырем стенам этой капеллы замечательное шествие, где все семейство Медичи отмечено. Только к 1380 г. здание подвели под купол и флорентийцы объявили конкурс на завершение строительства, но долгожданная постройка несколько отличалась от первоначально задуманного проекта и диаметр основания будущего купола составил 42 м, такую задачу решить никто не взялся. И когда «букет» был опущен и сияние поставлено на седалище, тот же человек, который вставлял болт в сияние, отпирал железные части, связывавшие ангела, так, что он, выйдя из сияния, шел по помосту и, дойдя до того места, где была Дева Мария, приветствовал ее и произносил весть.
по уставу монахи не могли общаться с миром. Существует мнение, что победа Гиберти была результатом интриг в комиссии. Хороший мастер непрерывно следил за строительством, направлял работу каменотесов «словесно», показывая им необходимые для того или иного этапа рисунки.
Собор был заложен в 1296 г. Арнольфо ди Камбио. Он ответил, что приказ должен исходить от Филиппо и что нужно его подождать. Купол возведен только в 1482 г. Фасады обеих церквей выполнены не были.
Это тоже такое новое качество. Конкурс под председательством 34 судей, на который каждый мастер должен был предоставить исполненный им бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака», длился год. В здании сохранено ясное чувство пропорции. Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат.
Изображение собора на фреске «Испанской капеллы» в церкви Санта Мария Новелла хотя и относится к 1365-1367 гг., т. е. Сейчас еще трудно ответить на вопрос, каким образом удалось Брунеллеско в развалинах императорского Рима или в известных ему византийских постройках расслышать «умолкнувший звук божественной эллинской речи». И вот Брунеллески-то с этим и справился.
Одним из таких сооружений было и палаццо Пацци (Дворец (закончен до 1445 г. ) был построен для той же семьи Пацци, для которой Брунеллеско строил капеллу.
Входы в здание расположены по главной оси двора. Получив расчет и не зная, чем все это дело кончится, они приуныли, в особенности, когда в ближайший же понедельник Филиппо принял на постройку десять ломбардцев присутствуя на месте и говоря им: «делай здесь так, а там – так», он настолько обучил их в один день, что они работали в течение многих недель. Вот, например, тоже замечательный портрет Брунеллески, который написал Мазаччо. Славе архитектора и города способствовало и то, что купол освятил сам Папа Евгений IV.
Кто-то сказал ему: «А ты разве не знаешь его намерений. » – «Знаю, – сказал Лоренцо, – но ничего не буду делать без него». Кроме того, с именем Брунеллеско связаны следующие постройки: палаццо Питти (проект мог быть выполнен в 1440—1444 гг., строилось в 1460-х гг. ) палаццо Пацци (проект был заказан в 1430 г., выстроено в 1462—1470 гг. Терракотовые барельефы с изображением спеленутых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.
Общему впечатлению стройности и легкости способствует убывание членений фасада вверх. Им была создана и модель сооружений для крепости в Вико Пизано.
Снаружи масса стены также облегчена полуциркульными нишами. Брунеллески, любивший механизмы, предложил сделать иначе: работать без лесов. Во Флоренции сохранился ряд зданий, выстроенных если не самим Брунеллеско, то во всяком случае под его влиянием.
Воспитательные учреждения и приюты для подкинутых детей были еще в средневековье, обычно в церковных и монастырских комплексах. И такие вот брутальные постройки тоже продолжают существовать. Литературный труд Антонио был написан уже после смерти архитектора (выпущен в 1462 году), что заставляет исследователей усомниться в подлинности всех описанных в нем событий. То есть Сан Лоренцо уже была базилика, а ее нужно было переоборудовать. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями.
Истратил же Козимо на эту постройку, как явствует из одной записи, сто тысяч скуди. И здесь особенно хочется отметить фреску Беноццо Гоццоли в семейной капелле Медичи, «Шествие волхвов». «Безусловно, в начале Ренессанса обращение множества юных флорентийцев к искусству было обусловлено тем, что на амбициозные проекты выделялось изрядное количество золотых флоринов. И этот храм, конечно, был посвящен богу войны Марсу. Любая традиционная форма, попадая в руки Брунеллеско, становится «новой» формой, несущей на себе след его почерка.
Первое же систематическое изложение этой проблемы мы находим у Л. Б. М., 1937, т. II, стр. Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол».
Также и для мессера Луки Питти сделал Филиппо проект роскошного и великолепного дворца, вне Флоренции, за воротами Сан Никколо и в месте имени Рушано, во многом, однако, уступающий тому, который Филиппо начал для того же Питти в самой Флоренции он довел его до второго ряда окон в таких размерах и с таким великолепием, что в тосканской манере не было построено ничего более исключительного и более пышного. Таковы, например, круглые медальоны внутри здания, украшенные майоликами Луки делла Роббиа, круглые майоликовые кассеты купола под портиком, раскрашенный терракотовый фриз с головками ангелов и др. Ни одно из известных в ту пору устройств не могло поднимать и перемещать неимоверно тяжёлые строительные материалы так высоко над землей. 8).
Здесь впервые была осуществлена идея «абсолютного» по форме центрического сооружения, владевшая умами зодчих вплоть до XVII в. Сложная система радиальных и поперечных стен и устоев, окружающих центральное пространство капеллы имеет важное конструктивное значение контрфорсов, воспринимающих распор купола (рис. Можно видеть его высоту. А он им отвечал, что настоящая модель – одна и что все другие – пустяки. Конструкция ребристого купола на парусах весьма оригинальна.
Получил гуманистическое образование в Падуе изучал право в Болонье. Для них античная культура, античная архитектура была маяком. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб.
Более того, Брунеллески был в глазах современников родоначальником всего нового искусства. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви. Сам собор тоже возводился невероятно долго (проект 1296 г. Арнольфо ди Камбио, далее Джотто, Андреа Пизано и Симоне Таленти). Простое, скромное, с плоскостным фасадом, оно имеет горизонтально протяженную структуру.
Паруса, люнеты, двери и участки над ними украшены рельефами, которые выполнил Донателло. Альберти Леон Баттиста -итальянский учёный, архитектор, писатель, музыкант. 6).
Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. Сохранилась «Новелла о Грассо» Антонио Манетти, где Брунеллески выступает в качестве одного из главных героев. На что, чувствуя себя обиженным, Филиппо возразил: «Господа, будьте уверены, что нет возможности возвести этот свод иначе, чем говорю я и сколько бы вы надо мной ни смеялись, вы убедитесь (если только не пожелаете упорствовать), что другим путем поступать не должно и нельзя. Автором здания называли также Бенедетто да Майано). Альберти в «Трактате о живописи».
Но еще более интересно оно внутри, в своих интерьерах. Как только «букет» достигал положенного ему места, тоненькая бечевка опускалась при помощи другого блока и сияние, привязанное к этой бечевке, тихо-тихо спускалось и доходило до помоста, на котором разыгрывалось праздничное действо, а на этом помосте, где сияние как раз и должно было остановиться, было возвышение в виде седалища с четырьмя ступеньками, в середине которого было отверстие, куда отвесно упирался заостренный железный конец сияния. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция). Тогда же, собираясь закончить галерею, он сделал для нее целый ряд рисунков, оставшихся после его смерти в попечительстве, но ныне пропавших благодаря нерадивости должностных лиц.
И так протекло много времени, прежде чем прибыли, каждый из своей страны, те зодчие, которых вызвали издалека через флорентийских купцов, проживавших во Франции, в Германии, в Англии и в Испании и имевших поручение не жалеть денег, чтобы добиться от правителей этих стран посылки самых опытных и способных мастеров, какие только были в тех краях. Он все пытался проверить и как интересно он проверял свою перспективу. Здание служило резиденцией сначала великим герцогам Тосканским, затем итальянских королей. И перспектива для него была не просто способом передачи глубины пространства. Строителями были назначены Брунеллеско, Гиберти и Б. дАнтонио.
Внутри этого «букета из восьми ангелов» (так именно его называли) находилась медная мандорла, полая изнутри, в которой во многих отверстиях помещались особого рода лампадки в виде трубочек, насаженных на железную ось, которые, когда нажималась спускная пружина, все прятались в полость медного сияния покуда же пружина оставалась не нажатой, все горящие светильники были видны сквозь его отверстия. Они были изгнаны и с ними расправились очень жестоко.
В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Стены дворца сложены из бута и оштукатурены. Посмотрим другие, тоже не менее интересные постройки Брунеллески, так как, как ни странно, флорентийцы его больше ценили за его механизмы, а сегодня, конечно, мы понимаем, что он был великим архитектором. — храме Минервы Медики). Базилика, которая стала усыпальницей клана Медичи, недалеко от Санта Мария дель Фьоре.
Но дворец получился не таким, каким задумал его Питти, хотя это самый большой из палаццо Флоренции, выдающийся памятник архитектуры. Вообще 200 золотых флоринов — это была очень большая сумма на тот период. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте. Это было нечто большее. Брунеллески обучался в мастерской ювелира и как золотых дел мастер в 1398 году был принят во флорентийских Цех шелкопрядов (Арделла Сета). рис.
Поистине удивляюсь я вам. » Тогда попечители ответили ему: «Он ничего не хочет делать без тебя». С его именем деятели Возрождения связывали начало новой эпохи в архитектуре. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Долгое время Брунеллески вместе с Гиберти возглавлял строительство купола собора. Несмотря на варианты (намеченные в чертежах), сохранившиеся части сооружения свидетельствуют об их соответствии первоначальному замыслу (капеллы с оконными проемами и наружные ниши исключавшие возможность пристройки хора). Стройка осуществлялась за счёт благотворительности флорентийских олигархов. До 1427 г. работами руководил сам архитектор Брунеллески – это был первый этап строительства. Воспитательный дом был официально открыт лишь в 1445 г. Это было первое сиротское учреждение (приют) такого масштаба в Европе. Воспитательный дом принимал бездомных детей, подкидышей и предоставлял им возможность интеграции в общество. Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу.
Лучшим тогда оказался Лоренцо Гиберти: именно он получил заказ на создание бронзовых северных ворот (позже он создаст и знаменитые Врата Рая, восточные ворота, абсолютный шедевр раннего Возрождения, о котором мы обязательно расскажем). Это сооружение Брунеллеско завершает ряд разработанных им центрических композиций.
В архитектурной деятельности Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Все это очень в эту эпоху, конец средневековья, Возрождения, все это было очень связано. ТондоВ центре здания квадратный двор, окруженный аркадой (ряд одинаковых по форме и размеру арок) с приподнятым сводом.
Помимо этого он интересовался математикой изучал военные и промышленные машины. Они возникают и развиваются по образу и подобию молодого организма. Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов.
А что если Филиппо долго проболеет. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и все орнаментальные элементы сделаны из местного известняка (macigno). В 1427 году он был приглашен герцогом Филиппо Мариа Висконти в Милан для коренной перестройки миланской крепости. На основании некоторых свидетельств современников ряд ученых (напр., Виллих) считают, что к первоначальному неосуществленному замыслу Брунеллеско относятся трехнефная часть церкви без боковых капелл и купол над средокрестием с окнами и фонарем. Проект церкви Сан Спирито относится к 1436 г. (может быть, 1432 г. ), строительство же началось только в 1440 г. При жизни Брунеллеско, по всей вероятности, возведены были стены боковых нефов и капелл до основания сводов, фундаменты колонн нефов. Вскоре после приезда во Флоренцию Брунеллески увлекся сложной инженерной задачей— возведением купола над кафедральным собором города (1420—1436), его сооружение началось почти одновременно с постройкой Сан Лоренцо. Брунеллески получил полную самостоятельность. 15, 17).
О ней тоже пойдет сегодня речь. В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища» или Большого купола). Ведь уже в 1296 г. флорентийское правительство, поручая проектирование нового собора Арнольфо ди Камбио, наказывало ему создать такое сооружение, в котором билось бы «сердце, ставшее очень большим ибо оно состоит из душ всех граждан, объединенных одной волей».
Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). 7).