Этьен Морис Фальконе -- французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Этьен Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 24 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Этьенн Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 24 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. На этом карьера скульптора, для Этьена Мориса Фальконе, была завершена.
Этьен-морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. 24 января 1791 года Этьена Мориса Фальконе не стало. К сожалению, последние десять лет жизни Этьен Морис Фальконе не мог работать из-за паралича, а многие его работы были уничтожены в ходе Французской буржуазной революции. Этьен Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже.
На зеркальном поле диска справа – рельефное изображение портрета Этьена Мориса Фальконе, слева и на втором плане – изображения шедевров Фальконе: статуи Зима и памятника Петру I Медный всадник, внизу вдоль канта – надпись: ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ. В истории французского искусства XVIII века Этьен Морис Фальконе (1716-1791) занимает особое место. Этьенн Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 4 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Родился Этьен Морис Фальконе 1 декабря 1716 года.
В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» был причислен к Парижской академии художеств. Этьен Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 4 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Не исключено, что Фальконе имел в виду вовсе не врагов Петра, а собственных. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (Франция, обнимающая бюст Людовика XV по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. Императрица сначала очень ценила талант французского скульптора и относилась к нему очень милостиво. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран.
Наибольшую же роль сыграл Жан-Батист Лемуан известный портретист и придворный скульптор. Он отправился в Голландию четырьмя годами ранее. Тоже символичное совпадение. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Роха.
В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу Милон Кротонский (авторский гипс – 1744, Эрмитаж) в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Роха. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга. Работа над будущим "Медным всадником" велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны.
В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. и завершена в 1771г. ), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро. Неудивительно, что открытие памятника прошло без Фальконе.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа. чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр).
Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию. У него блестящая память. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой. Летая повсюду со своим луком и колчаном, наполненным стрелами, он властно управлял сердцами людей, неся им радость и счастье, а порой и жестокие муки любви. Не зная, которой отдать предпочтение, публика восхищалась обеими, оживленно их обсуждая. Многие смеялись над задумкой Фальконе.
В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить памятную медаль. В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника. Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания.
И этому он научился почти самоучкой. Однако маркиза умирает. В простом пластическом мотиве сидящей женской фигуры скульптор гениально сочетал некоторые внешние черты господствовавшего тогда стиля рококо с реалистическими устремлениями, присущими его многогранному таланту.
Он настойчиво возвращается к этим мотивам. для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). Работа над Медным всадником достойна отдельной статьи. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. На сей раз выбор темы предоставляется скульптору.
Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Только целует руку девушки не Пигмалион, а маленький Амур за спиной девушки. Знал бы ремесло, был бы честен и не забывал бы по воскресеньям дорогу в церковь. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа.
Под его началом Этьен Фальконе украшал версальский парк. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом Гром-камне, весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название Медный всадник) выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга.
Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Многие мастера отказались от подобной затеи.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Вручил их ему князь Дмитрий Голицын в имении Фальконе в Шатене. Установив композицию памятника, Фальконе был озабочен устойчивостью статуи. На открытие его даже не пригласили.
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). В 1753—66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. О высоком мастерстве скульптора, создавшего бога любви в образе ребенка, покоряющего своей искренностью, говорит эта работа.
В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. статуе «Зима». Не получил в детстве почти никакого образования и был определен в ученье к резчику из дерева, который заставлял его изготовлять болваны для париков. В одном из писем к другу Дидро, между прочим известного философа, Этьен Фальконе говорил: «на углу Вашего стола я сделал набросок Героя, берущего на скаку эмблематическую скалу». В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Он сумел найти остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. К нему Фальконе сохранил до конца жизни теплые чувства и благодарность, с ним участвовал в работах по украшению Версальского парка, где впервые увидел произведения выдающегося французского ваятеля Пьера Пюже. Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор.
Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии. Он отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур. Екатерине модель понравилась и скульптор приступил к работе.
Имп. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Этьен Морис в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Тем не менее, его мечта исполнилась в России благодаря Екатерине II, которая решила установить памятник Петру I. Императрица прислушалась к совету Вольтера, Дени Дидро и князя Голицына, которые обратили её внимание на французского скульптора. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Медный всадник (1766-1778).
Там он занялся литературным трудом. Опора же из двух ног казалась ненадежной – вздыбленный скакун запросто мог переломиться. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. Долгожданный успех принесло участие Фальконе в Салоне 1757 года.
Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Еще в Париже началась работа над будущим шедевром – там был изготовлен восковой эскиз.
Скульптор сумел выявить особые художественные свойства французского фарфора, которые он блестяще использовал. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг.
С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев. Аллюзией зимы являются знаки зодиака изображенные по сторонам постамента и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. И у скульптора возникла мысль – бросить под копыта змею. Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер.
Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский». Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции. В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей. Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним».
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Генваря, 20. Его отец был простым столяром. Русский скульптор Гордеев вылепил змею и она вошла в общий комплекс монумента. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы.
Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Галатея просыпается и с ласковой улыбкой тянется к пораженному юноше.
Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». Одна транспортировка Гром-камня – большое и необыкновенное мероприятие, участников которого Екатерина II наградила памятными медалями. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (Флора, 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (Нежная грусть, 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (Пигмалион и Галатея, 1763, Лувр) исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Мелиссино, по росту и телосложению напоминавший Петра.
На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Девы в парижской церкви св. Карл – главный противник Петра, его заклятый враг.
Камень, весивший около восьмидесяти тысяч пудов, был поднят из трясины и с помощью специальной системы катков доставлен к берегу Невы, а затем на специальной барже переправлен в Петербург. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Осколки с камня петербуржцы подбирали, делали из них набалдашники для тростей.
Фальконе был человеком очень дотошным. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Статуи Музыка, Амур, Купальщица (все – 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см.
Родные считали, что не так уж много знаний необходимо мастеровому парню. в Луврском музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его.
В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (Психея, 1758, Эрмитаж). Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Так продолжалось по несколько часов в день. Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру. В эстетической концепции Фальконе соединялись идеал и чувство и, соответственно, классицизм и рококо.
К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Обработку статуи после отливки её в бронзе, скульптор осуществлял самостоятельно. Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Тем не менее Иван Бецкой постоянно вмешивался в работу Фальконе, настаивая на внесении изменений. Взялся за дело Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. Роха.
Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади.
В мае 1770 модель была выставлена для всенародного зрелища. Всадник на своенравном коне. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла. Поцеловав статую, скульптор оживил ее. Этьен работал у дяди подмастерьем. пишет Фальконе.
Вообще совпадений, почти мистических, очень много. Этьен Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже в семье столяра. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха.
Произведения1750-60-х годов. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Изучив избранное мной движение коня в целом, я перешел к изучению деталей.
«Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать», . Фальконе было уже двадцать восемь лет, когда при поступлении в Королевскую академию в 1744 году он впервые представил свою гипсовую группу «Милон Кротонский». Почему француз иностранец. Генваря, 20.
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. «Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г. ) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки Строй войска простирался до 15 000 На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени Сигнал открытия был дан ракетою Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем».
В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Скульптор попадает в затруднительное финансовое положение. Во Франции он сейчас почти забыт.
И эта работа непременно должна была быть выполнена в мраморе. Лучше символа не найти. Хотя она была холодно принята как Академией, так и общественной критикой, за эту работу Фальконе приняли в Академию в качестве «назначенного».
Роха. В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве. Работа над моделью заняла полтора года.
«Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
Фальконе стал развивать свои задатки скульптора, а также усиленно занялся самообразованием изучая классические языки историю и литературу. Описывая две мраморные статуи скульптора – «Грозящий Амур», а также «Купальщица», критики захлебывались от восторга. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб.
Последние годы жизни был парализован и не мог работать. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Императрица старалась, однако, уверить Фальконета, что его порицатели – люди неотесанные и необразованные глупцы, что по нескольким примерам не следует судить обо всех, что ей заподлинно известно, насколько его Петр В. нравится русским». Этот момент и взял за основу Фальконе. 23 сентября 1770 года гранитный камень доставили к Сенатской площади.
Возникает произведение, от которого никому не прибавляется радости. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св.
Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Почему именно он. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым. Отливка конной статуи преобразователя России, существенной части этого монумента, была окончена в 1775 г. К этому времени Екатерина II охладела к Фальконе, причиною чему были многие его враги и полемика, которую он завел со сторонниками входивших тогда в силу художественных теорий Р. Менгса и Винкельмана.
Императрица начала холодеть к французу. Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену.
Фальконе тепло относился к своему учителю до конца жизни. Его принесла группа «Пигмалион и Галатея». «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно.
Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (Моление о чаше), остальные погибли в годы Французской революции. 1770. Здесь скульптор занимал должность директора модельерной мастерской. Весь облик девушки – воплощение юности, какой-то особенной чистоты и женственного обаяния – передан свободно и выразительно он подкупает своей жизненностью и непосредственностью. Удивительная судьба у Фальконе. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Скульптор расплакался. Настоящий триумф скульптора ждал на выставке Салона 1763 года.
Вызванный из Франции мастер-литейщик Эрсман оказался не в состоянии выполнить отливку и Фальконе пришлось заниматься этим самому, хотя ранее он никогда не производил бронзовых скульптур. Здесь он делал первые шаги к искусству. 1770.
В 1766 г. в жизни Фальконе произошло важное событие. «Монумент мой будет прост. Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. После открытия памятника, на которое скульптора даже не пригласили, Екатерина послала ему две медали – золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Мастер огромного диапазона, Фальконе обладал ярким многогранным дарованием. Но для окончательного приема в Академию ему необходимо преодолеть еще одно испытание.
Причем не такой уж выдающийся. Французский скульптор.
Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Девы в парижской церкви св. Пигмалион – это кипрский античный скульптор. Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. Ученик Лемуана, сын очень бедных людей родился в Веве, на Женевском озере. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана.
Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Фальконе взял себе за девиз собственное мнение: «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или камне». И вообще больше он в России не был. Человек, обуздавший стихию. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии.
Для него это был абсолютно новый и непонятный персонаж. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию. Отец Этьена Мориса Фальконе был подмастерьем столяра, а мать — дочерью сапожника.
В1744принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в1754 годуза исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. На его будущее значительно повлиял дядя – Никола Гильом, мастер-мраморщик. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. И какой успех.
По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку. Скульптор превратил холодный мрамор в фигуру, наполненную жизнью и теплом. У Фальконе Амур – это шаловливый ребенок, жизнерадостный и лукавый. Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил. Роха.
Работы для церкви св. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Камень был погружен на специальную платформу с желобчатыми полозьями, которая при помощи 32 бронзовых шаров опиралась на деревянные переносные рельсы с желобами.
Фальконе было уже пятьдесят лет. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св.
В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить памятную медаль. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». В 1764 году Фальконе работает над заказом мадам де Помпадур.
Кстати, установили Петра на Сенатской площади. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. В 1766 году уже в России Фальконе начал работать на гипсовой моделью в величину статуи.
Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно». Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию. Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св.