Этьенн Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 4 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. Этьен Морис Фальконе (фр. Этьенн Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 24 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Этьен-морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Этьен Морис Фальконе (фр. В 28 лет Этьен Морис Фальконе за скульптурную группу «Милон Кротонский» был причислен к Парижской академии художеств.
Этьен Морис Фальконе (фр. tienne Maurice Falconet 1 декабря 1716, Париж— 24 января 1791, Париж)— французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века.
Севрский фарфор), создавал модели для статуэток (Купальщица, бисквит, 1758, ГЭ). Такое ощущение, что он был орудием судьбы, не более. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Аллюзией зимы являются знаки зодиака изображенные по сторонам постамента и чаша у её ног, расколовшаяся от замерзшей воды.
И естественно, всем хотелось принять участие в работе: постоянно вмешивалась в работу императрица и чиновники и даже президент Академии художеств. Необычайный дар композиционных решений позволяет Фальконе создавать бесконечные вариации в изображении обнаженного женского тела. Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. В детстве занимался резьбой по дереву.
Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д. Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. Обер прокурор Синода проект решительно не принял.
В мае 1770 модель была выставлена для всенародного зрелища. Успех этой операции был отмечен выпуском специальной медали с надписью «Дерзновению подобно». Генваря, 20. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны.
Технология была очень сложна. Мастерская скульптора находилась на Малой Морской улице. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. Во Франции он сейчас почти забыт. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. Не дождавшись установки памятника, он уехал из Петербурга. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.
Военным парадом управлял князь А. М. Голицын. Артиллерийский литейщик Хайлов спас модель и работа по отливке продолжилась. Последняя работа, выполненная им во Франции, — статуи для собора святого Роха. Фальконе был человеком очень дотошным. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И. И. Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.
Но именно ему было суждено создать универсальный символ российского государства. Почему француз иностранец. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Когда Фальконе вручили эту медаль, он расплакался.
А со стороны Швеции стоит аналогичный, тоже конный, памятник шведскому королю Карлу, который показывает рукой в сторону России. Вообще совпадений, почти мистических, очень много. Испытал влияние Дж. -Л. Бернини и П. Пюже. Заниматься лепкою и рисованием он начал самоучкою и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Лемуан взял его к себе в ученики.
На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху.
Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в Медном всаднике А. С. Пушкина.
Начали отливать Медного всадника в 1774 году. Имп. Прибавьте к этому, что Петр Великий сам себе сюжет и атрибут – довольно показать его. 1770. По суше скалу перетаскивали почти год. Просека была извилистой. В 1757-66 Фальконе руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры (см.
Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). На одной стороне ее изображен Гром-камень, а на другой – надпись: Дерзновению подобно. В 1783 году Фальконе стал ректором-адъюнктом Парижской академии художеств. Например, Бецкой хотел, чтобы Петр был изображен в античном одеянии. Сначала создавалась так называемая Малая копия с ее принципиально важным для Фальконе решением – Петр верхом на вздыбленном коне, остановившийся на краю обрыва и жестом правой руки утверждающий могущество новых идей.
Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить. Почему именно он.
для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Отливка конной статуи Петра была окончена в 1775, еще несколько лет Фальконе занимался отделкой статуи.
В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана. Русский скульптор Гордеев вылепил змею и она вошла в общий комплекс монумента. Инвалидов). Прежде чем приступить к работе, он изучил массу исторических документов, осмотрел в Петербурге все, что граничит с Петром, дворцы, картины, скульптуры. В произведениях Фальконе 50-х – начала 60-х гг.
Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Кстати, установили Петра на Сенатской площади. Среди местных жителей скалу называли Гром-камень. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. В 1734-44 учился в Париже у скульптора Ж. Б. Лемуана. В 1744 принят в Парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика.
Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752 Амур, 1757 Купальщица, 1757 Пигмалион, 1763 надгробная статуя Нежная грусть, 1763 все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях). Он утверждал, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе и подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения». Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. На этот раз работа удалась. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
Вместе с тем, Фальконе старался пополнить свое образование изучением классических языков истории и литературы. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы, памятник выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. (Falconet) — французский скульптор, сын очень бедных людей род. Самоучкою начал заниматься лепкою и рисованием и вскоре достиг таких успехов, что парижский скульптор Жан Батист Лемуан взял его к себе в ученики.
Не лучше отзывались, впрочем и некоторые из соотечественников Фальконета, напр., рекомендованные Дидро императрице для ее комиcсии о наказе и раздосадованный на скульптора за его малое внимание Ларивьер, возвещавший, что это «дрянной скульпторишка, а памятник царя нелеп и невыполним». Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. На площадь вступила гвардия. Фальконе было уже пятьдесят лет. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Ф. в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Он известен не только как ваятель, но и как автор Размышлений о скульптуре (Rflections sur la sculptur, П., 1761) и других сочинений, собрание которых (Oeuvres dEtienne Falconet, statuaire) в пяти томах издано в Лозанне в 1785 г. Перепечатка этого издания с приложением любопытной биографической заметки Левека о Ф. вышла в свет в Париже, в 1808 г. ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, tienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника.
Фальконе Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор. Самая известная работа Фальконе – знаменитый «Медный всадник», ставший не только памятником основателю Петербурга, но и символом города. С огромной экспрессией скульптор передал страдания юного охотника, которого терзает лев. В 1766 г. в жизни Ф. произошло важное событие.
Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе.
«Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Всадник на своенравном коне. Отливка памятника также оказалась сложнейшей инженерной операцией. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза.
Во Франции Фальконе прочитал в парижской Королевской академии цикл лекций изданных позднее в Амстердаме под названием «Размышления о скульптуре». Екатерина по рекомендации Вольтера и Дидро пригласила его в СПб. Под его резцом рождаются образы, в основе которых всегда лежит тонкое восприятие природы. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Этьен Морис Фальконе (1716 – 1791) родился в Париже в семье столяра. Обломок каменной скалы, который местные жители называли «Гром-камень», был обнаружен в непроходимом болоте поблизости от села Лахта примерно в 40 верстах от Петербурга.
Амур Фальконе – это шаловливый, жизнерадостный ребенок. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна — «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. Его отец был простым столяром.
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Последние годы жизни был парализован и не мог работать. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись "Petro primo Catharina secunda" ("Петру первому Екатерина вторая") сделана по предложению Фальконе. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Искренней радостью и непосредственностью веет от всего облика Амура. Однако бронзовый конь, стоящий на двух ногах, мог получиться неустойчивым.
От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Далее по Финскому заливу её везли на барже. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй». Свободно и непринужденно сидит он на облаке, приготовившись вытащить стрелу из колчана.
Инвалидов). К полудню облака рассеялись. Символизируя враждебные России силы, она одновременно служила бы дополнительной опорой. Под руководством этого наставника Ф. развился столь быстро, что, будучи всего 28 лет от роду, за группу "Милон Кротонский, убивающий льва" (наход. Правда, Екатерина прислала ему в Париж золотую медаль с силуэтом Медного всадника. Роха) и Св.
«Вот гениальный человек полный всяких качеств, свойственных и несвойственных гению. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Фальконе же предпочел одеть Петра в простую и легкую одежду, которая, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам одним словом, это героическое одеяние». (Falconet) — французский скульптор, сын очень бедных людей род.
Была испорчена верхняя часть скульптуры. В детстве не получивший никакого образования мальчик был отдан в ученики к столяру изготовлявшему болванки для париков. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Генваря, 20. Французский скульптор.
Там не будет ни варварства, ни любви народной, ни олицетворения народа. Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима», о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Мнения высказывались самые разные. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», — эти слова всегда были девизом Фальконе.
Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж. Установкой Медного всадника на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Приехал, создал гениальную статую, уехал и умер. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке. Талант Фальконе-монументалиста раскрылся в период его пребывания в России (1766-78) и работы над памятником Петру I, установленным на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). И у скульптора возникла мысль – бросить под копыта змею. Фальконе терпел долго, потом наконец ему все эти придирки надоели и он вспылил.
Он настойчиво возвращается к этим мотивам. Роха) и "Св. Значительное место в его наследии занимают теоретические сочинения, тесно связанные с эстетикой французского Просвещения. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной».
Работали сотни людей. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», — писал Фальконе. Той самой, на которую вышли декабристы во время восстания. В 1753—66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и святой Девы в парижской церкви святого Роха.
Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Имп. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Екатерине модель понравилась и скульптор приступил к работе.
Одним из условий, который Фальконе поставил, берясь за заказ, было отсутствие вмешательства посторонних в работу после утверждения проекта Екатериной II. Параллельно со своей основной работой Фальконе сделал несколько мраморных фигур, среди которых выделяется скульптура «Милон Кротонский». музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Кругом Петра Великого не будет никакой решетки, – зачем сажать его в клетку.
Для него это был абсолютно новый и непонятный персонаж. Удивительная судьба у Фальконе. В июле 1769 года была готова гипсовая модель памятника.
Человек, обуздавший стихию. Например, случайно так вышло, что Петр показывает рукой в сторону Швеции. В отличие от многих своих современников Фальконе не посетил Италию.
Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов. «Монумент мой будет прост. В 1766 г. в жизни Ф. произошло важное событие. В ыбитая на пьедестале лаконичная надпись Petro primo Catharina secunda (Петру первому Екатерина вторая) сделана по предложению Фальконе. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать и я смею думать, что она хороша», – писал Фальконе. Фальконе трижды переделывал голову Петра, стремясь создать убедительным задуманный образ.
Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Карл – главный противник Петра, его заклятый враг. По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).
Скульптура «Грозящий Амур» работы Фальконе, ныне хранящаяся в Эрмитаже, раньше принадлежала Вольтеру. Он уже тогда понял, что сделал дело всей своей жизни. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам. Он оказался упрям и настойчив.
Тоже символичное совпадение. К античному мифу об Амуре неоднократно обращались художники на протяжении многих веков. Фальконе выставил статую в Салоне и получил почетное звание профессора. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Его доставкой руководил известный инженер М. Ласкари-Кар-бури. 1770.
Работа над моделью заняла полтора года. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург мрамор 1754 – в парижском Лувре). Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Недовольный русским двором и считая себя вознагражденным императрицею ниже своих заслуг, Ф. в 1778 г. уехал из России, не дождавшись открытия Петровского монумента и возвратился в Париж, где был сделан в 1783 г. адъюнкт-ректором Академии и умер в 1791 г. Он известен не только как ваятель, но и как автор "Размышлений о скульптуре" ("Rflections sur la sculptur", П., 1761) и других сочинений, собрание которых ("Oeuvres dEtienne Falconet, statuaire") в пяти томах издано в Лозанне в 1785 г. Перепечатка этого издания с приложением любопытной биографической заметки Левека о Ф. вышла в свет в Париже, в 1808 г.
В Петербурге Фальконе работал двенадцать лет. экземпляр в Имп. Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев) в 1775 Фальконе выполнял сам. в Луврск.
Дидро увиденным оказался доволен. Амвросий" (для црк. Лучше символа не найти. для сооружения памятника Петру Великому, доныне красующегося на Сенатской площади. Самостоятельно стал изучать рисование и скульптуру.
Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. На открытие его даже не пригласили. Они покоряют своей поэтичностью и высоким мастерством исполнения. Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло.
Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица», полные рокайльной изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать. чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму XVIII в. (Пигмалион, мрамор, 1763, Лувр). Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. музее) был признан сопричисленным к Парижской академии художеств. Амвросий (для црк.
И вообще больше он в России не был. Из восьми скульптурных групп исполненных в манере барочных алтарей XVII века, сохранилась лишь одна— «Моление о чаше», остальные погибли в годы Французской революции. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе. Молодого скульптора поддержала мадам де Помпадур, сделав ему несколько заказов.
Причем не такой уж выдающийся. экземпляр в Имп. Для удобства погрузки баржу затопили, погрузили на нее камень, а затем откачали воду из трюма и баржа всплыла. в Луврск.
Работы по созданию монумента были начаты 15 (26) октября 1766 года, сразу после прибытия Фальконе в Россию.