Безусловным фактом является то, что широкое распространение эмпириокритицизма связано с именем австрийского физика и философа Эрнста Маха. Чтобы более точно и основательно разобраться в особенностях эмпириокритицизма как философского течения, обратимся к рассмотрению философских идей его основоположников Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. В свою очередь идеи самого Эрнста Маха повлияли на творчество: А. А.
Эрнст Мах создал в Венском университете кафедру истории и методологии индуктивных наук, которую впоследствии занял Мориц Шлик, основавший Венский кружок неопозитивистов. Наиболее зрелое произведение великого физика, естествоиспытателя и философа Эрнста Маха. Эрнст Мах (нем. В области методологии Эрнст Мах развивал идеи философа Рихарда Авенариуса.
Эрнст Мах (нем. Ernst Mach, 18февраля 1838 (18380218), Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия— 19 февраля 1916, Мюнхен, Германия)— австрийский физик, механик и философ-позитивист. Эрнст Мах (нем. Ernst Mach, 18февраля 1838 (1838-02-18), Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия— 19 февраля 1916, Мюнхен, Германия)— австрийский физик, механик и философ-позитивист. Мах Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ-идеалист. Эрнст Мах (нем. Ernst Mach, 18февраля 1838 (18380218), Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия— 19 февраля 1916, Мюнхен, Германия)— австрийский физик и философ-позитивист. Эрнст Мах родился 18 февраля 1838 г. в небольшой деревушке Хирлиц в пригороде Борно, в Моравии, на территории бывшей Австро-Венгрии.
Если вы приобретали товар Книга Мах, Эрнст издательство: Неизвестное издание и вы знаете цену, то, пожалуйста, помогите нам – укажите цену за данный товар. Эрнст Мах родился 18 февраля 1838 г. в мелкий деревушке Хирлиц в пригороде Борно, в Моравии, на территории бывшей Австро-Венгрии. Эрнст Мах (нем. Ernst Mach, 18февраля 1838, Брюнн, Австро-Венгрия, ныне Брно, Чехия— 19 февраля 1916, Мюнхен, Германия)— австрийский физик, механик и философ-позитивист.
На этой странице представлен товар категории Книги «Книга Мах, Эрнст издательство: Неизвестное издание». Эрнст Мах биография краткоавстрийского физика, механика и философа-позитивистаизложена в этой статье. Эрнст Мах – выдающийся ученый-физик, многим более известный как философ-идеалист, в пух и прах раскритикованный В. И. Лениным в его знаменитой работе «Материализм и эмпириокритицизм». Лунный кратер Mach берет свое имя от Эрнста Маха.
Философия Маха и Авенариуса, которых иногда объединяют под рубрикой «эмпириокритицизма», вызвала неоднозначную реакцию современников. Автор книг Принцип сохранения работы история и корень его (1871), Механика. Понятия Мах рассматривал как символы, обозначающие "комплексы ощущений" ("вещи"), а науки в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Совершенное пространство человеком непостижимо (т. к.
противопоставилрелятивистское понимание этих категорий, утверждая, что они субъективны по своему происхождению (см. Историко-критический очерк ее развития (1883), Анализ ощущений и отношений физического к психическому (1886), Познание и заблуждение (1905), Культура и механика (1915) и др. Биография.
Он открыл и исследовал процесс возникновения ударной волны. На эти обвинения М. отвечал следующим образом: «В моих словах просто отражены общепринятые мнения и если я превратился в идеалиста и берклианца, то в этих грехах вряд ли повинен». Познание и заблуждение, М., 1909).
Но избавление от интроекции делает актуальным уточнение предметов таких наук, как физика и психология. 1838-1916) – основатель второго позитивизма (автор «теории элементов мира»), физик (автор известных работ по механике, акустике и оптике). По словам Маха, принцип экономии мышления был сформулирован им еще в начале 70-х гг. С. Франк писал: «Согласно Маху и его непосредственным последователям, фундаментальные законы физики должны формулироваться таким образом, чтобы они содержали только понятия, которые могли бы быть определены непосредственными наблюдениями или, по крайней мере, связаны короткой цепью мыслей с непосредственными наблюдениями». В 1901 г. он вышел в отставку, но продолжал научную и политическую деятельность (он стал членом парламента). Главное для Маха – это наблюдение.
Последними элементами являются цвета, звуки ит. д. и мы должны исследовать их связь. (1) Можно принимать что-то похожее на мир, лежащий «позади» мира явлений, не впадая в эссенциализм (в частности, если согласиться с тем, что мы никогда не узнаем, не находится ли позади этого мира ещё один мир). Чувство вины за погибель сына не покидало Маха и он в 1895 г. переезжает в Вену. Цвета, звуки, пространство, время и т. п. Более того, зависимость элементов первой группы от элементов второй имеет, по Маху, универсальный характер: «В действительности же ABC всегда зависит и от К L M» (5: 280). Вот таким образом появляется некое удвоение мира. пер. пер.
Оно практически полезно но онтологическое противопоставление субъекта и объекта, превращение их в две самостоятельных реальности, «мир внешний» и «мир внутренний», является «метафизической» ошибкой. В основе всех явлений, по М., лежат факты чувственного мира, ощущения. Собственную задачу М. усматривал в аналогичной процедуре по отношению к старой механике. Она усугубляет «антропоморфические апперцепции», о которых Авенариус писал в работе 1876 г. и порождает антропоморфическое рассмотрение самого человека (см.
Материя, атом, молекула — экономичные символы физико–химического опыта. Премьерные ролики. Но изменения в какой-либо из групп могут порождаться и элементами другой группы. Итак, мир, по Маху, есть совокупность опытных данностей, которые он называл «ощущениями» или «элементами». Умер Мах в Хааре 19 февраля 1916.
Знаем мы то, что ощущаем. Функцией науки становится описательная функция. Мах впадает в крайность, объявляя экономию мышления основной характеристикой познания. Прежде всего это комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и т. д., функционально связанные между собой пространственными и временными отношениями. Результаты, естественно, получаются разные, в зависимости от типа и широты опытной сферы. В этом отрывке видна как слабость его анализа — его неспособность понять предположительный характер науки, включая то, что он называет «законами природы», так и его сила — превосходное понимание логической структуры гипотетического объяснения.
Иностранные мейджоры тоже были обескуражены рекламной тактикой «Дневного дозора». Это положение казалось несовместимым с представлением об атомах и молекулах как внешние, независимые от ума вещи. Действительный член Венской академии наук. В частности, Мах получил фотографии ударных волн при сверхзвуковом обтекании тел газом, установил, что некоторые характеристики течения зависят от отношения скорости течения к скорости звука, позднее названного числом Маха есть также конус Маха (ударная волна от источника звука, движущегося со сверхзвуковой скоростью), угол Маха.
число) и др. Необычным было и размещение щитов. Выдвижение этой проблемы на первый план составляет характерную черту махистской версии позитивизма1. В 1894 г. Маха постигает бедствие. Это – даже освежающее, благородное и возвышенное зрелище и мы можем глубоко сочувствовать этому выражению интеллектуальной радости, столь редкой в истории.
Так, замена численной таблицы одной формулой или объяснение нового факта с помощью другого, более известного – все это, по мнению Маха, нужно рассматривать как работу экономическую. Пока еще ни один «киносчет» в России не превысил этой суммы. ". Как понятие "вещи", так и понятие "Я" являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений).
Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху, необходимость "приспособления" организма к фактам. Его дедушка, Вензл Лэнхос, администратор состояния Chirlitz, был также прорабом улиц там. Так возникает научная программа эмпириокритицизма («критика опыта»). Чем был вызван такой подход.
В этом состоит материя». Содержанием утверждения в таком контексте выступает "испытанное". Процесс познания рассматривается как процесс прогрессивной адаптации. В соответствии с махистским принципом экономии мышления описание мира должно включать только нейтральные элементы опыта реальны лишь эти элементы (М. идя в русле взглядов Беркли, фактически отождествлял их с ощущениями) и их функциональные связи.
Заменяя «ощущения» элементами, М. стремился преодолеть интенцию мышления, согласно которой составляющие фактов создаются сознанием. Наше Я и среда его окружающая неразрывны, мы всегда вместе. Профессор философии Венского университета (1895-1901).
Представлениям об совершенном пространстве, времени, движении, силе ит. п. Окончил Венский университет (1860). Наше «я» есть не реальное единство, но единство практическое, группа элементов, связанная между собой крепче, а с другими группами того же рода— слабее. Этот аэродинамический параметр становится особенно существенным при скоростях, близких к скорости звука и превышающих ее (M 5) и широко применяется в современном самолетостроении. "Экономнее" всего "мыслить", что существую только я и мои ощущения.
Отмеченное противоречие была симптоматичным для осмысления ситуации в науке конца XIX – начала XX в. Многие идеи М. оказали стимулирующее воздействие на развитие науки. Значительный интерес философия Маха и Авенариуса вызывала среди российских марксистов начала ХХ в. Моде на Маха и Авенариуса противостоял Ленин, доказывавший в «Материализме и эмпириокритицизме» (1909), что они являются наследниками «фидеизма» Беркли Э Гуссерль подверг критике принцип экономии мышления Маха и Авенариуса усмотрев в нем тенденцию релятивизации мышления и психологизации логических законов. идеи М. были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18) и Г. В. Плехановым (см. Мировую известность Маху принесла его книга Механика в ее историческом развитии (Die Mechanik in ihrer Entwicklung, 1883). Оказал влияние на создание общей теории относительности А. Эйнштейна.
Здесь он провел большую часть своей творческой жизни. В седьмом издании «Механики», 1912 (гл.
Профессор физики университета в Граце (1864 – 1867). Все исследование сводится тогда к определению связи этих элементов».
Ощущения человека, так же как ощущения разных людей, обычно взаимным образом зависимы. Отношение скорости снаряда к скорости звука v/v теперь называют Числом Маха. Выделяя основные аспекты философии Авенариуса, отметим следующее. Рассуждая историко–философски, это событие не было ни великим, ни даже значительным. В своей известной работе "Анализ ощущений, отношения психического к физическому" (1907 г. ) Мах закрепил основные аспекты своей философской концепции.
Этому способствует принцип экономии мышления, предложенный Махом. Иначе говоря, любое знание исторично: новое «наслаивается» на прежнее, но при этом его характер во многом определяется предыдущими этапами.
Представлениям об совершенном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Отто Либман (1840—1912) — один из инициаторов неокантианского движения. При этом он полагает "элементы" нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам. Разработал релятивистское понимание пространства, времени, движения, силы и др. Маху принадлежит ряд важных физических исследований.
Чтобы освободиться от обвинений в солипсизме, Мах ввел нейтральные элементы. Итак, мир в целом и все вещи в нем – "комплексы ощущений"6. Наш опыт – это некий приспособительный комплекс.
Ощущения (по Канту это природа) и являются нейтральными элементами мира. Отказавшись от представлений об совершенном пространстве, времени и движении классической механики, предпринял попытку построить эту науку на основе постулата, согласно которому движения тел могут быть определены лишь относительно других тел («принцип относительности Маха»). Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления— так называемых колец или полос, Маха). Это вкладывание "виденного" внутрь и т. д. Машина защитила тип phenomenalism признание только сенсаций как реальный.
Его ранняя работа сосредоточилась на эффекте Доплера в оптике и акустике. Суть его философского заключается в следующем: 1) все существующее есть ощущения 2) ощущения называются элементами 3) элементы делятся на физические (те, что не зависят от нервной системы организма и от всего организма в целом) и психические (те, что зависят от организма) 4) элементы не существуют друг без друга 5) вещи – это комплексы элементов. Как понятие "вещи", так и понятие "Я" являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений). физик и философ с 1897 по 1901 – профессор в Вене. По данным TNS Gallup Media, только в январе 2006 года мы увидели 1042 телеролика. Маху принадлежит ряд важных физических открытий.
По утверждению Эйнштейна, Мах потряс догматическую веру в механицизм. Там следовал за его важными исследованиями в области сверхзвуковой скорости. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Сам по себе опыт не заражен ошибочными интерпретациями, но при попытках отрефлексировать его возникает множество ошибочных «вариаций».
в человека и есть то, что мы обозначаем словом интроекция". На самом же деле между ними существует кардинальное отличие. Субъективно-идеалистические идеи Маха были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», 1908 изд. М. невольно оказал влияние на русскую крайне идеологизированную социал-демократическую мысль начала века (русский махизм), что породило шумную критику Ленина в его печально знаменитой парафилософской кн. Некоторые источники дают место рождения Маха как Turas/Tuany (теперь также часть Брно), территория бюро записи актов гражданского состояния Chirlitz. Знаменитый психолог и физик, подготовивший почву для создания А. Эйнштейном теории относительности, Мах шел к очищению науки от метафизики, отталкиваясь от потребностей самой науки. С 1855 г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion, 1860), с 1861 г. Мах – приват-доцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств (Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens.
Основываясь на этом, он подвергает критике понимание Ньютоном совершенности пространства и времени, утверждая, что физические законы связаны со взаимодействием масс (это было сформулировано им как «принцип Маха») данное утверждение опровергало положение Ньютона о том, что пространство и время абсолютны, так как не зависят от распределения тяготеющих масс. В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки— лишь описывать эти «ощущения». (6) Множественность объяснительных теорий, на которую обратил внимание Беркли (см. Из принципа экономии мышления в системе Маха вытекает положение об "описании" как идеале науки.
Комплексы такого рода М. называет телами. Мах оказал значительное влияние на становление и развитие философии неопозитивизма. субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта"). философ и физик, основатель махизма.
В 1872 году оно еще только нарождалось. Принцип экономии мышления, если его действительно положить "в основу теории познания", не может вести ни к чему иному, кроме субъективного идеализма. Авенариус создал собственную школу из которой, однако, не вышло значительных фигур. Должно измениться отношение и к проблеме бессмертия личности. Филос. Этот постулат сыграл важную роль в становлении теории относительности А. Эйнштейна. Требование необходимости определения понятий через наблюдаемые данные Мах доводит до выделения основных "элементов", которые непосредственно, чувственно даны и лежат в основе всего познания, будучи некоторым пределом разложения эмпирического опыта.
С 1895 г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Он даже заявлял, что он «не философ, а только естествоиспытатель» (6: 32). Эйнштейн в своём некрологе о Махе («Nachruf auf Mach», Physikalische Zeitschr, 1916), ссылаясь на эту идею Маха, сказал: «Нет ничего невероятного в том, что Мах пришел бы к теории относительности, если бы в то время, когда он был ещё молод, проблема постоянства скорости света привлекла внимание физиков». Так возникает интенциональная понятийная адаптация, т. е.
В то же время, теперь, не впадая в инструментализм, мы можем согласиться с тем, что говорил Беркли о природе гипотез в следующем отрывке (S, 228): «Одно, — писал Беркли, — прийти к общим законам природы, рассматривая феномены, но другое — создать гипотезу и из неё вывести феномены. И тот свет, который оно проливает на Маха, отчасти падает и на Беркли 9. махизм).
В 1855 он стал студентом в университете Вены. Это обстоятельство позволяет Авенариусу выдвинуть тезис о «принципиальной координации» Я и окружающей среды, причем Я оказывается «центральным членом» этой координации, а составные части среды выступают в качестве «противочленов» (4: 14). Все сущее будет по содержанию – ощущение, а бытие – движение. Наиболее значит. И это за полвека до её создания.
При этом законы и теория в физике — это лишь средство для достижения целей. аффекты. Согласно модели М., «остается один тип устойчивости – связь (или отношение).
Исходя из этого, он пытался переосмыслить основные категории науки. Проф. Их функции простираются гораздо дальше ибо (3) не существует чистых явлений или чистых наблюдений, как полагал Беркли, они всегда являются результатом интерпретации и (4) несут в себе теоретические или гипотетические добавки. которая выше индивида.
Но и отказаться от науки, чтобы отказаться от метафизических объяснений. Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие причинности. Мах считал, что в конечном счете процесс познания начинается с ощущений и потому весь состав знания может и должен быть редуцирован к «чувственному опыту».
Физическими же элементы опыта являются тогда, когда они рассматриваются в абстрагировании от «центрального члена». Между тем интроекция подталкивает к идее духа. 1838, Моравия – ум.
В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки – лишь описывать эти «ощущения». Заимствовав основные филос. Материализм и эмпириокритицизм. Но люди такие вложения вкалывают друг в друга и потом в себя. Философские взгляды Маха получили широкую известность в конце XIX— начале XX веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики.
Сообразно этой классификации можно говорить о различных типах зависимости элементов — физической, психической и др. Основу познания составляют суждения, наблюдения, т. е. Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. Но Машина также сделала много вкладов в психологию и физиологию, включая его ожидание явлений гештальта, его открытие наклонного эффекта и групп Машины, влиявшего запрещением типа визуальной иллюзии и особенно его открытия неакустической функции внутреннего уха, которое помогает управлять человеческим балансом.
20 вв. Особый класс ощущений или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как Я. Я – принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы.
И ничуть не расходящаяся с реальностью: не мало было зрителей, которые, так же как и мальчуган из ролика, радовались, что пойдут на «Дневной дозор» во второй раз. школы, получившей название «махизм» или «эмпириокритицизм». (ньютониан ской) физики. "чистое описание" фактов чувственного восприятия, к которым "приспосабливается" мысль. Перегрин Вайс окрестил Эрнста Маха в Римско-католическую церковь в Turas/Tuany.
торой на каком-то этапе могут потребоваться совсем другие фикции. В духе субъективного идеализма М. считал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки – лишь описание этих «ощущений». физик и философ. 2 изд., М., 1908). Разногласие между фактами и идеями и разногласие между самими идеями — двигатель науки.
Основываясь на этом, он подвергает критике понимание Ньютоном совершенности пространства и времени, утверждая, что физические законы связаны с взаимодействием масс (это было сформулировано им как принцип Маха) данное утверждение опровергало положение Ньютона о том, что пространство и время абсолютны, так как не зависят от распределения тяготеющих масс. "Распознанное заблуждение выступает в качестве корректива, как источник познания". Среди работ данного периода — «О цвете двойных звёзд на основании принципа Доплера» (1861), «Объяснение музыкальной теории Гельмгольца» 1866), «О стробоскопическом определении высоты тона» (1873), «Об отражении и преломлении звука» (вместе с Фишером, 1873), «Оптико-акустические эксперименты» (1873), «Основы учения о кинестезии» (1875) и др.
То, что мы называем материей, есть определенная регулярная связь элементов (ощущений). Окончил Венский университет (1860), С 1861 приват-доцент Венского университета. Эрнст Валдфрид Йозеф Венцель Мах родился в Брно-Chrlice, Моравия (тогда в австрийской империи, теперь часть Брно в Чешской Республике). Эти термины неравнозначны и изначально правильнее говорить о депсихологизированных, нейтральных «элементах». Понятие в таком случае — это только обозначение совокупности элементов. В результате поток опыта преобразуется в совокупность предметов, которые суть «комплексы ощущений». Имя — удобный («экономичный») «акустический признак» предмета благодаря ему предмет сохраняется в памяти. Анализируя системы философов после Канта, Либман приходит к выводу, что все они (даже отрицая «вещь в себе» на словах) на деле не смогли избавиться от этого «наваждения».
Автор книг «Принцип сохранения работы история и корень его» (1871), «Механика. Такое описание, согласно Маху и является идеалом научного исследования из которого все лишнее (в особенности философские категории и религиозные представления) в целях "экономии мышления" следует удалить.
Главной ошибкой Канта, по Либману, является признание им «вещи в себе». Он описал, как, когда пуля или снаряд переместились быстрее, чем скорость звука, это создало сжатие воздуха перед ним.
У науки осталась только описательная функция. В духе субъективного идеализма Мах утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки— лишь описывать эти «ощущения». в его мозг). К этому времени он отошел от физики и почти полностью погрузился в философию. пер.
Сопряженная же с данным опытом гипотеза наделяет движения моих близких определенным значением – точнее, трактует их (движения) как высказывания. 1861). Если же "среда – предпосылка утверждения, то последнее полагается как опыт". принципе наименьшей траты сил". Как один из основоположников философии эмпириокритицизма (махизма, второго позитивизма) оказал большое влияние на развитие позитивистской традиции и формирование неопозитивизма.
Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. физики философ.
Профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Пражского (с 1882 – Немецкого в Праге) университета. В физике разработал новое определение понятия массы (два тела имеют одну и ту же массу, если они взаимодействуют таким образом, что их действия равны и прямо противоположны). В последнее время Мах привлекает внимание специалистов по эволюционной эпистемологии. М. симпатизировал социал-демократии, принимал участие в политической деятельности. Показал, что некоторые характеристики течения зависят от отношения скорости течения к скорости звука в данной среде (число Маха, M).
(2) Эти теории не являются просто математическими гипотезами, то есть только инструментами для предсказания явлений. Главное для Маха – это наблюдение. Осн. Понятие «физическое», как видим, психологизируется и искажается по своему смыслу.
1916, Хар, близ Мюнхена) – нем. Средством достижения знания выступают наблюдение и интуиция. сэкономить, опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты. Такое описание, согласно Маху и является идеалом научного исследования из которого все лишнее (в особенности философские категории и религиозные представления) в целях "экономии мышления" следует удалить. Термин "эмпириокритицизм", введенный Р. Авенариусом, буквально означает критику опыта. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных.
В 1864, 26 лет отроду, получил должность проф. Род. Умер М. в самый разгар Первой мировой войны неподалеку от Мюнхена.
Рассматриваемая в исторической перспективе, эта школа заняла место «второго позитивизма» ибо М., его соратники и ученики в новых исторических условиях развивали идеи основоположников позитивизма и, как показало время, готовили почву для третьей волны позитивизма, поднявшейся в сер. Выступал непримиримым противником О. Вайнингера. Основанием адекватного теоретического объяснения Авенариус считал принцип "экономии мышления", обусловленный: а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде ("мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы") б) функцией философии как "критики чистого опыта" – элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма. Успех его лекционной деятельности в Венском университете превзошел все ожидания. 18 февр. Таково беспристрастное суждение Э. Маха.
Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. Мах проводил физические исследования в области механики, акустики, оптики.
Следствием такой ошибки Мах считал, в частности, атомистическую концепцию в физике, поскольку она признает в качестве подлинной реальности такие «сущности», которые не могут быть редуцируемы к ощущениям. Против философского ревизионизма, М., 1935). Такой выбор идеала («строгость») был, по мнению М., «ложным и ошибочным». Хотя в дальнейшем к комплексу ощущений присоединяются другие признаки имя предмета остается неизменным и потому в знании имя оказывается «ядром» предметного единства. В картине мира понятию ощущения Авенариус отводил ключевую роль. Его философские взгляды как развитие идей классического позитивизма, выдвинутых Огюстом Контом, Гербертом Спенсером, стали второй стадией развития позитивизма, названной эмпириокритицизм (их также иногда называют махизм по имени автора). Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления – так называемых колец или полос, Маха). «первопринципов» вполне достаточно того, что она выдерживает соответствующую проверку.
Но поскольку принципиальной основой мира является элемент, т. е. физик и философ, субъективный идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Маху принадлежит ряд важных физических исследований. «Научная работа – есть работа экономическая». Мах предлагал даже создать специальный толковый словарь философии Авенариуса.
Мах оказал значительное влияние на становление и развитие философии неопозитивизма. Как писал философ: "Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритической принципиальной координации, центральным членом последней а составную часть окружающей среды – безразлично, будет ли она опять – таки человеком или деревом, – называю противоположным членом. Так, его критический анализ оснований классической механики (включающий известный принцип Маха) позволил Эйнштейну назвать его предшественником общей теории относительности.
Он подчеркивает, что вещь. По версии М., абсолютные пространство и время (пережитки средневекового миропонимания и «концептуальные чудовища») вкупе с причинностью и атомизмом дожны быть элиминированы из научного знания: бессмысленно рассуждать о пространственном и временном положении тела безотносительно к какому-либо другому телу. 1838-1916)-австр. произв.
Его философия науки — эмпириокритицизм («Познание и заблуждение», 1905) отводит позитивизму более инструментальную роль в сфере механики. "Исходный ближний" и "близкий ближний", по схеме Авенариуса, принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее "киноварью". Профессор физики университета в Граце (1864-1867). По словам Игоря Буренкова, в продвижении «Дневного дозора» активно использовались также радио и outdoor.
(5) Кроме того, новые теории способны приводить к переинтерпретации известных явлений и благодаря этому изменять сам мир явлений. Представлениям об совершенном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных.
Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь элементов, цветов, звуков и т. п., не что иное, как так называемые знаки (Merkmale). сборник «Против философского ревизионизма», М., 1935). Нет резкой границы между физическим и психическим.
Задача науки – их описание (с математической обработкой), т. е. Вот таким образом, по мнению Маха, «атом» (как и кантовская «вещь-в-себе») — «мнимое понятие». Размежевание «позитивной» науки от философии (которая, по его мнению, по природе своей наукой не является и представляет собою совокупность искусственных систем и способов рассуждения, не представляющих научной ценности) и «очищение» научного мышления от «метафизических» (т. Субъективно-идеалистич. С 1861 – приват-доцент в Венском ун-те, с 1864 – проф.
Но и сама эта среда не может быть помыслена без понятия Я. Даже когда мы представляем местность, на которую еще не ступала нога человека, нам «нужно так называемое Я, мыслью которого она была бы» (4: 14). К этому периоду относятся работы «О цвете двойных звёзд на основании принципа Доплера» (1861), «Объяснение музыкальной теории Гельмгольца» 1866), «О стробоскопическом определении высоты тона» (1873), «Об отражении и преломлении звука» (вместе с Фишером, 1873), «Оптико-акустические эксперименты» (1873), «Основы учения о кинестезии» (1875) и др. ревизионизма», 1935). сб.
Подобные умозаключения привели физиков к выводу: "материя исчезла". Правильно указывая, что познание вырастает «на службе практических интересов», Мах в сущности искажает понимание научного познания, сводя его исключительно к практическим интересам, к «приспособлению» к среде. Распространяя на человека учение Дарвина о естественном отборе. Исследования. В его historico-философских исследованиях Машина развила phenomenalistic философию науки, которая стала влиятельной в 19-х и 20-х веках. Цель: установление зависимости одних переживаний от других. Die Mechanik in ihrer Entwicklung, 1883 (рус. Говоря точнее, можно принять идею иерархии уровней объяснительных гипотез. род.
Следовательно, все научные данные, полагали эмпириокритицисты, основаны на ощущениях (элементах). По сути, это феноменализм (реальны только феномены). «Критика чистого разума», – отмечал М., – изгнала в царство теней ложные идеи старой метафизики».
закономерности, получившие наименования М. конус, угол М., линия М. и др. Один из создателей эмпириокритицизма. У науки осталась только описательная функция. Эту идею Константин Эрнст и главный художник Первого Евгений Райцес «подсмотрели» у художника-абстракциониста Филиппа Донцова, который подарил свою картину, выполненную в подобной технике, генеральному директору канала. Другими словами, особый класс ощущений или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как Я. Я – принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. ". идеи у Беркли, Юма и Канта, М. утверждал, что мир есть комплекс ощущений.
Так, он считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению. Тесная зависимость приводит к образованию относительно устойчивых «комплексов элементов». Ощущения – элементы.
Самые серьезные негативные последствия имеет так называемая «интроекция». Мах оказал стимулирующее влияние на философов Венского кружка. Теперь, не впадая в эссенциализм, мы можем согласиться с тем, что в науке мы всегда пытаемся объяснять известное посредством неизвестного, увиденное (и наблюдаемое) — посредством невиданного (и, возможно, ненаблюдаемого). пространстве, времени, движении, силе и т. п. М. непосредственно дано в опыте индивида. Маху принадлежит ряд важных физических открытий.
Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия, в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения, когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen. «Наука возникает всегда как процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Мах обозначает их «А ВС».
Функцией науки становится описательная функция. математики в Граце (1864-67), проф.
Открыл оптические явления, впоследствии названные кольцами (полосами) М. Создал работы по истории механики. В своей известной работе "Анализ ощущений, отношения психического к физическому" (1907 г. ) Мах закрепил основные аспекты своей философской концепции.
Вот таким образом, считает Мах истина не бывает объективной. Оба эти взгляда содержат неправильные и фантастические преувеличения неполного восприятия". Направление к более полному представлению может быть результатом долгого и кропотливого исследования.
Сегодня эту мысль поддерживают многие известные исследователи». Кинопродюсеры в беседах с журналом «Индустрия рекламы» подтверждали рекламную точность «дозорных». «Если в течение приемлемого периода времени гипотеза достаточно часто подвергалась прямой проверке, то наука должна признать абсолютно излишним любое другое доказательство».
С точки зрения Маха, экономное взаимное приспособление суждений в одной сфере знаний возникает тогда, когда будет найдено наименьшей число независимых суждений из которых другие суждения выводятся. Возьмём, например, упругую жидкость, мельчайшие частицы которой находятся на равных расстояниях друг от друга, обладают одинаковой плотностью и размерами и отталкиваются друг от друга центробежной силой, обратно пропорциональной их расстоянию от центра. При этом законы и теория в физике – это лишь средство для достижения целей.
Канал закупил рекламные площади у News Outdoor (стандартные щиты 6 3) для всей кампании, а затем выбрал 50 ключевых мест в центре столицы для размещения световых конструкций. Между этими элементами нет отношений «сущность — явление» или «причина — следствие», а имеются лишь функциональные связи. Ни субстанция, ни материя не могут быть чем-то безусловно устойчивым.
Первые работы Маха посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления – так называемых колец или полос, Маха). Развитие познания, как и всего жизненного опыта, кумулятивно и вместе с тем предпосылочно («апперцептивно» и «ретенционно»). Исследовал ударные волны. Субъективно-идеалистические идеи Маха были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», 1908 изд.
"чистое описание" фактов чувственного восприятия, к которым "приспосабливается" мысль. Таково беспристрастное суждение Э. Маха. Эти элементы обыкновенно называют ощущениями. 3: 58), т. е. удвоение индивида, выделение в нем внутренней (духовной) и внешней (телесной) составляющей.
Его действия в той области позже влияли на теоретическую работу Эрнста Маха. австрийский физик и философ (Ширлиц — Турас, Молдавия, 1838 — Хар, близ Мюнхена, 1916). Процесс познания рассматривается как процесс прогрессивной адаптации.
Оно состоит вовсе не в том, что один (физический мир) — реальность, а другой (психический мир) — нереальность или иллюзия сознания, а в том, что это реальности разного уровня или нетождественного онтологического порядка. тело, материя – ничто помимо связи их элементов.
Так в предисловии к русскому переводу своей книги «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1886) Мах сам отмечал, что начало исследований ощущений было положено именно экспериментами по проверке эффекта Доплера. Гипотетической же частью естественного понятия о мире является допущение «немеханических» аспектов жизни других людей. Обращение к данной проблематике сопровождалось сближением позитивизма с теми направлениями, которые Конт и его последователи объявляли "слишком философскими", далекими от науки. Для Маха существует не противопоставление «мира» и «я», ощущения и предмета, а только связь элементов.
нулся в Вену в качестве профессора индуктивной философии. Таким образом, устранение метафизического балласта эмпирической науки поставило Маха перед сложной философской проблемой демаркации различных научных дисциплин и прежде всего физики и психологии. Задача философии состоит в «получении чистого опыта» (1: 50) избавлении его от «антропоморфических апперцепций» — наделения частей мира эстетической или этической ценностью, чувствами и волей, а также от приписывания вещам субстанциальности и каузальных связей. Это замечание Эйнштейна выражает нечто большее, чем просто дань уважения 8. С 1895 до 1901 Машина держала недавно созданный стул для «истории и философии индуктивных наук» в университете Вены.
Махизм). М. (и это впоследствии оказалось весьма интересной постановкой проблемы) жестко критиковал физиков за их чрезмерную приверженность к доказательству (в духе платоновско-картезианских трактовок). Тизерные поздравления с «Новым дозором». Мах исходит из того, что человеческое познание начинается с ощущений, которые он называет элементами и говорит, что эти элементы обладают нейтральным характером. Преподавал математику, физику (в Грасе в 1864 г. и в Праге в 1867 г. ), затем философию (в Вене, 1895 г. ). С позиций субъективного идеализма Мах дает оценку научному познанию.
Окончил Венский университет (1860). Наука — это процесс адаптации идей к различным сферам опыта. На первоначальном уровне формирования опыта единство опыта очевидно: здесь еще нет четкого различения «внутреннего» и «внешнего», «субъекта» и «объективного мира» (об этом свидетельствуют как данные детской психологии, так и «критический анализ опыта», в ходе которого осуществляется редукция его «вторичных» образований к чувственной первооснове). М. оказал значит.
«Элементы» призваны осуществить переход от физического к психическому в рамках единой системы знания. Тела — это комплексы ощущений. Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие причинности. Вот таким образом естественное понятие о мире, согласно Авенариусу искажается интроекцией – истинным бичом. Исходной позицией позитивизма.
Среди работ данного периода— «О цвете двойных звёзд на основании принципа Доплера» (1861), «Объяснение музыкальной теории Гельмгольца» 1866), «О стробоскопическом определении высоты тона» (1873), «Об отражении и преломлении звука» (вместе с Фишером, 1873), «Оптико-акустические эксперименты» (1873), «Основы учения о кинестезии» (1875) и др. Они не хаотичны, а связаны между собой определенными отношениями зависимости. Результаты процесса – элементы мышления, способные представить эту сферу как целое.
А законы раскрывают только связи элементов. Другой важный вывод — это признание того, что с точки зрения ощущений реальность сна не ниже (не хуже), чем реальность физического объективного существования. С именем М. часто связывают т. н. М. -число. » Приблизительно с 1908 – 1911 нежелание Машины признать действительность атомов подверглось критике Максом Планком, как являющимся несовместимым с физикой.
После того, как познавательный процесс в физической науке был подвергнут Махом гносеологической критике итоговую концепцию было бы правильнее назвать "психологическим идеализмом": ведь "физическую реальность" (безразлично, трактовать ли ее как совокупность частиц и полей или как систему математических уравнений теоретической физики) Мах и его последователи свели к "комплексам ощущений". Материал для таких исследований поставляет биология история науки и психология (в частности изучение развития детской психики). Рассуждая историко – философски, это событие не было ни великим, ни даже значительным. Познавательный опыт, согласно Маху, составляет лишь часть целостного жизненного опыта.
он всегда выбирает систему координат и все рассматривается относительно нее). Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У. Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г. Бар, Р. Музиль). Рекламы «Дневного дозора» было столько, что зрителю, как в известной поговорке, оказалось легче прийти, чем «объяснить, почему не хочет». на образ исследуемого объекта. пер. : Анализ ощущений и отношение физического к психическому.
Тот "физический идеализм", основой которого стали философские идеи Маха, был вовсе не мировоззренческим оформлением достижений физики как частной науки, будь то физика экспериментальная или теоретическая (математическая). 1909) и Г. В. Плехановым (см.
физики в ун-те Граца. Это понятие включает два существенных компонента: 1) «первоначально находимое», т. е. непосредственно данное и 2) гипотетически примысливаемое к нему. До возраста 14, Машина получила его образование дома от его родителей. В механике традиционно различаются совершенное и относительное пространство и время. Он акцентировал ключевую роль центральной нервной системы индивида (С) в опосредовании среды (R) и высказываний последнего о среде (Е) исходя из учения о «жизнеразности», т. е. несоответствия между индивидом и средой, возникающего при его выпадении из практически «идеальной среды» при рождении и стремления системы «С» ликвидировать эту разность в целях самосохранения данной системы и индивида, которому она присуща. На деле, не замечая непосредственно мыслей и чувств у других людей, мы допускаем, что они скрыты «внутри» их мозга, а затем и данность предметов трактуем в качестве «внутренних» представлений, субъективных образов последних (3: 26).
австр. Разногласие между фактами и идеями и разногласие между самими идеями – двигатель науки. С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов).
". Познание у М. – всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. В точности как и Беркли, Мах подчёркивает то обстоятельство, что все аргументы в защиту ньютоновского совершенного пространства (маятник Фуко, вращение ведра с водой, действие центробежных сил на поверхности Земли) рушатся ибо все эти движения являются относительными в связи с системой неподвижных звезд. Мах отрицал кинетическую теорию и атомистическое учение, реальность атомов и молекул. Но эти комплексы непродолжительны и неабсолютны. Здесь исчезают и Я и «мир», растворяясь в «потоке опыта».
Относительно устойчивым представляется комплекс воспоминаний, чувственных предпочтений, связанных с определенным телом (Leib), который можно обозначить как Я». Понятия Мах рассматривал как символы, обозначающие "комплексы ощущений" ("вещи"), а науки в целом – как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Любое знание и всякое понятие, т. о., есть синтез: сознание «склеивает» моменты опыта, присоединяя последующее к предыдущему.
Научную гипотезу (по обозначению М., «новое правило») вовсе не обязательно искусственным образом дедуцировать из т. наз. Относительно постоянным оказывается также связанный с живым телом комплекс воспоминаний, настроений, чувств, который обозначается словом Я. Комплексы состоят из некоторых простых, не разложимых на данный момент элементов (напр., цвет и форма), составляющих видимое тело. Одним из таких паразитических элементов науки Мах считает понятие причинности. Его философские взгляды как развитие идей классического позитивизма, выдвинутых Огюстом Контом, Гербертом Спенсером, стали второй стадией развития позитивизма, названной эмпириокритицизм (их также иногда называют махизм по имени автора). философии Венского ун-та (1895-1901). Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта. Ощущения и представления и так у нас есть. Никаких «скачков» в познавательном процессе быть не должно (это запрещено «законом экономии мышления», который связан с «принципом непрерывности опыта», провозглашенным еще «первым позитивизмом»).
Чтобы освободиться от обвинений в солипсизме, Мах ввел нейтральные элементы. Осн. Критикуя "чистый опыт", Авенариус призывает вернуться к "естественному понятию мира", постулирующему существование индивидов, элементов окружающей среды, а также – множественность актуальных отношений между всеми ними ("закон жизненного ряда"). Как отмечал М., «становится понятным феномен памяти. Но такое искажение не может быть вечным.
Предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной (принцип Маха). Для пенсионеров были установлены специальные цены на утренние сеансы. Постпремьерная кампания, поддерживающая интерес к фильму. связаны между собой, как по-разному связаны чувства и волевая предрасположенность. физики Пражского ун-та (с 1867), ректор Пражского (с 1882 – Немецкого в Праге) ун-та (1879-95), проф.
"Экономнее" всего "мыслить", что существую только я и мои ощущения. С 1861 приват-доцент Венского университета. 19 – нач. при ст. Jena, 1886, в рус. Кумулятивное развитие науки представляет собой накопление фактов.
сборник «Против философского ревизионизма», М., 1935). Авенариус уверен, что несмотря на кажущуюся естественность интроекции она является «извращением» реального положения дел и порождает неразрешимые проблемы. Его учение о "принципиальной координации" не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности, а также излагалось (как и вся философия Авенариуса) избыточно тяжеловесным и запутанным языком. математики в Граце, с 1867 – проф.
Разделение «нейтрального» изначального опыта на «субъективное» и «объективное» возникает как вторичный эффект в процессе развития жизненного опыта. Тела – это комплексы ощущений. Вторая волна позитивизма связана с деятельностью физика, математика и физиолога Эрнста Маха (1838—1916) — австрийца чешского происхождения и швейцарского философа Рихарда Авенариуса (1843—1896). Он также внес в космологию гипотезу известную как принцип Машины. Это и есть интроекция искажающая естественное понятие о мире. Первые его научные работы относятся к оптике и акустике и посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления— так называемых колец или полос, Маха). Убедительным примером является история понятий механики.
«Независимые жизненные ряды», возникающие в процессе его реализации, обусловливают «зависимые жизненные ряды» высказываний о среде, отражающие специфику процессов энергосберегающего самосохранения индивидов. (1838—1916) — австр. — Важно правильно использовать необходимые методы рекламной кампании». 2, раздел 6, параграф 11) Мах пишет о восприятии его критики совершенного движения, высказанной в более ранних изданиях этой работы: «Тридцать лет назад мысль о том, что понятие «совершенного движения» бессмысленно, не обладает никаким эмпирическим содержанием и бесполезно с точки зрения науки, воспринималась как очень странная.
". XIX в. Какое-то время ему казалось, что он обречен отстаивать его в одиночестве. Всякая наука имеет целью заменить, т. е. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура "восстановления равновесия", как субъективная окраска элементов среды.
Его отец, который закончил Карлов университет в Праге, действовал как наставник благородной семье Brethon в Zln, восточная Моравия. Махистское "снятие" дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направлениями современной буржуазной философии, течениями "нейтрального монизма" и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел). работы М. получили широкую известность в кон.
О нем в принципе не может быть «воспоминания», поскольку продвижение к истокам, последовательное снятие следов синтеза, заканчивается там, где начинается первый шаг синтеза. Механика в ее развитии, 1909) Die Analyse der Empfindungen, 1886 (рус. ". Однако «изначальный» мир при этом сразу и «бессубъектен» и «беспредметен» и «непонятен». Базовые категории современной науки (атом, совершенное пространство, время, причинность, масса, сила и т. п. ) М. интерпретировал как метки комплексов ощущений, находящихся в функциональной взаимосвязи и фундированных биологическими потребностями.
(1838–1916) – австр. 19 февр. влияние на становление и развитие неопозитивизма. (Именно этот посыл М. оказал заметное воздействие на идеи А. Эйнштейна и логических позитивистов. ) Природа не содержит «причин» и «следствий», в ней все просто «случается» – и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений. Вместо интроекции Авенариус выдвинул идею о принципиальной координации.
1909) и Г. В. Плехановым (см. Мах умер в 1916 г. Его главными философскими работами являются «Анализ ощущений» (1886) и «Познание и заблуждение» (1905). Задача науки — их описание (с математической обработкой), т. е. работы М. как физика относятся к механике, оптике и акустике. Осн.
физики и ректор нем. После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864 г. он – профессор математики, затем, с 1866 г. – профессор физики, с 1867 г. – профессор университета Праги, где выполнял функции декана (1872-1873) и ректора (rector magnificus) (1879-1880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. Представлениям об абс.
М. оставил заметный след в физике: вошли в учебники понятия «конус М», «число М», «принцип М». По утверждениям Эйнштейна, Мах потряс догматическую веру в механицизм. Источником проблем М. полагал «разногласие между мыслями и фактами или разногласие между мыслями». Обратим внимание на одно свидетельство историка науки: "Французские энциклопедисты XVIII века думали, что они были недалеки от окончательного объяснения мира физическими и механическими принципами: Лаплас даже воображал себе ум, могущий предсказать ход природы на всю вечность, раз будут даны массы всех тел их положения и начальные скорости. Первую составляют элементы, образующие внешние нам тела.
ки чистого разума». На Первом канале говорят, что утерли нос не только киношникам-соотечественникам. Новое, непривычное, удивительное действует как стимул, притягивая к себе внимание. Исследовал процессы слуха и зрения, механизм действия вестибулярного аппарата.
Как и его друг Поппер-Люнкойс, он с почтением относился к Просвещению, которое разоблачало злоупотребление такими понятиями, как Бог природа и душа и опирался на принцип экономии мышления, содержавшийся уже в понятии «бритвы Оккама»: самая лучшая теория та, что использует минимум переменных. С 1883 г. по 1884 г. Мах – ректор пражского Немецкого университета. со. Основной принцип – принцип нейтральных элементов мира. ун-та в Праге, с 1895 занимал кафедру философии Венского ун-та.
Движение, время, пространство, закономерности действительности, по М., – субъективны, а потому и наука не имеет объективного содержания. Именно комплексы неразложимых элементов (например, цвет и форма) и ощущений, согласно М., конституируют тела, а не наоборот. Мир реальный и мир в мозгу. В этой области именем Маха назван ряд величин и понятий: число Маха, конус Маха и др. Чтобы обнаружить скрытые ошибки, допускаемые людьми при интроекции, в «Человеческом понятии о мире» и продолжающей этот трактат работе «О предмете психологии» Авенариус предложил вернуться к дорефлексивному «естественному понятию о мире» и проанализировать его с точки зрения его универсальной структуры, не касаясь частностей соотношения его моментов, о которых шла речь в «Критике чистого опыта». Но и отказаться от науки, чтобы отказаться от метафизических объяснений. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и Баденская школа (или Фрайбургская — В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Кон, Э. Ласк).
австрийский физик и философ. (1838 – 1916) – австрийский физик и философ. Материя, атом, молекула – экономичные символы физико – химического опыта. Философские работы Маха получили широкую известность в конце XIX – начале XX веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Для позднего неокантианства характерен отход от первоначальных идейных установок. И язык как средство общения есть инструмент экономии». Был противником атомной теории.
группами ощущений, образующими внешний мир, связана слабее, чем внутри себя. Впрочем, Мах не призывает вообще отказаться от термина «Я». Ленин вскрыл субъективно-идеалистический смысл теории "элементов" Маха.
Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, чем – что особенно важно подчеркнуть – оказал большое влияние на А. Эйнштейна. Однако со временем Авенариус отказался от идеи эксплицировать содержание чистого опыта на основе «идеалистической» предпосылки о составленности этого опыта из ощущений и в «Критике чистого опыта» обратился к более «реалистическим» объяснениям. Он подчеркивает, что «вещь, тело, материя – ничто помимо связи их элементов». Профессор философии Венского университета (1895 – 1901).
Ощущения порождают психический и физический ряды. "Распознанное заблуждение выступает в качестве корректива, как источник познания". 1920-х гг. Историко-критический очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» (1886), «Принципы учения о теплоте» (1896), «Научно-популярные лекции» (1896), «Познание и заблуждение» (1905), «Культура и механика» (1915) и др. Первые его научные работы относятся к оптике и акустике и посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления— так называемых колец или полос, Маха).
Установил основную характеристику течения газа (М. Но, как говорили на Первом, дело не в медиавесе кампании. Через три года молодого ученого приглашают занять должность ректора Пражского унта. Простейший (и важнейший) вид синтеза — приписывание комплексу ощущений имени.
С 1881 Мах изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Психическими оказываются опытные данные, поскольку они рассматриваются как зависимые от нервной системы, образующей главное звено любого «центрального члена». Вот таким образом понятие следует трактовать как «общее представление» и принципиальной разницы между чувственным и рациональным знанием не существует. Отвергая как декартовский дуализм, так и претензии субстанции (как метафизической сущности) на действительное существование, М. трактовал «элементы» как не принадлежащие ни к сфере психического, ни к сфере физического.
Это играет важную роль в аэродинамике и гидродинамике. Другими словами, особый класс ощущений или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом (настроения, чувства), обозначаемые как Я. Я — принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. ".
Она развивает позитивистское направление – эмпириокритицизм. В обыденной речи такие комплексы именуются вещами. Так, относительно устойчивые комплексы, функционально распределенные в пространстве и во времени именно вот таким образом обретают специфические имена и обозначаются как тела (Korper). В принципе экономии мышления Мах подчеркивал важность «чистого описания», видя в нем источник нового знания. Мах вспоминал, что, когда ему было около 15 лет, он наткнулся в библиотеке отца на «Пролегомены» Канта.
исследование». Как понятие "вещи", так и понятие "Я" являются лишь условными наименованиями комплексов элементов (ощущений). Был противником атомной теории. Профессор физики и математики университетов в Граце, Праге, Вене. Имеется сравнительно низкий уровень гипотез (это приблизительно то, что имел в виду Беркли, когда говорил о «Законах Природы») затем более высокий, включающий, скажем, законы Кеплера ещё более высокий, на котором располагается теория Ньютона и ещё выше — теория относительности. Чтобы щиты могли увидеть большее количество москвичей их перемещали по городу.
Машина также стала известной за его философию, развитую в близком взаимодействии с его наукой. "Экономнее" всего "мыслить", что существую только я и мои ощущения. сочинения М. см. «Против филос.
Важно только не примысливать больше того, что мы находим в себе. Нет резкой границы между физическим и психическим. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Цель: установление зависимости одних переживаний от других.
Особенно последнего — борьба «темных и светлых» за «мел судьбы» стоила россиянам 34, 8 млн. Маху принадлежит ряд важных физических открытий. В этом туманном трактате он попытался раскрыть структуру чистого опыта на основе «эмпириокритического допущения»: «Любая часть среды стоит в таком отношении к человеческим индивидам, что если она предстала, то они заявляют о своем опыте» (2: 1, 1). 1909) и Г. В. Плехановым (см.
Следуя заповеди Вильгельма Оствальда: «Не сотвори себе мысленного образа или какого-либо его подобия», Мах настаивал на том, что в физике измерение должно заменять живописание. В 1865 году выходит в свет его работа «Кант и эпигоны», каждая глава которой заканчивалась выводом-призывом «Назад, к Канту. ». Он тогда вошел в Спортивный зал в Krom, где он учился в течение трех лет. Оно не подарило философии ни новых методов, ни новых мыслей, но общественно, в мировоззрении широких кругов, образующем собою философскую атмосферу и больших мыслителей, этот 1872 – й год можно считать поворотным: в напыщенной стройности материалистической метафизики.
Вот таким образом основная, можно сказать, единственная задача науки сводится к описанию элементов мира и функциональных связей между ними. Нейтральные элементы сопоставляются и с тем и с другим. Интроекция — это «вкладывание «видимого» в человека» (4: 21), т. е. допущение, что непосредственные данности опыта, составляющие окружающую среду, есть субъективные, «внутренние» представления, сущностно отличные от представляемых вещей. углубляется кризис классической физики, появляются новые теории (электродинамика, атомная теория, специальная теория относительности и др. ), развивается физиология и психология органов чувств. На рубеже XIX—XX вв.
влит. Хотя по своей сути все элементы гомогенны их можно разнести по трем разным рубрикам. описания того, что мы имеем в чувственном опыте (фактов). Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. В связи с этим интересно отметить, что в 1872 году, Эрнст Мах, тогда еще только выступавший на поприще мысли, определил физическую теорию как абстрактное и обобщенное описание явлений природы. Подтверждением сказанному являются определения Маха физического и психического.
Но ошибка Маха была в том, что он стремился уравнять объективную (физический мир) и субъективную (психические миры сознания) реальности. Наука – это процесс адаптации идей к различным сферам опыта. В «принципе экономии мышления» Маха содержалось большое рациональное зерно, так как в нем высказывалось требование содержательной простоты и единства теорий. «Если бы рекламные кампании фильмов «Властелин колец», «Кинг-Конг» и «Гарри Поттер» были проведены более тщательно, вполне возможно, что победы «Ночного дозора», «Турецкого гамбита» и «Дневного дозора» были бы не столь оглушительны», — говорит Игорь Буренков. Понятия М. рассматривал как символы, обозначающие комплексы ощущений (вещи), а науку в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями.
Прежде всего, следует отказаться от деления реальности на объект и субъект (концепция принципиальной координации Авенариуса). Профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (1867-1895). Широкая известность имени М. в границах советского философского ликбеза была обусловлена существенным воздействием его идей на ментальность российской социал-демократии начала 20 ст., за чем воспоследовала скандальная критика Ленина в издании парафилософского порядка – книге «Материализм и эмпириокритицизм». "Глазком", через который мы сталкиваемся с абсолютным пространством, Ньютон называл эфир (нечто постоянное, относительно которого рассматривается все движение). Так, он считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению. Ощущения — элементы.
Хотя Мах и Беркли были согласны в том, что такие слова, как «совершенное время», «совершенное пространство» и «совершенное движение» лишены смысла и, следовательно, должны быть устранены из науки, Мах, безусловно, не согласился бы с Беркли относительно того, почему физика не может говорить о реальных причинах. Махистское "снятие" дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направлениями современной буржуазной философии, течениями "нейтрального монизма" и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел). Впрочем, сам Авенариус рисовал противоположную картину. Позднее Мах обратился к изучению процессов восприятия световых сигналов, где им были открыты так называемые «полосы Маха» – зрительный эффект, обусловленный взаимным воздействием соседних элементов нервных окончаний на сетчатке и проявляющийся в том, что, например, при вращении раскрашенного диска человек видит не равномерно изменяющееся распределение яркости, а характерные полосы.
Махизм. работы: Анализ ощущений и отношение физического к психическому (1886), Познание и заблуждение (1905). Адлер, В. А. Базаров, Богданов, Юшкевич и др. ).
В течение начала 1890-х Людвиг смог изобрести интерферометр, который допускал намного более ясные фотографии. В 1872 году оно еще только нарождалось. Итак, мир в целом и все вещи в нем — "комплексы ощущений"6. В использовании теорий проявляется принцип экономии мышления — основной принцип, направляющий развитие человеческого познания. Махистское "снятие" дуализма физического и психического было в дальнейшем подхвачено и развито многими так называемыми реалистическими направлениями современной буржуазной философии, течениями "нейтрального монизма" и другими философскими школами (неореализм, Б. Рассел). По мнению М., наука суть попытка экономного обращения с опытом.
махизм). Тоже содержание Авенариус выражает в ".