Два произведения Рафаэля в Эрмитаже дают нам полноту его красоты: скульптура Мертвый мальчик на дельфине и Мадонна Альба, названная так потому, что она происходит из собрания испанских герцогов Альба. Мечта Екатерины о собственной галерее Рафаэля в России воплотилась в создании великолепного творения Эрмитажа. Сплоченная группа художников, так или иначе связанных с Рафаэлем Санти из Урбино захватила целое крыло Эрмитажа, превратив его в своего рода музей в музее.
Эрмитаж обладает двумя произведениями Рафаэля (Рафаэлло Санти, 1483-1520), одно из них – Мадонна Конестабиле – написано, скорее всего, в 1504 году, другое – Святое семейство – около 1506 года. Картина Рафаэля Святое семейство с безбородым святым Иосифом (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Сплоченная группа художников, так или иначе связанных с Рафаэлем Санти из Урбино захватила целое крыло Эрмитажа, превратив его в своего рода музей в музее. В XVIII веке точные копии лоджий Рафаэля в Ватикане были сделаны в царском Зимнем дворце (Эрмитаже).
В Эрмитаже нет подлинников римского периода творчества Рафаэля – высшего этапа деятельности мастера, начавшегося с 1508 года, когда он переехал из Флоренции в Рим и продолжавшегося вплоть до его смерти. О деятельности Рафаэля и его учеников в Риме можно судить также по девяти фрескам, находящимся в Эрмитаже. Вместе с ней тогда же сюда попала и другая работа Рафаэля из Эрмитажа – «Св.
Светлой зеленью покрыты невысокие уходящие вдаль холмы. Однако вряд ли художник думал о большой эмоциональной выразительности жеста. «Мадонна Конестабиле» — одно из самых ранних его произведений, — открывает галерею этих образов. Вскоре после создания картина попала в монастырь Монте-Оливето близ Неаполя.
Через два столетия после братьев Лененов французское крестьянство вновь находит глубокого и искреннего художника в лице Жана-Франсуа Милле. Здесь нет Рафаэля и содержание картины исчерпывается влиянием Перуджино (Мадонна написана по рисунку последнего, хранящемуся в берлинском Kupferstich Kabinettaposе). Со временем коллекция Годоя была конфискована и выставлена на торги, но семье Альба не удалось вернуть свою «Мадонну». Картина во многом еще близка к искусству Перуджино и вдохновлена его рисунком (Берлинский гравюрный кабинет). Мурильо не приукрашивает натуру, но все же в образе улавливается нотка сентиментальности.
Вся композиция виртуозно вписана в круг диаметром 95 см.
Следует отметить, что подлинной подписью является не та, что отчетливо видна в нижней части холста, а вторая, выше головки старшей девочки, почти слившаяся с фоном, которая может быть прочитана лишь при сильном освещении. Вероятно, Рафаэль приезжал в родные края и создание «Святого семейства» как-то граничит с Гвидобальдо Монтефельтро, герцогом Урбинским, по свидетельству Вазари. Но Мурильо сумел понять, что прекрасно только то, что идет от жизни. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг).
Картина находится в раме, сделанной по рисунку самого художника. В его картинах мы видим женщину, воспитывающую детей, занимающуюся хозяйственными делами. Именно таков «Марокканец, седлающий коня». «Утро» — самое поэтичное и тонкое среди этих полотен. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством.
Тонкий слой красок сияет переливами нежных полутонов. В музее Альбертина в Вене хранится подготовительный рисунок Рубенса к этой картине. Превосходный рисунок соответствует ясным краскам. Промозглым ноябрем 1778 года Екатерина Вторая была не в духе.
В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Проступает скорее психологическая коллизия чисто земного содержания, чем грация. Если в других, близких по стилю и по времени создания, картинах Рафаэля младенец дан в живом и резвом движении (Орлеанская мадонна – Шантильи, Музей Конде Мадонна Бриджуотер и Мадонна с пальмой, обе – Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), то в эрмитажном произведении он мягко прильнул к груди матери, задумчиво прижимающей его к себе, по глаза поднимает к св. В Эрмитаж она поступила в 1769 году в составе коллекции графа Брюля. А в нём – буйство красок, яркие цветы, мифические звери, золото южного солнца и бирюза итальянского неба – это был альбом с рисунками эпохи Возрождения художника Рафаэля, которые украшали дворец Папы Римского в Ватикане.
Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Иосифу приданы черты друга и наставника Рафаэля, архитектора Донато Браманте. В картине художник делает ее старше, красивее и, главное, придает облику одухотворенность. И цвет и движение и пластика — все выдержано в одном ключе, сосредоточенноскорбном. Некоторая сухость выполнения говорит о ранней манере художника.
Взгляды Марии и Христа сосредоточены па книге. Художник неоднократно обращался к этой теме. Иосиф традиционно изображается с бородой, здесь же он безбородый.
Сравнение эрмитажной картины и венского рисунка с достоверными портретами дочери художника Клары. «Персей и Андромеда» оставалась, по-видимому, в доме Рубенса до смерти художника. Рука Марии не то собиралась коснуться ребенка, не то только что дотрагивалась до него. Изображенные фигуры не статичны и вместе с тем они находятся в равновесии.
Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании.
Они изображены на фоне горного пейзажа. «Обручение Марии» (1504 г. ) – картина удивительная, чисто внешне даже непонятная: что и где это происходит. Картины на этот сюжет есть в Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. «Мне никогда не открывается светлая сторона жизни, — писал однажды Милле своему другу Сансье, — я не знаю, где она, я никогда ее не видел».
Он достиг совершенства в создании образа идеально прекрасного человека, ясной гармонии в композиции, виртуозности в рисунке. Когда Рафаэль писал «Мадонну Конестабиле», ему было около семнадцати лет. Святое семейство исполнено Рафаэлем в период его пребывания во Флоренции (1505 – 1506 гг. ), возможно, для правителя Урбино Гвидобальдо Монтефельтро.
И закипела работа. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии. Он был признан лучшим живописцем города. Перед отъездом он сделал обмеры галереи Ватиканского дворца.
Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле». Перед нами три фигуры на лугу. Лукини и М. Кезу. Настроения здесь мало или вовсе нет.
Здесь проявляется присущая Писсарро архитектоничность композиционного решения. В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков. «Мадонна Конестабиле» – это первая картина Рафаэля, которую мы видим в России, в Эрмитаже. Все в картине— воплощение здоровья и силы, все исполнено трепета жизни, пронизано движением: стремителен полет Славы и амуров, окружающих героя, развеваются ткани, бьет копытами конь.
Его очень привлекала рыцарская поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», полная волшебных приключений, неожиданных и запутанных коллизий. Основная ее особенность – наполняющий всю картину тонкий лиризм. Семья собралась за столом. По рекомендации Рейфенштейна в 1779 году в Санкт-Петербург был приглашен Джакомо Кваренги. Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Ее даже трудно представить более значительного размера.
Мастерская Рафаэля начала в 1518 году роспись Лоджий Ватикана. Длинная галерея (65 метров) разделена на 13 частей. Природа играет роль аккомпанемента центральному образу. «Сегодня днем мне в руки попали плафоны Лож Рафаэля (раскрашенные гравюры Джованни Вольпато и Джованни Оттавиани, серия «Лоджии Рафаэля в Ватикане», 1770-е гг. ). Затем красочный слой укрепили на новом холсте, а с лицевой стороны смыли наклейку. По камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца.
Легким и ласковым жестом Персей прикасается к руке смущенной принцессы. Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году. «Святое семейство» Рафаэля (2) – пожалуй, самая загадочная картина Эрмитажа. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка. Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали. Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной.
Она хранилась в оном без особого внимания. Клод Желле (прозвищем Лоррена, то есть лотарингца, художник обязан своему происхождению) был простым, полуграмотным человеком, самоучкой, с трудом подписывавшим собственные картины. Мадонна Конестабиле (название условное и, так же как в произведениях Леонардо, происходит от имени бывшего владельца) – картина небольшого формата (17, 5 x 18 см), чуть меньше листа ученической тетради, решена в форме тондо. Сделанные во время этого путешествия сотни эскизов, рисунков и акварелей послужили источником вдохновения художника. Вероятно, это шутка заказчика, а не художника. (9) Рама.
ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Названия их говорят сами за себя: «Маленькие торговки», «Игра в кости», «Бедный негр» и др. Но этими печальными нотами не исчерпывается замысел картины. Этим приемом достигается необычайная гармоничность построения композиции. По тому же принципу дифференцирует он зелень травы.
Но так или иначе они остаются свидетельством увлеченного внимания, с каким Лоррен изучал изменения в природе. Можно предположить, что это кощунственная, хотя и дружеская шутка. Этому ритму подчинен и цвет. Поручение было немедленно передано жившему в Риме «надворному советнику на русской службе», знатоку римских древностей Иоганну Фридриху Рейфенштейну.
Картина «Семейство молочницы» давно уже завоевала себе славу одного из самых выдающихся шедевров Луи Ленена. С лицевой стороны на живопись наклеили ткань и прикрепили ее к мраморной доске. Почему в процессе работы Рафаэль отказался от плода, заменив его книгой, – неизвестно. Во многом эта завершенность создается благодаря композиции, тем, как все фигуры картины, все ее элементы, все части расположены по отношению к ее центру, как они словно «разворачиваются» по кругу. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»).
Андромеда Рубенса — не идеальная античная красавица, а рыжеволосая, пышнотелая фламандка. Строительство корпуса Лоджий рядом со зданием Большого Эрмитажа началось в 1783 году. Но сделана эта картина уже зрелым мастером. Интенсивность освещения Моне передает при помощи чистого цвета. Вероятно, разрешить эту проблему может его фраза, обронённая в письме: «Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц».
Основная черта облика мадонны – задумчивая ясность вокруг нее – то же настроение. Он не выбирает какой-то новый сюжет, а использует традиционный. Мы же пока разведём руками в недоумении. Это небольшое произведение вводит нас в возвышенный и поэтический мир тонких и искренних чувств.
При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке Мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми. Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа.
Все принесено в жертву формальному принципу, той складности композиции, на искание которой указали еще флорентийцы XV века (и главным образом, Леонардо) и которую довел до последнего совершенства Рафаэль. Такова картина «Мальчик с собакой». Он разрабатывал этот проект в период подготовки своей поездки в Россию».
Наконец, пятая картина, носившая подпись Рафаэля, слишком плохо написана и нарисована, чтобы можно было оставить этот портрет (считавшийся изображением поэта Саннацара) за Рафаэлем. Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов. Картина по вертикали и по горизонтали делится на равные части. Дальше случилось следующее: хотя «Мадонна Альба» считалась фамильным наследством, герцогиня Альба или ее наследники по приказу короля Карла VI вынуждены были продать картину герцогу Мануэлю Годою. Таким образом, перед нами история Пигмалиона и Галатеи в декорациях эпохи Возрождения.
Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана. Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году. А. С. Пушкина и других собраниях. Пуссен искал темы для своих произведений главным образом в Библии или античной истории. Подобные «двойные» подписи встречаются иногда на старых картинах. Это прекрасный образ пробуждающейся природы.
«Площадь Французского театра» отличается от других подобных картин Писсарро («Бульвар Монмартр» в Эрмитаже, «Оперный проезд» в Музее изобразительных искусств им. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Картина скомпонована специально для небольшого формата. Две женские фигуры с огромными вязанками хвороста медленно бредут по лесной тропинке.
Но в скромной «Мадонне Конестабиле» есть другие качества, которые делают ее по-своему замечательной. Это и икона и портрет. А. С. Пушкина (Москва) находится парная картина «Девочка с фруктами» (1655— 60). На многочисленных картинах мы видим их, занятых своими повседневными делами.
Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Однако Рафаэль был в высшей степени религиозным человеком. Композиция Ленена проста и немногословна.
Она сильно простудилась, чувствовала себя отвратительно, а пейзаж за окном только усугублял скверное настроение: серый моросящий дождь, свинцовые воды холодной Невы и размытые очертания Петропавловской крепости в туманной дымке. Для этой цели картину выпилили из рамы, трещины склеили так, что они практически стали незаметны. Одно из лучших произведений художника — «Портрет герцогини де Боуфорт (. )» (есть основания сомневаться в правильности идентификации изображенного лица) — создано им в расцвете творческих сил. В XVIII веке род Альфано получил титул графов делла Стаффа. Мальчик показан точно и любовно. На стройных тонких деревьях только начинают распускаться листья.
Молодая мать держит на руках младенца. Эта картина прекрасно демонстрирует нам величие Рафаэля-художника. Несмотря на свой миниатюрный размер, картина производит ликующее праздничное впечатление. В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину.
О сложном Рафаэль говорит очень просто. Художник считал недостаточным писать на природе этюды, а затем в мастерской создавать по ним картину (как это обычно делали пейзажисты старшего поколения). Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу.
Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Это воспоминания о рано умершей матери. «КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. В ранней картине «Дама в саду» контрасты света и тени слишком прямолинейны, живопись местами жестковата, а цвет еще несколько резок, но он приобретает определяющее значение и это становится важнейшим признаком всего последующего искусства. Ранняя весна.
Эта картина, рядом с «Мадонной Конестабиле», всегда производила на меня странное впечатление. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит и композицию. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику. (4) Книга.
Его произведения строго продуманы, четко построены и вместе с тем естественны и просты. Святое семейство – картина проникновенная и возвышенно печальная. Перед нами Богородица, младенец Христос и Иосиф, земной отец Христа.
Уже в столь юном возрасте, будучи учеником в мастерской Перуджино, он проявил свою творческую индивидуальность и мастерство. Напротив того, роспись папских комнат (станц) Рафаэля — высшая точка именно декоративного искусства ибо, несмотря на значительность каждой части этой стенописи, все в общем является прекрасным, стройным архитектурным целым. В самом деле, странно как-то упоминать о грации, когда говоришь о демоническом искусстве Леонардо и недостаточно упомянуть о мощи, если захочешь охарактеризовать трагизм Микель Анджело. Зато о третьем из гениев итальянского Возрождения, связавшем, согласно старинному выражению, в одно целое Рафаэль грацию Леонардо и мощь Микель Анджело, — о Рафаэле Эрмитаж дает ясное (но, к сожалению, не исчерпывающее) понятие.
«Мадонна Конестабиле» была создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже, вероятно, в 1500— 1502 годах. Но смысл произведения не изменился. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства.
Эти слова невольно вспоминаются перед эрмитажной картиной «Крестьянки с хворостом». Талантливый писатель мог бы создать роман на подобие «Кода да Винчи», взяв за основу эту картину. Мягкостью проникнуты и его полотна. Пространство в картине Писсарро подчеркнуто фактурой красочного слоя: листва каштанов на переднем плане, написанная плотно, густо, «корпусно», едва ли не иллюзорно, оттеняет тонкую, прозрачную живопись заднего плана.
Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками.
Но, в отличие от более поздних работ мастера, плоскость первого плана остается определяющей. Легкие и светлые краски, с их мягкими нюансами, придают формам воздушность и невесомость. Вероятно, этим и объяснялась его любовь к композиционному мотиву «Марокканца», который он повторял и разрабатывал на протяжении долгих лет. «Изумительное равновесие линий Рафаэля. Обращает на себя внимание поза Младенца. Вместе с тем изображаемый мотив исполнен тонкой поэтичности.
Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа. Он был также архитектором и руководил археологическими раскопками. Но исследователи об этом до сих пор спорят. Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок. Примечательно, что эта небольшая работа была выполнена Рафаэлем в 17 лет.
В картине «Дама в саду» это ему еще не вполне удается. Традиционно считается, что Рафаэль писал свою возлюбленную — Форнарину. Конечно, картина создавалась не для размещения в залах музея, это молитвенный образ. Самым реалистичным из французских живописцев предреволюционного периода был Шарден. Ее напудренные волосы уложены в замысловатую прическу.
Картина поступила в Эрмитаж между 1774 и 1783 годами. Работа удивительна по своей законченности. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась. В «Письмах об Испании», написанных еще в прошлом веке русским писателем и искусствоведом В. П. Боткиным, можно найти такую выразительную характеристику живописи Мурильо: «В воздушной яркости света, в прозрачном мраке теней Мурильо дышит какая-то преображенная поэтическая жизнь. После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже.
Тем более поражает зрителя необычный для его творчества «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Болонская академия давала высокие профессиональные навыки.
А в 1686 г. ее купил испанский наместник, маркиз дель Карпио. В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Поскольку Рафаэль в образе Богородицы всегда изображал один и тот же женский тип, появился термин «Рафаэлева мадонна». Картина «Крестьянки с хворостом» поступила в Эрмитаж в 1922 году из Музея Академии художеств. Они достались Эрмитажу в дурном состоянии (в 1856 году фрески были вынуты из стен и переведены на холст), перенесли далекое путешествие и, наконец, помещены теперь в комнате, чопорная, типичная для середины XIX века отделка которой не вяжется с грациозными вымыслами композиций.
Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). Ее купил датский посланник в Мадриде граф Э. фон Бурке. Сам он всецело поглощен пейзажем идиллически мирным, одухотворенным и возвышенным. Колорит способствует общему бодрому, жизнерадостному настроению картины.
Традиционная тема трактована очень просто. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа.
С необычайным теплом развертывает он перед зрителем несложное повествование. Изображение природы приобрело особую свежесть и конкретность. Монотонные повторы стволов как бы аккомпанируют из полумрака их замедленному движению. Сама жизнь в вечности. Основой искусства художника были поиски нравственного и эстетического идеала. Упомянутая выше Мадонна Конестабиле гораздо поэтичнее Мадонны Альба, но все же это юношеское, незрелое произведение Рафаэля (она написана между 1500 и 1502 годами во время ученичества у Перуджино) и не говорит нам о настоящей силе мастера, о настоящей его стихии.
Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. На щите Персея — голова убитой им Медузы Горгоны.
Такой тип композиции принято называть тондо. Картину отличает особое настроение возвышенной печали. Легким движением правой руки она придерживает на груди голубой шелковый шарф. В картине «Площадь Французского театра» поражает продуманность этой, на первый взгляд, «непостроенной» композиции.
Миловидное девичье лицо обрамлено светлым полукружием белого гофрированного воротника. Перед нами погружение в миф, соприкосновение с вечностью. Мурильо славился среди современников как доброжелательный человек. До перевода живописи с дерева на холст рама составляла с картиной одно целое. Однако, внимательно наблюдая природу, художник увидел, что и тени наполнены светом. Героев своих он всегда находил на улицах родного города. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» был приобретен для Эрмитажа в 1772 году в составе коллекции Кроза в Париже.
Почему оказалось возможным обращать свои молитвы к живому современнику. В глубине композиции Тьеполо изобразил дворец Брюля. Почти все творчество французского художника Милле посвящено крестьянам их труду. Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса». В лике Мадонны не содержится религиозной мечты. Во всяком случае, отнюдь не в библейские времена.
Иногда Милле переводит этот печальный мотив в аллегорический план и тогда усталая фигура с вязанкой становится персонажем из сказки Лафонтена «Дровосек» — перед крестьянином появляется Смерть, которую он позвал в отчаянии. В картине «Дама в саду» Моне выбирает утренний час, когда свет и тени разделены более четко, чем в знойный полдень, а краски сохраняют яркость и чистоту. Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Второе название происходит пофамилии владельцев картины. Таким образом картина была переведена на холст. Осеннюю хандру императрицы как рукой сняло. Картина приобретена для Эрмитажа в 1766 году из собрания художника Аведа в Париже.
Того, к чему Пуссен пришел сложной и напряженной работой мысли, Лоррен достиг непосредственным инстинктом. Очевидно, в этом сюжете художник находит глубокий смысл.
Палевые и кремовые тона стен зданий и мостовой, освещенной солнцем, серо-голубые прозрачные тени, сочная зелень деревьев, красные пятна полосатых «маркиз» на окнах — все сливается в единый мажорный красочный аккорд. У Рафаэля мы встречаем его очень часто.
А в 1836 г. лондонский банкир продал полотно Рафаэля в Эрмитаж. Городской пейзаж Писсарро пронизан солнечным светом. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Купленная у этой семьи в 1871 году Мадонна с книгой прибыла в Петербург.
Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал. Как символов Человека, Неба иЗемли. Мурильо тяготел к мягкому лиризму, к образам изящным и созерцательным.
Отсюда и происходит название портрета. Крупные локоны, спускающиеся на покатые плечи. Художник приблизил группу к первому плану, a пейзаж дал как широкую панораму. Как и в других работах, Лоррен доверяет исполнение фигур итальянцу Филиппе Лаури. Именно этот величавый лаконизм делает «Танкреда и Эрминию» шедевром редкой эмоциональной силы.
Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. Линии плавно извиваются, формы круглятся. Эта работа имеет сложнейшую композицию. Впрочем, это старинное выражение очень поверхностно и годно лишь при элементарном знакомстве с творчеством трех великих художников. В каждой из них изображены по 4 эпизода Ветхого и Нового заветов.
Ее фигура поставлена строго в центре. И вместе с тем благодатная тишина высокого летнего дня.
В Государственном музее изобразительных искусств им. Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Образ испанского мальчишки далекого XVII века близок и понятен всем своей живой правдой.
Интересно композиционное решение, найденное художником. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Мурильо пользовался всеобщей любовью и уважением. Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр.
У «Мадонны Альбы» непростая история. Иосифу, отвечающему ему спокойным добрым взглядом. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ. Живопись картины отличается исключительной легкостью и динамичностью.
Когда Клод Моне писал картину известную теперь под названием «Дама в саду», он уже заявил о себе как о новаторе в пейзажной живописи, восставшем против правил и рецептов старого искусства. Интересно, что Рафаэль начинает с таких почти миниатюрных вещей (Мадонна Конестабиле – не исключение близки к ней по размеру Сон рыцаря – Лондон, Национальная галерея Три грации – Шантильи, Музей Конде и др. ), а ведь именно Рафаэлю предстояло стать одним из основоположников монументального стиля римской школы живописи. Но во время путешествия из Италии в Россию увеличились трещины на деревянной основе. На листе подпись на старофламандском языке: «Камеристка инфанты в Брюсселе».
В ней царит весна. В Эрмитаж картина попала в 1769 году из собрания Брюля. Но в прочем Рафаэль еще прежний нежный и робкий юноша, не забывший впечатлений детских сказок, не преображенный искусством Винчи и Микель Анджело. Но идентичность изображенного лица на рисунке и в портрете несомненна. Это из детства художника.
Но кто же тогда был заказчиком, таким, чтобы богобоязненный художник не осмелился ему противоречить. В этой раме равное место занимают роспись (любимые в конце XV и в начале XVI века гротескные орнаменты, в данном случае золотые по черному фону) и позолоченная, выполненная в низком рельефе резьба по дереву. Матисс вдохновлялся народными плясками, которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа. Ряд полотен художника навеян стихами Тассо, а к одному из эпизодов поэмы он обращался дважды: в Эрмитаже и в картинной галерее Бирмингема хранятся его картины на сюжет «Танкред и Эрминия».
В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Здесь господствует размеренный ритм, усиленный мягкими, почти незаметными повторами линий.