В дальнейшем произведение войдёт в основную экспозицию Эрмитажа — ведь ему так не хватает настоящего Босха. После выставки в Меншиковском дворце, где будет также рассказываться о ходе реставрации, картина совершенно точно войдет в экспозицию: у «Пейзажа с легендой о святом Христофоре» последователя Босха Яна Мандейна в Романовской галерее Эрмитажа всегда стоит толпа. Произведений Босха нет в Эрмитаже, но имеется небольшая картина «Ад» начала XVI века – работа неизвестного последователя великого художника.
Эрмитаж завершил реставрацию картины «Сад земных наслаждений» последователя Иеронима Босха. Картина «Сад земных наслаждений», созданная последователем Босха и хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, представлена впервые с момента ее поступления в музей и проведенной реставрации.
Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным.
Эрмитажное повторение значительно меньше оригинала. По некоторым данным Босх скончался в возрасте 65 лет (ок. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Иэта буквальная реализация известного штампа о«силе воображения художника»— абсолютно особыйи, возможно, самый поразительный опыт, который дает эта удивительная вовсех отношениях выставка.
Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. В числе картин коллекции находится и гениальный триптих художника – «Сад Наслаждений» (1510). Центральная композиция остается источником множества теорий и предположений.
Работа последователя Босха поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания художника и антиквара Роберта Ауэра (Прохора Прокопиева). Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». Интересно, что оригинальный слой живописи был в очень хорошей сохранности. Меня зовут Лубберт Дас».
Из этой коллекции в музей пришла не одна картина. Эти знания истали тем, что получили музеи взамен.
Биография самого Иеронима Босха – сплошная загадка для исследователей. Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»).
Это не Босх, это последователь Босха, который сумел воссоздать центральную часть триптиха «Сад земных наслаждений», подлинник которой хранится в Прадо. Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Мнения ученых о времени создания картины были очень различны. В1480 году художник уже упоминается как Босх. Когда ходишь потемным залам сидеально подсвеченными живописными работами (тут действительно современная подсветка иочень современные, почти небликующие стекла), вкакой-то момент начинаешь чувствовать, как количество босховских монстров переходит вкачество зрительских эмоций.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. В странных конструкциях и сосудах принято видеть алхимические знаки и приспособления. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Создается иная картина, чем у Босха, – гораздо более живописная и глубокая по цвету. Также был сделан ряд открытий и новых атрибуций.
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Подробности, как обычно, до премьеры не разглашаются. Одним из многих событий станет выставка «Босх в Конго» (11 июня – 18 сентября). Достоверные факты скупы. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую.
Видения гения»— привезли 20изсохранившихся 25его живописных досок. Его техника называется алла прима. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность. Иероним ван Акен известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Босх, проживший всю свою жизнь вСеверном Брабанте (который при его рождении был Бургундией, акмоменту смерти стал уже Нидерландами), вгороде Хертогенбосе, происходивший изнемецкой семьи ван Акен ивзявший себе псевдоним вчесть родного города, был обычным бюргером.
Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Но что все до души. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония». Лишь семь творений Босха подписаны. В Меншиковском дворце можно увидеть копию центральной части его триптиха «Сад земных наслаждений», созданную неизвестным автором.
Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию.
Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). И выяснить, кто же всё-таки автор этого полотна. Зато культура массовая без всяких сомнений предпочла Брейгелю Босха. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин.
Одни считали его кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои образы из глубин подсознания. Священное писание. Наего родине, вХертогенбосе, где онипрожил все примерно 65лет своей жизни, расставили фигурки его монстров, устроили масштабную анимацию «Лодочная прогулка нанебеса ивад» вместной системе каналов, сделали проекцию его картин нацентральной рыночной площади, создали 3D-модели его персонажей ипосвятили Босху здешний знаменитый карнавал. К дате прошли две большие, ставшие событиями ретроспективные выставки: одна в родном городе живописца Хертогенбосе, вторая в Мадриде в музее «Прадо».
Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Ренессансным интеллектуалом, единомышленником Эразма Роттердамского, с которым его (безуспешно) пытались связать биографы или провинциальным ремесленником из головы которого так и не извлекли все камни глупости средневековых предрассудков. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Иесли художественный музей Нельсона-Аткинса изКанзас-Сити просто счастлив, что его фрагмент «Искушение святого Антония», проходивший как «работа неизвестного последователя Босха», оказался самим Босхом имузей Грунинге вБрюгге рад, что подтвержден статус их«Страшного суда», томузей Прадо был глубоко оскорблен понижением трех его картин— «Извлечение камня глупости», «Искушение святого Антония» (еще одно) и«Семь смертных грехов» —достатуса «мастерской».
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Помимо общего восторга иэнтузиазма, тыпонимаешь, что его странная, необъяснимая, непонятно откуда взявшаяся фантазия (наэтот счет даже поитогам всей колоссальной работы, тут проделанной, уученых так инет ответа) создает своего рода кокон вокруг— примерно как тапрозрачная сфера или тараковина мидии, вкоторой оказываются персонажи в«Саде земных наслаждений». То, что директору маленького провинциального музея Северного Брабанта Шарлю деМоою удалось получить эти 20работ измировых мегамузеев, стало возможно благодаря «Проекту поисследованию исохранению работ Босха», который девять лет изучал практически все сохранившиеся картины Босха (кроме двух досок изПрадо иодной изВенской академии), атакже наденьги фонда Гетти проводил реставрацию иконсервацию досок, — только потому многие изних истало возможно перемещать. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
И правда, кем был Босх. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.
Если брать знаменитую (недавно так скандализированную) босховскую сцену с человеком и цветами в анусе, то в эрмитажной работе количество цветов было значительно увеличено именно поздними записями. Примерно в том же году он женится на купеческой дочке Алейт Гойартс ван дер Мервене. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков.
Главная выставка проходит на родине Босха – в городке Хертогенбосе. Как говорит хранитель, музей не публиковал эту вещь, были сомнения в ее атрибуции. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. При жизни он, видимо, был неплохо известен от Мадрида до Венеции. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные.
Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Центральная доска, расположенная между композициями «Райский сад» и «Страшный суд», наполнена всевозможными символами. Подлинного Босха будут окружать копии его картин художников XVI и XVIIвеков, в частности кисти Лукаса Кранаха Старшего, а также подготовительные рисунки художника из берлинского собрания. Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Реставрация «Сада земных наслаждений» последователя Иеронима Босха вместе с полноценным исследованием, а также настоящее представление зрителю, вновь вводит картину в научный оборот и позволяет дополнить сведения о повторениях картин великого нидерландского художника.
Оно намного меньше оригинала и лишено некоторого количества фигур. Отдельные сцены ада повторяют в различных вариациях то, что уже было в картинах Босха.
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Картина поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания антикварной галереи Роберта Ауэра – петербургского торговца антиквариатом и устроителя выставок современного искусства начала ХХ века. Впрочем, портретов и автопортретов Босха будет найдено предостаточно. Среди них необходимо отметить: практически полностью несколько раз переписанное небо, записи на фигурах изменившие цвет причесок.
Летучие рыбы в небе, нагие фигуры на земле олицетворяют Сладострастие. Человечество попадает в капканы грехопадений, расставленные им самим на пути к райскому блаженству – невозможно не вспомнить «Сад земных наслаждений». Создания Дали повинуются метаморфическому закону, который всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. В Большом зале Дворца Меншикова открыта выставка «Последователь Иеронима Басха «Сад земных наслаждений». И даже Игорь Фёдорович, да. Его адиприлегающие области населены фантастическими тварями, монстрами, гибридами людей иживотных (реальных ивымышленных), растений исамых разнообразных предметов.
Обжор кормят нечистотами. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Довольны ими, впрочем, остались невсе. Эрмитажная работа, представляющая собой копию центральной части «Сада», в два с лишним раза меньше оригинала.
Гринуэй давно сообщал о намерении завершить трилогию о голландских мастерах (Ночной дозор, 2007 и Гольциус и Пеликанья компания, 2012) биографическим фильмом о главном голландском анархисте. Предыдущий проект BDH – Война слов (2014) --позволял оказаться в роли готовящегося к битве на Сомме поэта Зигфрида Сассуна и был номинирован на премию BAFTA. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Что за тексты он иллюстрирует в своих адских видениях. Все. Эрмитажный Сад земных наслаждений теперь может увидеть каждый. Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Картина переполнена фигурами людей, животных, рыб и фантастических созданий. Они хотят отыскать боковые створки триптиха последователя Босха, если они, конечно, есть. С картины много раз делались копии. Оттуда берут замены, когда картины из постоянной экспозиции уезжают на выставки. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Открытие этой выставки – один из основных событий «месяца Босха» в Эрмитаже. В апреле, впрочем, Гринуэй представит не фильм, а инсталляцию – сложносочиненный мультимедийный проект, формат которого был им опробован и отточен на Золотом веке русского авангарда в Москве и Покорности в Еврейском музее Берлина. Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. Немудрено, что и сюрреалисты опознали в Босхе-визионере своего предтечу и что его так охотно цитировали Сальвадор Дали с Максом Эрнстом. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Чернокнижником и алхимиком.
Скупых варят в котле с расплавленными монетами. Как иеще множество других досок совсего света— «Поклонение волхвов» из Метрополитен-музея, «Смерть искупец» изВашингтонской национальной галереи, «Святой Иоанн наПатмосе» изБерлина, «Святой Иоанн Креститель» измадридского музея Ласаро Гальдиано и«Святой Христофор» изРоттердама. День, месяц и год рождения Босха неизвестны. Инебудут следующие минимум сто лет, атоивообще больше никогда невстретятся.
То, как онвидел ад, — это было чем-то абсолютно экстраординарным. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. То же значение имеют башня-кувшин и воронка. Удерживаясь отжелания еще раз употребить слова «уникальный» и«феноменальный», язакончу одним чисто эмоциональным впечатлением.
И это говорит отом, что семейство происходило из немецкого города Ахена. И, конечно, Венская академия недала другой знаменитый босховский триптих— «Страшный суд», главную иединственную жемчужину своей коллекции. Полотно поступило в собрание в 1922 году и сразу вызвало большой интерес у исследователей. И всех их готова поглотить гигантская раскрытая адская пасть.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Инаэту выставку— «Босх. Вэтом году исполняется 500 лет содня смерти Босха (день игод его рождения точно неизвестны). В середине XVI века, спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. На сегодня насчитывается около 30 произведений, в большинстве представленных в Музее Прадо. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок).
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). Если бы нидерландский Проект по исследованию и реставрации работ Босха (Bosch Research And Conservation Project, BRCP), запущенный за несколько лет до юбилея, не наделал такого же шуму в мире искусства, что и аналогичный исследовательский проект по Рембрандту десятилетиями ранее, критически пересмотрев босховский oeuvre. В результате девяти лет кропотливой работы было собрано по музеям (Лувр, Метрополитен, Галерея старых мастеров в Берлине, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Галерея Йельского университета, Музей Нельсона-Аткинса вКанзас-Сити, Галерея Академии и Палаццо Гримани в Венеции, Музей изящных искусств в Генте, музей Прадо, Художественно-исторический музей в Вене и др. ) почти все наследие Босха: из двадцати четырех работ на выставке представлено двадцать полотен и столько же рисунков. «Я часто задаю себе и зрителям вопрос о красоте жестокости и жестокости красоты.
Многие работы были отреставрированы, многие части триптихов, хранящиеся в разных местах, воссоединились. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Сменил имя на Босх – в честь родного города, в просторечии Бос (Bosch). Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. На этом празднование Года Босха не закончится. 600-летняя песня на заднице из ада быстро стала популярной – сейчас можно послушать ее метал-кавер или хоровое исполнение с наложенными на музыку словами: This is the butt song from hell, we sing from our asses while burning in purgatory (Жопная песнь в аду, претерпевая муки, задом издаем звуки). Нуиопять: тут впервые выставлен отличной сохранности большой рисунок Босха изчастного собрания— «Адский ландшафт» (повторяющий мотивы самой знаменитой вмире сцены ваду из«Сада земных наслаждений»), недавно атрибутированный.
Ишанс увидеть ихвоссоединение абсолютно уникален. Вкаждом зале на стены проецируется ролик, в котором нетолько увеличиваются детали картин до максимального разрешения, ноипоказывается, как накладываются сохранившиеся рисунки инаброски Босха нафигуры игруппы сживописных досок, как записанные фигуры (иувиденные наспециальной аппаратуре при исследовании) повторяются внабросках ит. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Они изображают наказание грешников в преисподней. Там же и умер в 1516году.
Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Псевдоним же был взят по сокращенному названию Хертогенбоса при возникшей необходимости каким-то образом обособиться от семейной мастерской— дед, отец по имени Антоний и трое дядей Иеронима профессионально занимались живописью. Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. А у специалистов появились новые цели. Вот, собственно и всё. По датам всё сходится. Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.
Более или менее достоверно следующее. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Черт, обративший зад к зеркалу, – Тщеславие. Между прочим, на самом деле звали его Еруном ван Акеном. «Сад земных наслаждений» написан Босхом не позднее 1515 года по заказу герцогов Нассау и хранился в их доме.
Хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. О нем вообще мало что известно. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.
Повсюду видны символы смертных грехов. По смерти не канул в Лету благодаря усердным граверам, копиистам, подражателям (целая школа последователей сложилась в Антверпене, к ней принадлежал и Ян Мандейн – его босхианский Пейзаж с легендой о святом Христофоре можно увидеть в Эрмитаже) и такому преданному коллекционеру, как ФилиппII Испанский – в сущности, это его стараниями в Прадо пройдет самая роскошная из юбилейных выставок. Икартина мира наего триптихах иполиптихах была вполне конвенциональной средневековой христианской картиной мира. «Пляска смерти» (Danse Macabre) – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. Иврезультате спесивые испанцы недали первую ивторую картины навыставку вГолландию.
В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516). Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Родился он в 1450 году (Нидерланды) в семье художников. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии». 2016 год – год 500- летия со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Басха (настоящая фамилия его ванн Акен).
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. К завершению реставрации». Это было последнее произведение Босха. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3.
Наследников у них не осталось. Христофором» последователя Босха Яна Мандейна (1500/1502-1559/60), «Поклонение волхвов» Гуго ван дер Гуса (ок. 1440-1482) и «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира Ван дер Вейдена (ок. 1400-1464). Бестселлер эпохи Молот ведьм. Он является напоминанием о бренности мирской жизни, о неминуемой расплате и страшном суде. Нозато Прадо дал третий его самый знаменитый триптих, «Стог сена» изБрюгге привезли другой «Страшный суд», аизвенецианского палаццо Гримани— полиптих «Видения потустороннего мира» («Блаженные ипроклятые»).
Казалось бы, удивляться тут нечему, но это не так: в коллекции Музея Северного Брабанта ни одного Босха нет. Так что никто особенно не переживает, что прелестного идиллического Иоанна Крестителя в пустыне из мадридского Музея Ласаро Гальдиано, мирно уснувшего подле фантастической колючки с гигантскими маковыми коробочками, готовы вычеркнуть из списков подлинников. Например, самым первым номером тут висит доска Босха, верхняя часть которой— это «Корабль дураков» изЛувра, анижняя— «Обжорство и вожделение» изгалереи Йельского университета.
Оригинал хранится в Национальном музее Прадо. Победителем-учеником.
Одно из таких повторений входит в эрмитажную коллекцию. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.
Апокрифы. Самая полная коллекция «кошмаров» нидерландского художника хранится в Музее Прадо. Автор этой работы уменьшает размер и убирает часть фигур. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»).
Кто же был прав. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Он воспроизводит Босха в своем понимании и в понимании своего времени: такова маньеристическая моделировка тел, набирающие мускулатуру человеческие фигуры.
Правда, не все специалисты с доводами нидерландских исследователей согласились. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. Картина — не полная копия Босха. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе. Ведь им вполне может оказаться другой великий нидерландский художник – Питер Брейгель. Вероятно, многие вещи не сохранились, но то, что дошло до нас, ставит Босха в первый ряд европейских художников, в котором он оказывается совершенно самобытным.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Это увлечение длилось несколько десятилетий. Любопытно, что обнажённые тела персонажей в какой-то момент по неизвестной причине были «задрапированы».
В 2016 году мир отметил 500 лет со дня кончины Иеронима Босха — загадочного живописца, мастера Северного Возрождения, от которого до нас дошло около 30 произведений. Конечно, Прадо недал «Сад земных наслаждений»— нонаэто никто инерассчитывал: оннепокидал территорию Испании с1568 года инепокидал стен Прадо никогда. Диапазон дат варьировался от середины XVI века до XIX века. Ранее в музее были отреставрированы произведения: «Пейзаж со Св.
Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. Иероним происходил из семьи потомственных живописцев, однако не сохранилось ни одной работы членов его семьи. Средневековую мистику и демонологию.
Трио медиапродюсеров из Бристоля BDH (Стив Баррел, Джон Даррант и Роб Хифле), которое последние 20лет задает моду на британском телевидении и собрало уже 18наград Королевского телевизионного общества, выпустило приложение для iOS и Android Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. Бой под аркой олицетворяет Гнев (Ярость).
Хотя оригинал он, скорее всего, видел. Атрибуцию двух знаменитых картин «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» из собрания «Прадо» исследователи посчитали ошибочной. Сладострастников помещают под тяжелую раскаленную плиту.
Или собрание фламандских пословиц и поговорок, как в целом Возе сена (Мир – это стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет), так и в мельчайших деталях Сада земных наслаждений вроде стеклянной сферы с любовниками внутри (Счастье и стекло – как они недолговечны). Ималенький бонус вследующем зале— гравюра Дюрера «Святой Иероним впустыне».