Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы. Донателло (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени. Донателло – это итальянский скульптор, являющийся представителем эпохи раннего Возрождения, флорентийской школы.
Донателло – итальянский скульптор, который творил и создавал в эпоху Возрождения.
Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. В церкви Сан Чириако дАнкона за алтарём св. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Антония и других).
Голов pа повернута слишком неестественно. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. По свидетельству Вазари, во время работы над скульптурой Донателло все время повторял, обращаясь к «Аввакуму»: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул. », словно видел свою задачу в том, чтобы вдохнуть в каменную статую жизнь. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима.
Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Донателло получает заказ для двора палаццо Медичи и отливает из бронзы большую скульптурную группу Юдифь, отсекающая голову Олоферну (ок. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Красив мотив струящихся складок одежды.
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-1435, Музей собора, Флоренция). Снаружи, возле дверей, стоял бронзовый Давид Верроккьо (5) — задумчиво-нежный юноша. В этой фигуре всё значимо. Главное действие происходит в центре композиции. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. С такими он был непреклонен. Давид – скульптура нестандартная. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция). Франциска, св. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.
Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. В самом зале находился первый Давид Донателло, высеченный из мрамора.
Статуи для ниши с западной стороны кампанилы были созданы Андреа Пизано, по-видимому, в начале 1340-х гг. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Их судьба иногда была драматической. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Донателло – известный итальянский скульптор эпохи ренессанса. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры. Из рельефов в стуке наиболее интересны два, показывающие сцены из истории Иоанна евангелиста. Появляются новые жанры: развивается портрет, возникают конные статуи. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Этот человек с грустью и сожалением глядит вниз на проходящих, предрекая им против своей воли что-то зловещее. У природы была вырвана новая тайна. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал. »- «Что до меня, -отвечал Донато, – я на сегодняшнее утро свою долю получил, если хочешь свою-возьми её, но только не больше тебе дано делать святых, а не — мужиков». Одеяние военачальника – свидетельство желания придать ему черты героев Античности.
Иоанном Крестителем и св. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий».
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Более тяжелая группа людей справа уравновешивается сильным движением в левой части рельефа.
Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. На смену дереву приходит мрамор и бронза. Особенно это заметно в изображении св. Фигуры нарисованы в обычной манере для художника и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Их крепкие жилистые фигуры скрыты тяжелыми складками плащей. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
Его крылья, кажется, еще полны движения. Статуя эта -- портрет современника, с большой лысой головой. Бронзовая Юдифь является навершием фонтана, который был установлен во дворе палаццо Медичи. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Произведения его создало ему имя: Благовещение из мачиньо, нах-ся во Флоренции, в церкви Санта Кроче на алтаре капеллы семейства Кавалькантидеревянное распятие (история с. 80).
Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.
Д/цеха оружейников исполнил вооруженную фигуру св. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.
Особенно известен "Святой Георгий" (1416) – юноша-воин со щитом в руке. Статуя полна жизни и изящества. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. А Брунеллески он был обязан многим.
Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. Потом взял его меч и отсек ему голову. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Однако уже в них Донателло ставит своей задачей воспроизвести новый идеал эпохи — индивидуальную героическую личность (особенно — св. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Пьеро делла Франческа из Борго Сан Сеполькро-назвался по имени матери своей делла Франческа. В своей юности Пьеро занимался математическими науками, с 15 лет пошел по пути живописца, пожав удивительные плоды и в них и в живописи, был признан Гвидобальдо Фельтро, старым герцогом Урбинским, д/которого он выполнил много картин с прекраснейшими мелкими фигурами, большая часть которых погибла ибо государство это подвергалось неоднократно потрясениям войны. Там сохранился в особенности сосуд, построенный из квадратов и граней так, что дно и горло его видны и спереди и сзади и с боков, что, несомненно, вещь поразительная ибо там тончайшим образом построена каждая мелочь и закругления всех этих кругов сокращаются с большим изяществом. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). В отличие от «Св. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. (Первая книга царств, гл. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.
Сходство, однако, на этом и заканчивается. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Марка (1412 год), св. По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.
Голова Юдифи считается одним из самых прекраснейших творений эпохи раннего Возрождения. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Но обо всем по порядку. Давид умел хорошо играть на гуслях.
Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. 1430–1433, Национальный музей, Флоренция) создана Донателло под влиянием античных образцов. Перестали выдеСтатуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.
Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св.
Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411-1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой.
«Юдифь и Олоферн» – один из вариантов популярных в эпоху Возрождения преданий о женском героизме. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства.
Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Петра, д/цеха льнопрядильщиков-св. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Оно очень своеобразно и представляет собой не столько обобщенный тип, как ранее, сколько лицо единственного человека интересующее мастера именно в силу своей единичности.
Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Она, несомненно, связана с ними тематически. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. А главным творцом, на многие десятки лет определившим развитие скульптуры, был великий Донателло.
Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации. С 1411 Донателло вместе с другими флорентийскими скульпторами принял участие в создании статуй святых — покровителей тех или иных ремесел и занятий для украшения внешних стен церкви флорентийских цехов — Ор Сан Микеле. Линии профиля определенны и чеканны. Антония и стала первым светским памятником того периода. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Говори, чтоб ты лопнул. ». И как всегда, он уверенно справился с ними. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Мастер начал работу над ними в 1460 году, но так и не смог завершить.
В обоих случаях св. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, подчас грубоватые, неприкрашенные, даже уродливые, но живые и естественные. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка.
Марка» с Ор Сан Микеле. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем».
В 1407 – 1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида. Марка Евангелиста. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия.
В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.
Пьеро ослеп шестидесяти лет от какого-то воспаления и жил т. о. Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом. Высоко над холмом вознесены три креста. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Антонием Падуанским. Он восторженно отзывался о статуе «Св.
В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Надгробие делится на три яруса. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, одном из центров гуманистической культуры, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского.
Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские "жалованные" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Кондотьер изображенный Донателло, – уверенный и полный сил, но уже пожилой человек. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
(отказался от имения-назначил ему в своём банке сумму-наличными деньгами, к-я выплачивалась ему каждую неделю). Вокруг он изобразил цветочный узор. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. В конце 1430-х годов мастер начал работу над бронзовой статуэткой полуобнаженного мальчика, названной «Амур-Атис». Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 года во Флоренции (Италия), в семье чесальщика шерсти.
Георгия (ок. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков.
Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Эта скульптура изображает Приапа, античное божество плодородия. Ныне памятник находится в Национальном музее Флоренции. 1455–1460).
В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Создавалось впечатление, будто они всегда здесь и находились. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него.
Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Из одежды только пастушья шапка с лавровым венком и сандалии с поножами. Марка (1411-13) и св.
Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. они были приостановлены. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху.
По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Вверху изображены летающие ангелы.
Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов.
Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло.
Кондотьер Гаттамелат изображен верхом на коне. «Св. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы.
Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.
Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Евангелист Марк (1411).
От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Марку» с Ор Сан Микеле. В творчестве мастера наступил новый период. Огромный скульптурный алтарь, состоял из двадцати девяти статуй и рельефов. Георгия» и «Св.
Бронзовый Давид не просто молод, он юн. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер. Это еще одно новшество, введенное Донателло.
До совершенства свои навыки мастер доводил во время поездки в Рим.
Лишь слева группа возлежащих в позах, подобных позам античных речных богов, не интересуются происходящим. Во-первых, возрастает значение линии. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.
Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Изящно ложатся складки одежды. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу.
Мария показана в сложном повороте. Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. В 1686 Кантория Донателло в Соборе была заменена, долгое время в разобранном виде хранилась во дворе Барджелло, позже перенесена в Музей собора.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны.
Тот, устыдившись, стал предлагать ему двойную цену, только бы он повторил работу, но Донато так и не согласился, несмотря на посулы купца и просьбы Козимо. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
Здесь представлен торжественный отъезд кардинала Капраника на Базельский собор, длившийся почти 18 лет, с 1431 года по 1449 год, сначала в Базеле, а потом в Лозанне. Так подчеркнута глубина рельефа. Скульптурные образы полны драматизма, но при этом им присуща большая одухотворенность. Донателло создавал скульптуры из камня, мрамора, дерева и бронзы. Ранние произведения мастера еще отмечены готической скованностью форм, . С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции.
Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами и добился непрерывности движения танцующих ангелов. В Сан Микеле ин Орто он исполнил д/цеха мясников мраморную фигуру св. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.
Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Они как бы окаменели от горя. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». В 1408-1415 гг.
В 1412 года он был принят в гильдию Св. Он обладал характером сложным и независимым. Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Между ними видны играющие музыканты. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ.
В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Бронзовая скульптура была установлена на каменном постаменте на площади перед Собором св. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Однако страдание обладает длительностью во времени. Георгия» и «Св.
Таким приемом достигается ощущение расслабленности позы, отдохновения после схватки. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Мастер смог очень живо изобразить гибкое мускулистое тело юноши, стоящего в расслабленной позе с мечом в руках, попирая ногой отрубленную голову Голиафа.
На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. То же напряжение ощущается и в лице. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Из филистимского стана выступил могучий боец — Голиаф — огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках — медный щит. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се.
Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением.
Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Но это не простой мальчик. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Франциск, получающий стигматы. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало.
Результат столь вдумчивой и продолжительной работы оправдал все затраты. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Именно такая женщина была способна на подвиг. В творчестве мастера наступил новый период.
Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х гг. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Если возможно, да минует Меня чаша сия".
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.
1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов.
Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Столь же выразительно и лицо пророка. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Антоний, воскрешающий мальчика, св.
До восемьдесят шестого года своей жизни. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). Донателло удается передать в ней ощущение легкости. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. углубило интерес художника к наследию античности.
В Перудже выполнил много произведений-в церкви монахинь св. Событие не столь реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое. На лице его застыла гримаса страдания. Прообразом памятника стала скульптура Марка Аврелия. Лицо его отличается особой экспрессией. Антония (Санто).
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).
Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Елизаветой, св.
В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Все в этой фигуре весомо и материально. Он был признанным творцом еще при жизни и повлиял на развитие искусства целой эпохи. Удачно передано движение ангела. Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, вот таким образом была рассчитана на одну точку зрения.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Донателло приближал рельеф к живописи. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства.
Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Марк, можно поверить и его писаниям». Давид увенчан лавровым венком победителя. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора.
На лице застыла гримаса гнева и напряжения. музей Барджелло). Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам.
Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. В данный момент бронзовая статуя Давида хранится в Национальном музее Италии. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком.
1415, Флоренция, Нац. Младенец ест черный виноград – символ причастия. Антония.
Есть в этой статуе постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Лишь один Давид не испугался. Поздние исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы). За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества).
Царь Саул взял его к себе в услужение, т. к. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры.
В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто.
У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Работу над ней автор смог закончить в 1460 году. Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Иоанна Евангелиста.
Работа удалась на славу. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. В отличие от «Св.
Антония. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.
Таким образом, удалось достичь исключительных эффектов в сочетании гладких полированных плоскостей обнаженного тела и живописно трактованных волос и шляпы Давида. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви.
Мрамор. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Возникают новые материалы.
Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Предположительно именно чеканка деталей облачения заняла у мастера наибольшее время.
Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.
Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Не случайно еще современники подметили глубокую духовную близость Донателло и Микеланджело.
Вид у него такой, как будто он не сознает в полной мере важность абсолютного им подвига. В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Статуя может быть рассмотрена с разных точек зрения и, несомненно, рассчитана на круговой обход, но все же в ней выделены две главные точки зрения — спереди и сзади, — с которых фигура производит наиболее сильное впечатление. Петра и завершения ряда других заказов. Первоначально «Давид» был установлен во дворе дворца Медичи-Риккарди, но после конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор палаццо Веккио, где и установили на мраморной колонне. Но достоверными эти сведения считать нельзя.
Он выносил очень бодро свою старость, ему было подарено сыном Козимо Пьеро имение в Кафаджуоло с таким доходом, что тот мог дожить свой век без работы. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Марка».
Антония. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Фигура исполнена достоинства. Линии в «Битве св. Но более всего обоих ваятелей роднит беспредельная вера в человека, восхищение его телесной и духовной красотой, а также новаторство, вечный поиск новых средств выразительности.
нателло. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. живописный рельеф. Лаврентия изображающим Страсти Господни. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте.
Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378 – 1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа. Пять фигур находятся в музее собора. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед.
Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Решение этих и других вопросов требовало времени.
Только поднятый на большую высоту памятник мог восприниматься как цельное, самостоятельное произведение рядом с расплывающейся громадой собора, тем более что Донателло направил движение лошади перпендикулярно основной оси собора. Иоанн представлен идущим и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. «Св. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Удивительна судьба этого города. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения.
Венецианская республика, не имевшая себе равных на море, обеспечивала свою безопасность на суше с помощью наемных солдат. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Сюжет заимствован из Ветхого Завета. Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425-1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428-1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Местоположение статуи не изменилось.
Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. «Что это ты затеял, Донато. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. 17). Здесь представлены родные и друзья Христа. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Иоанна Крестителя во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным. Которая работала над созданием скульптурных композиций для баптистерия Собора. Козимо питал к доблестям Донато великую любовь и постоянно давал ему работу. Давид был простым пастухом из Вифлеема. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа.
Георгия, полную жизни голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. На пределле в историях с малыми фигурами изображены: св.
Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Умер Гаттамелата в 1443 году. Георгия» красивы и выразительны.
Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
Около 1345—1350 гг. Одно из ведущих мест в этом процессе по праву занимала скульптура. Св. 2 Творчество Донателло – Донателло – итальянских скульптор. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа.
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Елизавета, спасающая упавшего в колодец ребёнка и св. В конце XVI в. алтарь был разобран.
Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Итальянский Ренессанс стал временем расцвета всех видов искусств, от архитектуры до музыки. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты – одновременно Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине.
Согласно библейской легенде, простой пастух, юноша Давид победил великана Голиафа и тем самым спас жителей Иудеи от порабощения и стал потом царем. Чрезвычайно живы их движения игривы и разнообразны. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Его творения наиболее выигрышно смотрелись именно там, куда их ставили после завершения. Донателло. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. Судя по всему, он тяжело болеет. С подачи Лоренцо Гиберти начинает распространяться техника глазурованной терракоты. Фасад же церкви остался неоконченным.
В рассматриваемой композиции св. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих пути – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.
Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Иосифа он написал прекраснейшую историю с изображением Обручения Богоматери. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. В его правой руке — тяжелый меч.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. В левой руке у него жезл, правой он держит поводья.
Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Донато ди Никколо ди Бетто Барди родился во Флоренции в 1386 году. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Эту работу Донателло выполнил, следуя античным традициям. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще.
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. музей Барджелло). Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. На его лице веселая улыбка. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.
Представился 13 декабря 1466 года -похоронен в церкви Сан Лоренцо рядом с могилой Козимо. Художник Донателло умел нечто больше, чем высокоточное и реалистичное воспроизведение образов. В конце XVI в. алтарь был разобран. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Людовика Тулузского (ок. Донателло отошел в своих произведениях от средневековых традиций.
Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Для постановки фигуры мастер использовал прием контрапоста.
Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Это исхудалая старуха с длинными волосами. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. В содружестве с ним он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу.
Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания.
Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. И все дело не только его в уникальном мастерстве. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
Георгия (1415-17). Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. 1. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.
Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Здесь начинается следующий этап его творчества. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473-1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479-1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Брезгливой гримасой тронут его рот. Гаттамелата облачен не в современные Донателло одежды, а в доспехи времен Древнего Рима.
В ней чувствуется рука самого Донателло. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.
Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. В Северной Италии в большом количестве изготавливались терракотовые статуи (из обожженной глины). То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone (головастый) и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Оно проработано так тщательно, что кажется живым. Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. Антония и изображениями символов евангелистов.
1423—1425) и св. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблекшее лицо Аввакума, пророк совсем облысел, за что его во Флоренции прозвали Цукконе (Тыква). Уже на рубеже XIII и XIV вв. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.
В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Марк, 1412 св.
Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему. В его мастерской висела корзинка с деньгами и любой ученик мог брать из нее сколько хотел. В 1430 г. Донателло создал Давида – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения.
После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Донато радостно и без забот прожил остаток дней своих как верный слуга и друг дома Медичи.
Слегка изогнулся торс Марка. Микеланджело сошел по каменным ступеням во дворик и остановился перед Донателловым Давидом (6) из бронзы: эту статую когда-то он видел ежедневно в течение двух лет, живя во дворце Медичи ныне, после того как дворец был разграблен, городские власти перенесли ее сюда. Фигура прорисована уверенно и свободно. Он использовал т. н. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Донателло строит образ на игре света и тени.
Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411 – 1412) и Святого Георгия (1417). Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески.
Самым интересным фактом остается то, что эта статуя стало первой, которую можно было бы поставить в один ряд с монументами древних римлян. Донателло работы свои стремился создавать учитывая не только гармонию пропорций и общего построения фигуры, но и особенности места, где статуя будет размещаться. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Тем самым усиливается иллюзия пространства.
На коленях стоит богоматерь. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры.
Келлини отметил в своем дневнике одну особенность этого рельефа: с оборотной стороны он был не плоским, как обычно, а имел вогнутое изображение, которое можно было использовать для отлива копии с рельефа. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Исполнил д/фасада Флоринтийского собора пророка Даниила из мрамора и св. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левой же Давид попирает голову врага.
Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Донателло «Давид» (около 1440).
Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Лицо юноши, полное свежести и благородства.
Франциском, св. Антония в Падуе. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Это один из первых ренессансных конных монументов. Св.
Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Погребен он был с почестями своими согражданами в главной церкви. Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433).
Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность.
В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». Его познания в Эвклиде настолько отличнейши, что лучше любого другого геометра нет. Исследователи до сих пор находят новые и новые параллели между произведениями Донателло и Микеланджело. Это способствовало процветанию торговли. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки.
В скульптуре Св.