Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий— маньеризм. Он оказал влияние на формирование стиля Высокого Возрождения. На Кладбище Кампо-Санто, находящемся в северной части Пьяцца деи Мираколи, выстроено огромное по площади здание с арочными аркадами галерей.
В конце XV— конце XVIв. Сервантес был автором ряда пьес, внесших большой вклад в создание национального театра.
Папа Сикст IV принял решительные меры по украшению Рима. Возрождение античного наследия началось с изучения греческого и латинского языков позднее языком Ренессанса стала латынь. XV в., а Высокий Ренессанс изживает себя уже к 30-м гг. Стиль Высокого Возрождения начался в Риме и связан с творчеством архитектора Донато Браманте (титулярная церковь Темпьетто Сан Пьетро ин Монторио) (1502) и его Собором Святого Петра (1506), который был самой заметной архитектурной доминантой эпохи.
Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф. Липпи, Д. Венециано, П. дела Франческо, А. Паллайоло, А. Мантенья, К. Кривели, С. Боттичелли и многие др. ). Религиозные образы были священными. Характерные черты Ренессанса ярко проявились также в странах Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша и др. ), сказались в Скандинавии. Новым подъемом ренессансной литературы в Италии отмечен XVI век: Лудовико Ариосто прославился поэмой «Неистовый Роланд», где переплетаются реальность и фантазия, прославление земных радостей и то грустное, то ироничное осмысление итальянской жизни Бальдассаре Кастильоне создал книгу об идеальном человеке своей эпохи («Придворный»).
Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. Пико видел в человеке единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания— на этику и науки о природе. Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи.
Петрарка был одним из основоположников Ренессансного гуманизма. В «Декамероне» прослеживается влияние народно-городской литературы средневековья. Такие фазы связаны с изменением мировоззрения творцов того времени.
Знатные семьи должны были выселяться из города. Именно это объясняет храмы сохранность больших поверхностей стен, расписанных фресками. В современной культурологии общепринято считать, что именно в литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Человека начинают рассматривать как творческую личность, а не как червя по сравнению с Господом Богом.
Леонардо да Винчи выдвинул ряд инженерных проектов, далеко опередивших современную ему техническую мысль и предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (например, летательного аппарата). Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Первый период этой эпохи в истории итальянского искусства называется Ранним Ренессансом (до 1500).
Доменико Гирландайо в кратчайшие сроки написал свою собственную версию картины12. Для него характерны некая вычурность, чрезмерность деталей, сосредоточение на «идее художника», доступной лишь узкому кругу знатоков. Эпоха Ренессанса это основной шаг в развитии искусства и живописи. Особенно излюбленным становится коринфский орден, капители которого подвергаются разнообразным видоизменениям, подчас весьма остроумным и красивым.
В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты.
Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства. Все страны Европы прошли через этот период, но для каждой страны существуют свои исторические рамки Возрождения. Его преемник, Лев X известен покровительством Рафаэля.
Во второй половине XIII века империя теряет власть над Италией.
Драматурги следовали строгим классическим канонам. Все композиции выстроены единообразно по размерам фигур, облику персонажей. В «Речи о достоинстве человека» Пико защищал право на свободомыслие, считал, что философия, лишенная всякого догматизма, должна стать уделом каждого, а не горстки избранных. Эразм широко понимал задачи новой культуры. Культурными центрами являлись дворы герцогов Мантуи, Урбино и Феррады.
Цецилии до сиенских мастеров во главе с Амброджо Лоренцетти. Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. «Новое искусство», глубоко религиозное интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. В Италии борьба мелких областей повела впоследствии к образованию более обширных государств верхней и средней Италии и почти во всех городах отдала власть в руки отдельных лиц. Фичино считал человека центром мира, связующим звеном (эта связь осуществляется в познании) прекрасно организованного космоса.
Примером является его картина Благовещение Пастухам в капелле Барончелли в церкви Санта-Кроче, Флоренция2. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. Папы же стали светскими правителями в папском государстве. Это очень ярко характеризует Ренессанс. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).
В особенности дорого было открытие «грязного, запыленного» Квинтилиана, сочинение которого Поджо собственноручно переписал в 53 дня. На переднем плане был нарисован натюрморт с цветами в контрастных контейнерах из фаянса и стекла. Широко известны культурные достижения Итальянского Ренессанса.
В политической и исторической мысли итальянского Возрождения проблема абсолютного общества и государства стала одной из центральных. В конце концов, влияние Византии на искусство Ренессанса несомненно. Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности.
В стиле Маньеризм можно заметить усталость исчерпанность источников повышенный спиритуализм деформация фигуры необычные и причудливые эффекты, связанные с размерами и освещением. Именно в этот период нестабильности в Италии жили мастера Возрождения Данте и Петрарка. получила социальная утопия. В XVIв. Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо.
Произведения теперь воспевали человека, противопоставляя его божественному началу. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св.
Сужаясь, она достигает центра земного шара с ледяным озером, в которое вмерз Люцифер. Одна только стеклянная ваза на картине могла привлечь внимание художников. В ходе итальянских войн во Флоренции утвердилось господство Медичи. В период гражданских (гугенотских) войн (см.
Искусство в Эти столетия заняло в общественной жизни небывалое до того положение. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э. Панофского). Бернардино работали в древней традиции иконописи6. Русское искусство многие века оставалась по церковной форме. Плюс, многие архитектурные сооружения были построены итальянцами: например, Кремль. Можно заметить сходства Русского искусства и искусства Ренессанса, но все же так такового Ренессанса все – таки в России не было.
В основе поэмы «Божественной комедии» лежит традиционный сюжет жанра «видений», когда человеку, погрязшему в своих пороках, небесные силы (чаще всего в облике его ангела-храни ге- ля) помогают понять его неправедность, давая возможность увидеть ад и рай. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Лишь впоследствии и только мало-помалу, под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники абсолютно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Эра вольных городских коммун была кратковременной их смнили тирании.
Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. Пусть Римская церковь отвергла иконопись, но она произросла на другой ниве. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо. Гуманистическая концепция человека и его земных достоинств была изложена в трактате Джаноццо Манетти (1396—1459) «О достоинстве и превосходстве человека». Их творчество отмечено ярким талантом, новым пониманием человека, его места в природе и обществе. Стили отличаются утонченностью и великолепием. Художники Возрождения считали его реформатором живописи.
В английском Возрождении на его раннем этапе ведущей фигурой был Томас Мор, создатель «Утопии», где гуманистические идеи свободы, равенства, справедливости были положены в основу идеального общества без частной собственности (см. Главным двигателем архитектуры Высокого Ренессанса был Донато Браманте, прославившийся сооружением колоссального «палаццо делла Канчеллериа», менее значительного. Его эстетике чужд итальянский пафос абсолютного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты).
За это время искусство итальянского Возрождения прошло несколько этапов развития. В соответствии с учением Фомы Аквинского чистилище – это место, где души грешников, не получившие прощение в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очистительном огне.
Тревожным симптомом явилось так называемое «Авиньонское пленение пап» (1309—1377), когда нажимом французского короля папская резиденция была перенесена из Рима на юг Франции, в Авиньон. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Искусство проторенессанса проявилось в скульптуре.
Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Великая трансформация началась при папе Николае V, который стал понтификом в 1447 году. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века. Высокое ВозрождениеТретий период Возрождения – время самого пышного развития его стиля – принято называть «Высоким Возрождением». Он также работал над главным алтарем и создал серию бронзовых барельефов, в которых он достиг иллюзию глубины и видимых округлостей человеческих форм, все это было создано в очень мелком рельефе. В эпоху Возрождения было много выдающихся философов.
Становление и развитие культуры Возрождения являлось длительным и неравномерным процессом. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Если бы не существовала средневековая рыцарская поэтика, вряд ли состоялись бы и «Божественная комедия» Данте Алигьери и сонеты Петрарки. Художники Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано, конец 14 века Донателло, начало 15 века). Мазолино успел расписать своды (росписи не сохранились).
Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Позже он распространился в Венеции, где сохранились остатки древней греческой культуры.
Появляются различные жанры светского музыкального искусства— фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Лука Маренцио, Якоб Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен, Клод Лежён). С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Само понятие Возрождение (rinascita) возникло в Италии в XIV веке как некий итог осмысления новаторства эпохи. Эти два художника их современники, Гвидо Сиена, Коппо ди Марковальдо и загадочный художник, так называемый Мастер Св.
Среди ученых гуманистов от отметил Изотту Ногарола. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. В Испании культура Возрождения переживала «золотой век» во 2-й половине XVIв. — первых десятилетиях XVIIв. Фрески алтарной стены выполнялись самим художником, а эпизоды из жизни Св.
В современном виде она существует с XVII века. Сформировался новый тип здания— городского дворца (палаццо) и загородной резиденции (вилла)— величественного, но и соразмерного человеку, где торжественная простота фасада сочетается с просторными, богато украшенными интерьерами. Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Боккаччо написал также прозаическое произведение: «Элегия мадонны Фьяметты» или «Фьяметта» (1343—1344), которая считается первой в новой европейской литературе психологической повестью (или романом) с чертами реализма. Лоренцо был первым из семьи, который с малых лет воспитываются в гуманистических традициях и известен как один из основных покровителей искусств «Ренессанса». Данте изобразил ад как подземную воронкообразную пропасть, склоны которой опоясаны концентрическими уступами – «кругами ада».
Утопический социализм). Строгая организованность, логичность, ясность, рациональность построения формы. Реальная власть переходила к «старшим цехам», «жирному народу». Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. В итальянском Ренессансе выделяют периоды Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. В ходе своего путешествия Данте проходит все девять кругов ада – от первого, где находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, до девятого, где мучаются предатели, среди которых мы видим Иуду. Дух Ренессансного искусства и философии стали доминировать в Ватикане.
Человек должен был постоянно чувствовать на собой вышнюю (причем враждебную) силу, которая в каждый момент могла обрушиться на него, карая за грехи.
В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Критическим стало отношение к церкви и священнослужителям. Так, в эпоху Возрождения многоэтажные городские общественные здания: ратуши, университеты, дома купеческих гильдий, воспитательные дома, склады рынки, склады получает более нарядное убранство.
Однако, разумеется, одними Апеннинами эпоха Возрождения не ограничилась. Открытия Галилея, подтвердившие учение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, дали толчок более быстрому распространению гелиоцентрической теории, которую церковь признавала еретической она преследовала ее сторонников (например, судьба Д. Бруно, сожженного на костре) и запретила сочинения Галилея. Темами росписей была обычная семейная жизнь людей. В Эпоху возрождения ученость женщин расценивалась, как нечто неестественное и даже, как в случае с Изоттой Ногарола, связанное с особым образом жизни (никогда не выходила замуж и неоднократно подчёркивала собственную девственность, религиозное одиночество). В 1527 году армия Карла V, долгое время не получавшая жалования (император поиздержался в ходе военных действий), вначале осадила, а потом ворвалась в Рим и разграбила его дворцы и храмы. В них пелось о любви воспевались бытовые и мифологические сюжеты.
Прямая линейная перспектива рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схода на линии горизонта, в ней предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником. В Византии никогда не порывали и с античной культурой. Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было граничит с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. В конце XVI века Италия была музыкальным центром Европы. Со временем сложились своеобразные мелодические символы, обозначавшие в мелодиях мадригалов нежные вздохи, слезы, философию жизни (мадригал Джезуальдо ди Венозы «Умираю я, несчастный», 1611г. ). Итальянский Ренессанс начался в Умбрии (Центральная Италия), с центром в городе Флоренция1. Большое внимание также придавалось обстановке. После Рима видными центрами Возрождения были Неаполь (с его королем Альфонсом Великодушным), Милан и Венеция.
Эта группа людей составила слой покровителей мастеров культуры. Ничто не бросается в глаза. Основные элементы стиля Ренессанс: полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры кессонный потолок античные скульптуры лиственный орнамент роспись стен и потолка массивные и визуально устойчивые конструкции бриллиантовый руст по фасаду форма мебели – простая, геометрическая, основательная, богато декорированная цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый. иезуитов, в Риме и замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Джорджио Вазари (дворец Уффици, во Флоренции), Антонио Палладио (несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце), генуэзец Галеаццо Алесси (црк. Стивеном были сформулированы теоремы гидростатики Тарталья успешно изучал теорию баллистики Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Г. Кремер (Меркатор) создал более совершенные географические карты.
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Центральной фигурой живописи стал Джотто. В последующем папа Николай V основал библиотеку Ватикана. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». деятельность которых находилась вне контроля церкви. Автоhство цикла до настоящего времени оспаривается.
Орнамент подражает античным образцам. Центральная исеверная Италия стали первыми европейскими регионами, вкоторых начался процесс перехода отсхоластического религиозного мировоззрения Средневековья кгуманистическим идеалам Возрождения (вторая половина XIIIв. ). Среди этих людей от назвал только трех женщин: поэтесс Виттория Колонна (Vittoria Colonna), Веронику Гамбара и Туллию Дарагона (Tullia dAragona). В 1483 году росписи были завершены и капелла была освещена папой Сикстом IV.
написана грандиозная героическая поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», в которой отразились не только завоевания светской ренессансной культуры, но и начавшийся кризис гуманистического мировоззрения, связанный с усилением религиозности в условиях контрреформации, с утратой веры во всемогущество личности. Народные черты были свойственны и нидерландскому искусству. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. До того, как портрет стал светским жанром в форме отдельной картины, он долгое время был составной частью многофигурной религиозной композиции— стенной росписи или алтарного образа («Афинская школа» Рафаэля).
Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл). Хотя мир изображенный в «Божественной комедии», вымышлен, он во многом подобен земным картинам: адские пучины и озера похожи на страшные провалы в Альпах, адские чаны – на чаны венецианского арсенала, где кипятят смолу для конопачения судов, гора чистилища и леса на ней такие же, как земные горы и леса, а райские сады подобны благоухающим садам Италии. Итальянское Возрождение сопровождалось крахом итальянской политики. Медали, статуи, драгоценные камни, здания, надгробные памятники чтились, как святыня.
Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века. Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б. Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей).
К творцам эпохи Северного Возрождения относятся Дюрер, Ван Эйк, Кранах. Роль пап, как покровителей искусства, увеличилась в пятнадцатом веке. В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. В монументальной итальянской живописи широкое распространение получает фреска. Батальные композиции раннего Возрождения до нас не дошли. Музыке приписывались терапевтические свойства.
Подошли времена «Великого раскола», ознаменованного ожесточенными раздорами в самой папской курии. Боэций связывал звуки небесных светил со струнами кифары (ступенями звукоряда), расположив их последовательно от месы (звук Неба) до просламбаномена (звук Луны).
Развал банков Барди и Перуцци открыл семейству Медичи путь к правлению во Флоренции. Сам Рим в глазах некоторых, превратиля в настоящий библейский Вавилон, где царили коррупция, безверие и распущенность. В 1469 году бразды правления перешли к двадцатиоднолетнему внуку Козимо —Лоренцо, который был известен как «Лоренцо великолепный». В эти времена почти вся Италия была разделена на отдельные маленькие государства. Как и архитектор Филиппо Брунеллески (церковь Сан Лоренцо), он развивал античные мотивы в архитектуре.
Великие географические открытия расширили горизонты современников. Художник Джотто использовал светотени для создания формы. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла). Совершенствовались знания по анатомии, чему способствовал труд Везалия «О строении человеческого тела». Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов.
Человек по своей природе добр. Правительством Флоренции становился орган городского самоуправления синьория. В 16 в. Итальянцы Н. Тарталья и Дж. Поэзия К. Маро, сочинения гуманистов-филологов Э. Доле и Б. Деперье, входивших в кружок Маргариты Наваррской (сестры короля ФранцискаI), проникнуты народными мотивами, жизнерадостным вольномыслием. В них жила аристократия средневекового королевства.
платереско и мануэлино). В ботанике Э. Корд и Л. Фукс систематизировали широкий круг знаний. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Это привело к расколу в лоне церкви, к появлению реформистских движений. Леонардо да Винчи работал подмастерьем в мастерской Верроккьо.
В конце XV—XVIв. Эти циклы связывают с Черной смертью — эпидемией чумы в Италии в 1348 году. В этот период в живописи появились первые светские (нерелигиозные) темы. В тот период были созданы замечательные произведения живописи, скульптуры, архитектуры.
В это время культурные явления очень разнообразны, появляются течения, которые считаются проявлениями кризиса и вырождения в искусстве (например флорентийский маньеризм). Усиление светских настроений интерес к земным деяниям человека оказали решающее влияние на возникновение и формирование культуры Возрождения. Бароцци, прозванный Виньолою (црк.
Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л. Мозер, Г. Мульчер, особенно К. Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж. Фуке). Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Он был неиссякаемым критиком гуманистического «непотребства» и не гнушался сжигать произведения, так его возмущавшие. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы искусства, философии идеалов древнего мира искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Появляется интерес к античной культуре, происходит ее «возрождение» – так и появился термин. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари.
Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение» или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. Элементы стиля ренессанс заимствовались из арсенала форм греко-римских ордеров. Живопись М. Грюневальда, напротив, была проникнута религиозной экзальтацией.
Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно граничит с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Примером являются фрески в Палаццо Schifanoia в Ферраре с астрологическими темами. При строительстве большое внимание уделялось фасадам.
Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г». Главный принцип этики Монтеня— свободное проявление человеческой индивидуальности, освобождение разума от подчинения вере, полноценность эмоциональной жизни. Формируются новые системы фасадного убранства, происходит разработка новой конструктивной системы кирпичного здания (сохранилась в европейском строительстве вплоть до XX века), сочетающего кирпичные и деревянные перекрытия. В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку.
Много нового появилось в области физики, механики, математики. Произошли значительные перемены в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Двери имели огромное влияние на развитие флорентийской живописи. Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Ренессансом» (Hochrenaissance) он простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 г. В это время центр тяжести итальянского искусства, которое возделывалось дотоле, главным образом, во Флоренции, перемещается в Рим благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого смелого и предприимчивого, привлекшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собою другим пример любви к художествам. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Караваджо считается основателем стиля барокко. Появление выдающихся художественных произведений превращалось в крупное общественное событие. Все они по-разному выявляли специфику ренессансного искусства: стремление к жизнеподобию образов, основанному на принципе «подражания природе», широкое обращение к мотивам античной мифологии и светской интерпретации традиционных религиозных сюжетов интерес к линейной и воздушной перспективе, к пластической выразительности образов, гармоничности пропорций и т. д. Распространенным жанром живописи, графики, медальерного искусства, скульптуры стал портрет, что было непосредственно граничит с утверждением гуманистического идеала человека. В области гражданского зодчества было создано особенного много новых творений. Лоренцо Валла пошел дальше и призывал к активным действиям для борьбы за свои идеалы. Мазолино присоединился к работе в 1427 году.
Однако папа умер в 1534 году. Что самое главное, в них появились человеческие переживания, чуждые готике. Литературоведы считают, что Маньеризм это самостоятельный стиль ранней фазы барокко. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы.
Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д. Браманте, Рафаэля, Микеланджело. ХIII век явилась началом ренессансной культуры Италии – Проторенессеансом. Более общими периодами являются: Раннее Возрождение, когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, творчески преобразуя ее Среднее (или Высокое) Возрождение Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением здесь роль поздней готики была особенно значительна. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.
Урсулы» изображен мягко освещенный интерьер, где спит молодая девушка. Культура Возрождения не стала простым возвращением к античности. Характерной чертой итальянского стало почти полное отсутствие внутренних противоречий. Гиберти выиграл конкурс. По своей продуктивности эпоха Возрождения, охватывающая в Италии около трех столетий, вполне сопоставима с целым тысячелетием, на протяжении которого развивалось искусство средневековья.
О них можно судить по работам трех разных художественных школ: фрескам Пизанелло в Мантуе (Палаццо Дукале), Пьеро делла Франческо в Ареццо (росписи хора церкви Сан Франческо) и триптиху Паоло Учелло Битва при Сан-Романо. 15 в. ).
Купец Гирьяко всю жизнь с умилением собирал рукописи, странствуя по всему свету. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Возрождение или Ренессанс (итал. Папа Сикст IV выдал заказ на строительство Сикстинской капеллы. В шестнадцатом веке итальянцы Дж. Многие художники пытались разгадать тайну очарования представительниц прекрасного пола.
XVI век— время активного утверждения ренессансного стиля в архитектуре, особенно светского назначения, для которой была характерна тесная связь с традициями античного зодчества (ордерная архитектура). Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Работа над новой фреской была закончена в 1541 году.
В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Прежде всех других искусств преобразовалась архитектура. Италия была также центром инноваций в инструментальной музыке.
В эпоху Возрождения классика все чаще ассоциируется с Возрождением. Более столетия Италия оставалась единственной страной ренессансной культуры к концу XVв. Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.
Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. Этому способствовало и великое изобретение Иоганна Гутенберга— книгопечатание. В «Книге песен» Петрарки отразились тончайшие оттенки его любви к Лауре.
Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Освобождение от церковной схоластики и догматики способствовало подъему науки. Во 2-й половине XVв. «Раннего Возрождения», обнимает собой в Италии время с 1420 по 1500 г. В течете этих восьмидесяти лет искусство еще не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности и старается примирить между собою те и другие. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. Ученый-гуманист Энея Сильвия Пикколомини стал папой Пием II в 1458 году.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Известные поэты XV века: Луиджи Пульч (автор Морганте), Боярдо, Маттео Мария (Влюблённый Роланд), Лудовико Ариосто («Неистовый Роланд»). По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей. В это время ценятся пышные женские формы.
Эти тексты были не только памятниками другой культурной эпохи, но и «учителями», помогавшими им открыть самих себя, сформировать свою личность. В это время значительная роль отводилась культу женской красоты. Б. Альберта) и нек. Крупные изменения произошли и в общественных науках. В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. В верхней части стен между окнами были написаны портреты пап.
В качестве ведущей черты этого образа выдвигается понятие virtu (доблесть), которое имеет очень широкое значение и выражает действенное начало в человеке, целенаправленность его воли, способность к осуществлению своих высоких замыслов вопреки всем преградам. Перед итальянскими художниками открылся новый мир возможностей. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Требования святой церкви противоречили самой человеческой природе.
Одной из главных тем живописных произведений Ренессанса (Жильбер, Микеланджело) были трагическая непримиримость конфликтов, борьба и гибель героя. Разные ситуации наблюдались в городах. Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Изобретение способа передачи перспективы способствовало более правдивому отображению действительности.
Проявляется готический стиль в архитектуре Италии в основном в декорировании зданий. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Высокого подъема достигло в XVIв.
Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной. Но уже в конце 13 века у некоторых иконографов (С. Во многих городах власть сосредотачивалась в одних руках, появились синьории.
Поскольку папы после 1309 года остались в Авиньоне (все папы в 1309—1378 годах были французами), то Рим оставался архитектурно слаборазвитым городом, по сравнению с другими крупными городами Италии.
В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л. Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти и др. ). Эти тенденции очень ярко проявились в сатирическом романе выдающегося писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где сюжеты, почерпнутые из старинных народных сказаний о веселых гигантах, сочетаются с осмеянием пороков и невежества современников, с изложением гуманистической программы воспитания и образования в духе новой культуры. Отдельные города присоединялись то к одной воюющей стороне, то к другой. После «предварительной подготовки» на сцену выступил Ранний Ренессанс: годы начала и конца этого периода историки называют довольно единодушно – с 1420 по 1500.
Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Доменико Гирландайо были также созданы циклы картин Жизнь Святого Франциска, Жизнь Девы Марии и Иоанн Креститель. Новый заказ на фреску Страшный суд он получил от папы Павла III Фарнезе. Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и ее антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Зарождение ренессансной литературы во 2-й половине XIVв.
К. Геснер обогатил знания в области зоологии своей «Историей животных». Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии.
Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г. Пейербаха (Пурбах) и И. Мюллера (Региомонтан). Развитие цивилизации непрерывно. По его проектам был построен Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата, фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), фасады церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе— здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто. Около 1425 г. Флоренция стала центром Ренессанса (флорентийское искусство), но к началу 16 века – Высокое Возрождение – ведущее место заняли Венеция (венецианское искусство) и Рим. Оплотом республиканского строя на Апеннинах были города Венеция и Флоренция. Главным представителем такого искаженного стиля, оставившего, однако, немало весьма любопытных, роскошных памятников по себе во всей Европе, был итальянец Д. Бернини, трудившийся также и по части скульптуры, в которую введены им подобная же утрированность, подобное жеманство (полуциркульные колоннады при Петровском соборе, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно, скульптурная группа «Похищение Прозерпины» в вилле Лудовизи, колоссальная статуя императора Константина верхом на коне, в притворе Петровского собора, надгробные памятники пап Урбана VII и Александра VII (там же) и многие др.
Искусство Италии было обогащено (за счёт постоянного воззвания к античности) массой новых для того времени приёмов, мотивов, форм, вместе с тем придавая оттенок героической идеализации, который абсолютно отсутствовал в творениях художников Северной Европы. Третий период искусства Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм.
В искусстве это прежде всего творчество Андрея Рублёва и художников его круга, в литературе— «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о любви муромского князя и крестьянской девушки Февронии и сочинения Епифания Премудрого с его мастерским «плетением словес». Переосмысливается Аристотель, Эпикур и эпикурейцы, античные стоики. Именно он впервые обратился к человеку, его страстям, его душе в своем произведении под названием Комедия, которое впоследствии будет названо Божественной комедией.
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Торговое соперничество городов со временем превратилось в кровавое соперничество. пол.
Астроном из Польши Николай Коперник в трактате «Об обращении небесных сфер» (1543 г. ) не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, но и Земли вокруг своей оси. Он сделал это в картине Терра-Верде (Зеленая земля), оживляя её композиции с добавлением киновари. В 1460-е годы в Италии также возникли академии в Риме и в Неаполе.
Кажется странным, почему эпоха Ренессанса не коснулось России. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н. э. ) в соответствии с принципами римского театра. Ещё до Флорентийской унии (1438) и падения Константинополя (1453) жил первый гуманист – Петрарка (1304 – 1374), с которого обычно и начинают эпоху Возрождения. Конституция лишала аристократические феодальные фамилии политических и гражданских прав.
В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н. Пизано). Путь к построению абсолютного общества Бэкон видел в развитии науки, прежде всего физики.
кроме того, любопытны относящиеся к рассматриваемому периоду малый и большой венецианские дворцы в Риме (Бернардо ди Лоренцо), Чертоза в Павии (Амбр. На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). и Дж.
В конце 15 – начале 16 вв. (Заметим, что очистительный огонь чистилища воспринимался одними богословами как символ мук совести и раскаяния, другими – как реальный огонь. ) Срок пребывания души грешника в чистилище мог быть сокращен его оставшимися на земле родными и близкими путем совершения ими «добрых дел» – молитв, месс, пожертвований в пользу церкви. Уже во второй половине XVI века наступает феодально-католическая реакция. Мадонны да Кариньяно и дворцы Спинола и Саули, в Генуе) и некоторые другие.
Появление итальянский банковской семьи дома Медичи, развитие торговли способствовало развитию маленького (40 тыс. Основоположником данного стиля Ренессанса был очень известный, талантливый художник Леонардо да Винчи (1452 – 1519).
ИсторияЭпоха Возрождения (Ренессанс) – период культурного и идейного развития европейских стран. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде и скрипки — инструмента народного происхождения. Правящий класс контролировал в сотни раз больший дохода. В учениях утопистов Дони, Альбергати, Цукколо идеальное общество связывалось с частичной ликвидацией частной собственности, равенством граждан (но не всех людей), всеобщей обязательностью труда, гармоничным развитием личности. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Он декорировался множеством мелких деталей и украшений.
Венеция была одним из самых богатых городов, поскольку контролировала Адриатическое море. В начале XVI века писатель Кастильоне (Книга Царедворца) изложил свое видение идеального джентльмена и леди. В XVIв.
В скульптуре прославился Ж. Гужон. В раю он следует за самой Беатриче, так как язычник Вергилий не имеет права находиться там. Теория музыки древней Греции была известна итальянцам благодаря работам музыкального теоретика Боэция ( 524). Стили Ренессанса характеризуют свою эпоху, направленную на человека, на подчеркивание его достоинств. Она также стала центром культуры Возрождения, особенно архитектуры.
Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Работы в стиле Возрождения призывали людей наслаждаться созданными художниками образами. Так, в гражданском гуманизме— направлении, сложившемся во Флоренции в первой половине XVв.
Эти явления стали свое го рода «предвозрождением» и получили название Проторенессанса. Замечательнейшие из итальянских архитектурных памятников раннего Ренессанса мы находим во Флоренции это — купол тамошнего собора и палаццо Питти (создания Ф. Брунеллески), дворцы Риккарди (построенный Микелоццо Микелоцци), Строци (Бенедетто да Майяно и С. Кронака), Гонди (Джульяно да Сан Галло), Руччеллаи (Л. В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы. В переводе с французского или итальянского ренессанс – это «рожденный заново», что граничит с возрождением в искусстве античных традиций.
Габриели). Все открытия совершались на интуитивном уровне. Великая поэма Данте представляет собой уникальную картину мироздания, природы и человеческого бытия. Центральной фигурой живописи стал Джотто. К Позднему Возрождению можно отнести П. Веронезе, А. Палладио, Я. Тинторетто и др.
Прожив там два года в качестве живописца и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых пытался соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность). Друг Петрарки, Джованни Боккаччо написал сборник «Декамерон» из 100 историй, рассказанных за десять ночей десятью рассказчиками, которые бежали на окраины Флоренции, чтобы спастись от чумы. Третий период Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. М. Сервет высказал мысль о наличии легочного круга кровообращения. Его последователь первой половины XVв.
Папа Николай V прославился основанием ватиканской библиотеки, оставив более 5000 томов книг. Это было новым взглядом на природу реальности. На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в. ), подготовившей Ренессанс. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г. ) итальянский художник Д. Вазари писал о «возрождении» искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике». Для данного направления было характерно изучение самого человека в его земном образе.
Его мастерство делает его одним из самых оригинальных художников эпохи Возрождения. В 1475 году во Флоренцию прибыл огромный запрестольный образ Поклонение Пастухов. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Кардано и Н. Тарталья открыли новые способы решения уравнений 3-й и 4-й степени. (сер.
Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. Козимо был также важным покровителем искусств. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485).
Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Мастера 15 в. (прежде всего Л. Б. Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры. Почти сто лет светские песни были распространены по всей Европе. Хотя многие гуманисты были набожны, слепой догматизм умер. В XIII веке потерпела неудачу серия религиозных Крестовых походов, направленных на «освобождение» в Иерусалиме (с Гроба Господня) от турок-сельджуков.
Ломбарде), Корнер Спинелли, Тревизан, Кантарини и, наконец, дворец дожей, в Венеции. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Европейская художественная культура получает своё развитие в становлении реализма.
Что же повлияло на появление и развитие данной эпохи. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я. Госсарт, Я. Скорель, Б. ван Орлей и др. ).
Самобытная ренессансная культура сложилась в Испании, Португалии и Англии. В 1447 году к власти в Милане пришел Франческо Сфорца.
Роспись Леонардо была закончена в 1497 году. Ростки искусства эпохи Возрождения появились в реализме Джиотто. Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций. Гуманисты заново переводили и комментировали Библию и занимались теологическими изысканиями. В сентябре 1425 года Мазолино уехал в Венгрию и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно.
Отличался в философии и очень ярко атропоцентризм. Схоластическому методу он противопоставил наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. Основными предпосылками для эпохи Ренессанса были научные и технические открытия (изобретения пароходов, микроскопа, телескопа, открытие в области медицины и астрономии и иные научно – технические достижения) кризис феодализма зарождение капитализма великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана) формирование новых сословий – буржуазии и наемных работников изменение духовного облика человека. Изменение климата повлияло на сельскохозяйственное производство. До половины XV века Возрождение было порой энтузиазма и восторженных открытий.
Боргоньоне), палаццо Вендрамин Калерджи (П. Альберти считал, что в мире царит закон гармонии, ему подчинен и человек. Первый из них, период так наз.
Он имел единомышленников и союзников во многих странах Европы (Дж. Колет и Томас Мор в Англии, Г. Бюде и Лефевр дЭтапль во Франции, И. Рейхлин в Германии). Жизнерадостный характер и бесконечная вера в жизнь породили и веру в безграничность возможностей для разума и возможность развития личности гармонически и без барьеров. Гуманизм в оптимистической философии, представлял человека, как мыслящего и чувствующего существа, способного решать и думать за себя.
Уменьшились урожаи, что приводило к голоду, усугубляющемуся быстрым ростом населения. Таким образом, в кругу Брунеллески, Мазаччо и Донателло сформировалась теория линейной перспективы, которая была изложена затем в трактате 1436 года Леона Баттисты Альберти «Книга о живописи». Уже во 2-й половине XIVв. Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи.
Появились портреты, которых вовсе не рисовали в Средние века, карикатуры.
Они были объединяющим фактором источником гордости художников города. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности и старается примирить между собой те и другие. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Так, люди предполагали, что образы Девы Марии и христианских святых могут творить чудеса.
возрожденческие элементы проявились в русской политической публицистике (Иван Пересветов и др. ). В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). значительные сдвиги произошли в развитии науки.
Как культурное движение, Ренессанс охватывает расцвет латинской и народной литературы. Сатирическую линию в немецкой литературе продолжили «Письма темных людей»— анонимно изданный коллективный труд гуманистов, главным среди которых был Ульрих фон Гуттен, — где уничтожающей критике подверглись служители церкви. Существовала и другая основная черта итальянского Возрождения – его рационалистичность.
Считалось также, что некоторые изображения нехристианской тематики оказывают «магическое» влияние. На стенах комнаты играют световыми эффектами светотени. Вот таким образом новая эпоха в развитии европейской культуры получила название «Возрождение», отразив стремление к возвращению образцов и ценностей античной культуры в новых исторических условиях. Глубокая религиозность, преданность идеям католической веры, воспитанная веками борьбы с завоевателями-мусульманами, стала одной из главных особенностей испанского национального характера, самобытно и ярко отразившегося в искусстве. Во Франции культура Возрождения складывалась и переживала расцвет в XVIв. В эпоху Возрождения скульптура и живопись широко распространились за пределы храма. Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Наиболее распространенной темой картин являлась Мадонна с младенцем. Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. Англичанин Гилберт в 1600 г. опубликовал сочинение «О магните», которым положил начало изучению электромагнитных явлений и описал свойства магнита. но превосходного дворца Жиро, двора Сен-Дамазо в Ватиканском дворце и «Темпьетто» при церкви Сан-Пьетро ин Монторио в Риме, а также составлением плана для нового Петровского собора, который и был начат постройкой под его руководством.
Аимена таких гениев эпохи, как Леонардо ДаВинчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Филиппо Брунеллески, Франческо Петрарка иДжованни Боккаччо навсегда вошли висторию, став символами расцвета европейской культуры. Для её укрепления он допускал применение любых средств, что выразил в своем известном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари и ещё сильнее отмечена итальянским стилем.
Микеланджело называл эти двери вратами Рая. Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в. ) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели.
Агрикола систематизировал знания в области горного дела и металлургии. Джотто первым реализовал принцип подражания природе в живописи. Отдельные тенденции предвозрожденческого характера проявились и в русской культуре XVв.
В XVI— первых десятилетиях XVIIв.
Его кисти принадлежат такие известные картины Ренессанса, как «Рождение Венеры», «Весна», «Христос в терновом венце». Данную эпоху разделяют три периода: Ранее Возрождение – в этот период происходят изменения экономической и культурной жизни, зарождается капиталистическая промышленность, развивается банковское дело. Начало Позднего Возрождения в 1550 году ознаменовалось творчеством Андреа Палладио.
Крупнейший художник Питер Брейгель, прозванный «Мужицким», в своих картинах крестьянской жизни и пейзажах с особой полнотой выразил ощущение единства природы и человека. Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов. Человек может раскрыть и развить эти добродетели лишь в активном социальном общении, а не в бегстве от мирской жизни.
Возрождение или Ренессанс (от фр. Традиционно родоначальником эпохи Возрождения в литературе считают Данте Алигьери. Менялся и духовный мир человека.
Монументальные росписи широко применялись также и в архитектуре итальянского Ренессанса. Одной из ее особенностей был расцвет сатирической литературы, начало которому положило сочинение Себастьяна Бранта «Корабль дураков», в котором подвергались острой критике нравы времени автор подводил читателей к выводу о необходимости реформ общественной жизни. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли. ).
Крупные изменения произошли и в общественных науках. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. Стены этих галерей два с половиной века украшались фресками.
Великий город обезлюдел, а Высокому Возрождению пришел конец. Вообще эпоху Ренессанса можно разделить на три периода.
Франциска, видимо, членами его мастерской. В искусстве утверждался идеал титанической личности.
В отличие от Средневековья, создавшего идеал хрупкой женщины с тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, эпоха Возрождения отдаст предпочтение физически крепким прелестницам. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. – втор. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма).
В 1293 году была принята конституции Флоренции— «Установления справедливости»7. Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку— у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели). В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.
Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл. Как и на крестьян, эпоха Возрождения оказала на них малое влияние.
Начало новой эпохи связывают с творчеством флорентийского художника Джотто ди Бондоне. В XIV веке произошел ряд катастроф, которые привели Европейскую экономику к рецессии. Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. Крупнейшей фигурой Северного Возрождения был Эразм Роттердамский, с именем которого связано направление «христианского гуманизма». Мартини, Дж.
Вплоть до настоящего времени «Божественная комедия» остается непревзойденным шедевром литературы. Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К. Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Происходит значительное расширение сведений о культуре древнего мира. Вот таким образом можно говорить о переосмыслении религии, а не об отказе от нее.
Вот таким образом культура эпохи Ренессанса стала результатом синтеза старого и нового. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В XIII веке в большей части Европы наблюдался значительный экономический рост. Однако Ренессанс не был безрелигиозной культурой.
В настоящее время цикл работ включает в себя 12 композиций. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Наследие крупнейшего мастера светского мадригала Джезуальдо ди Венозы включают семь сборников многоголосных мадригалов и духовных сочинения, среди которых «Священные песнопения». Основными формами музыки периода Проторенессанса были мадригал, канон и баллата.
Церковные фасады, как правило, были оформлены с вертикальными выступами стен (пилястрами), арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Так называемый Северный Ренессанс зародился в Европе ближе к середине XVI века и подарил миру множество прекрасных произведений. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Известен его современник Боккаччо, автор сборника новелл «Декамерон», посвященного теме любви в разных её видах. В некоторых моментах этот стиль прослеживается у Рафаэля и Микеланджело. до первых десятилетий XVIIв. До нот в европейской музыке использовали знаки— невмы. граничит с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
Это было абсолютно уникальное явление, отличающееся от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. особый подъем переживало венецианское искусство.
Черная смерть выкосила треть населения Европы. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент. В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др. ) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Папа спонсировал работу над Сикстинской капеллой. Проблемы планировки города разрешаются новым образом, реконструируются городские центры. Раннее ВозрождениеПериод охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году».
Постепенно папство подпало под контроль богатых семей, таких, как Медичи и Борджиа. Государство), формировались новые общественные группы— буржуазия и наемный рабочий люд.
Третий период Возрождения— время самого пышного развития его стиля— принято называть «Высоким Возрождением». Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Приходит индивидуальное, авторское творчество.
Войны в конце XIV века между Флоренцией и Миланом сплотили народ. При работе над фресками художник уделял особое внимание показу душевного состояния героев. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Эпоха дученто, т. е. В области философии на первый план снова выходят учения Платона и неоплатоников. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.
Разум— это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным.
Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В это время закончился средневековый теплый период и начался малый Ледниковый период4. Его рисунки неповторимы, он воплощал новый тип художника-мыслителя, ученого. Художники изображали мир и человека, как они виделись глазу.
Заговор Пацци в 1478 году и убийство Джулиано только усилило влияние Медичи. Стиль, выработанный итальянцами, проник всюду и пользовался везде почетом, но при этом, приноравливаясь ко вкусам и условиям жизни других национальностей, утратил свою чистоту и до некоторой степени легкость и гармоничность тем не менее он выразился во многих прекрасных сооружениях, каковы например во Франции западный фасад Луврского дворца в Париже (архитектор П. Леско), королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюльери (Филибер Делорм), Экуэнский замок, дворец в Блуа в Испании — двореу Эскориал (Х. Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей. Так, в эпоху Возрождения Мюллером были созданы новые астрономические таблицы — «Эфемериды» (1492 г. ), которыми пользовались в своих путешествиях Васко да Гама, Колумб и другие мореплаватели. Он должен стремиться к знанию, к постижению окружающего мира и самого себя.
Для него характерно восхищение реальным человеком, верой в его творческие возможности, признание важности земного существования. Как своеобразное продолжение народных итальянских (пастушеских) песен, мадригалы писались на стихи итальянских народных и профессиональных поэтов. В эту сложную, переходную эпоху возник новый тип культуры, поставившей в центр своих интересов человека и окружающий мир. Новая, ренессансная культура широко опиралась на наследие античности, осмысленное по-иному, чем в средние века, а во многом и заново открытое (отсюда понятие «Возрождение»), но она черпала также из лучших достижений средневековой культуры, особенно светской— рыцарской, городской, народной. Над образованием научных основ искусства трудились многие итальянские художники. Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год.
Периоды эпохи ВозрожденияВозрождение делят на 4 этапа: Проторенессанс (2-я половина XIII века – XIV век) Раннее Возрождение (начало XV века – конец XV века) Высокое Возрождение (конец XV – первые 20 лет XVI века) Позднее Возрождение (середина XVI – 90-е годы XVI века)ПроторенессансПроторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу.
Подобно Петрарке, он также писал любовные стихи, освященные знатной даме Мария дАквино, воспетая Боккаччо под именем Фьяметта, что означает «огонек». Гуманисты внесли ценный вклад в развитие всех этих наук. При дворе папы Николая V жил замечательный архитектор и писатель-энциклопедист Альберти. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов.
Отрицались догматизм и схоластика, своего былого авторитета лишалась теология. Вторая половина XVIв. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями.
Многие лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии, участие византийских греков в нём было ничтожным. Тосканская культура, особенно литература, вскоре стала образцом для всех государств Северной Италии и Тосканы.
По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд»: «Многих это моё искусство сделает дураками». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности. Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Это во многом объяснялось пересмотром положения женщины в реальной жизни. В конце XV века Италия стала признанным Европейским лидером во всех этих областях и в той или иной степени сохранила это лидерство вплоть до 1600-х годов.
Изучение Античности наложило свой отпечаток на религиозные воззрения и нравы. Это период с 1420 по 1500 гг. (protorenaissance). Так итальянский художник Раннего Возрождения Витторе Карпаччо в картине «Король мавров прощается с послами» уделял главную роль не фигурам, а эффекту солнечного света, льющегося слева через открытую дверь и освещающего бедного писца, в его картине «Сон Св. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год).
(они велись между королями Франции, Испании и германским императором за овладение итальянскими территориями), открывшие французам богатство ренессансной культуры Италии. «Исторический жанр» был важным шагом в эволюции «монументального портрета», в нем художники изображали реальные события. Фасады в зданиях размещались симметрично относительно вертикальной оси. Искусство).
Возникла океанография. Двери стали местом работы многих художников Флоренции. В диалоге «Моя тайна», ряде трактатов он развивал идеи о необходимости изменить структуру знания— поставить в центр проблемы человека, критиковал схоластов за их формально-логический метод познания, призывал к изучению античных авторов (Петрарка особенно ценил Цицерона, Вергилия, Сенеку), высоко поднимал значение поэзии в познании человеком смысла своего земного бытия. Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Этот мир рождал в людях великую любовь к красоте мира и упорную волю познать этот мир.
Картина Гуго ван дер Гуса по велению семьи Портинари была вывезена из Брюгге и установлена в часовне Сант-Эжидио в больнице Санта-Мария Нуова. Более того, с помощью усилий множества итальянских художников на свет появилась теория пропорций человеческого тела, которая впервые была изложена в 1430-х годах в трактате Леона Баттисты Альберти «О статуе».
Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Однако восстановление античного наследия (гуманисты разыскивали рукописи древних авторов, очищали тексты от позднейших наслоений и ошибок переписчиков) не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. В этот период подражание античным образцам становится массовым. Этапы истории искусства Италии – родины Ренессанса – долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс («эпоха Данте и Джотто», ок. 1260-1320 гг. ), частично совпадающий с периодом дученто (XIII в. ) кватроченто (XV в. ) и чинквеченто (XVI в. )Хронологические рамки столетия не вполне совпадают с определенными периодами культурного развития: так, Проторенессанс датируется концом XIII в., Ранний Ренессанс кончается в 90-х гг.
Гуттен был автором многих памфлетов, диалогов, писем, направленных против папства, засилья церкви в Германии, раздробленности страны его творчество способствовало пробуждению национального самосознания немецкого народа. Rinascimento, фр. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию.
др. В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте. В литературе это событие ознаменовалось творчеством Шекспира и Сервантеса.
В начале XX века такие писатели, как Якоб Буркхардт, рассуждали о наличие относительно небольшого количества мифологических картин в эпоху возрождения. Так, великие литературные произведения не появились бы на свет, если бы им не предшествовала многовековая работа многочисленных самородков (творчество которых мы называем фольклором лишь потому, что имена их остались неизвестными). В 1490 М. Бехайм создает первый глобус.
Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. Крупными центрами издательского дела были в XVIв. Прежде всего усилились светские мотивы в европейской культуре.
В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Она ее развила и интерпретировала по-новому исходя из изменившихся исторических условий. Вазари приписывает разработку общего замысла цикла художнику Сандро Боттичелли. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было граничит с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении.
Фигуры приобрели пластичность, пропорциональность. Взлет национальной французской поэзии связан с деятельностью Плеяды— кружка поэтов по главе с Ронсаром и Дю Белле. работы в Риме.
Возрождение оказало значительное влияние на Рим. Новые явления в культуре Италии получили широкое развитие в XV в. Этот этап, обозначаемый как кватроченто, называют еще ранним Возрождением. Написаны (и изданы) великие книги. Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. о нём краткую и более подробную статьи).
Английский врач У. Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства. Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов. Изобразительное искусство возрожденияпо многим параметрам контрастно средневековому. Стиль картин Джорджоне сходен со стилем работ Винченцо Катены и Джованни Беллини.
Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др. ). Художник Филиппино Липпи сохранил стилистические особенности манеры предшественников. Дополнением стал Леонардо да Винчи, внеся понятие воздушной перспективы.
Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Большое количество художников участвовало в разработке теории перспективы, в частности Паоло Уччелло и Пьеро делла Франческа, сочинившие в 1484 – 1487 годах трактат «О живописной перспективе». Художники в первую очередь обращали внимание на телесное совершенство человека. Ведь можно заметить некоторые предпосылки для развития ренессансных тенденций. Роспись Капелли Сасетти включала в себя четырех сивилл (пророчиц и прорицательниц), шесть фресковых композиций на тему жизни Святого Франциска и алтарную картину Поклонение пастухов. Если средневековым сознанием тело рассматривалось как внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов источник греховности, то ренессансная культура считала его важнейшей эстетической ценностью.
Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «абсолютной красоты». Их постоянно изучали художники. Одна из его прославленных и известных картин является портрет Моны Лизы. Гуманизм (от лат. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.
Данте Алигьери в начале своего поэтического творчества был тесно связан с новым направлением в итальянской поэзии известным как школа «нового сладостного стиля», в котором любовь к женщине идеализировалась и отождествлялась с любовыо к мудрости и добродетели. XVI в. Он продолжается до конца XVI в. лишь в Венеции к этому периоду чаще применяют термин «поздний Ренессанс». Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются Тайная вечеря и Джоконда. (наиболее видные его представители— Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери), — этика основывалась на принципе служения общему благу.
Этому способствовали, в частности итальянские войны 1494—1559гг. Мощная фантазия Данте нарисована такой необыкновенно убедительный мир, что многие его простодушные современники искренне верили в путешествие автора на тот свет.
Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий – маньеризм. Своею роскошью и любовью к произведениям искусства прославился также ряд римских пап. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500года. Его гуманистическая педагогика получила художественное выражение в «Разговорах запросто», а его остросатирическое произведение «Похвала Глупости» было направлено против невежества, догматизма, феодальных предрассудков. Для них стала характерной героизация личности.
Разумеется, падение Второго Рима (Константинополя) в 1453 году, когда напуганные мусульманской ордой деятели культуры (и не только) бросились на Запад, увозя с собой библиотеки иконы и (главное) свои знания и опыт, сыграло огромную роль. Возрождение в Италии получило в XV веке характер «паганизма», т. е. возрождения античной языческой культуры.
В свое время велось много споров относительно степени секуляризации в эпоху Возрождения. Для новой фрески были сбиты как фрески самого Микельанджело в люнетах алтарной стены, так и фрески Перуджино.
Этот период принято именовать поздним Возрождением. humanus— человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения. Наука античности также оказывала влияние на возрождение литературы. В Германии культура Возрождения переживала бурный взлет в конце XVв. — 1-й трети XVIв.
жителей в 15 веке) итальянского города Флоренция. Макиавелли и Гвиччардини объяснили все беды Италии, ставшей в первые десятилетия XVIв. Еще одна особенность направления – это связь живописи и науки.
Широкое распространение в XVI— начале XVIIв. Среди искусствоведов эти этапы принято именовать по названию столетий: XIII в. именуется дученто (буквально – двухсотые), XIV в. – треченто (трехсотые), XV в. – кватроченто (четырехсотые), XVI в. – чинквиченто (пятисотые). Не все грешники вызывают у Данте отвращение и порицание. Он является архитектором первых трёх этажей.
В общей сложности на создание дверей понадобилось 50 лет. Его идея о «гармонии сфер» (Musica mundana) пользовалась популярностью в Средние века и в эпоху Возрождения. Эти мысли разделял и его друг Боккаччо, автор книги новелл «Декамерон», ряда поэтических и научных сочинений.
Описание литературы эпохи Возрождения обычно начинают с творчества Франческо Петрарки. Четкость, уравновешенность, симметрия частей относительно целого.
Алтарь сиял интенсивными красными и зелеными цветами. Икона Божьей Матери и знаменитая «Сикстинская мадонна» Микеланджело при всех различиях – как в технике, так и в наполнении – являют собой изображение одной и той же женщины с одним и тем же младенцем. Фламандец А. Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов.
Этому способствовало в немалой степени книгопечатание. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др. ), но твердо установилось только с 20-х годов XV века. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода припоминания средневекового абсолютно исчезают и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Полный разрыв с готикой осуществил Г. Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Большое внимание стало уделяться природе члеовека, реальному миру.
Они были связаны с возрастающим интересом к человеческой личности и ее психологии. Изучение античности в XV веке становится одной из ключевых задач гуманистических студий. искусство театра, демократического по своей ориентации. Памятников этого светского жанра осталось мало и самыми традиционными являются батальные. Классические нормы архитектуры изучались и воспроизводились для того, чтобы служить современным эпохе целям.
Мастера изобразительных искусств демонстрируют свое собственное стремление к новым методам и знаниям. Основоположниками гуманизма в Италии считаются Петрарка и Боккаччо – поэты, ученые и знатоки древности. Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино26. Поэты и художники, подражая древним авторам, стремились возродить античное искусство. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений.
Папа Юлий II был покровителем искусств. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер.