385. ). монархической власти во главе с «просвещенным» государем, стоящем на высоте «требований времени» – такую мысль о политическом порядке высказывал Вольтер, переписываясь с монархами и ожидая от просвещенных монархов отмены феодальных привилегий, освобождения крестьян, установления гражданских свобод (переписка с Екатериной П и другими императорами Европы Вольтера, Дени Дидро). Эту концепцию назвали «географический детерминизм». 4. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. 31. ). В Англии Локк, Беркли и Юм развивали идеи спиритуализма, деизма и скептицизма.
Однако драматург в дальнейшем пытался смягчить это впечатление написанием пьесы «Преступная мать или Второй Тартюф». Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Происходила смена в иерархии жанров. «Энциклопедии» (1751—1780) в 35 томах. Всю свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в 1717 году трагедией «Эдип», Вольтер отдал борьбе против религиозного фанатизма, против остатков крепостничества во Франции, против придворной клики. Это было правление богатых исключительно в интересах богатых.
Проводили критику старого режима. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт, знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ «Битва книг» (The Battle of the books), опубликованный в 1704году. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. Образец научного подхода стала Ньютоновская механика. С помощью другой картины – «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» – Давид пытался призвать своих сограждан к примирению во имя счастья будущих поколений.
Здесь нужно вспомнить еще работы современника и друга Баженова М. Казакова. Наступление Нового времени в Германии осознавалось как духовное освобождение. Основатель современной химии А. Л. Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др.
Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. в одиночестве. После 1789 года подозрения в симпатиях к якобинству могли погубить каждого человека. Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берёт свои основания из эпохи Просвещения (основателем экономического либерализма считается Джон Локк).
146, 147. ). 28. ). Самобытность национальной культуры и языка утверждал И. Г. Гердер (1744–1803). Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. (Чтобы понять умонастроение Ерменева, нужно вспомнить, что в бытность во Франции он был свидетелем взятия Бастилии и запечатлел это событие в одном из своих рисунков. ) Бедственное положение русских крестьян, нищих, слепых выражено Ерменевым с беспощадной правдивостью.
Франция наиболее ярко выраженный оппозиционный характер носило французское просветительство, подвергая критике основы дворянского строя, выдвигая идеалы «третьего сословия – буржуазии» (в России их называли «вольтерьянцами»). Они способствовали распространению научных знаний и поощряли научные исследования. Вам хочется выпить стакачик превосходного бургонского или же кларета.
Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. К. А. Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т. е. Это была самая большая энциклопедия XVIII века. Немецкий философ и математик Готфрид-Вильгелъм Лейбниц (1646-1716) предполагал, что во Вселенной существуют, помимо земной и другие цивилизации, но считал, что «этот мир является наисовершеннейшим из возможных миров». Смоллетт, Р. Б. Шеридан и др. ). «Энциклопедии» (1751—1780) в 35 томах. Ко второй половине XVII века Западная Европа потеряла религиозную целостность.
atheos – «отрицаю Бога безбожный»). Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Пугачевщина угрожала империи.
Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Архитектурная масса его зданий производит более органичное и живое впечатление. Если в Англии борьба против совершенной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах» 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жесткую неприязнь к католической церкви.
Философы эпохи просвещения – Вольтер, Дидро, Руссо, Локк, Ломоносов и другие считали, что нужно лишь «найти» те естественные законы, на которых зиждется человеческое общество и сделать их обязательными для выполнения. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Декарт спешно переехал в Голландию, где провёл 20 лет. Если в Англии борьба против совершенной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах» 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жёсткую неприязнь к католической церкви. Интерьер парижского Пантеона Ж. Суффло более расчленен, более легок и не производит такого внушительного впечатления.
Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Но расположение здания на холме, его стройный пирамидальный силуэт, подчеркнутый боковыми флигелями, стремление кверху его среднего корпуса, наконец, его облегчение благодаря бельведеру (к сожалению, пострадавшему при пожаре 1812 года) — все это, скорее, восходит к традициям народной архитектуры Древней Руси. На её место приходит французский язык.
Вы встретили одну из тех милейших особ, которые семенят, опустив глазки, отставив локти назад и слегка покачивая бедрами. 133-262. ). Академии и равнозначные им научные общества вроде Лондонского королевского сформировались в крупных европейских государствах в 17 веке.
Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Сад – отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «естественного человека», основным условием которого было возвращение к природе. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.
Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Правда, сперва уютный дом британца трудно было б назвать очень светлым. 55. ). Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. Успех романа в Англии был подготовлен успехом просветительской публицистики (журналы «Болтун» и «Зритель», 1709-1714 гг).
Почему и вывод делается главным героем следующий: «Пороки людей преступного мира и пороки богачей сходны» (там же, с. 106). Лепка его подчеркнута. Лучшим драматургом эпохи классицизма был Жак Батист Мольер (1622-1673).
На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт, знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ «Битва книг» (The Battle of the books), опубликованный в 1704году. Наука нового времени – открытия Коперника, И. Ньютона и других породила новую касту людей, обладавших особым мировоззрением, отличным от общего. Герцен, О развитии революционных идей в России. Если во Франции, Австрийской империи или Испании этот период отмечен расцветом абсолютизма, то Англия уже прошла этот этап своего развития и после Славной революции 1688 года стала конституционной монархией, в которой власть короля была ограничена «Биллем о правах 1689 года». Порицались невнимание к традициям и чрезмерная специализация.
соч., т. VII, М., 1956, стр. Это был самый успешный и значительный «проект» века5. Уже в XVIIIв. Cameron, London, 1943 М. Алпатов, Камерон и английский классицизм. Прямой противоположностью музыке барокко с ее страстностью и противоречивостью в эпоху Просвещения стала музыка венской классической школы, самым ярким представителем которой в XVIII веке был Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791).
Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести., 1784). И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Лодочник, перевозивший молодого Вольтера через Темзу, разразился перед французом гордым монологом о том, что он-де гражданин свободной страны и предпочитает быть лодочником на Темзе, чем архиепископом во Франции. Правда, экстерьеры британского неоклассицизма не достигли ни изумительных по чистоте линий творений самого великого Палладио (итальянский архитектор эпохи Возрождения), ни утонченной одухотворенности его французских и русских последователей. Просвещение быстро получило распространение в стране. Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д. Дефо (1660–1731). Людям он даровал две книги— Библию и книгу природы.
Карамзин, О достопримечательностях Москвы. Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Но вся ее внутренняя политика, особенно во второй половине царствования, клонилась к укреплению полицейского режима (Осмьнадцатый век.
Третий период выдвинул фигуру Ж. -Ж. Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729) Кодекс природы или Истинный дух ее законов (1773) Морелли О правах и обязанностях гражданина (1789) Г. Мабли (1709–1785) 2440 год (1770) Л. С. Мерсье (1740–1814). Западные архитекторы предпочитали в своих постройках симметрию или по крайней мере устойчивое равновесие частей.
Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. В трактате Об общественном договоре или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. Кубический объем здания не подавляет окружающей природы, не вступает с нею в конфликт. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий. Фальконе, Ж. А. Гудон). «Дьявольщина. Национального в ней осталось, — по его словам, — только известная грубость (А.
Стиль Баженова в Царицыне принято называть псевдоготическим или неоготическим. Между тем здесь нет характерных для готики ажурных конструкций. Профессия ученого приобрела престижность.
Для Франции же подходила только монархия. Изящным движением приложите кончики пальцев к губам. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика»— однокоренные).
Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Дело в том, что в театре из-за мест часто возникали ссоры, превращавшиеся в кровопролитие. Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Со стороны власти казалось, что комедии Бомарше напрямую призывают к революции.
Немецкие философы эпохи Просвещения, такие как Кант, Ницше работали над решением моральных и религиозных проблем. В центре движения стоял кружок Энциклопедистов, во главе с Дени Дидро (1713-1784), в который входили также Д- Аламбер, Гельвеций, Гольбах, Монтескьё и др. Т. О. Наоборот, участие землевладельцев в торговле вело к увеличению барщины и оброка. Кажется, что он вырастает из почвы, как его купол — из куба здания.
Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие— к середине XVIII века2. Мануфактуры заменяются крупными фабриками с применением машин. Примечательная особенность русских купольных зданий — их пирамидальность. Два идентичных здания на площади Согласия в Париже могут служить этому примером. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000.
Его имя — символ эпохи Просвещения. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIIIв. До чего же хорош английский язык. «Энциклопедии» (1751—1780) в 35 томах. «Реквием», написанный Моцартом незадолго до смерти, стал своеобразным эпилогом всего его творчества. Наоборот, русские архитекторы этого времени нередко отступали от строгого порядка. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г. Лессинг Лаокоон или о границах живописи и поэзии, 1766 И. Винкельман История искусства древности, 1764).
Таким образом, передовые взгляды исходили из среды консервативной знати, но самый прогресс общества стал делом рук ретроградски (в плане мировоззрения) настроенных кругов. Он возрождал в нем белизну и гладь стен древней новгородской архитектуры (А. XVIIIвек вошел в историю общественной мысли как эпоха Просвещения, как век разума. Свою задачу они видели в том, чтобы приблизить общество к «классическому» порядку, моделью которого для них была жизнь древних греков и римлян. В своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию, ведь своим трудом он оказывает услуги другим людям.
делались попытки определения основного характера просвещения. Наиболее известным философом-просветителем стал Франсуа-Мари Аруэ известный под псевдонимом Вольтер (1694-1778). Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер.
Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklrung. », 1784). В своем терракотовом эскизе Аякс спасает тело Патрокла М. Козловский, как многие другие мастера его времени, вдохновлялся античной группой Мене-лай с телом Патрокла в Уффици. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий. Оба они были протестантами, но их личности были абсолютно несхожими.
Кондильяк считал пустыми и даже вредными, такие абстрактные понятия как бытие, субстанция, сущность, атрибут, причина, свобода. Образованность становилась привилегией дворянства. God-dam, вам подают пива в отличной жестяной кружке с пеной до краев. Б. Грёз, У. Хогарт, Д. Н. Ходовецкий и др. ). Быстрое развитие физики и математики ознаменовалось публикацией в 1687 году «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона— фундаментального труда, заложившей основы классической механики и математического анализа.
Ведущую роль играли ирония и сатира (бытовые комедии К. Гольдони, Жана Батиста Мольера), семейно-бытовой роман и «роман воспитания». Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения.
На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт, знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ «Битва книг» (The Battle of the books), опубликованный в 1704году. Атрибуты искусств» – набор предметов подтверждает идеи просветителей о том, что творчество художника не только акт божественного вдохновения, но и каждодневный труд, систематический и упорный. В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Лучшие из них, впрочем, превратились в закрытые клубы с ограниченным членством. Белехов и А. Петров, Иван Старов, М., 1951, стр.
Романтизму присущи тяга к сверхъестественному и мистическому, а также идеализация старины. Здесь он изучал самые различные науки – от медицины до метеорологии. Деятельность просветителей казалась нереалистической. В Германии в 1731—1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» () в 68 томах.
247. ). 74. ). «Натюрморт. – Ученые Записки Ленинградского университета.
В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. Изумительно.
Позже череп появился на аукционе в Швеции очевидно, он был изъят во время первой эксгумации, так как на нем имелась надпись: Череп Декарта, взятый во владение и бережно сохраняемый Израэлем Ханстромом в году 1666-м по случаю переноса тела во Францию и с тех пор спрятанный в Швеции. Современники Баженова угадывали утопизм этого проекта. Цензура Католической церкви запрещала и сжигала его книги. Такое отрицание Бога получило название «атеизм» (от греч., 1784). Значительно быстрее, чем прежде, стала меняться мода. На её место приходит французский язык. Баженов был не одинок. по: Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века», т. I, с. 101).
После реформы, проведенной К. В. Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной. Михайлов, указ, соч., стр.
Роль Бога свелась лишь к «началу всего», он признавался силой, придумавшей порядок вещей, но непосредственно не вмешивающейся в жизнь. В школе мальчик производил впечатление мечтателя, не способного к серьёзным занятиям. Латынь перестала быть научным языком. В знаменитой «Опере нищего» Джона Гея (1728 г. иногда переводят и «Опера нищих» – «The Beggars Opera») ее герои воры и разбойники рассуждают уже очень «по-бизнесменски» : «Разве мы более бесчестны, чем остальная часть человечества.
Это была самая большая энциклопедия XVIII века. Но бесспорное достижение англичан – неоклассический интерьер (архитекторы братья Адам, мебель Хепплуайт и Шератон), строгий и элегантный. В 1649 году Декарт по приглашению королевы Христины переехал в Швецию, где был учителем королевы. (Показывают, как откупоривают бутылку).
Англия была родиной европейского Просвещения. Со стороны власти многие произведения были запрещены, например, знаменитая «Энциклопедия или Толковый словарь наук искусств и ремесел» (1751), которая была одним из катализаторов Великой французской революции. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Кофе появился в Европе в 17 веке.
Тут проявляются более радикальные политические и философские мысли. Что касается организации общества, то просветители отстаивали идею общественного договора. Бронштейн, Архитектура города Пушкина, М., 1940, рис. Гильотен с удивлением узнал, что одним и тем же оружием нельзя совершать две казни подряд.
Их и по сей день можно увидеть на площадках самых известных театров мира. Это открытие спасло от неминуемой смерти огромное количество людей на всём земном шаре. Вот этот дом в разрезе.
Э. Фальконе сталкивался с сопротивлением императорской бюрократии (Переписка Фальконе. Ильин, Баженов, М., 1945, стр. Отличные взгляды от Монтескье были у Вольтера. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш. Л. Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф. М. Аруэ, 1694–1778). – Журн.
– Собр. Великая княгиня упрекала Камерона за нарушение правил архитектуры (L.
В XVIIвеке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637).
Он сочинял целые истории, обличающие нравы общества, создавал серии картин как роман или театральный спектакль, повествовательно рассказывающий о приключениях героев с юмором и сатирой: циклы – «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Прилежание и леность», «Модный брак»- история брака обедневшего лорда с дочерью богатого купца, заканчивающаяся смертью всех главных героев. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Т. I-II, М. -Л., 1935. ).
Ж. Л. Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную исполнительную и судебную. В искусстве XVIII века классицизм приобретает новые черты. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф. Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г. Э. Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И. -В.
В 1759 году они были вытеснены из Португалии, далее следует Франция (1762) и Испания (1769). К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Ей предшествовала научная революция первой половины XVII века.
Но при дворе господствовал стеснительный этикет и сервилизм, подавляющая человека роскошь. На высшую ступень классического искусства поднял Ф. Й. Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Классицисты Западной Европы не ставили себе таких грандиозных задач. Первый этаж отведен лавке или гостиной, второй – столовой, а на третьем – спальни хозяев. 19 в. ) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией.
Данилова, Иван Аргунов, М., 1949 Т. Селинова, И. П. Аргунов. Наиболее известную экономическую теорию эпохи Просвещения создал профессор из университета Глазго (Шотландия) Адам Смит (1723-1790). Латынь перестала быть научным языком.
Это просветительский идеал Рокотов создал в Москве, в среде мыслящих просвещенных людей. В архитектуре надо было следовать пропорциям греческих портиков и римских куполов. В живописи цвет играл подчинённую роль использовались локальные цвета.
Идею суверенитета философ предложил в своей работе «Об общественном договоре или Принципы политического права» (1762). В резиденции французского монарха центром должна была служить его роскошная опочивальня. Она раскрывает всю глубину его внутреннего мира.
Как синоним просвещения употребляется выражение «философия XVIII века». Это позволяло объяснить происхождение государства и власти без вмешательства Бога. Шарль Луи Монтескье был выдающимся мыслителем, писателем, социологом и историком. Т. О. Он оказал наибольшее влияние на своих современников, чем кто-либо другой. Ш. Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции.
Известны расхождения между защитниками различных доктрин: защитников разума и защитников точных наук, приверженцев античности и почитателей человеческого сердца. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. В парижском «Caf Procope» зародилась идея «Энциклопедии». Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву. Всё движение времени (человеческой истории) просветители рассматривали как движение человечества от темноты, невежества, предрассудков к познанию законов мира. Это была самая большая энциклопедия XVIII века.
Хозяюшки в белых чепчиках, фартуках – «шарденовская женщина» – «Вернувшаяся с рынка», «Прачка» и др. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д. Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). В ней было 284000 ключевых слов.
Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С. Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. Симфонии Моцарта близки по духу произведениям Шиллера и Гете. В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т. Гейнсборо, 1727–1788, Д. Рейнольдс, 1723–1792). Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Череду научных открытий, начатую Ньютоном, продолжили другие выдающиеся учёные Европы.
Во второй половине XVIII века в искусстве формируется сентиментализм — художественное течение, которое провозглашает естественное чувство определяющим моментом жизненных ценностей. В этом — связь искусства с историческими предпосылками эпохи. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители.
Там на этой почве возникло литературное движение с громким названием «Буря и натиск». Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д. Локка (1632–1704) и его последователей Г. Болингброка (1678–1751), Д. Аддисона (1672–1719), А. Э. Шефтсбери (1671–1713), Ф. Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». С началом постмодернизма некоторые аспекты философии стали восприниматься как недостатки. Но ведь так оправдывала свои права английская старая (потомки норманнов) и «новая» олигархическая знать. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры.
Одни считали, что, создав мир и его разумные законы, Он не вмешивается в его жизнь. По выражению русского зодчего, перестроенный Кремль должен был служить на радость и утеху народа. По другой версии, учёный был отравлен.
Но и военным он не стал – возвратился в Париж и начал активную научную деятельность. Какая прелесть.
Условное название группы передовых мыслителей и писателей, объединившихся вокруг издаваемого ими «Энциклопедии или объяснительного словаря наук искусств и ремесел» (издано 35 томов с 1751 по 1780 гг). Английский писатель Л. Стерн публикует «Сентиментальное путешествие», герои которого — простые люди, представлены эмоционально-насыщено, слезливо, участливо. Королева вставала очень рано и заставляла философа прибывать к ней в 5 часов утра. обр. Проект Баженова остался неосуществленным.
Третий этап охарактеризовался идеями Жан-Жака Руссо. На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. О тонком прагматизме его можно судить по тому хотя бы, как он в 1786 году аргументировал в парламенте необходимость торгового соглашения с Францией: «Если Франция приобретает новый рынок товаров в лице восьми миллионов англичан, то мы соответственно получаем двадцать четыре миллиона французских подданных» (Дэниел, с. 284). Именно вот таким образом большинство философов адресовали свои послания, прежде всего, монархам. Каждый философ по-своему представлял место Бога в таком мире.
Бомарше, Г. Э. Лессинг, молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер, Г. Филдинг, Т. Дж. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) (в том же году скончался Жан Жак Руссо) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815). Мать Рене умерла от болезни легких, когда мальчику исполнился всего один год.
В этом отношении они были предвестниками позитивизма. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 12, с. 709 – 710). В их картине мира основное место занимали понятия «естественное право», «разум», «природа».
Ж. -Ж. Руссо в духе сентиментализма создает роман «Новая Элоиза», Н. Карамзин повесть «Барышня-Крестьянка» (и «Крестьянки могут любить»). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.
В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. Что ж, пассионариям всегда нужен миф их окрыляющий самообман Ф. Энгельс писал по этому поводу: «В противоположность материализму и деизму аристократии именно протестантские секты, которые доставляли и знамя и бойцов для борьбы против Стюартов, выставляли также главные боевые силы прогрессивного среднего класса и еще сейчас образуют становой хребет «великой либеральной партии» (К. Зайдите в любую харчевню, сделайте слуге вот этак (показывает, как вращают вертел), god-dam и вам приносят кусок солонины без хлеба. Все просветители считали, что мир устроен по законам Разума, за что их воззрения получили название «рационализм» (от лат.
Напряженное тело Аякса по контрасту к телу его мертвого друга выглядит более сильным. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. В книге «Изложение системы мира» Лаплас завершил картину мироздания, построенного на тяготении, в котором Бог не обнаруживает себя даже как Творец небесных светил. «В этом обществе свободной конкуренции отдельный человек выступает освобожденным от естественных связей и т. д., которые в прежние исторические эпохи делали его принадлежностью определенного ограниченного человеческого конгломерата Лишь в XVIII веке, в гражданском обществе различные формы общественной связи выступают по отношении к отдельной личности просто как средство для ее частных целей, как внешняя необходимость. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний.
390. ). Романов, Западные учителя Баженова. -Академия архитектуры, 1937, 2, стр. 16. ). Во время Французской революции было принято решение о перезахоронении великого учёного.
Его идеал – республика. В этом эпическая сила русской архитектуры. Для процветания общества необходимо придерживаться господства частной собственности и не допускать вмешательства государства в экономику гражданам, желающим вести собственное дело (бизнес), государство не должно чинить препятствий. Руссо предложил свой путь политического устройства общества.
Правда, его изящная декорация напоминает так называемый стиль Людовика XVI (Н. В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века. Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др.
Вот таким образом, заключал Вольтер, «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Макагоненко, Н. Новиков и просвещение в России в XVIII веке, М. -Л., 1951. ). Она вам даст звонкую затрещину – значит, поняла. К 30 годам молодой человек был уже академиком, членом Королевского общества. В Париже второй половины XVIII века существовало 1200 парикмахерских салонов для женщин. – Современный мир, 1910, май, стр.
в живописи и графике (Ж. В конце истории должно наступить «царство Разума», где каждый человек достигнет счастья и все будут заботиться о «всеобщем благе».
Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Труд лакеев и служанок был так тяжел и столь востребован, что им первым, кажется, еще в конце XVII века удалось отстоять свои «профсоюзные права». роман в письмах – Джейн Остин) м, наконец, просветительский роман. «Женитьба Фигаро» показывает, как представители третьего сословия обязаны бороться с несправедливостями со стороны дворянства, чтобы одержать полную победу.
1. действие), где время действия – современность, ее персонажи, в основном, люди «третьего сословия», в отличие от возвышенных героев трагедии. «Энциклопедия» стала вершиной эпохи Просвещения, но издание научной, философской и полемической литературы далеко не ограничилось ней. Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. «Французским Ньютоном» называли современники Пьера Симона Лапласа (1749-1827). Появляются такие новые литературные формы как: роман-дневник, роман-журнал путешествия, эпистолярный роман (т. е.
Искусство, 1952, сентябрь-октябрь. ). Хотя правительство расправилось с восставшими, сопротивление их не ослабевало. Английский натуралист и врач Эдвард Дженнер (1749-1823) сделал в 1796 году первую в истории прививку против чёрной оспы. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я. Роггевена (1659–1729), Д. Кука (1728–1779), Л. А. Бугенвиля (1729–1811), Ж. Ф. Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. В изобразительном искусстве выразителем идеалов «третьего сословия» стал Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779).
Маркс и Ф. Энгельс, т. 22, с. 311). Серия исторических наук, т. 2, 1955, стр. Линней, что было весьма смело для своего времени, включил в эту систему человека (именно он окрестил его homo sapiens – «человек разумный»), поместив его в класс млекопитающих и отряд приматов вместе с обезьянами. В результате нередко предавался забвению национальный характер культуры.
Просветительский реализм заявил о себе гл. Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. Он пытался привить идеи просвещенного абсолютизма многим монархам Европы. Это и есть цель жизни человека. Карамзин сравнивает Баженова с Томасом Мором и Платоном (Н.
В начале XIXв. Знаменитый энциклопедист Дени Дидро так и писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя иначе оно будет немо».
Однако принципы Просвещения не избежали и критики. Его «Философские письма» поражали читателя смелостью мыслей. Большой вклад в ботанику внес К. Линней (1707–1778). Некоторое понятие о нем дает только деревянная модель. Побывав в молодости в Англии, он был восхищён её порядками (конституционной монархией, соблюдением прав граждан). Его идеи можно найти в Конституции Соединенных Штатов Америки. Такие философы как Мишель Фуко возражают против демонизации оппонентов рационализма.
В классицизме добрая природа человека противопоставлялась влиянию дурной среды. Исторический сборник издаваемый П. Бартеневым, т. Ill, M., стр. «Не знаю, кто полезней для государства, — отлично напудренный сеньор, точно знающий, в котором часу король встает и в котором ложится и напускающий на себя важный вид играя роль раба в прихожей какого-нибудь министра или негоциант, обогащающий свою страну, рассылающий из своей конторы приказы Сурагу и Каиру и содействующий счастью вселенной». В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789). не падает духом перед опасностью. Много статей было посвящено вопросам техники и ремесла, новаторстве в искусстве, словом тех вопросов знакомство с которыми было необходимо, по мнению просветителей, образованному человеку нового времени.
В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. Сборник императорского русского исторического общества, Спб., 1879. ). В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.
В то же время это и «галантный век» (Франция). Так, он вел переписку с Екатериной II. Дмитрий Левицкий – великий мастер камерного портрета: портрет П. А.
Самый знаменитый драматург французского Просвещения был Бомарше (Пьер Огюстен Карон), который написал превосходные комедии «Безумный день или Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник». Гете (1749–1832). Вместе с тем здание сильно вытянуто вдоль набережной Москвы-реки. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Религиозная борьба продолжалась в виде полемики и дискуссий, а это способствовало расширению диапазона высказываемых мнений.
Также он пытался определить такие законы истории, которые будут объективны. Сделайте так и больше ничего. Не нужно думать, что художник ограничился механическим соединением античных и средневековых мотивов. Поздний классицизм (ампир) приобрёл черты парадности и пышности (1-я треть 19 в. ).
условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Архитектура Баженова более сочная, полнокровная, стена сохраняет в ней свое значение. 41 А. Михайлов, Баженов, М., 1951, стр.
Вот таким образом 18 в. может называться «золотым веком утопии». Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. Разум и Просвещение — основные лозунги эпохи.
французские просветители. Zeitler, Klassizismus und Utopie, 1914. ). Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему.
Тарле, Была ли Россия при Екатерине экономически отсталой страной. Его небольшие рисунки выглядят как эскизы к монументальным фрескам. Руссо (1712–1778). Своеобразное выражение литературный гуманизм Просвещения находил в Германии. Их музыка в стиле барокко – своеобразная философия в звуках. В своих работах он выделял три формы государственного управления: деспотию, монархию и республику.
В его постройках царской резиденции в Царицыне под Москвой это сказалось наиболее ясно. Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Эркер – потомок террасы, которой каждый хитрый лондонец застраивал ту часть землевладения, на которой нельзя было возводить капитальное строение, – ибо закон запрещал во избежание пожаров строить дома «впритык». Европа стала разнообразной также в плане политических режимов. Искусство, 1954, 1, стр.
Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklrung) из французского (sicle des lumires) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Представителем эпохи Просвещения, а также родоначальником английского сатирического (критического) реализма в живописи был Уильям Хогарт (1697-1764). В литературе и театре начала XVIII века классицизм уже не был ведущим стилем. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной. 31. ). Этот подход был поистине революционным – до этого власть монарха считалась данной свыше, а государь, коронованный высшими церковными иерархами, считался наместником Бога на земле. Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) (в том же году скончался Жан Жак Руссо) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815)3.
Россия оставалась страной по преимуществу аграрной. Они предлагали в качестве примера для подражания «просвещенного монарха», который правил бы государством, обеспечивая соблюдение естественного закона. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. В 1773 году папа Климент XIV опубликовал буллу Dominus ac Redemptor, в которой постановил распустить Общество Иисуса. Важнейшая роль в этом пересмотре научных представлений принадлежит Исааку Ньютону (1642 – 1727).
Он тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе идеалами политической свободы и национальной независимости. Замысел Баженова носил более демократический характер. Ничего подобного нет в доме Пашкова, созданном в 1784—1789 годах Баженовым.
Энциклопедия или Толковый словарь наук искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики инженерного дела и искусства. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. И если оно нехорошо, то будет нехорошо и его «сочинение». В возрасте 14 лет юноша стал заниматься наукой.
Д. Дефо издает свой знаменитый роман «Робинзон Крузо», в котором создает образ энергичного человека будущей буржуазной эпохи. книга Дефо – это гимн человеку, его непоколебимой воле, гимн человеческому труду. Екатерина испытывала потребность в поддержке общественного мнения Европы.
Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Картина «На выборах». Кто умеет говорить god-dam, тот в Англии не пропадет. И наоборот. Латынь перестала быть научным языком. Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И. Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание.
Мир, который отвечал представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Салоны пользовались успехом их содержание считалось модным и престижным. Музыка Моцарта всецело обращена к чувствам человека.
Наиболее радикальные революционные воззрения отстаивал А. Радищев. Т. О. Его спектакли ставились даже на сцене Лувра перед королём Людовиком XIV. Со второй половины 18 в. дух оппозиционности приобретает все более радикальный характер, выдвигая идею буржуазной демократии.
В ней было 284000 ключевых слов.
Если просветители опирались на разум и науку, то романтики— на веру и религию. Надо полагать, что Д. Дидро одобрил бы портрет крестьянки, точнее, портрет крепостной актрисы графа Шереметьева в русском народном костюме (Третьяковская галерея), так как общественное состояние человека в нем очень выпукло выражено. является для человеческого рода самой полезной верой».
Это учение получило название «деизма» и было весьма популярно среди философов 17-18 века. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И. С. Баха (1685–1750) и В. А. Моцарта (1756–1791). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г. В. Лейбниц (1646–1716) и И. Кант (1724–1804). Между тем одновременно с Баженовым другой русский зодчий, И. Старов, строит дворец Потемкина в Острове на Неве как подобие средневекового замка. На её место приходит французский язык.
Кафе Лондона и Оксфорда стали своего рода «денежными университетами», где в атмосфере, свободной от университетской строгости, читались лекции и проводились демонстрации научных экспериментов. Но после постановки комедии «Тартюф», в которой многие увидели пародию на Католическую церковь, пьесу запретили. Демидова, человека разделявший взгляды русских просветителей, богача и странного чудака, раскрывая в выражении его лица непростой внутренний мир этого человека портреты смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц – тема юности искрящегося веселья, жизнерадостности: девочки разных возрастов изображены в пасторальной сцене (Хованская и Хрущева), танцующими (Нелидова, Бощова, Левшина), музыцирующими (Алымова), с книгой в руках (Молчанова) – это единый художественный ансамбль, объединенный темой юности. Само слово «просвещение» немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) понимал как выход человека из состояния «неабсолютнолетия», то есть «неспособности пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Пристальное изучение как русской культуры этого времени, так и других европейских стран, убеждает, что каждой из них были свойственны свои особенности. В математике И. Ньютон (1642–1727) и Г. В. Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления.
В Германии в 1731—1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Groes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века5. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
В скульптуре классицизма даже движение не нарушало замкнутости форм (Э. Для Давида идеалом, который привлекал его в Древнем мире, были гражданская доблесть и бескорыстное служение общему делу. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Это подобие амфитеатра должна была заполнять толпа зрителей. Освободительные идеи жестоко преследовались. Однако эти преследования не останавливали философов и писателей.
В литературе постоянно слышатся отзвуки внутренней борьбы в английском обществе: Джонатан Свифт «Путешествие Лемюэля Гулливера и «сказка о бочке» в драматургии – Ричард Шеридан «Школа злословия» (1775). Результат оказался ошеломляющим: Декарт умер от тяжелейшего отравления мышьяком. Ему удалось объяснить, почему любой брошенный вверх предмет обязательно падает на землю (вследствие действия закона всемирного тяготения) им были открыты основные законы механики (раздела физики) и многое другое. Первый научный журнал «Journal des Scavants» начал выходить в Париже в 1665 году, а с 1680 года издание журналов набрало силу. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий. Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки.
Увы, комфорт английского дома двухсотлетней давности – весьма относителен. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм или Пророк Магомет (1742) философские повести Кандид или Оптимизм (1759), Простодушный (1767) трагедии Брут (1731), Танкред (1761) Философские письма (1733). Самой знаменитой его работой были «Философские письма» 1733 года, которые просто поражали своей смелостью в то время. Знать его надо чуть-чуть, а добиться можно всего. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIIIв. Вот таким образом не случайным стало появление в 1784 году картины французского живописца Жака Луи Давида (1748 – 1825) «Клятва Горациев». Ах, god-dam. Его окружает английский парк.
В этом высказывании можно угадать эстетическую программу русского художника XVIII в. ). За образец брались «классические» – античные произведения искусства. Классицизм взял за образец античное искусство и искусство Ренессанса (архитектор К. Н. Леду, художники Ж. Л. Давид, Н. Пуссен и др. ) Большое значение приобрела логика, уравновешенность, чёткая передача объёма. Отличительной особенностью русского просветительства второй половины 18 в. – антифеодальная направленность: все люди от природы свободны и равны, вот таким образом все должны пользоваться равными правами, вот таким образом феодально-абсолютисткий строй с крепостным правом – грубое нарушение естественного права человека, но народ не способен вершить свою судьбу, вот таким образом его прежде нужно «образовать», «облегчить» его трудности, дав ему в наследство наделы земли: Николай Иванович Новиков (статьи в сатирических журналах «Трутень», «Кошелек», «Пустомеля», в которых облачал жестоких, тупых, алчных помещиков) Александр Николаевич Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), в которой показал тяжесть крепостнический эксплуатации: жестокость, бессердечие, произвол помещиков – «звери алчные, пиявицы ненасытные», но «мститель, трепещи, придет». Американская эпоха Просвещения сильно отличалась от европейской.
Разум, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной в опере Моцарта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в. Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. 173. ). «Портрет поэта Майкова», «Портрет неизвестного в треуголке» в женских портретах Суровцевой, Санти, Новосильцевой, Струйской» («Русская Венера») художник выработал «рокотовский женский тип» гордо поднятая голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка», как бы утверждая, что есть иная красота, чем внешняя – красота души, загадочной женской души.
Но, во-первых, она стала более знаменитой и уже среди современников, так как её писали знаменитейшие люди своего времени и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов. В Германии в 1731—1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Groes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века. В истории мирового театра заметно выделяются имена Р. Б. Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К. Гоцци (1720–1806). 404. ).
В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Научные открытия способствовали раскрепощению мышления в других областях. ratio – «разум»). Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.
Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. ДАламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. 35 больших томов Энциклопедии охватывали все области научных знаний искусств, техники всю духовную и материальную культуру человечества этой эпохи. Неабсолютное общество с жестокими законами, противными «естественной» человеческой натуре, формирует человека и его сущность.
Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас. В XVIII веке яркими представителями французской просветительской литературы стали такие писатели и философы, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и другие деятели культуры. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. В 1670 году им была изобретена первая в мире счётная машина – арифмометр, способная выполнять все четыре арифметических действия. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными их вычёркивала цензура, были гонения. В ней было 284000 ключевых слов.
Спб., 1792. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов— Берлин и Хабермас. Французский художник Ж. -Б. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь.
Прежде чем предать прах земле, гроб открыли, обнаружив к всеобщему ужасу, что череп Декарта в нем отсутствует. Зато он очень похож на так называемые деревянные солнца, которыми народные резчики украшали корабли. 252. ). Вскоре Декарт серьёзно простудился и умер на девятый день болезни. Талепоровский, Ч. Камерон, М., 1939 G. Loukomsky, Ch. Людям он даровал две книги— Библию и книгу природы. В ответ Вольтер не раз писал о Церкви своим друзьям: «Раздавите гадину. » Религиозные предрассудки, по его мнению, лишают человека возможности мыслить самостоятельно.
Из природы человека они выводили понятие о его естественных правах. В учение о естественном праве изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д. Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного.
Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов ит. п. ). В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное значение. Царицынский мост ближе к древнерусским традициям. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели инженеры. Развитию математического анализа способствовали Л. Лагранж (1736–1813) и Л. Эйлер (1707–1783). 3. На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум».
– Соч., т. IX, 1825, стр. В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П. О. Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К. Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). Классицизм перестает быть замкнутым изолированным художественным явлением, он тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, с народной культурой различных европейских стран. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика»— однокоренные). Гроб с телом Декарта в 1819 году был доставлен в Сен-Жермен-де-Пре.
В сочинении Эмиль или О воспитании (1762) и в романе Юлия или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. Человеческое общество считалось всего лишь небольшим слепком с природы. Успехи капитализма не улучшали условий жизни крепостных. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж. Б. Шарден (1699–1779), У. Хогарт (1697–1764), Ж. Б. Грез (1725–1805). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения является творчество Баха и Моцарта.
Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. В течение второй половины XVIII века крестьяне несколько раз поднимали восстания. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П. А. Гольбах). Непременным атрибутом дамы на светском приёме была маленькая сумочка, так как платья теперь делали из более лёгких тканей и в их карманах стало затруднительным носить всякие необходимые мелочи. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. Менялось соотношение различных видов искусства. Собственно термин Просвещение пришел в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklrung) из французского (sicle des lumires) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века.
Стремясь обобщить накопленные знания в области биологии, шведский натуралист Карл Линней (1707-1778) разработал «Систему природы». Вам желательно отведать хорошей жирной курочки. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика»— однокоренные).
Именно этим правом воспользовались музыканты Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Важно просветить людей и пробудить их сознание. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Под влиянием идей просвещения предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм и французская революция).
С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право ит. п. ). М. Козловский предвосхищает скульптурные опыты Т. Жерико. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника просветительной литературы XVIII в. можно смотреть на Локка. Изменений к лучшему в стране Вольтер ждал от просвещённого правителя – «мудреца на троне», который провёл бы реформы государственного устройства в соответствии с идеями просветителей.
Это была первая классификация всех известных растений и животных. Петров, Скульптор Козловский. - Журн.
В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы. Имена Ф. Шиллера (драма «Братья-разбойники»), И. Гете («Фауст»), Ж. Л. Давида (полотно «Свобода на баррикадах») Моцарта, Баха, Бетховена гремят по всей Европе.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.