Герцог погиб через несколько недель после завершения портрета и Энгр выполнил несколько копий картины. В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму – темы берет из мифологии из истории древних времен. 1849 годом Энгр не пометил ни одну из своих картин. То, что мы видим на картине Энгра – это пример (даже -ы) так называемых трюмо (trumeau mirror или pier glass), зеркал, которые размещались в простенках между окнами. – зеркальной картиной Энгра (и так получилось, что и с самой драматичной историей).
«венера Анадиомена»— картина Жана-Огюста-Доминика Энгра с изображением богини, выходящей из морской пены. Для тех, кто любит вторчество Глазунова и Церетелии, Энгр – друг и брат, всё понимающий в настоящем искусстве, где есть Красота и Идеал (и для них тогда одна из последних его картин, Турецкие бани (1862) – это такой образец НастоящейЖенственности. Картины художника Жана Энгра Одалиска Вальпинсона, Венера Анадиомена, Турецкие бани и другие, на которых художник изображал обнаженную натуру, в свое время привлекли большое внимание общественности и получили широкую известность. Работы из его мастерской, в том числе ряд крупных картин, более 4 000 рисунков и его скрипка были завещаны художником в музей своего родного города, ныне известный как Музей Энгра.
Картина вызвала критику ортодоксальных адептов классицистической школы, а в дальнейшем подобные работы Энгра высоко оценили молодые романтики. В последние годы своей жизни Энгр выполнил ряд полотен на историческую тему и религиозных картин, многие из которых явились детализацией ранее написанных работ.
Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). «Продвинутый эскиз» в половину человеческого роста (98х57 см) ожидал доработки около сорока лет по причине отсутствия желающих приобрести картину.
Так, в рисунке изображающем некую г-жу Малле (1809, Париж, частное собрание), глаз зрителя довольно скоро от превосходно моделированных, но не особенно интересных лица и фигуры изображенной переходит к тончайшей миниатюре архитектурного пейзажа, перспектива которого завершается величественным куполом собора св. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. В том же году он был избран профессором Школы изящных искусств, в 1833 году стал её вице-президентом и, наконец, в 1834 году возглавил её. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
В какой-то момент Энгр даже выиграл приз Академии, за лучший рисунок (точнее, за лучшую копию чужой работы). В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной.
Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Эта картина рождает некое ощущение необъятности мира, открывающегося в пейзаже. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Одним из любимых жанров Энгра были картины в стиле ню, то есть обнажённая натура. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Но не тут то было.
Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере.
Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество. Жан Кассу называет это произведение Французской Джокондой. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48.
Но второй (и последний в творчестве мастера) сюжет из жизни великого итальянца – Рафаэль и Форнарина – был повторен им 5 раз. Святые, предстоящие Мадонне – святые покровители его отца – Николая I, святой Николай Чудотворец и его самого, Александр Невский. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». После обучения у Давида, Энгр мечтал жить и творить в Риме. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.
К числу лучших из лучших относят портрет г-жи Детуш, Семью Стамати и Портрет Паганини. Латинская Мадонна на Богородицу не похожа и чаша перед ней – не чаша, а облатка какая-то. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Таков, например, портрет Жозефа-Антуана Мольтедо (1811 Нью-Йорк, Музей Метрополитен). На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20.
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Она была запечатлена Энгром дважды. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. В Музее Монтобана хранится ее карандашный портрет, слегка тронутый лависом.
Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: Одалиска и рабыня (1839), Стратоника (1840) и Мадонна перед чашей с причастием (1841). «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы.
Теперь перед нами человек, сознающий свою славу и гордящийся своим талантом. Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием.
Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.
Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Красивое лицо Кордье – одно из лучших по тонкости объемной лепки в живописи художника. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику.
Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.
Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре104. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Творчество художника, его высочайшее мастерство, магия его линии оказали влияние на многих художников как 19 в. (Дега), так и 20 в. (Пикассо). Мари де Сеннон умерла довольно рано, в 1828 году (ей было 45 лет) и виконт хранил портрет в своём кабинете в особняке в Анже до самой смерти в 1851 году, после чего она перешла по наследству его сыну.
Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. В 1870 году книгу об учителе опубликовал его студент Амори-Дюваль, это главным образом эпизоды из его жизни и разнообразные анекдоты, которые позволяют в известной степени скорректировать категоричность его собственных высказываний133.
Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Много рисунков было исполнено им в Риме и с разнообразных памятников античности. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887).
Вершиной же художественных достижений Энгра были портреты его современниц. В нем можно отметить как элементы классицистические (рационалистичность построения, скульптурность форм, локальность цвета, примат линеарного начала над живописной трактовкой), так и то, что предвосхищало искусство романтиков (явно выраженная увлеченность Энгра восточными мотивами и его стремление во всем выявлять нечто особенное и уникальное). Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Но я же пытался избежать психосексуального.
Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Первый из них изображает жену Шарля Хайяра (1811, Кембридж, Музей Фогг), а второй – профильный портрет старшей дочери Альбертины Хайяр в возрасте 15 лет (1812, Базель, частное собрание), он поражает особой внутренней ясностью образа. Отсюда столь полная пластическая гармония портрета.
Художник благоговейно преклонялся перед ней и до конца своих дней неустанно ее воспевал. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) – наиболее значительный и сложный по характеру творчества из всех учеников Давида. В 1807 году Энгр наконец-то отправился в Италию. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. К ним прежде всего принадлежит портрет матери художника (1814, Монтобан, Музей Энгра). Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Тайна магии портретов Энгра именно в этой влюбленности в каждую модель. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
Дальше версии разнятся, то ли Мари овдовела, то ли они развелись (. ), но с 1809 года она уже жила в Риме одна имея при этом, благодаря своей красоте и талантам, как это пишут, большой светский успех. Однако в государстве нет денег и поездка отложена. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
Однако в связи с падением Наполеона (и последовавшими затем изменениями в судьбе его приближенных) Лежащая одалиска так и не была взята заказчицей. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Творчество. Это одно из лучших произведений художника.
Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Одним из первых увидел это полотно Амори-Дюваль (1808-1885), ученик Энгра, который записал: "На дальней стене висела картина без рамки, его "Венера" и я признаюсь, что существует мало вещей, которые произвели бы на меня такое же живое впечатление, как вид этой картины". Эту картину он начал ещё в 1808 году, во время пенсионерской поездки в Рим, такого рода работы входили в обязательный отчёт художника, поскольку должны были демонстрировать его мастерство в изображении обнажённой натуры. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник».
А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. В глубине души Энгр был приверженцем другого культа – культа чувственной земной красоты.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.
Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Он работал тонко отточенным графитным карандашом, передавая фигуру единой непрерывной линией, почти без моделировок. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
Родился 29 августа в Монтобане в семье живописца и скульптора Жана-Мари-Жозефа Энгра. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Официальные круги приняли картину с восторгом. По мнению Ф. Конисби, во времена Энгра единственным путём профессионального роста для провинциального художника был переезд в Париж.
Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Этот образ полон безыскусности, добродушия и привлекательности.
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Энгр был постоянным посетителем папаши Хайяра. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Свою мечту он исполнил, приложив к этому массу усилий.
В 1802 году Энгр дебютировал на выставке парижского Салона. Петра. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
Сумма гонорара составила 3000 франков. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Перехав из Тулузы (откуда он был родом) в Монтобан в 1775 году, он через два года женится на дочке местного брадобрея, Анне Муле (Anne Moulet).
1815 г. помечены 3 не менее замечательных по мастерству рисунка. Художник вдохновлялся не только античными образцами (среди прочего, Кларк называет мелкую пластику той эпохи), но и картиной Боттичелли «Рождение Венеры» — Энгр мог видеть её во время посещения галереи Уффици в 1805 году4. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Все порицания сводились к тому, что ученик отошел от искусства учителя.
И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. В 1801 году картина стала дебютом Энгра на парижском Салоне и вызвала одобрительные отзывы.
В 1801 году художник участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Послы Агамемнона у Ахилла» и победил, но вследствие тяжелого состояния французской экономики полагающуюся в этом случае поездку в Рим пришлось отложить на несколько лет. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Обманчивое на первый взгляд следование классицистическим приемам — фронтальность композиции, строгая выписанность деталей — оборачивается произвольностью композиционного решения: иррациональностью пространственного построения с парящим в небесах троном, масштабное несоответствие мощной фигуры Юпитера и прильнувшей к нему Фетиды, а главное — дерзким отступлением от анатомической точности.
«Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». 15 сентября 1806 г. в Салоне Энгр намеревался выставить несколько полотен: портрет отца, Наполеона на императорском троне, автопортрет и, главное, на что он возлагал надежды, – портретную сюиту семьи Ривьер. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана.
Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Этот жест художник повторил в своей картине «Источник». Ещё я обещал, в самом начале, рассказать биографию и про ранее психосексуальное развитие. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле. В ней запечатлен кардинал Бибиена, сватающий художнику свою племянницу. Незадолго до смерти художник написал завещание, в котором всё своё имущество и произведения искусства завещал родному Монтобану, где следовало открыть музей его памяти.
Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини. Галерея сидящая, 1856, Лондон, Нац галерея). Контрастом к этому одухотворенному образу является чисто внешний и холодный портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии).
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему.
Вариант этой картины 1820 г. имеющий вертикальный формат, находится в Лувре.
Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. К этому периоду относится одно из самых грандиозных произведений художника — картина «Апофеоз Гомера» (1827), предназначенная для украшения потолка Лувра.
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Зрение сохранилось настолько хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки.
Который, как я уже писал, семья виконта никогда не признала. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности истолкованной в эпическом духе. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление.
В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Некоторое время он проработал в должности директора Французской академии в Риме, но последние 25 лет своей жизни провел во Франции, будучи известным и уважаемым живописцем, у которого учились многие молодые художники. Настоящим лейтмотивом его искусства, породившим едва ли не лучшие из всех творений мастера, был гимн во славу прекрасного женского тела, прозвучавший с особенной силой в его знаменитой Большой одалиске (1814, Париж, Лувр).
Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. И лишь полураскрытый веер, который она держит в руке, придает скромному облику юной женщины оттенок легкой шаловливости.
В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Что же касается колорита, то это одна из самых цельных и сильных вещей Энгра.
Главой этого художественного направления являлся Жак Луи Давид. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Друзей объединяла глубокая общность мыслей и творческих устремлений.
Но революционные потрясения и Парижская Коммуна отразились и на искусстве Франции в целом. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Гране изображен на фоне римского пейзажа: кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зрителя, прервав прогулку. В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как "наследник" Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия.
Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Никакой оригинальности тогда не ценилось, его учителя считали, что лучше Рафаэля ничего всё равно быть не может, вот таким образом надо просто делать не хуже (а лучше всего – точно так же). Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Энгр вернулся в Париж, когда ему было уже 44 года, вполне состоявшимся художником, работы которого покупались и частными заказчиками и государственными – например, многие свои (псевдо) исторические картины он писал для реконструировавшегося Версальского дворца. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда.
В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. – плодотворный в творчестве художника. В декабре они обвенчались. Большая одалиска – одно из самых значительных и характерных произведений мастера. Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II. Велико оказалось воздействие Энгра на развитие французского искусства следующих поколений, начиная с Дега, который в своих ранних работах очень близок ему. Среди массы заказных, подчас не слишком разнообразных по композиции портретов исполненных Энгром без особого вдохновения, у него встречаются такие отличные листы, как луврский Ребенок с ягненком – портрет мадемуазель Торель, передающий всю непосредственность детского образа или отточенный во всех деталях рисунок Сестры Монтэгю (1815, Хантингдон, частное собрание)., Последний абсолютно поразителен по проработанности форм – Энгр сумел штрихами карандаша передать почти иллюзорно нежность детской кожи лица и твердость соломенной шляпы, фактуру бархата и шерстяной шотландской шали тень же, отвесно падающая от полей шляп на лица девочек, так отчетлива и в то же время прозрачна от яркости общего освещения, что создается полное впечатление солнечного света римского полдня.
Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118.
Самый большой по размерам (41 х 53 см) и самый многофигурный из всех своих групповых графических портретов – Семья Люсьена Бонапарта (1815, Кембридж, Музей Фогг), его следует присоединить к шедеврам энгровских карандашных портретов. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Художник начал картину, которую он называл «Венера с амурами», в 1808 году, в период своего первого пребывания в Риме в качестве пенсионера Французской Академии. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Петру».
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом – картина Послы Агамемнона у Ахилла (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии. В ней он вернулся к классицистической традиции, словно забыв о своих прежних оригинальных и смелых творческих устремлениях.
Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла.
В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. На Энгра посыпался град упреков.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Самыми выдающимися картинами этого периода считаются «Купальщица Вальпенсон» (1808) и «Большая одалиска» (1814), отшлифованное совершенство этих полотен было вдохновлено творчеством Рафаэля, которого Энгр ставил превыше всех художников. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Двух архитекторов – Ашиля Леклера и Жана Луи Провоста, связанных между собой дружбой, он объединил в портрете (1812, Массачусетс, Смит-Колледж музей). Тем не менее, с 1806 года он вёл дневник, в котором собственные суждения перемежал с выписками из прочитанных книг, черновиками писем, описаниями реализованных и нереализованных замыслов. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
По словам автора, эскиз «приводил в восхищение» всех. Но и тут, однако, есть отдельные исключения. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Которого его дедушка, царь Алей (Aleus), планировал забить, поскольку ему случилось предсказание, что он погибнет от руки своего внука. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы.
В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. В 1824 году, по возвращении в Париж, Энгр показал в Салоне свою картину «Обет Людовика XIII» имевшую шумный успех и принесшую художнику настоящую славу и орден Почетного легиона.
Точнее, он сначала планировал просто избежать самого факта зарождения такого внука, отдав свою дочь Авгу (Auge) в жрицы Афины (что означало, что она должна была остаться девственницей). Два года спустя Энгр запечатлел ее, уже ставшую женой Шовена, в период ожидания ребенка (1814, Банонн, Музей Бонна). Да что там Троя, первые проблески подозрений, что человечеству чуть больше, чем 6, 000 лет, возникли только в 1830-40е годы, но даже когда находки первобытныхкаменных орудий Жаком де Буше (во Франции, кстати) стали к 1860-м уж совсем неопровержимым, они всё равно вытеснялись общественным сознанием лет так ещё пятьдесят, примерно (во многих местах мира они и сейчас это же делают).
Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. И почти одновременно с образом Зели мастер пишет картину, воплощающую силу и торжество человеческого интеллекта. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Тонкие, поэтичные, отличающиеся ясной гармонией линий и форм.
В 1820 году он перебрался во Флоренцию, где жил и работал в течение четырех лет. Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят.
Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля. Кроме него, у них потом будет пять детей, но двое из них умрут в младенчестве, а про остальных мало что известно. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца.
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Известно, что в 1823 году художник снова попытался продолжить работу над «Венерой с амурами» и опять отложил её2. Здесь же Пресвятая Дева на людей не смотрит, глаза опустила. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
Его отец был живописцем и скульптором. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Этот принцип он впервые применил в портрете г-жи Ривьер (и затем позднее в целом ряде работ). Картина была выполнена в форме круга. В 1842 году графиня д39Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа.
На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 г. в городке Монтобан на юге Франции.
Художник не смягчает, а, наоборот, подчеркивает эти особенности. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Люди общаются друг с другом с «открытой душой».
Последний лист этой серии – портрет второй по старшинству дочери Хайяра, 16-летней Жанетты (Нью-Йорк, частное собрание) – особенно блистателен по мастерству. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
На следующий день у него началась тяжелая пневмония. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея).
Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже.
Мальчик долго колебался в определении своей карьеры. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись.
Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Умер художник в Париже в 1867 году, находясь на пике славы и всеобщего признания. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853).
Тут-то (в 1810 году) она и встретилась с виконтом – семья которого, тем не менее, ни их отношения, ни последующий брак не приняли, что потом отразится на судьбе портрета самым печальным образом. В этот период он много работает в жанре портрета. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты.
Единство фигуры и окружения здесь глубоко органично. Сохранилось множество подготовительных рисунков с различными ракурсами композиции, в том числе и обнажённой фигуры, для которой позировала нанятая натурщица. Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более "странны" и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Теплотой этой встречи наполнен рисунок. Энгр выработал в рисунках особую технику.
Энгр продолжал работать до глубокой старости. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Энгр внимательно изучал все созданное учителем. Второй портрет (1815, Цюрих, частное собрание) исполнен маслом в свободной эскизной манере и только голова промоделирована более тщательно.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Хотя далеко не все модели Энгра были красивы, он умел найти в каждой особую, присущую только данной женщине гармонию. Каталог ее насчитывал 584 номера. Период 1812-1814 гг. — Его надо найти в самой модели». В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
Более того, эти линии вторят овалу лица, четким полукружиям бровей и прически даже верхние углы картины художник закругляет соответственно им. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра.
Творческий путь Энгра начался в период консульства и Первой империи, причём современная ему обстановка определила полную аполитичность художника. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей104. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм. Одним из самых известных шедевров художника является необычайно чувственное полотно «Турецкие бани» (1863), написанное им в возрасте 83 лет. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. Сочетание бархатной обивки дивана и оттенков кашмирской шали Энгр впоследствии использовал в других женских портретах.
Всего туда поступило более 4000 произведений искусства, кресло и бюро Энгра, его скрипка и золотой венок, которым он был увенчан при назначении сенатором129. Неуклюжие руки подростка в ярко-желтых замшевых перчатках на фоне белого платья воспринимаются особенно массивными. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Поразительная сила интеллекта этого тонкого лица с задумчивым взглядом глаз и чуть скептически сомкнутым ртом, естественность и непринужденность позы человека, внимательно слушающего своего собеседника и почти эскизная легкость живописной техники заставляют полностью согласиться с той высокой оценкой, которую дал всегда требовательный Энгр этому произведению. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
Позже, на основе архивных данных было открыто (точнее, открыто вновь, поскольку для современников это не было никакой тайной), что Мари Маркоз родилась (в 1783 году) вовполне почтенной семье французских торговцев из города Изер (Isre), была прекрасно образована, в 19 лет вышла замуж за некто Жана Таленсье, тоже купца, который в начале 19 века переехал по своим делам в Рим. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. Творчество Энгра делится на ряд этапов. В этой картине выделяется цветовое решение, в котором ведущее значение имеют красные тона в сочетании с белизной постели и волос Леонардо. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен.
Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Энгр предвкушал успех. Таким явился в этот период портрет г-на Кордье (1811).
Помимо профессионального мастерства, Давид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника в жизни общества, о том, что цель искусства — в воспитании моральных и гражданских добродетелей, в стремлении к прекрасному идеалу. Изображение фигуры тучного человека с простоватым лицом занимает почти весь холст. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Видимо, художник поместил их лишь для передачи пространственных и масштабных соотношений.
«Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Именно такая трактовка форм окончательно выработалась у него в мастерской Давида. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно Ромул, победивший Акрона (1812, Париж, Школа изящных искусств). В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. В понимании Энгра европейское искусство достигло истинных высот только в эпоху Рафаэля, после чего развитие пошло по ложному пути.
Это распространяется и на сюжетные композиции мастера. Но именно в этом и заключена их особая притягательная сила. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Если говорить о том же любимом ими Рафаэле, то серьёзной исторической антропологией Возрождениязанялись только годах в 1930-50-х, а всё, что было до этого – это Сказки Братьев Гримм о Золотом Веке. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон Сон Оссиана (1813, Монтобан, Музей Энгра). В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Он работал без устали, чередуя все время карандаш с кистью ибо неколебимо считал, что его истинное предназначение – быть живописцем. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. В 1817 году скончалась его мать. Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан.
Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. Сохранились десятки рисунков художника с видами Рима и его окрестностей. Таков «Апофеоз Гомера», «Св.
Но, работая в тот же период над портретом Мари Маркоз (более известном как портрет г-жи де Сенонн), он создает образ, в котором жизненность воплощения поражает зрителя. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт.
Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Виды деятельности. В возрасте 11 лет был принят в тулузскую Академию искусств, где учился у Г. Ж. Рока. В 1813 году Энгр женился. Архитектурный образ Рима владел воображением Энгра и в то время, когда он писал портрет художника Франсуа Мариуса Гране (1807, Экс, Музей Гране).
Дела, дела. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева».
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Луврского музея. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини.
Только в Риме ему стало известно, как неодобрительно отнеслись критики Салона к его произведениям. Здесь в одном из уединенных павильонов и поселили Энгра. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Симфорион», «Передача ключей св. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.
Еще 8 января 1867 г. днем художник делал набросок к новой религиозной картине Христос у гроба используя для этого композицию Джотто, а через несколько часов, после музыкального вечера у себя дома, галантно провожая дам до их экипажей, он сильно простудился. Для понимания этого академизма стоит обратиться к творчеству Жана-Огюста Доминика Энгра. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Обращаясь к сопоставлению с портретами Давида, следует отметить, что Энгр вместо давидовской лаконичности композиции и как бы отвлеченной пустоты пространственных фонов (которые были у Давида своего рода протестом против пышности парадных портретов XVIII в. ) прибегает к орнаментально усложненным построениям, стремясь уместить изображение почти в одной плоскости первого плана. марочку выше). Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
ФОРМЫ ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСТВОГофман творчествосы. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Деятельность и мышление. Художник выполнил и множество графических портретов42. Многие исследователи находят много общего между творчеством Рафаэля и Энгра: в их живописи, рисунке, в сексуальности их картин. Любовь к Рафаэлю вылилась в написание картины "Рафаэль и Форнарина" в 1814 году, на которой художник обнимает свою любовницу и они смотрят на созданный портрет.
Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Они то и составили славу французского искусства того времени. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII».
Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». 14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Три года они сидели и карандашом перерисовывали скульптуры. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». По иронии судьбы именно его заказные произведения наиболее известны в настоящее время. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант.
Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Он возвращался к полюбившемуся ему сюжету иногда вскоре иногда через несколько лет. Николаю и Александру Невскому. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно играл в оркестре театра Капитолий (родители Жана Доминика не обладали большим достатком и он с юного возраста должен был думать о заработке). Здесь все становится человечнее, проще. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом.
В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Вы можете сказать, Где же тут Энгр, это же Дюрер. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
Трактованная широкими плоскостями одежда и круглое лицо усиливают это впечатление. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. В портрете самого Шарля Хайяра с дочерью Маргаритой (Париж, частное собрание) чувствуется стремление художника сохранить максимальную точность в передаче каждой черточки лица, каждой пряди волос. В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Бартолини тогда ваял графскую жену. Именно в них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы именно с ними связывал надежду на славу и признание. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. Учился в Тулузской академии изящных искусств.
По сообщению Шарля Блана, её в 1817 году видел в римской мастерской Энгра Теодор Жерико. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Тут надо немного прокомментировать – когда говорится и пишется про всё это увлечение старыми мастерами и преклонение перед античностью, то ясно, что речь идёт о преклонении перед очень странными симулякрами. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Героиня портрета была неординарной дамой— в будущем она написала известную биографию Байрона и была замужем за известным дипломатом. Тонкий, как паутина, рисунок фигур сочетается с четким абрисом лиц.
Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Портретом Жилибера (1805, Шантильи, Музей Конде), монтобанского юриста, Энгр гордился всю жизнь и относил его к числу самых живых и самых одухотворенных из всех, когда-либо созданных им. Только кое-где встречаются одинокие человеческие фигурки изображенные со спины. Далее следуют виды многих прославленных зданий Рима (запечатленных, как правило, не со стороны главного фасада, а с какой-нибудь необычной точки зрения), уходящие в глубину улицы и переулки, уголки монастырских дворов и широкие городские панорамы исполненные остро отточенным карандашом иногда подцвеченные. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. История изображённая на этой фреске, довольно амбивалентная, скажем так. В период своего пребывания во Флоренции (1820—1824) Энгр намеревался использовать этот эскиз при создании крупноформатного полотна для своего заказчика маркиза де Пасторе, об этом 2 января 1821 года художник писал одному из своих знакомых (Жилиберу). Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Он был в Италии и специально заехал к нему, чтобы заказать картину.
Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы.
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Графиня дОссонвиль (1845, Нью-Йорк, Галерея Фрик), Баронесса Ротшильд (1848, Париж, частное собрание), Мадам Гонз (1845-1852, Музей города Монтобан, ), Мадам Муатессье (стоящая, 1851, Вашингтон, Нац.
В нем меньше действующих лиц. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). И руки сложила непонятным образом. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня.
Вместе с тем он был далек от одноплановости. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим».
Все в этом портрете массивно, громоздко, все кажется внушительным и устойчивым. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
Парный портрет супруги Шарля Хайяра с младшей дочерью Каролиной (Кембридж, Музей Фогг) несколько менее выразителен по характеристике, но более легок и воздушен по рисунку. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Энгр по основным своим убеждениям был приверженцем классицизма. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма.
Это портрет итальянского скульптора Лоренцо Бартолини (1806, Экс, собрание Помаре) – близкого друга Энгра со времени их совместного пребывания в мастерской Давида. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Он придавал этому труду чрезвычайное значение, сохранилось множество подготовительных работ. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Ни Энгр, ни все его сотоварищи не знали ни про античность, ни про средневековье ровным счётом совсем-совсем ничо (как говаривал один тинейджер).
У них даже была дочь, родившаяся в 1803-м году, через год после свадьбы. Первой явилась Помолвка Рафаэля (1813, Балтимора, Музей искусств). Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Стоящий к нам спиной мужчина – это Геракл, а ребёнок, который сосёт молоко из вымени оленихи – один его многочисленных внебрачных сыновей, Телеф (Telephus). Миловидное лицо Мадлен передано с редкой у Энгра душевностью глаза смотрят нежно и ласково в каждом мазке картины чувствуется, с какой любовью писал художник дорогие для него черты. Их объединяло многое: взгляды на цели и задачи изобразительного искусства, пылкая любовь к музыке. Так, например, картина Вергилий, читающий Энеиду (1812), была повторена художником через 7 лет в более лаконичном и выразительном решении, а Рафаэль и Форнарина, существующая в нескольких версиях, наиболее удачна в своем первом воплощении 1813 г. Настоящая влюбленность Энгра в Рафаэля вызвала у него намерение написать ряд картин, посвященных жизни великого мастера.
Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63.
Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Оно было вызвано к жизни многочисленными сложными и разнообразными причинами.
Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Случился скандал, публика не приняла картину.
Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. В непосредственной близости по времени создания к этому произведению находится другой шедевр мастера – портрет г-жи Девосе (1807, Шантильи, Музей Конде). В 1825 году Энгр был избран в члены Академии. Столь же спокойно и выражение его лица.
Энгр сожалел о том, что должен был выполнять неинтересные ему заказы, «в то время как я был полон огня и вдохновения для более великого и божественного»1.