сюжеты: «Эдип и Сфинкс» (1808, Лувр, Париж), «Зевс и Фетида» (1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс см. Но в то время, когда портрет был почти готов, в моду вошёл цветастый лионский шёлк и художник «переодел» героиню в новое платье-образец тогдашней высокой моды, пожалуй, слишком вычурное со всей этой бахромой, вышивкой и лентами. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление.
Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. Сейчас он стоит во весь рост». Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета).
В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик.
к ст. Портреты Энгра не только отражают особенности стилистической манеры художника в определённые периоды его творчества, в них он запечатлел меняющееся лицо эпохи.
Цветовую гамму, однако, определяет розовато-красная подкладка плаща, причём сочетание с синеватыми оттенками пейзажа опровергает расхожее мнение о слабости Энгра-колориста64. Среди этих произведений художника- «посылок» (так назывались студенческие работы, которые каждый студент должен был отправлять профессорам в Париж), выделяется романтичный римский пейзаж «Дом Рафаэля» (1806-07)-признание Энгра в любви к гению эпохи Возрождения. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Этот портрет, как и большинство портретных работ позднего периода, вызывал единогласное одобрение современников Энгра и современных искусствоведов122. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея). В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже.
Получив в 1801 Рим. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Брал уроки игры на скрипке играл в оркестре театра «Капитолий» в Тулузе (1794–96). В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года.
Само слово «одалиска» происходит от турецкого «одалик», которое буквально переводится как «комнатная женщина». премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (Школа изящных искусств, Париж), лишь в 1806 смог выехать в Италию (до 1820 жил в Риме, затем во Флоренции), где изучал итал. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года).
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
Петру». В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).
В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Творчество. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Интенсивно-голубое небо с клубящимися белыми облаками, розовато-оранжевый плащ Юпитера, желтовато-зеленоватая драпировка Фетиды объединяются в выразительное трезвучие, своеобразно интерпретирующее традиционные цветовые отношения.
Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. 19в. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Энгр продолжал работать до глубокой старости.
Этот художникс уважением относился к старыммастерам, твердо придерживаясь академическим веяниям искусства, вопреки набирающего в то время популярность романтического стиля. Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произведение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов. Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. Однако художник иногда так увлекался своей моделью и работой, что получившуюся картину не представлялось возможным представить широкой публике.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Это предвосхищающая эстетика «чистого искусства» ориентированность на «совершенство формы, на беспредельную отточенность идеального образа привели к созданию шедевров живописи, но, с другой стороны, в этой тенденции уже заключена и будущая трагедия героя романа Золя «Творчество». При создании последних портретов Энгр часто прибегал к помощи учеников своей мастерской. Линия художника определённа и неразрывна, что не мешает Энгру играть с формами и объёмом.
Официальные круги приняли картину с восторгом. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Также писал и большие программные полотна однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени, что придавало им определённую эклектичность и холодность.
В этот период он много работает в жанре портрета. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Итальянский период творчества Энгра отмечен созданием таких известных картин, как «Купальщица Вальпинсона» (1808), «Эдип и Сфинкс» (1808), «Юпитер и Фетида» (1811). Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.
Турецкие мотивы пользовались огромной популярностью во французской живописи XVIIIвека. Наложница султана, европейская женщина в итальянском головном уборе (копией головного убора с картины Энгра «Рафаэль и Форнарина») изображена на картине Энгра «Большая одалиска», показанной в Салоне 1819года. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31.
И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. В этом ему помогали предметы искусства, которыми наполнялся Лувр, благодаря военным походам Наполеона: он мог изучать и сравнивать древние шедевры и образцы европейской живописи.
Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Все перечисленные свойства присущи отчётным работам Энгра, которые он посылал в парижский Салон. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму.
В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». илл.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). Гурьева (1821, Эрмитаж, С. -Петербург), газетного магната Л. Ф. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии».
Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль.
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».
Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Художник выполнил и множество графических портретов42. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года.
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Одним из самых известных шедевров художника является необычайно чувственное полотно «Турецкие бани» (1863), написанное им в возрасте 83 лет. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25.
В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля».
Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Никто вокруг его не понял.
Зевс), «Сон Оссиана» (1813, Музей Энгра, Монтобан), «Апофеоз Гомера» (1826–27, Лувр), «Мучение святого Симфориона» (1828–34, собор в Отёне) идр. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808). «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Летом 1797г Энгр уехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида (1748-1825), лидера художественного направления «неоклассицизм». Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Ин-та Франции (1825).
к ст. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера.
А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Аналогов этой почти византийской аллегории власти нет в многообразной иконографии Наполеона30.
В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. КерубиниЛ. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
В 1870 году книгу об учителе опубликовал его студент Амори-Дюваль, это главным образом эпизоды из его жизни и разнообразные анекдоты, которые позволяют в известной степени скорректировать категоричность его собственных высказываний133. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Э. был близко знаком с Н. Паганини, Ш. Гуно, Ф. Листом (с которым неоднократно музицировал в Риме) создал их карандашные портреты (см.
В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида».
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. По словам Шарля Бодлера, Энгр был «единственным человеком во Франции, способным по-настоящему писать портреты». В 1864 году он написал заново «Эдипа».
Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди.
Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Симфорион», «Передача ключей св. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148.
Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль.
И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника.
Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Одним из главных мотивов творчества Энгра была красота женской спины. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. галерея, Лондон см. Картина отличается удивительным балансом классической формы и реалистических подробностей.
проницательность сочетается с выверенной гармонией композиции, «музыкальностью» линии, колористич. В 1820 году он перебрался во Флоренцию, где жил и работал в течение четырех лет. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион.
Наиболее ценной частью наследия Э. остаются портреты, в которых психологич. В 1801г на конкурсе студенческих работ, проводимом Французской академией, картина Энгра «Послы Агамемнона у Ахилла» была награждена Большой римской премией, которая давала право художнику на четырёхлетнее обучение во Французской академии в Риме. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. иск-во 14–16вв. В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как "наследник" Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия.
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. признание.
Прекрасная картина Делакруа «Алжирские женщины» (1834) передала впечатления восхищённого художника. Линия художника определённа и неразрывна, что не мешает Энгру играть с формами и объёмом.
Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Картина эта была написана во время обучения художника в Риме и в мировом искусстве работа отмечена двумя названиями – «Большая купальщица» и «Купальщица Вальпинсона». Энгр стал одним из любимых учеников Давида и прославленный мэтр даже привлекал молодого художника к работе над некоторыми своими произведениями (например, в «Портрете мадам Рекамье» Давида Энгр написал скамеечку возле кушетки).
Если пристально вглядываться в элементы работы, визуально «препарируя» каждую деталь, то становится видно насколько продумана и выстроена композиция «Купальщицы».
Творчество Энгра делится на ряд этапов. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6.
В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Герцог Жером Бонапарт (1805-1870) в 1860 году заказал Энгру картину в восточном стиле. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). кст. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. галерея, Вашингтон 1844–56, Нац. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась.
Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Постимпрессионисты учились у Энгра необычной перспективе и умению «декорировать» картину. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Сочетание бархатной обивки дивана и оттенков кашмирской шали Энгр впоследствии использовал в других женских портретах.
Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Керубини с музой лирической поэзии» (1842 см.
Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. «Купальщица Вальпинсона» (это название граничит с именем коллекционера, купившего эту картину, её другое название- «Большая купальщица») -первая из знаменитых ню Энгра.
Феномен творчества Энгра заключается в том, что всегда оставаясь в рамках академических традиций, он совершил настоящую художественную революцию. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
Он опирался на греческую традицию и впечатления природы.
Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Эти же качества – в парадных портретах Наполеона («Портрет Первого консула», 1804, Музей изящных искусств, Льеж «Наполеон на императорском троне», 1806, Музей армии, Париж). Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Виды деятельности. Вершиной художественных достижений художника были женские портреты.
Но европейским мастерам, обратившимся к теме восточного гарема, приходилось фантазировать, «сочиняя» жизнь гарема. роспись «Золотой век» (в замке Дампьер близ Парижа, 1843–47). Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. илл. В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей – передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
ПаганиниН. ). В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Энгр выработал в рисунках особую технику. Одним из первых увидел это полотно Амори-Дюваль (1808-1885), ученик Энгра, который записал: "На дальней стене висела картина без рамки, его "Венера" и я признаюсь, что существует мало вещей, которые произвели бы на меня такое же живое впечатление, как вид этой картины". Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Давида в Париже. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра.
Гоген писал: «Язык Энгра изящный и логичный. В возрасте 11 лет был принят в тулузскую Академию искусств, где учился у Г. Ж. Рока. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. По возвращении в Париж (1824) экспонировал в Салоне картину «Обет ЛюдовикаXIII» (1820–24, собор Нотр-Дам, Монтобан), принёсшую ему офиц. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора19.
Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда.
Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. В декабре они обвенчались. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. В «Большой купальщице» обнаженная фигура, показанная со спины, в легком развороте, заполняет правую часть полпозиции, слева фигура уравновешивает драпировка.
В 1842 году графиня д39Оссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Так что на многочисленных эскизах голое тело натурщицы украшала голова графини. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Платье мадам Муатессье поначалу было жёлтым.
Родился 29 августа в Монтобане в семье живописца и скульптора Жана-Мари-Жозефа Энгра. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. На самом деле, всё обстоит наоборот. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.
место занимают полотна на мифологич. историч. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
Вигана и Ж. Бриана. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. «Портрет мадам Муатессье» -одна из лучших работ художника, созданных в последний период его жизни. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.
(особое предпочтение отдавал Рафаэлю) испытал также влияние графики Дж. Флаксмена. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. К этому периоду относится одно из самых грандиозных произведений художника — картина «Апофеоз Гомера» (1827), предназначенная для украшения потолка Лувра. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Люди общаются друг с другом с «открытой душой».
Жан Огюст Доминик Энгр Купальщица Вальпинсона (1808) Холст, масло. Бертена-старшего (1832), «Л.
Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Самыми выдающимися картинами этого периода считаются «Купальщица Вальпенсон» (1808) и «Большая одалиска» (1814), отшлифованное совершенство этих полотен было вдохновлено творчеством Рафаэля, которого Энгр ставил превыше всех художников. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Вдухе академизма исполнена картина «Мадонна перед чашей с причастием» (1841, ГМИИ). В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.
Левая часть была посвящена Весне и Справедливости, центральная— с ритуальным хороводом— Лету и Миру Осень и воссоединение с землёй была показана справа— полулежащие влюблённые пары и семьи. Изображение невероятно пластично и спокойно. Интенсивная работа привела и к тому, что уже в августе 1807 года он разорвал помолвку, написав в последнем письме к Форестье, что для него теперь немыслимо покинуть Италию37. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
Энгр довольно быстро написал заказанное полотно и отослал его герцогу – это была знаменитая "Турецкая баня", последнее значительное полотно художника. Со временем Энгр стал всё хуже переносить римский климат, в письмах он часто жаловался на недомогание. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. художник и график чл. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
илл. 29 августа 1820 года, вскоре после переезда во Флоренцию, Энгр получил заказ, который абсолютно изменил его жизнь и привёл к серьёзному творческому перелому. Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме – и при этом окружены не менее прекрасными вещами – драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. оба– Лувр), графини Л. дОссонвиль (1842–45, собрание Фрик, Нью-Йорк), И. Муатесье (1851, Нац.
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Учился у отца, живописца и скульптора Жана Мари Жозефа Энгра (1755–1814), в Академии живописи в Тулузе (1791–97) у Ж. Рока, Ж. П. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». В 1817 году скончалась его мать.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Энгр, казалось, вернулся к методам молодости, весьма вольно обращаясь с перспективой и пропорциональными отношениями. 27 июля 1849 года скончалась супруга Энгра— Мадлен— в результате неудачного удаления зуба и последовавшего за этим заражения крови114.
Только развлекаясь подобным образом Энгр мог довести до конца процесс создания портретов надоевших ему моделей. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. событием худож. Обнаженную фигуру картины «Большая купальщица» художник повторит в «Маленькой купальщице» (1828), но в этой последней на заднем плане появятся изображения еще нескольких женских фигур.
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Сухость исполнения умеряется гармонией цветового решения— серебристого блеска доспехов и розоватой юбки Жанны. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. рисунков– виды Рима, отмеченные изяществом линии иартистизмом портреты (в т. ч.
Офицеру ордена Почётного легиона полагались государственные похороны, последнее пристанище Энгра находится на кладбище Пер-Лашез. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Среди них автопортреты (1804, Музей Конде, Шантийи 1858, галерея Уффици, Флоренция), портреты членов семьи Ривьер (1805, Лувр), скульптора Л. Бартолини (1805, Музей Энгра, Монтобан 1820, Лувр), художника Ф. М. В 1824 году, по возвращении в Париж, Энгр показал в Салоне свою картину «Обет Людовика XIII» имевшую шумный успех и принесшую художнику настоящую славу и орден Почетного легиона.
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Именно отец преподал в детстве Энгру Младшему первые уроки рисования (один из дошедших до нас рисунков будущего живописца датирован 1789г). В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты.
На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Во время пребывания в Риме Энгр влюбился в творчество Рафаэля. Одним из любимых жанров Энгра были картины в стиле ню, то есть обнажённая натура.
В 1813 году Энгр женился. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Спина «Большой одалиски» -гимн изгибу позвоночника, образует центральную ось композиции. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Мадам Муатессье была женой богатого торговца сигарами. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Экзотический мир гарема был закрыт для любопытных глаз.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».
Античные фрески, роспись Сикстинской капеллы, весь внешний облик Вечного города произвёл неизгладимое впечатление на художника, оставив свой след на его работах того периода. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. В 1801 году художник участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Послы Агамемнона у Ахилла» и победил, но вследствие тяжелого состояния французской экономики полагающуюся в этом случае поездку в Рим пришлось отложить на несколько лет. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура.
Восхищаясь работами полотнами и фресками признанных гениев, Энгр считал себя консерватором, нежели новатором. — Его надо найти в самой модели». Но сам художник считал портретную живопись досадной «помехой», которая отвлекала его от «настоящих» картин. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Одежда).
ЭНГР (Ingres) Жан Огюст Доминик (29. 8. 1780, Монтобан– 14. 1. 1867, Париж), франц. Так, Арман Камбон часто занимался тканью и световыми бликами на портретах и в музее Энгра в Монтобане можно увидеть его наброски к «Портрету мадам Муатессье». Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе».
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867).
В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Здесь все становится человечнее, проще.
Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Однажды он даже посетовал: «Это ужасно, что я должен постоянно рисовать чьи-то лица». Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.
Центральную ось композиции картины образует голая спина купальщицы. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии). Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Картина была выполнена в форме круга. Столь же спокойно и выражение его лица.
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Действительно, это одна из самых программных его работ, которую можно истолковать как живописную декларацию. Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более "странны" и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико. Но, необходимо также напомнить, что турецкий султан получал с подвластных ему территорий «дары» -европейских уроженок, которые становились одалисками. Если пристально вглядываться в элементы работы, визуально «препарируя» каждую деталь, то становится видно насколько продумана и выстроена композиция «Купальщицы».
В 1797–1801 учился у Ж. Л. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. В 1825 году Энгр был избран в члены Академии. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Необычная красота этой женщины, которая многих сводила с ума, привлекла и Энгра. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Салон обнажил противостояние позднего классицизма, крупнейшим представителем которого был Э. и романтизма (во главе с Э. Делакруа), которое оставалось до сер.
Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Эту величавую красавицу, которую современники сравнивали с Юноной, Энгр писал мучительно долго, придирчиво выбирая и меняя ее наряд и украшения. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.
По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Сумма гонорара составила 3000 франков. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. илит.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля.
Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Сдержанны и просты цветовые отношения: желтоватое тело, зеленоватый занавес слева, белая драпировка, покрывающая сиденье, серый фон. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Этот мотив, начиная с 1807 года, проходит через все творчество художника, параллельно с его знаменитым «одалисками».
Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Исключением стал художник-романтик Эжен Делакруа (1798-1863), который в составе дипломатической миссии в 1832г побывал в Северной Африке и был допущен султаном Марокко в собственный гарем.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
разнообразием. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.
В частности, критики упрекали художника за то, что желая удлинить линию спины одалиски, он «добавил» ей лишний шейный позвонок, а невозможно вытянутую правую руку написал так, словно она лишена костей. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
О причине догадался врач Эрасистрат, когда увидел, как Стратоника зашла в помещение, где на ложе был распростёрт Антиох и какова его реакция101. После падения наполеоновской империи в 1815 году и Венского конгресса французские подданные, жившие в Риме, стали в массовом порядке покидать город. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года.
жизни во Франции. Энгр рано получил признание в качестве талантливого портретиста. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».
В иерархии искусства Энгр занимает высокое место именно как выдающийся портретист. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Однако в государстве нет денег и поездка отложена.
Красоту женского тела подчёркивают «декорации» : складки тёмных занавесок-вертикальное положение спины купальщицы, а складки тюрбана «перекликаются» с линией её уха и локонов. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника. Идея красоты обнажённого тела звучит и в «Большой одалиске» Энгра. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
Вместе с тем он был далек от одноплановости. В 1802 году Энгр дебютировал на выставке парижского Салона. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Преподавание в мастерской Давида строилось на принципах «героического» неоклассицизма и оказало огромное влияние на Энгра: молодой художник страстно увлёкся искусством античной Греции. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим».
Освободившись от обязанностей художника-пенсионера, Энгр мог продолжать эксперименты, но одновременно ему приходилось зарабатывать на жизнь. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Однако на этой же выставке впервые были показаны зарисовки и эскизы Энгра, которые позволили новому поколению критиков провозгласить его гением. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
Гране (1807, Музей Гране, Экс-ан-Прованс), графа Н. Д. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.
В 1807 году Энгр наконец-то отправился в Италию. В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году. В творчестве Э. значит. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). центр.
Даже «идеологические» оппоненты Энгра--художники-романтики во главе с Эженом Делакруа всегда отдавали дань гению Энгра, называя художника «непревзойдённым мастером линии». Среди др. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98.
Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма.
илл. Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Бартолини тогда ваял графскую жену. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.
Здесь нет кричащих цветов и ярких контрастов за исключением одного – красные пятна на платке-тюрбане несколько выбиваются из спокойной палитры картины. Николаю и Александру Невскому. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». к ст.