Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. И в дальнейшем Энгр воссоздавал в портретах напряжённую внутреннюю жизнь модели, чаще всего— это изображения его друзей-художников18. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. Папа Пий VII в Сикстинской капелле. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.
Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир.
В 1799 году он привлёк Жана Огюста к работе над портретом мадам Рекамье, в котором Энгр должен был исполнить некоторые второстепенные детали. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля».
Туалет Эсфири, 1841 г., Две сестры, 1843 г. Т. Кутюр. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. В том стихотворении Сфинкс одерживает победу над Эдипом. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд и добровольно удалился из Фив в изгнание.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди.
Ещё в Италии он познакомился с Никколо Паганини исполнив два его графических портрета, впрочем, в воспоминаниях Амори-Дюваля описан концерт Паганини в Париже 10 апреля 1831 года, на котором Энгр был только зрителем86. В то время, когда живопись была создана, отец Моро недавно умер. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Виды деятельности. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.
1814. Повышение заразительности также обеспечивает соединение приемов закрывания и открывания. Другими важными источниками вдохновения Энгра стали античные памятники, причём не столько римские рельефы и скульптуры, которые были образцами для Давида и его окружения, сколько греческая вазопись с её линейной ритмикой и плоскостным пониманием формы. Действительно, это одна из самых программных его работ, которую можно истолковать как живописную декларацию.
В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141.
Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79.
Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик.
Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16.
Эдип ответил: «Человек: как младенец, он ползает на четвереньках как взрослый, он идет на двух ногах и в старости он использует трость». История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41.
1827 г. Одалиска и рабыня 1842 Стратоника, Мадонна перед чашей с причастием. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Творчество.
Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Историческая ситуация, запечатлённая в картине, недостоверна: король Франциск I не присутствовал и не мог присутствовать у смертного одра великого художника.
Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23.
Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Николаю и Александру Невскому. Чудище расположилось на Фикейской горе и стало задавать загадку путникам: «Какое существо имея один и тот же голос, становится поочередно четырехногим утром, двуногим днем, а вечером – трехногим. » Оракул предсказал, что фиванцы избавятся от сфинкса только после того, как найдут ответ. Сфинкс в живописи может быть замечен как форма роковой женщины, общей темы в искусствах конца девятнадцатого века и особенно Символистской живописи.
Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Всех, кто не смог это сделать, сфинкс пожирал. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Большая одалиска.
Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». В том же году он был избран профессором Школы изящных искусств, в 1833 году стал её вице-президентом и, наконец, в 1834 году возглавил её. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
Неудача означает его собственную смерть и тот из осажденных Thebans. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона».
Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Энгр выработал в рисунках особую технику. Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини. «Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Вслед за ним это сделает Э. Мане. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832).
На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Столь же спокойно и выражение его лица. Турецкая Баня.
Это и сбылось. По неизвестной причине осенью 1847 года он прервал роспись, а в начале 1850 года расторг контракт. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Н. Вольф отмечал, что монументальность образа героини подчёркивается тёмным фоном, однако обычное для Энгра изящество линий теряется из-за эпического размаха121. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса».
Возможно, говоря так, он вдохновился мнением Лукиана, этого «Вольтера древности», который и самого Гомера считал «отцом всех обманщиков». В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо».
О своих графических работах и этюдах он писал Жилиберу в 1821 году, что их нельзя рассматривать как нечто окончательное и что он признаёт в искусстве лишь готовые результаты. В годы Июльской монархии он был одним из самых влиятельных людей в стране и Энгр с самого начала хотел создать образ широкого обобщающего значения. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
Сфинкс (вернее, Сфинкса ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни.
С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников.
Жаль, право, что талантливый Л. Н. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Занимаясь портретами, он с 1809 года постепенно создал круг заказчиков и почитателей, которые в известной степени гарантировали ему постоянные заработки.
Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Тогда же Энгр познакомился с 24-летней художницей Анн-Мари-Жюли Форестье и быстро обручился. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73.
В ней он вернулся к классицистической традиции, словно забыв о своих прежних оригинальных и смелых творческих устремлениях. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса и тогда само чудовище бросилось со скалы. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. Мифы, уверял он, порой оказываются разновидностью лжи.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). В 1817 году скончалась его мать. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128.
Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал. Рождение Венеры, 1863 г. Жером.
Критики отмечают, что портрет чрезвычайно лаконичен, колорит даже нарочито скуп, в нём доминируют чёрные тона редингота и брюк, остальные оттенки коричнево-красноватые, более разреженные в фоне. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. 1808 г. Т. Шассерио. Его душевные мучения затихли.
Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Энгру требовалась прихотливая и в то же время непринуждённая поза, он долго искал общий абрис фигуры, рассчитывал положение рук. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
Проверить данные мифа невозможно. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. Среди фигур позади неё выделяется оруженосец, которому Энгр придал автопортретные черты120.
Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида. Доверчиво и просто смотрит на нас молодая, прекрасная и счастливая женщина исполненная достоинства и независимости. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. В то время Энгр продолжал получать стипендию, но она была очень невелика, нерегулярными были и заработки от портретов. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы линии рисунка стали чёткими и определёнными, краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее151.
В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Вероятно, он хотел, чтобы сын пошёл по его стопам, тем более, что Жан Огюст рано проявил талант художника и стал копировать работы отца и те произведения искусства, которые имелись в домашней коллекции3.
Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
Художник выполнил и множество графических портретов42. Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Рок в своё время совершил пенсионерскую поездку в Рим, во время которой познакомился с Жаком-Луи Давидом.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана.
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Даже в портрет надменно-бесстрастного русского дипломата графа Н. Д. Гурьева Энгр вносит оттенок романтической взволнованности благодаря выразительному пейзажному фону с тревожным грозовым небом. Эдип должен ответить на загадку Сфинкса правильно, чтобы пройти. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Гордый юноша отказался и возница Лая проехал колесом по его ноге.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
«Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
Всего художник прожил в Италии 24 года103. (1813). Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54.
1820-1824. Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. Обезумевшие кони поволокли его по земле и отец Эдипа погиб. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. «Эдип и Сфинкс».
За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности истолкованной в эпическом духе. Те понесли. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.
В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Сон Оссиана. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Сумма гонорара составила 3000 франков. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. От печали и стыда Иокаста удавилась.
Бесспорно, миф – это застывшее воплощение истории Ф. Шеллинг считал: «То, что живет в сказаниях, в мифологии, несомненно когдато действительно существовало». Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
Костюму и аксессуарам могло уделяться большее или меньшее внимание, но лицо всегда было проработано подробно. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2.
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
В 1813 году Энгр женился. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71.
Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация». Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). «Сон Оссиана».
Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех. » Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Бартолини тогда ваял графскую жену.
Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. У них родилось несколько детей.
На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. 1814. Источник.
Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.
В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс). Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Многие приходили к горе, пытаясь разгадать загадку, но напрасно. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Поза Эдипа заимствована Энгром из помпеянских фресок.
Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. В 1864 году он написал заново «Эдипа». Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу.
Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». 1859-1863 гг. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Апофеоз Гомера.
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ».
1814. Юпитер и Фетида (1811-1812 гг. ). ».
Загадка была: «Что прогулки на четырех футах утром, два днем и три ночью. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Энгр также нарисовал более позднюю версию (c.
В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. (1813).
На этот раз работы 44-летнего художника были благосклонно приняты и публикой и критиками, включая Стендаля72. Папа Пий VII в Сикстинской капелле, Паоло и Франческа, Послы Агамемнона у Ахилла (1801). В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим.
Эдип и сфинкс. Публика ответила Энгру тем же: выставленная в 1855 году на Всемирной выставке картина подверглась бойкоту во второй раз и больше никогда не демонстрировалась публично89. Темный бархат платья мягко контрастирует с теплой, золотистой кожей, с алой шалью и красной спинкой кресла. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Например: Мадонна с длинной шеей.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141.
Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. Ж. -О. -Д. Энгр. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы».
Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Гумилев воспринимал мифы как грозного противника науки. Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей.
1820-1856 гг. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа.
Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Из современных Энгру критиков такую точку зрения поддержали консерваторы из монархических кругов. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением.
В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Сохранилось множество подготовительных рисунков с различными ракурсами композиции, в том числе и обнажённой фигуры, для которой позировала нанятая натурщица. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана».
В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4.
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей.
Римляне времен упадка, 1847 г. Кабанель. для ситуации XIX в., что повышает заразительность данного произведения. Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф, основанный на мысли о всемогуществе судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53.
Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Моро делал набросок 1808 Энгра Эдип и Сфинкс в Париже и это – вероятный источник для его версии истории. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Учился в Тулузской академии изящных искусств. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145.
По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). В декабре они обвенчались. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118.
В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Когда миф торжествует, то наступает подлинный упадок науки, да и всякой культуры». В то же время Ж. Кассу в своей биографии Энгра отмечал, что в ненависти, разделявшей двух художников, можно увидеть глубокий интерес друг к другу, с оттенком любопытства и даже почтительности75.