Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Сложность натуры Бодлера обескуражила художника, стремившегося к ясности образов на своих портретах. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм.
Энгр решился отразить в полотне свои взгляды на художника как наставника и персонифицировать творчество тех великих, кто был достоин, по его мнению именоваться последователями Гомера. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля». Так как импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались.
Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Энгр тем самым соединил выразительность с предельной произвольностью трактовок человеческих фигур44.
Вскоре Лакордер по политическим мотивам оставил Францию и уехал в Италию. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Художник стремится показать личность с ее характером и индивидуальными особенностями («Портрет месье Мольтедо», ок. Грустным очарованием веет от «Портрета Полин в синем» (1842, Музей изящных искусств, Шербур) исполненного в оливковых и голубоватых тонах. Ни Энгр, ни все его сотоварищи не знали ни про античность, ни про средневековье ровным счётом совсем-совсем ничо (как говаривал один тинейджер). — Его надо найти в самой модели».
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). На портрете поколенного формата изображена хрупкая и грациозная девушка в белом платье. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Воротник и манжеты из белых кружев подчеркивают нежность ее кожи.
Среди них — знаменитый «Офицер карабинеров» (1812–1814, Музей изящных искусств, Руан), а также исполненный в это же время «Карабинер» (1814, Лувр, Париж). Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102.
Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. В 1840 году художник уехал в Италию, где в это время жил и работал Энгр. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. 27 июля 1849 года скончалась супруга Энгра— Мадлен— в результате неудачного удаления зуба и последовавшего за этим заражения крови114. Оживленное и радостное лицо ребенка зритель видит в зеркале.
Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145.
Художник, часто бывавший в доме своей сестры, а затем и у повзрослевших племянниц, в 1840-х годах создает портреты их детей («Луи Робер», 1843–1844, Лувр, Париж «Октав Шамуйе», 1844, частное собрание, Париж «Эдуард Леско», ок. Поиски искренности и простоты приводят Коро к детским портретам. Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Бодлер писал, что портреты мастера приближаются к идеалу воссоздания личности, кроме того, особого упоминания удостоились богатство и изысканность его палитры107.
«Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году. Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, — жаловался художник.
Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Энгр писал: «Я влип с этими портретами, которые преследуют меня, как злые духи Но я хочу заниматься не ими, а исторической живописью, которая протягивает ко мне свои прекрасные руки для создания самых замечательных произведений». Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура.
Завершением этого направления поисков абстрактной гармонии стало одно из последних значительных произведений Энгра — Турецкая баня (1862, Париж, Лувр). Кажется, что все модели погружены в раздумье. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
Особенно заметно воздействие этих мастеров в ранних работах живописца. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
«Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Дальше версии разнятся, то ли Мари овдовела, то ли они развелись (. ), но с 1809 года она уже жила в Риме одна имея при этом, благодаря своей красоте и талантам, как это пишут, большой светский успех. Начиная работать над композицией, Делакруа создавал для нее этюды. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Более всего им был близок образ Гамлета, человека сомневающегося и ищущего истину. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см).
Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, — все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка.
Серьезно смотрит на зрителя Алина, девочка же глядит доверчиво и удивленно. Занимаясь портретами, он с 1809 года постепенно создал круг заказчиков и почитателей, которые в известной степени гарантировали ему постоянные заработки. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Моя цель — выразить жизнь. Среди лучших портретов этого времени — «Антуанетт Эбер перед зеркалом» (1844–1845, частное собрание, США).
В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841). Документов, которые бы проливали свет на обстоятельства создания портрета, не сохранилось, но, во всяком случае, на Салоне 1806 года он был представлен, а далее помещён в Бурбонский дворец28.
Картина поражает необычностью композиционного решения: маленькая девочка смотрит в зеркало, встав коленями на диван.
Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года).
В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Исполненные свинцовым карандашом, они поражают своей живостью и непосредственностью передачи натуры (портрет семьи Стамати, 1818 портрет Никколо Паганини, 1819, оба — в Лувре, Париж). Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры.
Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) — настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) — везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Спокойная красота молодой женщины вызывает в памяти зрителя знаменитый портрет великого Рафаэля — «Донна Велата». В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Художник очень точно схватывает неповторимость и индивидуальность портретируемых. Костюму и аксессуарам могло уделяться большее или меньшее внимание, но лицо всегда было проработано подробно.
На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей104.
Первые портреты Коро были выполнены в 1830-е годы. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Его отец, Жозеф Энгр, был художником-миниатюристом и дал ему первые уроки рисования. История изображённая на этой фреске, довольно амбивалентная, скажем так.
Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. Ярким свидетельством тому является второй портрет мадам Руми (1842, Музей изящных искусств, Шербур), значительно отличающийся от первого исполненного в 1836 году.
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. В Салоне 1806 года вместе с портретами семьи Ривьер художник показал картину «Наполеон на троне» (1806, музей Армии, Париж), таким образом отдав дань наполеоновской теме, увлекавшей французских мастеров той эпохи. Стоящий к нам спиной мужчина – это Геракл, а ребёнок, который сосёт молоко из вымени оленихи – один его многочисленных внебрачных сыновей, Телеф (Telephus).
Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. Представляя каждую модель в отдельности, Курбе создал общий портрет французской провинции с ее косностью, отсталостью мышления. Энгр был избран в члены Академии художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона.
И в то же время у всех них есть что-то похожее, типичное. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое.
Одно из самых ранних полотен, показывающих представителей интеллектуальной среды столицы, — «Портрет Шарля Бодлера» (1847–1848, музей Фабра, Монпелье). Особенно ярко тип энгровской красавицы представлен на «Портрете мадам Сеннон» (1814–1816, Музей изящных искусств, Нант).
Таковы портреты семьи Ривьер (1805, Лувр, Париж). В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. Затем следует новый заказ: «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806, Париж, Музей армии).
Творчество, объективация и проблема отчуждения. Быт и культура Руси в IX – XII вв. : письменность, устное народное творчество и архитектура. ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО, ТВОРЧЕСТВОГипотеза Информационного Поля Вселенной и художественное творчествоГлава 12. Зритель видит разных людей: хитрых, умных, волевых, лицемерных. Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим.
Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. В 1806 году Энгр приехал в Рим. Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором).
Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». В 1806–1808 годах мальчик учился в Императорском лицее. Мощная фигура Лефрена едва умещается в кресле, его глаза подозрительно смотрят на зрителя. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность.
И на этот раз Энгр противостоял Делакруа ибо для современников была неоспорима их творческая несовместимость118. В таком же ключе исполнено и полотно «Адель Шассерио». Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана.
Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме.
В 1813 году Энгр женился. Точнее, он сначала планировал просто избежать самого факта зарождения такого внука, отдав свою дочь Авгу (Auge) в жрицы Афины (что означало, что она должна была остаться девственницей). Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Мари де Сеннон умерла довольно рано, в 1828 году (ей было 45 лет) и виконт хранил портрет в своём кабинете в особняке в Анже до самой смерти в 1851 году, после чего она перешла по наследству его сыну. Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет.
В конце 1880-х годов владелец парного портрета разрезал его на две части. Постоянным объектом художественной полемики служили для Энгра произведения его главного соперника — великого художника-романтика Эжена Делакруа. Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.
В каждом своем герое художник стремится показать индивидуальные черты характера. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Чтобы не отвлекать внимание зрителя, художник показывает модели на нейтральном фоне. Ее большие глаза печально и тревожно смотрят на мир.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра.
В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре. К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47.
Лучшиая работа, написанная вскоре после прибытия в Рим, — «Портрет мадам Девосе» (1807, музей Конде, Шантийи). Эти черты особенно заметны в «Автопортрете» и портрете Адели Шассерио. Человек изображенный на «Портрете Лефрана» (ок. Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо».
«Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Энгр выработал в рисунках особую технику. Одна из лучших его работ в этом жанре — «Портрет Октавии Сеннегон» (1833, частное собрание, Париж). В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Художник выполнил и множество графических портретов42. Стародубова. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Издание просуществовало недолго, власти закрыли его.
«Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Виды деятельности. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона — Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее — Карла X, Луи-Филиппа, Наполеона III. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
Эти рисунки дарили на память родственникам и друзьям. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти.
В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Ещё я обещал, в самом начале, рассказать биографию и про ранее психосексуальное развитие. Она моделирована тончайшими отношениями скользящего света и легких теней, рождающими почти неуловимое ощущение объема.
Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года.
Он изобразил себя в костюме Гамлета, в позе Карла II на картине, созданной Кареньо да Миранда (прежде его авторство приписывалось Д. Веласкесу). Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. Менее выразительным получился портрет Жорж Санд, уступающий более раннему ее портрету (1834, частное собрание), на котором писательница предстает в облике хрупкой молодой женщины, одетой в мужской костюм. Тут-то (в 1810 году) она и встретилась с виконтом – семья которого, тем не менее, ни их отношения, ни последующий брак не приняли, что потом отразится на судьбе портрета самым печальным образом. Которого его дедушка, царь Алей (Aleus), планировал забить, поскольку ему случилось предсказание, что он погибнет от руки своего внука.
Но и Энгр испытал воздействие романтизма. Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Ее слезящиеся глаза с подозрением смотрят на зрителя. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109.
«Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80. Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане, в Гаскони. Взгляд совсем еще юной девушки, почти ребенка, серьезен и печален.
Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Вы можете сказать, Где же тут Энгр, это же Дюрер. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля».
В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Энгр считал, что умение играть на музыкальном инструменте помогает художнику. Женский портрет. Более целостным произведением стал портрет Фридерика Шопена. Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113.
Известна легенда о том, как в 1837 выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Так появился портрет мулатки Алины (1824–1826, музей Фабра, Монпелье), алжирской девочки (1832, Национальная галерея, Вашингтон).
Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Интересен также автопортрет «Человек с кожаным поясом» (1845–1846, Лувр, Париж), свидетельствующий о глубоком интересе Курбе к мастерам эпохи Возрождения.
Тем не менее, с 1806 года он вёл дневник, в котором собственные суждения перемежал с выписками из прочитанных книг, черновиками писем, описаниями реализованных и нереализованных замыслов. 1811, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Портрет месье Кордье», 1811, Лувр, Париж «Портрет графа Н. Д. Гурьева, 1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». В этих портретах проявилось мастерство молодого живописца, его умение строить композицию. В 1791 году Энгр приехал в Тулузу, где поступил в Королевскую академию.
За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Энгр был вообще нетерпим к критике и мог, судя по воспоминаниям Амори Дюваля и спустя полвека помнить каждый нелестный отзыв о своих работах. Поклонником красоты художник оставался до конца дней — холодным зимним вечером он с непокрытой головой провожал гостью к карете, простудился и больше не встал — ему было 87 лет. Вскоре он перешел от Верне к популярному в те годы художнику П. Н. Герену. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. В 1864 году он написал заново «Эдипа».
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.
Стародубова). Особую выразительность портрету придает изящный, мягкий рисунок и гармоничный колорит. Позже, на основе архивных данных было открыто (точнее, открыто вновь, поскольку для современников это не было никакой тайной), что Мари Маркоз родилась (в 1783 году) вовполне почтенной семье французских торговцев из города Изер (Isre), была прекрасно образована, в 19 лет вышла замуж за некто Жана Таленсье, тоже купца, который в начале 19 века переехал по своим делам в Рим. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим.
Симфорион». С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. На его щеках заметен легкий румянец, а во всей фигуре чувствуется скрытая сила и энергия. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Интересно, что почти каждый изображенный имел свой реальный прототип. Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии.
Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Если внимательно посмотреть на полотно, можно увидеть, что героя лишь одолела усталость. В картинах с обнаженной моделью в полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера.
Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. К тому времени годы учения были уже позади. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. Большим разнообразием отличаются мужские портреты мастера.
Официальные круги приняли картину с восторгом. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы.
Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Энгр посещал мастерскую Давида до 1801 года, когда он получил право на поездку в Италию и четырехлетнее пребывание во Французской академии в Риме. Исследователи определили, что «Человек с кожаным поясом» был написан поверх копии с картины Тициана «Портрет молодого человека с перчаткой».
Мне нужна движущаяся модель». Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Главными средствами выразительности здесь (как и во многих других портретах) является мазок, тональность, контрасты света и тени. Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму. Мастер показал на одном полотне играющего на фортепьяно Шопена и слушающую его Жорж Санд.
Этот образ близок по своему духу знаменитой тициановской «Венере, смотрящейся в зеркало». Автор изобразил модели на нейтральном фоне. Так что Энгр – это гораздо больше, чем классическая традиция. «На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение».
При этом Энгр всегда внимательно изучал натуру — свидетельство тому его прекрасные рисунки. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. приходилось прислушиваться к пожеланиям портретируемых. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». В Шербуре юноша создал свои первые портреты.
Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Творчество Энгра делится на ряд этапов.
Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Уравновешивалось соперничество, пожалуй их равновеликим по силе талантом. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56.
Он зарабатывал себе на жизнь игрой в тулузском театральном оркестре. У них даже была дочь, родившаяся в 1803-м году, через год после свадьбы.
Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, – словно в то время были способы сбежать от такой напасти. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Нет в мужских портретах также богатства и разнообразия красок.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Энгр вернулся в Париж, когда ему было уже 44 года, вполне состоявшимся художником, работы которого покупались и частными заказчиками и государственными – например, многие свои (псевдо) исторические картины он писал для реконструировавшегося Версальского дворца. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Портреты мастера очень точно передают сущность детского образа.
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Хотя Энгр будет продолжать работу над огромными холстами на исторические и религиозные сюжеты и заказы на портреты принимать с неохотой именно последние прославят его имя в истории. Здесь он прожил долгие четырнадцать лет. Энгр изобразил молодую женщину, сидящую в кресле, на темном нейтральном фоне. Работая над портретом, Курбе сетовал: «Я не знаю, как закончить портрет Бодлера, каждый день его выражение меняется».
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Восхищение художника воодушевляло и модель — женщина, которая нравится, становится красивее.
Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Гамлетовское начало не раз будет проявляться и в дальнейшем творчестве Делакруа. Он также оценивается как крупнейший представитель. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoисторизма в европейской живописи, заявляя, что развитие живописи достигло пика при Рафаэле, далее пошло в неверном направлении и его, Энгра, миссия— продолжить с того же уровня, который был достигнут в эпоху Ренессанса. Июльская революция оставила Энгра равнодушным.
Он жаловался окружающим, что портреты до смерти надоели ему. Никакой оригинальности тогда не ценилось, его учителя считали, что лучше Рафаэля ничего всё равно быть не может, вот таким образом надо просто делать не хуже (а лучше всего – точно так же). Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев (1801, Париж, Школа изящных искусств). Симфориана» (1834).
Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Молодая женщина, одетая в платье из малинового бархата, сидит среди атласных подушек. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме.
В декабре они обвенчались. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо.
Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты.
Который, как я уже писал, семья виконта никогда не признала. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.
Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена».
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. В 1836 году семнадцатилетний Шассерио выставил в Лувре ряд своих портретных работ: «Автопортрет» (1835, Лувр, Париж), «Адель Шассерио», «Портрет матери» (1830-е, Лувр, Париж), «Художник Марилья» (1830-е, Лувр, Париж), «Эрнест Шассерио» (1836, Лувр, Париж). Последнее изображение девушки было создано в 1843 году («Портрет Полин в домашнем платье», Музей изящных искусств, Шербур).
Аббат стал основателем новой организации — «Братства христианских художников». Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). Только в глазах можно заметить черты индивидуальности. Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой. Его наставниками стали художник Ж. Рок и скульптор Ж. -П.
Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Здесь он продолжал совершенствоваться в том, что уже узнал в родном доме: его учителем по живописи был Ж. Рок, скульптуру преподавал Ж. -П. Вигана. Ряд статей, печатавшихся в газете, призывали к отделению церкви от государства.
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Одна («Портрет Жорж Санд», 1838, Государственный художественный музей, Копенгаген) оказалась в Дании, другая изображавшая Шопена, осталась во Франции. На портрете «Гиена Сальпетриер» изображена седая старуха в больничном халате. Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.
Девушка сидит, опершись локтем о край круглого стола. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Всего художник прожил в Италии 24 года103.
марочку выше). «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36.
Итальянский период стал временем расцвета творчества художника. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. В заказных портретах Энгра нет искреннего чувства, свойственного изображениям его друзей. Восхитительная мадемуазель Ривьер, как называл сам Энгр ее пятнадцатилетнюю дочь, стоит на балконе на фоне отдаленного пейзажа.
Все эти картины лаконичны по композиции. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. Не оставил юноша и музыку.
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см). Сама женщина превращалась в произведение искусства («Портрет Инес Муатессье», 1851, Лондон, Национальная галерея).
Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись.
Дела, дела. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.
Цветовой и композиционной доминантой этого портрета является голубое атласное платье, которое определяет элегантность модели и подчёркивает её аристократизм. В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Высокую оценку картине дали Э. Дега и М. Дени.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Среди самых известных шедевров Курбе — картина «Похороны в Орнане» (1850, Лувр, Париж), соединившая элементы двух жанров — портретного и бытового. В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином — невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
Вскоре после этого в газетах появились статьи, в которых писали, что художник делает неудачные попытки «вернуть искусство на четыре столетия назад, к мастерам XV века». Значительное место в портретной живописи Милле занимают изображения юных лиц. В этом же году он исполнил «Портрет Лакордера» (1840, Лувр, Париж), на котором изобразил аббата Анри Лакордера, чьи пламенные проповеди в соборе Парижской Богоматери вызывали восхищение многих парижан. В 1817 году скончалась его мать.
Ее голова слишком велика по сравнению с еще не сформировавшимся телом, но это, так же как и неправильные черты лица (большой рот, невысокий лоб, широко поставленные глаза), не лишает модель очарования и юной свежести. «Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А. Д. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Трудно уловить выражение подвижного лица поэта. Старая больная женщина представлена и на картине «Безумная старуха».
Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности.
Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Проницательный современник назвал Энгра китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин (Теофиль Сильвестр). 1844, частное собрание). Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль. Свою роль сыграло и то, что здесь он не мог пользоваться полной свободой, т. к. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии».
Свое внимание он акцентирует на глазах моделей. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Все дело в той тщательности, с которой мастер анализирует черты лица своих моделей. Он говорил ученикам: «Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как художники».
В какой-то момент Энгр даже выиграл приз Академии, за лучший рисунок (точнее, за лучшую копию чужой работы). Это один из самых глубоких умов» После победы Июльской монархии Лакордер принимал участие в издании клерикальной газеты «Будущее», стремившейся примирить католическую церковь с необходимостью признать права народа. Таковы все женские портреты Энгра.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8.
В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». Девушка прожила недолго: в возрасте двадцати трех лет она умерла от туберкулеза. В 1806 году Энгр дебютировал с этими полотнами в Салоне. С 1827 года чета Энгров обитала в казённой квартире в Академии изящных искусств, жили они скромно для людей с их положением, в частности, держали только одну служанку. Любуясь своими моделями, автор в то же время упрощает их, лишает их одухотворенности.
По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Название «Воображающий себя полководцем» говорит об иронии, насмешке над человеком, в былые времена сделавшим блестящую карьеру военного. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. Художник писал изображения своих племянниц, дочерей сестры.
Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Противостояние на Салоне 1824 года стало началом вражды между Энгром и Делакруа— признанными крупнейшими живописцами Франции того времени, которые воплощали противоположные эстетические концепции. Творчество.
Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Художник редко изображал руки, по-видимому, тогда он еще не научился их писать. Но я же пытался избежать психосексуального. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи.
Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Я не из тех, кто гоняется за анатомической точностью в художественном произведении. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение.
Хотя взгляд представленных на полотнах людей направлен прямо на зрителя, он не создает впечатления контакта и как будто бы проходит сквозь человека, рассматривающего картину. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. В лицах приземленных и практичных орнанцев нет одухотворенности.
Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Виган. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63.
Курбе любуется чувственной прелестью своих моделей их физическим совершенством. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства». Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
Первый художник исполнил в 1821 году (Лувр, Париж). Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
«Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. Сумма гонорара составила 3000 франков. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). В Париже он стал брать заказы на живописные портреты. Формально полотно полностью отвечало канонам классицизма— композиция выстроена фронтально, заметны явный примат рисунка и строгая выписанность деталей, но фактически было образцом произвольного композиционного решения. Сегодня многие называют их лучшими произведениями Энгра. Спустя 50 лет после ее завершения он писал: «Если я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так этот портрет».
Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь.
В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Значительное место в портретном творчестве Делакруа занимают автопортреты.
При этом художник не увлекается тщательной передачей одежды моделей-мужчин. Закончив автопортрет, Энгр создал целую галерею эмоциональных и одухотворенных портретов своих друзей (художника Демаре, 1805, музей Августинцев, Тулуза юриста Жилибера, 1805, музей Энгра, Монтобан скульптора Бартолини, 1806, частное собрание, Экс живописца Гране, 1807, музей Гране, Экс). Девушка одета в повседневное платье, сшитое по моде того времени. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55.
Но абстрактным арт-объектом этот портрет станет намного позже, а пока он плотно встроен в ткань жизни, он одновременно и свадебный подарок и потом как бы печать их союза. Художник так и не положил завершающие мазки на полотно и именно таким образом передал сущность характера своей модели. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. Пространственное построение картины иррационально: трон Юпитера парит в небесах, а его масштабная фигура противопоставлена прильнувшей Фетиде. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88.
В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Перехав из Тулузы (откуда он был родом) в Монтобан в 1775 году, он через два года женится на дочке местного брадобрея, Анне Муле (Anne Moulet). Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона наконец император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух и он был плохим оратором105.
Да что там Троя, первые проблески подозрений, что человечеству чуть больше, чем 6, 000 лет, возникли только в 1830-40е годы, но даже когда находки первобытныхкаменных орудий Жаком де Буше (во Франции, кстати) стали к 1860-м уж совсем неопровержимым, они всё равно вытеснялись общественным сознанием лет так ещё пятьдесят, примерно (во многих местах мира они и сейчас это же делают). Интересна история появления этой картины. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».
Особенно задушевным и поэтичным получился образ мадемуазель Ривьер. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Помимо уроков рисования, он дал сыну основные представления о скульптуре (так как был не только художником, но и скульптором), а также научил играть на скрипке. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.
Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82. В то же время Ж. Кассу в своей биографии Энгра отмечал, что в ненависти, разделявшей двух художников, можно увидеть глубокий интерес друг к другу, с оттенком любопытства и даже почтительности75. Образцом композиции Энгру, по-видимому, послужил Гентский алтарь, перевезённый тогда в Париж фигуру Наполеона сравнивали с образом Бога-Отца Ван Эйка. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает.
Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Он рано начал рисовать и все свое свободное время посвящал этому занятию. Таков «Портрет Джо» («Прекрасная ирландка», 1865, Метрополитен-музей, Нью-Йорк вариант — в Национальном музее, Стокгольм). Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Это полотно показывает, что 21-летний Энгр уже сложился как художник-академист, способный одинаково легко работать с силуэтом, эффектами освещения и формами15. На картине изображена Джоанна, возлюбленная живописца Джеймса Уистлера.
И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза дОссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Фигура передана здесь крупной, монолитной массой, причём композиция и строгость цветового решения выдают академическую выучку автора19. Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея).
Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию. В Риме он вступил в орден доминиканцев. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43.
Кто-то сделал ей замечание, но Коро возразил: Это как раз то, что мне нужно. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр — у полотен своего кумира Рафаэля. Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме.
Во время сеансов художник не стремился установить душевный контакт с заказчиком. Реконструкция личности Энгра и её восприятие весьма затруднены, поскольку его личные воззрения и предпочтения отличались от декларируемых. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год). Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.
«В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала «Деба» в символ новой эпохи» (В. В. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. Бесстрастно-спокойное лицо императора теряется среди окружающих его деталей: атрибутов власти, сложных узоров ковра и украшений трона. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2.
Оптимистичность композиции подчеркивается и характером мазка — размашистого и динамичного. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Бартолини тогда ваял графскую жену.
Столь же спокойно и выражение его лица. А все они эти академизм не почитали. В нижней части композиции слева показан Пуссен, переписанный Энгром с известного автопортрета80.
(Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно — хрупкости ее. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
Более естественной стала поза модели. В результате художник решил остаться во Франции и официально возглавить художественную жизнь страны74.
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы. Николаю и Александру Невскому. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50. По мнению А. Бонфанте-Уоррен, «в этом полотне наиболее полно воплотились особенности его стиля, умение претворить реальность в образы идеальной красоты. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции.
Один из самых известных портретов мастера — «Две сестры» (1843, Лувр, Париж), в котором прослеживается мысль о духовной близости родственных натур. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Из Парижа художник часто приезжал в Шербур. Ее взгляд, направленный вперед и немного вверх, полон глухой тоски и безмерной усталости. Позы портретируемых спокойны, костюмы скромны и лишены броских аксессуаров.
Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Все эти детали говорят о том, что персонаж страдает от раны, нанесенной ему на дуэли.
Энгр считал эту картину своей лучшей работой. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.
Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.
Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом».
Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84.