Энциклопедии художественные и словари, научно-справочные издания, содержащие систематизированные сведения по теории истории и практике пластических искусств (архитектура изобразительное и декоративно-прикладное искусство), о художниках и архитекторах. Краткая художественная энциклопедия, т. 1-5, М., 1962-81 Художники народов СССР.
В 1870г. Уточнить математическую формулу имена первых апостолов, год рождения писателя или актёра, дату сражения или основания города, высоту горной вершины или пирамиды Хеопса, о чём повествует «Божественная комедия» или «Оптимистическая трагедия», чем отличается амфибрахий от анапеста или этиловый спирт от метилового, что такое Красная книга, как устроен двигатель внутреннего сгорания и чем он отличается от реактивного двигателя – всё это и многое другое позволяют сделать материалы, содержащиеся в томах «Современной иллюстрированной энциклопедии».
вГолландии рождается неопластицизм. Самой знаменитой постановкой абрамцевского кружка стала «Снегурочка» А. Н. Островского (1882). Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения.
В XVII-XVIII вв. Начало кружку было положено в 1872г. Особенно радикальным направлением был ташизм (от франц. В XIX в. вышли известные биографические словари – Новый всеобщий словарь художников и Монограммисты. Часть статей посвящена прославленным архитектурным памятникам.
Ташисты (П. Сулаж, Х. Хартунг, Ж. Матье и др. ) обходились без кистей. Они стали подлинными первооткрывателями искусства современности. Васнецов работал над сказочными полотнами «Алёнушка» (1881) и «Богатыри» (1898), Репин – над картиной «Проводы новобранца» (1879), Нестеров собирал этюды для «Видения отроку Варфоломею» (1890). Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе Книга Е. В. Шорохова посвящена одному из самых сложных и принципиально важных вопросов, от решения которого во многом зависит успех обучения школьников изобразительному искусству. Главный герой картины – могучий, грозный океан. В 1839г.
Рубеж 19–20вв. – время яркого расцвета автопортрета. Великий немецкий мастер А. Дюрер одним из первых создал целую галерею автопортретов (самый известный, 1500г., написан в иконографии образов Христа). Датой рождения абстракционизма считают 1910г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. Перед вами том «Искусство», в котором содержится около 1000 статей, посвящённых историческому развитию искусства. АБРМЦЕВО, усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области, построенная в 18в. 20в.
появились новые авангардные течения: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. (XX век – Европа, XIX век – Европа) 1977 Жантон И. Йожеф Риппл-Ронаи Йожеф Риппл-Ронаи (1861-1927) вошел в историю венгерского изобразительного искусства как художник большего и разностороннего дарования. С 1874г.
Собственно энциклопедии художественные, содержащие разностороннюю информацию, выходят с XVIII в. : Методическая критически обоснованная энциклопедия изящных искусств П. Дзани (Zani P., Enciclopedia metodica critico-ragionata delle belle arti, v. 1-8, Parma, 1794). В 1960-е гг. Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». Часть исследователей считает 1920-е гг. В 1880—90-х гг. В 17в.
Одним из самых перспективных начинаний кружка стали любительские спектакли. вкачестве пенсионера АХ находился за границей, где создал ок. tache – пятно). В нач. 40 картин, выбирая сюжеты драматические и эффектные: «Кораблекрушение», «Буря», «Хаос». иП. В. Киреевские, актёр М. С. Щепкин.
Черты художника можно узнать в героях многих его картин и рисунков. Айвазовский был зачислен в класс М. Н. Воробьёва – мастера романтического пейзажа вскоре остановил свой выбор на изображении морских видов и уже на втором курсе был удостоен медали за этюд «Воздух над морем». В каменном веке художники создавали изображения или рисунки на камнях2. Они выплёскивали, разбрызгивали краски на холст, затем размазывая или растаптывая их. Здесь было создано немало шедевров русского искусства., Firenze, 1681), Словарь терминов А. Фелибьена (Fйlibien A., Dictionnaire des termes propres, в его книге: Des principes de larchitecture, de la sculpture, de la peinture et des autres arts qui en dйpendent, P., 1676). (Агатарх и Полигнот).
Наиболее обширная и разносторонняя из энциклопедий художественных – Энциклопедия мирового искусства (Encyclopedia of world art, v. 1-15, N. Y. -Toronto-L., 1959-68 в итальянском издании – Enciclopedia universale dellarte, v. 1-15, Venezia-Roma, 1958-67), выпущенная при участии учёных многих стран мира, в том числе СССР. Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на темы Священной истории или мифологии (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли). дважды становилась центром культурной жизни России.
Позднее Возрождение – время утраты светлых идеалов – рождает образы могучие и трагические (автопортрет Микеланджело в «Страшном суде» на стене Сикстинской капеллы, 1535—41), зыбкие и изменчивые («Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, ок. Произведения искусства окружают нас. Абрамцево, по выражению И. Е. Репина, стало для художников «самой лучшей на свете дачей». Заимствованный из военной лексики термин подчёркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой.
В Древнем Египте художники украшали гробницы и каменные дома, а ремесло художника было тесно граничит с изготовлением красок3. В 1960—70-х гг. Сохранили своё значение биографические словари Э. Бенези и Тиме – Беккера. решением Наркомпроса здесь был образован Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». А случаев этих великое множество. А ещё в парках, театрах, церквях, на стенах зданий и, даже в твоей родной школе.
Автопортретное начало пронизывает творчество П. А. Федотова. Среди терминологических словарей XIX-XX вв. Ряд энциклопедий художественных выпущен в социалистических странах: в Югославии Энциклопедия мирового искусства (Enciclopedija likovnih umietnosti, v. 1-4, Zagreb, 1959-66) в Венгрии Словарь искусства (Mьvйszeti Lexikon, t. 1-4, Bdpst, 1965-68), в ГДР вышел Словарь искусства (Lexikon der Kunst, Bd 1-5, Lpz., 1968-78). Увидев его рисунки, губернатор Феодосии А. И. Казначеев помог начинающему художнику поступить в Петербургскую академию художеств. Участники Абрамцевского художественного кружка (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и его сестра Е. Д. Поленова, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, В. А. Серов и др. ) подолгу жили и работали в имении. Многие энциклопедии художественные посвящены отдельным эпохам (Enciclopedia dellarte antica, classica e orientale, v. 1-7, Roma, 1958-66 Encyclopйdie de lart international contemporain, P., 1958), отдельным географическим областям или странам (Enciclopedia del arte en Amйrica, v. 1-5, B. Aires, 1969), отдельным видам искусства (Encyclopedia of painting, N. Y., 1955 Die Grosse Enziklopдdie der Malerei, Bd 1-8, Freiburg-, 1976-78).
Идеолог итальянского футуризма Ф. Т. Маринетти призывал: «Суньте огонь в библиотечные полки. В 1918—20гг. В любительских спектаклях участвовали также К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин. Примечательно, что в одной из сцен фараон изображён одного роста с противником (как правило, египтяне представляли побеждённых в виде маленьких жалких фигурок у ног победителя).
Художники сознательно дразнили публику. Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. во время Кавказской войны (1817—64) принял участие в морских десантных операциях и познакомился с адмиралами М. П. Лазаревым, П. С. Нахимовым и В. А. Корниловым. В преддверии храма находятся восемь колонн в виде стоящей фигуры бога Осириса (т. н. вГермании архитектором В. Гропиусом (П. Клее В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др. ). В 1930г.
Здесь погребены С. И. Мамонтов и его сын Андрей. вРоссии возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм, объединивший архитекторов (К. С. Мельников, А. А. Веснин и др. ), скульпторов (В. Е. Татлин, Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий, А. М. Родченко). А. С. Пушкина. О, пусть плывут по ветру и по течению знаменитые картины». ГНЕЦ (лат. supremus – наивысший).
Первыми известными художниками были древние греки Vвеке дон. э. Поскольку изображения были сакральны, то художники обладали знанием определенного канона и пропорций4. Вазари и нидерландец К. ван Мандер, предшествовал биографическим словарям XVIII в. : Портативный словарь изящных искусств Ж. Лакомба (Lacombe J., Dictionnaire portatif des beaux-arts, P., 1752), Всеобщий словарь художников И. Р. Фюсли (Fьssli J. R., Allgemeines Kьnstler-Lexicon, Z., 1763), Словарь изящных искусств, основанных на рисунке Ф. Милициа (Milizia F., Dizionario delle belle arti del disegno, v. 1-2, Bassano, 1797). Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др. (их часто объединяют термином постмодернизм). Сыновья писателя И. С.
В мастерской-студии экспонируются майолики Врубеля. Над изображениями войны помещены религиозные сцены. иД. Д. Бурлюк «Пощёчина общественному вкусу», 1912).
Шокирующим было всё: раскрашенные лица, морковки и расписные ложки в петлицах их костюмов названия групп («Ослиный хвост», «Бубновый валет») способы привлечения публики («бубнововалетцы» подражали скоморохам итальянские футуристы разбрасывали листовки с колоколен). Слава Айвазовского была так велика, что в 1846г., когда отмечалось десятилетие его творческой деятельности (художнику было всего 29 лет), в Феодосию пришла его чествовать вся черноморская эскадра под командованием В. А. Корнилова. С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). вПариже возникло объединение «Абстракция – творчество», основанное эмигрантами из России Н. Габо и А. Певзнером. Энциклопедические статьи, созданные на основе современных научных данных, в доступной и увлекательной форме рассказывают о важнейших культурных эпохах (первобытность, Древний Египет, Древние Греция и Рим, Средневековье, Возрождение и др. ) об основных видах и жанрах искусства, о неповторимых особенностях художественного языка – языка линий, красок и объёмов, на котором «говорят» со зрителем произведения архитектуры, скульптуры, живописи и графики, портретного, пейзажного исторического, бытового и других жанров оматериалах и техниках, которые используют мастера искусства в своём творчестве. «Человеческое начало» из их искусства было пол ностью изгнано.
В 1931г. В нач. Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма». Авангардисты приучили публику к острым, неожиданным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии художественных произведений, к «интеллектуальной игре». Отдельные статьи поясняют важнейшие искусствоведческие термины. В 1840—44гг. появляется новая автопортретная тема – художник за работой («Мастерская художника» или «Аллегория живописи», Я. Вермера Делфтского, ок.
Эпоха Возрождения – время пробуждения личностного самосознания – стала временем рождения портрета (а вместе с ним и автопортрета) как самостоятельного жанра. Знаменитый портрет дочери С. И. Мамонтова Веры «Девочка с персиками» (1887) написан Серовым в столовой абрамцевского дома. Эффект света настолько великолепен, что на мгновение затмевает для зрителя трагизм гибели., Nьrnberg, 1546). 1910-х гг. Том содержит научную и вместе с тем живо и эмоционально изложенную информацию об основных художественных стилях и направлениях, как классических (барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм импрессионизм), так и авангардных (абстракционизм, экспрессионизм, фовизм, футуризм, модернизм и др. ). Художники устраивали экспедиции в северные русские города для изучения сохранившихся там древних памятников архитектуры иконописи, декоративно-прикладного искусства (поездки финансировал Мамонтов) искали образцы народного творчества в окрестных деревнях. усадьба была взята под государственную охрану. В часовне церкви находится усыпальница семьи Мамонтовых.
ШРИФТ — важнейший компонент книжного оформления. 20в. (Учебные материалы) 1977 Шорохов Е. В. Стремление познать душу человека в её динамике изменчивости унаследовали от Рембрандта и развили в своём искусстве мастера романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов).
Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Абрамцево – одна из немногих старинных усадеб, уцелевших в огне войн и революций. усадьбу приобрёл писатель и театральный критик С. Т. Аксаков, создавший здесь многие свои произведения («Детские годы Багрова-внука», «Семейная хроника). возникло множество авангардных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила идеалы. Работы М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, К. С. Малевича и др. 1675).
Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты. Выступления авангардистов часто сопровождались скандалами. Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и всё художественное наследие. Идеал прекрасной и гармонической личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1514) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения.
странах. Особенно потрясла зрителей своим трагизмом картина «Девятый вал» (1850). Настаёт новый день, поднимается солнце, пронизывая яркими лучами грозовые мчащиеся облака и неумолимо надвигающийся последний, чудовищный «девятый вал». АЙВАЗВКИЙ, Гайвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же), русский художник и график, маринист, представитель романтизма.
Однако статуя Птаха, таинственного, подземного божества, всегда оставалась в тени. В «Менинах» Веласкеса (1656) эта тема перерастает в подлинный гимн живописи, её безграничным возможностям. Эта пасхальная жертва стала прообразом новозаветного Агнца – Иисуса Христа, претерпевшего смерть на кресте как невинную, добровольную жертву во искупление грехов человечества. В других усадебных постройках можно увидеть крестьянские художественные изделия из дерева, работы абрамцевской столярной мастерской. Он хотел создать живопись, «лишённую индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением».
Стены храма украшены изображениями воинских подвигов фараона в победоносных сражениях с хеттами (при Кадеше) и ливийцами. 1524г. ) и откровенно эпатажные («Медуза» Караваджо, 1598—99, где художник придаёт автопортретные черты отрубленной голове Горгоны). Над входом в храм были высечены гигантские иероглифы: бог Ра в виде человека с головой сокола, опирающийся на знаки «усер» (мощь) и «маат» (справедливость). Статьи справочников обычно подряд не читают – ими пользуются в необходимых случаях. В 19в. 1880-х гг.
Авангардисты значительно обогатили язык искусства, предложили широкий спектр новых идей. Важную роль в развитии конструктивизма сыграл «Баухауз» – художественное объединение, основанное в 1919г. Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Чёрный квадрат» (1915). 20 в. Храм Рамсеса II, открытый швейцарским исследователем И. Л. Буркхардтом в 1812г., был посвящён богу Амону-Ра и назывался тронным именем Рамсеса – «Усер-маат-Ра» («мощна справедливость бога Ра»).
Искусство оформления книги — это в значительной мере и искусство шрифта. Автор Загадок старых картин – не популяризатор, а исследователь. Создатель неопластицизма П. Мондриан вместе с Т. ванДусбургом основал группу «Де Стейл» (1917) и журнал под тем же названием (выходил до 1922г. ). Главная особенность «Современной иллюстрированной энциклопедии» состоит в том, что это не собрание книг с весёлыми картинками, занятными рассказами о мировой цивилизации, науке или искусстве, а научное справочное издание.
В 1843г. Жанр жизнеописаний, начало которому в XVI в. положили итальянец Дж. Это – обучение композиции. В 1919г.
абстракционизм распространился во многих странах Запада. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. начался новый подъём абстракционизма. В нач. АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат.
В 1918г. Прекрасный тому пример – Фараон Сети I и Хатор, богиня радости. В 1912г. avantgarde – передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение в культуре 20в. Самые известные из них можно увидеть в музеях разных стран мира.
Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14в. ). вРиме. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразить себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины. Дружба со знаменитыми флотоводцами, глубокое знание оснастки парусного флота и личное участие в боевых действиях позволили художнику соединить в картинах на темы побед русского флота романтическую взволнованность с документальной точностью («Большой рейд в Кронштадте», 1836 «Чесменский бой», 1848 и др. ). Айвазовский никогда не писал море с натуры, считая, что «движения живых струй неуловимы для кисти». Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк».
В Ветхом Завете – наиболее часто упоминаемая жертва Богу. АВАНГАРДИЗМ (от франц. В 1833г. Отведите течение каналов, чтобы затопить склепы музеев.
Ночная буря потопила корабль, на обломке мачты пытается спастись горстка людей. В пёстрой толпе людей изображённых в их картинах, выделяется один, пристально смотрящий прямо на зрителя, – это сам художник, участник и свидетель события.
Авторам удалось воссоздать сложную и многогранную картину исторического развития искусства, увлекательно рассказать о выдающихся мастерах. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия» изображения форм реальной действительности. Многографический очерк, принадлежащий перу крупного венгерского искусствоведа Иштвана Жантона (1903-1969), создает выразительный портрет Йожефа Риппл-Ронаи – художника и человека. «осирические колонны»). Автопортреты передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского) властно взывают к гражданской совести зрителя.
французский критик М. Сейфор создал в Париже группу «Круг и квадрат». В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене.