В 1842 году Элизабет Виже-Лебрен умерла в возрасте 86 лет. Виже-лебрен Элизабет (1755–1842)- известная французская художница, мастер портретного жанра, представительница сентименталистского направления в классицизме. Скончалась Луиза Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене (Louveciennes). Скончалась Луиза Элизабет Виже-Лебрен 30 марта 1842 года в Лувесьене (Louveciennes).
В Петербурге Элизабет Виже-Лебренпровела 6 лет с лета 1795 года, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. lisabeth-Louise Vige-Le Brun, урождённаяВиже, Лебренпо мужу16 апреля1755, Париж—30 марта1842, там же) — французская художница. Элизабет Виже-Лебрен (полное имя – Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен фр.
Сегодня имя Элизабет Виже-Лебрен слышали немногие, хотя после Рубенса в истории живописи не было более плодовитого художника, чем она.
На следующий год художница с мужем совершили поездку во Фландрию и Голландию. В 1795 г. Элизабет едет в Петербург, где ей покровительствует императорский дом и знать. Однако что старшая дочь, что младший сын пошли в отца. В1776г.
C 1780-х гг. Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) – французская портретистка, дочь незначительного живописца родилась в Париже в раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена, Грёза и Ж. Верне. Когда их читаешь, даже кажется что Луиза немного идеализирует российскую действительность.
Молодой Пушкин посвятил ей стихи. Женщина отправилась в большое путешествие по странам Европы, также заехав и в Россию, где написала несколько портретов членов семьи императора. Она сглаживала индивидуальные черты людей, которых рисовала.
Она выучила русский язык и была впоследствии другом Карамзина. Не сложились отношения с Екатериной II. C 1780-х гг. Виже-Лебрён решилась отправиться в Царскосельский дворец в простом муслиновом платье, за что получила замечание от графини Эстергази, супруги посла. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги. Кроме того, Мария-Антуанетта вообще оказала художнице множество любезностей – она приблизила ее к себе и, кроме титула первой портретистки, Луиза проводила много времени с королевой – пела с ней дуэты, выходила на прогулки. Луиза стала придворной художницей, на неё буквально «посыпались» заказы.
В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Ей была предопределена интереснейшая судьба: дружба с монархами, восхищение поклонников и многолетние странствия. Приглашенная в 1779 в Версаль для создания портрета королевы Марии-Антуанетты, сдружилась с ней, написав около 25 ее изображений (часть их хранится в музее Версальского дворца). Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрён о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004.
Своя среди чужих Вопреки сопротивлению главы Королевской академии живописи и архитектуры, по личному распоряжению короля мадам Виже-Лебрен стала членом этого почтенного учреждения. В первом парадном портрете Елизаветы этот фон выражен мраморным бюстом Екатерины, ассоциирующимся с чем-то монументальным, статичным и холодным. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб. : Искусство-СПб., 2004. Виже-Лебрен еще долго писала портреты, но постепенно стала отказываться от заказов, а потом и вовсе отошла от живописи, благо средств для безбедной жизни хватало. В следующем году она умерла и была похоронена на кладбище в Лувесьене. Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. Стоит отметить, что кисть её была легка, а портреты изящны и эффектны. Вскоре культурный Париж заговорил о новой восходящей звезде – юной Элизабет Виже. За это время у Элизабет появился брат Жан Батист Этьен (1758).
В 1776 г. Лебрён и Элизабет Виже обвенчались. Любопытно проследить, каксловесный портрет корреспондирует с живописным. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Только в 1810 году она окончательно вернулась во Францию.
Она воплощает идеал, который художница стремилась запечатлеть. Родилась в Париже 16 апреля 1755 в семье художника Л. Виже. Мари Луиза Элизабет Виже (Marie-Louise-lisabeth Vige) родилась в 1755 году в французской столице Париже (Paris, France). Шесть «русских» лет Все ужасы Французской революции, как это ни парадоксально звучит, принесли Виже-Лебрен еще большую славу. Однако, несмотря на требования жанра и воспроизведенные на полотне атрибуты принадлежности к царской фамилии (горностаевая мантия, лента), Елизавета выглядит на портрете нежной, наивной, непосредственной, слегка растерянной, не вполне «вписывающейся» в величественный антураж.
Когда пришло время выбирать спутника жизни, Элизабет решила отдать предпочтение браку с арт-дилером Жаном-Батистом Пьером Лебреном. Брюзжание императрицы не сказалось на отношении к художнице столичной богемы.
Она заказала Виже-Лебрен портрет своих внучек Елены и Александры. Елизавета Алексеевна, урожденная принцесса Луиза-Мария-Августа, дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла-Людвига, получила прекрасное образование, редкое в Германии и считалась выдающейся личностью «не только по внешности, но и по умственным душевным качествам». В портретной композиции часто вводила сельские мотивы.
Съездив на некоторое время в Москву, художница отправляется в Берлин, где находит тёплый приём у Гогенцоллернов, а затем – в Париж. Троицы. Гордость Марии-Антуанетты была уязвлена и она не захотела больше видеть Элизабет. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства.
— последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. Глава Академии, противившийся этому избранию, подчинился приказу короля, чему в немалой степени поспособствовала Мария-Антуанетта.
Королеве работа художницы очень понравилась и она засыпала ее дополнительными заказами. Они распускали слухи о многочисленных любовниках красавицы, одним из которых якобы был министр финансов Калонн, дававший ей десятки тысяч франков из королевской казны только на знаменитые «греческие вечера», которые она устраивала. — 298 с. ).
Но отец потакал увлечению дочери. Влияние талантливой художницы росло и в светской жизни и в профессиональной среде. Таким образом, Царское Село явилось местом первого знакомства французской художницы с Россией в лице императрицы века уходящего и в лице будущей императрицы века грядущего.
Впрочем, это не мешало Луизе зарабатывать своим искусством. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Известно, что имя Психея (Псише) переводится с древнегреческого как «душа», «дыхание».
В то же время злые языки распускают сплетни о любовных связях художницы.
Примером рубенсовского влияния служит «Автопортрет в соломенной шляпе». Художница окончательно переселяется в Париж (позднее, в 1820 г., она совершит последнюю поездку – в Бордо). Выйдя из семьи мелкой буржуазии, Виже заняла место среди влиятельных аристократов французского королевства, в числе которых был король и его братья и сёстры, а также королева и видные члены королевской семьи их объединяла принадлежность к одному поколению.
В облике великой Екатерины Виже-Лебрён пытается подметить сердечное интимное. Какие только люди их не посещали. Сделав быструю карьеру, стала придворной художницей еще до принятия (в 1783) в академию. В тот период Виже находилась под покровительством двух богатейших дам Парижа: мадам де Верден, супруги генерального откупщика и, что более важно, принцессы Марии-Аделаиды де Бурбон-Пентьевр, супруги герцога Шартрского, которая была на 2 года старше юной художницы.
— 298 с. ). В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. автопортрет 1781 год В 13 лет для Луизы началась новая жизнь.
Это событие породило неслыханный общественный резонанс – ведь в то время не принято было принимать в подобные учреждения женщин (поскольку там учили рисовать человека с обнаженной мужской натуры). О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего. Она подчеркивает ее «мягкий, но довольно глубокий голос», «доброжелательность» и терпимость к ее простому туалету. Художница писала, что когда она работала над портретом, великая княгиня вновь предстала перед ней как «истинная Психея».
Стало легендой, как по тусклому левому глазу короля Польши она предсказала его близкую смерть. Мария-Антуанетта Лоррейн-Хабсбург, Королева Франции и её дети. Дочь портретиста Луи Виже. И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах». Он был очень богатым, но, как и жена, абсолютно не поощрял увлечения падчерицы.
Ее дочь Джулия вышла замуж за русского дворянина. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Среди характерных ее вещей – Художник Г. Робер (1788, Лувр, Париж), Г. А. Строганов (1793), А. С. Строганова с сыном (1793), Императрица Елизавета Алексеевна (1795), Дочери Павла I, великие княгини Александра Павловна и Елена Павловна (1796), Императрица Мария Федоровна (1799 все портреты – в Эрмитаже, Петербург), Мадам де Сталь (1808–1809, Музей искусства и истории, Женева). молодую особу, поливавшую горшок с гвоздиками.
Ненадолго приехав в Париж в 1802, окончательно вернулась на родину в 1810. Писала мемуары и просто наслаждалась покоем, которого ей так не хватало раньше. Мария-Антуанетта дала художнице титул своей придворной портретистки (в 1779 г. ) и сделалась её другом. Обращалась и к пейзажу.
Ее глаз профессионала отмечал в новом императоре: «Павел был чрезвычайно уродлив. Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (тогда еще просто Виже) появилась на свет в 1755 году в Париже, в семье художника. «. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги.
Портрет Элизабет Виже-Лебрен с ученицей. «Мне рассказывали, что она каждое утро кормит их, находя в этом величайшее для себя удовольствие» и «Я прошлась по царскосельским садам, которые являют собой истинную феерию». Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж Недавно «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о ее пребывании в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801 гг» переизданы, почитайте, не пожалеете. Во время Французской революции художница жила и работала в Италии, Австрии и России (1795-1799гг). Приближала их лица к модному в то время идеала.
Виже-Лебрён становится всё популярнее. Испытала влияние Ж. Б. Грёза. Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств (в том числе «почетный вольный общник» петербургской академии), умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью, «поэзией сердца», смягчающей даже наиболее парадные из ее образов. — последнего польского короляСтанислава Понятовского, великую княгиню Анну Федоровну (жену великого князяКонстантина Павловича) и других членов императорского семейства.
Луки, а несколько ранее – в Пармскую. А в 1787 году в Салоне Лувра отказались выставить написанный ею портрет Марии-Антуанетты. Вы будете поражены ее благожелательностью, она ведь воистину добрая женщина».
Эта женщина стала одной из главных портретисток своего времени. Училась живописи у своего отца, художника. В 1769 году по его совету начала брать уроки у, которые способствовали её прогрессу.
Елизавета пригласила художницу к себе, произнесла «много лестных слов» и, среди прочего, призналась: «Сударыня, мы уже давно хотели видеть вас здесь и даже во сне я не раз видела ваш приезд». Здоровье художницы было подорвано случившимся в 1841 г. ударом. Училась у отца, писавшего пастельные портреты, а также у Г. Бриара и Г. Ф. Дуайена. После его смерти в 1767 году начала заниматься у Франсуа Дуайена, бывшего другом семьи.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство».
В 1776 вышла замуж за торговца картинами Ж. Лебрена. Незадолго до того умирает Жан Батист Лебрён. В 1779 году в жизни Луизы произошло событие, круто изменившее её жизнь. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих дрих. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств. Работа была исполнена в срок, однако именитой заказчице она абсолютно не понравилась.
И наконец, она была приглашена в Версаль, чтобы написать портрет королевы Марии-Антуанеты. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. Первое впечатление оказалось безошибочным. Продолжаются заказы на изображение королевы. Внимание художницы сосредоточено на лице, прекрасном своей гармоничностью.
Это объясняется особым волнением: «. Спустя пару лет художница создала вторую важную картину в своей карьере, которая получила название «Мария-Антуанетта с детьми». Пред императрицей Элизабет предстала «с некоторым страхом», она сокрушалась, что нарушила церемониал, забыв поцеловать у Екатерины руку, хотя та «сняла одну перчатку для исполнения сего традиционного обряда». Безусловно, решающую роль сыграла протекция королевы Марии-Антуанетты. 30-е гг.
Именно мадам Виже-Лебрен мы обязаны непреходящей модой на матросский костюм в детском и женском гардеробах. Способствовали растущей популярности и экстрасенсорные способности художницы: «Я редко ошибалась в своих предсказаниях» глядя на выражение лиц своих визави». Нет ничего удивительного, что две талантливые женщины, да к тому же ровесницы, сдружились. (Вскоре они тоже приедут во Францию, но через несколько лет Нигрис бросит супругу. ) Картины Виже-Лебрён вновь появились на Салоне, после чего в 1803 г. она отправилась в Лондон и запечатлела там, среди прочих, принца Уэльского и молодого Байрона, а в 1805 г. через Голландию и Бельгию вернулась в Париж. 12 февраля 1780 г. родилась Жанна Жюли Луиза – единственный ребёнок Лебрёнов. Виже-Лебрён много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. Это не просто украшения, это подарки Екатерины II на тезоименитства великой княгини. В 1827 г. её принимают в Авиньонскую академию.
Была она дочерью не слишком известного художника Луи Виже (Louis Vige) и его жены, которая работала парикмахером. В качестве благодарности (и сэкономив приличные деньги. ) художница написала портрет дочери Строгановой. Художница не прекращает писать картины и выставлять на Салоне. Несмотря на то, что девочка не имела возможности надлежащим образом довершить художественное образование, к 1770 г. она стала профессиональной портретисткой.
Элизабет представила в качестве вступительного произведения картину «Мир, приносящий Изобилие» и удостоилась почётного для женщины звания художницы историко-аллегорических картин. Благодаря тому, что Бриар, будучи членом Королевской академии живописи имел мастерскую в Лувре, Виже смогла познакомиться с такими мастерами, как Жан-Батист Грёз и Жозеф Верне, которые также помогали ей советами. Однако в двенадцать лет все рухнуло: отец внезапно скончался. Стоит отметить, что за 150-летнюю историю данного заведения из 550 ее членов лишь 14 были женщинами.
«Простые люди в России добросердечны, но ведут себя с достоинством. Эмигрировав после Французской революции, жила в Италии (1789–1793), Вене (1793–1794), Петербурге (1795–1802), Англии (1802–1805) и Швейцарии (1808–1809). По высокому и широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения. В этих поездках Виже-Лебрен писала портреты для королевских особ, аристократов и государственных деятелей. Дыхание, в свою очередь, сближалось в античной мифологии «с дуновением, ветром, вихрем, крылатостью» (б.
Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих других. Художницу пригласили в Версаль написать портрет королевы Марии-Антуанетты. У неё было обычное детство девочки из обеспеченной, но не богатой городской семьи.
Оставила несколько примечательных автопортретов (Автопортрет с дочерью, 1787, Лувр Автопортрет художницы, пишущей императрицу Елизавету Алексеевну, 1800, Эрмитаж). «Моя прическа мне ничего не стоила, – писала она в одном из писем, – я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком. ». В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись отсюда только однажды на полгода в Москву. Графиня Варвара Головина писала: «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами».
автопортрет с дочерью Но не все было так прекрасно, как хотелось бы. Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть Францию. (Впоследствии во время своих путешествий художница станет членом Болонской, Санкт-Петербургской, Копенгагенской, Берлинской, Руанской, Женевской академий. ) В 1791 г. работы Виже-Лебрён были допущены на Салон, несмотря на её антиреволюционные убеждения. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного». Семья была творческой – брат Элизабет, Этьен, впоследствии стал писателем и подобная атмосфера праздника, творчества, развлечений царила в их доме все детство маленькой Лиззи.
Разные сведения сливаются в восприятии художницы в целостный образ императрицы, включающий такие качества, как «любезность и простота» обращения, но не определение «добрая женщина». Подобные слухи привели к его отставке и подпорченной репутации Виже-Лебрен.
Виже-Лебрен написала более тридцати портретов Марии-Антуанетты и ее семьи и та в свою очередь посодействовала, чтобы художницу избрали в члены Королевской академии живописи и скульптуры (1783г). Она не верит графу Шуазель-Гуфье, который утверждал: «. В тот период Виже находилась под покровительством двух богатейших дам Парижа: мадам де Верден, супруги генерального откупщика и, что более важно, принцессы Марии-Аделаиды де Бурбон-Пентьевр, супруги герцога Шартрского, которая была на 2 года старше юной художницы.
C 1780-х гг. На ней было легкое белое платье, небрежно перепоясанное по тонкой, как у нимфы талии. Слава любимой придворной портретистки Марии-Антуанетты была столь велика, что Екатерина II пожелала ее видеть уже на второй день после приезда. Рисованию девочка начала учиться с раннего детства, ее наставником выступал отец, а после его смерти (Луизе было тогда 12 лет) она занималась в галерее Лувра. Наряд Елизаветы дополнен драгоценными украшениями с крупными сапфирами и жемчугом. Луки.
Возвращаясь назад через сад, она обращает внимание на «особую террасу», соединенную с покоями Екатерины, «где содержалось множество птиц». Я же более склонна объяснять ее крайней религиозностью русских». Чтобы не подвергать свою жизнь опасности, Лебрёну пришлось в 1794 г. подать на развод. Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а болонская и пармская академии избрали ее в свои члены.
Удивительная история связана с жизнью Элизабет Виже Лебрен. Власти пошли навстречу и теперь художница могла вернуться на родину. Пережив смерть дочери (в 1819 г. ) и брата (в 1820), Элизабет делает наследницей и компаньонкой свою племянницу Каролину. В светских салонах ее принимали как желанную гостью. В конце жизни она написала любопытные мемуары «Воспоминания о моей жизни», в которых много страниц посвящено петербургскому периоду.
Виже-Лебрён заключает, что рассталась с нею «с сожалением» и «навсегда сохранила память об этой очаровательной встрече». Отец Луи был выходцем из простой рабочей семьи, самостоятельно сделавшим себе имя, добрым и веселым человеком (в отличие от жены Жанны – сварливого и крутого нрава) и дом их всегда был полон гостей. Элизабет посетила ряд итальянских городов, в Риме её избрали в Академию св. Я заметила у окна.
Семейная жизнь, к сожалению, не сложилась. Виже-Лебрен удачно использовала мягкие цветные нюансы и тонкие оттенки, подчеркивающие привлекательные черты женщины или мужчины. Элизабет была против их брака и отношения между матерью и дочерью разладились.
Она оставила воспоминания о великой княгини Елизавете и императрице. Воспитанная в ином духе, нежели европейки, восхищающиеся идеализированной театральностью рококо, Екатерина предпочитала барокко и видеть хотела правду, а не «причесанную» картинку. Жюли с мужем осталась в России. Та высоко оценила работу художницы и засыпала дополнительными заказами.