Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. c. Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, одновременно приходящаяся ему племянницей, позируют за пределами полотна и отображаются в висящем на стене зеркале.
Это «Менины» (1656), то есть свита придворных при наследниках королевского престола и «Пряхи» (1658). Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. На боковых створках представлены заказчики с их патронами-святыми: слева — мужская половина, написанная более плотно, статично, охарактеризованная более прямолинейно справа —женская изображенная на фоне обнаженных, прозрачных деревьев, в атмосфере, как бы насыщенной воздухом. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. И только став обеспеченным человеком, он стал позволяет себе рисовать, как он хочет. Значительно реже он обращается к античным мифам («Лаокоон»).
Его работы наиболее дорого оцениваются на аукционах. Римские храмы достаточно хорошо сохранились в Вике, Эворе (ныне в Португалии) и Алькантаре, сохранились также их элементы в Барселоне и Кордове. Частные заказы были достаточно редкими и живопись являлась достоянием узкого круга ее ценителей. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»).
Среди работ Веласкеса мне определенно нравится одна – «Портрет Папы Иннокентия X», но выставлена она, к сожалению, в галерее Дориа-Памфили. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью.
Будучи воротами в Новый Свет, Севилья стала культурным центром Испании в XVI веке. Не слишком понятное русскому человеку слово «менины» означает фрейлины, окружающие на картине юную инфанту Маргариту Австрийскую, любимую модель Веласкеса. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид).
13) посвящена истории о том, как этот святой разрешил спор кардиналов по поводу избрания очередного Папы Римского, указав им достойного кандидата. Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире.
Это относится к Франциско Байе-и-Субиасу (1734-1795 гг), опытному мастеру фресковой живописи и Мариано Сальвадору Маелле (1739-1819 гг), оба они развивались в направлении строгого неоклассицизма Менгса. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де (1746–1828) испанский художник, гравер, рисовальщик. И тем самым нажил много врагов в Италии, после чего был вынужден переехать в Испанию.
Они насыщены мерцающим светом, как бы излучаемым предметами. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко Погребение графа Оргаса (1586--1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Северные города Европы (северные по отношению к Италии) не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императора, от всей классически развитой системы феодализма.
Ему исполнился 61 год. Он скончался в 1660 году. К числу лучших произведений, созданных Веласкесом, относятся портрет Папы Римского Иннокентия X (1650), который сам заказчик недовольно назвал «слишком правдивым», многочисленные портреты короля Филиппа IV, его всесильного министра графа Оливареса инфанты Маргариты и знаменитая серия «Шуты и карлики» (1630-1640-е), в которой образы физически уродливых людей наполнены огромным эмоциональным содержанием.
Это был выдающийся мастер, который умел показать аппетитную еду. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Он родился в Севилье и быстро стал в родных краях известным живописцем. Согласно преданию, при создании этого полотна художнику позировала его собственная дочь. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации.
Дама из Эльче (вероятно, IV век до н. э. ), возможно, представляет Танит, но также демонстрирует эллинистическое влияние, как и Сфинкс из Агоста и Бича из Баласоте VI века. Но помещая молодых супругов в обстановку их дома, художник получает возможность передать красоту предметного мира. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Фрагмент, знаменитых мужчин И женщин», Париж, Лувр около 1458).
Это характерно даже для тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Голубой период Пикассо (1901-1904 гг), который состоял из мрачных, тонированных картин, попал под влияние поездки через Испанию. В нидерландском Возрождении было и итальянизирующее течение, так называемый романизм. Однако на долгий период его живопись была забыта и вновь открыта через три столетия. XVI век — время блестящего расцвета французского портрета, как живописного, так и карандашного (итальянский карандаш, сангина, акварель).
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Первым знаменитым испанским живописцем стал грек по происхождению Доменикос Теотокопулос (1541 1614), учившийся в Италии у Тициана и приглашенный в Испанию Филиппом II. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Солдаты даже изображены в испанской одежде.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Довольно скоро он стал придворным живописцем. Центром культуры становится двор, особенно при Франциске I, знатоке искусств, покровителе Леонардо. Живопись зрелого Сурбарана абсолютно самостоятельна и свободна от каких-либо влияний.
Португалия, в частности, богата на мегалитические памятники, в том числе Almendres Cromlech (Кромлех Алмендриш), а иберийское схематическое искусство – это каменная скульптура, петроглифы и наскальные рисунки из ранних железных веков, которые обнаруживают на всем Пиренейском полуострове, с геометрическими узорами, а также с более частым использованием простых пиктограммоподобных человеческих фигур, что характерно для аналогичных видов искусства из других регионов. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Работы настолько правдоподобны, что, глядя на них, хочется плотно поесть. Главный мотив творчества Эль Греко — религиозные картины исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.
В Житии канонизированной церковью Святой Агнессы (Инессы), знатной римлянки (ок. Вершиной нидерландского Ренессанса было, несомненно, творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525/30—1569). Лица искажены горем.
Зрелище агонии заставляет рыбарей с особой силой сострадать страстям господним. Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Испанские художники, такие, как Хосе Рибера (1591-1652), Франсиско Сурбаран (1598-1664), Диего Веласкес (1599-1660) и Бартоломео Мурильо (1617-1682) являются ярчайшими представителями этого периода. С необычайной тщательностью и любовью передан узор одежд, сложный рисунок пола и витражей.
Так, на картине «Отрочество Марии» (ок. Некоторые знаменитые произведения (например, Погребение графа Оргаса) предназначались для толедских храмов и никогда не покидали пределов города увидеть их можно только там. О различии взглядов протестантов (лютеран, а тем более кальвинистов как крайней радикальной ветви протестантизма) и католиков на церковь и веру мы здесь не говорим. Сурбарана занимала прежде всего тайна мистического общения человека с Богом (немногочисленные картины мастера на античные и исторические сюжеты намного слабее его религиозных композиций).
Эль Греко питал отвращение к самой идее правил в архитектуре, превыше всего он почитал свободу творчества и всячески отстаивал новизну, разнообразие и сложность. По сути, всего в два цвета — ярко-красный и синий — написана мадонна меленского диптиха (моделью для нее послужила возлюбленная Карла VII — факт, невозможный в средневековом искусстве). Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите.
В ней нет ни внешних эффектов, ни экзальтации даже в сюжетах мистических. Богиня показана спиной к зрителю (что очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу. Значительные ранние представители этого периода – Хуан Баутиста Маино (1569-1649 гг), который принес новый натуралистический стиль в Испанию, Франсиско Рибалта (1565-1628 гг) и Санчес Котан (1560-1627 гг) влиятельный художник, писавший натюрморты.
Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. мир воображения и конкретной иррациональности объективно мог стать столь же очевидным. Мастер никому не льстил, никогда не приукрашивал и не идеализировал изображаемых им людей.
Сальвадор Дали был ведущим представителем сюрреалистического направления в Париже. Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения. Художнику чужда психологическая статика придворных испанских портретов 16 века. Но благодаря сложной системе рефлексов, умению достигнуть цветовой гармонии или, напротив, резкого цветового диссонанса, Эль Греко заставляет свои полотна буквально светиться и, если прибегнуть к евангельскому выражению, «говорить языками человеческими и ангельскими». Диего Веласкес (1599-1660 гг) был ведущим художником при дворе короля Филиппа IV.
И хотя замки на Луаре еще внешне похожи на средневековые своими деталями (рвы, донжоны, подъемные мосты), внутренний декор их — ренессансный, даже скорее —маньеристический. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. После этого его палитра заиграла яркими красками.
Они также изображают моменты приготовления пищи. Наиболее сильной стороной Риберы был драматизм, стремление достигнуть суровой правдивости и эмоциональной напряженности в передаче острых жизненных коллизий. Как верно сказано (В. Мариано Фортуни (1838-1874 гг) также разраотал сильный реалистический стиль, после того, как оказался под влиянием французской романтической Эжена Делакруа и стал известным художником своего века в Испании. В них без труда угадываются наиболее характерные испанские народные типы («Мученичество Святого Филиппа», 1639).
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Его библейские и евангельские персонажи — простолюдины, но всегда полные достоинства, мужественные и гордые. Фон эти полотна обычно имеют темный. Рибера прославился также как наиболее значительный испанский гравер до Гойи. Она привлекала со всей Европы художников, стремящихся получить заказы со всей растущей империи, а также от многочисленных религиозных домов богатого города.
Школа рисования в Испании не умирает, но следующий художник испанской живописи, большой мастер, появится в 1881 году. Истоки его живописи многообразны. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. По словам Дж. 20 апреля 1893 г. в Барселоне, в семье часовщика-ювелира, родился Хуан Миро.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Он меняет колорит на нежно-серебристый и переходит к прозрачным тонам.
В картине «Непорочное Зачатие (Soult)» используется более яркая и сияющая палитра цветов, кружащиеся херувимы направляют весь фокус на Богородицу, взгляд которой обращен к небу, а вокруг нее распространяется теплый светящийся ореол, делая ее эффектным благочестивым образом, важным компонентом этого произведения тема Непорочного Зачатия Девы Марии была представлена у Мурильо около двадцати раз. творчество Эль Греко было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. В Испании подъем искусства наступает позднее, чем в передовых для того времени странах Европы — Италии и Нидерландах. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. За внешней оцепенелостью форм и бесстрастием лиц портретируемых ощущаются сжигающий их внутренний огонь, напряженная жизнь.
Истоками его творчества была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики) из итальянского искусства наибольшее влияние на него имели Тициан и Тинторетто, венецианская школа в целом, а в Испании — Луис Моралес. Здесь все находится в драматическом движении.
Работал в жанре портрета, создал галерею изображений своих знаменитых современников. Еще одним отличительным аспектом был включение элементов стиля мудехар. Особое место в испанской живописи второй половины 16 -- начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541-- 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Они были восприняты Эль Греко от первых учителей на Крите.
с характерной для них чопорностью, отражающей мертвенный, унылый дух испанского двора. В исключительных по мастерству владения карандашом, сангиной, акварелью портретах Клуэ запечатлел весь французский двор середины XVI в. (портрет Генриха II, Марии Стюарт и др. ). С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера (1471—1528). Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
Еще одним важным направлением для испанских художников была портретная живопись, которой активно занимались Антонио Гонсалес Веласкес (1723-1794 гг), Хоакин Инза (1736-1811 гг) и Агустин Эстеве (1753-1820 гг). Вокруг картины создано много шума искусствоведы никак не могут сойтись на какой-нибудь одной версии, объясняющей смысл картины, впрочем, конечно, они никогда и не сойдутся, путеводители одаряют произведение эпитетами вроде «мистическое» или «таинственное», толпы наблюдателей формируют семь кругов ада вокруг полотна, завороженно на него смотрят или понимающе кивают. Ранние иберы оставили после себя многое северо-западная Испания делит с юго-западной Францией области, где самые богатые находки предметов искусства верхнего палеолита в Европе находят в пещере Альтамира и на других участках, где найдены наскальные рисунки, созданные между 35000 и 11000 гг до н. э. Наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна (как определяет данный термин ЮНЕСКО) является искусством восточной части Испании, вероятно, примерно 8000-3500 годов до н. э., оно демонстрирует животных и сцены охоты, часто созданные с растущим чувством всей композиции масштабной сцены.
В произведениях позднего Босха («Св. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию.
Другим очень крупным заказчиком являлась Церковь. Все продукты подготовлены. На краткой биографии последнего мы остановимся.
В картине зрелого периода «Урок катания на лыжах» очевиден его характерный язык знаков, цифр и черных линейных форм на более текстурированном и живописном фоне. Подозрительный тяжелый взгляд искоса преследует зрителя. Каждый предмет ярко охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают внушительностью. После второй поездки в Италию, с 1651 года начинается поздний, наиболее совершенный период этого мастера.
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Одним из последних произведений Брейгеля была картина «Слепые» (1568). Есть также несколько антепендиумов (завеса или перегородка перед алтарём) с росписью по дереву и других ранних панно.
Оба персонажа картины ведут себя на редкость естественно и эмоционально. Композиция построена по диагонали. Там также творили порядка 200 художников, даже организовавших свою гильдию.
В то время христиане по указу императора Диоклетиана подвергались жестоким гонениям. А что касается психологического портрета, то здесь мне намного больше импонирует полюбившийся в галерее Тиссен-Борнемиса Доменикос Теотокопулос, больше известный как Эль Греко (1541 – 1614 гг. ). Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды. Его эволюция художника-пейзажиста (как в живописи, так и в графике) прослеживается от пейзажа-панорамы, фиксирующего мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к пейзажу более обобщенному, лаконичному, философскому по осмыслению. Эта несовместимость Возрождения и Реформации была уже очевидна и ярко выразилась в знаменитом диспуте (1524—1525) между крупнейшим гуманистом XVI в. Эразмом Роттердамским и первым реформатором Мартином Лютером. Например, это манускрипты Беатус Моргана, вероятно первый, Беатус Жероны, украшенный женщиной-художником Энд (Ende), Эскориальский Беатус и Беатус Сен-Север, который на самом деле был создан на некотором расстоянии от мусульманского правления во Франции.
—1464). 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Эль Греко был чрезвычайно популярен при жизни. Круг портретируемых Эль Греко широк -- он дает представление о различных типах людей Испании того времени. Первоначальное художественное образование Рибера получил в мастерской Франсиско Рибальты в Валенсии (на востоке Испании), а затем – в Риме. Деревья, скалы, небо, облака и одежды кажутся живыми.
Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. В этом жанре особенно прославился художник Жан Клуэ (около 1485/88—1541), придворный художник Франциска I, окружение которого, равно как и самого короля, он увековечил в своей портретной галерее. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы — с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей («Корабль дураков»). Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. По части колорита и использования светотени Сурбаран подражал своему знаменитому современнику Микеланджело Караваджо (вследствие чего был даже прозван современниками «испанским Караваджо»), сообщая переднему плану поразительную рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями.
В Испании, как писал в одной из своих работ Ф. Энгельс, «гуманизм XV и XVI веков, первая форма буржуазного просвещения, в своем историческом развитии перешел в католическое иезуитство». Творчеством Босха кончается первый этап великого искусства Нидерландов — XV век, «пора исканий, прозрений, разочарований и блестящих находок». Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. В конце жизни характер живописи художника значительно изменился.
И даже в Дюрере, как увидим ниже, наиболее «итальянском» из всех немецких живописцев, его стремление к созданию идеально-прекрасного образа уживается с тяготением к натуралистическим деталям и готической экспрессии форм. Поля рукописей заполнены изображением современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени.
Его ранние работы отражали натурализм Караваджо с использованием приглушенной коричневой палитры, простого, но не резкого освещения и религиозных тем изображенных в естественной или домашней обстановке, как в его картине «Святое семейство с птичкой» (ок. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. В руках святой держит орудие своей казни (решётку, на которой позже его сожгут).
Важнейшей работой его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1667 году в Венецию. Здесь он пишет в точном, реалистическом стиле, основанном на исследования голландских и испанских мастеров, но с темой, которая растворяет границы между органическим и механическим и которая больше похожа на кошмарные сцены нидерландского живописца Иеронима Босха, чей «Сад земных наслаждений» создал модель для центральной спящей фигуры в работе Дали. Будучи уже известным художником, в 1577г. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Без королевского спонсорства многие испанские художники продолжали работать в стиле барокко при создании религиозных композиций. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Сурбаран создает поистине монументальный образ «мертвой природы» в своих чистыхпо краскам и строгих по формам натюрмортах. Изображения святых – весьма значительная часть творческого наследия Эль Греко. Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви70. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Это были, например, Фернандо Яньес де Альмедина. (1475-1540) и Фернандо Льянос, который продемонстрировал черты Леонардо в своих работах, в частности, тонкие, меланхоличные выражения и мягкость исполнения в моделировании черт.
Одно из наиболее известных его произведений –«Апостолы Пётр и Павел» (1587-1592), где изображены два верховных апостола христианской церкви, которые являют собой и две характерные противоположности (прил., рис. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. В умении подметить самое главное в модели, не обедняя ее и сохраняя ее многосложность, еще дальше пошел его сын Франсуа Клуэ (около 1516— 1572) —самый крупный художник Франции XVI в. Краски Клуэ напоминают по своей интенсивности и чистоте драгоценные эмали (портрет Елизаветы Австрийской, около 1571). Замок в Фонтебло, многочисленные замки по рекам Луаре и Шер (Блуа, Шамбор, Шенонсо), перестройка старого дворца Лувр (архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон) — первые свидетельства освобождения от готической традиции и применения ренессансных форм в архитектуре (в Лувре впервые применена античная ордерная система). Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. 14).
В «Битве Карнавала и Поста» (1559) необъятность мира он выражает через множественность людей: площадь заполнена ряжеными, гуляками, нищими, торговками. В то время как Пикассо беспокоило, что, если он скопирует картину Веласкеса, то это будет выглядеть только как копия, а не как уникальное произведение, он продолжил делать это и огромная работа – крупнейшая из созданных им со времен «Герники» в 1937 году – заняла значимое место в испанских канонах искусства. Однажды моя подруга сказала: «Порой, я не могу понять, действительно ли мне нравится известное произведение или я убеждаю себя в том, что оно мне нравится, так как это общепринятое мнение». «В их лице Возрождение и Реформация противопоставят себя друг другу и разойдутся в разные стороны» (П. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77.
В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450—1516), создателя мрачных мистических видений, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму и к живой конкретной действительности. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Духовное начало в нем решительно преобладает над материальным. Он явно взволнован, но не испытывает страха выражение его лица сдержанно и сурово. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим.
Первый крупный художник французского Возрождения—Жан Фуке (около 1420—1481), придворный художник Карла VII и Людовика XI. Вот таким образом на картинах мы часто видим религиозные сюжеты. Сам же творец говорил, что хочет жить как бедный человек, но при этом быть богатым. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Алонсо Берругете (скульптор, художник и архитектор) называют «Принцем испанской скульптуры» из-за величия, оригинальности и выразительности, которых он сумел достичь в своих работах.
Хейзинга). l. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Подъем национального реалистического искусства в Испании начался с конца 16 столетия. Но понимание пространства, введение золотых фонов, дробность рисунка, беспокойный ритм ломающихся линий («метафизический ветер», по остроумному замечанию одного исследователя) равно как и скрупулезное выписывание главного и частного, — все это говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией. Главными очагами реализма стали Севилья и Валенсия, в их художественной жизни ярко проявились передовые веяния. Приглашенные сестрой короля Маргаритой Наваррской итальянские маньеристы Россо и Приматиччо явились основателями школы Фонтенбло («Фонтебло — новый Рим», —напишет Вазари).
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. И в портретах (портрет Карла VII, около 1445) и в религиозных композициях (диптих из Мелена) тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Эти декоративные, жизнерадостные, по-народному полнокровные, заразительно-веселые композиции свидетельствуют о рождении бытового крестьянского жанра («Крестьянский танец», 1565). Серо-стальной тон живописи с сиреневыми оттенками усиливает состояние безысходности.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Несмотря на явно ощутимые народные истоки, сыгравшие столь существенную роль в формировании национальной школы испанского искусства, огромное влияние и авторитет догматов католической церкви предопределили и некоторую ограниченность творчества Риберы, Сурбарана и ряда других выдающихся испанских художников. Обычно применяемый низкий горизонт увеличивает их масштабы. За всеми его работами стоит тонкая ирония и желание продаваться.
«Снятие с креста» — типичное произведение Вейдена. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом.
5). Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Работы Эль Греко итальянского периода написаны под влиянием венецианского Ренессанса – ряд элементов был позаимствован у тех же Тициана и Тинторетто. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Являясь важной частью западного искусства (особенно под влиянием Италии и Франции, особенно в периоды барокко и классицизма) и дав миру много известных и влиятельных художников (в том числе Веласкеса, Гойю и Пикассо) испанское искусство часто обладало отличительными особенностями и оценивалось в некоторой степени отдельно от других европейских школ. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века.
А рисовать он умел. Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания («Человек с гвоздикой» «Человек в тюрбане», 1433 портрет жены художника Маргариты ван Эйк, 1439). Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Самая известная серия его картин – это Мрачные (Черные) Картины, написанные в конце его жизни.
Из многочисленных мадонн Яна ван Эйка наиболее известна «Мадонна канцлера Роллена» (около 1435), названная так потому, что перед мадонной изображен поклоняющийся ей донатор — канцлер Роллен. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Расцвет творчества Риберы относится к 30—40-м годам.
Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения. Севильской школе принадлежит творчество Франсиско Сурбарана (1598—1664), уже в 1629 г. получившего звание главного живописца Севильи. Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персонажами—монахи. В филиале музея Casn del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века. Это можно ясно увидеть в картине «Донья Хуана Ла Лока» – знаменитой ранней работе Прадильи. Здесь противопоставлены разные типы людей.
Но не забудем, что Реформация была реакцией и на Возрождение, с его представлением о человеке как наиценнейшей из истин («выше всех истин сам человек»). Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых — это жизненный путь всех людей. Испанские художники стремились поддержать друг друга. и 19 г н. э.
e. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Однако цвет для Эль Греко не постоянный признак предмета, а выразитель взволнованных чувств. Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. Композиция, мимика и драматическое бурное небо отражают эмоции сцены а также точно прописанная одежда, текстура грязи и другие детали демонстрируют великий реализм в отношении и стиле художника. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Некоторые исследователи вообще отвергали эпоху Возрождения в Северной Европе, где готика лишь «плавно» перешла в барокко, считая Северный Ренессанс просто «осенью средневековья» (Й. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Бонавентуры Фомой Аквинским»). Истоки его живописи многообразны.
Но все они корни своего искусства и миро воззрения видели в своем происхождении. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Лаврентий» с символом мученичества —жаровней в руках).
Картина «Молитва Святого Бонавентуры» (1629, прил., рис. Но человеческая душа раскрывается глубже во всех ее тайнах. Конечно, гордостью Эль Прадо считаются работы Диего Веласкеса (1599 – 1660 гг. ), занимающие несколько огромных залов, всегда заполненных туристами, а центром коллекции, одной из визитных карточек музея является картина «Менины». С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Брейгель ездил в Италию, был близок с самыми передовыми кругами нидерландской интеллигенции. Начиная с сильной фламандской традиции подробной и гладкой манеры письма, что показано в работах Франциско Пачеко (1564-1642 гг), в течение долгого времени развивался натуралистический подход с влиянием Хуана де Роеласа (ок. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. В одном из самых грандиозных произведений — «Сад наслаждений» — Босх создает изобразительный образ греховной жизни людей.
Но большую часть своей жизни художник провёл на юге Италии, в Неаполе – столице государства, подчинённого в то время испанскому королю, где работал в основном по заказам местного духовенства и вице-короля герцога Осуна, а также его преемников. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Эль Греко — величайший мастер колорита. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Гойя написал портреты испанской королевской семьи, в том числе Карла IV Испаниского и Фердинанда VII.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Таким образом, данный стиль является частью более широкого периода барокко в искусстве. Он отправился в Мадрид, но попасть к королевскому двору сразу не получилось. Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо.
В том же, 1937 г. Миро написал Помогите Испании яростный и яркий, запоминающийся плакат, а Дали -картину Предчувствие гражданской войны с растекшимися и перехваченными телами. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. В XX столетии трудно выбрать, кто более известен широкой публике – П. Пикассо или С. Дали. На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Он обнаруживает в образе поэта непосредственность, мятежность духа и внутреннюю свободу.
Достигнув высокого уровня мастерства уже в молодые годы, Веласкес, начиная с 1623г. Вольфганга в одноименном городке, 1481). Большую часть своей карьеры он проработал в Севилье.
Художник писал портреты трогательных детей, ученых, утонченных поэтов, писателей, суровых воинов с умными одухотворенными лицами, надменных бледных кардиналов, отрешенных от жизни испанских идальго, людей из народа. Почему-то считается, что обязательно надо пройти мимо всех подряд картин, для того чтобы гордо сказать друзьям: «Я там был». Только после 1630 года его творчество можно назвать зрелым. Антоний) усиливается тема одиночества.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Интересно, что оттиск первой картины из этой серии «Геркулес борется с немейским львом» изображен на современной серебряной монете Испании, выпущенной в 2011г. Образы полны одухотворенности, величия, ясности и простоты (например, «Посещение св. Среди участников этого своеобразного воровского «братства»– карманники, домушники, проститутки, шулеры и т. д. Ученый и философ Николай Кузанский называл его величайшим художником, его работы высоко ценил Дюрер.
Спутник же Педро ничего необычайного явно не видит. Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Считается, что данный период начался в определенный момент после 1492 года и закончился или с Договором о Пиренеях в 1659 году, хотя в искусстве его начало откладывается до царствования Филиппа III (1598-1621 гг) или непосредственно перед ним и конец также относят к 1660 годам или более позднему периоду. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Неслучайно он так часто воплощал на холсте облик Богоматери и Святого семейства – композиции, где мог проявить себя лирический дар мастера («Воспитание Богоматери», ок.
Позже наступил период романтизма, представленный в истории живописи в работах Антонио Гисберта (1834-1901 гг), Эдуардо Росалеса (1836-1873 гг) и Франсиско Прадильи (1848-1921 гг). 730 – ок. Есть сведения, что он успел поработать в мастерской Тициана.
Вальяолидскую школу XVII века (Грегорио Фернандес, Франсиско дель Ринкон) сменила в XVIII веке Мадридская школа, хотя и обладавшая меньшим блеском, к середине века она превратилась в чисто академический стиль. 1660 «Святое семейство с птицей», 1645-1650). Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Христианское население мусульманской Испании разработало стиль мосарабского искусства, самыми известными сохранившимися примерами которого являются несколько иллюстрированных рукописей, несколько комментариев к книге Откровений астурийского Святого Беата (Беатус) Лиебанского (ок. Акведук в Сеговии, римские стены города Луго, мост Алькантара (104-106 гг н. э. ) и маяк Башня Геркулеса являются хорошо сохранившимися крупными памятниками, впечатляющими примерами римской инженерной мысли, если не всегда искусства.
В двойном портрете супругов Арнольфини (1434)—Джованни Арнольфини, купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге и его жены — предметы комнаты, на фоне которой изображены модели, по средневековой традиции наделены символическим смыслом (яблоки у окна на ларе, горящая в люстре свеча, собачка у ног — символ супружеской верности). Центральное место в творчестве Веласкеса, безусловно, занимал портрет. Действительно, в таком живом проживании религии вся Испания, от Эль Греко до Дали. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. По содержанию (но не по стилю) эти произведения во многом перекликаются с работами Эль Греко.
Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. -1586), Современники называли его «Божественный» из-за религиозной насыщенности его картин. f. Недаром Мурильо заслужил у современников уважительное прозвище художника Мадонн. Особую славу у потомков заслужил «Зимний пейзаж» из цикла «Времена года» (другое название — «Охотники на снегу», 1565): тонким проникновением в природу, лиризмом и щемящей грустью веет от этих темно-коричневых силуэтов деревьев, фигур охотников и собак на фоне белых снегов и уходящих вдаль холмов, крохотных фигурок людей на льду и от летящей птицы, кажущейся зловещей в этой напряженной, почти ощутимо звенящей тишине.
как и внешний мир. » и эта цель может прослеживается в наиболее известном его произведении «Постоянство памяти». Дворцы, усыпальницы, монастыри подавляют своей несокрушимой мощью. Сцены освещены фосфоресцирующим холодным светом. Хотя его более поздние и более популярные картины более изящны, причудливы и, видимо, созданы без усилий, в его влиятельный период в 1920-е и 1930-е годы были созданы работы, которые были провокационными в своей сексуальной символике и образах и использованы грубые, экспериментальные материалы, в том числе наждачная бумага, непроклеенные холсты и коллажи. Каждый из этих трех художников (они были хорошо знакомы друг с другом) считается основателем или участником какого-либо крупного движения: Пикассо кубист, Дали – сюрреалист, Миро – сюрреалист и дадаист.
Выросший Христос будет пастырем огромного стада уверовавших в него. Художники этого направления следовали (по возможности) традициям римской школы и прежде всего Рафаэлю. С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Голландцы, напротив, сбились в беспорядочную толпу. Художественный язык Эль Греко достигает утонченного артистизма. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Возвышенное уживается с повседневным.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». В жанровой живописи Брейгель проходит ту же эволюцию, что и в пейзажной.
Эль Греко (1541-1614) был одним из самых индивидуалистических художников того периода, он разработал очень маньеристский стиль, основанный на его происхождении из пост-византийской критской школы, на контрасте с натуралистическими подходами преобладавшими тогда в Севилье, Мадриде и других регионах Испании. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) дан исторически достоверный образ страшного судьи. В картине «Святой Лаврентий» (1636) тема мученичества представлена художником как триумф: он словно показывает не шествие на казнь, а последующее небесное торжество святого. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга (1433—1494), прославившего себя лирическими образами мадонн. Большой популярностью пользовались и жанровые картины художника («Девушки у окна», 1670).
В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха («Кухня тощих», «Кухня тучных» —в их едкой иронии, острой наблюдательности и недвусмыленности приговора). Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Несколько испанских художников были наняты двором – редким исключением был Мигель Хасинто Мелендес (1679-1734 гг) – и потребовалось некоторое время, прежде чем испанские художники освоили новые стили рококо и неоклассицизм. Помимо сорока портретов Филиппа работы Веласкеса, он писал портреты других членов королевской семьи, в том числе принцев инфант (принцесс) и королев.
Об этой традиции свидетельствует не только живопись Мурильо, но также плутовские романы и повести многих испанских писателей того времени, в том числе и произведения знаменитого Сервантеса. Так, «Вифлеемское избиение младенцев» (1566) — это картина резни, устроенной испанцами в нидерландской деревне. Я же хочу обратить внимание на совсем другое. Цветовую гамму дополняют золотистый блеск тиары (папского головного убора) на столе и перекличка двух красочных пятен – красной скатерти на столе и пурпурных одежд кардиналов, чьи фигуры видны сквозь арочное окно. Но, начиная с конца 1620-х гг., он посвятил себя исключительно живописи.
Как художник он сложился рано и мало эволюционировал. Здесь представлен натюрморт Луиса Мелендеса. В конце концов итальянское влияние, у которого были позаимствованы византийские стилистические приемы и иконография, полностью вытеснило первоначальный франко-готический стиль. Искусство Северного Возрождения нельзя понять без учета движения Реформации, влияние которого на него было прямым и очевидным. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
Сурбаран все чаще обращается к нежным и лиричным образам: мадонны с младенцами, дети. Крупным центром художественной культуры была Севилья. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это воздействие венецианских колористов, у которых он научился технике масляной живописи. В то же время его кисти принадлежат и запоминающиеся сцены из народной жизни. В Риме, по рекомендации Джулио Кловио18 он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. «Углубленная религиозность» (термин Г. Вельфлина), которая привела немцев к Реформации имела огромное влияние на искусство.
Он пришелся на время ослабления экономической и политической жизни страны и утверждения в ней реакционной формы абсолютизма. 1560-1624 гг) и Франциско Эрреры Старшего (1590-1654 гг). Это всегда национальный, полный достоинства характер (Св.
Сапронов). Рисуя своих многочисленных Мадонн, художник показывал изысканную и своеобразную красоту испанской женщины. Великих, блестящих живописцев подарило нам время позднего Ренессанса. По-моему, картина «Менины» — отличный пример для подобного вопроса. А теперь обратим свой взгляд на отдельных выдающихся представителей этой школы.
Это Пикассо. Известно, что начинал Эль Греко как иконописец и уже в довольно молодом возрасте (22 года) имел собственную мастерскую. Он применяет новые техники и из-под его кисти выходят портреты инфант, дам королевской семьи, глубоко психологический портрет Филиппа IV, а также масштабные полотна «Пряхи» и «Менины». Один из его шедевров, «Апостолы Петр и Павел» (1582-592), хранится в России.
Это традиции иконописи и мозаичного искусства Византии, со звучными переливами глубоких тонов. 25 октября 1881 г. в Малаге появился на свет Пабло Пикассо-и-Руис, сын художника. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Он проявил большой интерес и внимание к деталям отражений, текстур и ярких участков изображения (таких как яркие участки на узорной вазе в «Натюрморте с апельсинами, флягами и коробками конфет»), отражающим новый дух эпохи Просвещения. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации.
Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 столетия. Эль Греко сумел подметить в его лице и мгновенных движениях едва уловимые мимолетные настроения. Причины недовольства короля остались неизвестны.
Картина «Пряхи» (прил., рис. В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию. 1650). В творчестве таких мастеров, как Я. Госсарт, П. Кук ван Алст, Я. Скорелль, Ф. Флорис и др.
Мы ждем только повара, который превратит их во вкусные блюда. Георгий, суров, даже угрюм. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком.
К этому времени несколько меняется его манера.
Он обращался к религиозным сюжетам, раскрывая в них злободневные события. Быки Гисандо являются наиболее впечатляющим примером веррако – крупных кельто-иберийских скульптур животных из камня Бык из Осуна V века до н. э. Раскрывая напряженный внутренний мир инквизитора, художник дает почувствовать характер мрачной эпохи. Интеллектуальной и душевной тонкостью, трепетом жизни отмечен романтический образ ученого и поэта-мистика Парависино (1609, Бостон, Музей изящных искусств) с мужественным, но тонким, встревоженным лицом, с мечтательным взглядом портрет написан стремительным мазком. Себастьян»). Он не боится вводить в свою живопись даже черную и белую краску.
Джексон Поллок, один из основоположников абстрактного экспрессионизма, также находился под влиянием Эль Греко. С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. В этом сказались принципы нидерландской миниатюры.
Римляне постепенно завоевали всю Иберию между 218 г до н. э.
Веласкес внес много нового во все жанры живописи, к которым он обращался. Девочка изображена с несвойственной детям серьезность и спокойствием. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля.
Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, монументальная архитектурно-ритмическая композиция, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия и торжественной значительности их бытия. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Это прежде всего религиозные сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»), чаще всего — алтарные образа («Погребение графа Оргаса», церковь Сан Томе, Толедо). Существовали две школы с особым вкусом и талантом: севильская школа, к которой принадлежал Хуан Мартинес Монтаньес (так называемый севильский Фидий), его самыми великими произведениями являются распятие в соборе Севильи и еще одно в Вергаре и Святой Иоанн и гранадская школа, к которой принадлежал Алонсо Кано, которому приписываются Непорочное Зачатие и Богородица Розария.
Выдающимся живописцем этого периода и самым известным испанским художником до признания заслуг Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко в XIX веке был Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682 гг). Брейгель умер рано. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Религиозный сюжет приобретает двойное значение и становится еще трагичнее. Мудехар (Mudjar) – это термин, обозначающий произведения искусства и архитектуры, созданные этими людьми.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. (прил., рис. Это произошло в 1623 году, когда художник написал портрет короля Филиппа IV.
В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. он был избран членом римской академии Святого Луки. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков.
Поскольку Крит с 1211 года принадлежал к владениям Венеции, для молодого Эль Греко было абсолютно естественно продолжить свою карьеру именно там4. Трогательная хрупкость и угловатость совсем еще юной девушки на картине сочетаются с грациозностью, скромность и целомудрие подростка – с большой внутренней силой. 11 мая 1904 г. в Фигересе, небольшом торговом городе на берегу Средиземного моря, родился Сальвадор Дали, сын нотариуса. Формы укрупняются, утяжеляются, усиливается статичность.
Он ярко выразился в живописи, формировавшейся в мучительных исканиях. Отец и сын смотрят прямо на зрителя. Художник мастерски передаёт не только цвет, но и фактуру материала одежд присутствующих. Портрет Карла VII. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10.
Но Венера Веласкеса воплощает именно испанский национальный идеал красоты: она изящна, пропорции её фигуры далеки от канонов античной «правильности». Самое главное, в этот момент остаться искренним с самим собой и не поддаться всеобщему деланому восторгу: мой диалог с Диего Веласкесом пока что не состоялся. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Был известен своей благотворительной деятельностью. Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто. Одна из наиболее характерных работ Мемлинга — ковчежец св.
Это и «голубой» и «розовый» периоды и кубизм и сюрреализм и пацифизм. Создавая в кубистический период портреты своей возлюбленной, которые продавались, как горячие пирожки, для себя он пишет ее в стиле реализма. Лучшее, что есть в его искусстве имело большое влияние на формирование живописи Испании в XVII в. На ранних этапах в творчестве Хусепе Риберы (1591—1652, с 1616 г. жил в Неаполе) отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому.
Здесь художник, безусловно, является продолжателем столь сильной и яркой в испанском искусстве традиции отражения высокого внутреннего достоинства простого человека. В их алтарных образах появляются повествовательные элементы, стремление раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете (алтарь св. Их трепетные контуры повторяют неистовый ритм движения человеческих фигур. «Жизнь Ж. Фуке. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию.
Другие известные художники барокко: Клаудио Коэльо (1642-1693 гг), Антонио де Переда (1611-1678 гг), Матео Серезо (1637-1666 гг) и Хуанде Вальдес Леаль (1622-1690 гг). Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Взор каноника, которого представляет Марии св. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Известные испанские художники, представители нового стиля – Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685 гг), Франсиско Ризи (1614-1685 гг) и Франсиско де Эррера Младший (1627-1685 гг), сын Франсиско де Эрреры Старшего инициатор натуралистического акцента в школе Севильи.
Испанское искусство – это искусство Испании. Мурильо занимался также пейзажной и ландшафтной живописью. Пылающий цвет темно-красного плаща способствует раскрытию его характера. Повелительно-властный Павел строг и сдержан, но полон душевного горения.
Испанское искусство второй половины 16 века несет печать мрачного величия и трагизма. i.
является самым развитым отдельным примером. Сильно удлиненные фигуры в страстном порыве устремляются вверх. Я не буду лишний раз повторять то, что уже написано в тысячах книг историю этой картины увлекательно рассказывает искусствовед Паола Волкова в одной из передач цикла «Мост над бездной». В «Мадонне каноника ван дер Пале» (1436) все приобретает большую массивность.
Пикассо отдал самую долговечную дань Веласкесу в 1957 году, когда воссоздал его Менины в своей манере кубизма. В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Мастерски написаны рефлексы стали на доспехах, жемчуг, узоры белых кружев на черном бархате и другие декоративные детали, которые любили воспроизводить в живописи испанцы. Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла (1614, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Чудеса продолжались и далее. В 1626г.
Сурбаран написал серию картин «Подвиги Геракла», которая не похожа ни на одну другую из его работ. Вольфганга М. Пахера в церкви св.
Настоящее имя Эль Греко (с испанского – «Грек») – Доменикос Теотокопулос. «Слепые», несомненно имеют символическое значение. Самое замечательное в картине -- остропсихологические портреты толедцев.
Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. «Дневной свет мешает моему внутреннему», — будто бы произнес некогда мастер, писавший при искусственном освещении.
Его необычный, с первого взгляда узнаваемый стиль (вытянутые фигуры, напряженно-исступленные позы и лица персонажей, преобладание серебристо-синей цветовой гаммы) сложился в Толедо, где Эль Греко жил и работал с 1575 г. С того времени художник и город немыслимы друг без друга. Влияние Реформации с ее реализмом и прагматизмом сказалось на искусстве Северного Ренессанса в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого иногда даже отталкивающе-безобразного, уродливого (что было совершенно неприемлемо для итальянского Возрождения) — это удивительно уживалось с чувством мистического ирреального, с динамичностью и атектоничностью форм, что объединяет Северный Ренессанс, с одной стороны, с готикой, а с другой — с будущим искусством барокко, может быть, даже более прочно, чем Италию. Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен.
В Музее Пикассо в Барселоне хранятся многие из ранних работ Пикассо, созданных в то время, когда он проживал в Испании, а также обширная коллекция Хайме Сабартеса, близкого друга Пикассо из периодя его проживания в Барселоне, который в течение многих лет был личным секретарем Пикассо. С поразительной пластичностью и убедительностью изображает мастер напряженные, полные страдания лица своих героев, стойко переносящих жестокие мучения.
В период творческого расцвета Сурбаран удачно сочетал монументальность и суровость своих образов (главным образом различных святых) с их внутренней выразительностью. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Но для жанра натюрморта можно еще было получить королевскую поддержку, это касалось таких художников, как придворный художник Бартоломе Монтальво (1769-1846 гг) и Луис Эгидио Мелендес (1716-1780 гг). Поиски выразительных средств все более приводили его к субъективизму. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Известными художниками-представителями маньеризма были Висенте Хуан Масип (1475-1550 гг) и его сын Хуан де Хуанес (1510-1579 гг), художник и архитектор Педро Мачука (1490-1550 гг) и Хуан Корреа де Вивар (1510-1566 гг). Это полотно по праву считается одним из лучших в его наследии. Это несомненно отразилось на характере культуры Северной Европы в период Возрождения.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Художник стремился показать, насколько важно всегда сохранять свое человеческое достоинство и благородство – и в дни поражений и в дни побед. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. С большим трудом ему удается получить место придворного живописца. Испанский художник греческого происхождения.
Он изображал многих библейских персонажей, в том числе Деву Марию с Младенцем. Урсулы (около 1489 г. ), в живописных образах которого как раз и уживаются созерцательность ван-эйковского толка с интересом к жизненно-естественному, что свидетельствует об усилении бюргерских тенденций в нидерландском искусстве. В XVII—XIX вв. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. В их работах приемы реализма часто использовались в применении к романтическим темам. Не оцененный при мадридском дворе, он уезжает в Толедо.
В картине «Видение брату Педро из Саламанки» (1638) на переднем плане два персонажа – сам брат Педро и его спутник, которому изумлённый герой указывает на свое видение, которое как таковое художником не показано. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
Власов), подражательность нидерландских романистов смог побороть лишь гений Рубенса — уже в XVII в. Живопись Эль Греко Испанское искусство 17 века Молитва святого Доминика 1585-1590, Частное собрание Христос, несущий крест, 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк Мария Магдалина, 1578 Музей изящных искусств, Будапешт Дама в мехах, 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго Особое место в испанской живописи второй половины 16 — начала 17 века занимает Эль Греко (Доменико Теотокопули, 1541— 1614), художник философского мышления и мятежных порывов, разностороннего самобытного дарования, широкой гуманистической образованности. Испанские комментаторы XVII-начала XVIII веков хвалили его мастерство, но критиковали антинатуралистический стиль и сложную иконографию. Чем только не отмечено его творчество. Для украшения одного из залов мадридского дворца БуэнРетиро в 1634г. Это единственное произведение, написанное Веласкесом на исторический сюжет, отображает подлинное событие – взятие испанцами в ходе военных действий голландской крепости Бреда (1624).
На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 1435—1482), жизнь которого в основном прошла в Генте. Контрастные холодные и горячие краски словно находятся в состоянии напряженной борьбы. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св.
На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. Он родился в 1541 году на острове Крит в греческой семье. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Но после личной встречи с Иисусом он стал горячим проповедником христианства. Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем.
Пикассо создал более двадцати тысяч работ. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Например, в его новелле «Ринконето и Кортадильо» со знанием дела изображен преступный мир Севильи.
Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Тогда, в Прадо, когда я стояла в зале с картинами Веласкеса, я подождала, пока толпа схлынет и пробралась к «Менинам». Самое замечательное в картине — остропсихологические портреты толедцев.
Эти различия частично можно объяснить мавританским наследием Испании (особенно в Андалусии) и политическим и культурным климатом в Испании во время контрреформации и последующего затмения испанской власти при династии Бурбонов. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541—1614).
До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана (именно в Венеции он впервые узнал масляную технику) изучал в Риме произведения Микеланджело. Ильдефонсо4. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Тезисы будущего главы немецкой Реформации Мартина Лютера против продажи индульгенций в 1517 г. «оказали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха». Позже он включил в свои работы элементы фламандского барокко Рубенса и Ван Дейка. Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а ракурс несколько снизу делает его изображение монументальным, придает ему величественность.