Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник». Эль Лисицкий — один из ведущих художников русского и европейского авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века изобретатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» (проун — Проект утверждения нового). Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения. Эль Греко— не фамилия художника, апрозвище, отсылающее кего греческому происхождению.
Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя. Сегодня Эль Греко в основном музейный художник. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства. В Мадриде Эль Греко стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось.
В девяностые годы в творчестве Эль Греко центральной темой стали страдания Христа и одновременно возросло влияние на художника испанской мистики. Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые ирреальные формы, не были поняты современниками. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником.
Франсиско Пачеко, художник и теоретик искусства, посетивший Эль Греко в 1611 году осудил эту идею, а также его манеру письма широким мазком50. Однако надолго художник в Риме не задержался: в этот период в Риме буквально боготворили Микеланджело, Эль Греко же позволил себе критически отозваться об одной из его фресок, что вызвало ненависть коллег, Эль Греко пришлось уехать. Современные художники также вдохновлялись искусством Эль Греко.
Творчество Эль Греко повлияло на многих толедских художников, но его индивидуальной манеры придерживался только сын — Хорхе Мануэль, вскоре, однако, сменивший занятия живописью на архитектуру.
К одному из мастеров Георгиос Теотокопулос отдал в обучение юного Доменикоса. Среда, в которой он помещает какую-либо сцену, превращается в фантастический мир, где происходят чудеса и возникают видения. Универсальность Лисицкого как художника и стремление его работать в нескольких областях искусства — это не просто особенность его дарования, а в значительной степени потребность той эпохи, когда во взаимодействии различных видов искусства складывались черты современной эстетической культуры. Его отец был предпринимателем-ремесленником, мать — домохозяйкой. Приверженность Эль Греко к исключительно длинным и тонким фигурам, а также к удлиненным композициям, служившая и его целям выражения и эстетическим принципам, привела его к отбрасыванию законов природы и ещё большему удлинению композиций, особенно когда они были предназначены для украшения алтаря55.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Горизонтальный небоскреб, конструктивистская книга, складная мебель и, наконец, гениальный проун – открывая новые формы в архитектуре, живописи, графике, полиграфии, Лисицкий, по мнению Горячевой, чувствовал себя «героем утопического романа». Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Эль Греко сделал Толедо своим домом. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений.
Это произошло в 1571 году. 1572). Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. c. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. l.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. После того как его не приняли в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге (по официальной версии – выполнил рисунок «Дискобола» без соблюдения академических канонов) он уехал в Германию учиться на архитектурном факультете Политехнического института в Дармштадте, где в 1914 году защитил диплом с отличием, а затем вернулся в Россию и поступил в эвакуированный в Москву на время Первой мировой войны Рижский политехнический институт для подтверждения немецкого диплома архитектора (в 1918 году защитил диплом института по специальности «архитектор-инженер»). Один из активных деятелей возглавлявшегося К. Малевичем витебского УНОВИСа, Лисицкий и 1919 — 1921 годах создает свои ПРОУНы (проекты утверждения нового) — аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
i. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. А похоронную процессию XIV века в нижней части картины, согласно условиям контракта, Эль Греко составил из своих современников— знатных жителей Толедо века XVI. Существует предположение, опять-таки основанное на документальных свидетельствах, что вернуться домой мастеру помешала тяжба с влиятельным венецианским семейством, закончившаяся не в пользу критянина. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Тому есть несколько причин. В 1923 году Лисицкому поставили диагноз «туберкулез». 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
Многие свои работы мастер подписывал «О Kres» — «Критянин». Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Шагал и его «клубок единомышленников» были сторонниками фигуративной живописи, авангардист Малевич же в то время уже основал свое направление — супрематизм.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Икону обнаружили ровно 30 лет назад, в 1983 году и с тех пор она является чуть не самым ценным культурным памятником Сироса. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. На картине изображён Христос, смиренно принимающий жестокость в отношении к нему – совлечение одежд.
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. И забывается, что сама фотокнига была для того времени новаторством (переживающим сегодня цифровой ренессанс). Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Так как фамилия Теотокис и производная от неё — Теотокопу-лос и в XVI и в XX столетиях считалась редкой, версия в пользу Фоделе «прижилась», хотя тот же Панайотакес и некоторые его коллеги, учёные-искусствоведы, справедливо полагали, что этот аргумент нельзя считать очевидным доказательством. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Его излюбленным приемом был проекционный фотомонтаж – совмещенная печать с двух негативов (именно так создан его знаменитый автопортрет 1924 года «Конструктор»). Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Сейчас он находится вТоледо. С 1577 жил и работал в Испании. Вего работах очевидны следы пребывания там: он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия.
Он разработал убранство капеллы госпиталя, однако созданные им деревянный алтарь и скульптуры, по всей видимости, утрачены73. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Ко времени приезда Эль Греко в Рим, Микеланджело и Рафаэль уже оставили этот мир, однако по-прежнему являлись примером для подражания молодых художников.
Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Последняя дата была принята как в наибольшей степени достоверная. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Вращая проун, мы ввинчиваем себя в пространство». Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят крупные пятна красного, синего, желтого, зеленого. У пары появился и общий ребенок — сын Борис. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Но все неузнаваемо преображено художником.
На выставке представлены эскизы и иллюстрации Эля Лисицкого для первых детских книг на идише (например, оформление книги «Хад Гадья», 1919). Сохранилось лишь несколько произведений: это «Успение Богородицы», «Св. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек.
На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Город оказал на него огромное воздействие. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72.
В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Судьба Лисицкого-теоретика сложилась так, что большая часть его работ была опубликована за рубежом на немецком языке (в 20-е гг. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Крит в те времена был владением Венеции. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. При этом он был не просто архивистом, но и созидателем современной еврейской культуры. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31.
Это во многом предопределило особенности творчества художника, в частности, его технику письма. Лисицкий превращал плоскость в объем и обратно, «растворял» плоскости в пространстве, создавал иллюзию прозрачности – объемные и плоские фигуры словно проникали друг в друга. Не осталось унего иучеников. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Согласно его автобиографии, первый проун был создан в 1919-м по свидетельству сына художника Йена Лисицкого, это был «Дом над землей».
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Он, кстати, был учителем и Марка Шагала.
Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Работая бок о бок с другим титаном авангарда, Казимиром Малевичем, он пришел к изобретению абсолютно новой универсальной художественной формы – «проуна» («проект утверждения нового»). Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Лазарь Маркович (Мордухович) Лисицкий родился 10 (22) ноября 1890 года в поселке при железнодорожной станции Починок Ельнинского уезда Смоленской губернии (ныне Смоленская область) в семье торговца и домохозяйки. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. В 1967-1974 годах в венецианских архивах работал филолог историк и искусствовед Никое (Николаос) Панаиотакес (1935-1997). Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Значительный вклад внес Лисицкий в разработку новых приемов графического оформления книг (книга «Маяковский для голоса»— изд.
В 1923 году Лисицкий опубликовал репродукции росписи синагоги в Могилеве и создал эскизы для оформления оперы «Победа над Солнцем», которая, правда, так и не была поставлена. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. в статьях в журналах «Мерц», «АБЦ», «Г» и др., в изданной в 1930 году в Вене книге «Россия. Грек по происхождению. Они переполнены слезами и устремленные к небесам.
Дело втом, что Эль Греко вырос всреде римо-католиков иконопись изападная живопись были ему равно близки. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Во время обучения он не только много путешествовал, но и успевал подрабатывать каменщиком.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Сохранилось свидетельство его интереса к синагоге XIII века в Вормсе. Пластическая идея проуна родилась в конце 1919 года термин, образованный по тому же принципу, что и название группы Уновис («Утвердители нового искусства»), Лисицкий сочинил осенью 1920 года. В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму.
В разработанном Лисицким проекте «горизонтальных небоскребов» для Москвы (1923—1925) предлагалось на пересечениях бульварного кольца (кольца А) с основными радиальными транспортными магистралями возвести (непосредственно над проезжей частью города) восемь однотипных зданий для центральных учреждений в виде вытянутых по горизонтали двух-трехэтажных корпусов, поднятых над землей на трех вертикальных опорах, в которых размещены лифты и лестницы, причем одна опора связывает здание непосредственно со станцией метрополитена. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Скорее всего, процесс учёбы продолжался около трёх лет, а затем — и это уже абсолютно точно было в Кандии — мальчика отдали в обучение к одному из изографов (иконописцев) так называемой критской школы, опиравшейся на византийскую иконописную традицию в сочетании с некоторыми особенностями итальянской ренессансной манеры. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Рустама Мустафаева (Баку), Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусств, Государственный центральный театральный музей им. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Покинув Крит, Доменикос, больше не вернулся на остров. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Что стало тому причиной.
О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Будучи архитектором по образованию, Лисицкий одним из первых понял значение художественных поисков «левой» живописи для развития современной архитектуры.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Ее скрытный иносказательный язык, возможно порожденный идеями неоплатонизма, вызвал немало разноречивых интерпретаций. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130.
Терезы и других испанских мистиков XVI века. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Малевич в довольно агрессивной форме насаждал свои идеи и Шагал покинул училище. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Зеничев).
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Вскоре семья переехала в Витебск, где Лазарь Лисицкий учился рисованию и живописи у Юрия (Иегуды) Пэна, учителя Марка Шагала. Это значит, что начальное образование он получил вполне приличное.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. В своих формально-эстетических поисках тех лет Лисицкий сознательно делал ставку именно на архитектуру, рассматривая ПРОУНы как «пересадочные станции на пути от живописи к архитектуре».
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Как пишет Т. П. одухотворения и оцепенелости.
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Не случайно некоторым из своих ПРОУНов он дает такие названия, как «город», «мост» и т. д. Позднее Лисицкий использовал некоторые из своих ПРОУНов при разработке конкретных архитектурных проектов (водная станция, горизонтальные небоскребы, жилой дом, выставочные интерьеры и др. ). Важным было также изучение и сохранение еврейского культурного наследия. И все же главный поворот в искусстве Лисицкого произошел в Витебске, еще до заграничного вояжа. Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви70. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых.
Первый факт: El Greco (или El Griego, на испанский манер) был учеником великого Тициана. В 1920 году Лазарь взял себе псевдоним Эль Лисицкий. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. О том, что он серьезно болен, он не знал, пока не перенес пневмонию. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). В 1927 году Софи переехала в Москву и вышла за Лисицкого замуж. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Однако вряд ли это справедливо.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Для сравнения: обычные иконы аналогичного и даже большего размера продавались мастерами критской школы за 1-8 цехинов. К концу жизни художник был практически разорен.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. По его собственным словам, это должна была быть «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре».
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Причины недовольства короля остались неизвестны. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. А для тех, кто напрасно будет искать на географической карте Лепанто, уточним: Лепанто – это греческий город Навпактос, где на центральной площади Мигелю де Сервантесу сооружен памятник, в знак того, что великий писатель (тогда еще будущий) фактически лишился здесь одной руки.
Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Эль Греко был учеником великих венецианцев и быстро завоевал свое место под итальянским солнцем: его сразу же выдвинули в разряд подающих колоссальные надежды. Особенно тем из читателей, которые собираются в Грецию будущим летом.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Оно сочетает традиции трех великих художественных культур — византийской итальянской и испанской.
Сейчас их снимут и начнут делить между собой вершители казни. Светлый лик Спасителя резко контрастирует с грубыми фигурами столпившегося вокруг него народа. В дальнейшем проун становится основой для изобретения горизонтального небоскреба.
Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Всочетании сокружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать— мистически. И, наконец, третий факт: Эль Греко был уроженцем Крита.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Практика создавать «филиалы» обителей на удалении была широко распространена в Средние века и позднее: возможно, вместе с монахами Синая в Кандию перебрались и мастера-иконописцы, которыми славился египетский монастырь. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм.
Проект, озаглавленный «Художник-изобретатель El» состоял из семи разделов, отражавших все виды искусства, в которых работал Лисицкий: «Живопись – Проун (как пересадочная станция на архитектуру)», «Фотопись – новое изоискусство», «Полиграфия – типомонтаж, фотомонтаж», «Выставки», «Театр», «Внутренняя архитектура и мебель», «Архитектура». 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он был одним из редакторов и основных авторов выпуска «Известия АСНОВА» (1926), который планировалось превратить в периодическое издание.
В документе 1563 года Доменикос назван «изографом». Сначала в 1531 году родился Ма-нуссос, а затем, через 10 лет, — Доменикос. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. f. Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).
Курту удалось пережить нацистские лагеря, Ганс же погиб в сталинских лагерях на Урале.
Его самые фантастические идеи совпали с духом времени, требующего сказку сделать былью. Ему приходится жениться на ней, но он тоскует по дому и Принцесса отпускает его на год. e. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. В связи сэтим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся кживописи, чем киконописи.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Собрания: Третьяковская галерея, Художественный музей Базеля (Швейцария), Художественная галерея Морицбург (Халле, Германия), Музей Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды), Стеделейк-музеум (Амстердам, Нидерланды), Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Азербайджанский национальный музей искусств им. Реконструкция архитектуры в Советском Союзе») или осталась в свое время не опубликованной (некоторые работы были опубликованы в 1967 г. в вышедшей в Дрездене книге «Эль Лисицкий»). В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
Единственное здание, построенное по его чертежам, — типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. 1600).
Самым доступным форматом продвижения нового национального искусства была детская книга. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Мастерам критской школы заказывали иконы самые разные люди — православные монахи, священники, купцы, местные аристократы и даже венецианцы, для которых изографы разработали новую манеру письма — a la latina (то есть «на латинский манер»). Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Хотя в ряде своих работ он и критикует свойственное конструктивизму (и функционализму) стремление подчеркнуть функционально-конструктивную целесообразность новой архитектурной формы, все же многое во взглядах Лисицкого сближало его с конструктивизмом.
Начался активный период творчества. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Второго, Ганса, арестовали уже в Москве как немца. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Туда, опять же по приглашению Шагала, приехали Юдель Пэн и Казимир Малевич. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Лазарь Лисицкий скончался в 1941 году в возрасте 51 года.
Прежде всего, остаётся спорным точное место появления Эль Греко на свет. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. И, если бы не неудачное выражение по поводу к тому времени усопшего Микеланджело, если бы не готовность грека «записать» более целомудренными фресками микеланджеловский «Страшный суд», то Эль Греко, возможно, прославился бы как художник Итальянского, а не Испанского Возрождения. Изобретение станковой живописи создало величайшие шедевры, но действенность пропала.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
В декабре 1566 года на аукционе «Оплакивание» было продано за невиданную цену — 70 цехинов (золотых монет имевших хождение как в Венеции, так и во всём Средиземноморье). Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Коллекция Бориса и Лизы Аронсон, Государственный музей современного искусства (Солоники), Sepherot Foundation.
Работы Малевича приводили Лисицкого в восхищение. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег и без того ревниво относящихся к чужакам. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Профессию отца унаследовал его старший брат, Манусос Теотокопулос, который, кстати, сражался бок о бок с Мигелем де Сервантесом, автором бессмертного «Дон Кихота», в морском сражении при Лепанто, где силы католической Европы столкнулись с могучим турецким флотом и разбили его наголову. Параллельно он делал пропагандистские фотокниги – «СССР строит социализм», «Индустрия социализма» (1935), «Пищевая индустрия» (1936) и другие. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.
Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Он занимался преподаванием, читал лекции во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе, принимал участие в экспедиции по городам Литвы и Поднестровья, по впечатлениям от которой опубликовал научную работу о еврейском декоративном искусстве: «Воспоминания о могилевской синагоге». Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
«Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Он стоит у основания общественной организации «Култур-лига», целью которой было создание нового еврейского искусства, занимается иллюстрацией книг на идиш современных ему авторов. Впрочем, Фоделе — красивое и тихое место, где туристы с удовольствием посещают руины византийского храма XI столетия и «дом-музей» художника, построенный специально для внимания путешественников. Но это не просто иллюстрации это долгий процесс поиска себя, как художника и своего собственного стиля. Кроме того, в 1582 году в толедском суде, куда художника вызвали в качестве переводчика, он заявил, что «родился в Кандии» — тогдашней столице острова Крит, находившегося в XVI веке под властью Венеции.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Это во многом определило эстетику европейской и мировой архитектуры ХХ столетия. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Его целью была разработка города будущего, максимально функционального. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Композиция резко делится на две части. А. А.
1576) и др. Лисицкий окончил архитектурный факультет Высшей технической школы в Дармштадте (1909—1914) и Рижский политехникум (1915—1918). Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Зарисованные им росписи могилевской синагоги позднее будут опубликованы в немецко-еврейском журнале «Милгройм». 1923 г. и др. ), в области плаката и фотомонтажа. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое. Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых. » разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество.
В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. В особенностях колорита, в образе атлетического Христа живут отзвуки венецианской живописи. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
Подобный размах выглядит компенсацией редких в России и тем более в СССР, выставок Эль Лисицкого (1890 – 1941), последняя из которых, приуроченная к его 100-летию, прошла в 1990 году. В этой работе Эль Греко удалось в полной мере показать все грани своего таланта— и как светского портретиста и как мастера религиозных полотен.
С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. К 1943 году Поллок выполнил шестьдесят рисунков работ Эль Греко, а в его библиотеке имелось три книги, посвященные критскому мастеру101. Я считал эти работы пересадочной станцией из живописи в архитектуру.
Был известен своей благотворительной деятельностью. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Гениальные идеи, возникшие во время работы в Уновисе («Утвердители нового искусства»), Лисицкий будет развивать еще долгие годы. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Проун («Проект утверждения нового») – неологизм, который Эль Лисицкий придумал для обозначения изобретенной им художественной системы, соединившей идею геометрической плоскости с конструктивным построением объемной формы.
Хотя и сегодня этот «ранний» период все ещё содержит много неизвестного. Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса, президента Кастильского совета (ок. При этом он был человеком Ренессанса.
Его семья во время войны оказалась в ужасном положении. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Но многие приемы абсолютно необычны.
Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Талантливый график Лисицкий создал несколько знаменитых агитационных плакатов: в 1920 году — «Клином красным бей белых», а через много лет, во время Великой Отечественной войны — самый известный — «Все для фронта, все для победы».
Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Лисицкий писал о них: «Это было поистине нечто особенное как детская кроватка с изящно вышитым покрывалом, бабочками и птицами, в которой внезапно просыпается инфант вокружении брызг солнца так ощутили мы себя внутри синагоги». Сюжет поэмы заимствован из идишского фольклора. Бахрушина, Музей Израиля (Иерусалим). Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. «Эль Лисицкий — важнейшая фигура в художественной культуре ХХ века.
Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Что, вобщем-то, справедливо. Мы не знаем, кто заплатил Эль Греко такую огромную сумму и почему.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Мы радуемся новым средствам, которые дает нам техника. Получив высокое звание, он открыл мастерскую в городе. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Как это возможно. Панаиотакес пишет о том, что после очередного восстания против венецианских властей, случившегося в 1526-1528 годах, отец художника, Георгиос, спасаясь от наказания (по всей видимости, он имел прямое отношение к восставшим), переселился из деревушки Кустагерако Селину, располагавшейся недалеко от нынешней Ханьи, в Кандию (современный Ираклион). Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Его главным пропагандистским орудием были фотография и фотомонтаж. Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
Если бы мечты Лисицкого сбылись, сегодня на главных площадях Бульварного кольца в Москве стояли бы семь горизонтальных небоскребов, в которых должны были размещаться министерства. В 1932 году Лисицкий стал ответственным редактором журнала «СССР на стройке». В 1927 году Эль Лисицкий женился на Софи Кюпперс.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. «Пражская легенда» повествует о ребе Йойне, который в поисках заработков для пропитания семьи попадает во дворец к Принцессе – дочери демона Асмодея. Ребе вновь начинает привычную жизнь благочестивого еврея. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «Воспоминания о могилевской синагоге», журнал «Милгройм» — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству. Сегодня у нас нет оснований сомневаться в этом. Это ещё одна загадка его биографии.
На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Он был связан с Баухаузом, с членами голландской группы «Де Стиль», с французскими художниками и архитекторами. Победили кино и иллюстрированный еженедельник. Перевод с немецкого С. Васнецовой).
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). В частности, некий Леонидас Теотокис. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год). Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Лука, пишущий Богородицу с Младенцем» и «Оплакивание Христа с ангелами», в котором уже чувствуется слабое влияние живописи Ренессанса.
Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. В 1922 году Софи осталась вдовой с двумя маленькими детьми.
Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. На пару лет, в 1919 – 1920 годах, он вернулся в город детства. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел».
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Их влияние прослеживается в работах, созданных Эль Греко в 1567-1576 годах. Ильдефонсо4.
В документе он назван «стариком 65-66 лет от роду», что позволило утверждать: Доменикос Теотокопулос появился на свет либо в самом конце 1540 года, либо в 1541 году. В 1604 году у Хорхе Мануэля и Альфонсы де Лос Моралес родился сын, внук Эль Греко, его крестным стал Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и друг Эль Греко45. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Причудливые изгибы судьбы живописца вдохновили его друга — монаха, проповедника и поэта Ортенсио Парависино написать знаменитые строки: «Крит дал ему жизнь и кисти, Толедо стал для него лучшей родиной, где, умерев, он шагнул в Вечность».
Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. В основу либретто и сценографии была положена утопия построения нового мира. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129.
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. От метафизической абстракции Малевича проун отличает проектность: не изображать, а создавать реальность – вот что стало целью Лисицкого, который «поделил» с Малевичем небо и землю. Саму Софи с Борисом в 1944 году выслали в Новосибирск. «На похоронах графа, пожертвовавшего церкви большие средства, в 1312 году, согласно легенде, чудесным образом присутствовали святые Августин и Стефан.
Однако период его становления связан в большей мере с иллюстрацией. «Бронзовые бюсты известного греческого писателя Никоса Казандзакиса и художника Эль Греко украли неизвестные из дворика Культурного центра муниципалитета Афин в центре столицы, пишет газета "Этнос". Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам «Шифс-карта» (1922), стихи Мани Лейба (1918—1922), Равви (1922) и другим.
Это были своеобразные модели новой архитектуры, архитектонические эксперименты в области формообразования, поиски новых геометрически-пространственных представлений, некие композиционные «заготовки» будущих объемно-пространственных построений. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами.
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Луки. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Слава Богу, что так. Стефан и Св. Лазарь Маркович Лисицкий (Эль Лисицкий) (1890—1941) работал в нескольких областях искусства.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). По словам Дж. До 2014 года осталось ровно 6 месяцев, а, значит, подготовиться к нему следует заранее. Существуют факты, что он дружил с учеными людьми, а личная библиотека живописца, которую описали после его смерти, состояла из 131 книги по литературе истории, живописи, философии и архитектуре на латинском, греческом испанском и итальянском языках.
Известно по меньшей мере два изображения горы Синай, сделанных им позднее, в Италии. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. В первую очередь он был архитектором, а не художником, вот таким образом разработал концепцию проунов — «проектов утверждения нового», которая предполагала выход плоскостного супрематизма в объем. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Семья перебралась в Смоленск, где Лазарь окончил Александровское реальное училище. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. «Я назвал их проун, – писал Эль Лисицкий, – чтобы не искали в них картины.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Художник прожил вего доме до конца своих дней. Некоторые ученые полагают, что Филипп не одобрил изображение современников в религиозном сюжете37, другие полагают, что работы Эль Греко нарушили основное правило Контрреформации о главенстве содержания изображения над стилем38.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. данным – ок.
Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. «Микеланджело – хороший парень, но рисовать он не умеет. » – от своего мнения Эль Греко не отступит до конца жизни. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Между образами святых Эль Греко и его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань. Почему так произошло.