На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен». Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок.
Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого икопировал, то только самого себя.
Здесь работала большая гильдия художников. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. данным – ок. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Но все неузнаваемо преображено художником. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Августин и св. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места.
Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Не осталось унего иучеников.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана».
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. 1576) и др. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. Картина изображает одну из придворных сцен.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана.
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Maurice).
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Менины — не статичная работа, они проникнуты повседневным движением жизни. Доменикос же демонстрировал всю резкость своего характера.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Зеничев).
При этом он был человеком Ренессанса. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите.
1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Предлагал перерисовать фреску Рафаэля «Страшный суд». Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Юношей Доменикос учился иконописи (он был православным), древнегреческому, латыни, его образование для художника шестнадцатого века было блестящим. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614).
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. 1572). Однако он сранних лет, как только взял вруки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Тем не менее, художник специализировался на иконах и только на них. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. От нового поколения творцов ожидали восторга и почтения — и готовности следовать образцу. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана.
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе.
Но многие приемы абсолютно необычны. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Зеничев). Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Художник и сам полюбил этот город. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. В музее Прадо хранится самая знаменитая картина голландца — Сад земных наслаждений. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Хорхе Мануэль, сын Эль Греко, также стал художником, обучившись у отца.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Молодой художник публично заявил, что если сбить знаменитую фреску Микеланджело Страшный суд в Сикстинской капелле, то он напишет более целомудренную и подходящую, при этом не уступая в мастерстве.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением. Пышные обнаженные дочери Юпитера традиционно символизируют как чувственность и сексуальность, так и невинную дружбу и щедрость. Он не воспринимал манеру римско.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. АХристос пребывает как будто отдельно от них. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Город оказал на него огромное воздействие.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
С ними пришли и последния достижения в искусствах. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Среди праведников, окружающих фигуру Христа в самой верхней части работы, можно узнать лица Филиппа II и кардинала Таверы, славящихся своей набожностью, — видимо, художник все еще не утратил надежды на благосклонность Мадрида. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Как это возможно. Что, вобщем-то, справедливо. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Город Кандия, где провёл детство и юность Доменикос, слыл центром искусств. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
Художественный мир Босха — один из самых загадочных и причудливых в истории искусства. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Чуду, происходящему во время траурной церемонии, сопутствует чудо на небе, которое разверзается над головами присутствующих и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего.
Почему так произошло. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Что и сделал Эль Греко изобразив свое самое любимое место на земле при жизни и прославив его после нее. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
В Толедо Эль Греко жил на широкую ногу. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. О Микеланджело говорил, что человек, мол, был хороший, а рисовать не умел. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Место действия — мастерская самого художника (он выглядывает и-за большого холста справа), в центре композиции — пятилетняя инфанта Маргарита, которую окружают фрейлины и карлики-шуты. Он уехал в Венецию, учился у Тициана (в его мастерской или пытаясь понять и копировать стиль работы — неизвестно), потом переехал в Рим. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Терезы и других испанских мистиков XVI века. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии.
Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником». Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
От Него исходит Божественная благодать, она изливается на всех людей, которые Его окружают. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Его яркая индивидуальность изумительная смелость палитры, построенная на сочетании лучистых, сверкающих красок ультрамарина с ярко-желтыми и холодно-зелеными тонами, с кармином и ярко-розовым цветом, получили достойную оценку тогда, когда в европейской живописи тоже начались поиски цветового разнообразия и стала цениться индивидуальность в изображении предметов и человеческой фигуры. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы.
Оставаться навсегда в Толедо художник не планировал – его интересовало лишь хорошее отношение короля и положение при дворе, которое это отношение может ему обеспечить. Необычная манера письма пришлась по душе местным знатокам и картины маэстро Доменико скупают одну за одной. Такая техника позволяла создавать картины, сохраняющие светоносную силу и интенсивность цвета в музейных залах с плохим освещением или в темное время дня. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега.
Однако вряд ли это справедливо. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Сейчас он находится вТоледо. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Кстати, его крёстным отцом был сам губернатор Толедо. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Экстатические образы похожи на бесплотные тени.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, в этом убеждают висящие рядом на стенах его поздние изображения апостолов, где красные тона сменились холодными розово-фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Почти каждая церковь Толедо считает необходимым заказать у него какую-нибудь работу. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
одухотворения и оцепенелости. Потребовалось много тысяч лет, прежде чем человечество, ценой серьезных внутренних усилий иподвига отдельных людей, смогло произвести на свет такое чистое Дитя. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Наследник традиций византийской школы изначально ориентированный на особое внимание к цвету и свету, оказался потом под сильнейшим воздействием таких великих венецианских колористов, как Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Крит в те времена был владением Венеции. Получился живописный сюжет-обманка. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. Врезультате холсты Эль Греко стали высоко цениться идорого продаваться— конечно, вполне заслуженно. Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест вистории живописи. Недаром талантом Веласкеса позднее восхищался Сальвадор Дали, Пабло Пикассо создал целых 58 вариаций на тему Менин, а Оскара Уайльда картина вдохновила на создание сказки День рождения инфанты. Стефан и Св. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. К концу жизни художник был практически разорен. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами искаженными пропорциями и нереальными фрагментами. И, пожалуй именно эти холсты могут теперь, по прошествии стольких лет, наиболее полно рассказать нам об этом фантастическом мастере, ни на кого не похожем.
После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты.
Но всё же — учился, учился сознательно и в его стиль добавились находки обоих мастеров. Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. 1600).
Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами— он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Причины этой опалы неясны и по сей день одни считают, что Эль Греко напрасно нарушил неформальный запрет на изображении живущих людей другим кажется, что в его картинах содержание слишком уж доминировало над стилем.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Слава Богу, что так. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков.
Огромное пятно винно. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо).
Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Изначально собор расписывал художник Хуан Фернандес, но он умер, не закончив работу. Всочетании сокружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать— мистически.
Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Композиция резко делится на две части. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса, президента Кастильского совета (ок.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Тому есть несколько причин. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Для некатолика — очень вызывающе. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Как пишет Т. П. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.