«этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути» — писал об Эль Греко в 1659 г. биограф многих живописцев Лесаро Диас дель Вале. Темы рефератов по Эль Греко – «особенный мастер» 114. Особенный мастер Эль Греко.
Наиболее знаменита его картина «Погребение графа Оргаса». Стал узнаваем. Получив высокое звание, он открыл мастерскую в городе. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения. Но что это. В вихре света и цвета растворяются «Вознесение Марии» и «Вид Толедо».
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. испанская живопись становится явлением мирового порядка. В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Сейчас уже стало принято говорить, что Эль Греко – художник, опередивший свое время на три столетия.
Последние годы Эль Греко внешне почти респектабельны. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. В 1576 году художник отправился в Испанию.
Довольно большое по размеру (122 х 105 см), оно написано в 1587–1592 годы и считается одним из самых значительных произведений Эль Греко. l. Оба полотна исполнены в манере, характерной для итальянских живописцев. Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули. Крестьянин, который отличился в бою, мог стать кабальеро.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Первый факт: El Greco (или El Griego, на испанский манер) был учеником великого Тициана. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Условны, несимметричны и далеки от канонической красоты изображения мужских и женских лиц.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Что, вобщем-то, справедливо. Испанское государство походило на гниющий труп, но испанское общество было полно жизни. Казалось бы, для успешной карьеры всё складывалось наилучшим образом. Ей стали близки и драгоценны пустынная тишина, простор вечно юной природы. Оно всему дарило радость и город выглядел празднично.
Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Бенедикта и Св. Это манера, по сути, соединила в изображениях Богородицы и Младенца Христа отголоски восточных иконописных» канонов и одновременно понятные и близкие заказчикам-католикам элементы произведений братьев Беллини и других творцов Западного Возрождения. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
одухотворения и оцепенелости. Действие происходит на земле и на небе, где Христос и Богоматерь, окруженные святыми и праведниками, принимают душу усопшего (ее в виде спеленутого младенца возносит на небо ангел). Четыре из них в центре, более светлые и более спокойные изображены на фоне развеваемого ветром ярко-желтого плаща. Это выражалось прежде всего в том, что гуманистические идеи почти не проникали в Испанию. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Все предельно сдержанно. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. В июле 2013 года на лондонском аукционе Sothebys произошло событие, ставшее сенсацией – картина испанского живописца Эль Греко «Молитва Святого Доминика» была продана за рекордную сумму в 14 миллионов долларов, став самой дорогой из когда-либо выставленных на открытую продажу работ художника.
И мы каждый раз, вглядываясь в творения этих мастеров, будто переселяемся во Вселенную, озаренную сиянием личности мастера, создавшего чудо. Однако честолюбие и заносчивость молодого греческого художника оказали ему плохую услугу. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Существует предположение, опять-таки основанное на документальных свидетельствах, что вернуться домой мастеру помешала тяжба с влиятельным венецианским семейством, закончившаяся не в пользу критянина.
Моденский триптих (ок. Поздно пришла слава к Эль Греко: ведь ему было в ту пору пятьдесят лет. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Фра Хосе де Сигуэнса писал: «Здесь находится картина изображающая святого Маврикия и его воинов, написанная рукою Доменико Греко, который живет теперь в Толедо и создает превосходные произведения.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Крупный нос, чувственные губы говорят о доброте и жизнелюбии. Художник будто проходил первые круги чистилища. Но этот стиль в полноте раскрылся именно в Испании. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
В 1567 году он отправился в Италию учиться живописи у знаменитого Тициана. Но многие приемы абсолютно необычны.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Уже достаточно взрослым для того времени (в 26 лет) художник уезжает в Венецию, что не удивительно, так как Крит в то время был колонией венецианцев. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Кроме того, мастер заимствует некоторые приемы работы с цветом у Тициана, драматичность освещения у Тинторетто искажение тел у Пармиджанино и композиционные особенности у Микеланджело, оставаясь при этом прекрасным мастером, со своеобразным стилем.
Во всяком случае, документы, записи тех лет не сохранили следов их встреч. В документе 1563 года Доменикос назван «изографом». Особенно ужасна левая рука кардинала.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Устало отвернувшись, монарх шепнул что-то в пустое пространство, окружавшее его. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
В Испании за художником окончательно закрепилась прозвище Эль Греко («Грек»), хотя нередко его называли Доменико Греко. Первым подлинно великим испанским художником был не испанец, а грек родом с острова Крит, за что и был прозван Эль Греко (ок. 1541 – 1614), настоящее же его имя Доменико Теотокопули. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Сказываются вдобавок социальные и политические факторы. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света.
Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Полотно «Эсполио» признано одним из самых значительных произведений Эль Греко. Зачастую живопись маслом теряет у художника материальность, плотность красочного слоя.
Почему так произошло. В декабре 1566 года на аукционе «Оплакивание» было продано за невиданную цену — 70 цехинов (золотых монет имевших хождение как в Венеции, так и во всём Средиземноморье). Зеничев).
Он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскресение», «Сошествие святого духа» и пр., трактуя их как сны, разворачивая действие и на земле и на небе, сочетая их в какой-то промежуточной среде между небом и землей. В центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, окруженная плотным кольцом людей, тесно заполняющих полотно. Тому есть несколько причин.
В истории бывало, что величие того или другого таланта определяло время. Любовь к людям, вера в них скрыты в этой картине. Как это возможно. Замерли все. Грек по происхождению.
В своем искусстве Эль Греко дал пример дальнейшего развития субъективного восприятия мира и в предельном заострении исчерпал его до конца, найдя при этом возможности для выражения истинной красоты. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Дубовые двери распахнулись. Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства.
Одна из первых работ Доменикоса – «Успение Богородицы» ещё несёт в себе византийские иконописные традиции, но мастерство, с которым она написана, уже являет нам его незаурядный талант. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Такой подход отвечал принципам Контрреформации, согласно которым искусство должно пробуждать религиозные чувства и вдохновлять к благочестию. Сегодня у нас нет оснований сомневаться в этом. Возможно, это так.
На рубеже ХVI – ХVII вв. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Наконец художнику перестали досаждать постоянные экспертизы, омерзительные торгашеские споры о цене его шедевров. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. В XVII веке у него не было последователей. Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Это значит, что начальное образование он получил вполне приличное.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. 1567-68) (задняя сторона) Триптих называется Моденским по месту его хранения или «Благовещение на горе Синай». Искусство страны также развивалось под влиянием реакционной политики государства.
Он не воспринимал манеру римско. Василий Григорьевич Перов один из крупнейших художников второй половины XIX века. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Вот таким образом им не страшны века, они поистине вечны. В представленной композиции оказались соединенными два плана: ирреальный и реальный. Каждый образ здесь словно раскрывает в цвете свою внутреннюю тему. Как показала юбилейная выставка Перова в Государственной Третьяковской галерее (1984), на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой, перовская неподкупная лира исторгала порой и неверные звуки. Однако параллельно с ними быстро развивается реалистическая литература, яркий пример тому «Дон Кихот» Сервантеса.
Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. (1577 – 1579) Это его первые заказы в Толедо. Через миг мастерская художника была полна людьми. Доменикос поселяется в Палаццо Фарнезе. Это полотно «Святое семейство». Работал в Венеции и Риме. Так же внезапно, как появились, придворные во главе с Филиппом исчезли. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо.
Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Никто до Эль Греко и, пожалуй, никому, кроме позднего Ван Гога, не удавалось с такой безнадежной ясностью ощутить всю трагическую суть конечности бытия рода человеческого, его обреченность и подвластность грозным стихийным силам. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Скрестив руки, немного отставив правую ногу, он молчал.
Кроме того, он много писал портреты. Первый цикл представляли такие произведения, как «Крещение Христа» (Прадо, Мадрид), «Благовещение» (Музей Вильянуэва-и-Гелтру, Барселона), «Поклонение пастухов» (Музей искусств, Бухарест). Ни одна мышца королевского лица не дрогнула.
И после Эль Греко никто несколько столетий не писал ничего подобного. Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Нельзя согласиться с мнением некоторых исследователей, что субъективизм его творчеств вел лишь к мистическим «прозрениям» души. Эль Греко выступает как самобытный мастер композиционного построения и отступает от традиций, сложившихся в творчестве знаменитого венецианского живописца, великого Тинторетто. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
Звучание этого тона, сияющего ярче золота, приобретает повышенно-драматический оттенок.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом— тот тоже был совершенно самобытен илишь условно связан спредшественниками исовременниками. Подобно людям своего поколения, Сервантес успел разочароваться в реальном устройстве общественной жизни и предсказал с гениальностью провидца рождение нового людского божка – золотого тельца, культа денег, наживы и сопутствующего им материального «здравого смысла». Сам Эль Греко сидел на табуретке, ничем не занимаясь, но бодрствуя. Тишина соседствует со звуком.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Но вернёмся к картине «Молитва Святого Доминика», которая является одним из лучших и наиболее характерных примеров творчества Эль Греко. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Ильдефонсо4. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
Все это мы в дальнейшем увидим у Эль Греко. Слава Богу, что так. и вскоре забыли. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Ее скрытный иносказательный язык, возможно порожденный идеями неоплатонизма, вызвал немало разноречивых интерпретаций. Его коленопреклонённая поза выражает благоговение и молитвенное созерцание.
«Черный паук» Эскориала — так называли Филиппа II — скончался. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
Картина написана в серебристой цветовой гамме, полной тонких оттенков и нюансов. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98.
Но на рубеже 16-17 веков художники работали абсолютно иначе. С 1577 жил и работал в Испании. В Испании Доменико встретил прекрасный прием.
f. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570--1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). В своих героях Эль Греко выявляет эмоциональную заостренность и психологическую выразительность. Он достиг в них огромной впечатляющей образной силы. Ключи и книга (Евангелие) — символы их призвания. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
Эль Греко проявил себя как высочайший мастер религиозной живописи. Но искусство Греко, особенно его религиозные картины, приобретало все более и более отвлеченно-идеалистический характер образы становились далекими от жизни, фигуры – бесплотными их пропорции – подчеркнуто вытянутыми, краски – холодными и мерцающими, линия рисунка – изломанной и беспокойной». Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Прежде всего, остаётся спорным точное место появления Эль Греко на свет.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Возможно, что и лица святых – молодого Стефана и старого Августина – тоже портретны. Огромное пятно винно. Без комментариев.
c. Испания XVI в. – это мощная, богатая держава. Вспомните голубые и теплые колеры «Троицы» Рублева, мерцающее золото «Джоконды» Леонардо, коричневую мглу изборожденную бликами тяжелого света, у Рембрандта или сияющего почти фосфорическими красками лунно-серебристого Эль Греко. Больше всего они похожи на грозовое освещение, когда молнии вспыхивают то здесь, то там. В пыльном луче солнца беззвучно плясала веселая букашка. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Для него злой рок всегда живой. Портрет особенно типичен для творчества Доменико Теотокопули. В то же время Перов примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Великий мастер приступал к полузабытому холсту, как к злейшему врагу, вглядываясь сурово во все его недостатки. Художник соединил далекое событие и современность, сделав участниками погребальной мессы известных людей Толедо: священнослужителей, дворян, ученых. Огромный высокий лоб, чистый, выпуклый. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому.
флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. От Него исходит Божественная благодать, она изливается на всех людей, которые Его окружают. Цвет с выбеленностью.
Но, скорее всего, он покинул Италию сам. Эстетика великого венецианца все же была ему чужда, хотя он исчитал его гениальным живописцем, мастером рисунка. Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города. Один из биографов художника пишет: «Крит дал Эль Греко жизнь, а Толедо — кисть».
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода – икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. И порфировый гроб с его останками исчез, когда была разрушена церковь, где он хранился. Монарх не замечал при жизни Эль Греко. По преданию, за это его выгнали из Рима.
Его герои — ученые монахи, князья церкви, благородные гранды, в одном из них исследователи видят портрет Сервантеса, автора знаменитого «рыцаря печального образа». Итальянцы не смогли простить ему такое высказывание и Доменикос был вынужден покинуть Рим. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Последние годы его жизни были омрачены гибелью Великой армады, разрухой, постигшей Испанию и в довершение всего сам король был жестоко болен. Все версии «Молитвы Святого Доминика» настолько похожи, что различить их можно лишь при внимательном рассмотрении и сопоставлении. Смерть помешала ему закончить начатое. Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в. «Погребение графа Оргаса» (1586 – 1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной.
Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Причудливые изгибы судьбы живописца вдохновили его друга — монаха, проповедника и поэта Ортенсио Парависино написать знаменитые строки: «Крит дал ему жизнь и кисти, Толедо стал для него лучшей родиной, где, умерев, он шагнул в Вечность». Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Последняя дата была принята как в наибольшей степени достоверная. Так мог окончательно оформиться его ярко индивидуальный стиль. Неловко сломалось тело покойного, отягощенное стальными латами. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Так невероятно свежи и бесконечно современны приемы Эль Греко. Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана». Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко. Открытие его в начале XX в. превратилось в сенсацию. Великие мастера-гуманисты любили свободу, правду, жизнь рода людского.
Однако его творчество оказалось непонятым в Мадриде, где господствовали более сдержанные и строгие традиции в искусстве. Архитектором нового дворца был знаменитый в то время мастер-зодчий Хуан де Толедо. В начале 1580-х годов Эль Греко работал над двумя картинами религиозного содержания: «Мученичество святого Себастьяна» (собор Паленсии) и «Кающаяся Магдалина» (Музей изобразительных искусств, Будапешт). Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
В нижней части композиции изображена траурная церемония. Учился у Бассано и Тинторетто. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Эта картина, размеры которой составляли 4, 8 x 3, 6м, была заказана настоятелем толедского собора Сан-Томе (Святого Фомы). Не менее знаменитым является и другое, созданное в середине 90-х годов XVI века произведение Эль Греко.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Святой Доминик изображён погружённым в молитву, склонившись перед распятием. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Мы не знаем, кто заплатил Эль Греко такую огромную сумму и почему.
Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. Лучшие, самые славные годы жизни он проведет здесь. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Яркое, контрастное освещение подчёркивает настроение картины. Они вытягиваются, причудливо колеблясь, как языки пламени.
Практика создавать «филиалы» обителей на удалении была широко распространена в Средние века и позднее: возможно, вместе с монахами Синая в Кандию перебрались и мастера-иконописцы, которыми славился египетский монастырь. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Это возбуждение, беспокойство, напряжение передается цветом: зеленое, желтое, синее.
Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 году. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин изображающих местные типы и сцены уличной жизни (Продавец статуэток, Савояр, Шарманщик, Нищие на бульваре, Музыканты и зеваки, Тряпичники и другие), но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта, а потому с разрешения Академии в 1864 г. возвратился в Россию до окончания срока. Все это мы наблюдаем в творческом наследии Перова.
При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. В «Погребении графа Оргаса» Эль Греко представил целую галерею портретных лиц толеданских идальго. Однако он не смог завершить работу по руководству строительством. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии.
Многие из его друзей узнавали себя в этом полотне. Сейчас он находится вТоледо. Там он, благодаря таланту и трудолюбию, быстро вошёл в круг знаменитых венецианских художников. Унизанные перстнями руки-щупальца. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. При этом Доминик изображён не неким идеализированным «сверхчеловеком», далёким от обычных переживаний, а живым человеком, которому мы можем сопереживать, чьё благочестие нам близко и понятно. Не осталось унего иучеников.
«Кающаяся Магдалина». Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. И вскоре Доменико посчитал себя уже мастером, так что однажды заявил, что мог бы написать «Страшный суд» лучше Микеланджело. Их влияние прослеживается в работах, созданных Эль Греко в 1567-1576 годах. Многие приемы— игру света итени, мазки, тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника.
Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид).
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи.
Венецианские мастера научили его организовывать многофигурную композицию в окружении яркого света. В период 1570-х гг король Испании Филипп II строил монастырь-дворец Эскориал и, подыскивая мастеров для работы над внутренним убранством, столкнулся с немалыми трудностями. Смерть в 1598 году избавила его от непрерывных страданий. В них всегда чувствуется неутоленное томление духа. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Младшими современниками Сервантеса были драматурги Лопе де Вега и Кальдерон. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Четыре из них в центре, более светлые и более спокойные изображены на фоне развеваемого ветром ярко-желтого плаща. И, наконец, третий факт: Эль Греко был уроженцем Крита. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Это впечатление усиливают динамично ниспадающие складки хабита Доминика.
погода была прекрасной, нежно светило весеннее солнце. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же Перов дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Подлинным именем художника было Доменикос Теотокопулос.
Порыв замирает на полузвуке, полужесте. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Но лишь для первого, беглого взгляда. Во всех произведениях Эль Греко искренне и глубоко выражает свое чувство веры. В то время как историк искусства Хосе Камон Аснар приписывает критскому мастеру от 787 до 829 картин, Уэтей сократил их число до 285 подлинных произведений, а немецкий исследователь испанского искусства Хальдор Синер признал только 137109.
Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
В основе картины – средневековая легенда о том, что кастильский рыцарь граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он желал быть погребенным, большие сокровища. Августин и св. Стефан и сами опустили в саркофаг тело благочестивого графа.
Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Мерцающий воздух был накален, дрожал от страшного напряжения. И не только в историко-мифологическом направлении у Перова встречались неудачи.
И как ни странно, это отсутствие аффектации придает особую магию кисти Доменико. Затем наступало как бы второе рождение образа. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Здесь представлены две сцены – одна земная другая на небесах. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Одно переходит в другое, растворяется в свечении красок, вспыхивает, гаснет. Так после долгой зимней ночи наконец наступает поздняя заря. Возможно, что и лица святых — молодого Стефана и старого Августина — тоже портреты.
Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Кроме того, в это время его увлекает портретная живопись. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Покинув Крит, Доменикос, больше не вернулся на остров.
Однако недальновидная политика испанских королей, свирепствование инквизиции и разорительные войны негативно сказались на развитии страны. Нет.
Он родился в 1541 году на острове Крит, в городе Кандия (Ираклион) в зажиточной семье сборщика налогов. Но к чему эти горькие параллели. Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения».
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Двадцатилетний Доменико увидел, как могучий старец Тициан, схватив кисти «толстые, как метла», с яростью юноши бросился к чистому холсту и, намесив на палитре груду сверкающих красок, швырял их на полотно, намечая твердыми ударами основные массы фигур. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Например, в Большой Советской энциклопедии 1952 года Эль Греко посвящена небольшая статья, где сказано: «Первые написанные в Испании картины Греко еще обладали жизненными чертами, свойственными его работам итальянского периода (Снятие одежд с Христа, 1579 и др. ). Так как фамилия Теотокис и производная от неё — Теотокопу-лос и в XVI и в XX столетиях считалась редкой, версия в пользу Фоделе «прижилась», хотя тот же Панайотакес и некоторые его коллеги, учёные-искусствоведы, справедливо полагали, что этот аргумент нельзя считать очевидным доказательством.
Еле колышутся в воздухе факелы. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Это во многом предопределило особенности творчества художника, в частности, его технику письма. И вот, как по волшебству (или это лишь чудесное совпадение. ), о творчестве толедского художника громко заговорила вся Испания. У последнего по неполным сведениям Эль Греко учится в мастерской.
Некоторые черты кубизма, такие как искажения и материалистическое отображение времени имеют свои аналоги в работах Эль Греко. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Уже само по себе поразительно изображение пророка Иоанна-евангелиста. Резкие световые контрасты изломанные линии, удлиненные тела, отсутствие деталировки и ярких красок придают его картинам суровую сосредоточенность (заставляющую вспомнить и экзальтацию святых пустынников и жестокость инквизиции). И все это не случайно.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. По выражению современника Пальма-младшего, он, «как опытный хирург, устранял опухоли на теле больного, вправлял руки и ноги». Обратите внимание на свечение картин Эль Греко, если вам удастся увидеть их в подлинниках. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Мы поражаемся, как мог папа Иннокентий, написанный в Риме Веласкесом и воскликнувший при виде его холста: «Слишком правдив. » — как мог промолчавший дон Гевара принимать столь зловещее свое изображение.
Она изображает момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Немалую роль в его религиозно-философских воззрениях играла философия неоплатонизма, распространенная и в той интеллектуальной среде, с которой он был тесно связан. Объем растворяется на плоскости, а плоскость приобретает космическую глубину.
Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. В 1967-1974 годах в венецианских архивах работал филолог историк и искусствовед Никое (Николаос) Панаиотакес (1935-1997).
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Начался активный период творчества. Потому так ярко горели костры и высоко в небо тянулась гарь от сжигаемых еретиков. Однажды, рассматривая фреску «Страшный Суд» Микеланджело в Сикстинской капелле, он предложил уничтожить её и написать новую, более совершенную.
Застыли фигуры людей. Оно сочетает традиции трех великих художественных культур — византийской итальянской и испанской. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Слева от колонны видна погружённая в полумрак скульптура епископа. Только с наступлением XX века мы в полной мере можем приблизиться к пониманию его творчества (хотя сказать, что он был непризнан современниками, было бы неправдой, заказов у него было множество).
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. В «Погребении графа Оргаса» Эль Греко представил целую галерею портретных лиц толедских идальго. Известно по меньшей мере два изображения горы Синай, сделанных им позднее, в Италии. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. При этом он был человеком Ренессанса.
«Мужская голова». Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Что стало тому причиной. Звучание этого тона, сияющего ярче золота, приобретает повышенно-драматический оттенок. И дело не только в содержании, скажем, картины, но и в стиле художника. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Один из его современников проницательно сказал о нем: «Это великий художник, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шел всегда одиноко по своему пути». 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Пурпурная мантия пламенеет, словно вобрав в себя жар всех костров, зажженных по велению дона Фернандо де Гевара.
Он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскресение», «Сошествие св. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Любопытно, что спокойствию лица мужчины противопоставлено мятежное небо.
Взгляд Святого направлен вниз на небольшое распятие, опирающееся на скалы. Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя. Его композиции порой напоминают отражения в волнующейся водной поверхности.
Но в центр общего внимания он не попадает. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
А вместе с ней пришла нужда. Единственно устойчивое, непризрачное в этом мире — земля и на ней каменные строения города. В частности, некий Леонидас Теотокис. Думается, что автор вложил много черт собственного характера в этот свой холст. «Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам и не затаскивать деревянного коня в крепость. Фигуры земного мира статичны их жесты при всей выразительности крайне скупы, персонажи наверху даны в более динамичных и разнообразных позах и разворотах. Именно здесь он и получил прозвище Эль Греко.
Странно, но судьба не свела их.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», -- сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Художник прожил вего доме до конца своих дней. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
В настоящее время известно несколько вариантов картины: «Святое семейство со святой Анной», «Святое семейство с Магдалиной». Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Как поистине печально, что случай не столкнул Сервантеса и Эль Греко и что художник не оставил нам портрета, который был бы настоящим памятником великому творцу «Дон-Кихота». Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Город оказал на него огромное воздействие. Редкая красота и как будто превосходящая возможности масляной живописи звучность красок имеют в своей основе глубокое эмоциональное содержание.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Резкие световые контрасты изломанные линии, удлиненные тела, отсутствие деталировки и ярких красок придают его картинам суровую сосредоточенность (заставляющую вспомнить и экзальтацию святых пустынников и жестокость инквизиции). Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Позже Эль Греко освоил технику итальянских мастеров.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. К одному из мастеров Георгиос Теотокопулос отдал в обучение юного Доменикоса. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины «Пир у Симона-Фарисея» (Чикаго, Институт искусств), «Вознесение Марии» (Толедо, церковь Санта Крус), «Встреча Марии и Елизаветы» (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера «Снятие пятой печати» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Тяжелые веки чуть прикрывают мудрые глаза, внимательно глядящие на мир. Его ближайшим наставником становится Е. Васильев. Куда-то незаметно ушла византийская техника, приобретенная ранее Доменико. Звучание этого тона, сияющего ярче золота, приобретает повышенно-драматический оттенок. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Сказываются вдобавок социальные и политические факторы. Бледный, с недоверчивыми блеклыми глазами, скрываемыми длинными ресницами, стоял король Филипп II, окруженный свитой, у холста Эль Греко. В 1563 году, в возрасте 22 лет, Эль Греко уже был мастером местной художественной гильдии, предположительно во главе собственной мастерской15. Среди них оказался и Эль Греко, но по-своему: В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города.
«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72) "Дующий" ("Soplуn") Одна из "ночных" картин Эль Греко. Для Толедского собора написана одна из лучших его картин — «Эсполио» (от лат. У Эль Греко есть пейзаж «Толедо в грозу»: лихорадочные порывы света на тёмном, страшном небе, мгновенно обрисовывающие сверкающим контуром дома и башни. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Во время его похорон в 1312 году свершилось чудо: явились св.
И художника как бы открывали вновь. Кроме того, в 1582 году в толедском суде, куда художника вызвали в качестве переводчика, он заявил, что «родился в Кандии» — тогдашней столице острова Крит, находившегося в XVI веке под властью Венеции. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Таково знаменитое полотно «Апостолы Петр и Павел» (Эрмитаж). В испанских произведениях Эль Греко нечто загадочное начинает твориться с фигурами (раньше этого не было) — они вытягиваются в длину и причудливо деформируются, словно в зеркале с кривой поверхностью. Например, в Большой Советской энциклопедии 1952 года Эль Греко посвящена небольшая статья, где сказано: «Первые написанные в Испании картины Греко еще обладали жизненными чертами, свойственными его работам итальянского периода (Снятие одежд с Христа, 1579 и др. ).
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Например, в Большой Советской энциклопедии 1952 года Эль Греко посвящена небольшая статья, где сказано: «Первые написанные в Испании картины Греко еще обладали жизненными чертами, свойственными его работам итальянского периода (Снятие одежд с Христа, 1579 и др. ). «Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Каждый образ здесь словно раскрывает в цвете свою внутреннюю тему.
И мне кажется, это произошло не случайно иначе история живописи пошла бы совсем иными путями. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Сохранилось лишь несколько произведений: это «Успение Богородицы», «Св. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. ispolias — «грабить»), 1577–1579 годы. Фигуры словно теряют материальность и вес. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св.
Скорее всего, процесс учёбы продолжался около трёх лет, а затем — и это уже абсолютно точно было в Кандии — мальчика отдали в обучение к одному из изографов (иконописцев) так называемой критской школы, опиравшейся на византийскую иконописную традицию в сочетании с некоторыми особенностями итальянской ренессансной манеры. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.
Зритель, даже не зная ни названия картины, ни ее автора, не улавливая до конца смысл изображенного, сразу же захвачен трагизмом этого произведения, воплощенным в нем чувством обреченности, смятения, скорби и душевного излома». Возникает несоответствие искажение. Живопись Доменикоса становится более объёмной, воздушной.
Трудно сказать, чем объясняется смелое новаторство Эль Греко. Картина, написанная в великолепной торжественно-траурной гамме, проникнута возвышенной красотой изощренным ритмом линий и цветовых созвучий. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Композиция резко делится на две части. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Реализм художника – в умении показать в человеке духовное.
e. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Многие свои работы мастер подписывал «О Kres» — «Критянин». Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Она словно пронизана сверхъестественным светом исходящим от мира горнего. Старость настигла художника.
Панаиотакес пишет о том, что после очередного восстания против венецианских властей, случившегося в 1526-1528 годах, отец художника, Георгиос, спасаясь от наказания (по всей видимости, он имел прямое отношение к восставшим), переселился из деревушки Кустагерако Селину, располагавшейся недалеко от нынешней Ханьи, в Кандию (современный Ираклион). И это отразилось в его портретах. Но каждый из них вэтот момент находится внутри себя, они видят Христа— но вто же время не видят.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Гениальное искусство не знает смерти и вот таким образом не требует немедленных фанфар. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Это способствовало укреплению свободолюбия испанцев. Широкое распространение получает сатирическая литература. Доменикос Теотокопулос (абсолютно непроизносимое для испанцев имя, вот таким образом и псевдоним появился Эль Греко, то есть по-просту грек) обучался иконописи в родном Ираклионе.
Это была школа. Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился в 1541 году на острове Крит, находившимся тогда под властью Венецианской республики. Роман имеет сложный внутренний смысл. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Сначала в 1531 году родился Ма-нуссос, а затем, через 10 лет, — Доменикос. Христос, 1580 – 1585 гг. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
i. В какую-то долю секунды глаза мастера и короля встретились. Внутренней неброской экспрессией пронизан холст. Сюжет переходит тесные границы рамы и изливается навстречу зрителю. Каждый образ здесь словно раскрывает в цвете свою внутреннюю тему. Магдалина глядит вдаль.
К сожалению. Автор пытался разобраться в таком явлении, как человек. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
Фигуры производят впечатление непропорциональных, странных, как бы вырастающих от земли. В документе он назван «стариком 65-66 лет от роду», что позволило утверждать: Доменикос Теотокопулос появился на свет либо в самом конце 1540 года, либо в 1541 году. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Тициан достиг при жизни всех громких званий и привилегий и именно в его студии встретил молодой Эль Греко Филиппа II — короля Испании, покоренного искусством Тициана и называвшего его «мой возлюбленный». В них всё пребывает в состоянии движения и изменения. Это одно из самых монументальных произведений, созданных Эль Греко. И эта борьба холодных и горячих красок как бы рисует мятущуюся душу великой грешницы.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Там он знакомится с интеллектуальной элитой города, в том числе с римским ученым Фульвио Орсини, который позже приобретёт семь картин художника. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Красное пятно хитона, составляющее центр композиции, символизирует тему мученичества.
По словам Дж. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Вместе с тем реальный человек, не святой и не обитатель «царства небесного» изображается художником необыкновенно одухотворённым.
Вэтой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко— его глубокая внутренняя религиозность ипонимание сути христианства. Это ещё одна загадка его биографии. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании. «В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Ирреальность изображенного, резкое искажение форм интенсивность колорита, тревожное движение скользящего света, то загорающегося вспышками и обесцвечивающего краски добела, то сгущающего их в тени до сумрачной темноты, — все подчинено созданию незабываемого исполненного страстного внутреннего напряжения художественного образа.
Работы шли нарасхват. Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу.
Этот холст — великий рубеж в творчестве Доменико. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Хотя и сегодня этот «ранний» период все ещё содержит много неизвестного. В них он прозревал такие духовные глубины, какие, быть может им и не снились, а может быть и таились в них, но нужен был Эль Греко, чтобы сделать их зримыми. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Их надо видеть. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Луки. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Один из его современников проницательно сказал о нём: «Это великий художник, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шёл всегда одиноко по своему пути». В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Мастерам критской школы заказывали иконы самые разные люди — православные монахи, священники, купцы, местные аристократы и даже венецианцы, для которых изографы разработали новую манеру письма — a la latina (то есть «на латинский манер»). На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
Создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э. ) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что "Антифилуса почитают за его картину изображающую юношу, дующего на огонь. На масштабном полотне (размером 4, 5м x 3м) перед зрителем предстают несколько десятков персонажей и целый ряд сюжетов. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою.
Во многих работах Эль Греко передает движение не столько как фактическое, физическое перемещение тел в пространстве, сколько некое их возникновение, развитие исчезновение. Со второй половины 1590-х годов XVI века Эль Греко работает над двумя циклами алтарных картин. Однако вряд ли это справедливо. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок.
Попытки эти не получили высокой оценки в художественных кругах. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
В 1866 году Перов получает степень академика а в 1870 году он становится профессором. В одном из сохранившихся писем современников художника есть такие строки: «. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Герои Эль Греко всегда таковы – с тонкими лицами, большими и выразительными глазами.
Первые полученные в Испании заказы — картины для алтарного образа церкви Санто Доминго эль Антигуо в Толедо (центральная композиция «Вознесение Марии», 1577, Чикаго, Институт искусств), «Эсполио» для сакристии толедского собора (1579, находится на месте) — еще хранят отзвуки итальянского искусства, но вместе с тем преодолевают нормы классической традиции и обнаруживают необычность изобразительных приемов.
Трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Кризис вызвал неожиданный взлет национального испанского искусства. Что-то, конечно, Эль Греко заимствовал у своих итальянских учителей, но он умел придать всему своеобразие, утонченность изысканность и потому создал индивидуальный, ни на кого не похожий стиль.
Однако надо сказать к чести Теотокопули, что он не все перенимал у своего учителя. Августин и св. Вот, например, картина «Погребение графа Оргаса». Эль Греко было уже около 35 лет, когда он в 1576 г. приехал в Испанию.
Подобная ситуация отмечалась в Испанском государстве на протяжении всего XVI столетия. Уже само по себе поразительно изображение пророка Иоанна-евангелиста. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Позади грешная суета, палящие неодолимые страсти. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Это не была нищета люмпена, подобная жуткой бедности, постигшей старого Рембрандта. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Причины недовольства короля остались неизвестны.
Лишь блеск глаз да едва заметные движения рук выдают их волнение. В XX веке была высказана «медицинская» версия особенностей манеры художника: усиливавшийся с возрастом дефект зрения искажавший (якобы) пропорции фигур и цветовую гамму. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Лука, пишущий Богородицу с Младенцем» и «Оплакивание Христа с ангелами», в котором уже чувствуется слабое влияние живописи Ренессанса. И дело не только в содержании, скажем, картины, но и в стиле художника. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Выбор не случайно пал именно на Испанию. Тишина стала ощутимой. Крайне малое число художников Земли выдерживает такое испытание.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. В них всегда чувствуется неутолённое томление духа.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. В период с 1590 по 1595 год Эль Греко работал над написанием полотна «Святой Франциск и святой Андрей» (Прадо, Мадрид). Но зато как ослепительны и прелестны ее краски. Спустя некоторое время недалеко от Мадрида, в Эль-Эскориале, по указу короля было начато строительство масштабного архитектурного комплекса.
Вообще, Эль Греко на протяжении всей своей жизни обращался кобразу Христа, Он был для мастера центральной фигурой. В молодости Греко писал иконы на Крите. Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Петр держит ключи, Павел рукой опирается на книгу. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Эль Греко остается в своем роде единственным.
Имея покровительство со стороны Фарнезе, Доменикос не испытывает недостатка в заказах. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Зал Эль Греко.
Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Особое сияние исходит и от самих полотен.
Но, больной, потерявший заказы и доходы, Доменико не согнулся, не сломался. Существует легенда, что Эль Греко искал для этой картины типажи в клинике для душевнобольных, которая была расположена недалеко от его дома. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Красота души не столь зрима, как телесная. «Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. Уже само по себе поразительно изображение пророка Иоанна-евангелиста. Сказываются вдобавок социальные и политические факторы. Впрочем, Фоделе — красивое и тихое место, где туристы с удовольствием посещают руины византийского храма XI столетия и «дом-музей» художника, построенный специально для внимания путешественников.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». И дело не только в содержании, скажем, картины, но и в стиле художника. Но все неузнаваемо преображено художником.
В изображенные живописцем мгновения Магдалина счастлива, ее постигло чудесное очищение. Ветер грядущей бури поднял складки розового плаща и это вихревое движение усиливает действие портрета. Он строит в картинах особое пространство, его можно назвать зыблющимся, переливающимся. «Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. «Успение Богородицы» (ок. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Как пишет Т. П. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
У Эль Греко есть пейзаж «Толедо в грозу»: лихорадочные прорывы света на темном, страшном небе, мгновенно обрисовывающие сверкающим контуром дома и башни. За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО. Он обладал острым и ироничным умом, глубокой проницательностью. Поразителен колористический строй картины, необычный для Эль Греко. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Такова была интерпретация великого мастера. В это время Крит, вместе с Кипром и Афоном, являлся центром византийской живописи. Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев. В Венеции творят прекрасные художники, среди которых Веронезе, Тинторетто, Тициан.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Поразителен был этот далекий век в Испании. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши". Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.