Картина Эль Греко Св. Иоанн Креститель: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии (который должен был вернуться перед приходом Мессии), что Иоанну приходилось даже специально отрицать своё тождество с ним (Ин. 1:21). 1:34). В особо тяжёлых случаях ритуальной нечистоты все евреи должны были пройти очищение в проточной воде реки Этот иудейский обряд называется твила, от этого слова образовано еврейское прозвище Иоанна Хаматвил («совершающий ритуальное очищение водой»), которое было переведено греческими авторами Евангелий как «Креститель». По отшествии посланных, Христос обратился к народу: Что смотреть ходили вы в пустыню.
Иоанн сделал так потому, что, будучи пророком, предвидел скорую свою кончину. Омовение проводилось в специальном религиозном бассейне— «микве». Таким образом, название «Иван Купала» является всего лишь славянским народным вариантом имени «Иоанн Креститель». После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, так как там было много воды и приходили и крестились» (Ин. 3:23). В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы). После этого ученики Иоанна должны были последовать за Христом.
Согласно «Сидра д-Яхья» (Книге Иоанна), он был последним и самым великим из пророков. Особенно много их было в Иерусалиме (сотни таких бассейнов раскопаны археологами. Приходящий свыше и есть выше всех а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли. Несмотря на свой страх перед народным возмущением, Ирод исполнил свое обещание.
Мало кто прославился принятием такой миссии и доведением её до конца., Yay,, Yanna 6—2 годы дон. э. — ок. После чего ученики Иоанна должны были последовать за Христом. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (ивр. Его речи были немногословны, но производили сильное впечатление. Если Филосторгий и Феодорит сообщают о полном уничтожении мощей Иоанна Предтечи (Филосторгий говорит о том, что предварительно, перед сожжением кости Иоанна смешали ещё с костями животных), то Руфин пишет, что когда язычники собирали кости Иоанна, то христиане смешались с ними и часть костей тайно спрятали, затем «почитаемые мощи отправили к своему духовному отцу Филиппу. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, так как там было много воды и приходили и крестились» (Ин. 3:23).
Согласно Иосифу Флавию, упоминающему эту крепость и отвергающему историю о танце Саломеи (имя которой известно именно из его труда), Иоанн был арестован и затем обезглавлен по чисто политическим мотивам. В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Во-первых, упоминают о существовании подобного обряда у обычных правоверных иудеев.
— Иоаннис о Ваптистис — Иоаннис о Продромос лат. Io (h)annes Baptista араб. Это крещение имело параллели в иудейском обиходе той эпохи. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются ибо он будет велик пред Господом не будет пить вина и сикера и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17). «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. В аристократическом квартале Иерусалима «Верхнем городе» такие бассейны— микваот— находились в каждом доме).
Особенно много их было в Иерусалиме (сотни таких бассейнов раскопаны археологами. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются ибо он будет велик пред Господом не будет пить вина и сикера и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. На следующий день Христос и Предтеча снова встретились. Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним».
Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:12—13) ср. В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Около 30 года н. э. Подобно кумранитам, он толковал стих из Исаии («Глас вопиющего в пустыне») как призыв удалиться в пустыню и потому стал отшельником и аскетом сам, но не требовал этого от других. Может показаться, что Евангелие от Матфея сохраняет следы некоторой неуверенности Иоанна относительно мессианского сана Иисуса (Мф. 11:2-3). По ответам Иоанна фарисеям можно составить некоторое представление о том, кем он себя считал — не пророком и не мессией, а, вероятно, человеком, «знавшим, что иудейские законоучители уже к этому времени подвели черту, объявив о завершении той эпохи, когда Господь открывался пророкам (к этому времени уже была канонизирована вторая часть иудейского Священного Писания, Танаха, — Невиим) и что теперь людям дано слышать только отзвук Божественного голоса — Бат-Коль.
11:10). Достигнув тридцатилетнего возраста, он начал проповедовать народу в Иудейской пустыне. Андрей Критский в «Каноне на рождество Иоанна Предтечи» даёт Иоанну следующие эпитеты: пророков предел, начало апостолов, земной ангел, небесный человек, глас слова. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В этом сочинении говорится о том, что в 6600 лето (в 1092 году) при великом князе Владимире Мономахе (Владимир Мономах был великим князем с 1113 — по 1125 год) 7 января палец руки Иоанна был принесён и положен в церковь святого Иоанна на Сетомли, которая находилась вблизи Купшина монастыря4041 Карпов А. Ю. выдвинул предположение о том, что перенесение перста Иоанна было в 1121 году, а церковь Иоанна на Сетомли была заложена в связи с перенесением в Киев из Константинополя частицы мощей (пальца) святого Иоанна Крестителя. Подобные попытки анализа, в связи с тем что ставят под сомнение «подлинность и невредимость Евангелий», подчас вызывают неодобрительную реакцию верующих.
Около 30 года н. э. Два фрагмента мощей Иоанна Крестителя (десница и глава) являются весьма почитаемыми святынями христианского мира. Всё это привлекло к нему большое количество последователей. Там говорится об Иисусе как о человеке, не известном многочисленным последователям Крестителя и «далее сообщается, что Иисус сам совершал крещение наряду с Крестителем (Ин. 3:22— 4:3) ставя себя, таким образом, на одну ступень с ним, так что они воспринимаются, как соперники (Ин. 3:26) после Пасхи первохристианская община начала крестить, — это легче поддаётся объяснению, если уже и сам Иисус практиковал крещение.
Житие Иоанна Крестителя до момента его явления народу было аскетическим. Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6-12, Мк. 6:21-29). По ответам Иоанна фарисеям можно составить некоторое представление о том, кем он себя считал— не пророком и не мессией, а, вероятно, человеком, «знавшим, что иудейские законоучители уже к этому времени подвели черту, объявив о завершении той эпохи, когда Господь открывался пророкам (к этому времени уже была канонизирована вторая часть иудейского Священного Писания, Танаха, — Невиим) и что теперь людям дано слышать только отзвук Божественного голоса— Бат-Коль.
Кроме того, в надписях может встречаться другая цитата из Иоанна — Eg (o) in Deserto («глас вопиющего в пустыне»). Одет Иоанн изображённый аскетом, во власяницу или звериные шкуры, в руках может держать медовые соты, тростниковый крест с длинным тонким стволом. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Древние историки: Филосторгий (ок. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов я Аполлосов я Кифин а я Христов» (1Кор. 1:11-12). Считается, что он появился на свет в Эйн-Кареме, предместье Иерасулима.
Их дальнейшая судьба неизвестнаЧья. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был «светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом». Среди них были и почитатели Иоанна Крестителя. Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии (который должен был вернуться перед приходом Мессии), что Иоанну приходилось даже особо отрицать своё тождество с ним (Ин. В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 6:26).
3:11). 30 года н. э. 2)— согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду. Исследователи отмечают это противоречие: «Итак, мы наблюдаем весьма знаменательную асимметрию в оценках: Иоанн для христиан— величайший пророк и вообще фигура весьма уважаемая, тогда как Иисус для иоаннитов— лжемессия». 57неавторитетный источник. В православной традиции Иоанн Креститель играет более важную роль, чем в католической: только ему она даёт предельную близость к Иисусу — наравне с Богородицей. Древние историки: Филосторгий (ок. Ирод Антипа женился на жене своего брата Иродиаде, нарушив тем самым еврейские обычаи.
Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна— умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться»— лат. Illum oportet crescere, me autem minui). Она, спросив у матери, требовала сейчас же принести на блюде голову Иоанна Крестителя. 3:2 4:17). Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. По другим сведениям, голову в глиняном кувшине захоронили на Елеонской горе. Иродиада не смогла простить обиду Иоанну Крестителю, вот таким образом она дождалась удобного момента, чтобы осуществить свой коварный план мести.
В 3 главе Евангелия от Луки приводятся также его поучения, обращённые к воинам («Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14), мытарям («Ничего не требуйте более определённого вам» (Лк. 3:13) и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11). Кто такой Иоанн Креститель и какова его роль в христианской религии. Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещён Иисус Христос в Иордане (Десница Иоанна Крестителя).
Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. Правда, в какой-то момент он, должно быть, перестал крестить Как бы то ни было, проповедническую деятельность Иисуса и Крестителя никоим образом нельзя представить как короткую.
3:14), мытарям («Ничего не требуйте более определённого вам» (Лк., Yay,, Yanna 6—2 годы дон. э. — ок. Древняя традиция локализует место погребения обезглавленного тела Иоанна в Севастии (Самария) рядом с могилой пророка Елисея. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. Омовение проводилось в специальном религиозном бассейне— «микве». Там говорится об Иисусе как о человеке, не известном многочисленным последователям Крестителя и «далее сообщается, что Иисус сам совершал крещение наряду с Крестителем (Ин. 3:22— 4:3) ставя себя, таким образом, на одну ступень с ним, так что они воспринимаются, как соперники (Ин. 3:26) после Пасхи первохристианская община начала крестить, — это легче поддаётся объяснению, если уже и сам Иисус практиковал крещение. Эль-Машнак— «Висячий дворец»), развалины которой находятся к востоку от Мёртвого моря, на Моавитском нагорье. Мандеи почитают Иоанна под именем Йахья и (очевидно, как и первые ученики Крестителя) признают его Мессией, то есть Иисус Христос, по их представлениям, — самозванец.
Для фольклорной традиции Иоанн Креститель и, что важнее, праздник его рождества, приобретя солярные черты, слились с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота в празднике «Иван Купала». Также, поскольку существует проблема историчности Иисуса Христа, то попытки построить наиболее правдоподобную теорию о его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем (историчность которого не отрицается), в любом случае, на данный момент остаются только недоказуемыми теориями. Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). 11:3). Мощи Иоанна Крестителя, представленные его десницей и головой, считаются чудодейственными.
Во время крещения Иисуса сам Иоанн свидетельствовал о том, что Иисус есть Мессия (Ин. 1:34). Их дальнейшая судьба неизвестна. 3:30-31).
Евангелисты Матфей, Марк и Лука писали об одной встрече Предтечи и Иисуса. При жизни автора Деяний апостолов борьба эта была в разгаре».
Помимо этого, в качестве объектов для поклонения в Средние века были: левая рука (об этом сообщают паломники Теодорих и Иоанн Фока42), а также лицо, волосы, мозг, часть уха45, кровь Иоанна Крестителя46. Согласно Иосифу Флавию, упоминающему эту крепость и отвергающему историю о танце Саломеи (имя которой известно именно из его труда), Иоанн был арестован и затем обезглавлен по чисто политическим мотивам., Йоханан бар Зехарья— «сын Захарии» Йоханан а-Матбиль — «совершающий ритуальное очищение водой» греч. Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. Среди них были и почитатели Иоанна Крестителя.
Но этот мотив большинством исследователей считается поздним добавлением с целью большего искусственного сближения обеих фигур6061, тем более, что в сцене Крещения евангелистами описана встреча двух незнакомых доселе людей, а не кузенов. Это крещение имело параллели в иудейском обиходе той эпохи. Во-первых, упоминают о существовании подобного обряда у обычных правоверных иудеев.
По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был «светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звёзд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом». Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Их дальнейшая судьба неизвестнаЧья. По тексту священной книги «Гинза Рба» (Великое Сокровище), Иоанн умер от руки ангела.
Иоанн Креститель питался сушеными акридами (насекомые рода саранчи) и диким медом. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Он начал смело говорить в синагоге. 17:12—13) ср. 1:26-31).
Таким образом, надпись и агнец стали общепринятыми атрибутами Иоанна. ниже). Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в Храме, возвестил о рождении у него сына, сказав «многие о рождении его возрадуются ибо он будет велик пред Господом не будет пить вина и сикера и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17). Позже ангел похоронил Иоанна. Свою юность он провел в пустыне.
гробница Иоанна Крестителя была разгромлена отступниками. Иродиада не смогла простить обиду Иоанну Крестителю, вот таким образом она дождалась удобного момента, чтобы осуществить свой коварный план мести. Захария выразил недоверие ангелу и за это тот покарал его немотой.
Пророка ли. Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии (который должен был вернуться перед приходом Мессии), что Иоанну приходилось даже особо отрицать своё тождество с ним (Ин. 1:21). Также известно о таких святынях в Амьене (Франция), Антиохи (Турция), Армении.
также: «он и есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:14), а также что Иоанн «больше пророка» (Мф. 11:9) и он тот, кого обещал Малахия (Мф. 11:10). Около 30 года н. э. ниже). Исследователи отмечают это противоречие: «Итак, мы наблюдаем весьма знаменательную асимметрию в оценках: Иоанн для христиан — величайший пророк и вообще фигура весьма уважаемая, тогда как Иисус для иоаннитов — лжемессия». Вот что рассказано об этом в Деяниях апостолов: «Некто Иудей именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
Да, говорю вам и больше пророка. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (ивр. Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». Согласно наиболее древнему из канонических евангельских текстов— Евангелию от Матфея— сомневающийся Иоанн прислал из темницы двух учеников с запросом: «Ты ли Тот. », тогда как эпизод Крещения рассказывает, что во время него об этом Иоанну уже ясно было дано понять.
заключил Предтечу в тюрьму, но, боясь народного гнева, все же сохранил ему жизнь. Эль-Машнак— «Висячий дворец»), развалины которой находятся к востоку от Мёртвого моря, на Моавитском нагорье53. Может показаться, что Евангелие от Матфея сохраняет следы некоторой неуверенности Иоанна относительно мессианского сана Иисуса (Мф. 11:2-3). Он отказался от общечеловеческих принципов морали и многих религиозных правил.
Усекновение признаётся одним из самых опасных праздников: ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). 3:26) после Пасхи первохристианская община начала крестить, — это легче поддаётся объяснению, если уже и сам Иисус практиковал крещение. Во-первых, упоминают о существовании подобного обряда у обычных правоверных иудеев. Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6—12, Мк. 6:21—29).
Католическая традиция воспринимает Иоанна как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя, православие же подчёркивает в нём вдобавок черты идеального аскета, пустынника и постника, а также эзотерику «ангельского чина» (см. Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись»9. Позднее празднование перенесения руки исчезло из календаря как у греков, так у славян. 368— ок.
Само название праздника— Иван Купала— граничит с тем, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его. Всё это привлекло к нему большое количество последователей. И в сём возжжённом состоянии следует понимать то, что говорит здесь душа, уже так преображённая и испытанная внутренне в огне любви: что не только стала единой с этим огнём, но что творит уже живое пламя в ней» — так писал Хуан де ла Крус в 1584 году. Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.
Свои произведения ему посвятили такие мастера, как Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Тинторетто, Караваджо, Роден, Эль Греко. В дальнейшем Аполлос стал одним из активных христианских проповедников «Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян. 18:28), был авторитетным наставником общины христиан в Коринфе55. Его останки были сожжены, а пепел развеян. При этом он говорил, что при омовении человека Бог отпускает ему грехи. Если Филосторгий и Феодорит сообщают о полном уничтожении мощей Иоанна Предтечи (Филосторгий говорит о том, что предварительно, перед сожжением кости Иоанна смешали ещё с костями животных), то Руфин пишет, что когда язычники собирали кости Иоанна, то христиане смешались с ними и часть костей тайно спрятали, затем «почитаемые мощи отправили к своему духовному отцу Филиппу. Многих из народа Израиля вернёт он Господу их Богу».
Два фрагмента мощей Иоанна Крестителя (десница и глава) являются весьма почитаемыми святынями христианского мира. Противоречия в Евангелиях заметны, в частности, в вопросе распространения обряда Крещения. Именно тогда Иоанн Креститель провозгласил Иисуса Мессией, что и стало, по мнению теологов, его главным подвигом. Древняя традиция локализует место погребения обезглавленного тела Иоанна в Севастии (Самария) рядом с могилой пророка Елисея.
Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы (происходившей из рода Аарона, Лк. В то же время Апостол Иоанн пишет о двух моментах общения этих личностей. Считается, что Иоанн был заключён Иродом Антипой в крепость Махерон (араб. Этот иудейский обряд называется твила, от этого слова образовано еврейское прозвище Иоанна Хаматвил («совершающий ритуальное очищение водой»), которое было переведено греческими авторами Евангелий как «Креститель».
После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, так как там было много воды и приходили и крестились» (Ин. 3:23). Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия как пустынножителя. Это крещение имело параллели в иудейском обиходе той эпохи.
И из мощей святого в настоящий момент сохраняются упомянутая десница и голова, (изначально оставшаяся у Саломеи). Это и случилось. По тексту священной книги «Гинза Рба» (Великое Сокровище), Иоанн умер от руки ангела. Этот праздник совершался на Руси в XI-XII веке. О том, что некоторые современники Иоанна Крестителя воспринимали его как Мессию, свидетельствуют и Евангелия (Ин. 1:19—20).
В этом сочинении говорится о том, что в 6600 лето (в 1092 году) при великом князе Владимире Мономахе (Владимир Мономах был великим князем с 1113 — по 1125 год) 7 января палец руки Иоанна был принесён и положен в церковь святого Иоанна на Сетомли, которая находилась вблизи Купшина монастыря Карпов А. Ю. выдвинул предположение о том, что перенесение перста Иоанна было в 1121 году, а церковь Иоанна на Сетомли была заложена в связи с перенесением в Киев из Константинополя частицы мощей (пальца) святого Иоанна Крестителя. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. В 362 году н. э.
В аристократическом квартале Иерусалима «Верхнем городе» такие бассейны— микваот— находились в каждом доме). Богдана и Варвары Ханенко (любопытно, что по одной из версий она изображает не Иоанна, а Илию). После этого она велела закопать ее на свалке. Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус).
По наущению злобной Иродиады Ирод Антипа примерно в 30 году н. э. также: «он и есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:14), а также что Иоанн «больше пророка» (Мф. 11:9) и он тот, кого обещал Малахия (Мф. 11:10). 3:13) и всему народу («У кого две одежды, тот дай неимущему и у кого есть пища, делай то же» (Лк. Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу Луки. Достигнув тридцатилетнего возраста, он начал проповедовать народу в Иудейской пустыне. В средние века были очень популярны бронзовые и терракотовые фигурки Предтечи. Богдана и Варвары Ханенко (любопытно, что по одной из версий она изображает не Иоанна, а Илию).
При жизни автора Деяний апостолов борьба эта была в разгаре». Противоречия в Евангелиях заметны, в частности, в вопросе распространения обряда Крещения. Достоверность этого факта подтверждается «Иудейскими древностями», написанными Иосифом Флавием. Иоанн сделал так так как будучи пророком предвидел скорую свою кончину. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету.
Быть не более чем чьим-то голосом, который должен умолкнуть с приходом говорящего, – это очень непросто. В библейских писаниях говорится о том, что он родился на полгода раньше Иисуса. Македонцы не кроили в такой день одежду, боснийцы не начинали снование, боясь что всё сшитое, вытканное или скроенное «посечётся». Сербские женщины на Усекновение не расчёсывали волос, чтобы волосы «не секлись». Так и случилось. В его работах нет тщательно выписанных деталей.
Он носил одежду, сшитую из грубой шерсти верблюда и подпоясанную кожаным ремнем. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). Считается исторической фигурой его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Исследователи отмечают это противоречие: «Итак, мы наблюдаем весьма знаменательную асимметрию в оценках: Иоанн для христиан— величайший пророк и вообще фигура весьма уважаемая, тогда как Иисус для иоаннитов— лжемессия».
В аристократическом квартале Иерусалима «Верхнем городе» такие бассейны — микваот — находились в каждом доме). Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:24-26). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. После этого ученики Иоанна должны были последовать за Христом. Отмечая, что Иоанн оказал несомненное влияние на Иисуса исследователи предпринимают попытки восстановить его истинное значение для современников и понять, как именно его образ мог быть скорректирован59 христианами: что было упущено, добавлено или иначе акцентировано.
В изложении Евангелия от Иоанна дело обстоит иначе (Ин. Во время крещения Иисуса сам Иоанн свидетельствовал о том, что Иисус есть Мессия (Ин. 1:34). Захария выразил недоверие ангелу и за это тот покарал его немотой. По просьбе Иродиады Саломея потребовала голову Крестителя на блюде. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35—37).
Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. В то время их постоянно охранял ангел Господень. Где на самом деле находится настоящая реликвия, трудно сказать, но прихожане разных церквей верят, что их «глава» и есть подлинная. Он связан с обличением Крестителем палестинского тетрарха (человека, унаследовавшего часть царства отца) Ирода Антипы. Практически сразу он попросил крещения от руки Предтечи, чтобы «исполнить всякую правду». В более позднее время, в X веке, появляется сказание (его излагает Феодор Дафнопат) в «Памятном слове на перенесение из Антиохии досточтимой и честной руки святого славного пророка и крестителя Иоанна»), о том, что Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещён Иисус Христос в Иордане (Десница Иоанна Крестителя) и с того времени, с I века, она хранилась в Антиохии, в X веке, 6 января 956 года, была перенесена в Константинополь.
14:6—12, Мк. Для фольклорной традиции Иоанн Креститель и, что важнее, праздник его рождества, приобретя солярные черты, слились с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота в празднике «Иван Купала». Сам же Христос после казни Иоанна прямо указывает на его предтеченскую миссию: в ответ на вопрос о том, пришёл ли уже Илия, он говорит, что «Илия пришёл и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» (Мк. Из отечественных произведений стоит отметить иконы Андрея Рублёва и Феофана Грека (из деисусных рядов) иконы «Ангела пустыни» Прокопия Чирина и «Главу Иоанна Предтечи» Гурия Никитина. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35—37). Подобно кумранитам, он толковал стих из Исаии («Глас вопиющего в пустыне») как призыв удалиться в пустыню и потому стал отшельником и аскетом сам, но не требовал этого от других. Учёные также указывают, что при других обстоятельствах Иоанн вполне мог не попасть в Новый Завет и не стать значимым святым христианства. По преданиям, Иродиада несколько дней глумилась над головой Крестителя.
Он начал смело говорить в синагоге. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию (а Рождество Христово— к зимнему). В изложении Евангелия от Иоанна дело обстоит иначе (Ин. 1:26-31). 18:28), был авторитетным наставником общины христиан в Коринфе. Согласно Иосифу Флавию, упоминающему эту крепость и отвергающему историю о танце Саломеи (имя которой известно именно из его труда), Иоанн был арестован и затем обезглавлен по чисто политическим мотивам54.
Когда после заключения Иоанна в темницу Иисус снова начал проповедовать, то первые слова, которые обычно ему приписывают, были повторением одной из обычных фраз Крестителя (Мф. 3:2 4:17)58. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:12—13) ср. Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». Его речи были немногословны, но производили сильное впечатление. Его последователи образовали особую общину — «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм (Мф. Также о его рождении говорили Исайя и Малахия.
Приходящий с небес есть выше всех» (Ин. 3:30-31). Позднее празднование перенесения руки исчезло из календаря как у греков, так у славян. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин.
Он тут же послал телохранителя и приказал принести ему голову. Некоторые ученики Иоанна (их называют иоанниты, позже это имя заимствует Мальтийский орден) после его казни не сразу влились в ряды ранних христиан, а долгое время сохраняли специфику своей общины. По преданию, она, услышав о поисках Иоанна, пошла с ним на гору. Он даст тебе великую радость и многие будут радоваться его рождению.
В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 18:24-26). 11:9) и он тот, кого обещал Малахия (Мф. Да, говорю вам и больше пророка. В изложении Евангелия от Иоанна дело обстоит иначе (Ин. 1:26-31).
Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя) от Спасителя, вполоборота к нему с молитвенно протянутыми руками. Усекновение признаётся одним из самых опасных праздников: ребёнок, родившийся в этот день, будет несчастным, а полученная в этот день рана не заживёт (южно-славянское поверье). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Точное место, где родился Иоанн, не указано ни в одном источнике.
Житие Иоанна Крестителя до момента его явления народу было аскетическим. Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. По просьбе Иродиады Саломея потребовала голову Крестителя на блюде.
Католическая традиция воспринимает Иоанна как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя, православие же подчёркивает в нём вдобавок черты идеального аскета, пустынника и постника, а также эзотерику «ангельского чина» (см. Согласно синоптикам контакт между Иисусом и Крестителем ограничился только одним эпизодом Крещения. По отшествии посланных, Христос обратился к народу: Что смотреть ходили вы в пустыню. Там говорится об Иисусе как о человеке, не известном многочисленным последователям Крестителя и «далее сообщается, что Иисус сам совершал крещение наряду с Крестителем (Ин. 3:22— 4:3) ставя себя, таким образом, на одну ступень с ним, так что они воспринимаются, как соперники (Ин. 3:26) после Пасхи первохристианская община начала крестить, — это легче поддаётся объяснению, если уже и сам Иисус практиковал крещение. Считается, что Иоанн был заключён Иродом Антипой в крепость Махерон (араб.
Они не предназначены для поклонения. Иродиада, ненавидящая Иоанна, добивалась его смерти, но ничего не могла поделать. Иоанн был арестован и его проповедническая деятельность завершилась. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, так как там было много воды и приходили и крестились» (Ин. 3:23). посланные им из темницы ученики с вопросом к Иисусу). Считается, что обезглавленное тело Предтечи захоронено в Севастии (Самарии) около могилы пророка Елисея.
— Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. Подобно кумранитам, он толковал стих из Исаии («Глас вопиющего в пустыне») как призыв удалиться в пустыню и потому стал отшельником и аскетом сам, но не требовал этого от других. При жизни автора Деяний апостолов борьба эта была в разгаре»56. неавторитетный источник. Противоречия в Евангелиях заметны, в частности, в вопросе распространения обряда Крещения.
К сожалению, документальные свидетельства (кроме Евангелия) и пара жизнеописаний о деяниях этого человека практически не сохранились. Они являются очень почитаемыми святынями. Одним из последователей Иоанна был некий Аполлос, переехавший из Александрии в Эфес. Согласно «Сидра д-Яхья» (Книге Иоанна), он был последним и самым великим из пророков. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, так как там было много воды и приходили и крестились» (Ин. Иоанн Креститель питался сушеными акридами (насекомые рода саранчи) и диким медом.
Сам же Христос после казни Иоанна прямо указывает на его предтеченскую миссию: в ответ на вопрос о том, пришёл ли уже Илия, он говорит, что «Илия пришёл и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» (Мк. 9:13) на вопрос учеников о приходе Илии Иисус отвечает, что «Илия уже пришёл и не узнали его, а поступили с ним, как хотели так и Сын Человеческий пострадает от них. Около 30 года н. э. Иоанн был арестован и его проповедническая деятельность завершилась. Он же говорит о том, что епископ Иерусалима, узнав о том, что Юлиан Отступник хочет уничтожить тело Иоанна, тайно ночью заменил тело Иоанна на тело простого человека, а тело Крестителя отправил для хранения в Александрию. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). 1:21).
Помимо этого, в качестве объектов для поклонения в Средние века были: левая рука (об этом сообщают паломники Теодорих и Иоанн Фока), а также лицо, волосы, мозг, часть уха, кровь Иоанна Крестителя. Евангелисты Матфей, Марк и Лука писали об одной встрече Предтечи и Иисуса. 439), Руфин Аквилейский (около 345—410) и Феодорит Кирский ( 386—457), сообщают о том, что во время правления Юлиана Отступника, приблизительно в 362 году, язычники из Севастии открыли и разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки — кости и развеяли пепел. Около 30 года н. э.
Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи. Это крещение имело параллели в иудейском обиходе той эпохи. Традиция по возможности избегала всего, в чём можно было усмотреть уравнивание или даже подчинение Иисуса Крестителю», — пишет протестантский библеист и доктор богословия И. Иеремиас. Секта мандеев, по общепринятому мнению, ведущая происхождение от «учеников Иоанна»6566, почитает его под именем Яхья. Одна из его излюбленных фраз звучит так: «Покайтесь ибо приближается Царствие Божие. » Именно благодаря Иоанну появилось выражение «глас вопиющего в пустыне», поскольку таким образом он выражал свой протест ортодоксальному иудаизму. Еще апостол Лука хотел забрать его тело в Антиохию, но местные христиане отдали ему только правую руку (десницу) Святого.
Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Иоанн был арестован и его проповедническая деятельность завершилась. Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности.
Эль-Машнак — «Висячий дворец»), развалины которой находятся к востоку от Мёртвого моря, на Моавитском нагорье. 3:23). Из отечественных произведений стоит отметить иконы Андрея Рублёва и Феофана Грека (из деисусных рядов) иконы «Ангела пустыни» Прокопия Чирина и «Главу Иоанна Предтечи» Гурия Никитина. Таким образом, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться (согласно словам самого Иоанна «ему должно расти, а мне умаляться» — лат. Несмотря на свой страх перед народным возмущением, Ирод исполнил свое обещание. С их точки зрения информация в Евангелиях абсолютно достоверно описывает отношения между Иисусом Христом и Иоанном Крестителем, а противоречия между текстами четырёх евангелистов значения не имеют.
Другое противоречие касается признания Иоанном Христа мессией. Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Иконография основана на следующем евангельском тексте: «Слава Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти или ожидать нам другого. ». также: «он и есть Илия, которому должно придти» (Мф. Деисис (Деисус) — одна или три иконы имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. (Ср. Считается, что Иоанн был заключён Иродом Антипой в крепость Махерон (араб.
По ответам Иоанна фарисеям можно составить некоторое представление о том, кем он себя считал— не пророком и не мессией, а, вероятно, человеком, «знавшим, что иудейские законоучители уже к этому времени подвели черту, объявив о завершении той эпохи, когда Господь открывался пророкам (к этому времени уже была канонизирована вторая часть иудейского Священного Писания, Танаха, — Невиим) и что теперь людям дано слышать только отзвук Божественного голоса— Бат-Коль. 30 года н. э. )— согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду. Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии (который должен был вернуться перед приходом Мессии), что Иоанну приходилось даже особо отрицать своё тождество с ним (Ин. 1:21). Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу Луки.
6:21—29). Трость ли, ветром колеблемую. Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лк.
Значение слова «предтеча» в различных источниках трактуется по-разному. Достоверность этого факта подтверждается «Иудейскими древностями», написанными Иосифом Флавием. Мандеи почитают Иоанна под именем Йахья и (очевидно, как и первые ученики Крестителя) признают его Мессией, то есть Иисус Христос, по их представлениям, — самозванец. В Евангелии от Иоанна (Ин. Ученики Иоанна, узнав об этом, пришли, забрали тело и похоронили. ниже). В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу.
Как и у Иисуса Христа, у Предтечи был свой жизненный путь в казни. Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы (происходившей из рода Аарона, Лк. 1:5), пожилой бесплодной пары10. О том, что некоторые современники Иоанна Крестителя воспринимали его как Мессию, свидетельствуют и Евангелия (Ин. 1:19—20)8. Иоанн сделал так потому, что, будучи пророком, предвидел скорую свою кончину.
11:14), а также что Иоанн «больше пророка» (Мф. Согласно наиболее древнему из канонических евангельских текстов — Евангелию от Матфея — сомневающийся Иоанн прислал из темницы двух учеников с запросом: «Ты ли Тот. », тогда как эпизод Крещения рассказывает, что во время него об этом Иоанну уже ясно было дано понять. Она была найдена и перенесена в Константинополь.
Этот грандиозный по своей значимости человек стал «Предтечей» Иисуса Христа. Такая близость Иоанна к ессеям заставляет многих исследователей считать, что «он принадлежал какой-то срок к ессеям и позднее отделился от них по идейным мотивам». Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов я Аполлосов я Кифин а я Христов» (1Кор. 1:11-12). Сегодня на этом месте возвышается францисканский монастырь, посвященный этому Святому. При жизни автора Деяний апостолов борьба эта была в разгаре».
Если Филосторгий и Феодорит сообщают о полном уничтожении мощей Иоанна Предтечи (Филосторгий говорит о том, что предварительно, перед сожжением кости Иоанна смешали ещё с костями животных), то Руфин пишет, что когда язычники собирали кости Иоанна, то христиане смешались с ними и часть костей тайно спрятали, затем «почитаемые мощи отправили к своему духовному отцу Филиппу. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.
Также, поскольку существует проблема историчности Иисуса Христа, то попытки построить наиболее правдоподобную теорию о его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем (историчность которого не отрицается), в любом случае, на данный момент остаются только недоказуемыми теориями. Всё это привлекло к нему большое количество последователей. Таким образом, название «Иван Купала» является всего лишь славянским народным вариантом имени «Иоанн Креститель». О его появлении на свет и служении Господу возвестил ангел Гавриил. Вот что рассказано об этом в Деяниях апостолов: «Некто Иудей именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
По православной традиции голова Крестителя была обретена 3 раза. Всё это привлекло к нему большое количество последователей. Таким образом, название «Иван Купала» является всего лишь славянским народным вариантом имени «Иоанн Креститель».
Подобно кумранитам, он толковал стих из Исаии («Глас вопиющего в пустыне»)как призыв удалиться в пустыню и потому стал отшельником и аскетом сам, но не требовал этого от других. Одна из его излюбленных фраз звучит так: «Покайтесь ибо приближается Царствие Божие. » Именно благодаря Иоанну появилось выражение «глас вопиющего в пустыне», поскольку таким образом он выражал свой протест ортодоксальному иудаизму. Сей есть, о Котором написано: вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк. 7:17—29).
(Ср. Во время крещения Иисуса сам Иоанн свидетельствовал о том, что Иисус есть Мессия (Ин. В аристократическом квартале Иерусалима «Верхнем городе» такие бассейны— микваот— находились в каждом доме). Однако это не так. Приходившие к нему люди принимали от него крещение в водах реки Иордан. Что смотреть ходили вы., Йоханан бен Зехарья— «сын Захарии» Йоханан а-Матбиль — «совершающий ритуальное очищение водой» греч.
Деисус). Древняя традиция локализует место погребения обезглавленного тела Иоанна в Севастии (Самария) рядом с могилой пророка Елисея. Изображенные святые, человеческая природа которых преобразилась через соединение с Божественным Светом, пребывают в мире ином, они уже не живут земной жизнью измеряемой временем и пространством. В более позднее время, в X веке, появляется сказание (его излагает Феодор Дафнопат) в «Памятном слове на перенесение из Антиохии досточтимой и честной руки святого славного пророка и крестителя Иоанна»), о том, что Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещён Иисус Христос в Иордане (Десница Иоанна Крестителя) и с того времени, с I века, она хранилась в Антиохии, в X веке, 6 января 956 года, была перенесена в Константинополь36.
Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов я Аполлосов я Кифин а я Христов» (1Кор. Приходящий с небес есть выше всех» (Ин. Католическая традиция воспринимает Иоанна как пророка, правдивого свидетеля пришествия Христа и неустрашимого обличителя, православие же подчёркивает в нём вдобавок черты идеального аскета, пустынника и постника, а также эзотерику «ангельского чина». На следующий день Христос и Предтеча снова встретились. На Руси этот тип приобрёл популярность в XVI—XVII веках. Иконография основана на следующем евангельском тексте: «Слава Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти или ожидать нам другого. ».
В числе следующих признаков сходства называют географическое соседство места (или мест) проповеди Иоанна и крещения им с местом обитания Кумранской общины, одинаковое обоснование и Крестителем и кумранитами своей деятельности в пустыне, совпадение по времени его деятельности и последних десятилетий существования той общины, а также их этническое тождество и близость многих взглядов, прежде всего, эсхатологических представлений и подхода не только к омовению, но и к покаянию14. Сам же Христос после казни Иоанна прямо указывает на его предтеченскую миссию: в ответ на вопрос о том, пришёл ли уже Илия, он говорит, что «Илия пришёл и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» (Мк. 9:13) на вопрос учеников о приходе Илии Иисус отвечает, что «Илия уже пришёл и не узнали его, а поступили с ним, как хотели так и Сын Человеческий пострадает от них. Омовение проводилось в специальном религиозном бассейне — «микве». Особенно много их было в Иерусалиме (сотни таких бассейнов раскопаны археологами. В тот день недели, на который оно пришлось, целый год не начинали никаких важных дел (пахоты, сева, не отправлялись в путь, не устраивали свадьбы).
Некоторые ученики Иоанна (их называют иоанниты, позже это имя заимствует Мальтийский орден) после его казни не сразу влились в ряды ранних христиан, а долгое время сохраняли специфику своей общины. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи. Всё дам, чего ни попросишь, до половины царства. ». Секта мандеев, по общепринятому мнению, ведущая происхождение от «учеников Иоанна», почитает его под именем Яхья.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29). Обстоятельства детства Иоанна известны только по рассказу Луки. 11:2-3).
Многие люди не понимают, что значит это слово. Посвящение водой Иоанн производил в р. Иордан. Подобные попытки анализа, в связи с тем что ставят под сомнение «подлинность и невредимость Евангелий», подчас вызывают неодобрительную реакцию верующих. 9:14). Ряд авторов видит противоречие между этим местом и отрывком из синоптических Евангелий («Ты ли Тот, Который должен прийти или ожидать нам другого. » (Мф. В Евангелии от Иоанна (Ин. 3:27-36) приводятся слова Иоанна, ясно свидетельствующие о его убеждённости в мессианском достоинстве Христа, более того, Иоанн сознательно склоняется перед пришедшим в мир Сыном Божиим («Ему должно расти, а мне умаляться. Illum oportet crescere, me autem minui).
Деисис). Рядом может быть изображён символ агнца — овечка, подчас с крестообразным нимбом. Перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушалась.
Крестителем его называли потому, что он совершал ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан в качестве его духовного обновления. Андрей Критский в «Каноне на рождество Иоанна Предтечи» даёт Иоанну следующие эпитеты: пророков предел, начало апостолов, земной ангел, небесный человек, глас слова. Тот отрубил в тюрьме Иоанну голову и принес её на блюде. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Иоанн Креститель открыто осуждал этого правителя.
Проповедовать Креститель начал примерно в 28 году н. э. И, кажется, одним из первых осознал, что это невозможно сделать обычными изобразительными средствами. В то же время Апостол Иоанн пишет о двух моментах общения этих личностей.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).
Ангел явился ему в образе трёхлетнего ребёнка, пришедшего креститься. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Само название праздника — Иван Купала — граничит с тем, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его. Иоанн был сыном священника Захарии («из Авиевой чреды») и праведной Елисаветы (происходившей из рода Аарона, Лк. 1:5), пожилой бесплодной пары. По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был «светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звёзд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом»63. Считается исторической фигурой его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан.
В дальнейшем Аполлос стал одним из активных христианских проповедников «Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян. 18:28), был авторитетным наставником общины христиан в Коринфе. Пророка ли. Одним из последователей Иоанна был некий Аполлос, переехавший из Александрии в Эфес.
Ангел явился ему в образе трёхлетнего ребёнка, пришедшего креститься. По ответам Иоанна фарисеям можно составить некоторое представление о том, кем он себя считал— не пророком и не мессией, а, вероятно, человеком, «знавшим, что иудейские законоучители уже к этому времени подвели черту, объявив о завершении той эпохи, когда Господь открывался пророкам (к этому времени уже была канонизирована вторая часть иудейского Священного Писания, Танаха, — Невиим) и что теперь людям дано слышать только отзвук Божественного голоса— Бат-Коль., Иоаннес о Баптистес,, Иоаннес о Продромос лат. Io (h)annes Baptista араб. Среди них были и почитатели Иоанна Крестителя. Всемирно известная картина художника А. Иванова «Явление Христа народу» посвящена встрече Крестителя с Иисусом. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями».
30 года н. э. )— согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться таинством крещения, омывал (крестил) в водах реки Иордан Иисуса Христа, окунув его в воду. Во-первых, упоминают о существовании подобного обряда у обычных правоверных иудеев. Вдобавок, в отличие от ессеев, он не требовал от них передать всё их состояние в общую кассу и стать членом религиозной секты, а также отказаться от привычного образа жизни— его интересовало только духовное просветление. Трость ли, ветром колеблемую. В дальнейшем Аполлос стал одним из активных христианских проповедников «Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая писаниями, что Иисус есть Христос» (Деян.
Этот тип распространяется с XIII века в греческой, южнославянской и русской иконописи. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 3:29). На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. Иоанн был арестован и его проповедническая деятельность завершилась. Позже ангел похоронил Иоанна.
1:19—20). В числе следующих признаков сходства называют географическое соседство места (или мест) проповеди Иоанна и крещения им с местом обитания Кумранской общины, одинаковое обоснование и Крестителем и кумранитами своей деятельности в пустыне, совпадение по времени его деятельности и последних десятилетий существования той общины, а также их этническое тождество и близость многих взглядов, прежде всего, эсхатологических представлений и подхода не только к омовению, но и к покаянию. С другой, левой стороны изображается Богородица. Считается исторической фигурой345 его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан6.
В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор12), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Другое противоречие касается признания Иоанном Христа мессией. Свою юность он провел в пустыне.
Само название праздника— Иван Купала— граничит с тем, что Иоанн Креститель «купал» Иисуса Христа, когда крестил его. Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф. 14:6—12, Мк. 6:21—29). Однако это не так. Однако, это не так. В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые взяли её с собой, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им горшечнику. 368— ок. 368 — ок.
Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:24-26). В день, когда Ирод Антипа отмечал свое рождение и давал пышный пир для старейшин и вельмож, он пожелал танца Саломеи, дочери Иродиады. Андрей Критский в «Каноне на рождество Иоанна Предтечи» даёт Иоанну следующие эпитеты: пророков предел, начало апостолов, земной ангел, небесный человек, глас слова.
Практически сразу он попросил крещения от руки Предтечи, чтобы «исполнить всякую правду». 439)313233, Руфин Аквилейский (около 345—410)34 и Феодорит Кирский ( 386—457)35, сообщают о том, что во время правления Юлиана Отступника, приблизительно в 362 году, язычники из Севастии открыли и разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки— кости и развеяли пепел.
Другое противоречие касается признания Иоанном Христа мессией. Согласно наиболее древнему из канонических евангельских текстов— Евангелию от Матфея— сомневающийся Иоанн прислал из темницы двух учеников с запросом: «Ты ли Тот. », тогда как эпизод Крещения рассказывает, что во время него об этом Иоанну уже ясно было дано понять. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов» «я Аполлосов» «я Кифин» «а я Христов»» (1Кор. 1:11-12).
Отец его был из священнического рода и во время богослужения в Иерусалимском храме ему было откровение от Бога, что, несмотря на бездетность, у них на склоне лет родится сын: «Жена твоя Елизавета родит тебе сына и ты назовёшь его Иоанном. Такая близость Иоанна к ессеям заставляет многих исследователей считать, что «он принадлежал какой-то срок к ессеям и позднее отделился от них по идейным мотивам»14. На основе евангельского свидетельства о 6-месячной разнице в возрасте между Иоанном и Христом церковный праздник рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию (а Рождество Христово — к зимнему). Царь сильно опечалился, но не решился ей отказать из-за клятвы, данной перед гостями. 1:13-17).
Новая религия начинается с появления Иоанна Крестителя, так как Иисус видел в нём своего предшественника и христианство даже наследовало ему в использовании самой важной ритуальной церемонии — погружения в воду». Когда после заключения Иоанна в темницу Иисус снова начал проповедовать, то первые слова, которые обычно ему приписывают, были повторением одной из обычных фраз Крестителя (Мф. 3:2 4:17). 1:35—37). 1:11-12). По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе.
Эзотерическая составляющая образа Иоанна Крестителя, его «ангельского чина» породила тип иконографии «Иоанн Креститель Ангел Пустыни». Особенно много их было в Иерусалиме (сотни таких бассейнов раскопаны археологами. По сути, он стал религиозным лидером, объединившим вокруг себя множество людей. Захария выразил недоверие ангелу и за это тот покарал его немотой.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35—37). Этот иудейский обряд называется твила, от этого слова образовано еврейское прозвище Иоанна Хаматвил («совершающий ритуальное очищение водой»), которое было переведено греческими авторами Евангелий как «Креститель».
Зачастую Иоанн изображается с крестом-посохом в руках, указывающим на надпись Ecce Agnus Dei («вот Агнец Божий») или украшенным этой надписью. Этот иудейский обряд называется твила, от этого слова образовано еврейское прозвище Иоанна Хаматвил («совершающий ритуальное очищение водой»), которое было переведено греческими авторами Евангелий как «Креститель». Ряд авторов видит противоречие между этим местом и отрывком из синоптических Евангелий («Ты ли Тот, Который должен прийти или ожидать нам другого. » (Мф. 11:3).
Древние историки: Филосторгий (ок. Например, по выражению профессора Д. Флюсера, он «был одной из удивительных личностей среди евреев периода Второго Храма: еврей-проповедник и аскет, которому внимали толпы народа, стекавшиеся к нему в пустыню, который превратился в христианского святого только потому, что одним из тех, кто пришёл к нему, слушал его и делал, как он учил, был Иисус из Нацерета. Есть сведения, что под действием речей Предтечи принять крещение пришли даже фарисеи (религиозная группировка, призывавшая скрупулезно соблюдать Закон) и саддукеи (высшее духовенство и аристократы), однако Иоанн прогнал их без крещения. Среди них были и почитатели Иоанна Крестителя. Мандеи почитают Иоанна под именем Йахья и (очевидно, как и первые ученики Крестителя) признают его Мессией, то есть Иисус Христос, по их представлениям, — самозванец.
(Ср. 3:15). Он носил одежду, сшитую из грубой шерсти верблюда и подпоясанную кожаным ремнем. Противоречия в Евангелиях заметны, в частности, в вопросе распространения обряда Крещения. Что смотреть ходили вы. Некоторые ученики Иоанна (их называют иоанниты, позже это имя заимствует Мальтийский орден) после его казни не сразу влились в ряды ранних христиан, а долгое время сохраняли специфику своей общины. Это и случилось. 7:17—29).
Иоанн узнал его сразу, но всё равно крестил, зная, что как только он коснётся его руки, то умрёт. 439), Руфин Аквилейский (около 345—410) и Феодорит Кирский ( 386—457), сообщают о том, что во время правления Юлиана Отступника, приблизительно в 362 году, язычники из Севастии открыли и разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки— кости и развеяли пепел. Крещение, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в общественной деятельности Иисуса11. Также, поскольку существует проблема историчности Иисуса Христа, то попытки построить наиболее правдоподобную теорию о его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем (историчность которого не отрицается), в любом случае, на данный момент остаются только недоказуемыми теориями.
В изложении Евангелия от Иоанна дело обстоит иначе (Ин. 1:26-31). 1:5), пожилой бесплодной пары. Он начал смело говорить в синагоге. Иоанн был арестован и его проповедническая деятельность завершилась. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Его последователи образовали особую общину— «ученики Иоанновы», в которой господствовал строгий аскетизм (Мф. 9:14). И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Некоторые «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лк. 3:15). Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. Древняя традиция локализует место погребения обезглавленного тела Иоанна в Севастии (Самария) рядом с могилой пророка Елисея. В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Для фольклорной традиции Иоанн Креститель и, что важнее, праздник его рождества, приобретя солярные черты, слились с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота в празднике «Иван Купала»67.
Руфинус из Аквилы свидетельствует в 378 году, что язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника в 362 году разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. Омовение проводилось в специальном религиозном бассейне— «микве». Подобные бассейны для ритуального очищения устраивались в каждом зажиточном доме предшествующего периода. Этот праздник совершался на Руси в XI-XII веке. Одним из последователей Иоанна был некий Аполлос, переехавший из Александрии в Эфес.