Он всё умел. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции.
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Но стоимость картины в 900 дукатов была отвергнута капитулом и втрое снижена.
В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Взгляд коня полон человеческой выразительности. В центре, по-видимому, находилось не столько трагическое, сколько необычайно величественное Распятие (312х169) на фоне почти черного бездонного неба, освещенного вспышками молний.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.
Сейчас он находится вТоледо. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Но самое реальное в картине — образ самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки, которая развела руки в стороны жестом одновременно и изысканным (как все жесты персонажей Эль Греко) и полным внутренней непосредственности.
И пытался ли сделать это Эль Греко. реалов. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Особенно это касается владения цветом, в котором мастер добился подлинного совершенства. По рождению (т.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Здесь все напоено звуками чистой и ликующей мелодии, звучащей в оркестре ангелов, восседающих на облаках и подхваченной сиянием света, звонких красок и певучим ритмом линий. Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем. С течением времени многие из алтарных циклов оказались разрозненными.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. И нужно ли. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно.
Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. После летней поездки в Испанию специально к Эль Греко эта двойственность почти полностью снялась, разрешилась на эстетическом уровне. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. Город оказал на него огромное воздействие.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Когда «Эсполио» было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера.
Выбили у Меня два зуба. Он обращается к новому для себя сюжету. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним. На их перекошенных страданием и болью лицах – ужас и отчаяние. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя. Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук).
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
Каждая его работа на рынке— событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция история написания, провенанс и пр. И выражен он только и исключительно живописными средствами. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника.
Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны.
А прорывались тревога и предупреждение. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. Тяжба художника с капитулом собора длилась долго.
Как это возможно. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Тому есть несколько причин. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. Поражает его искренняя покорность в атлетическом теле и молитвенная просьба о милосердии. Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614). А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен. На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Удивительны лица разбойников.
Они заявили в один голос: «Достоинство картины столь велики, что не поддаются оценке», вот таким образом надо отдать живописцу то, что он просит — 900 дукатов. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли.
Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией. Возможно, что именно выражение этого глобального апокалиптизма и притягивает меня к искусству Эль Греко, а своей слишком уж сильной иногда мрачноватой экспрессией даже как-то настораживает, вызывает внутренний дискомфорт эстетического восприятия. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Про Эль Греко испанцы говорили так: что он делал хорошо, никто не мог сделать лучше, но что он делал плохо, никогда не могло быть хуже. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Особое место здесь принадлежит циклу картин для коллегии «обутых» августинцев в Мадриде, основанной придворной дамой Марией де Арагон.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»). Художник держался на нем гордо и независимо.
одухотворения и оцепенелости. Когда работа над полотном подошла к концу, пришло время расчёта с мастером. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Исследователи пытались мысленно восстановить его состав из огромных шести полотен, пять из которых в настоящее время находятся в Прадо (Благовещение, Крещение Христа, Распятие, Воскресение Христа, Сошествие Святого Духа). Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня.
Тем не менее образам Эль Греко присуща высокая мера духовной красоты и порой их странная привлекательность достигает редкой волнующей силы». Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. АХристос пребывает как будто отдельно от них. На картине «Страсти Христовы. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание – «равноапостольная». Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614).
Не осталось унего иучеников. Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах.
Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Но все неузнаваемо преображено художником. Эта картина относится к периоду «позднего Тициана», когда великий художник эпохи Возрождения все чаще использовал приглушенные тона, уходит от помпезного золотистого, прибегает к полутонам, которые позволяют придать лицам его героем эмоциональность, а всем полотнам – драматизм.
Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз.
Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. Вживописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять ивоспринять. Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт.
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре).
Чтобы покарать непокорных наслал Господь на них ядовитых змей. Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. Дело в том, что западные богословы отождествляют её с грешницей, которая при встрече с Иисусом раскаялась, омыла его ноги своим слезами и отёрла их своими волосами. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода. Но поскольку о. Крит в те времена принадлежал Венецианской республике, то в возрасте 26 лет он отправился в Венецию и поступил на обучение в мастерскую Тициана. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
Почему так произошло. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. В книге Деяний апостолы начинают свою проповедь еврейскому народу об Иисусе воскресшем как о том Мессии, Которого и ждал Израиль, но по неведению и попущению Божиему убил, «пригвоздив руками беззаконных», то есть римских солдат. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости.
В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Первоначальной целью художника в Испании, несомненно, был Мадрид в конце 1570-х как раз заканчивалось строительство дворца Эскориал и Эль Греко вполне мог рассчитывать получить заказ на оформление его стен.
И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Грек по происхождению. Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление. В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. С 1577 жил и работал в Испании.
Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». В результате возникает гармония, льющаяся в сердце зрителя подобно мелодии исполняемой ангелами в небе. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Нельзя не отметить то мастерство, с которым Понтормо (одаренный портретист. ) изображает эмоции на лицах людей. Что, вобщем-то, справедливо.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело.
Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
И вместе с тем, устремленное ввысь, оно возносится над городом с его призрачной жизнью. Приметы реальности сохраняются здесь в некоторых деталях — высоком аналое с лежащей на нем книгой, ступеньке лестницы (с подписью художника) и традиционной корзинке для рукоделия, превращенной Эль Греко в магическое хранилище таинственного горящего кустика ежевики, символа библейской идеи Искупления. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
1600). Нанесли 72 очень сильных ударений. Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Вообще, многие искусствоведы, кто занимался творчеством Эль Греко, отмечали, что вИспании кнему пришел именно мистический настрой.
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.
И всё это каким-то чудесным и уникальным образом сплавилось в его сознании в нечто целостное и выразилось в живописи. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. Происходит обновление смысла субботнего покоя: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше глаголя: и благослови Бог день седмый: сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, в оньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» (стихира Великой субботы). (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Эль Греко за низкую цену картину не отдал.
В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия.
спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Пределом Божественного кенозиса является сошествие во ад в Великую субботу.
Августин и св. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно. «Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало.
Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого икопировал, то только самого себя. И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Мантенья – циничный классик итальянского Возрождения.
Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Они переполнены слезами и устремленные к небесам.
По традиции, собрались эксперты с обеих сторон для определения стоимости работы. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья.
Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество. Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Да его никто в этом и не обвинял. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Для православного грека, попавшего в пространство католической инквизиции Испании, грядущий Апокалипсис – не надежда на рай, преображение и Царство Божие, а ужас и страх перед вечной карой небесной. Эстетика великого венецианца все же была ему чужда, хотя он исчитал его гениальным живописцем, мастером рисунка. Иногда рядом присутствуют жены-мироносицы или апостолы. Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Ясный холодный дневной свет усиливает интенсивность красок — ослепительно-белых, густо-черных, голубых, лиловато-вишневых изумрудно-зеленых. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. С этим образом связано множество легенд и преданий. Был известен своей благотворительной деятельностью.
После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. По-разному реагируют люди на происходящее.
Среди них – два разбойника, окружённые любопытной толпой. Расцвет творчества художника связан с Толедо.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых.
После предания Пилатом Христа суду Его бичевали, а затем осмеяли. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Картина рождает острое, почти щемящее чувство хрупкой неземной красоты. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Здесь нет привычных эффектных мотивов. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее.
Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции. В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. Земли как таковой, как некоего устойчивого подиума для изображённых действий в большинстве из этих полотен нет вообще, а верхние небесные сферы заполнены множеством предельно материализованных и очень подвижных фигур небожителей. Христос с крестом» представлен Христос в момент шествия на Голгофу. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Далеко не всегда это было так, однако новый вариант «Эсполио» и правда, оказался гораздо слабей.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна— он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король. Это один из завершающих эпизодов Страстей. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Вероятно, центральной композицией нижнего яруса алтаря было Благовещение (315х174). Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Да, то, что мы видим здесь ирреально.
Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Художник использует эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в беспредельном пространстве. Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). И помолился Моисей о народе.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.
В их выражении нет ничего подчеркнутого, активного, выявленного до конца. Композиционно картина поделена на две почти равные части, две реальности— мир земной и мир небесный. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Данный сюжет не вполне соответствует евангельскому изложению событий, где Христос воскресает до того, как камень отворяет гроб, вследствие схождения Ангела. Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины.
Апокалиптичная. В его первых «испанских» картинах ещё можно заметить влияние Тициана, но «Кающаяся Мария Магдалина» стала первой картиной, где великий художник заявил о себе в полный голос. К концу жизни художник был практически разорен.
Стефан и Св. Это обусловлено тем, что пространство не сокращается в глубину. Это главный психологический узел композиции. Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор.
Все необычайно сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко ощущением покоя. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. И как. При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5.
Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. Весь ушедший в себя изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, созданному воображением художника.
Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. Эль Греко применяет столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. В православной же традиции Мария Магдалина и раскаявшаяся блудница – это две разные женщины и никаких споров по этому вопросу не возникает.
Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. Ангел уносит ввысь душу усопшего, которую готовы принять расступившиеся облака. Мир земной, в противовес небесному изображён реалистично: на фоне толпы в траурных одеждах происходит чудо. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Кего первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский.
Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Понятно, что картина сразу не понравилась заказчику – капитулу Толедского собора, для алтарной части сакристии которого полотно было заказано и в конце концов, не без сопротивления части толедского духовенства, заняло там своё место. Глаза его закрыты, но кажется, что он смотрит на грешную землю.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью).
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Вряд ли вообще думал о чём-то.
Слава Богу, что так. Однако вряд ли это справедливо. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо.
Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. 1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
Но многие приемы абсолютно необычны. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости.
Фигура Иосифа чрезмерно удлинена и, кажется, будто она не принадлежат этому миру. Есть что-то отвлеченное, астральное в этих крупных цветовых пятнах, очерченных на темном фоне тающей линией контура». К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Всё остальное – космологическая тревога и смятение.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Эль Греко (1541—1614) испанский художник, по происхождению грек. Правда, некоторые католические авторитеты, среди которых и великий Фома Аквинский, не уверены в правомерности подобного отождествления. В картине председательствует Иисус Христос в ярко красном хитоне.
Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Луки.
Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами— он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Среда, в которой он помещает какую-либо сцену, превращается в фантастический мир, где происходят чудеса и возникают видения. Мальчик слева, указывающий на сцену погребения, – сын художника Хорхе Мануэль, будущий помощник отца.
Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер.
Последнее обвинение не отличалось точностью и Эль Греко проявил себя более эрудированным и искушенным знатоком религиозной литературы, нежели ограниченные представители испанского духовенства. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти.
Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии. Маврикия». С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Надо сказать, что в отношении Марии Магдалины православная и католическая традиции несколько расходятся в своих взглядах. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Основной живописный эффект серии апостолов построен на вариации тонов одежд – коричневато-зеленых и бледно-голубых, зеленоватых и серых, желтых и голубых, малиново-розовых и зеленых, голубых и розовых.
Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма).
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. При этом он был человеком Ренессанса. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Сравнение лиц Христа и этих персонажей не в их пользу. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем.
Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. В грудь и голову принял 58 ударений. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Ей одной дано сокровеннее и глубже всех почувствовать величие происходящего.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
Маврикия». Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим). Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. данным – ок. Франциск Ассизский. Слева от Христа – фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей. » Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. В том же собрании находится другая композиция для алтаря Сан Хосе — Святой Мартин и нищий (1597) поэтический шедевр мастера. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня».
Последовал судебный процесс. Сюжет «Не прикасайся ко Мне» (лат. Noli me tangere— слова Христа Марии Магдалине при первом Его явлении ей) получил широкое распространение не только в иконографии, но и в светской живописи, начиная с эпохи Возрождения. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике.
Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. В результате своего противостояния гениальному флорентийцу, Эль Греко выработал свой неподражаемый метод, наполненный экспрессией и эмоциональностью образов.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов.
Оба мира разделены очень чётко. «Что писал Господь на земле.