Не избежал этой участи и Эль Греко. Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного.
1572). Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма. Это ещё одна загадка его биографии. С 1570 работал в Риме. Исчезли лишние декоративные фигуры и анекдотические подробности. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это ине может удержаться от движения кБожией Матери. «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Икак только это произошло, стало возможно пришествие вмир Спасителя— Бог вышел навстречу человеку. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
В период рассвета его слава распространилась по всей стране и какое-то время он не знал себе равных среди живописцев Испании. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Маврикия, 1580-82, Эскориал). Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях.
Тогда же делался и полный расчет. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города.
«Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Ильдефонсо4.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Мастерам критской школы заказывали иконы самые разные люди — православные монахи, священники, купцы, местные аристократы и даже венецианцы, для которых изографы разработали новую манеру письма — a la latina (то есть «на латинский манер»). В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Художник занимал деньги у своих друзей, но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного жилья.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Маврикия, 1580-1582 гг. ). l.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. И, если бы не неудачное выражение по поводу к тому времени усопшего Микеланджело, если бы не готовность грека «записать» более целомудренными фресками микеланджеловский «Страшный суд», то Эль Греко, возможно, прославился бы как художник Итальянского, а не Испанского Возрождения.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан).
XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Очевидно, что семья не нуждалась и принадлежала скорее к высшему классу критского общества, вот таким образом совсем не удивительно, что Доменико, как младшему сыну, предоставили все условия для развития природного таланта.
Вообще же ряд документов, сопутствовавших этой работе, прекрасно иллюстрирует все недостатки существовавшей тогда схемы оплаты художественного труда. Изображения людей абсолютно оттеснили архитектуру. Это стало характерной чертой его зрелого стиля.
Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Известно по меньшей мере два изображения горы Синай, сделанных им позднее, в Италии.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Але впливи католицьких схем значно бльш композиця Ель Греко набагато ближче до церковних образв схем католицтва (Про делла Франческа — «Мадонна дель Парто», «Мадонна милосердя» Доменко Грляндайо та нш).
И по крупицам восстанавливать биографию художника. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул».
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Эль Греко не является исключением из этого правила. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно.
Город оказал на него огромное воздействие. Один из них стал для Эль Греко роковым. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Впоследствии он неоднократно перестраивался. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами— он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Известен своей фантасмагоричной палитрой красок и удлинёнными фигурами на картинах, объединяющими византийские традиции и западную школу живописи5.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Причудливые изгибы судьбы живописца вдохновили его друга — монаха, проповедника и поэта Ортенсио Парависино написать знаменитые строки: «Крит дал ему жизнь и кисти, Толедо стал для него лучшей родиной, где, умерев, он шагнул в Вечность». На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: с небес спустившиеся два святых -- юный, прекрасный святой Стефан и убеленный сединами блаженный Августин -- собственными руками предали погребению тело благочестивого графа. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Стефан и Св.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли.
Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Прежде всего, остаётся спорным точное место появления Эль Греко на свет. Грек по происхождению.
До 2014 года осталось ровно 6 месяцев, а, значит, подготовиться к нему следует заранее. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин).
И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Тому есть несколько причин.
Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. По словам Дж. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин.
Картина «Моление о чаше», написанная около 1610 года, дает нам яркое представление о зрелом стиле Эль Греко. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Августин и св.
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Кроме того, в 1582 году в толедском суде, куда художника вызвали в качестве переводчика, он заявил, что «родился в Кандии» — тогдашней столице острова Крит, находившегося в XVI веке под властью Венеции. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. Скажем пару слов о деталях данной картины. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником». данным – ок. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем.
Коленопреклоненная фигура может принадлежать святому Петру, так как этот персонаж очень похож на апостола Петра с других картин Эль Греко. Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. Толедо служил фоном для многих картин Эль Греко, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.
Положение во гроб графа Оргаса, верного слуги церкви, происходит на фоне толпы скорбящих друзей изображенных портретно. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-1614 гг. ).
Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил.
Был известен своей благотворительной деятельностью. Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом— тот тоже был совершенно самобытен илишь условно связан спредшественниками исовременниками. Сохранилось лишь несколько произведений: это «Успение Богородицы», «Св. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.
В документе 1563 года Доменикос назван «изографом». Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Эту картину художник писал почти два года. Однако вряд ли это справедливо. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения.
С помощью такого контраста Эль Греко удается создать тонкую характеристику этой неординарной личности. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Сначала в 1531 году родился Ма-нуссос, а затем, через 10 лет, — Доменикос.
А для тех, кто напрасно будет искать на географической карте Лепанто, уточним: Лепанто – это греческий город Навпактос, где на центральной площади Мигелю де Сервантесу сооружен памятник, в знак того, что великий писатель (тогда еще будущий) фактически лишился здесь одной руки. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
Последняя дата была принята как в наибольшей степени достоверная. Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Слева от башни находится группа строений, которая выдумана Эль Греко, – в реальности этих домов никогда не было. К концу жизни художник был практически разорен.
К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Скорее всего, процесс учёбы продолжался около трёх лет, а затем — и это уже абсолютно точно было в Кандии — мальчика отдали в обучение к одному из изографов (иконописцев) так называемой критской школы, опиравшейся на византийскую иконописную традицию в сочетании с некоторыми особенностями итальянской ренессансной манеры. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Доменико Теотокопули (Эль Греко для простоты, этот испанский художник стал называть себя так гораздо позже) родился в 1541 году на Крите. Что, вобщем-то, справедливо.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
Он вырос образованным человеком — владел несколькими языками, разбирался в истории и музыке. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия».
Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Дата предположительна, точных записей о рождении художника нет. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
i. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Грек по происхождению. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве.
c. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой выразил желание быть погребенным, большие сокровища.
Огромные глаза придают особую выразительность лицу. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Однако, это не совсем так. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Эль Греко работал очень активно, создавая грандиозные алтарные образы, огромное количество изображений святых и замечательные портреты. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Это значит, что начальное образование он получил вполне приличное. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей.
e. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей.
В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Художник и сам полюбил этот город.
После этого он становится известным в дворянских кругах. Манусос был ровно на 10 лет старше Эль Греко и ушел из жизни ровно на 10 лет раньше своего великого брата. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Впрочем, Фоделе — красивое и тихое место, где туристы с удовольствием посещают руины византийского храма XI столетия и «дом-музей» художника, построенный специально для внимания путешественников.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую.
Родился он (опять же, предположительно) в состоятельной семье сборщика податей и вполне мог получить хорошее образование. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Эль Греко это удалось. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Начался активный период творчества.
«Микеланджело – хороший парень, но рисовать он не умеет. » – от своего мнения Эль Греко не отступит до конца жизни. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. К одному из мастеров Георгиос Теотокопулос отдал в обучение юного Доменикоса.
1. Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Покинув Крит, Доменикос, больше не вернулся на остров.
Профессию отца унаследовал его старший брат, Манусос Теотокопулос, который, кстати, сражался бок о бок с Мигелем де Сервантесом, автором бессмертного «Дон Кихота», в морском сражении при Лепанто, где силы католической Европы столкнулись с могучим турецким флотом и разбили его наголову. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы.
Был достигнут консенсус в отношении того, что триптих действительно был ранней работой Эль Греко и вот таким образом публикация Паллучини стала критерием для атрибуции работ художника108. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Крит в те времена был владением Венеции. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. В частности, некий Леонидас Теотокис. После падения Константинополя в 1453 году многие изографы переселились на греческие острова, в первую очередь на Крит, где традиция писать иконы продолжилась и через столетие достигла расцвета. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Maurice).
О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала. Лука, пишущий Богородицу с Младенцем» и «Оплакивание Христа с ангелами», в котором уже чувствуется слабое влияние живописи Ренессанса. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко.
Во-вторых из-за своих независимых взглядов он так ине стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Он изображает жертвоприношение Исаака. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Не сохранилось и личных писем живописца. В документе он назван «стариком 65-66 лет от роду», что позволило утверждать: Доменикос Теотокопулос появился на свет либо в самом конце 1540 года, либо в 1541 году.
В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах». В декабре 1566 года на аукционе «Оплакивание» было продано за невиданную цену — 70 цехинов (золотых монет имевших хождение как в Венеции, так и во всём Средиземноморье).
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Но, похоже, художник работал и в скульптуре. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77.
Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество послужили источником вдохновения поэтов и писателей, таких Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. И, наконец, третий факт: Эль Греко был уроженцем Крита. Поступали ему заказы и из других мест. Многое повидав прежде, чем осесть в Толедо в возрасте 36 или 37 лет, Эль Греко сумел в итоге превратить свой месседж в индивидуальный художественный стиль, столь узнаваемый и яркий. Это тоже плод его фантазии.
После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Практика создавать «филиалы» обителей на удалении была широко распространена в Средние века и позднее: возможно, вместе с монахами Синая в Кандию перебрались и мастера-иконописцы, которыми славился египетский монастырь.
Не осталось унего иучеников. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Мы не знаем, кто заплатил Эль Греко такую огромную сумму и почему.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства. Почему так произошло. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. Это произошло в 1571 году. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек.
Римский маннеризм на удивление хорошо лег на манеры рисования, присущие талантливому художнику – именно влиянию римских творцов Эль Греко обязан не вполне обычным подходом к перспективе и положениям фигур. А вот в 1577 году художник переехал в Испании, где и остался работать до конца своей жизни. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать.
В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Приверженность Эль Греко к исключительно длинным и тонким фигурам, а также к удлиненным композициям, служившая и его целям выражения и эстетическим принципам, привела его к отбрасыванию законов природы и ещё большему удлинению композиций, особенно когда они были предназначены для украшения алтаря55. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело. Один из них, в церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо, он украсил скульптурами в других случаях Эль Греко конструировал сам каркас алтаря. А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. Мы знаем об этом человеке мало.
Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Что стало тому причиной. Неизвестно, проживал ли он вместе со своей испанской подругой, Херонимой де Лас Куэвас, с которой они не были женаты, хотя она родила ему его единственного сына. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Многие свои работы мастер подписывал «О Kres» — «Критянин». Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
Луки. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Эта тема была близка Эль Греко. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Врезультате холсты Эль Греко стали высоко цениться идорого продаваться— конечно, вполне заслуженно. Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест вистории живописи.
Их влияние прослеживается в работах, созданных Эль Греко в 1567-1576 годах. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел.
Бюст Казандзакиса был установлен в 1998 году на видном месте на улице Академии, недалеко от Эль Греко, но в 2006 году их перенесли во дворик культурного центра, поскольку они якобы мешали проведению "Парада коров" – международной художественной акции, на протяжении десятка лет проходившей на улицах крупнейших городов мира. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации.
Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко». Филипп проявлял пристальный интерес к выполнению своих художественных заказов и обладал взыскательным вкусом давно ожидаемое распятие работы Бенвенуто Челлини также не удовлетворило короля и было отправлено в менее заметное место. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. Перед нами фантастический потусторонний мир, где стираются грани между землей и небом.
В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Православному досить побачити цей твр, щоб одразу пригадати кону «Покров Богородиц». Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Особливо це помтно у церковному образ «Мадонна милосердя» (1605, льскас, шпиталь де ла Кардад). Для этого монастыря Эль Греко написал Мученичество святого Маврикия. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Главной темой этого периода стали страдания Христа. Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
f. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Слава Богу, что так.
Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ). В заметках, оставленных на полях издания античного трактата Витрувия об архитектуре, Эль Греко осуждает привязанность Витрувия к классическим пропорциям, перспективе и математике. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
Он всегда жил не по средствам, на широкую ногу, устраивал пиры, приглашал музыкантов и т. д. Известно, что к 1607 году его долговые обязательства в несколько раз превышали стоимость его имущества. В Рим художник переехал в 1570, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию, которая не имела большого успеха из-за недопонимания между участниками. Скажем пару слов о деталях данной картины.
Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Вся композиция строится на столкновении динамических эллипсоподобных форм, но самым главным и необычным в картине является ее колорит, полный неожиданных красочных столкновений и скользящих рефлексов, разбивающих форму. Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. 1576) и др.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Это стало ударом для Эль Греко, подкосило физически, душевно и финансово. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). Правая рука выглядит расслабленной. Панаиотакес пишет о том, что после очередного восстания против венецианских властей, случившегося в 1526-1528 годах, отец художника, Георгиос, спасаясь от наказания (по всей видимости, он имел прямое отношение к восставшим), переселился из деревушки Кустагерако Селину, располагавшейся недалеко от нынешней Ханьи, в Кандию (современный Ираклион). Такова, например, торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса (1586-1588 гг. ).
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). В 1967-1974 годах в венецианских архивах работал филолог историк и искусствовед Никое (Николаос) Панаиотакес (1935-1997).
Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия». Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
По крайней мере, записей о том, что Иеронима де лас Куэвас стала женой Эль Греко, нет. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого», «Благовещение», «Христос изгоняющий торговцев». Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. Сейчас он находится вТоледо. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ). Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. В Толедо же Эль Греко обзавелся семьей, правда, так и не смог сделать это официально. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Особенно тем из читателей, которые собираются в Грецию будущим летом. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. 1600). Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Бассано, Якопо Тинторетто).
Первый факт: El Greco (или El Griego, на испанский манер) был учеником великого Тициана. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72.
Существует легенда, что во время церемонии погребения дона Гонсало Руиса с небес сошли святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его собственноручно. Пространство картины чётко разделено на две части: мир небесный и мир земной. Сегодня у нас нет оснований сомневаться в этом. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Желание постигать новое Эль Греко пронес через всю жизнь: в биографии этого испанского художника можно прочесть, что он был знаком с крупнейшими учеными своего времени, а после себя оставил крупную (для своего времени) библиотеку из книг на нескольких языках. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Так как фамилия Теотокис и производная от неё — Теотокопу-лос и в XVI и в XX столетиях считалась редкой, версия в пользу Фоделе «прижилась», хотя тот же Панайотакес и некоторые его коллеги, учёные-искусствоведы, справедливо полагали, что этот аргумент нельзя считать очевидным доказательством. Подобных путешественников в то время было множество. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Пребывание в Риме привнесло в стиль Эль Греко элементы маньеризма— причудливую перспективу, напряжённые позы и бурную жестикуляцию16. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр.
Хотя и сегодня этот «ранний» период все ещё содержит много неизвестного. Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Причины недовольства короля остались неизвестны. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Получив высокое звание, он открыл мастерскую в городе. Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи).
Согласно французскому писателю Теофилю Готье, Эль Греко был предшественником европейского романтического движения во всей его жажде странного и экстремального80. Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. При этом он был человеком Ренессанса. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой».
Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок.
С 1577 жил и работал в Испании. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. Эль Греко сделал Толедо своим домом. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. Он постоянно совершенствовался и достигал новых вершин, осваивал разные традиции и стили, припадал поочередно к нескольким источникам и не понаслышке знал, насколько глубок и прозрачен каждый из них. Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы».
На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»). Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста.
Как это возможно. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). Со временем он внутренне разошелся сТицианом. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. В 1582 году он сам сообщал о том, что родился на Крите, а в 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии.
Свдчення про навчання в конописця потребують уточнень, але впливи конописних схем православя мають деяк твори Доменко Теотокопулоса. Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).