Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Знакомство с произведениями итальянских мастеров, особенно венецианских — Тициана, Тинторетто и Бассано, — имело большое значение для развития его мастерства. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна.
Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Что, вобщем-то, справедливо. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Взгляд коня полон человеческой выразительности. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты.
Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Все необычайно сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко ощущением покоя. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Вероятно, центральной композицией нижнего яруса алтаря было Благовещение (315х174).
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Картина принесла мастеру огромный успех в Толедо, а история, связанная с длительной тяжбой, была вскоре забыта. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны.
Далеко не всегда это было так, однако новый вариант «Эсполио» и правда, оказался гораздо слабей. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46.
Художник и сам полюбил этот город. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.
Эль Греко за низкую цену картину не отдал. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Художник держался на нем гордо и независимо. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Это один из завершающих эпизодов Страстей. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Но стоимость картины в 900 дукатов была отвергнута капитулом и втрое снижена. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77.
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Однако, это не совсем так. Исследователи пытались мысленно восстановить его состав из огромных шести полотен, пять из которых в настоящее время находятся в Прадо (Благовещение, Крещение Христа, Распятие, Воскресение Христа, Сошествие Святого Духа).
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. В их выражении нет ничего подчеркнутого, активного, выявленного до конца. Благодаря подобному приему толпа, которая находится сзади Христа, оказывается над ним.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. данным – ок.
Выступающая из сумрака толпа с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов взволнованна, тревожна. Слава Богу, что так.
Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Когда «Эсполио» было закончено в 1579 году, оно вызвало у капитула собора возражения теологического характера. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II.
Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился на острове Крит, который во всех легендах считается Землей изобилия. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Среди них – два разбойника, окружённые любопытной толпой. Здесь Эль Греко обрел признание, славу избранный круг друзей, дом с ценнейшей библиотекой и семью.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Картина рождает острое, почти щемящее чувство хрупкой неземной красоты. Ильдефонсо4.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Здесь все напоено звуками чистой и ликующей мелодии, звучащей в оркестре ангелов, восседающих на облаках и подхваченной сиянием света, звонких красок и певучим ритмом линий. Но самое реальное в картине — образ самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки, которая развела руки в стороны жестом одновременно и изысканным (как все жесты персонажей Эль Греко) и полным внутренней непосредственности. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии».
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. По-разному реагируют люди на происходящее. «Что писал Господь на земле.
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97.
Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. c.
На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Современными учеными Эль Греко характеризуется как художник настолько индивидуальный, что не принадлежит ни к одной традиционной школе4.
Наконец что-то изменилось в отношении церковников и алтарный образ украсил собор. Тому есть несколько причин. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной.
Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. На картине «Страсти Христовы. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Расцвет творчества художника связан с Толедо.
К этому времени Эль Греко уже получил уроки иконописи у известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Находясь в Италии, Эль Греко познакомился с творчеством других итальянских мастеров: Корреджо, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто и др., причём к творчеству многих из них, в том числе и Микеланджело, подходил не только как к образцам, но и критично. e. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. l. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году, а в Фоделе он проживал некоторое время со своей семьей.
Британский историк искусства Дэвид Дэвис прослеживает корни стиля Эль Греко в его греческом христианском образовании и воспоминаниях о литургических и церемониальных аспектах православной церкви. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение.
При этом он был человеком Ренессанса. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом— тот тоже был совершенно самобытен илишь условно связан спредшественниками исовременниками.
Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Подобный композиционный прием вызывает трагическое чувство неотвратимой гибели главного героя. Крит в те времена был владением Венеции.
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». После предания Пилатом Христа суду Его бичевали, а затем осмеяли. Не осталось унего иучеников. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Стефан и Св.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Почему так произошло.
Как это возможно. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Гибель Лаокоона и его сыновей, как и гибель Трои-Толедо, уже заранее предопределена высшей мистической силой. Особое место здесь принадлежит циклу картин для коллегии «обутых» августинцев в Мадриде, основанной придворной дамой Марией де Арагон. Он обращается к новому для себя сюжету.
Аргументы католических источников основаны на скудности архивных записей о православных крещениях и взаимопроникновении православных и католических обрядов в период юности Эль Греко119. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Прекрасный юноша-всадник словно вознесен над далеким Толедо, рядом стоит нагой нищий, которому святой отдает половину своего плаща. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. В центре, по-видимому, находилось не столько трагическое, сколько необычайно величественное Распятие (312х169) на фоне почти черного бездонного неба, освещенного вспышками молний.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Они не предназначены для поклонения. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Не видя того, что с Христа должны сорвать одежды, не слыша гула беспокойной приближающейся толпы, они не могут оторвать глаз от орудия казни — креста для распятия, что рубит солдат изображенный в правом нижнем углу.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. На их перекошенных страданием и болью лицах – ужас и отчаяние. Его мечте не суждено было осуществиться, король предпочел ему итальянских живописцев. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Терезы и других испанских мистиков XVI века.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Августин и св.
Последовал судебный процесс. 1600). Эль Греко питал отвращение к самой идее правил в архитектуре, превыше всего он почитал свободу творчества и всячески отстаивал новизну, разнообразие и сложность. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию.
Город оказал на него огромное воздействие. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
1576) и др. Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. Сейчас он находится вТоледо.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком.
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Эль Греко создал несколько композиций на этот сюжет, полотно из Музея Прадо – одна из лучших поздних работ.
На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). «можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть.
Удивительны лица разбойников. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика».
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. И вместе с тем, устремленное ввысь, оно возносится над городом с его призрачной жизнью.
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Но все неузнаваемо преображено художником. К концу жизни художник был практически разорен.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Их сближают иконографическая программа, сходство размеров, сильная вытянутость пропорций, приемы цветового решения, особенности мазка и многое другое. Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости.
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
В странных полубезумных лицах передано состояние душевной невменяемости. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Многие приемы— игру света итени, мазки, тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. 1572). В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. С течением времени многие из алтарных циклов оказались разрозненными. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
Чуду, происходящему во время траурной церемонии, сопутствует чудо на небе, которое разверзается над головами присутствующих и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Это обусловлено тем, что пространство не сокращается в глубину. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Они переполнены слезами и устремленные к небесам.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Огромные глаза придают особую выразительность лицу. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
В его работах нет тщательно выписанных деталей. Фигура Иосифа чрезмерно удлинена и, кажется, будто она не принадлежат этому миру. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины.
Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. На Нем малиново-красная туника и синевато-стальных оттенков плащ. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
В Риме, по рекомендации Джулио Кловио18 он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
i. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Но и кроткий юноша-нищий, напоминающий святых мучеников Эль Греко, столь же возвышен, как и главный герой. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Ей одной дано сокровеннее и глубже всех почувствовать величие происходящего.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.
Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Испанские комментаторы XVII-начала XVIII веков хвалили его мастерство, но критиковали антинатуралистический стиль и сложную иконографию. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Эль Греко принадлежит высказывание о недопустимом преобладании плоти в «Страшном суде» Микеланджело. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. одухотворения и оцепенелости. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт.
Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Был известен своей благотворительной деятельностью. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко.
Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. В известной мере Эль Греко проявляет себя здесь как восточный художник, который воспринимает пространство не в глубину, а сверху вниз и стремится увидеть не столько далекое и близкое, сколько низкое и высокое.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Здесь нет привычных эффектных мотивов. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Он говорил через переводчика и на многие вопросы отказывался отвечать. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Слева от Христа – фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей. » Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Тяжба художника с капитулом собора длилась долго.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Причины недовольства короля остались неизвестны. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Но многие приемы абсолютно необычны.
Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были внего заложены на Крите. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Христос с крестом» представлен Христос в момент шествия на Голгофу. Договорились быстро, поскольку в это время голова художника была занята уже абсолютно другим.
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Приемы необычных ракурсов создают впечатление сложного эллипсовидного движения идущего в стороны и одновременно словно плывущего в высоту. Эль Греко, хотя и очень сдержанно, но стремится подчеркнуть чувство, объединяющее трех Марий. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. В том же собрании находится другая композиция для алтаря Сан Хосе — Святой Мартин и нищий (1597) поэтический шедевр мастера. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Однако вряд ли это справедливо. Да, то, что мы видим здесь ирреально. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
Тем не менее заказчики затеяли длительные денежные препирательства с живописцем. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Глаза его закрыты, но кажется, что он смотрит на грешную землю. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Эль Греко применяет столь высокий горизонт, приближая его почти к уровню верхней рамы, что земля поднимается отвесно и изображенные на ней фигуры «соскальзывают» вниз. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Работы его итальянского периода написаны под влиянием стиля венецианского Ренессанса— удлиненные фигуры, напоминающие о работах Тинторетто и красочная хроматическая гамма, объединяющая его с Тицианом4.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Вего работах очевидны следы пребывания там: он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества. Из-за разномасштабности, некоторые расположенные сзади головы оказываются крупнее передних. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок.
Он писал перстом их самые тайные беззакония ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Персонажи выступают из мрака с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Этот невиданный для иконографии Благовещения мотив находит зримое, на редкость живое воплощение на холсте: зритель словно слышит, как потрескивают ярко-белые огоньки горящего растения. Своеобразным контрастом ему должно служить изображение нищего с его обнаженным изможденным телом. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. f. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. По словам Дж. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Приметы реальности сохраняются здесь в некоторых деталях — высоком аналое с лежащей на нем книгой, ступеньке лестницы (с подписью художника) и традиционной корзинке для рукоделия, превращенной Эль Греко в магическое хранилище таинственного горящего кустика ежевики, символа библейской идеи Искупления. Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим.
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Несмотря на следование византийской иконописной традиции, некоторые аспекты стиля указывают на венецианское влияние и композиция объединяет доктрины православного Успения Богородицы и католического Вознесения Девы Марии64.
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
— Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Следуя древнему обычаю и природным наклонностям, с раннего детства критяне учат детей стрельбе из лука, а плачущего в колыбели ребенка успокаивают, показывая ему лук и давая в руки стрелу.