Как сообщили РИА Новости в Эрмитаже, эти две картины были выбраны потому, что они дополнят имеющиеся в постоянной экспозиции музея работы Эль Греко Портрет поэта Алонсо Эрсильи и Суньиги и Апостолы Петр и Павел, относящиеся к раннему и зрелому периодам творчества великого живописца. Автопортрет Эль Греко в картине «Апостолы Пётр и Павел» из Государственного Эрмитажа // Памятники культуры.
Но «Апостолы Пётр и Павел» – одно из немногих полотен Эль Греко, где двоемирие «упрятано» глубже, поскольку связано не с непосредственным уровнем сюжета, а с персонажами произведения. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Одновременно «натурализм» Пульцоне также был стопроцентной «манерой». Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (1618—1682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
Вот таким образом-то «нормальны» все земные толедские портреты и страдает аномалиями Святой Андрей, да и все святые, коль скоро они принадлежат верхнему миру. National Galery of Art. Ренессансная норма не была совершенной для Эль Греко, но художник обращался с нею свободно, очевидно, всё-таки свободнее большинства, коль скоро современники говорили о странности его картин. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
Но их живопись либо являлась развитием идей прошлого, либо искажая его основу (привязанность к натуре), проявила интерес к красоте, как к украшению. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Художник вобрал в себя живописные традиции трех стран Греции, Италии и Испании. данным – ок. Монументальное полотно Франсиско Сурбарана (ок. Vol.
Краски на полотне были еще совсем свежими и Ренуар не покрыл его лаком. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Художнику вменялось в обязанность владение анатомически правильным рисунком головы и фигуры, соблюдение законов линейной перспективы, цвет по преимуществу использовался тонально, одновременно рекомендовалось избегать строгой симметрии (в связи с этим художники постепенно отказываются от чисто профильных или фасных изображений), чтобы придать человеческой позе «естественность», т. е. оправданность конкретной ситуацией в отличие от исключительно символического жеста, обязательного для того или иного персонажа в средневековом искусстве, которая должна создать иллюзию «случайного взгляда». Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. После Октябрьской революции собрание живописи Щукина было конфисковано и «Танец» оказался в Эрмитаже.
Как символов Человека, Неба иЗемли. Икона «Торжество Православия» исполнена в традиционном стиле поздневизантийской живописи, а её иконография идентична византийской иконе из Британского музея в Лондоне, которая датируется около 1400 года. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Сами по себе это первоклассные мастера, например, такая европейская знаменитость как Федерико Цуккаро (1542-1609), художник, архитектор, скульптор и теоретик искусства, расписывавший для папы Capilla Paolina, сбежавший в Лондон и написавший там портреты королевы Изабеллы и Марии Стюарт, вернувшийся через 6 лет в Италию (в Венецию, где работал во дворце Дожей), возвращённый папой в Рим для окончания росписей и отправившийся в 1586 г. по приглашению Филиппа II в Мадрид.
Одну изсамых известных иузнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766году. Иными словами, мы имеем дело с ренессансной или, точнее, постренессансной интерпретацией византийской схемы. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в1876 году иненазаказ.
Фигуры апостолов объёмны и, вместе с тем, в высшей степени декоративны. В более зрелые годы этот художник писал преимущественно портреты испанской королевской семьи. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
«Шаг» Эль Греко был очень широким: он «шагнул» из одной эпохи прямо в другую и не исчез. Когда картина была готова, художник решил отправить ее на выставку. «Мадонна сМладенцем»— одно изранних произведений Рафаэля, написано пусть инетак же мастерски, как остальные его работы, носбольшим чувством.
Многофигурный портрет досих пор хранит всебе немало загадок. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Психологические характеристики заданы не только выражением лиц, но и позами, жестами персонажей поразительным образом они уживаются с повышенной декоративностью изображения, при этом руки апостолов складываются в некий узор. Усвоив уроки фламандского «натурализма», Пульцоне через головы старших современников вернулся к Высокому Возрождению, ориентируясь на Рафаэля.
Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества— Бенуа) внаследство ототца. Если раньше, т. е. Это было искусство, чуждое всяким «странностям», доступное «простому человеку», неискушённому зрителю, без ухищрений маньеризма и в то же время профессионально безупречное как с точки зрения рисунка, очень крепкого, так и колорита. Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св. По этим стихийно и одновременно целеустремлённо вырабатывавшимся нормативам строилось всякое изображение человека, независимо от того, соотносилось ли оно с реальным прототипом и художнику вменялась задача передать портретное сходство или же оно было изображением персонажа, возможно, вымышленного, внешность которого могла интерпретироваться по-разному.
Меж тем известно, симметричность иконописного изображения как раз и препятствовала созданию иллюзии реальности, «окошка в стене», одновременно упраздняя необходимость рамы. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Но это принципиально другие возможности. Динамичная яркая картина написана свободными иразмашистыми мазками. Творчество Эль Греко пришлось на самый пик Контрреформации, признанным лидером которой был Филипп II.
После падения Берлина в1945 году шедевр вчисле других «трофейных» произведений был отправлен вСоветский Союз иоказался вЭрмитаже. К раннему периоду творчества художника относится Завтрак (ок. Другая работа – «Портрет графа герцога де Оливареса» (ок 1638 г. ) выполнена Веласкесом после переезда художника в Мадрид. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. В итоге краски потекли и Ренуару пришлось срочно переписывать портрет заново. Так икона «Торжество Православия» отражает тему восстановления почитания икон в Византии после завершения в 843 году периода иконоборчества.
Здесь же в зале работы учеников Веласкеса — Хуана Масо Портрет Филиппа IV и Хуана Парехи Портрет командора ордена Сант-Яго де Ком-постела, а также работы его последователей Антонио Пуга (Точильщик) и Антонио Переда (Натюрморт). Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Особенно хорош портрет актрисы Антонии Царате.
Иконопись широко пользуется возможностями, которые предоставляет ей обратная перспектива. Ведь он её использует при изображении «верхнего мира», августинова «небесного града», оставляя для «града земного» технику вполне неманьеристской ренессансной живописи, конечно, тоже преображенную под его кистью.
Отрешённость освобождает от «рабства себе», привычного полуавтоматического функционирования, впервые приводя таким образом «в себя», т. е. в сознание, если под «сознанием» понимать некоторое «трезвение ума», которое как раз и позволяет быть судьёй себе и своим поступкам. Лишь в середине ХХ века, после изобретения рентгенографии, загадка разрешилась. И причина такого положения дел не только в религиозной тематике. «Духу» контрреформации и установкам Тридентского собора идеально соответствовала живопись отличного итальянского мастера Шипионе Пульцоне, прозванного Гаэтано (1544-1598), чье творчество могло бы считаться в указанном смысле образцовым.
Но поскольку требования носили достаточно общий характер: благочестие (церковь не одобряла крайностей маньеризма) и соответствие ортодоксии, а жёсткий канон отсутствовал, то оценка того или иного произведения была в значительной мере делом вкуса. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Лаврентий напоминает героев испанских народных сказаний. Предполагают, что в правой части картины «Завтрак» художник изобразил самого себя. Возвратившись к «верхнему» и «нижнему» (кстати, мы пользуемся терминологией очень популярного в Испании XVI в. философа-неоплатоника Леона Еврея) мирам «Погребения графа Оргаса», мы увидим не что иное, как пронизанное сознательностью рядоположение различных методов изображения соответственно сущности изображаемого объекта. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Его картины Св.
В «Погребении графа Оргаса» не очень трудно разобраться именно потому, что мир верхний – наверху, а мир нижний – внизу. Отметим, что «второсортность» этих художников есть результат сравнения их с великими – Рафаэлем, Микеланджело и др. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Этот принцип лежал в основе всего его искусства, наиболее очевидным образом воплотившись в пространственно-нарративных категориях «Погребения графа Оргаса», где двоемирие как раз и составляет сюжет картины, которая по этой причине является наиболее удобным иллюстративным материалом. Но многие приемы абсолютно необычны.
Нижний мир трактован в тёмно-золотистой венецианской гамме имеет один источник света (сверху), строго подчинён линейной перспективе. Увлекло настолько, что подростком его отправили учеником в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Диего де Сильва Веласкес (1599—1660)—один из величайших живописцев прошлого — представлен в Эрмитаже двумя картинами. Иногда («Погребение графа Оргаса», «Коронация Девы Марии») Эль Греко прибегает к созданию особого оптического эффекта – «закругления» линейной перспективы. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Бывшая столица в ту пору представлялась как бы островком, откуда ещё не улетучилась атмосфера арабо-еврейских культурных традиций, город отличался особым повышенным «полиглотизмом» культуры (термин Ю. М. Лотмана) и как следствие такого полиглотизма напряжённостью духовной интеллектуальной и религиозной жизни и, кроме того, политическим нонконформизмом.
Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Судить, полагаясь на вкус, значит судить, полагаясь на себя. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Эрмитажный Портрет Оливареса (ок.
Картина «Площадь Согласия» была перевезена вРоссию после Второй мировой войны изБерлина — там она хранилась в частном собрании. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Картина Мальчик с собакой – образец бытового жанра, к которому часто обращался Мурильо и где отчетливо проявились реалистические черты его таланта.
Оказалось, что вначале на полотне была изображена жена Рембрандта, Саския, рядом со смеющимся ангелом и падающим с неба золотым дождем. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Нуждаясь вденьгах, онпродал всеже полотно графу Лепику идоконца XIX века онем незнали. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе сдвумя дочерьми.
Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVI—XVII вв. Если в части работ Эль Греко считал нужным придерживаться прекрасно им усвоенных перспективы и возрожденческих установок на «натуральность» изображения, то в другой части он ими абсолютно явно и сознательно пренебрегал. Интересный исторический экскурс в традиции изображения двух миров можно найти в статье американского исследователя Сары Шрот, в которой она, в частности, пишет: «В тринадцатом веке в связи снеобходимостью иллюстрировать сочинение Святого Августина «О граде божием» возник новый стиль изображения святых.
К тому же неискушённого зрителя неизбежно поражала разница между тициановским по характеру письмом и острой портретностью Великого инквизитора Ниньо де Гевара (по последним предположениям на портрете изображён кардинал-инквизитор Сандоваль и Рохас) и деформированным обликом, например, Святого Андрея в картине «Святой Андрей». Она умерла от чахотки вскоре после того, как Веласкес завершил эту картину. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Что-то потустороннее наблюдается в их удлиненных фигурах, жестах рук, бликующих одеждах, отрешённых взглядах и особенно в этом столпе света, отсекающим фигуры друг от друга. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Если недавно об Эль Греко говорили как о «посредственном» художнике (А. В Венеции он из иконописца сделался живописцем, в Риме продолжил «образование» (кавычки говорят не просто об усвоении навыков, но об образовании самого себя), в Толедо он стал подлинным Греком.
Уроженец острова Крит, он начинал как иконописец. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Художник представлен на выставке двумя картинами. Две «орфографии» картины, очевидные и не очень подготовленному взгляду, обретут ещё больший смысл, когда мы вспомним, что апостолы суть земные существа, люди, приобщённые к верхнему миру посредством особой благодати. Изображение мира в целом, т. е. так, как мы его не видим, но знаем, пиктографично, это своеобразное рисуночное письмо, оперирующее готовыми «буквами». Арежиссер Андрей Тарковский процитировал «Возвращение блудного сына» водной иззаключительных сцен «Соляриса».
Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет. Вместе с изменениями вкусов общества утончались вкусы отдельных людей. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника.
Cada uno es hijo de sus obras («Каждый – сын своих дел») – гласил ренессансный принцип, сформулированный (и одновременно спародированный, карнавально «перевёрнутый») Сервантесом. Но исследователи об этом до сих пор спорят. А на него Эль Греко поначалу и рассчитывал. Не вызывает сомнения, что «Апостолы» в общих чертах принадлежат описанной выше норме.
Вы здесь видите портрет графа Оливареса, который был другом художника. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ееубродячего цирка. Севилья подарила миру одного из самых значительных художников XVII века Диего Веласкеса (1599-1660). Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Выставка будет работать до 18 ноября 2001 года. Но после смерти любимой супруги художник переписал картину.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Оно избегает всех «несовершенств зрения» (Плотин) исключая передачу рефлексов, эффекта многослойности воздуха, приглушающего цвет удалённых предметов, – всего того, что граничит с непосредственным зрением. Это произведение долгие годы ставило искусствоведов в тупик: его стиль решительно не соответствовал дате написания, сюжет грешил необъяснимыми странностями. Выполняя директивы Тридентского собора, завершившего работу в 1563 г., католическая церковь предъявляла художникам ряд требований, вытекавших из самой сущности Контрреформации как противодействия, т. е. реакции на действия реформаторов. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Кроткий, нерешительный взгляд говорит о колебаниях и внутреннем разладе. Большое место в творчестве Веласкеса занимал портрет. Церковное искусство – всегда и неизбежно искусство регламентированное. Полотно поступило вмузей изГосударственного музея нового западного искусства в1948году.
Всё это в совокупности рождает у зрителя необъяснимое, трепетное чувство. Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. В творчестве Эль Греко (1541-1614, настоящее имя Domenikos Theotokopoulos) соединились живописные традиции трех стран – Греции, Италии и Испании. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника.
Но так и остался бы Эль Греко никому не известный и не интересный, чьи работы были «разбросаны» по разным собраниям, если бы не господин Великий Случай в истории мирового искусства. Обязанность следить за соблюдением требований возлагалась на епископов.
(Не напоминает ли это иконопись. ) Вот таким образом интересны в его живописи мистичность и отрешённость от всего насущного. Веласкесу вто время было всего 18 лет. Эрмитажное полотно – вторая и более знаменитая версия картины «Танец».
История его драматична – он едва не был уничтожен сразу после написания. На полотне художник изобразил женщину, находящуюся в состоянии страха. Контрастом ему выступает апостол Петр. Задача не столь трудная, каковой она может показаться на первый взгляд, так как, отвлекшись от великого разнообразия вкусов, школ и направлений искусства того времени, мы укажем только на некую очень общую изобразительную норму, сложившуюся, разумеется, стихийно и лишь отчасти зафиксированную в разных теоретических сочинениях на темы искусства. Иконописное пространство «вбирает» созерцающего, отсюда и «обратность» перспективы.
Другой подобной картины нидо, нипосле художник неписал. был Франсиско Рибальта (1551/55—1628), представленный самой ранней из датированных им картин Поднятие на крест и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Картина «Танец» написана всего тремя красками – синей, зеленой и оранжевой. ниже. И вообще все великие трудились для идеи.
Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (1591—1652). Вкус нормативен, поскольку антинормативен: всякое произведение он судит, значит, разлагает, подвергает уничтожающей критике, чтобы затем «собрать» его на новой – только в ходе этого критического анализа и обнаружившейся – основе, – на основе суждения вкуса. О почтительном восхищении молодого художника творениями великих мастеров свидетельствует один из вариантов его картины итальянского периода «Изгнание торгующих из храма», в которой на первом плане изображены Тициан, Микеланджело, предположительно Рафаэль, а также покровитель Теотокопулоса миниатюрист Джулио Кловио. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.
Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Лаврений», «Отрочество Богоматери»), Диего Веласкес («Мужская голова в профиль», «Завтрак», «Портрет графа-герцога Оливареса»), Бартоломе Эстебан Мурильо («Поклонении пастухов», «Убийство инквизитора Педро де Арбуэса», «Непорочное Зачатие», «Благословение Иакова», «Сон Иакова», «Мальчик с собакой». ), Франсиско де Гойя («Портрет актрисы Антонии Сарате» — единственное полотно Гойи в российских музеях, преподнесённое Эрмитажу в 1972 году американским миллионером А. Хаммером. Искусствоведам, выступавшим против этой продажи, повезло: сделка сорвалась.
Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Такого в Риме стерпеть не могли и путь к быстрой славе в Италии для Эль Греко оказался закрыт. Поклонение пастухов и Крещение Христа относятся приблизительно к 1597 году. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Доменико Теотокопули (Эль Греко) – один из самых загадочных художников Позднего Возрождения. Washington, 1982. 1598—1664) Св.
В нём скрупулёзно соблюдены все требования возрожденческой нормы (кстати, портрет горизонтален по композиции, эта горизонтальная композиция, создающая впечатление целостности и устойчивости, в общем, не характерна для Эль Греко, живописца, тяготевшего к неустойчивости и изменчивости сливающихся форм) и сходство с живописью Тициана дополняется поразительным сходством головы Кловио с тициановским же портретом папы Павла III в кресле. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. В общих чертах, да, но присмотримся повнимательнее к картине, чтобы попытаться понять, что удивляло современников в творчестве живописца, при том, что абсолютно очевидно, что «Апостолы» далеко не самое странное из его произведений. Разумеется, многие приёмы использованные художником при изображении этого мира, заимствованы Эль Греко у так называемых маньеристов (сейчас мы не намерены касаться этой обширной темы) но маньерист пребывает таковым во всех картинах, а Эль Греко определенной манерой не скован и позволяет себе свободно мыслить в каждом случае по-особому. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Икона самодостаточна и не нуждается в зрителе. В1914 году Эрмитаж приобрел унее эту картину. Эль Греко – визионер.
Изменения в социальной, политической жизни сопутствовали перемены в художественной среде. Этот приём прежде всего нарушает линейную перспективу, создавая впечатление анатомических аномалий и «змеевидного» облика (figura serpentinata – термин Джованни Паоло Ломаццо, 1538-1600). С портретной живописью, долгое время остававшейся в Испании единственным видом светского жанра, знакомят также два парадных репрезентативных портрета кисти Хуана Пантохи де ла Круса (1551—1609). P. Переведя с этого портрета взгляд на «Апостолов», мы сразу обнаруживаем, что это не совсем портрет и даже вовсе не портрет, хотя и портрет тоже.
Известно, что «Данаю» Рембрандт написал не для продажи, а для себя и картина покинула его дом, только когда все имущество художника распродали за долги. Отныне ограниченное рамой или стеной живописное пространство призвано создавать иллюзию «окошка в стене». Различие бросается в глаза: портрет знаменитого миниатюриста, обладающий всеми приметами живописной манеры Эль Греко, «нормален» во всех отношениях. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Впервые эту технику применил Тициан, в мастерской которого учился молодой художник. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Эль Греко был современником «позднего» Тициана, даже приходился ему учеником, Тинторетто, Перуджино, Якопо Бассано. «Апостолы» произвели сильное впечатление на зрителей. 11. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко, она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании. Композитор-авангардист Бенджамин Бриттен под впечатлением отэтой работы написал оперу.
Но все оказалось тщетно, самое большее, что у него получилось, — продать уже готовые работы: известно, что семь картин купил Фульвио Орсини, библиотекарь кардинала Фарнезе. Весь ушедший в себя изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, созданному воображением художника. За несколько лет до этого Дурново показывал еенавыставке императорского общества поощрения художеств.
Критики тех лет в глаза называли Щукина «сумасшедшим», но именно ему Эрмитаж обязан тем, что в его коллекции оказались лучшие картины Пикассо. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Относительно нижнего мира можно с полным правом сказать, что он писан блестящим мастером позднего Возрождения, учеником Тициана, автором толедских портретов и т. д. Что касается civitas dei, верхнего мира, то это нечто принципиально иное: верхний мир пребывает в состоянии полёта, границы между предметами неустойчивы, фигуры и вещи постоянно тяготеют к превращению во что- то другое, одного источника света нет – всё светоносно фона соответственно тоже нет он весь «включён» в действие холодный жемчужный колорит сочетается с более локальным (символическим) использованием цвета. Schroth S. Burial of the Count of Orgaz // Studies in the History of Art.
Эль Греко считал, что язык (или «орфография» в значении Флоренского) может и должен быть различным применительно к изображению столь различных сфер. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Это схождение обусловлено задачей пространственно свести два мира, «нижний» и «верхний», воплотить традиционную идея противостояния «земного» и «небесного». одухотворения и оцепенелости. Экстатические образы похожи на бесплотные тени. 1600).
Картину подарил музею в1911 году Петр Дурново. Больше заказов от короля он не получал. Однако, скажем, если в дюреровском «Прославлении Троицы» (1511 г. ) идея «двоемирия» воплощена по преимуществу на уровнях сюжета и композиции (положение в пространстве) и не нарушается единственность точки зрения, т. е. прямая перспектива, то у Эль Греко – абсолютно иное решение. Главным для него было донести до зрителя момент духовного откровения. Возвратимся к временам Эль Греко и посмотрим, что отличало изобразительное искусство той эпохи и какие его образцы могли бы быть признаны ею безоговорочно «своими».
А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Маврикия». Через пять лет после вступления в Гильдию Св.
В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры. Если сосредоточиться на «странностях» или, лучше сказать, на особенностях зрелого и позднего творчества художника, то они в «Апостолах» налицо, хотя и в смягчённом виде. Дурново представил картину Эль Греко. До начала XIX века ретабло оставалось нетронутым. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
Католическая церковь не могла найти лучшего распространителя своим идеям «в массах», чем Пульцоне ибо у него, как выразились бы идеологи соцреализма, «форма» была подчинена «содержанию». Разделения мира на град земной и град божий сохраняется до Страшного суда. Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. «Мужская голова в профиль» (ок. 1616) – фрагмент «бодегонес» (картина на сюжет застолья) характеризует раннее творчество Веласкеса. примерно до рождения ещё никому не известного Петра из рода Дурново (родился он в 1835 году), в моде были художники- «академики» (будь то иностранные мастера или отечественные дарования), то позже, как это обычно бывает, когда всё новое отрицает старое, вдруг вкусы общества изменились. Это черты, повторим, не очень явные, сводящиеся в данном случае к выразительному «смятению» тяжёлых одежд, ниспадающих контрастными складками, движению рук, типично грековским зелёному и красному Лица – несомненно, портретны, поскольку изображение Павла воспроизводит более ранний автопортрет (в облике апостола Павла) из собрания маркизы де Нарраес и рядом с ним Пётр, не имеющий реального прототипа, смотрится тоже вполне «портретно».
Именно мистическая традиция подсказала философу Декарту название этого состояния: «естественный свет». Было бы, однако, весьма наивным полагать, что частичный отказ от перспективности при письме «божественной» части картины представляет собой некое непосредственное возвращение к принципам средневековой изобразительности. Для знатоков искусства живопись Эль Греко теперь представляла большую ценность. В этой иконе начала XVI века вполне прослеживаются западные влияния. Бенуа), то теперь его творчество имеет более серьёзную оценку. Предположительно, подделка 4). Известно, что Доменикос Теотокопулос (1541-1614), прозванный в Италии Греком, родился в городе Кандии на Крите и, прежде чем обосноваться в Толедо, довольно длительное время совершенствовал своё мастерство в Венеции и Риме.
Так полагал Мейстер Экхарт. Но чтобы мочь на себя положиться, надо в определенной мере возвыситься над собой. Стефан и Св. 9. Собственность императрицы сразуже была выставлена вздании Эрмитажа. В этом городе, где смешались гуманизм, мистицизм и контрреформация, возможность сделаться «своим» казалась наиболее вероятной.
Картина «Апостолы Петр и Павел» была написана в 1592 году, но долгие годы пребывала в забвении и стала известна поклонникам искусства лишь 300 лет спустя. О скрытом в ней смысле и символах до сих пор спорят не только искусствоведы, но и теологи. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
«КомпозицияVI» была создана в Мюнхене вмае 1913года — за год до начала Первой мировой войны. Если только заказчиком не был сам король. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Впрочем, Эль Греко вошел в историю живописи не только благодаря этому приему.
Для сравнения возьмём другую – раннюю итальянского периода – работу Эль Греко, портрет Джулио Кловио. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. В1870 году этот подарок обошелся императору в310 тысяч франков. Он работал над монументальными запрестольными образами более четырех лет. Ирина отличают напряженная эмоциональность образов, насыщенность колорита, своеобразие светотеневого освещения. Сравнительное описание преображения искусства увело бы нас слишком далеко от «Апостолов» Эль Греко. Конечно, мы не найдём в «Апостолах» оптической обратной перспективы, тем не менее, эффект прямой тоже сильно ограничен.
Масштаб художника (возрожденческого и поствозрожденческого) измеряется «широтой шага», тем, насколько широко он «шагнул» – от себя к себе, насколько хватило его дарования на то, чтобы «найтись» в открывшемся разнообразии «манер» и, оставив позади их все, открыться «естественному свету». Ведь и романтики, за редким исключением, не признали Эль Греко «своим». Не случаен и выбор места жительства. К концу жизни художник был практически разорен. Да, визионер, если угодно, но не грезящий наяву мечтатель, а творящий, так сказать, в свете «естественного света», как Св. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Но, как известно, Филиппу не понравилась ни одна из выполненных для Эль Эскориала картин – ни «Поклонение имени Иисуса», так называемый «Сон Филиппа II», ни «Мученичество Св. У испанца было другое видение красоты. Об идее светоносности см. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств).
Требования этой нормы были обязательными для любого, кто желал тогда зарабатывать себе на жизнь кистью, так как это были очевидные правила правильного письма, правописания, набором которых для идентификации соответствующей деятельности располагает любая культура. Крит, Италия, Испания – это его «морады», остановки-ступени итинерария, жизненного пути, каждая из которых была снятием, т. е. «отрицающим сохранением» предыдуших, преодолением, сделавшим его искусство в высшей степени естественным. 1638 г. ) внешне лаконичен, но глубок по характеристике.
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Вкус не исходит из какой-либо существующей нормы он её устанавливает. Вот что справедливо, хотя и неодобрительно, писал по этому поводу П. А. Флоренский: « когда разлагается религиозная устойчивость мировоззрения и священная метафизика общего народного сознания разъедается усмотрением отдельного лица с его отдельною точкою зрения в этот именно данный момент, – тогда появляется и характерная для отъединённого сознания перспективность».
Став главным художником короля Филиппа IV, Веласкес писал портреты монарха и его окружения. Павел (вкрасном) напорист, решителен иуверен всебе, аПетр, напротив, — сомневающийся иколеблющийся Считается, что вобразе Павла Эль Греко запечатлел самого себя. Ориентация художника на выработанный итальянским Ренессансом стереотип поведения, при котором успеху способствовала индивидуальная эстетическая платформа (индивидуальная в узком смысле), провозглашение примата личных достоинств над родословной, – всё это на земле Испании обрекало и кружок и самого художника на известную замкнутость и нелёгкое существование. Того, на чем строится совокупность приёмов прямоперспективного изображения. Он постарался передать духовный мир ихарактеры апостолов.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Но сознательное соположение разных языков граничит с осознанием их условности и, стало быть, представляет собой выход на определённую метапозицию по отношению к ним.
В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). В июле 1601 года готовый алтарь по частям был перевезен из Толедо в Мадрид и собран. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна.
Портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари наполнен неповторимыми переливами ярких, солнечных красок. Произведением, в котором Эль Греко одновременно являет себя в обеих ипостасях, в котором «лицом к лицу» сходятся два явно различных живописных принципа, является уже упоминавшееся «Погребение графа Оргаса» (1586 г. ). Относительно верхнего мира тоже можно с уверенностью сказать, что он писан блестящим мастером, прекрасно усвоившим все уроки ренессансной живописи и использовавшим этот багаж применительно к традициям византийской иконописи, в которой, в частности, трансцендентная светосреда противополагалась земному человеческому лицу и трансформации «золотое – жёлтое – земное – богатство – власть» противостояли холодной отчуждённости голубого цвета, символизирующего высшее начало. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
Новый для Эль Греко сюжет основан на средневековой легенде о христианском святом Мартине, который жил в IV веке и, по настоянию отца, служил в римской императорской кавалерии. Что касается рук и голов апостолов их «слишком человеческая орфография» смотрелась бы абсолютно уместно в любом портрете Нового времени. Так, фигуры апостолов расположены рядом, они изображены почти en face, светлая вертикальная полоса фона правой границей «разрезает надвое» изображение. Иеро-ним, внимающий звуку трубы, Св. Словно из другой реальности обращены на зрителя «Апостолы» Эль Греко. На «вкусе» надо остановиться чуть подробнее. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
Он — весь в сомнениях и размышлениях.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Поклонение пастухов и Крещение открывают новый этап в творчестве мастера.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Нелишне напомнить, что официальным центром католицизма в Испании было как раз толедское архиепископство, религиозная столица страны, а совсем недавно (до 1561 г. ) просто столица. Вот таким образом ограничимся замечанием, что косвенным свидетельством радикального переосмысления «искусства», включившего это понятие в абсолютно новые – привычные для нас, но неожиданные для того времени – контексты, служит появление множества трактатов, в которых сами художники, скульпторы, архитекторы выступают уже не как члены цеха, корпорации, составляющие сборник рецептов своего ремесла, но как теоретики-созерцатели, задающиеся вопросом о смысле того, чем они занимаются и вообще, кто они такие. Импрессионистам был интересен главный его принцип: основное в живописи не рисунок, а колорит, с помощью которого и создаются художественные иллюзии. Да и как же иначе – ведь по ренессансным меркам художник имел право на странность, а избранность осознавалась ценностью не в сакральном или феодальном смыслах, но в качестве «природной заслуги», если воспользоваться парадоксальным словосочетанием Гёте. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города.
Полотно Рембрандта стало вдохновением идля других творческих личностей. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Картина «Любительница абсента» относится к «голубому» периоду творчества Пабло Пикассо, наполненному острым чувством бесприютности и одиночества. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. Впрочем, некоторые приёмы использованные живописцем, продиктованы явно не той общеренессансной нормой, о которой шла речь выше, являя собой некоторое отступление от действующих «правил правописания» в сторону ушедшей в прошлое «орфографии», а именно, орфографии иконы.
Шедевром эрмитажного собрания является картина Апостолы Петр и Павел исполненная в 1614 г. художником Доменико Теотокопули (1541—1614), прозванным за греческое происхождение Эль Греко. К этому надо добавить «символическую» функцию цвета (локальный – чистый, беспримесный – цвет в отличие от тонального, учитывающего рефлексы, освещённость, удалённость предмета), также усиливающую декоративный эффект. Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (1568—1649), в картине которого Поклонение пастухов явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий.
Для этого стоит вспомнить о том, что в 1577 г. в Испанию приехал не новичок, а 36-летний мастер с блестящей выучкой и обширными знаниями, входивший в кружок Фульвио Орсини известного эрудита, библиотекаря кардинала Алессандро Фарнезе приехал профессионал, настолько уверенный в себе, что молва приписывала ему утверждение, что он-де расписал бы Сикстинскую капеллу получше Микеланджело художник, впитавший атмосферу позднего итальянского Ренессанса и заявлявший, что живопись – вовсе не ремесло (скорее, наука) и написавший позже утраченный трактат о живописи, архитектуре и скульптуре мастер, убеждённый в своих правах на большие гонорары и на особый образ жизни, оправдываемый избранничеством. Но все неузнаваемо преображено художником. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Неизвестно, когда ипри каких обстоятельствах картина была создана. Тереса.
1577) и Апостолы Петр и Павел (1587-1592). Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Впрочем, «красота» не выступала в его творчестве как основная задача. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. В результате живопись стала, собственно, живописью, т. е. картиной, значительно менее декоративной, но эта утрата в свою очередь компенсировалась иллюзией глубины изображения, обогатившей возможности передачи «естественного сходства», причём имеются в виду не только портретная живопись или натюрморт, которые отпочковались именно в итоге секуляризации изображения.
ВЭрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. Ведь недаром век, ориентировавшийся в эстетическом плане на «идеалы благородной простоты и спокойного величия», а именно XVIII век, счёл его творчество патологическим казусом. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
Второе название происходит пофамилии владельцев картины. Павел умен, категоричен и беспощаден, решителен и эмоционален. При этом важно отметить, что речь шла о более радикальном неприятии, нежели противостояние классицистских и академических устремлений, с одной стороны и романтических тенденций в начале XIX в. – с другой. Себастьян и св. Он работал не ради «манеры» и не ради «идеи красоты», но ради идеи.
Липгарт, хранитель Эрмитажа, отозвался об этом произведении как о «замечательной картине». Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Вероятно, этим и объясняется двойственное отношение публики к его творчеству, неприятие, особенно усугублявшееся с течением времени в конце XVII и в XVIII вв., по мере того как «религиозный сюжет всё более и более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа».