Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Известен своей фантасмагоричной палитрой красок и удлинёнными фигурами на картинах, объединяющими византийские традиции и западную школу живописи5. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Это стало характерной чертой его зрелого стиля. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Несколько испанцев, которых он встретил на улицах Рима, уговорили его перебраться в Испанию. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Толедо вырос на сухих каменистых холмах. Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо.
Тогда же делался и полный расчет. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши».
Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
«Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку.
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Маврикия, 1580-82, Эскориал).
В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры человека искажены и уходят от реалистичности. Дату и место рождения художник озвучил сам, впрочем она запросто может быть неверной, так как о первых 25 годах художника неизвестно почти ничего. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
l. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами.
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Многое повидав прежде, чем осесть в Толедо в возрасте 36 или 37 лет, Эль Греко сумел в итоге превратить свой месседж в индивидуальный художественный стиль, столь узнаваемый и яркий. Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Бассано, Якопо Тинторетто).
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Скажем пару слов о деталях данной картины. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Луки. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ). Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях.
Там он знакомится с деканом собора Диего де Кастилья и по его просьбе расписывает алтарь. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Следует, впрочем, отметить, что, несмотря на весь скепсис в адрес великого художника, полностью избежать его влияния Эль Греко так и не сумел – в его поздних работах нотки Микеланджело видны невооруженным глазом. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Он заинтересовался радостными сюжетами Спасения. Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.
В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая. Впоследствии он неоднократно перестраивался. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия».
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы». Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. В 1570 году Эль Греко уехал в Рим, где написал несколько работ, в которых ярко проявилось его ученичество в Венеции16.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром». Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу. Художник и сам полюбил этот город.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Августин и св.
Доменико Теотокопули (Эль Греко для простоты, этот испанский художник стал называть себя так гораздо позже) родился в 1541 году на Крите. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег и без того ревниво относящихся к чужакам.
С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. 1576) и др. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел.
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. 1572). В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Maurice). Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». Первыми открыли полотна забытого мастера романтики.
Слава Богу, что так. Такова, например, торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса (1586-1588 гг. ). О содержании этой легенды повествует надпись на каменной плите, расположенной под самой картиной. И по крупицам восстанавливать биографию художника. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14).
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. В Риме Эль Греко заслужил уважение некоторых интеллектуалов, но также столкнулся и с враждебностью критиков32. При этом он был человеком Ренессанса. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии.
В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Религиозная живопись вообще как нельзя лучше отвечала потребностям и укладу жизни Испании того времени.
Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Родился он (опять же, предположительно) в состоятельной семье сборщика податей и вполне мог получить хорошее образование. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). 1600). Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста. Маврикия, 1580-1582 гг. ).
Согласно архивным исследованиям конца 1990-х гг, в возрасте 26 лет Эль Греко все ещё оставался в Кандии. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. В 1570году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Эль Греко не является исключением из этого правила. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса.
Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. c. Это тоже плод его фантазии. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Он изображает жертвоприношение Исаака. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
Особливо це помтно у церковному образ «Мадонна милосердя» (1605, льскас, шпиталь де ла Кардад). Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. i.
Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем. Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей).
1. В конце года он открыл собственную мастерскую и нанял помощниками художников Латанцио Бонастри де Лучиньяно и Франсиско Пребосте28. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Мы знаем об этом человеке мало. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин). (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. данным – ок.
Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. f. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли имастерства— ипринялись за изучение. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени.
Характерными элементами произведений Эль Греко был сильно вытянутые фигуры и необычные, фантасмагорические цветовые решения. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Для этого монастыря Эль Греко написал Мученичество святого Маврикия. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не выражались больше с такой человечностью и вместе с тем образы святых -- воплощение самой высшей духовной красоты. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Причины этой опалы неясны и по сей день одни считают, что Эль Греко напрасно нарушил неформальный запрет на изображении живущих людей другим кажется, что в его картинах содержание слишком уж доминировало над стилем. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету.
По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. В Италии Эль Греко почерпнул немало нового, как следует обогатив свой стиль элементами маннеризма и венецианского Ренессанса подобная гибкость для того времени была довольно нетипичной – большинство критян предпочитали придерживаться знакомого им с детства стиля и тяжело принимали новые идеи и подходы. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник.
Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Для верующих икона это не просто образ, но окно в запредельное она помогает установить духовную связь между молящимися и изображенным на иконе святым. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24.
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Не сохранилось и личных писем живописца.
В 1604 году у Хорхе Мануэля и Альфонсы де Лос Моралес родился сын, внук Эль Греко, его крестным стал Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и друг Эль Греко45. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала.
Римский маннеризм на удивление хорошо лег на манеры рисования, присущие талантливому художнику – именно влиянию римских творцов Эль Греко обязан не вполне обычным подходом к перспективе и положениям фигур. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Правая рука выглядит расслабленной. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.
Другое дело, что после смерти об Эль Греко стали стремительно забывать и уже в начале 18 века о нем практически не знал. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Работы созданные в Италии, относятся к итальянской истории искусства, а те, что были написаны в Испании, принадлежат испанской истории»69. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах». Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Православному досить побачити цей твр, щоб одразу пригадати кону «Покров Богородиц». было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником». В 1563 году, в возрасте 22 лет, Эль Греко уже был мастером местной художественной гильдии, предположительно во главе собственной мастерской15. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Как это возможно. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Дата предположительна, точных записей о рождении художника нет.
Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек).
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, авторы этих работ указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко66.
Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа.
И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. В Толедо же Эль Греко обзавелся семьей, правда, так и не смог сделать это официально. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия». По словам Дж. С 1577 жил и работал в Испании. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции.
Это стало ударом для Эль Греко, подкосило физически, душевно и финансово. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Желание постигать новое Эль Греко пронес через всю жизнь: в биографии этого испанского художника можно прочесть, что он был знаком с крупнейшими учеными своего времени, а после себя оставил крупную (для своего времени) библиотеку из книг на нескольких языках.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Эта тема была близка Эль Греко. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Особая духовная атмосфера, сложившаяся в городе инспирировала творчество Эль Греко как мастера мистического маньеризма. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ).
Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Эль Греко это удалось. К работам Эль Греко относились с пренебрежением на протяжении нескольких поколений после его смерти из-за их явного противопоставления принципам раннего барокко, в начале XVII века вышедшего на первый план и вытеснившего последние следы маньеризма XVI века4. К концу жизни художник был практически разорен. В Толедо им была написана известная работа «Погребение графа Оргаса». Творческий почерк его живописи сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив артикль «эль» к итальянскому прозвищу «Греко».
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Тому есть несколько причин. Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись. В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий.
Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Филипп 2, большой ценитель искусства искал в то время художников для оформления Эскориала, большого монастыря-дворца, расположенного неподалеку от Мадрида. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием.
Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39.
Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами. Але впливи католицьких схем значно бльш композиця Ель Греко набагато ближче до церковних образв схем католицтва (Про делла Франческа — «Мадонна дель Парто», «Мадонна милосердя» Доменко Грляндайо та нш). Крит в те времена был владением Венеции. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета— жжёной умброй.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Однако, это не совсем так.
Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Правда, мы знаем, что он обладал острым умом и гордым сознанием того, что занимался великим делом. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.
Терезы и других испанских мистиков XVI века. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Поступали ему заказы и из других мест. По крайней мере, записей о том, что Иеронима де лас Куэвас стала женой Эль Греко, нет. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570).
Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Город оказал на него огромное воздействие. Заказов было так много, что свои самые популярные работы Эль Греко часто тиражировал, создавая несколько вариантов одного и того же сюжета и прибегал для этого даже к помощи художников своей мастерской.
Подобных путешественников в то время было множество. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Сейчас он находится вТоледо. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. С 1570 работал в Риме. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные.
Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-1614 гг. ). Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»). Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
Но, похоже, художник работал и в скульптуре. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. 18 июня 1603 года Эль Греко подписал контракт на основной алтарь церкви госпиталя Милосердия, обязавшись закончить работы в августе следующего года. Ильдефонсо4. Данный факт свидетельствует о том, что Эль Греко был образованным, начитанным человеком, владеющий многими языками.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Эту картину художник писал почти два года.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Пребывание в Риме привнесло в стиль Эль Греко элементы маньеризма— причудливую перспективу, напряжённые позы и бурную жестикуляцию16. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Грек по происхождению. Что, вобщем-то, справедливо.
В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Не осталось унего иучеников. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы.
Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью.
Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Однако, это не совсем так. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
В итоге и в Толедо Эль Греко стало тесно и он обратил свои взоры на Эскориал, монастырь-дворец, построенный недалеко от Мадрида. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого», «Благовещение», «Христос изгоняющий торговцев».
Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. e. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии».
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
После этого он становится известным в дворянских кругах. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Не избежал этой участи и Эль Греко.
Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. Скажем пару слов о деталях данной картины. Один из них стал для Эль Греко роковым. Почему так произошло. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики. Однако вряд ли это справедливо. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Стефан и Св.
Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул».
Со временем он внутренне разошелся сТицианом.