До талйському пероду його творчост належать картини Христос, що зцля слпого (1560), Благовщення (1570 – 1575), Христос, що виганя торговцв (близько 1570). Ель Греко, ймоврно, навчався у мсцевих конописцв. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
Художник и сам полюбил этот город. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Мкеланджело (Michelangelo) та Рафаель (Raphael) до моменту перезду Доменикоса в Рим вже був мертвий грек, проте, зумв знайти соб нших кумирв – начебто Корреджо (Correggio) Пармиджанино (Parmigianino).
В 1577-му художник перехав в Толедо (Toledo), де прожив до само смерт. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Ремсник-тесляр готу хрест для страти н на кого не дивиться. С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. 1572 р., картографи Георг Браун Хогенбург). Але все ж таки краще те, що в його мистецтв, справило значний вплив на формування спанських живописцв наступних поколнь. Серед останнх— «Про небесну рархю» псевдо-Донся Ареопагта, твори якого, написан в другй половин 5 столття, зграли величезну роль в стор релгйно-флософсько думки. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди.
Ель Греко в РимЗа записами Джуло Клово, земляка Ель Греко, можна досить точно взначити, коли вн перехав до Риму – у жовтн-листопад 1570 року. Можливо, це ронма. «У 1570 роц Ель Греко переселяться в Рим. Вдомо, що Ель Греко вважав х роботи розфарбованою скульптурою.
Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Спочатку Ель Греко вдалося отримати у Флпа два велик замовлення – Алегоря Свято Лги (Allegory of the Holy League) «Мучеництво святого Маврикя (Martyrdom of St. Слава Богу, что так. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
З високоосвтченим Фульво Орсн Ель Греко зйшовся найближче. Як пише Т. П. Пзнше були зруйнован примщення, де мешкав Ель Греко. Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей. Свтогляд Ель Греко сформувалося в кран найрозвиненшою гуманстично культури. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Могила з прахом Ель Греко зникла, палац маркза де Вльени, де вн жив, був зруйнований. Це несподванка в творчост майстра шедевр, яких одиниц у свт. Особиста бблотека Ель ГрекоЗбергся опис особисто бблотеки Ель Греко, де поряд з книгами з архтектури, грецькими класиками талйськими поетами (Петрарка, Аросто, Тассо) - знаходяться теологчн прац. Кат вже зачепив край одягу Христа. Maurice).
У вц 26 рокв пшов в Венецю, де вступив до навчання в майстерню Тицана. Доменкос досить швидко отримав у Рим покровителв з родин Орсн та Фарнезе. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. К концу жизни художник был практически разорен. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Страта от-от почнеться, але жах вже пану в людських серцях. Фарба наносилася так, щоб блий грунт частково просвчував через не.
Ще на взантйських конах вн бачив людей, осяяних надреальним божественим свтлом («Преображення господн» так вразило свдкв, що т попадали на землю. Течение веков стерло здесь следы минувших культур, но местные жители сохранили старинные обычаи и костюмы. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis).
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции. Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Как это возможно. Грек по происхождению. Отже, у Венец вн не втримався. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Неможливо знайти подбн композицйн схеми. У тому ж роц поступив на службу до кардинала Фарнезе. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Проте деяк детал значно вдрзняються вд конописно традиц зникло на той час мпер. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света.
Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Одна з лнй повязана з темою мстичного екстазу (Бенкет у Симона Фарисея), радсного небесного польоту у вихор свтла кольору (Вознесння Мар, 1613), з граничною одухотворенстю безтлесних безликих постатей (Зустрч Мар з лизаветою, 1610-1614). АХристос пребывает как будто отдельно от них. Причини неможливост шлюбу з жнкою невдом (можливе невельможне походження чи те, що Ель Греко залишався ноземцем без знання спансько мови).
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого икопировал, то только самого себя. Все це припущення.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Доменкос досить швидко отримав у Рим покровителв з родин Орсн та Фарнезе. Його ставлення до мистецтва було незалежним, нж у сучасних йому спанських живописцв. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались.
Maurice). У часи життя Ель Греко мапи мали поширення вн мав змогу х бачити (мапа Млану бл. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Так, особиста бблотека Фульво нараховувала близько 1 600 томв пзнше стала надбанням Ватикану. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. Почему так произошло.
Мавркя», 1582, «Благовщення», 1696, «Вигнання торгашв з храму», «Коронаця Дви Мар»). Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св.
Наростаюче почуття трагчно приреченост звучить бльш стримано Молння про чаш (1606-1610), то створю хиткий, немов виника в тяжкому сновиднн образ у Лаокоон – динй картин майстра на мфологчний сюжет (1610-1614). Серед останнх – «Про небесну рархю» псевдо-Донся Ареопагта, твори якого, написан в другй половин 5 столття, зграли величезну роль в стор релгйно-флософсько думки. Стати придворним живописцем короля Флпа II Ель Греко не змг, а тому оселився у Толедо. Художник близько зйшовся з ронмо да лас Куевас, що народила йому позашлюбну дитину. У 1570-му художник прихав у Рим (Rome), де вдкрив художню майстерню.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Це був диний син Ель Греко – Хорхе Теотокопулос. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. У верхнй зображено рай, куди ангел несе душу покйного у вигляд сповитого немовляти. данным – ок. Написав Доменкос портрет Джуло Клово (1572, музей Каподмонте, Неаполь). У подальших творах невеликий вплив образв Мкеланджело. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого».
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Його релгйн картини мають вдчутний вплив маньриств Риму («Страта св.
Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Збергся опис особисто бблотеки Ель Греко, де поряд з книгами з архтектури, грецькими класиками талйськими поетами (Петрарка, Аросто, Тассо)— збергались теологчн прац. Художник прожил вего доме до конца своих дней. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Дело втом, что Эль Греко вырос всреде римо-католиков иконопись изападная живопись были ему равно близки. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Однако, это не совсем так. Твори Ель Греко, написан на релгйн сюжети, пройнят флософськими роздумами про дол людей.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Причини ц опали неясн донин одн вважають, що Ель Греко марно порушив неформальний заборона на зображення живих людей ншим здаться, що в його картинах змст надто вже домнувало над стилем. Збергся утамничений портрет жнки з хутровою накидкою. До часу його перебування в мст належить цкавий епзод. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. У нижньому ярус панують чорний золотий кольори, у верхньому набр кольорв набагато рзномантнше.
Неможливо вдшукати конографчн витоки твору. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Але як вдрзняться Кравид та мапа мста Толедо Ель Греко (1610-14) вд технчно мапи Брауна Хогенбурга. Про Кравид Толедо в грозу Ель Греко вже сну цла бблотека.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Композиця рзко длиться на дв частини. К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело.
В Италии Эль Греко почерпнул немало нового, как следует обогатив свой стиль элементами маннеризма и венецианского Ренессанса подобная гибкость для того времени была довольно нетипичной – большинство критян предпочитали придерживаться знакомого им с детства стиля и тяжело принимали новые идеи и подходы. Велик будвельн роботи розпочалися в спан. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Як загпнотизован на хрест тесляра дивляться три Мар. Луки. Голова Христа Про життя Ель Греко вдомо вкрай мало, вдомост про нього мзерн уривчаст. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Зараз Доменкос вважаться свордним праобразом вдразу двох важливих напрямкв сучасного мистецтва – експресонзму та кубзму великий вплив на його життя його роботи вплинули на Райнера Марю Рльке (Rainer Maria Rilke) Нкоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis).
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Доменко Теотокопул, прозваний у звязку з його грецьким походженням Ель Греко, народився в 1541 роц на остров Крит, перебували тод пд владою Венецансько республки. Доменко Ель Греко (Домнкос Теотокопулос), спанський художник. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
С 1577 жил и работал в Испании. У глибоко свордному виразному мистецтв Ель Греко багато мстики.
Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. На остров переважали традиц взантйсько середньовчно живопису. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. У вц 26 рокв пшов у Венецю, де вступив до навчання в майстерню Тицана.
До нього зверталися звертатимуться столттями. Ель Греко не мав ан учнв, ан послдовникв. Йосипом, земним батьком», вс «Поклонння волхвв», ус варанти «Благовщення», ус образи «Христа в Гефсиманському саду» та нш). Життя в спанЕль Греко не втримався у Рим. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
Хлопчисько з смолоскипом на полотн Похорон графа Оргаса (1587), моврно зображенням сина Хорхе. Ель Греко маньризмЕль Греко — художник доби маньризму. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Зрозумло, що ареопагтика надихала майстра.
Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Вдомо, однак, що в юност Ель Греко навчався конопису (вплив взантйського конописного стилю вдзначено у багатьох його роботах). К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. У свтовй стор живопису творчсть художника Ель Греко займа особливе положення. Маврикия, 1580-82, Эскориал).
Клово дав рекомендацю до кардинала Алессандро Фарнезе, документ збергся. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Ель Греко зазнав впливу взантйських конописцв, майстрв талйського Вдродження. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Город оказал на него огромное воздействие. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Полюбляв книжки Ель Греко.
Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Художник добре розумв пдозрле вдношення оточення жив приховано, досить вдокремлено.
Про його батькв нема няких достоврних вдомостей, як, втм, про його дитинство. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Це був комплекс досить старих будвель, як здавали усм охочм. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. С 1570 работал в Риме.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Ми не знамо жодного його достоврного автопортрета, бо вс його зображення моврно. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Тамна вечеря Велику частину життя художник провв в Толедо.
Августин и св. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли имастерства— ипринялись за изучение. Сейчас он находится вТоледо.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Однако вряд ли это справедливо.
Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Тому есть несколько причин. При этом он был человеком Ренессанса. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. У 1585 роц художник орендував будинок маркза де Вллни, де мешкав майже все життя. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. В якост вчителя Ель Греко називають вдомого критського конописця Михайла Дамаскина. Грек по происхождению. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии.
Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. У тому ж роц поступив на службу до кардинала Фарнезе.
После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. У створених образах вн синтезував сво уявлення про людських характерах. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. На жаль, Тцан до того часу вже помер, а Тнторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) Мор (Mor) в спаню хати навдрз вдмовлялися.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Завдяки таланту художника все це обднуться в дину кольорову гармоню.
Сгуенса дал пише, що Ель Греко «прикрасами вигадками може образити недосвдчен почуття не да някого задоволення». Бльш того, кработам Мкеланджело Ель Греко поставився з явним скепсисом – так, вн пропонував папи Пя V (Pius V) зафарбувати легендарний Страшний суд (Last Judgment), прикраша собою Сикстинську Капелу (Sistine Каплиця) зобразити на його мсц щось бльш гдне. Отже, у Венец вн не втримався.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Але перш нж прихати на Пренейський пвострв, вн багато рокв працював в тал. Пшов з життя 7 квтня 1614. Ясно, що ареопагтика надихала майстра. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. був Ель Греко (прзвисько художника Доменко Теотоко- пул, який був греком за походженням).
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Зенчев). Есполо (Роздягання Христа перед стратою) 1579 р. Христа притягли на Голгофу та ще й примусили на соб нести важкий хрест. Доменко Теотокопулоса народився в раклон в 1541 роц, а в Фоделе вн проживав якийсь час з свою смю. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как иположено, значимые античные объекты Но там он долго не задержался.
Что, вобщем-то, справедливо. Вплив талйських маньеристов на творчсть Ель Греко важко переоцнити, однак вн критично пдходив до х живопису (зокрема, критикував «Страшний Суд» Мкеланджело. «Мабуть, це був хороший чоловк, але писати не вмв», – сказав вн) виробив свй оригнальний стиль. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Ель Греко Картини й бографя Ель Греко Ель Греко (El Greco властиво Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий спанський художникь, архтектор скульптор.
Лише вддалено щось нагаду кони великих безменних майстрв Взант. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были внего заложены на Крите. З високоосвтченим Фульво Орсн Ель Греко зйшовся найближче. В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св.
Це «Хлопчик, що роздмуху вогонь свчки» (Каподмонте, Неаполь). Бассано, Якопо Тинторетто). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Про них багато говорили у Рим.
Якийсь час Флп планував використовувати Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однак вн помер у 1579-му в цй ситуац перезд у Мадрид Ель Греко виявився справжнм подарунком дол. Икак только это произошло, стало возможно пришествие вмир Спасителя— Бог вышел навстречу человеку. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Добутку, серед яких лише деяк визнан врогдно приналежн кист Ель Греко, вдзначен рзнохарактернстю шукань (Вигнання торгуючих з храму, 1570, Нацональна галерея, Вашингтон Зцлення слпого, 17-1570, Картинна галерея, Дрезден портрет мнатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет лицаря Мальтйського ордена Виченцо Анастаджи, 1576, збори Фрик, Нью-Йорк). В тнях коричнева пдготовка часто залишалася совершенно недоторканою. Пдстави для наближення були ще й тому, що Фульво колекцонував картини.
Ихотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние. 1600). Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14).
Однак, це не зовсм так. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Не осталось унего иучеников. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Клово дав рекомендацю до кардинала Алессандро Фарнезе, документ збергся.
Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Вн застосову багатошаровий живопис з активним використанням белльних прокладок. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. Одним з свордних живописцв спан друго половини XVI – початку XVI ст. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
До талйському пероду його творчост вдносяться картини «Христос, що зцля слпого» (1560), «Благовщення» (1570-1575), «Христос, що виганя торговцв» (близько 1570). Наступн поколння зрадили мистецтво толедського майстра забуттю аж до початку XX столття. Художник послдовно створю враження контрасту мж небесним земним свтами. Постат земного свту статичн, х жести при всй виразност вкрай скуп, персонаж нагор дан в бльш динамчних рзномантних позах розворотах.
Народився в 1541 (точна дата невдома), за походженням грек, уродженець острова Крит. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.
Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). 1. Стефан и Св.
Флп II в той час якраз працював над титанчним палацом-монастирем Эскориалом (El Escorial) подбна споруда просто необхдно було прикрасити цлою серю величезних картин. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Загадкою лишаться полотно «спанське прислвя», бо воно виршено у штучному освтленн. Ще загадковш його численн релгйн твори, де свтло справд йде як вд самого Бога («Христос з св. Але залишилося найпрекраснше – його картини. Це багато в чому зумовило особливост творчост митця, зокрема, його технку письма.
Так, особиста бблотека Фульво нараховувала близько 1600 томв пзнше стала надбанням Ватикану. Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Полюбляв книжки Ель Греко. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. От этого события иотсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно. Крит вто время принадлежал Венецианской республике.