Кризис экспрессионизма в середине 1920-х и отход от него наиболее талантливых писателей были предопределены скудостью возможностей изображения человека, предоставляемых этой эстетической программой.
Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции.
(1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Кирхнер), деформирующее пространство линии в графике (Э. Еженедельник стал платформой левого экспрессионизма2. Война не коснулась территории Соединенных Штатов. Он не был пессимистом и не считал процесс «осаламандривания» необратимым.
Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Для многих произведений художников характерно раскрытие судьбы одинокой личности, «маленького человека», затерянного в огромном и чужом мире и окруженного враждебными ему людьми. Речь здесь идет не только о политическом столкновении. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом.
Но Йерму еще можно если не оправдать, то, по крайней мере, понять. XXв. И Невеста срывает с головы венок и убегает с тем, кого любит. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914).
Факторы общественной жизни, значительно обострявшие в Германии общеевропейскую кризисную ситуацию рубежа XIX и XXвв., заставляли писателей (к художникам это относится в меньшей степени) не столько заниматься обоснованием новых форм, приемов, стилей, сколько провозглашать основные критерии содержательности нового искусства. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Создатели нового направления провели несколько выставок. Подвергались гонениям и преследованиям почти все крупные немецкие писатели. Решительный разрыв с буржуазным миросозерцанием и буржуазной моралью сказался прежде всего в изображении конфликта поколений и частом использовании мотива отцеубийства (пьесы Р. Зорге «Нищий», «Der Bettler», 1912 В. Газенклевера «Сын», «Der Sohn», 1913, опубликована 1914, поставлена 1916 А. Броннена «Отцеубийство», «Vatermord», 1920 Ф. Верфеля «Не убийца, а убитый виноват», «Nicht der Mrder, der Ermordete ist schuldig», 1920 и др. ).
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. XXв. Уже в 1912 «триумф распада» провозгласил Я. ван Ходдис, эстетически любовавшийся страхом немецких бюргеров перед наступающей вселенской бурей («Конец света», «Weltende» Я. ван Ходдиса– любимое стихотворение Й. Р. Бехера и многих других экспрессионистов). Бредель, Л. Ренн, Б. Апиц), третьи замолчали, замкнулись во «внутренней эмиграции» (Б.
В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Никогда мир не был так мертвенно нем. Эта несовместимость «внешнего» (как общепринятого) и «внутреннего» (субъективного духовного видения, осознаваемого как пророческое откровение) требовала немедленного действия: патетического отчаяния, «крика», воззвания, страстной проповеди. Не продолжил дело отца. Термин «Э» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден — основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).
Все выставки были отмечены широким вниманием общественности, но отзывы в прессе были крайне негативными. (в Италии, как и в России, таким пиком был футуризм, во Франции– сюрреализм), здесь же футуризм и сюрреализм были сопутствующими направлениями, выражавшими в более определенных формах некоторые тенденции, свойственные экспрессионизму. После отмены цензурных запретов, действовавших в годы Iмировой войны, возникло много новых экспрессионистских издательств и журналов (Берлин), в том числе «Нойе югенд» («Neue Jugend», «Новая молодежь», 1916–1917) В. Херцфельде, основавшего также в 1917 издательство «Малик» (1917–1939), которое сыграло большую роль в утверждении экспрессионистского искусства в эти годы (см. Нам снова нужны содержание, воля, нравственность» (1911 июль). В литературном экспрессионизме трудно разграничить немецкую и австрийскую линии.
Преодоление реализма и натурализма, к чему стремились экспрессионисты, подводило не только к гротескным карикатурам (Г. Манн, Г. Гросс, А. Дёблин или Б. Брехт), но и к необычайной метафорике «абсолютных стихотворений» и «совершенной прозы» Г. Бенна, к диалектике цветовых контрастов у В. Кандинского и А. Макке, к запутанному лабиринту линий в поздних картинах Ф. Марка или к квазинаивной, «детской» манере П. Клее. В 1912г. Это своеобразная лекция, с которой драматург вы ступил в Мадриде перед показом своей трагедии «Йерма» (1934 г. ). Ощущение тотального кризиса было присуще отдельным мыслителям (Ф. Ницше), художникам (В. Ван Гог, Э. Мунк) и писателям (М. Метерлинк) еще в конце XIXв., но именно в Германии начала XXв. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Все они вместе – само человечество, а Дублин – весь мир. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников.
А между тем он и не обрисован и не задуман писательницей как личность исключительная. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.
С наибольшей непосредственностью этот разрыв ощутим, пожалуй, в области языка искусства. Большое место в фильмах экспрессионистов занимают изображения бессознательной жизни человека (снов, галлюцинаций, бреда, кошмаров) героями многих из них являются фантастически-мистические или зловещие существа: Голем, Гомункулус, вампир Носферату, сомнамбулический убийца Чезаре и т. п. Экспрессионистам и их последователям принадлежат в Германии высшие достижения вутверждении жанра радиопьесы (Г. Казак, Г. Айх, В. Борхерт, С. Хермлин). Такое понимание сущности творчества отличало участников крупнейших объединений художников экспрессионизма: берлинской группы «Мост» во главе с М. Пехштейном и Э. Нольде, мюнхенской группы «Голубой всадник», к которой принадлежал и работавший в Германии русский художник В. Кандинский.
В цикле – 9рассказов и несколько повестей. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Такие новые средства выразительности, как атональность (отхождение от логики классического мажорно-минорного лада), додекафония (сочетание двенадцати тонов), новые приемы пения в вокальных произведениях (говор-пение, шепот, крик), привели к возможности более непосредственного «выражения своей души» (Т.
С не вписывается в традиционное Америк. общ-во. Принципы Э. были характерны и для представителей других видов искусства первой трети XXв. «Неактивистское крыло» было не столь монолитным, но все же в нем заметна группа представителей «магического реализма», отмежевавшихся от политики, не порывая с экспрессионизмом (О. Лёрке, Х. Казак, В. Леман, Э. Ланггессер, позднее Г. Айх, П. Хухель, О. Шефер, Х. Ланге и другие сотрудники журнала «Колонна», «Die Kolonne», 1929–1932). В архитектуре 1910–1925 тоже распространились экспрессионистские проекты, отталкивавшиеся от югендстиля и не принимавшие функционализма (Э. Мендельсон, Р. Штайнер, Б. Таут, Х. Пельциг, Ф. Хёгер и др. ).
(см. Это воплощение бездушного практицизма буржуазии. Фашизм и война — закономерные следствия развития империалистического общества. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Вспоминает события прошлого Рождества.
Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Спектакль играли ночью, зрителями были артисты, люди театра, художники. В картинах они использовали отвлеченную гармонию красок эксперименты в области формы. Обвинительный приговор фашизму был вынесен на антифашистских конгрессах в Париже (1935), в Испании (1937).
Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Эта часть приобретает характер трагического гротеска. Считается, что термин «экспрессионизм» был введен в 1910 году историком из Чехии А. Матейчеком.
Для всех представителей Э. характерно стремление как можно выразительнее зафиксировать свои переживания, свой чувственный, эмоциональный, визуальный, а иногда и духовный (как у Марка, Нольде, Кандинского, Шагала, Руо) опыт исключительно с помощью художественных средств (цвета, линии, композиции, деформации облика видимых предметов), часто доведенных до предела их выразительных возможностей. его эпохой, – например, в годы Второй мировой войны и в послевоенное время. После 1933 многие экспрессионисты стали участниками антифашистской борьбы иные погибли в концлагерях или эмигрировали, оставшиеся в «третьем рейхе», как правило, уходили во «внутреннюю эмиграцию». Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. Так складывается синтетическая картина настроений немцев из различных общественных слоев в условиях гитлеровского господства.
(режиссеры Р. Райнерт, П. Вегенер, Ф. В. Мурнау, Р. Вине и др. ). С приходом к власти Гитлера в 1933 году экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы или публиковаться. средних веков. Искусство эпохи меровингов и каролингов.
В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Экспрессионизм (от лат. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. «Война с саламандрами» — прежде всего обличительный памфлет против фашизма. Картины экспрессионизма – нарочито плоские, ведь таким образом они надеялись сконцентрироваться на передаче эмоций, а не сюжетов. УВАЖАЕМЫЕ ЗРИТЕЛИ. Однако центральным и наиболее характерным для Э. принято считать деятельность, прежде всего, немецких художников, связанных с группой «Die Brьcke» («Мост») (организована в Дрездене в 1905г. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры.
Как течение немецкий экспрессионизм заявил о себе в изобразительном искусстве еще в 1905 в Дрездене (объединение «Брюкке», «Мост», 1905–1913), высший расцвет пережил в «Новом объединении художников Мюнхена» (1909–1914), а наиболее яркое теоретическое обоснование получил в альманахе «Дер блауэ райтер» («Синий всадник») изданном под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка (1912). Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты. В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Общим было, прежде всего, отрицание буржуазной цивилизации и буржуазной культуры: «То, что в других странах называлось футуризмом, кубизмом, позднее сюрреализмом, в Германии считалось экспрессионизмом, многообразным в эмпирических вариациях, но единым в своей внутренней принципиальной установке на разрушение действительности, на безоглядный прорыв к сути всех вещей» (Г. Бенн, 1955).
Оно характерно и для русского варианта Э. — нео-примитивизма Н. Гончаровой и М. Ларионова. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. В таких произведениях особо подчеркивается темперамент и чувственность автора.
Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. На немецком языке писали также авторы т. н. С решительным осуждением фашистской агрессии выступил Т. Драйзер.
Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Экспрессионистской манере письма присущи вычурная стилизация и изломанность художественной формы, которые изощренно подчеркивались контрас-тами красок и светотени, резкими смещениями планов.
Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
В 1910г. Гравюра «Крик» (1895) последнего фактически является квинтэссенцией экспрессионистской выразительности. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Потери американцев на войне были незначительны.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Позднее, по мере того, как общий вектор развития экспрессионизма в искусстве становился направленным более четко, значении этого слова становилось все более и более конкретным, вот таким образом раннее, широкое понимание экспрессионизма может отличаться от позднего конкретного значения этого направления в искусстве.
в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Путешествие по Европе. Новая школа живописи стала движением, вовлекшим в себя художников разных стран. Джойс работал над «Улиссом». В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе.
В архитектуре они хорошо просматриваются у А. Гауди, в «Гётеануме» Р. Штайнера, у Г. Пёльцига, Ф. Хёгера, Ле Корбюзье. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. Снова, как и в «Кровавой свадьбе», под поверхностью бушующих в трагедии страстей драматург обнаруживает социальный фундамент снова источником трагедии героев оказывается нарушение ими закона природы. Именно эти вопросы ставятся в двух книгах, которые она выпустила еще до второй мировой войны, – в повести "Оцененная голова" (1934) и романе "Спасение" (1935). В Берлине начали выходить журналы «Штурм» («Буря») и «Акцион» («Действие»), которые выражали позиции литературно-художественных группировок, в дальнейшем развивавших противоположные течения в экспрессионизме. Принцип выражения преобладает над изображением12. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям.
Можно задать вопрос: неужели чешский сатирик не видел сил, способных противостоять саламандровой (то есть фашистской) агрессии и угрозе «осаламандривания» человечества (то есть превращения его в безликую, лишенную творческого начала, стандартизированную массу производителей и потребителей материальных благ). Здесь ощущение самой метафизики крика (некой неумолимо надвигающейся апокалиптичности бытия) передается не только изображением самой кричащей фигурки на мосту, но и всей системой композиционно-графической организации поверхности листа. Антифашистские произведения создают Э. Синклер, Л. Хеллман, М. Голд. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Но в интерпретации «человеческого» резко сместились акценты, оказалась почти полностью разрушенной категория романтического идеала. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. В этом плане он является полной противоположностью почти одновременно с ним зародившемуся футуризму.
Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). Мировоззренческие оценки и эмоциональная окраска восприятия эпохи в экспрессионистском искусстве предельно контрастны: от апокалиптических мотивов «конца света», «гибели мира» – до идеи обновления, рождения нового мира от ощущения нестерпимого ужаса, потерянности, одиночества, беззащитности перед лицом вселенской катастрофы – до воспевания нового братства людей, новой человечности, которая должна родиться в огне испытаний. Писательница старалась выяснить: почему немалая часть народа Германии пошла за Гитлером. человечество не «столкнется с саламандрами в борьбе не на жизнь, а на смерть». Но она страшная.
«пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Действие почти все время сосредоточено вокруг Георга.
Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Так на грани предметно-беспредметных изображений с агрессивно напряженными цветоформами работали участники группы «Cobra», состоявшей из нескольких датских (Йорн, Педерсен), бельгийского (Алехински) и голландских художников (Аппель, Корнель, Констант). Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Проводятся аналогии с гомеровской «Одиссеей».
Еще более значительный отклик получила драматургия экспрессионизма: пьесы Г. Кайзера, Э. Толлера, впоследствии — молодого Б. Брехта («Что тот солдат, что этот», 1927 «Святая Иоанна скотобоен», 1932), начинающего Ю. ОНила («За горизонтом», 1920 «Косматая обезьяна», 1922). Роман "Седьмой крест" давно признан лучшим романом Зегерс. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. Применительно к живописи термин "экспрессионизм" впервые был использован философом Вильгельмом Воррингером (Wilhelm Worringer). Художники сочувственно изображали невзгоды, страдания простого человека.
Экспрессионизм (от лат. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Очень распространены мотивы боли и крика.
Он все более убеждается, что наказанные «старческой дряблостью» буржуазные «нации и классы, которые стремительно несутся в бездну», не способны остановить процесс «осаламандривания». Просуществовал альманах недолго – начало первой мировой войны помешало издать его второй выпуск. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией готовых (ready-made) объектов.
Это направление возникло в следствие разочарования благами капиталистической цивилизации. И главное — это война. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Писатель был далек от мысли обвинить во всем технику саму по себе.
Счит, что жизнь американцев бессодержательна и бессмысленна. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. В кино все, что сделано путем искусственных манипуляций – угол съемки, убыстренное или замедленное движение, медленные наплывы, быстрая смена кадров, слишком крупный план, произвольное использование цвета, специальные световые эффекты, – относится к экспрессионистическим приемам.
XXв. Так, в творчестве композиторов Нововенской школы произошел пересмотр всех элементов музыкальной выразительности и способов организации музыкального движения: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура — все подверглось переоценке. Экспрессионизм вот таким образом тяготеет к абстракциям, заменившим конкретные понятия идеи и моральные принципы (скульптуры Барлаха «Отчаяние», «Милосердие»), обобщенные символы и собирательные образы (Рабочий, Безымянный, Воин), несовместимость цвета в живописи (Э. Э. Мунк «Крик» (1893). На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков.
Воевал во 2мировой войне. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль». В художественном творчестве Джойса использован не только «поток сознания», но также пародии, стилизации, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов.
Объединенные общими идеями и мировоззрениями, художники начали создавать группы единомышленников. Боится стать таким же как и все взрослые. Самыми известными экспрессионистами стали: Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери, Макс Бекман и многие другие. Как и футуристы, они усматривали в «разрушении действительности» творческий процесс, возвращение к самотворящему Хаосу (подобные идеи встречаются уже у Новалиса и у других йенских романтиков) из которого затем само собой возникнет всеобщее человеческое братство (анархистский элемент в самосознании многих экспрессионистов достаточно очевиден).
Задача художника – передача сущности, а не явления, постижение некоей закономерности, проявляющей себя, по мысли экспрессионистов, не в непосредственно наблюдаемых свойствах объектов, а только в их «внутренней природе». Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своем творческом развитии Берг и Веберн. На немецкой почве наиболее сильно и полно проявилось лежащее в его основе новое мировосприятие, согласно которому европейская цивилизация вместе с изжившим себя обществом (государством) и репрезентировавшей его культурой исчерпала свой потенциал. Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. Германия также не осталась в стороне.
Наряду с собственно экспрессионистами сюда относили и фовис-тов (см. : Фовизм), кубистов (см. : Кубизм) иногда и некоторых постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм). Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
В 1916–1919 экспрессионистские пьесы активно ставились в Дрездене («Сын» В. Газенклевера, «Убийцы, надежда женщин» и другие пьесы О. Кокошки в постановке и с декорациями автора, трагедия Р. Гёринга «Морской бой», 1918, драма Ф. Вольфа «Это– ты» («Das bist du», 1919) в постановке Б. Фиртеля успех имели экспрессионистские декорации К. Феликсмюллера. Экспрессионизм (от лат. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Принцип выражения преобладает над изображением. Не находит себе место в мире, ему противно американское существование.
В группу входили Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Франц Марк, Пауль Клее и другие. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем».
Никогда радость не была так далека и свобода так мертва. expressio, франц. expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Даже один из мэтров модернизма А. Жид заявлял в те годы об угрозе фашизма. Блум уподобляется странствующему Одиссею (Улиссу), Мэрион – его жене Пенелопе, Стивен Дедалус – сыну Одиссея Телемаку.
Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. В период 1914-1921 гг. Но не менее характерно в концептуальном отношении и название другой известной поэтической антологии – «Товарищи человечества. Нольде советовал даже своим друзьям назвать группу не «Брюке», а «Ван Гогиана»), бельгийца Энзора, норвежца Мунка. Французский скульптор 19 в. Огюст Роден также деформировал некоторые черты лица или тела модели, свободно обращался с материалом, передавая плоть или складки ткани и часто отдельные части фигур в его работах выступали из блока необработанного камня. Кафка и Г. Майринк).
Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей. Пишет цикл о семье Гласов. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Группа молодых писателей и критиков (Д.
Только спустя время это творчество получило четкое определение. Литературный экспрессионизм конституируется в Германии с 1910 в кругу сотрудников журналов «Штурм» («Sturm», «Буря», 1910–1932) Х. Вальдена (Берлин), «Акцион» («Aktion», «Действие», 1911–1932) Ф. Пфемферта (Берлин), «Ди вайсен блеттер» («Die weissen Bltter», «Белые листы», 1913–1920) Р. Шикеле (Лейпциг, позднее Женева). в экспрессионистский контекст). Оказавшиеся за границей немецкие писатели активно включились в антифашистскую борьбу, не прекратили своего творчества. Она страшная, эта музыка.
Тенденции общественного и художественного развития привели в Германии к тому, что именно экспрессионизм стал высшим пиком историко-культурного кризиса начала XXв. Но сложность изучения экспрессионизма связана, прежде всего, с тем, что он, в сущности, не укладывается в общепринятые категории «течения», «направления», «стиля» и т. п., требуя комплексного подхода. Видел. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке главы Нововенской школы в 1910-е годы, в начале 20-х сменяется додекафонией: композитор открыл «метод сочинения на основе двенадцати соотнесенных лишь между собой тонов» (формулировка Шёнберга), обеспечивший упорядоченность и внутреннее единство экспрессионистской звуковой стихии.
В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Для них брак – способ упрочить свое положение в общ-ве. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете».
Речевые интонации, отсутствие мелодики, диссонансные ходы, резкие и неблагозвучные скачки, разрозненность ритма и темпа, нерегулярная акцентировка, чередование слабых и сильных долей, нестандартное использование инструментов (в нетрадиционном регистре, в нетрадиционном ансамбле) – все эти идеи были созданы для выражения чувств и раскрытия содержания души композитора. Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии. Значительный вклад в развитие немецкого экспрессионизма с самого начала внесли представители русской культуры (среди них В. Кандинский, М. Веревкина, А. Явленский), принимавшие самое непосредственное участие в литературно-художественной и культурной жизни Германии. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники.
Интенсивность и воля к катастрофе», то в 1919 он призывает к борьбе за «интернациональный социализм» и «всемирную революцию», воспринимая ее, правда, достаточно абстрактно (послесловие к антологии «Друзья человечества»). Их книги сжигали на кострах. Ланга, П. «Созидание» действительности внутренней жизнью художника приводит к характерной деформации объективной реальности. В целом немецкий экспрессионизм заметно «левеет», многие писатели и художники активно участвуют в революционных событиях (Й. Р. Бехер, Б. Брехт, Э. Толлер и др. ).
Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Термин предложен издателем журнала «Штурм» Х. Вальденом в 1911. По своим эстетическим принципам, творческим задачам и установкам Э. — это как бы последний громкий крик Культуры перед глобальным наступлением урбанизма, техногенной цивилизации, рационалистической и прагматической регламентации всей жизни человека, ПОСТ-культуры (см. : ПОСТ-) последняя попытка Культуры удержать свои позиции в созвучных времени художественных формах. «Издательское дело»). В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост».
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Например, в драме Чапека R. U. R. Холден Колфилд – 17летний юноша.
Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. Воинствующий импрессионист назвал творчество группировки «Мост» «готтентотской наивностью» и антинемецким подражанием французским авангардистам. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Экспрессионистами были такие выдающиеся художники, как Макс Бекманн, Жорж Руо, Оскар Кокошка, Хаим Сутин. Все названные обстоятельства с неизбежностью ставили проблему поисков нового языка.
Но прежде всего в этом романе он был. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Очень распространены мотивы боли и крика.
Члены «Моста» вместе и жили и работали. Антиурбанистическим (в широком смысле, то есть антицивилизационным, антимилитаристским) духом наполнены работы М. Бекмана, Г. Гросса, О. Дикса. Конференция в Вадузе оказалась сатирическим предвосхищением Мюнхенской конференции. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Собственно, об абстрактном экспрессионизме.
Первая – в 1906 году, в Дрездене, в магазине ламп – прошла незамеченной, однако последующие три (в 1907, 1910 и 1912 гг. ) привлекли внимание. Деформируя зримые пропорции, он обнаруживает за будничными явлениями высший, мистический и чаще всего болезненный смысл. В искусстве экспрессионизма жизнь надлежало не описывать, не подчинять абстрактным философским концепциям, но выражать, проникая в потаенный смысл, активно вторгаясь в реальность и воздействуя на все происходящее в мире. ИдеалС – Симор.
Усиливается публицистическое начало в художественных произведениях. Специфический метод художественного творчества, характерный для некоторых групп и отдельных художников авангарда нач. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским – идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». По разрушительной силе экспрессионизм был сродни футуризму, но футуристов занимала сама «технология разрушения» они верили в военизированный коллективизм, технический прогресс грядущая технизация человечества– один из лейтмотивов их творчества.
В начале 1910-х годов художники группы «Мост» стали устанавливать связи с новыми объединениями, близкими их стремлениям. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия двадцатого века, преимущественно в Германии и Австрии. Отсюда внимание к сфере подсознательного, культ чувства, непосредственного переживания интуиции, «внутренней необходимости» (Шёнберг) как единственного способа адекватного постижения сущности бытия.
Среди наиболее известных творений можно вспомнить картину Макса Бекмана (Max Beckmann) "Железный мостик", в которой выражен яркий контраст между цивилизованной и обеспеченной жизнью и жизнь бедных слоев общества. В среде немецких художников все больше нарастал индивидуальный протест против уродств окружающей реальной жизни. Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч.
Они обострялись особенно во время мировых войн XXв. Утиц), не конкретика действительности, а ее дух оказываются в центре внимания1. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя.
В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. «Кино и экспрессионизм»). Только в более поздний период сложилось современное понимание Э., которое также не отличается четкой определенностью границ (хронологических, стилистических, персоналистических). Важную роль в развитии экспрессионизма сыграли такие центры немецкой художественной жизни, как Дрезден, Мюнхен, Берлин, Лейпциг, а также Вена и Инсбрук, поскольку австрийские художники, скульпторы, графики, писатели, композиторы (А. Кубин, О. Кокошка, Т. Дойблер, М. Брод, Ф. Кафка, А. Шёнберг и др. ) постоянно печатались в немецких журналах, участвовали в немецких выставках иллюстрировали книги, собственные и чужие, публиковавшиеся в немецких издательствах.
ном интеллектуализме. Отдельные проявления подобных тенденций обнаруживались в первые десятилетия XX века в творчестве представителей разных национальных школ – Р. Штрауса (оперы «Саломея» и «Электра»), Малера (в последних симфониях), Скрябина (в поздний период творчества), Хиндемита (оперы «Убийца -надежда женщин», «Святая Сусанна»), Бартока (балет «Чудесный мандарин») и других, но как особое направление музыкальный экспрессионизм связан именно с австрийской, а точнее, венской культурой. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Он экспериментирует в процессе передачи «потока сознания», внутреннего монолога используя при этом приемы перебоя мыслей, параллельного развертывания двух рядов мыслей иногда обрывает фразы, недоговаривает слова, отказывается от знаков препинания. Размежевание в среде экспрессионистов становится все непримиримей: часть из них принимает, в той или иной мере, принципы социально активного, пролетарско-революционного искусства (Й. Р. Бехер, Э. Толлер, В. Херцфельде, Г. Гросс, Ф. Пфемферт, Г. Вальден, Л. Рубинер, Р. Леонгард, Ф. Вольф и др. ), другие развивают идеи автономности художественного творчества, на практике нередко переходя на национально-консервативные позиции вплоть до сотрудничества с нацизмом (Г. Бенн). Даже работы великого Микеланджело порой допускают сознательное искажение пропорций.
Во главу новой эстетики в первую очередь было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма импрессионизма и стиля модерн (в Германии носивший название «югендстиль»). Нольде, Ф. Мазерель), атональность и додекафония в музыке (П. Персонажи становятся просто масками, воплощающими ту или иную позицию.
Поллок). В центре художественной вселенной Э. — истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы» сердце человека. Прямыми предшественниками (или ранними представителями) Э. считают Ван Гога (Э. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Если в 1912 соиздатель журнала «Акцион» Л. Рубинер писал: «Сейчас важно лишь движение. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Приемы экспрессионистского театра сохранили свою жизненность и до сих пор активно используются режиссерами (см. После поражения революции по мере стабилизации Веймарской республики экспрессионизм все больше утрачивает «пассионарный импульс» его мощный поток растекается по руслам формального экспериментаторства (дадаизм с 1916, сюрреализм с 1917) или предпринимаются попытки вернуться к реальности и предметности в формах «новой деловитости» («новой вещественности») и «магического реализма» (с 1923). Образ саламандр становится для него символом дегуманизации человечества. После 6лет брака С застреливается. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. XXв. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами.
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Возникающие в этом большом потоке разногласия и разнонаправленные тенденции (политические идейные, эстетические, определявшиеся, в конечном счете, отношением к Iмировой войне и нарастающим революционным тенденциям), уже дают себя знать, но еще не приобретают необратимого характера. «Ландшафты души» художника, содержание его духовной жизни – вот то единственное, что дано в художественном созерцании внешний мир творится сознанием. Одинок в борьбе против общества.
Адорно). Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. И действительно, этому направлению присуща смятенность высказывания, предельная напряженность, экстатическая интонация (зачастую интонация «последнего предсмертного часа»). Лозунгом «Штурма» стал чисто эстетический тезис борьбы за новое искусство, «свободное от политических, моральных, общественных идей времени». Самой одиозной фигурой из них был Г. Йост, посвящавший свои драмы Адольфу Гитлеру («Томас Пейн», «Thomas Pain», 1927), а в 1935–1945 занимавший пост президента Прусской академии искусств и Имперской палаты письменности. Особое влияние на экспрессионистов оказали постимпрессионисты, которые к тому времени разработали множество техник изображения, работы с цветом и линией.
Из семьи торговца. Событием в литературе того времени стали романы и рассказы писателей экспрессионизма, в частности, сборник новелл «Человек добр» (1917) Л. Франка, в котором с тщательно подобранными отталкивающими подробностями показано озверение людей в окопах и развенчаны прекраснодушные иллюзии относительно действенности гуманных норм. Этот «Новый пафос» (так назывался один из наиболее репрезентативных экспрессионистских журналов, 1913–1919) постепенно в ходе Iмировой войны становился все более «земным», уступая место столь же патетическому протесту против бессмысленной бойни, усиливая пацифистские настроения и наполняя абстрактно-этическую основу экспрессионизма социальными мотивами. в живописи– у художников объединения «Брюкке», в скульптуре– в творчестве Э. Барлаха в музыке– А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, Р. Штрауса (экспрессионистские тенденции в музыке обнаруживаются и ранее, у Р. Вагнера и также в песнях Х. Вольфа, который вводил произведения Гёте, Эйхендорфа, Мёрике и др. в результате начавшейся войны) и с галереей издательством и одноименным журналом «Der Sturm» X. Вальдена (Берлин, 1910–1932гг. ). Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов.
В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. На немецком языке писали также авторы т. н. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. герои лишь иллюстрируют общие тенденции, которые изображает автор.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. От импрессионизма экспрессионизм отличает яркая выразительность, эксцентричность, преувеличенная эмоциональность. Показательны в этом плане слова, написанные в 1916 году одним из идеологов экспрессионизма, немецким писателем Германом Баром: «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Еще одна существенная особенность трактовки «человеческого» в экспрессионизме – его абстрактная всеобщность.
Наделен лучшими кач-ми:простой, одаренный Избегает окруж. мира, но хочет с ним сблизиться. Наконец, неодушевленным предметам приписывалась собственная воля и сознание, а человек, напротив изображался как механическое устройство или существо, подобное насекомому. В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919). Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Исследователи авангардистского искусства считают, что принципиальным носителем немец-кого экспрессионизма стала возникшая в 1905 году художественная группировка, получившая название «Мост».
Начало XX века было очень неспокойным временем. А экспрессионисты двадцатого века стали считать себя их последователями и, опираясь на труды Фридриха Ницше (трактат «Рождение трагедии») о иррациональном («дионисийском») начале искусства, стали развивать направления хаоса чувств и способы его выражения в искусстве. За ними охотились, убивали, отправляли в концлагеря. Среди них можно назвать Кандинского, Шагала, Пикассо. В произведениях Огюста Родена некоторая деформация тел моделей так же иногда присутствует. На немецком языке писали также авторы т. н. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Позже возникла группа «Синий всадник».
Значительными были и достижения экспрессионизма в кинематографе (фильмы немецких режиссеров Ф. Ланга, Г. В. Пабста). Их вера в будущее покоилась прежде всего на вере в самого человека, который, отринув ложную цивилизацию и культуру, откроет в себе подлинно человеческую сущность и сольется с подобными себе (новыми) людьми в восторженном религиозном– по чувственному наполнению, но не конвенционально– экстазе, поскольку вокруг него будут братья по духу, «друзья человечества». Не осталась в стороне и Германия. Число экспрессионистов и примыкающих к ним художников продолжало увеличи-ваться. Видный ирландский писатель, представитель модернистской и постмодернистской прозы Джеймса Джойс (1882—1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения.
И позже Матисс останется верен теме счастья жизни. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Георг уходит навстречу своей боевой судьбе (намеки, рассеянные в разных местах романа, позволяют судить, что он и на чужбине будет продолжать антифашистскую деятельность, быть может, поедет сражаться в Испанию).
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Определение «драма крика» (Schreidrama), связанное с экспрессионистской драматургией, могло бы быть отнесено ко многим жанрам экспрессионистского искусства. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. Еще в предисловии к комедии «Из жизни насекомых» братья Чапек писали: «. Экспрессионизм взорвал постепенное, плавное развитие искусства, так как визионерское мировидение молодого поколения художников и писателей заставляло их безоглядно устремляться к сути вещей, срывая покров мнимой благопристойности, обнаруживая за парадной внешней оболочкой зримого мира ужасавшую их внутреннюю извращенность.
Для философского обоснования экспрессионизма большое значение имели взгляды В. Воррингера, который (с 1907) вместе с В. Кандинским, Ф. Марком, А. Макке и др. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. Не хочет достичь благопр. сущ-ия в мире. Примером могут служить отношения немецких экспрессионистов и французских фовистов.
Ницше обращает внимание на другую Грецию – трагическую, опьяненную мифологией – дионисическую Грецию и в этом он видит ее сходство с современной ему Европой. Экспрессионизм (от фр. Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества.
Отсюда тенденция к деформации, карикатурности, разрушению объектов изображения (О. Дикс, Г. Грос, австрийцы А. Кубин, О. Кокошка), что открывало дорогу, во-первых, абстракционизму (В. Кандинский, Ф. Марк) и, во-вторых, – сюрреализму (И. Голль, Х. Арп). Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Его можно найти в искусстве народов Океании и Африки, в средневековом немецком искусстве (особенно в готической скульптуре и живописи), у Грюневальда, Эль Греко (поздний период которого можно прямо назвать экспрессионистским), Гойи, Гогена, представителей европейского символизма и стиля модерн, В европейском авангарде на разных этапах своего творчества к Э. примыкали или создавали отдельные экспрессионистские работы многие художники. Лекции Бориса Моисеевича Бернштейна (1924-2015), советского искусствоведа, доктора искусствоведения, профессора Академии художеств Эстонии.
Действие строится как открытое столкновение антагонистических верований и воззрений. Его живопись станет нежней. Вот таким образом ведущим принципом отражения становится принцип абстрагирования. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Первая мировая война (1914-1918) разобщила художников и многие объединения, группи-ровки, течения, возникшие в начале XX столетия в Париже, Мюнхене, Милане, Дрездене и других европейских городах, распались.
Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Некоторые видные экспрессионисты (В. Газенклевер, Ф. Юнг, К. Эдшмид и др. ) колебались между «активизмом» и пессимистическим разочарованием, сближаясь с «новой деловитостью» («новой вещественностью»), но не растворяясь в ней. В 30-е годы в связи с мировым экономическим кризисом, угрозой со стороны фашизма и приближением второй мировой войны усиливается дифференциация в литературной среде, во всей остроте встает перед деятелями искусства и литературы знаменитый горьковский вопрос «С кем вы, мастера культуры. ».
Келлерман, Г. Фаллада, Г. Гауптман). Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. справа). Как он ушел из 3 по счету школы из-за неудачных оценок.
В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Объявленная им война «действительной природе» породила распространенный в экспрессионистской среде лозунг «прочь от природы», в котором зафиксирован отказ от воплощения конкретно-чувственной формы объектов и явлений окружающего мира – «распредмечивание действительности». Но саламандры — это не только фашизм.
Социальные ноты усиливаются к концу Iмировой войны: в «Легенде о мертвом солдате» (1918) Б. Брехта, в драмах Э. Толлера, К. Штернгейма, В. Газенклевера, Г. Кайзера. Не остался в стороне и экспрессионизм: перестали существовать его основные объединения – «Мост» и «Синий всадник». В самом названии своей группы, они старались заложить особый смысл: группа должна была, как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т.
— одно из самых сильных произведений антифашистской литературы. Ярким примером этого мироощущения может послужит работа Эгона Шиле (Egon Schiele) "Осеннее солнце и деревья" (1911). Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции. время вокруг Первой мировой войны и социальных потрясений в Европе (в Германии, прежде всего), когда именно Э. в искусстве наиболее полно выражал дух времени, был адекватен социально-политическим перипетиям и потрясениям и психологическим настроениям многих европейцев, особенно — художественно-интеллектуальных кругов. Лишь при таком взгляде обнаруживаются линии исторического развития, которые только и могут придать смысл изучению искусства» (Р. Хаман, Й. Херманд). Гротесковость и искажение формы в их работах – важная составляющая.
«Не падающий камень, а закон тяготения» (Э. Это явление получило теоретическое обоснование в книге основоположника абстракционизма, члена группы «Синий всадник» В. Кандинского «О духовном в искусстве» (1912).
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Многие из этих элементов музыкального языка Э. были абсолютизированы и иногда доведены до принципиального абсурда наиболее продвинутыми композиторами второй пол. Программным стал фильм немецко-австрийского производства «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), в фантастическом сюжете которого выступили персонажи, олицетворявшие изуродованное сознание режиссер К. Мартин снял фильмы «С утра до полуночи» (1920) по пьесе Г. Кайзера и «Дом с окнами на луну» (1922), экспрессионистские фильмы создавали Ф. Ланг, Ф. В. Мурнау и др.
Большую роль в утверждении и распространении экспрессионизма сыграли издательства «Ровольт» (основано в 1908 в Лейпциге Э. Ровольтом) и «Курт-Вольф-ферлаг» (1912–1931), основатель которого К. Вольф посвятил свою жизнь преимущественно пропаганде экспрессионизма. Экспрессионистские традиции в абстрактном искусстве продолжили абстрактный экспрессионизм и ташизм (Д. сатириком. Обратим внимание на финал "Седьмого креста".
Тема пр-ий – одиночество человека. непосредственно разрабатывал новую эстетику и впервые в коллективном манифесте «В борьбе за искусство» (поступил в продажу в июле 1911) дал культурологическое и искусствоведческое обоснование термина «экспрессионизм», который с того времени получил распространение в Германии: в каталоге 22-й выставки Берлинского сецессиона (1911) «экспрессионистскими» были названы картины представленных там французских художников (Ж. Брака, М. Вламинка, П. Пикассо, Р. Дюфи, А. Дерена и др. ). Его жена Мюриэль. В начале 1910-х гг. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии.
она переселилась в Берлин и прекратила свое существование в 1913г. Дочери, сломленные самодурством матери истязают себя и других. Так в 1905 г. в Дрездене появилась группа под названием «Мост» В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. Он переведен на многие языки. Реализован этот замысел в картине одного дня из жизни трех основных героев -Леопольда Блума, агента рекламного отдела одной из дублинских газет, его жены Мэрион (Молли) -певицы, писателя Стивена Дедалуса, преподающего историю в гимназии Дублина.
Так что с программным выступлением Лорка обращался к коллегам. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. По словам Кшенека, с именем Шёнберга «связано великое восстание против венского наслажденчества».
е. современность) с искусством пошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Э. Колдуэлл в годы войны был корреспондентом в СССР и на основании увиденного создал книги о героическом сопротивлении советских людей фашистским захватчикам «На дороге к Смоленску» (1942), «Москва под огнем» (1942). «Над пропастью во ржи» 1951год.
Одна из первых антологий экспрессионистской поэзии носила характерное название «Сумерки человечества» (Берлин, 1920). Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. Однако трактовались эти гуманные идеи в духе беспросветного отчаяния и пессимизма. Но это лишь незначительные детали в произведениях выдающихся мастеров. Лорка в «Бернарде Альбе» овладел реалистическим методом. Опыт Пруста — изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» — имел большое значение для многих писателей XX века.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения.
Замысел этого романа связан со стремлением создать «универсалию» жизни и человека, современную «Одиссею», в которой претворяются извечные начала бытия. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Вот таким образом отдельные положения творческой программы, обоснованной экспрессионизмом, находят прямое созвучие с устремлениями и опытами писателей, не принадлежавших этому направлению: австрийского прозаика Ф. Кафки (новеллы «В исправительной колонии», 1919 «Превращение», 1916), Л. Андреева (драмы «Тот, кто получает пощечины», 1915 «Собачий вальс», 1916), русских футуристов, в особенности, молодого В. Маяковского. Многие представители «активистского крыла» экспрессионизма вступили в КПГ, сотрудничали в журнале «Линкскурве» («Linkskurve», «Левый поворот») и других партийных изданиях.
30-е годы – время обострения общественной борьбы в Англии. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. «Распад и торжество» («Verfall und Triumph», 1914)– лучшее собрание экспрессионистской поэзии Й. Р. Бехера, давшее символическую формулу всему движению. Вот таким образом многие экспрессионисты подчеркивали приоритет «содержания», доходя до отрицания «формы», выдвигая на первый план абстрактные этические ценности– «убежденность, волю интенсивность, революцию» (К. Хиллер) или «визионерство– протест– преображение» (Г. Бенн).
Произведения об антифашистской борьбе пишет Д. Стейнбек («Луна зашла»-1942, «Бомбы вниз»-1942). Их издание окончательно прекратилось в 1933, когда победивший в Германии фашизм объявил творчество приверженцев экспрессионизма разновидностью «дегенеративного искусства», подлежащего запрету, тем более что многие его представители придерживались левых и коммунистических взглядов. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. В 1911 году в своей статье в журнале "Штурм" он назвал экспрессионистами французских художников Винсента ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Анри Матисса (Henri Matisse). В фантастической войне, которую рисует автор, выступают не только «саламандры против людей», но и «люди против людей».
Все остальное – хаос, сплетение случайностей. Все герои С погружены в свой внутренний мир.
Об этом свидетельствует тот факт, что представленные в экспозиции работы вызвали громкие нападки не только представителей академического искусства, но и импрессионистов, в частности председателя «Берлинского Сецессиона» (художественное объединение, противопоставившее себя академическому искусству) Ловиса Коринта. Ф. Ведекинд, предваривший в трагедии «Пробуждение весны» («Frhlingserwachen», 1891, поставлена 1906) некоторые характерные черты экспрессионизма, был постоянным посетителем богемных кафе в Мюнхене, Цюрихе, Лейпциге, Берлине, Дрездене, а в 1908 стал выступать в мюнхенском кабаре «Одиннадцать палачей» («Die elf Scharfrichter»), близком экспрессионистам по резкому антибуржуазному пафосу. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили.
«Художник должен передать тот крик, который испускали бы вещи, если бы они не были немы», – заявлял Г. Бенн, поэт-экспрессионист. Её главное кач-во – бездуховность. Но выражается этот интеллектуализм в чрезвычайно специфической форме. Новое искусство было замечено.
Начались преследования коммунистов, социалистов, демократов, всех людей доброй воли. и Т. Манны, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг), другие брошены в тюрьмы (В. Экспрессионисты искали жесткие, пронзительные, порой дисгармоничные звучания цвета, которые будоражили чувства людей. В этих необыкновенно тяжелых условиях одни художники вынуждены были покинуть страну (Г. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов.
В этом была их схожесть с фовистами. Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, в музыке Берга явственно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания», для Веберна в его духовном развитии чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, великих контрапунктистов XV—XVI веков и философско-поэтическое наследие Гёте.
Он стремился убедить их, что нужен новый театр — театр с «развёрнутыми крыльями». Само название этого направления (от лат. Коллизии «Войны с саламандрами» в иносказательной форме правдиво отражали основные тенденции исторического процесса. С этим изданием были связаны художники группы «Синий всадник», в нем печатались Гийом Аполлинер, Марк Шагал, Оскар Кокошка.
Родители актеры. В последней драме Лорки «Дом Бернарды Альбы» (1936) – классически строгими и скупыми средствами изображено тягостное бремя патриархального обычая, согласно которому Альбе и ее дочерям приходится соблюдать траур по их отцу на протяжении восьми лет.
Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Герой этого искусства достаточно редко выступает как конкретная личность, наделенная индивидуальностью и полнотой жизненных отношений чаще всего это абстрактный человек, чьи связи с непосредственным, реальным бытием почти полностью рассечены. Для Синего всадника, в противоположность объединению Мост, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира.
Своеобразная сценическая форма (в пьесе наряду с реальными людьми действуют умершие, но оставшиеся жить в памяти героини муж и сыновья) придает пьесе особую драматическую выразительность. Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Зараза гитлеризма проникла в самую гущу трудящегося населения страны, – об этом говорит и страшная судьба Валлау, которого предал бывший товарищ.
Таков беспощадный вывод писателя. Хиндемит, Б. Барток). Художники, составлявшие другую группу – «Синий всадник», возникшую чуть позднее, в Мюнхене (1911 – 1914 гг. ), так же внесли сою лепту в развитие экспрессионизма в живописи. Эти люди высоко чувствительны, тонко организованные. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев.
«Штурм» и «Акцион» стали основными журналами новой школы. Значительную роль в этом движении сыграл Ральф Фокс, крупнейший литературный теоретик и критик, который с марксистских позиций рассматривал развитие литературы и искусства (книга «Роман и народ»-1937). В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Во французском языке оно так же звучит аналогично этому. Принес С популярность.
Чертами экспрессионизма наделены и многие скульптурные произведения. Ф. Марк вслед за Кандинским стремился к выражению в искусстве духовного начала и с горечью констатировал «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях».
Две мировые войны, начатые Германией в XXв. При этом он радикально разрывал связи с традиционным искусством, смело нарушая пропорции, сознательно искажая изображаемые предметы. В ранний период своего творчества, до 1920-х гг., он использовал характерные для экспрессионизма свободный выбор очень ярких красок и рисунок, состоящий всего из не скольких сильных линий. Экспрессионизм (лат.
Джером Селенжер – 1января 1919г – рождение. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. «Литературные кафе и кабаре»). Сем-во М – богато. «Дух обладания» восторжествует над «духом познания», если.
Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. в 1925).
Свои взгляды на театральное искусство Лорка изложил в «Беседе о театре» (1935 г. ). В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. (эта группа распалась в 1914г. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
В литературе экспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоциональности, гротеску, мистико-фантастическим образам и ситуациям изломанному напряженному стилю, острому монологизму) характерны для писателей, группировавшихся вокруг журналов «Штурм», «Акция» и др. Картон, масло, темпера, пастель. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Экспрессионизм (от фр. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др.
В этом трагическая вина Йермы. Человек неповторим. С задумывается о хар-ре Америк. цивилизации. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Поэзия мировой революции» (Потсдам, 1919). Идея и проблематика.
Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство. Пишет в юности. Несколько иначе обстоит дело в живописи (где это течение связано в основном с немецкой художественной школой) и в музыке (австрийский музыкальный экспрессионизм).
(глас чистота)Главное их качество – духовность. С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Новый (и различный) взгляд на христианство стремились выразить Э. Нольде и Ж. Руо. В Вене, чей уклад характеризовался особой консервативностью (в том числе и в области музыкальных вкусов), где культивировалось легкое, гедонистическое отношение к жизни, всплеск экспрессионистской стихии оказался наиболее мощным. и особенно — немецкого авангарда.
Была введена жесточайшая цензура. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871—1922) «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах). Среди пражских писателей этой группы – Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер.
В музыке предтечей Э. считается Вагнер, а собственно к Э. относят, прежде всего, «нововенцев» А. Шёнберга (сотрудничавшего с «Синим всадником»), А. Берга, отчасти А. Веберна, раннего Г. Эйслера. В 1910г. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». В 1932— 1934 годах Чапек опубликовал ряд публицистических заметок о немецких и итальянских радиопередачах и трансляции речей Гитлера и Муссолини («Голоса из Германии», «Голос из репродуктора», «Муссолини по радио»).
Периодом расцвета считаются 1905–1920гг., т. е. живает и генетические связи с романтическим миросозерцанием. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. «Между всеми ядовитыми животными саламандра самое зловредное, — писал Плиний. — Другие животные ранят только отдельных людей и не убивают многих сразу, кроме того, животные, ранившие человека, всегда умирают и более не могут жить на земле, саламандра же, напротив, может уничтожить целый народ, если только люди не остерегутся».
«Театр и экспрессионизм»). Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. Выражение вместо изображения интуиция вместо логики – принципы экспрессионизма. «Распад» буржуазного общества и неминуемую последующую кару за грехи цивилизации экспрессионисты, ощущавшие себя насильственно втянутыми в смертельный круговорот истории, воспринимали как освежающую, очистительную «бурю», приближение которой они хотели ускорить патетическими заклинаниями. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Этим единством органического (животного, в частности) мира и космоса в целом идеями «мистико-имманентной конструкции» мироздания (усмотренной Марком еще у Эль Греко) пронизано все его творчество.
Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. В о0-е годы происходит перелом в мировоззрении Р. Роллана и он пишет свои знаменитые статьи «Прощание с прошлым», «В защиту нового мира», «Через революцию к миру».
История семи заключенных, которые бежали из гитлеровского концлагеря Вестгофен и из которых только один сумел спастись, волновала читателей разных стран задолго до того, как книга смогла увидеть свет в послевоенной Германии. С гипертрофией субъективного начала в экспрессионизме связан и способ отражения действительности, подвергающий сомнению возможность рационального познания истины и ставящий в центр отношений человека и окружающего мира «внепонятийные» формы контакта. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. Из-за этой двойств-ти существования он обречен на гибель.
С нивелировкой и «отчуждением» личности, со всесилием стандарта, с распространением бездуховной «массовой культуры», с культом утилитаризма и жестокости. 91 х 73, 5 см. Экспрессионизм был не художественным стилем (единого экспрессионистского стиля не существовало), а, прежде всего, способом мирочувствования, на основе которого могли возникать разные формальные решения с разными идеологическими и эстетическими доминантами, причем в визионерстве многих экспрессионистов было нередко заключено предчувствие своей собственной трагической судьбы. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну.
Наиболее ярко экспрессионизм проявился в искусстве Австрии и Германии. Тогда же К. Хиллер перенес это обозначение на литературу: «Мы– экспрессионисты. 7 детей:Симор (философ, поэт, филолог, родился в 1917г, самоуб-во в 1948 году), Бадди (1919год. летописец семейства)Ю Беатрис, Уокер, Уолл, Зеккери, Френсис. Линдсей, Г. Гиббон, Д. Корнфорд, Р. Фокс, К. Кодуэлл) начинают борьбу за социалистическую литературу и марксистскую эстетику, принимают активное участие в антифашистской деятельности. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания».
Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона ОКейси, Убийство в соборе (1935) Т. С. Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями.
В 1912г. В музыке не сложилось группировок, подобных творческим объединениям литераторов или художников (Нововенская школа лишь в отдаленной степени может служить им аналогом), но именно музыка едва ли не опережала литературу и живопись по интенсивности выражения экспрессионистской позиции. Программный характер носило опубликованное в печати обращение группы «Мост», которое сформулировал глава и вдохновитель объединения – Эрнст Кирхнер. В последующие годы экспрессионизм теряет абстрактно-космический пафос всеобщего братства, рождающегося в экстатическом «крике»-протесте против изжившего себя «старого» мира и в столь же экстатическом визионерском провидении «нового мира» и «нового человека». Её влияние чувствуется в произведениях крупнейших композиторов современности, как, например, К. Пендерецкого. В доминанту экспрессионистского мироощущения входило восприятие несовершенства окружающей действительности (цивилизации) как вселенской, космической катастрофы.
других художественных направлений (в том числе эстетского кружка С. Георге в литературе, стиля модерн в изобразительном искусстве и др. ) состоит в безжалостном отрицании господствовавших норм, ценностей и официально культивируемых (или ставших каноном) вкусов. Журналом «Акцион» с самого начала была заявлена гражданственная позиция, определившая его антимилитаристскую, социально-критическую направленность. У истоков экспрессионизма стояли объединения молодых немецких художников – дрезденская группа «Мост» (1905) и мюнхенская «Синий всадник» (1911)1. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер).
Это недостижимая мечта. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост» стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Это поверье древних Чапеку, по всей видимости, было хорошо известно. СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР. Лени.
Э. Ласкер-Шюлер и Х. Вальден организовали в 1905 в одном из берлинских кафе «Объединение искусства» («Verein fr Kunst»), которое посещали П. Хилле, А. Дёблин, Г. Бенн. Интенсивность изображения могла достигаться и с помощью риторических средств, нагнетания патетики, суггестивной экспрессивности (Ф. Верфель, Й. Р. Бехер, Э. Толлер и др. ), симультанности, техники монтажа, смелой метафорики (в зрелом творчестве Г. Гейма, Э. Штадлера и др. ), но и за счет гротеска, алогизма или афористической краткости (Б. Брехт, ранний Г. Бенн, отчасти К. Штернгейм и др. ). В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. В восприятии героя доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания.
Провозгласив тезис о приоритете художниками, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент на выражении души художника, его внутреннего «я». Например, в пьесе Юджина ОНила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя. после выпуска Кирхнером «Хроники Брюке», с которой не были согласны другие члены объединения) альманахом «Der Blaue Reiter» («Синий всадник»), организованным В. Кандинским и Ф. Марком в 1911г. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Под стать этому смутному настроению – серое небо, дождь.
экспрессионизм получил свое организационное и теоретическое оформление. У этих писателей с большей или меньшей прямотой выражено представление о драме как средстве доказательства определенной идеи, так что пьеса носит осознанно схематизированный, «тезисный» характер. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Примерно в то же время возникли и первые литературные объединения экспрессионистов. Философ выделяет 2 типа эстетического начала, которые он называет аполлиническим и дионисическим. Одна из пьес названа «Кровавая свадьба» (1933 г. ) и уже в самом названии заключено противоречие: свадьба — это праздник, а не кровь.
наруживается дисгармонический поворот в сторону «я». Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. По-своему человеческим распадом любовался и Г. Бенн, регистрируя его с хладнокровием анатома («Морг и другие стихотворения», «Morque und andere Gedichte», 1912– поэтический сборник, ставший знаком немецкого экспрессионизма). Жизнь человека вне свободы противоестественна, разрушительна и губительна. Кафка, И. Бехер, Б. Келлерман, Г. Гессе).
Возникла в 1905 году. и окончившиеся для нее катастрофическими поражениями, революция и гражданская война 1918–1923, нацистская диктатура 1933–1945, послевоенная разруха и раскол страны на два враждебных друг другу государства– вот что обнаружилось за пророчествами экспрессионистов, говоривших о «конце света» и обращавших свой «крик» к Богу, к звездам, к человечеству или просто в никуда. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским.