Картины Модильяни, Кирхнера, Мунка Кандинского, Нольде и большинства ярких представителей- экспрессионистов поменяли воспринятие людей, свели точку зрения и приготовили мир к восприятию нового, еще более причудливому и странному искусства. Четыре величайших экспрессиониста в Эколь де Пари: Франк Купка, Амедео Модильяни, Хаим Сутин и Пабло Пикассо. Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США (Юджин ОНил) и России (пьесы Л. Андреева), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела— резких движений и характерных жестов (биомеханика).
Экспрессионистический – ЭКСПРЕССИОНИЗМ, -а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую иногда гротескную эмоциональную выразительность образа. После прихода власти нацистов в 1933 году многие кинематографисты экспрессионистского направления, включая Ланга, перебрались в Голливуд, где внесли весомый вклад в формирование американских жанров фильма ужасов и фильма-нуар. Писали: импрессионисты и экспрессионисты имажинисты и конструктивисты, люминисты и неоромантики, неоклассики и беспредметники, лефовцы и перевальцы. А тут нас снова ждал грустный перечень самоубийств абстрактных экспрессионистов: Горки повесился в 1948 году, Поллок разбился пьяный на машине и почти одновременно застрелился Китчен – в 1956 году, а затем в 1970 до смерти себя изрезал Ротко, ужасающее было зрелище.
Герой экспрессионистского искусства постоянно пребывает в критическом эмоциональном состоянии. Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания. Экспрессионист рэ, экспрессиониста, муж.
В отличие от экспрессионистов Дос Пассос при высокой степени обобщенности характеров сумел сохранить их жизненность. В Америке к экспрессионистам причисляют таких представителей абстрактного искусства, как К. Стилл, Д. Поллок, Х. Хофманн. Доминанта самосознания в построении героя верно уловлена экспрессионистами, но заставить это самосознание раскрыться спонтанно и художественно – убедительно они не умеют.
(рэ), экспрессиониста, м. (искус. ). Всякий экспрессионист думает, что он пророк, глашатай новых великих истин. Von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов (см. : Экспрессионизм). Доминанта самосознания в построении героя верно уловлена экспрессионистами, но заставить это самосознание раскрыться спонтанно и художественно убедительно они не умеют.
Экспрессионист, экспрессиониста, муж. Среди других выдающихся экспрессионистов – Оскар Кокошка, Макс Бекманн (1884–1950), Жорж Руо и Хаим Сутин. Определение «драма крика», связанное с экспрессионистской драматургией, можно отнести ко многим жанрам экспрессионистского искусства, в том числе музыкального.
Экспрессионист, а, м. (искус. ). Джой казалась личиночно-белой и обрюзгшей, болезненное изобилие плоти, затянутой в черное кружево, монструозная икона сексуальных снов немецкого экспрессиониста. Среди немецких экспрессионистов есть и имя австрийца чешского происхождения Оскара Кокошки – одного из столпов, ведущих художников этого течения в искусстве. На ней была представлена блестящая коллекция современной живописи – Кокошка, Шагал, работы экспрессионистов и импрессионистов. Экспрессионист а, м. expressionniste.
Визуальный «наезд» в своих художествах начали практиковать модернисты, футуристы и экспрессионисты ещё в начале XX в. Для экспрессионистов было вовсе не важным физическое подобие, они хотели выразить своё впечатление от предмета через образ. Художники-экспрессионисты создавали внутренне напряженные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небрежные движения кисти.
– Только это может быть экспрессионизмом»). Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Предшественниками экспрессионизма считаются бельгийский художник Д. Энсор, голландец В. Ван Гог, француз П. Гоген, а также художники – символисты. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Я делал портреты этих людей в их тревоге и страдании». Тогда как в музыке А. Веберна полностью воплотился идеал духовности без чувств (ср. Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности они отказались от широкой напевной мелодики, ясных тональных устоев принцип атональности способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Наиболее вер-ными последователями экспрессионизма остались А. Кубин (иллюстратор Достоевского, Гофмана, Э. По), по духу близкий к Ф. Кафке и О. Кокошка с его работами, навеянными идеями З. Фрейда. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество.
Правда, там Кокошка учился без особого рвения – его больше увлекало сочинения драм в стихах: «Сфинкс и соломенное чучело», «Убийца – надежда женщин», афиша к которой стала одним из главных произведений экспрессионизма, а сама постановка этой пьесы в 1910 году вызвала скандал, лишивший Кокошку стипендии. Стремясь найти предельно выразительную (экспрессивную) форму, они словно «выплескивали» свои чувства и переживания на холст изображая мир в беспокойном движении, непостижимо хаотическом столкновении сил, враждебных человеку. Его характерной чертой является социальная направленность и социально-критический пафос. Преображение действительности, к которому страстно призывали многие экспрессионисты, должно было начаться с преображения сознания человека. При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»).
Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке Шёнберга в 1910-е годы, в начале 1920-х сменяется додекафонией. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.
Здесь возникли одни из первых образцов абстракционизма. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм.
(Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). В музыке хотели видеть идеальный пример художественной абстракции игры «чистых форм», которые говорят о духовном, не снисходя до реального. В 1905г. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Умер Поллок 11 августа 1956. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер. Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции.
Некоторые приемы живописи этих художников заимствованы из ксилографии (гравюры на дереве), технику которой они пытались возродить (угловатые, словно рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты). Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Наибольшее развитие получил в начале XX века. Например, в драме Чапека R. U. R. В театре шли пьесы И. Бехера, Ф. Верфеля, В. Газенклевера, Г. Кафзера и др.
Очень распространены мотивы боли и крика. Их музыка была лишена равновесия, обращалась к сфере подсознательного. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Две конфликтующие силы находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Персонажи представляли собой не индивидуальности, а скорее типы, вроде «солдата», «рабочего» или были персонификацией абстрактных идей.
Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль). Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. Среди пражских писателей этой группы— Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер.
После этой выставки Кокошка получил репутацию «великовозрастного сорванца» – представленные работы были все сплошь изображениями обнаженных девушек. Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. После подписания Мюнхенского соглашения (1938 год, согласно соглашению Чехословакия передавала Германии Судецкую область), Кокошка понял, что страна теряет суверенитет и уехал в Лондон, через несколько лет став гражданином Британии. Такие черты экспрессионизма, как акцент на внутреннем сознании и прием «реорганизации» реальности для отражения точки зрения этого сознания, также характерны для творчества Вирджинии Вулф, Джеймса Джойса, Уильяма Фолкнера, Сэмюэла Беккета и Джона Хоукса (род. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др.
Экспрессионизм породил принцип «дробного» изображения мира. еxpressionismе, от лат. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Такое понимание сущности творчества отличало участников крупнейших объединений художников экспрессионизма: берлинской группы «Мост» во главе с М. Пехштейном и Э. Нольде, мюнхенской группы «Голубой всадник», к которой принадлежал и работавший в Германии русский художник В. Кандинский. лат.
Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Среди пражских писателей этой группы— Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, . Их произведения были близки к мистическим идеалам немецких романтиков. Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Многие представители Э. стали на путь создания крайне модернистских, в том числе абстрактных произведений, другие сближались с реализмом (немецкие художники Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дике).
Но она страшная. и объединяло поэтов Германии (Г. Гейм, Г. Бенн, Б. Брехт) и Австрии (Г. Тракль, Ф. Верфель).
(от лат. В музыке Шёнберга стихия чувства еще оказывает мощное давление на воздвигнутую перед ней «плотину»: возникает противоречие между эмпиризмом перевозбужденных, хаотически разорванных состояний и жестко рациональной системой их обуздания. Принцип выражения преобладает над изображением. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Именно тогда Кокошка создал знаменитую серию «психологических» портретов, отличавшуюся неповторимым индивидуальным стилем: неровные линии, мерцающие краски, невероятная эмоциональность. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим.
Экспрессионисты создавали свои картины, руководствуясь прежде всего эмоциями. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»).
Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. Экспрессионизм был распространен в кино 1915–1925 гг. Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества.
Персо-нажи были лишены индивидуальности и служили ру-порами каких-либо идей. Такая творческая установка неминуемо влекла за собой деформацию образов. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. В архитектуре (Р. в 1925).
В основном, это граничит с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Это помогало выразить зыбкие душевные состояния. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы, оказав влияние на драматургию Б. Брехта иС. Беккета, на прозу Ф. Кафки и Г. Майринка. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. Экспрессионизм (от лат. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии.
После войны мно-гие художники ушли в абстракционизм. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории. В 10-20-е годы прошлого века были созданы важнейшие образцы музыкального экспрессионизма: монодрамы «Ожидание», «Счастливая рука», Пять пьес для оркестра и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, а также «Симфония» ор. 21 Веберна.
Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Кроме того, в 1908 году Кокошка публикует сборник стихов «Мечтающие мальчики» и участвует в выставке, организованной «Венскими мастерскими». Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Наивысшего расцвета в литературе экспрессионизм достиг в драматургии.
Принцип выражения преобладает над изображением12. Близки к экспрессионизму были Ф. Кафка и Л. Андреев.
В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности.
Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Это течение было настолько популярно в двадцатых, что захватило все направления искусства и ярко проявилось в живописи, литературе, музыке, театре, архитектуре и кинематографе. Она страшная, эта музыка.
На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. Очень распространены мотивы боли и крика. Событием в литературе того времени стали романы и рассказы писателей экспрессионизма, в частности, сборник новелл «Человек добр» (1917) Л. Франка, в котором с тщательно подобранными отталкивающими подробностями показано озверение людей в окопах и развенчаны прекраснодушные иллюзии относительно действенности гуманных норм. Bracke).
Э. Мунк «Крик» (1893). Литература экспрессионизма призывала к исправлению действительности, которое должно было начаться с преображения человека. Часто использовались галлюцинации, сны, видения безумцев и т. п. Ученик Шёнберга Альбан Берг создал единственное в своем роде экспрессионистское сочинение, отмеченное духом социального критицизма, — оперу «Воццек». Например, в пьесе Юджина ОНила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя. В результате объединение официально прекратило существование.
«пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост».
В экспрессионизме было много противоречий. Оно существовало в1911–21гг. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников.
Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Само название этого направления (от лат. expressio– выражение), художественный стиль в искусстве модернизма, пришедший в 1910-х гг. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». В переводе с латинского «expressio» означает «выражение».
Эмоциональная атмосфера– ужас, глубокая печаль. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. До этого скандала Кокошка начал работать на «Венские мастерские» – объединение мастерских художников и ремесленников – рисовал почтовые открытки с виньетками.
Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. Все остальное – хаос, сплетение случайностей.
В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Германия также не осталась в стороне. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». на смену импрессионизму и получивший распространение в литературе авангардизма. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. Я узнавал его, несмотря на изысканный, барочный образ их жизни.
И сегодня среди экспонатов любой художественной выставки почти в любой стране можно увидеть отголоски того пламени, которое пылало в душах первых экспрессионистов. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого». Тенденции:1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм3) безудержная эмоциональность4) абстракционизм. В русле экспрессионизма возникла идея духовности искусства, высшая чистота которого требует полного освобождения от мира чувственно-конкретного. Архитектурное образование не соответствовало внутренним побуждениям к служению живописи и художники по призванию, начали трудиться на поприще, которое позволяло им проявить свою индивидуальность, а работа в коллективе только способствовала этому все вместе делили и нехитрый быт.
«Штурм» и «Акцион» стали основными журналами новой школы. В искусстве экспрессионизма жизнь надлежало не описывать, не подчинять абстрактным философским концепциям, но выражать, проникая в потаенный смысл, активно вторгаясь в реальность и воздействуя на все происходящее в мире. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
В духе экспрессионизма само углубленное заглядывание в человеческую душу, в которой не находится ничего светлого наконец, мрачное учение о бессознательном. Заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока, Океании. В 1912г. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924).
Термин предложен издателем журнала «Штурм» Х. Вальденом в 1911. стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм), в станковой и книжной графике. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Новая техника должна была воздвигнуть преграду для «романтической красоты чувства» теперь всё душевное и прекрасное воспринималось как тривиальное, нетерпимо благодушное и потому ложное, эгоистически отгораживающее себя от кошмара и абсурда реальной жизни. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот.
мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Ту точку зрения на творчество, оказавшейся ключевой для экспрессионизма, в большей мере определил Фридрих Ницше. В целях достижения большей выразительности формы фигур и предметов в их произведениях искажены, заострены и преувеличены, цвета «кричат», краски положены тяжелыми массами.
91 х 73, 5 см. Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Драматурги-экспрессионисты отвергли театральные условности, несущественные для выражения главных идей своих пьес. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Среди экспрессионистов были поэты Г. Бенн, И. Бехер, прозаики Г. Мейринк, Л. Франк. В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост».
Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить. Для Веберна же чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, а также философско-поэтическое наследие Гёте. Эволюция отд. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Другое объединение, относящееся к экспрессионизму, возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе В. Кандинского и Ф. Марка — «Синий всадник». Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам.
– Гюбнер). в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности.
Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
На немецком языке писали также авторы т. н. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. У этих писателей с большей или меньшей прямотой выражено представление о драме как средстве доказательства определенной идеи, так что пьеса носит осознанно схематизированный, «тезисный» характер. Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом.
К началу первой мировой войны оба объединения распались. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. expressio, франц. Вайоминг). Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих».
В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. Новый метод полностью ликвидировал принцип централизации звуковысотных элементов музыки, заменив их условной «интервальной» организацией музыкальной ткани. В новой манере были написаны преимущественно камерные пьесы. В 1910г. Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг.
В кино экспрессионизм достиг пика в немецком фильме Кабинет доктора Калигари (1919). На немецком языке писали также авторы т. н. Еще более значительный отклик получила драматургия экспрессионизма: пьесы Г. Кайзера, Э. Толлера, впоследствии — молодого Б. Брехта («Что тот солдат, что этот», 1927 «Святая Иоанна скотобоен», 1932), начинающего Ю. ОНила («За горизонтом», 1920 «Косматая обезьяна», 1922). Экспрессионизм имел своих выразителей в скульп-туре (Э. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства.
Кафка и Г. Майринк). Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки.
Барлах), в архитектуре (Р. Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25.
Их издание окончательно прекратилось в 1933, когда победивший в Германии фашизм объявил творчество приверженцев экспрессионизма разновидностью «дегенеративного искусства», подлежащего запрету, тем более что многие его представители придерживались левых и коммунистических взглядов. Итогом экспрессионизма в музыке стало создание этими композиторами додекафонии. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912).
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. В экспрессионизме эта позиция привела к вытеснению из искусства естественно человеческого. Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Экспрессионисты, будучи современниками 1-й мировой войны, рисовали апокалиптический мир.
Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника— Арнольда Шёнберга и у его учеников— Альбана Берга и Антона Веберна. Резкая оппозиция отмиравшему романтизму и утонченным эстетским школам начала XX века сближала эту группу с конструктивизмом молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов группы «6» («Les Six»)— Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер. В творчестве Шёнберга и др. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Но все же определить коротко и точно, что такое экспрессионизм, по мнению Владимира Нейштадта, не представляется возможным: «Подобное определение неминуемо впало бы в догматичность.
в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». Недовольство его героев окружающим миром и порядками выливается в пассивность или анархический бунт. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.
Для живописи экспрессионистов характерна изломанность линий, деформированность пространства, резкость цветовых сочетаний. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Вот таким образом отдельные положения творческой программы, обоснованной экспрессионизмом, находят прямое созвучие с устремлениями и опытами писателей, не принадлежавших этому направлению: австрийского прозаика Ф. Кафки (новеллы «В исправительной колонии», 1919 «Превращение», 1916), Л. Андреева (драмы «Тот, кто получает пощечины», 1915 «Собачий вальс», 1916), русских футуристов, в особенности, молодого В. Маяковского. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк.
герои лишь иллюстрируют общие тенденции, которые изображает автор. В то время шла борьба нацистов с «дегенеративным искусством», а картины самого Кокошки были объявлены «вырожденческими». Писатели-экспрессионисты объединялись вокруг журналов «Штурм» (1910–1932), «Акцион» (1911–1933), «Вайсен блеттер» (1913–1921). Реформа А. Шенберга явилась для тех лет наиболее радикальной. В этих произведениях узнавались черты африканской пластики, немецкой готики и народного искусства.
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало— это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). С историей экспрессионизма соотносятся и различные явления итальянской, польской, хорватской литератур, в которых на какое-то время значительной становилась роль авангарда.
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Тогда он начал подписывать свои творения монограммой «ОК», сохранив эту незамысловатую подпись и в дальнейшем. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга).
Действие строится как открытое столкновение антагонистических верований и воззрений. Многие из них исповедовали «эстетику безобразного» (особенно Г. Бенн).
В 1910г. Члены группы стремились создать своими произведениями «мост» между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения».
Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. Вот таким образом в мире изображаемом экспрессионистами, все зримо, выпукло, гиперболизировано. Начало экспрессионизму как художественному направлению было положено в 1905 г. организацией в Дрездене объединения «Мост» студентами архитектурного факультета Высшего тех-нического училища Э. Л. Кирхнером, Э. Хеккелем и К. Шмидт-Ротфом.
Его элементы можно обнаружить, например, в пьесах Серебряный кубок (1928) и За оградой (1933) Шона ОКейси, Убийство в соборе (1935) Т. С. Элиота, Наш городок (1938) и На волосок от гибели (1942) Торнтона Уайлдера. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.
В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. К нему примкнули А. Макке, П. Клее, А. Явленский, Г. Кампендонк, А. Кубин. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Действие в них развивалось не постепенно, а толчками, от одной сцены к другой.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Экспрессионизм создавал образ фантастического мира, натура заменялась декорациями использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887–1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883–1914). Картон, масло, темпера, пастель. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса.
фр. Стиль поэтов-экспрессионистов имел и оригинальные черты при изображении мира они нередко применяли прием совмещения пространственных точек зрения: одновременно показывали и вещь (крупным планом) и достаточно огромное окружающее пространство (общим планом). «Экспрессионизм родился на гребне большого исторического конфликта, но он— его гипертрофированное, болезненное и неистинное отражение» (Г. А. Недошивин).
Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Штейнер, Э. Мен-дельзон и др.
Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары». Персонажи становятся просто масками, воплощающими ту или иную позицию. В 1912г.
Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884–1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Малопримечательные, на первый взгляд, картины современной уличной жизни получали под кистью экспрессионистов бьющую через край эмоциональную окраску. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. Значительными были и достижения экспрессионизма в кинематографе (фильмы немецких режиссеров Ф. Ланга, Г. В. Пабста).
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Это— высшее достижение музыкального экспрессионизма. Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса. Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы.
Имея тонкую и чувствительную натуру, художники пытаются с помощью художественных образов донести свое видение и переживания до зрителей. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. в Дрездене возникла группа «Мост» (Э. Л. Кирхнер, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, Э. Нольде, М. Пехштейн, О. Мюллер). К ним примкнули Э. Нольде, М. Пехштейн, Ван Донген и др.
Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего. Театр экспрессионизма оказал влияние на молодого Б. Брехта. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации.
Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры.
Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910–1925. В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов.
Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). К этому стилю близки индивидуальные манеры разных русских писателей начала 20в. : повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Большое место отводилось галлюцинациям, снам, кошмарам безумцев, для изображения которых применялись многократные экспозиции, наплывы. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Школа Шёнберга отходит от крупных симфонических форм, ясно ощущая, что атональность препятствует конструированию монументальных полотен. К концу 20-х годов остродиссонансная сфера серийно-атональной музыки трактуется Бергом и Шёнбергом уже как средство воплощения бесчеловечных сил, угрожающих миру (оперы «Лулу» Берга и «Моисей и Аарон» Шёнберга). Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями. Коллизия развертывалась обычно в условной исторической или фантастической обстановке. (1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей.
«пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Картины Экспрессионизм. В этом была их схожесть с фовистами.
Члены «Моста» вместе и жили и работали.