В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Список древнеегипетских богов— список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии. Они просуществовали тысячелетия и исчезли с развитием египетской религии – системы верований и ритуалов. «завершенный, полный» либо «несуществующий») — древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне. Например, в сказке «Змеиный остров» («Потерпевший кораблекрушение») действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Плавая долгое время в водах океана, они создали яйцо и поместили его на единственное место над водой – Огненный холм.
Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить.
В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем— Ра, появившийся из хаоса— Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Однако были и такие животные, которые сами считались богами. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа — Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вот таким образом не следует удивляться сходству функций многих из них. Самый многочисленный пантеон древнеегипетских «первоначальных» богов существовал в мифологической версии сотворения мира, найденной в Гермополе. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила.
В гробнице фараонов Нового царства Сети I и Рамсеса III высечен текст сказания Истребление людей, который сопровождает изображение большой небесной коровы. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод— Нун. Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Но такой чести мог удостоиться далеко не любой бык.
Почитались в Куше также Ра, Онурис, Тот (см. Кроме того, древняя мифология Египта содержала истории о борьбе богов за власть. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем.
Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу и тот ожил. Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Согласно этой версии солнце родилось от союза земли и неба. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра.
Происхождение мифа относится ко времени начала обработки меди в Египте (согласно одному из текстов, Гор поразил крокодила гарпуном, сделанным из данного ему Исидой слитка меди). Кошки же охотились на этих вредителей. Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести.
В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Однако именно эта деталь, позволяет провести параллель со сходным обычаем у гарамантов и подтвердить вывод М. Матье в том, что хеб-сед был воспроизведением ритуальной смерти царя с последующим «оживлением», восшествием на престол с обновленными силами и возвращением ему «магической власти над природой». Трон Осириса на земле переходит к Гору.
В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. В тот год страна получила прекрасный урожай. В чём же состоит главная особенность этих древних сказаний и легенд. В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила». Встречаются лишь мелкие млекопитающие (пустынного типа): гиены, шакалы, лисы ихневмоны («фараоновы мыши»), дикий осел, кабан, тушканчик, египетский мангуст. Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. чужеземных стран, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. IV) тыс.
Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей — Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла искусства и т. д. ) языком и сердцем. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном — Нефертум, бог растительности. Из них местных (отдельные города, относительно небольшие территории), по разным подсчетам, — двадцать пять.
Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других— Акер. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». От радости Атум пролил слёзы, они капали на земную твердь и превращались в людей. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Успешность этого путешествия обеспечивали боги: Анубис отвечал за сохранность тела до погребения и после него, Селкет оберегала души мёртвых, Сокар охранял врата загробного мира, Упуат сопровождал души во время путешествия по Реке Мёртвых. Там же были упомянуты наиболее крупные военные походы и катастрофические разливы Нила.
ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога — быка Баты). Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. Таким образом, арабское «эль-Масри» можно перевести как «происходящий от Осириса». Вспомните русскую народную сказку про Бабу Ягу.
н. э. ), оставившего подробный труд «Об Исиде и Осирисе» и др. Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). По верованиям египтян, душа-Ба состояла из совокупности чувств и эмоций человека. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Амон («сокрытый», «потаенный»), в египетской мифологии бог солнца. Священными животными Сета считались свинья (отвращение для богов), антилопа, жираф, а главным был осел. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества.
На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Начиная с эпохи Среднего царства с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя «Осирис». Трон Осириса на земле переходит к Гору. Повсеместно египтяне почитали и уважали бога солнца Ра, а фараоны считались его детьми. Священное животное Амона — баран и гусь (оба — символы мудрости).
Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. И древнеегипетская не является исключением.
В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, царь всех богов, небесный заступник, защитник угнетенных (везир для бедных). Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Сехмет – (букв.
Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. – Вот мы. Кошка – хранительница урожая была настоящим членом семьи в египетском обществе. В этом городе египтяне держали священного крокодила. В пучине Великого Хаоса (Нуна) царили силы, направленные на разрушение, состоящие из трёх пар божеств: Низа и Ниаут, символизирующих пустоту, Тенема и Тенёмуит, обозначающих исчезновение во мраке, а также Герех и Герехт – богов ночи и тьмы. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времён года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей.
пол. «Так, в Мероэ обычай самоубийства царей по приказанию жрецов сохранялся до III в. н. э. ». Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Идёт Хатор к своему дому. Главой всех врагов солнца— Ра считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. Насчитывалось около ста двадцати божеств.
В этом случае длинные иглы пробивают кожу и сильно вонзаются в конечность. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Затем иглы из-за своей хрупкости обламываются и остаются в человеке.
Наиболее значительные из них— «Тексты пирамид»— древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги. Население Египта встречало богиню песнями и плясками. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превратившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвыхХентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Его символ — солнечный диск с распростертыми крыльями.
Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»).
Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. рис. ). Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Богиэннеадысчитались первыми царями Египта. Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Шу разъединил супругов.
Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей.
3-го тыс. Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Жена бога Пта. По окончанию эпохи эллинизма и установления господства Рима (Римский Египет), сложившаяся в Египте религиозная система не претерпела изменений, а процессы синкретизма греческой (а вместе с ней римской) и египетской религии продолжались наряду с параллельным развитием традиционных верований древних египтян. позволяют представить нам какой была религиозная и научная жизнь древних египтян.
Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. В период складывания древнеегипетского государства победа Гора интерпретируется как победа Верхнего Египта в борьбе за объединение страны, а Гор стал почитаться как бог— покровитель царской власти. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия.
Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Считается, что образ Исиды облегчил распространение культа Богородицы в христианские времена. В них содержались некоторые отрывки из «Текстов пирамид», но в основном эти надписи были уже результатом теологического творчества жрецов. У берегов Египта в Красном море есть большая вероятность сильно пораниться иголками морского ежа.
Мог свободно перемещаться между миром мёртвых и живых. Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Именно в них заложен смысл существования древних египтян и взаимодействие их с окружающим миром. рис.
Особенно много пресмыкающихся в пустынях, распространены: египетская кобра, (змея Клеопатры), эфа, гюрза, песчаные змеи и др., различные виды ящериц – вараны, гекконы, агамы. В отличие от Атума, Птах, создавший первых восьмерых богов, предварительно задумал творение в своем сердце (сердце— «седалище мысли») и назвал их имена своим языком (Птах творил «языком и сердцем», то есть мыслью и словом). На подобных представлениях о загробной жизни основывалось почитание древними египтянами обожествленных животных, в которых угадываются черты тотемного предка. Существовал также миф, согласно которому Pa-солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову (см. рис. ), Птах, Хнум, Хапи, Хатор (в мифе о её путешествии в Нубию богом, возвращавшим её в Египет, выступал отождествлявшийся с Шу Аренснупис). В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов.
Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Они поедали посевы и приносили большой урон урожаю. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут («небом»), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Древнеегипетская мифология, прежде всего, призывала человека не противиться происходящим событиям, не идти наперекор тому, что сейчас принято называть судьбой ибо всё, сделанное вопреки «мудрому порядку», обернётся против человечества.
Видимо из благодарности его и сделали священным. Ведь были же у мифических божеств такие же выдуманные семьи, родственники. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже замыслили против него злые дела, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охотыОнурис.
Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека. Жестокими и, следовательно, нелюбимыми высшими сущностями в Египте считались следующие: Себек – бог озёр и рек, умилостивить которого можно было только принесением ему больших жертв, Сет – владыка ветров и пустыни, Сехмет – богиня войны, жестокая и беспощадная ко всем людям. Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, её уход вызывал наступление засухи). «Дендера залита хмельным питьём, прекрасным вином. рис. ).
Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. До позднейших времен Нового царства сохранялся в Египте юбилейный праздник Хеб-сед (букв. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы. Поскольку сущность любой мифо-религиозной системы невозможно понять без знаний о происхождении ее создателей, географических, климатических и социальных условий, в которых она создавалась и развивалась, упоминания о них содержатся и в этом кратком обзоре истории возникновения и развития египетской мифологии. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами.
Праздниквозвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. В IV-III вв до н. э. египетским жрецом Мер-не-Тхути (Манефон) было написано сочинение «Египтика», в котором изложена история Древнего Египта с древнейших времен. Он бог производительных сил природы (в «Книге мёртвых» назван зерном, в «Текстах пирамид»— богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела».
По этому признаку приведенный текст назван Книгой Коровы. Вера, царившая в этой стране, предполагала наличие жизни после смерти. «Отрицательной исповеди», содержащейся в 125-й главе «Книги мёртвых» (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя ит. д., а также «чистый сердцем» («я чист, чист, чист», - утверждает умерший на суде).
Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Чтобы умершему не пришлось самому заниматься сельскохозяйственными работами, в гробницу ему клали «ушебти» – небольшие статуэтки, над которыми произносили заклинание: «Если причислят умершего к работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил песок.
По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слёз Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца. Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Все приведенные примеры свидетельствуют об африканских корнях древнеегипетской культуры. Боги эннеады считались первыми царями Египта. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории.
Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Числились и вообще так называемые второстепенные боги. до н. э. Многие дизайнеры создают интерьеры для дома и ресторанов в египетском стиле. Теперь борются две группы из которых одна в одеждах Верхнего Египта, а другая— Нижнего.
По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н. э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Египетский предлог «м» означает «от», а Асра, Асар или Усир – имя великого бога плодородия и загробного царства Осириса в греческой огласовке. Фивы исполнены ликования и весь Египет радуется.
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Таким образом древние египтяне изображали божество. В тот год страна получила прекрасный урожай. рис. ). «Могуче сердце твоё., о Великая, ставшая небом. до н. э. ), «Книга мертвых» (см. Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см.
В Древнем Египте гиене приписывали божественную силу из-за ее способности видеть во мраке. до н. э. Амон (сокрытый, потаенный), в египетской мифологии бог солнца. см.
Понять их посредством холодного разума практически невозможно. Из-за засушливого климата и как следствие отсутствие лесов – животных в Египте немного. Фараон последовал этому совету и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила.
После падения на землю слезинки превратились в людей. Одним из таких редких животных был чёрный бык Мневис. Такая «демократизация» представлений об Осирисе после падения Древнего царства связана с усилением знати и появлением прослойки богатых простолюдинов в кон. Откуда бы ни происходил этот камень цвета небесной синевы, но «изделия из лазурита сперва появлялись в Шумере и Сузиане, а уже затем попадали в Египет». Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.
Верования египтян отличались изыском и всегда манили своей необычностью. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Лишь достигнув противоположного берега, душа покойного могла успокоиться.
Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. см. Во время праздника «Хеб-сед» (тридцатилетнего юбилея фараона) к одежде царя сзади привязывали бычий хвост. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Ее изображения наносились на стенки саркофага, охраняя покойника.
до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. Стоит заметить, что в древнеегипетской мифологии бог солнца был не один.
По словам жрецов, знакомивших Геродота с египетской историей и обычаями, египтяне были первыми, «кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать частей», первыми кто назвал двенадцать богов имена которых были впоследствии позаимствованы эллинами, первыми, «кто стал воздвигать богам алтари, статуи и храмы и высекать изображения на камне». Египтяне видели, как скарабеи скатывают в шары экскременты и прячут их в норы. Охота с гепардами На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось.
Одних египтяне почитали и любили, а других страшились или откровенно боялись. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Позднее возникают представления о том, что умершие (т.
Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Древние египтяне изображали Бастет в образе женщины с головой кошки. Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим.
С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Совершив путешествие в Египет, великий античный историк Геродот кратко и выразительно назвал Египет «даром Нила». Сестра и верная жена Осириса. 10). Прорезь на ручке из слоновой кости кремниевого ножа, найденного в египетском Джебель-эль-Араке изображает бородатого мужчину в ниспадающем до колен одеянии, подпоясанного и сжимающего в разведенных руках за горло двух огромных львов с длинными ниспадающими гривами. Подобный мотив тоже возник на землях Шумера и Сузианы. На палетке царя Нармера (Менеса. ) (ок. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор.
(В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слёз» наполняет реку своими слезами. ) Уже в эпоху Древнего царства живущие фараоны рассматриваются как «служители Гора» (что переплетается с представлениями о Горе Бехдетском) и преемнике его власти, а умершие отождествляются с Осирисом. С Амоном отождествляется фараон, называемый его сыном. Земля вся лежит пред тобою— ты охватила её, окружила ты и землю и все вещи своими руками», - говорится в «Текстах пирамид». Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине.
Им противостояли четыре пары божеств, наделённых положительными силами: Хух и Хаухет (боги бесконечности), Нун и Наунет (боги воды), Кук и Каукет (боги темноты), Амон и Амаунет (невидимые боги). Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (небом), поскольку она ежедневно поедала своих детей — небесные светила, а затем вновь рождала их. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид».
Некоторые из местных богов в разные эпохи развития древнеегипетского царства переходили в ранг общегосударственных, например, богини Амаунет, Аментет, Маат, бог Бех (Бухис). Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. 3000 до н. э. ) (см.
Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания— воздух, для пропитания— животных, птиц и рыб.
Идёт Хатор к своему дому. Многим будет интересно, как зовут священного быка Древнего Египта. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвинённый Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога— быка Баты). Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов», — говорится в «Большом гимне Амону». Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках.
Воплощением земли в одних номах был богГеб, в других —Акер. О чем же и о ком повествовала мифология древнего Египта. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. Население Египта встречало богиню песнями и плясками. Папирус Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе богаХапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами.
По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен. рис. Шу разъединил супругов. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Носителем этого импульса автор считает Последователей Гора (египт.
В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях ит. д. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Вследствие распада Древнего царства, децентрализации политической власти и последовавшей за ними демократизации заупокойного культа, появились надписи на стенках каменных или деревянных саркофагов вельмож – «Тексты саркофагов».
Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причём Исида считалась покровительницей царской власти (с ней сравнивалась и отождествлялась царица-мать), место Осириса нередко занимали местные божества (Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис, Себуимекер). Нижняя сторона тела у неё белая, бока слегка красноватые. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. Себек доволен. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества.
В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. В период Нового царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16-14 вв.
Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая её пением и танцами (см. В более раннем варианте мифа её заманивает в Египет бог охоты Онурис. Многие персонажи Е. м. почитались в соседних странах, в частности в Куше (Древней Нубии), который в течение длительного времени находился под властью Египта. Извлечение игл и дальнейшее лечение обойдется Вам минимум в 50.
Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию. Однако позже Сет был демонизирован из-за того, что ему поклонялись азиатские завоеватели Египта, гиксосы, которые отождествляли этого бога со своим Ваалом.
В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами.
Этот священный бык в Древнем Египте считался воплощением бога Ра. Жена Амона, богиня неба Мут и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне. Три «камня судьбы» – Нил, Солнце и посмертный культ – стали, подобно трем китам, опорой незыблемости египетской мифологии.
В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Урожай винограда зависел от бога винограднойлозыШаи. Предполагают, что в глубокой древности вечные антагонисты Хор и Сет составляли собой нерасторжимую пару, которая символизировала две противоположные стороны вселенского первоначала: 1) спокойствие, порядок, разум и 2) буйную стихийность, напряжение, страсть. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. ниже) и демиург (творец вселенной).
до н. э. ) «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов. Хеопса) продолжают поражать воображение. Гор— сын Исиды присоединяется к Гору Бехдетскому и они вместе преследуют бегущих врагов.
Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. К тому времени у египтян уже существовала развитая мифология. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происходили из Фив). Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Священный бык в Древнем Египте олицетворял плодородие. Священное животное Амона — баран и гусь (оба – символы мудрости).
Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами). Е. м. начала формироваться в 6-4-м тыс. рис. ) фараон в образе быка разрушает крепость врага (Нижнего Египта). Он считался столь же необходимым для мира, как Гор.
Борьба солнца с силами мрака отражена во многих мифах. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. до н. э. ). Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. Вот такое вот разнообразие. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток — указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см.
Хор (Гор) – (букв. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днём выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Претерпевая со временем существенные изменения (очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений), они оставались для подавляющей массы жителей данной местности определяющим культом, порождая исконно местный религиозный сепаратизм. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Список даёт персонажи в алфавитном порядке.
Геродот написал: «О Египте мои замечания будут очень длинными, так как ни одна страна не владеет таким количеством чудес и ни одна не имеет так много произведений, которые трудно описать». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. Гор, Хор (высота, небо), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его называли Хапи. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью.
Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Д. Рол пишет, что лазурит «импортировался древними шумерами из Мелуххи (долина Инда) через Дилмун». Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. Всего – 29 признаков. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Государственным богом Куша был Амон, его оракулы избирали царя.
И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). После недолгих раздумий о том, что же сотворить ещё, бог принял решение о создании Шу (бога ветра), который мог бы привести в движение поверхность океана и Тефнут (богиню мирового порядка), которая была призвана следить за тем, чтобы Шу не разрушил то, что будет сотворено далее.
В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. Эта речь дает понятие о моральных нормах египтян: «Я не совершал несправедливостей против людей, я не был жесток к животным, я не был равнодушен, видя зло я никого не заставлял рыдать» о религиозных предписаниях: «Я не богохульствовал, я не гасил горящего на алтаре огня» о правилах общежития: «Я не вредил слуге в глазах его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не устанавливал заслонов для отведения воды».
Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Уже говорилось (см. Помимо богов перечислены некоторые монстры, духи и волшебные существа.
В египетских календарях он назывался «днём виноградной лозы и полноты Нила». рис. ). Надписи на стенах внутри пирамид должны были обеспечить сохранение заупокойного культа. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку»— эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах.
Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Каждый египетский ном имел свое священное животное и свое священное дерево. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. Когда тот был убит, она собрала куски его тела, расчленённого Сетом и зачала от мёртвого мужа сына, Хора, который потом отомстил погубителю за отца. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Наполняешь ты всякое место своею красотою. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта.
В Древнем Египте было огромное количество кошачьих захоронений. Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом — океаном Нуна. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Также я не рекомендую бегать по песчаному пляжу не глядя под ноги. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.
Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. – скажете вы вместо него. «Эта «житница» древнего мира вынуждала Рим голодать, когда в тот или иной год нильская вода стояла либо слишком низко, либо слишком высоко». правители Египта поклонялись Мут, которая давала прав на управление страной.
Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями. Шемсу-Гор), непосредственных предков первых фараонов, «элитой чужеземного происхождения», «характерные арменоидные черты» которой говорят о том, что ее представители «были выходцами с нагорья Загрос». до н. э., задолго до возникновения классового общества (см. Характерен для развитого египетского общества и другой освящающий утверждённую богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате— поучении гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н. э. ). Древние греки столкнулись с египетской религией в VI—Vвв.
Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствующую в религиозных текстах. ушебти, особые фигурки, обычно в виде запелёнатой мумии. Кроме того, как отдельное божественное начало воспринимался бог солнечного диска Атон. Вот таким образом в этой древней культуре большую роль играли животные. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества.
Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось. рис. ), а оттуда появилось дитя (солнце— Ра), (см. Исследовательница Дж. Центр его культа — город Хатнечер-Собек (греч. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
На самом деле есть несколько названий. Одной из очень насущных проблем Древнего Египта были грызуны. е. «первый из мертвых»).
Это так называемая Великая Восьмёрка. Сохраняющаяся веками связь названия юбилейного праздника с хвостом, ставила египтологов в тупик, поскольку царский атрибут – бычий хвост, хоть и навешивался фараону при исполнении ритуала, но, как считалось, не играл «специальной роли в этом празднике». Исида зачинает от мёртвого мужа сына Гора. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила.
Когда наступал этот срок, человек должен был удавиться бычьим хвостом. «Праздник хвоста»), справлявшийся здравствующим фараоном в новолуние через 30 лет правления и повторявшийся затем через каждые три года. Роль животных в культуре Древнего Египта необычайно велика. В конце последнего зимнего месяца «хойяк»— начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нём. Хнум («творец»), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. В них содержались сказания о сотворении всего живого на земле.
Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Победа, естественно, остаётся за группой, символизирующей Верхний Египет. Обычно гиены объединяются в сообщества – кланы (до 100 особей), в которых царит матриархат. Их пантеон весьма обширный.
Например, Дуамутеф – астральное божество. Завоевание Египта Александром Македонским и основание Александрии (Эллинистический Египет) привело к некоторому слиянию и значительному взаимопроникновению двух мифологических систем. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость.
От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню. О как сладостно, когда она приходит. », - говорится в гимне.
След этого верования обнаруживается в ряде глав «Книги мертвых», повествующих о превращении умершего в обожествленных животных или растения. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Крокодилополь), столица Фаюма.
К эпохе Древнего царства восходит и «Мемфисский богословский трактат», рассказывающий о сотворении мира богом Птахом посредством изречения слов. Не только сотворению мира были посвящены мифы и легенды Древнего Египта. карту).
Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Положительные роли при этом принадлежали Амат (богине возмездия за прегрешения), Апису (покровителю плодородия и силы), а также Гору (богу рассвета или восходящего солнца). Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. рис. Атон (диск солнца), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска.
Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра. рис. ), сборники заупокойных текстов. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет.
Это священное животное было одним из самых почитаемых у древних египтян и символизировало плодородие. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, «царь всех богов», небесный заступник, защитник угнетенных («везир для бедных»).
Все они начертаны на стенах скальных гробниц ряда фараонов XVII и XIX династий. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. Она такой же антропоморф, как и древнеегипетские боги.
Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Особенно опасно ходить по кораллам, например в Шарм-эль-Шейхе, так как они имеют множество скрытых ям и нор, в которых зачастую прячутся эти животные. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 — 1351 гг. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога.
Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. Такие папирусы, как «Карлсбадский», «Туринский», папирус Жумильяка, Эберса, Эдвина Смита, математические папирусы и др. В этом мифе Птах наделен всеми атрибутами царя. Победив Сета, Гор воскрешает отца.
Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Спустя какое-то время из него вылупился молодой Ра, которому дали имя Хепри.
«Дендера залита хмельным питьём, прекрасным вином. Фивыисполнены ликования и весь Египет радуется. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр., фиванская триада— бог солнца Амон, его жена Мут— богиня неба их сын Хонсу— бог луны мемфисская— Птах, его жена Сехмет— богиня войны их сын Нефертум— бог растительности и др. ). Египет тогда состоял из нескольких королевств. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба. Египтяне дали своей стране название Кемет – «Черная», по цвету увлажненной водами Нила почвы, а окружающим раскаленным пескам – «Красная страна».
Женские божества, как правило имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Он изменил свое имя Аменхотеп (Амон доволен) на Эхнатон (угодный Атону или полезный Атону). – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Таинственный Древний Египет подарил человечеству множество открытий и прекрасных легенд. 9). Для этого необходимо философски взглянуть на то, что скрывается за вереницей слов.
Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. небольшая газель, весящая всего 20 кг. Имена некоторых богов оформлены как гиперссылки, ведущие на подробные статьи о них.
В погребениях эпохи Нового царства в большом количестве сохранились т. н. Однако свой вклад в ее развитие вложили и иноземные народы. Ну а если Вы все-таки умудрились наступить на него, то сразу же обратитесь к врачу. Мут, египетская богиня (собственно «мать») — древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства.
Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул «князь князей» давал ему право считаться правителем Египта. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мёртвых»). рис. ). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Со временем жрецы сформировали и распространили в обществе постулат о том, что фараоны происходят от богов.
Тот факт, что его так и не удалось поймать (хотя тело Густава испещрено шрамами от ранений) в лишний раз говорит в пользу высокого интеллекта крокодилов. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. один из крупнейших современных видов крокодилов, воплощение древнеегипетского бога Себека.
Тексты «Книги мертвых» постепенно вытеснялись новыми заупокойными композициями, такими как: Книга амдуат, Книга врат, Книга керерт, Книга дня, Книга ночи, Литании солнца. Ба при жизни тела путешествовала по миру сновидений. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами. до н. э. льна (Фаюм А) и карликовой пшеницы (Меримде), а также коз и овец в еще более отдаленную эпоху (оазисы Набта Плайя и Харга). Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом.
Сохранившиеся упоминания о том, что смерть Менеса после 60-летнего правления связана с гиппопотамом, а Аха (Ахтоя) – с крокодилом, возможно, указывают на обычай ритуального утопления царей. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). (Пережитки представлений о том, что зачатие происходит от заглатывания, сохранил и фольклор: в «Сказке о двух братьях» неверная жена Баты зачала, проглотив случайно щепку). Миф о сотворении мира богом Ра записан в «Папирусе Бремнер-Рид», однако ученые полагают, что первая версия мифа о сотворении мира возникла до объединения Египта.
Из-за этого нередко возникали религиозные войны. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. По заключению М. Матье «можно считать установленным значение хеб-седа как ритуала, заменившего ритуальное убийство царя». Когда тайна иероглифов была раскрыта Ж. -Ф.
Драма завершалась водружением посвящённого Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. Умерших животных бальзамировали и хоронили в специально для них отведенных некрополях.
до н. э. ), «Книга мертвых» (см. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него.
По словам Д. Рола «нет никаких сомнений, что возникновению этой великой цивилизации в Египте способствовал некий мощный внешний импульс имевший место в конце Додинастической эпохи. ». «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» послужили основой для составления сборника заупокойных текстов Нового царства – «Книги мертвых», записанной на папирусных свитках и содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему пройти все испытания в загробном мире и достичь вечного блаженства на «полях Иалу». Шампольоном, мир получил возможность ознакомиться с культурой и религией Древнего Египта. рис. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Боги – вот главные герои подобных произведений во многих других цивилизациях.
Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает «Сын Осириса») описывается загробное царство, куда он ведёт своего отца и суд над мёртвыми. Одни из наиболее интересных обитателей Африки. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило первый торжественно начинал подготовку почвы для посева срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Крокодил был увешан золотом и драгоценностями и его обслуживала группа священников.
Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чудовищ. В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. Греки назвали эту страну Египтом по названию ее древнейшей столицы – Хи-купта (Белая стена), основанной объединителем Египта Менесом, (в греческой огласовке – Египет).
В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. К древнейшим временам относятся предания о насильственной смерти первых египетских царей. ниже). Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга.
Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Впоследствии этот город получил название Мемфиса. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер.
Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.
И не зря это сделали заблаговременно. Но откуда людям известно то, как выглядели боги Египта имена и их значения. рис. 2), сборники заупокойных текстов. Арабы называли эту страну Маср, сирийцы и ассирийцы – Мусри, а евреи – Мицраим. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).
Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Люди обитали на берегах Нила еще в каменном веке. Из слияния этих этнических групп постепенно оформлялась египетская народность.
Душа-Ба также могла переселяться в другие тела по желанию своего хозяина. И вот таким образом, они были очень почитаемыми животными. В Фивах (Верхний Египет) им считался Амон-Ра – бог ветра и солнца, в то время как в Нижнем Египте верховенствовал Атум – бог заходящего солнца. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»). Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца.
Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Хоть есть много рисунков информации о силах и предназначениях Геба не там много. Так богов стало девять и они смогли заняться сотворением людей.
Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т. н. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей.
Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Победив Сета, Гор воскрешает отца. После смерти быка торжественно хоронили.
Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Исида изображалась с троном на голове. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии из которых возник мир. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат.
Кошка была приручена египтянами и считалась полноправным членом семьи. Убийство любого из обожествленных животных и птиц каралось смертью. Лазурит особенно высоко ценился в древнем Шумере. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса.
рис. ), «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В нём говорится, что люди— «стадо бога»— произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли из которого произошла вся суша. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Тогда её хитростью напоили красным пивом и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Так как в этом новом мире не было света, первые боги внезапно потерялись. Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном.
Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образеживотных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змейи т. д. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период.
Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. Известна древнеегипетская богиня Селкет изображавшаяся со скорпионом на голове. В разных областях Египта поклонялись различным животным или богам. Чтение этих глав должно было обеспечить умершему превращение после смерти в золотого кобчика, цветок лотоса, феникса, журавля, овна, крокодила.
Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой — небом. Её необходимые условия— сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). А так как кораллы очень скользкие, на них очень легко поскользнуться (даже в специальной обуви для ходьбы по кораллам) и наткнуться ногой или другой частью тела на ежа. В этом мифе Гор выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкретическое божество Ра-Гарахути (Гарахути означает «Гор обоих горизонтов»).
Нун, увидев такое чудо, наделил Шу и Тефнут одной душой на двоих. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», говорится в «Текстах пирамид».
В ранних текстах царь назывался «тельцом». К местным богам прибавилась группа божеств имевших чужеземное происхождение. В сказке «О кривде и правде» младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. Центром культа Аписа был Мемфис.
Если с первыми можно было «договориться» с помощью подношений, то вторые не знали пощады и могли умерить свой гнев только после того, как им принесут огромные жертвы в виде человеческих жизней. Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъёма Нила бросал в реку свиток— указ о том, что начало разлива наступило первым торжественно начинал подготовку почвы для посева (сохранилась булава начала Древнего царства с изображением фараона, мотыгой взрыхляющего землю) срезал первый сноп на празднике жатвы (см.
Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. К. Керам в своей увлекательной книге «Боги, гробницы, ученые» пишет о том, что Египет «был стар уже тогда, когда первые собрания на Капитолии положили основание политике римской державы. С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем — Ра, появившийся из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя и родил, выплюнув изо рта, первых богов, паруШуи Тефнут (богавоздухаи богиню влаги). Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. Как говорилось выше, всех богов египтяне делили на добрых и злых.
Чудесное «поле камыша» давало небывалые урожаи, но, как и реальное ноле, нуждалось в обработке. В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4. Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст.
Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. «Владыка времени», он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Грозная мстительница истребляющая враждебные богам существа. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога.
Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра и ее вступление в брак с Шу. По утверждению некоторых исследователей, в Древнем Египте было пять тысяч богов. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Вспомним, что согласно мифу был утоплен и Осирис и его тело вынес на своей спине крокодил.
дон. э., в этот период начинали развиваться торговые контакты в восточном Средиземноморье, эллины нанимались на службу к фараонам и основывали свои первые поселения в дельте Нила. Во времена возвышения культа бога Амона она становитсяматерью, супругой и дочерью Амона. Хнум (творец), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис.
Если кошка была убита, то преступника жестоко наказывали. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.