Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры. Проанализировав памятники скульптуры Древнего Египта, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта.
Гигантомания, монументальность, ярко выраженная концептуальность, неповторимое своеобразие образов сделали египетскую скульптуру одной из интереснейших страниц мирового искусства. Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны.
Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона.
В храме фараона Ментухотепа I была построена еще одна пирамида, соединенная с заупокойным храмом в один большой комплекс, находящийся в долине Дейр-эль-Бахри. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Царица изображена еще юной.
К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. Многочисленные колоссальные статуи исполнялись из гранита, базальта или диорита статуи в натуральную человеческую величину – из песчаника или известняка более мелкие – из дерева или бронзы. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Размещено на реф. рфТакое право имели только те рабы и слуги, которые были изображены на стенах гробницы: считалось, что фараон забирает их с собой.
Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели».
Ступенчатая пирамида Джосера.
Выбор типа фигур (разумеется, в пределах, обусловленных ритуалом), равно как и таких материалов, сочетание которых давало бы желаемый красочный эффект, во многом способствовал общему впечатлению от здания и, разумеется, зависел от зодчих. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды.
В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. В ранней скульптуре Древнего Египта появлялись и семейные группы. Храм был обнесен толстой стеной.
В это же время определились основополагающие каноны. В египетской скульптуре встречаются также целые группы человеческих фигур и в них-то именно выказывается особенно сильно закон фронтальности. Хрестоматия. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых. Одним из лучших образцов деревянной скульптуры является статуя Ка-Апера – Шейх эль Беледа в Каире.
до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины.
Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Колонны такой формы характерны для всей архитектуры Древнего Египта, для всех храмов: и заупокойных и посвященных различным богам. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил.
Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Если фигура человека изображалась в стоячем положении, то у нее обязательно выставлена вперед левая нога. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. 51-а). Древняя скульптура из черного базальта изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э.
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Рано появляются и семейные группы. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак.
Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Зрачки их сделаны из драгоценного камня. В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона.
Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды. Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс.
Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Бабахо В. Н., Левикова С. И. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура.
В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка». Нужно заметить, что древняя египетская скульптура еще не ставила задачей передачу характера, настроения. Инструктированные глаза – визитная карточка египетских статуй их неповторимая деталь.
Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Так, появилась новая скульптура изображавшая людей занятых разнообразными видами работы.
Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.
Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения совершенно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства.
Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей.
Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). У него нет практически никаких наземных сооружений. Следующий проход тоже шел сквозь пилоны, открытый двор, залитый солнцем, с колоннами и статуями фараонов и колонный зал. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс.
Виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульпторы выявляли четкую структуру лица, подчеркивая его суровость, придавали изображению драматичность, экспрессию. В период правления Эхнатона (Ахетатон) в скульптуре появляется заостренность образов, гротескность, подражание и типизация болезненно-уродливых черт фараона и его семьи. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками. Если в предшествующую эпоху мастера обычно предпочитали многофигурные композиции, то теперь они стремились к лаконичной форме выражения. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Для этого египтяне стали делать мумии.
Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника.
Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов.
Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы.
Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Но прежде всего нужно было сохранить невредимым тело — обезопасить его от всяких посторонних воздействий. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Уникальные символы архитектурных чудес, которые созданы древними цивилизациями, все они расположены в Египте. Как это и характерно для скульптуры изображения не отделены от каменного блока скорее похоже, что они возникают из него. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Каждый блок весит в среднем 2, 5 тонны, а самый тяжелый – 15 тонн, общий вес пирамиды – 5, 7 млн. Фигуры обычно раскрашивались.
«Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» -- слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Статуи создавали в гробницы.
Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые. Рельефные композиции дополнялись росписью. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки.
Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Индивидуальность, определенность портрету как таковому придает именно слово имя, вписанное непосредственно в статую. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве.
до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Главные образчики подобных изваяний – сфинксы с туловищем льва и головой человека, олицетворявшие собой божественное происхождение царской власти это скульптурное изображение было столь распространено и в древней эпохе и в последующие времена, что не только бесчисленное множество раз повторяется в египетском искусстве, но и доныне остается достоянием художественного творчества. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике. жизнь натуры продолжалась в изображении.
Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам.
Портрет, напротив, типизирован. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.
Замечания о языческом славянском богослужении вообще, а в особенности в РоссииIII. По другой версии, после землетрясения 27. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Мое сердце радовалось, – весь мой город собрался, ликуя. Широко применялся канонический тип статуи писца. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту.
Инкрустация глаз статуй – отдельная тема для исследований в египтологии. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. Животный элемент менее заметен в изображениях Нейфы, всевидящей богини Саиса, но особенно в изображениях Осириса, великого бога умерших, культ которого был продолжением культа древнего божества, покровителя Абидоса и его супруги Исиды, «мудрейшей из всех людей и богов». Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.
Строительные работы на отдельных этапах велись по-разному: сначала использовались камни небольшого размера, потом размер каменных блоков постепенно возрастал. Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле. Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»).
Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох.
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках.
Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой.
В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор.
Воистину, тот трус, кто побежден на своей границе. Самое сакральное изображение бога находилось в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов.
Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Такое условное воспроизведение человеческих фигур может быть объяснено первоначальной ступенью развития искусства, выше которой не поднимался ни один народ до греков, лишь в начале V в. до н. э.
Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ.
Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Новые черты появились и в рельефах. В этом плане трактуется портретный облик царя. К этому же периоду устанавливается и каноничность стоящей во весь рост Додинастический период (Древний Египет) додинастического периода уступает место в пластике Раннего царства правильной передаче пропорций человеческого тела. Сохмет изображалась львиноголовой.
Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур.
Особенности ношения предметов военной формы одеждыII. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Это были сравнительно маленькие фигурки.
Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. В случае исчезновения физического тела статуя-копия должна была заменить умершего человека, т. е.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. вторым же типом являлся углубленный барельеф. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного). Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
Скульптурный портрет в Египте был связан с религией.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них — в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Контуры выделялись жирными линиями. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления. Скульптор по каким-то причинам не закончил работу: не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз.
Давайте начнем с пирамиды Джосера. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека.
Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно. Но излюбленным материалом стала бронза. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Простым людям не строили пирамид. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Архитектура Древнего Египта просто невероятна.
Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Рано появляются и семейные группы. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ).
Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства.
В культе мертвых Ка занимала очень важное место. В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Основной характер — торжественная монументальность и строгое спокойствие. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека).
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Внешность храмов — настоящий шедевр. При этом, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки.
Так, зодчий Бекенхонсу (XII в. до н. э. ) поставил в Луксоре перед пилоном Рамсеса II шесть гигантских скульптур фараона, разместив их так, что два колосса из черного гранита изображавшие царя сидящим, находились по краям и хорошо оттеняли красный полированный гранит центральных стоящих фигур. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь.
Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Рано появляются и семейные группы.
Некоторые из них весили до тридцати тонн. Довольно часто фараоны помещали свои статуи в храм для того, чтобы навеки заручиться поддержкой того божества, которому посвящен данный храм. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. чтобы вы процветали благодаря ей и чтобы вы сражались за нее38. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов.
Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях.
Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рельефные композиции дополнялись росписью2. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами.
Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, образ божества, выполненный по жестким схемам, часто с головами животных и птиц, не стал центральным в египетской скульптуре: в большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция. Одни из первых египтологов XIX столетия принимали за единицу этого египетского канона длину ноги, другие – длину одного из пальцев новейшие же исследователи безусловно отвергают существование канона в египетских скульптурных изображениях людей. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. Все они поют соответствующие песни, навстречу статуе несут жертвы.
Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в которое лился только через маленькие окошки сверху. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса – греческий Кинополь, в переводе означает город собаки. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды с узорами, миниатюрность фигур – характерные стилистические приемы произведений эпохи Среднего царства.
Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. Этим они стремились создать образ могущественного царя. Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. Ба означало то, что можно назвать чистым духом. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады.
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. Изображения богов в египетской скульптуре играют второстепенную роль. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений.
Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего.
К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Со временем меняется и иконография царей. Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким.
Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета — коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая — у женщины. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни.
Они стали изображать идущего человека, у которого ноги, плечи, грудь и голова в профиль, а руки и глаза в анфас. Как правило, статуи располагались либо в нише, либо возле стены. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте.
С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты. Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригадIV. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона. Так зародился скульптурный портрет. Это колоссальный колонный зал – гипостильный зал, центральные колонны которого достигали в высоту более двадцати метров.
Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Новые качества приобретает искусство рельефа. Египетский народ почти всегда представлял себе богов в образах священных животных. 49). Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны.
Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи— изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью.
В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня.
Особенности ношения предметов военной формы одеждыIV. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Назывались они хебседными. Животных всегда рисовали видом с боку.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Существовало также множество изображений в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.
Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Амон, древний бог города Фив, даже во времена римского владычества, превратившись в Юпитера-Амона, сохранил свои бараньи рога. В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные.
Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора.
Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом между львом и человеком и простирается более чем на 70 метров в длине.
По мере облицовки пандусы снимались. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады.
Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски.
Главной достопримечательностью являются барельефы. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Скульптура, достигающая 53, 5 см, впечатляет глубокой сосредоточенностью, которую она воплощает. В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема.
В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. В Египте почиталось множество богов. Со временем меняется и иконография царей.
Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Это бог Гор в своем соколином обличье. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов. У Нила располагался нижний храм. Во дворах храмов можно было видеть и много статуй частных лиц.
Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Прочность камня обеспечивала вечность существования.
Культурология учебник для вузов. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. У него нет практически никаких наземных сооружений. Этот храм – скальная гробница. Изображение замерло на века в своей неизменности.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Широко применялся канонический тип статуи писца.
Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. Руки лежат на коленях. Слово увековечивается посредством письменности.
Так, когда один из крупнейших фараонов-завоевателей, Сенусерт III (XIX в. до н. э. ), присоединил к Египту большую территорию в Нубии, он поставил на новой границе свою статую.
I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственностиII. Благодаря им лицо кажется живым. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Скорее всего, это было и то и другое. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Диодор говорил (I, 98): «Длину всего туловища они делили на 211/4 части и сообразно этому определяли взаимное соотношение всего остального». Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года.
Иногда фигуры царя изображались с соколом.
Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Только грани у нее как бы изломанны.
Ноги, как правило изображаются вместе. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду». Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука.
Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Розин.
Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка.
Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей.
В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Главными были Ка и Ба.
Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс).
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением). Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм.
Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя. Анубис считался братом бога Баты. Таким образом, культовое предназначение скульптуры определило ее основные черты в египетском искусстве. По мере облицовки пандусы снимались.
Одного взгляда на предметы изготовленные мастерами этой цивилизации, хватает для того, чтобы определить, что сделаны они были в Египте. Перед входом в храм Аменхотепа III, на окраине Фив, были установлены огромные сидящие статуи фараона из цельных блоков красного песчаника высотой около 20 м. Искусство приобретает невиданные до этого формы и черты. Период XVIII династии – время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Ее стены были покрыты плитами розового гранита.
Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор.
В это время пользовались преимуществом фигуры стоящего человека, руки которого располагались вдоль тела, а левая нога выдавалась вперед, символизируя шаг. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. Гробницу умершего называли домом Ка, жреца, который совершал погребальные обряды, называли служителем Ка. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн.
Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). ушедших дальше по пути художественного творчества. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).
Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. На колоннах и в залах было очень много надписей. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид".
В чём же они состояли. Это вполне объясняет нормативный характер египетского искусства. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» -- ритуалом обновления физической мощи фараона. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Бог Пта никогда не освещался солнцем. Он предохранялся с целью защиты его от внешних факторов, способных его разрушить.
Они располагались на глубине 33 метров. До сих пор не понятно, с чем это связано. Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства».
Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание.
В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии.
Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья).
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру.
От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Несомненно, в отдельные периоды времени отрасли художественного, прикладного или архитектурного направления несколько видоизменялись. Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские – в светло-желтый тон.
Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов.
Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э.
У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). Анубис считался судьёй богов. Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру.
Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. После смерти Эхнатона все изменилось.
Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура.
Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Появляется идеал красоты и впервые появляется изображение семьи в рельефе. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства.
сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Назывались они хебседными. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Скульптура могла подчас служить и своеобразной политической агитацией. Именно в этих центрах развивались более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. Появляются портреты. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах. Именно это государство считается основоположником многих течений в архитектуре, живописи и скульптуре.
Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски изваяния же из твердого цветного камня получали раскраску лишь иногда или только в некоторых своих частях.
Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов. Программа базового курса. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером.
А вот с человеком было сложнее. Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Установка новой крупной скульптуры была важным событием в жизни города. Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры. И действительно инкрустированные глаза древнеегипетских статуй – своего рода шедевры. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета.
Этот храм – скальная гробница. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Ее стены были покрыты плитами розового гранита.
Бог Пта никогда не освещался солнцем. Скорее всего, это было и то и другое. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Величие пирамид высоко ценили египтяне.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Поклонение его двойнику, древнему богу солнца Ра, возникло из обожествления кобчика. Там тоже были гипостильные залы и перистильные дворы, в которых больше ста пятидесяти колонн, высота некоторых из них свыше двадцати метров, а охват – около трех метров. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Хотя божества, покровители отдельных областей и городов Египта имевшие чисто земной характер (остаток древнего фетишизма), впоследствии нередко сливались со светлыми богами-небожителями жреческой религии, однако эти божества, несмотря на небесный свет их озарявший, не могли сбросить с себя земной оболочки.
Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие.
Рано появляются и семейные группы. Главными были «Ка» и «Ба». В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты.
Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. Они раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах, черные короткие волосы, у Нофрет — более светлая кожа, белое облегающее платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая диадема, на шее — цветное ожерелье.
В это время появляется два типа рельефа. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. Фиксировались возрастные особенности, появились элементы раскрытия характера.
Этот памятник является непревзойденным по силе передачи человеческого чувства, где вся группа плакальщиков объединена общим настроением, выраженным в позах, жестах и мимике. Портрет, напротив, типизирован. Сидячая статуя изображала человека сидящим на кубическом троне, ноги плотно сомкнуты (колени и стопы), спина прямая. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов.
Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком.
Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Письменность обладает божественным характером, она завещана богами. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных — обезьян, гиппопотамов или львов.
«Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников.
Новые качества приобретает искусство рельефа. Со временем популярной стала поза «писца», отображавшая человека, сидевшего на скрещенных ногах. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Такой тип изображения повторялся во времена различных династий, поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре.
Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников. У Нила располагался нижний храм. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами.
Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Храм был обнесен толстой стеной.
Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. В египетской скульптуре встречаются также целые группы человеческих фигур и в них-то именно выказывается особенно сильно закон фронтальности.
Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности. Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы— Она, Абидоса и Коптоса. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Новые черты появились и в рельефах. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Давайте начнем с Пирамиды Джосера.
Изначально в этой позе изображались только сыновья царей. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. То, что мы видим в Карнаке, вернее то, что от него осталось, впоследствии было использовано практически во всех храмах Древнего Египта. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. С ее 140 метрами в высоту Пирамида Хуфу — определенно один из самых замечательных исторических памятников в мире. - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи.
Царь считался прямым потомком Гора. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы.
С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Внешность храмов — настоящий шедевр. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании.
Самое великое, что было создано в его время, – это огромный храм Рамессеум, посвященный культу его божества. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное.
Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Атрибутами фараона были также клафт — полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее — головная повязка короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). тонн. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» -- истина. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени.
Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве). Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного).
34. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Основные особенности текущего этапа развития маркетинга. III.
Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Как правило, монархи изображались с обнаженным торсом, одетыми в плиссированную юбку, на голове – царский платок.
1. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Их часто так и называли – колоссы. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль). Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Нельзя не остановиться на еще одной группе скульптур древнего Египта – статуях Аменемхеба, его жены и матери. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Это Абидос, Коптос и Он. Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки. Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции.
Пирамида вся монолитна и состоит из огромных блоков камня, средний вес которых две с половиной тонны. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Словарь терминов 100 000слов А-Я/ В. Н Розин, С. И. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен.
Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре.
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образованияV Задатки (биол. ) – анатомо-физиологические особенности организма, выступающие условием (или фактором) формирования способностей. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге.
Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Обилие статуй в гробницах и храмах отвечает ритуальным нуждам. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды. Некоторые из них весили до тридцати тонн. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом.
Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Такое же явление наблюдается и в рельефе.
Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Розин В. М.
Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Только грани у нее как бы изломанны. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя.
Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками.
Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. На колоннах и в залах было очень много надписей. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась.
Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Она выражается посредством простоты форм.
За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставляли к реке. Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия.
К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь.
Существует множество различных статуй с его изображением. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Все без исключения статуи делались фронтальными. И это еще цветочки. Уже с середины III тыс.
Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена.
Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства.
Их основным назначением было участие в заупокойном обряде исследователи обнаружили огромное количество статуй в древних гробницах. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. До сих пор не понятно, с чем это связано.
Иногда одна корона возлагалась поверх другой. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия.
На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Статуи имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых.
В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. до н. э. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами.
Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире.
Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти.
Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Как правило используемыми камнями являлись известняк, сланец, диорит, базальт, красный гранит (употреблявшийся для саркофагов), обсидиан и порфир. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.
Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Старик там опирался на ребенка, сильные вместе со слабыми36, – пишет Тхутихотеп в своей автобиографии, сохранившейся на стене его гробницы. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты.
Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов.
Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Самые знаменитые – три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). до н. э. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда.
Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине.
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. в каждом из периодов были свои художники, которые в своих работах отображали черты идеалы своего времени.
Их часто так и называли – колоссы. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. и лицо, покрывали слоем гипса. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Культурология учебник для вузов/ В. М.