Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Характерно и изображение древнего египетского архитектора, автора и первого строителя пирамид – Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э. Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и величие Древнего Египта. Проанализировав памятники скульптуры Древнего Египта, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры.
По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. Гигантомания, монументальность, ярко выраженная концептуальность, неповторимое своеобразие образов сделали египетскую скульптуру одной из интереснейших страниц мирового искусства. Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах.
Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры. Древнеегипетская скульптура была тесно связана с египетской архитектурой и в основном касалась храмов и погребальных могил.
Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Тем не менее, египетская скульптура может в какой-то мере отличаться от периода к периоду. Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема.
Хрестоматия. Левикова. - М. : Жираф 2010, - 285 с. Исходя из этих двух перпендикулярных чертежей соединялись части фигуры.
Программа базового курса. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений.
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура).
Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета — коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая — у женщины. В то же время египетская религия была собранием различных культов, которые в течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Но излюбленным материалом стала бронза. Этим они стремились создать образ могущественного царя. В период Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты.
Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства.
Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.
В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя.
Особенности ношения предметов военной формы одеждыIV. Египетские гробницы требовали самого широкого использования скульптуры. Во времена Среднего царства мастера преодолевают идею холодного величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. 49).
Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Храм был обнесен толстой стеной. В эпоху Среднего царства происходит значительное изменение традиций изготовления скульптур. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой.
С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. После смерти Эхнатона все изменилось. На повязке в середине лба укреплялся урей — изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе. В ранней скульптуре Древнего Египта появлялись и семейные группы. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения.
Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Красный порфир особенно ценился греками и римлянами, а также медь. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Обилие статуй в гробницах и храмах отвечает ритуальным нуждам.
Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Особенности режима рабочего времени локомотивных и кондукторских бригадIV. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен. Воистину, тот трус, кто побежден на своей границе. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации.
Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Изображение замерло на века в своей неизменности. Как правило используемыми камнями являлись известняк, сланец, диорит, базальт, красный гранит (употреблявшийся для саркофагов), обсидиан и порфир.
Появляется идеал красоты и впервые появляется изображение семьи в рельефе. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Внешность храмов — настоящий шедевр. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. I. Понятие, формы, принципы, особенности гражданско-правовой ответственностиII. В Египте почиталось множество богов.
А вот с человеком было сложнее. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Сохмет изображалась львиноголовой. Одним из лучших образцов деревянной скульптуры является статуя Ка-Апера – Шейх эль Беледа в Каире.
Это были сравнительно маленькие фигурки. Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека.
В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Обелиски стоят в Париже, в Санкт-Петербурге и в Cтамбуле, но появилась эта форма в Древнем Египте.
Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека). Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными.
Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Анубис считался братом бога Баты.
Пирамида фараона Джосера похожа на шесть мастаб, поставленных одна на другую, ступенями поднимающихся к небу. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. и лицо, покрывали слоем гипса. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Простым людям не строили пирамид. Со временем популярной стала поза «писца», отображавшая человека, сидевшего на скрещенных ногах. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени.
Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре. Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль). Рано появляются и семейные группы.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Эти законы могут быть сведены к двум главным: закону фронтальности, то есть к тому, что статуи возводятся для того, чтобы быть созерцаемыми с фронтальной стороны и закону осевой симметрии, то есть к тому, что фигура разделяется на две части вертикальной осью.
Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей.
51-а). Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. Только грани у нее как бы изломанны. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон.
В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей).
На колоннах и в залах было очень много надписей. Животных всегда рисовали видом с боку. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина.
Алебастр добывался в древнем городе Алабастрон недалеко от современной деревни Ассиут. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные.
Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное. Главной достопримечательностью являются барельефы. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков.
Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Но, не смотря на всю примитивность, привязанность к традициям, в Древнем Египте было создано масса шедевров, которые не сравняться ни с какими другими. Что может быть выразительнее, драматичнее этих простертых, заломленных, поднятых к небу гибких рук. Статуи имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы.
В этом плане трактуется портретный облик царя. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20 века исторической обстановкой. Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов.
Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. Со временем меняется и иконография царей. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Основной характер — торжественная монументальность и строгое спокойствие. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые. Культурология учебник для вузов.
Рано появляются и семейные группы. Этот гладкий переход создаёт захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. до н. э. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.
В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети.
Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период). Во дворах храмов можно было видеть и много статуй частных лиц.
Это вполне объясняет нормативный характер египетского искусства. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. Так зародился скульптурный портрет. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона).
Это бог Гор в своем соколином обличье. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
Письменность обладает божественным характером, она завещана богами. Так, зодчий Бекенхонсу (XII в. до н. э. ) поставил в Луксоре перед пилоном Рамсеса II шесть гигантских скульптур фараона, разместив их так, что два колосса из черного гранита изображавшие царя сидящим, находились по краям и хорошо оттеняли красный полированный гранит центральных стоящих фигур. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением). Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды.
до н. э. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства.
Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора. Если фигура человека изображалась в стоячем положении, то у нее обязательно выставлена вперед левая нога. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента.
Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Инкрустация глаз статуй – отдельная тема для исследований в египтологии. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду». Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения.
Появляются портреты. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. Инструктированные глаза – визитная карточка египетских статуй их неповторимая деталь.
Теперь это не процессия, а толпа фигуры теснятся, смешиваются их ритм усложнился – одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых. Изначально в этой позе изображались только сыновья царей. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид".
Примером могут служить гигантские скульптуры Рамзеса Второго и царицы Нефертари на фасаде Большого храма. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Эта статуя поражает правдивостью проработки не только лица, но и всего тела ключиц, жирных, дряблых мускулов груди и живота, столь свойственных человеку, ведущему сидячий образ жизни. Все они поют соответствующие песни, навстречу статуе несут жертвы. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Выбор типа фигур (разумеется, в пределах, обусловленных ритуалом), равно как и таких материалов, сочетание которых давало бы желаемый красочный эффект, во многом способствовал общему впечатлению от здания и, разумеется, зависел от зодчих.
Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор.
Рано появляются и семейные группы. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту.
В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве.
Анубис считался судьёй богов. У Нила располагался нижний храм. У него нет практически никаких наземных сооружений. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе.
В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности.
До сих пор не понятно, с чем это связано. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка.
Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями.
Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Прочность камня обеспечивала вечность существования. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников.
По другой версии, после землетрясения 27. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Мое сердце радовалось, – весь мой город собрался, ликуя. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки.
Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки. Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия. Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе.
Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной.
Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Руки лежат на коленях. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.
Назывались они хебседными. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Очевидно, трансформации заупокойного культа были в этот период таковы, что статуи стали играть в нем ведущую роль, а следовательно, надлежало делать портрет как можно более близким к оригиналу. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил.
Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). до н. э. Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств).
Внешность храмов — настоящий шедевр. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ).
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам.
Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Отголоски естественного стиля Амарны можно увидеть в сокровищах гробницы Тутанхомона, которая была открыта в 1922 г. археологом Говардом Картером. Царица изображена еще юной.
Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Пройдя дальше, сквозь следующие пилоны, люди оказывались в полутемном помещении, свет в лился только через маленькие окошки сверху. В культе мертвых Ка занимала очень важное место. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. По мере облицовки пандусы снимались. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру.
Фиксировались возрастные особенности, появились элементы раскрытия характера. Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Но ничего более величественного, чем храм в Абу-Симбеле, египтянами больше построено не было.
Объемы максимально упрощены, чтобы не задерживаться на излишних деталях, которые бы отвлекали внимание от того, что считается важным. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Фигуры из глины были всегда небольшого размера.
Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов.
Даже грязь из реки Нил была сформована, обожжена и покрыта цветным глянцем. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи.
Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души.
Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Бабахо В. Н., Левикова С. И. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. И действительно инкрустированные глаза древнеегипетских статуй – своего рода шедевры.
Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Царь считался прямым потомком Гора. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Архитектура Древнего Египта просто невероятна.
Установка новой крупной скульптуры была важным событием в жизни города. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся на ступенях начального и основного общего образованияV Задатки (биол. ) – анатомо-физиологические особенности организма, выступающие условием (или фактором) формирования способностей.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Посетите подробную статью на LifeGlobe, где о каждой из пирамид Гизы следует отдельный рассказ. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки.
Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские – в светло-желтый тон.
Так, когда один из крупнейших фараонов-завоевателей, Сенусерт III (XIX в. до н. э. ), присоединил к Египту большую территорию в Нубии, он поставил на новой границе свою статую. Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. В это время пользовались преимуществом фигуры стоящего человека, руки которого располагались вдоль тела, а левая нога выдавалась вперед, символизируя шаг. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели».
Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Фигуры обычно раскрашивались. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. И это еще цветочки.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, с отделенными от торса руками и с выражением собранности, сосредоточенности и спокойствия. Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Особенности ношения предметов военной формы одеждыII. В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь.
Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы.
Другие коллекции в Америке можно посмотреть в музее Дж. Основные особенности текущего этапа развития маркетинга. III.
Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). В этих хранилищах были установлены портретные статуи умершего фараона. Главными были Ка и Ба. Уже с середины III тыс.
Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры. Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. Иногда фигуры царя изображались с соколом.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Рано появляются и семейные группы. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно.
В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Замечания о языческом славянском богослужении вообще, а в особенности в РоссииIII. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти.
Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. 34. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных.
Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса, одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Особыми чертами являлись строгость линий, конкретность и минимализм деталей, решимость и смелость в изображении. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений.
Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить. Другие дарились храмам с целью обеспечить изображенному человеку постоянное покровительство божества. Характерный головной убор – немес – с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта.
Во времена Раннего царства окончательно сложились правила исполнения древнеегипетской скульптуры. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Нужно заметить, что древняя египетская скульптура еще не ставила задачей передачу характера, настроения. Словарь терминов 100 000слов А-Я/ В. Н Розин, С. И.
до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. Новые качества приобретает искусство рельефа. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Как правило, статуи располагались либо в нише, либо возле стены. Она выражается посредством простоты форм. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта.
Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Портрет, напротив, типизирован.
Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась.
Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу.
Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений.
Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Скульптура могла подчас служить и своеобразной политической агитацией.
Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус.
Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами.
Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам — изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память.
Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных — обезьян, гиппопотамов или львов. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом.
Величие пирамид высоко ценили египтяне. Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали. Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож.
Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины.
Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. вторым же типом являлся углубленный барельеф. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева.
Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. Для этого египтяне стали делать мумии. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками.
Статуи изображают существенные черты фигур, не задерживаясь на отклоненных точках созерцания, каковой могло бы выступать изображение в ракурсе. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Слово увековечивается посредством письменности.
Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. Ба означало то, что можно назвать чистым духом. Египтяне считали, что у человека несколько душ и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы.
Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Период Эхнатона назвали амарнским от названия современного района Эль-Амарна, где были найдены остатки бывшей столицы. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни.
В это время появляется два типа рельефа. Так, появилась новая скульптура изображавшая людей занятых разнообразными видами работы. Розин В. М.
В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Рельефные композиции дополнялись росписью2. Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны.
В долине Нила росла священная акация и плато, которые были материалами для статуй и саркофагов, тронов и других предметов промышленного искусства.
Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях. Скорее всего, это было и то и другое. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла. Статуи создавали в гробницы.
Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Когда в конце XX в. до н. э. была создана колоссальная статуя правителя Заячьего нома35 Тхутихотепа, огромные толпы населения области вышли встречать и перевозить этот великолепный памятник, высеченный из цельной глыбы алебастра и достигавший 6, 5 м в высоту. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного).
В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона. Иногда одна корона возлагалась поверх другой. Рано появляются и семейные группы.
Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Поскольку их в большинстве случаев прислоняли к стене, то со спины скульптуры, особенно каменные, были проработаны не столь подробно, сколько спереди.
Сокровища Тутанхомона, который был мужем третьей дочери Эхнатона и Нефертити, поражают своей изысканностью и красотой. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве.
Речь идет о фигуре льва с головой царя. Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых.
Контуры выделялись жирными линиями. Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства.
На лодки из папируса погружали один или два таких камня и начинался священный процесс перевозки камня к месту строительства. «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Широко применялся канонический тип статуи писца. Сейчас на ее вершине площадка, на которой во время второй мировой войны располагался английский пост противовоздушной обороны.
Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ.
В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Розин.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Фараон должен был совершить ритуальный бег вокруг двора, чтобы доказать, что он может править Египтом дальше.
сложился определенный канон в трактовке образа фараона. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Существует множество различных статуй с его изображением.
Атрибутами фараона были также клафт — полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее — головная повязка короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Глаза писца Каи как бы неотрывно следуют за зрителем, в каком бы месте зала тот ни находился. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики.
Он предохранялся с целью защиты его от внешних факторов, способных его разрушить. Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей.
Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. Новые черты появились и в рельефах.
В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Ступенчатая пирамида Джосера. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. На самом деле можно было взять статую и изменить надпись, подставив другое имя.
Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Следующий проход тоже шел сквозь пилоны, открытый двор, залитый солнцем, с колоннами и статуями фараонов и колонный зал. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
С другой стороны, крупному развитию каменной скульптуры способствовало и изобилие данного материала в Египте. чтобы вы процветали благодаря ей и чтобы вы сражались за нее38. Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн.
Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Это Абидос, Коптос и Он.
С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом (илл. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать.
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами.
Культурология учебник для вузов/ В. М. Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления.
Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требовало достоверной передачи внешнего облика фараона вплоть до характерных особенностей строения тела. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
Этот храм – скальная гробница. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины. Немного позже появляется поза писца – сидящего на скрещенных ногах человека. Самое великое, что было создано в его время, – это огромный храм Рамессеум, посвященный культу его божества. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу.
Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом.
Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс).
К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. Все без исключения статуи делались фронтальными. Виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульпторы выявляли четкую структуру лица, подчеркивая его суровость, придавали изображению драматичность, экспрессию. В период правления Эхнатона (Ахетатон) в скульптуре появляется заостренность образов, гротескность, подражание и типизация болезненно-уродливых черт фараона и его семьи. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий. Храм сохранился плохо, но даже сейчас мы можем видеть, как древние египтяне высекали из каменных стен полуколонны, которые отличаются от привычных нам форм. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Их часто так и называли – колоссы. жизнь натуры продолжалась в изображении. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ. 1. Сохмет изображалась львиноголовой. Некоторые из них весили до тридцати тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн.
В самой южной области Египта и на западном берегу Озера Нассер расположен другой известный исторический памятник, который Вы не можете пропустить — храмы Абу Симбела. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов. Древние мудрые строители сделали еще несколько разгрузочных камер, чтобы пирамида была не чересчур тяжелой. Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле.
Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.
Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема. По-видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. Ноги, как правило изображаются вместе.