Часть статуи выставлена на экспозицию в Египетском музее в Каире. Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном. Однако было бы неправильно полагать, что древнеегипетские статуи играли роль, связанную исключительно с похоронным культом. До нас дошли только руины храмового комплекса, усыпальница фараона и хорошо сохранившиеся египетские статуи Усеркафа.
В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Почему статуя Тутанхамона осталась в усыпальнице египетского принца, остается для науки загадкой. Если реставрация пройдет успешно и окажется, что статуя действительно изображает Рамзеса II, то ее установят у входа в Большой Египетский музей, который откроется после реконструкции в 2018 году. С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка.
Знаменитые древнеегипетские статуи-колоссы представляют интерес с точки зрения сложности обработки твердых материалов. В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож.
Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен). жизнь натуры продолжалась в изображении.
В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек. Скорее всего, это было и то и другое.
Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Скульптура Древнего Египта – одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей.
Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве. Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории. Над входом — вырезанное шестиметровое изображение птицеголового бога солнца Ра. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего.
Содержание рельефов и росписей было определено их названием. Колонны были четырехгранными. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид".
Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Внешность храмов — настоящий шедевр.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой.
Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них — в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть.
Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Если проехать чуть дальше, открываются взору белоснежные горизонты, это фантастическая «Белая пустыня». Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. Все та же торжественная статичная поза сидящего мудреца со свитком папируса на коленях, свидетельствуют о том, что человек играл очень важную роль в древнем государстве. Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п.
Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства. до н. э. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Руки лежат на коленях. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы.
Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Тела изображали чрезвычайно развитыми. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора.
Мужчина – сильный и решительный, женщина – хрупкая, тонкая, загадочная. Ни одна фигура не повторяет другую: в горе руки то воздеты к небу, то простерты по земле, то заломлены над головой.
Хочется остановиться еще на одной скульптурной группе –Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека). Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. На колоннах и в залах было очень много надписей.
Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду». Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Новые качества приобретает искусство рельефа. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды.
Египетские статуи исполнялись согласно канону (греч. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Назывались они хебседными. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Появляются портреты. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца.
Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период).
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Подобные вещи были последним словом египетского реализма.
Величие пирамид высоко ценили египтяне. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Теперь это не процессия, а толпа фигуры теснятся, смешиваются их ритм усложнился – одни согнулись, другие падают наземь, третьи запрокинулись назад. На лице женщины появляется мечтательное, загадочное выражение.
Рельефы, низкие и высокие, раскрашивались и вот таким образом мало отличались по выразительности от живописных росписей. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура. Фасадом храм был обращен на восток, от берега Нила лестница вела на террасу храма.
Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Нижний храм Хефрена имел форму квадрата и был выстроен из больших блоков гранита.
Непарадный головной убор, хепреш имел вид синего шлема. Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады.
Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Сама пирамида находилась в середине комплекса, высота ее — 60 метров, она имеет основание со сторонами 118х140 метров. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом.
Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. «Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Неподвижна поза статуи, вписывающейся в прямоугольный блок трона, в очертаниях фигуры преобладают прямые линии. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру.
В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Рано появляются и семейные группы. Архитектура Древнего Египта просто невероятна. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру.
С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Левая рука Раннаи согнута в локте и тоже прижата к телу. Погребальные жрецы произносили магические заклинания, совершали погребальные обряды и приносили жертвы.
Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. 1. Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва.
Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве). Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников.
Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Со временем меняется и иконография царей. Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера. Их часто так и называли – колоссы.
По другой версии, после землетрясения 27. Прочность камня обеспечивала вечность существования. Как египтяне бальзамировали мумию. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Простым людям не строили пирамид. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Существует множество различных статуй с его изображением.
Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение. Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. В Египте почиталось множество богов.
Некоторые из них весили до тридцати тонн. Фигура мужчины высокая, он широкоплечий. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, площадь ее более 50 000 квадратных метров. В этом Е-образном зале стояли 23 статуи сидящего фараона. Для этого египтяне стали делать мумии.
Статуи создавали в гробницы. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. Иногда одна корона возлагалась поверх другой.
Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах.
Рано появляются и семейные группы. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. На теле — набедренная повязка, на голове — убор.
Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Силуэт фигур всегда ясен и графичен. В это же время определились основополагающие каноны.
Египтяне всегда изображали людей в застывшей позе широкого шага с прямыми ногами. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков.
Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей.
Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой.
Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Параллельно он собирал коллекцию для себя.
Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Рельефные композиции дополнялись росписью2.
49). Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть.
В. С. Голенищев был учёным, археологом, он ездил в Египет с экспедицией от Государственного Эрмитажа и выполнял роль надзирателя за работами. Каждый пояс рельефа, как новая строка, увязан со следующим.
Он жрец, вот таким образом не носит парика и волосы не затемняют лицо, оно ярко освещено. Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике.
По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу.
Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов. На второй террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. Здесь ноги прямые, руки вытянуты вдоль тела и прижаты к нему. Для рельефов Древнего царства характерно фризовое развитие сюжета.
до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками.
Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего.
С другой стороны, как только парасхист наносил надрез, он со всех ног убегал. Скульптурные изображения фараонов, знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, керамики и полудрагоценных металлов.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Главными были «Ка» и «Ба». Перед храмом была пристань, два входа храма стерегли два сфинкса. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Скульптуры фараона Аменемхета III интересны тем, что их сохранилось достаточно много. Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне.
В чём же они состояли. Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии.
Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. И это еще цветочки. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож).
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. В ГМИИ Аменемхет III представлен не стариком, но и не молодым человеком.
Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс.
В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Хебсед был праздником тридцатилетия правления фараона, когда совершалось ритуальное убийство статуй. Его интерьер еще более внушителен, в то время как фасад храма королевы Нефертари включает 6 огромных статуй.
Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. Примером тому может служить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э. ), охраняемого богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизе). Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски.
На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением). Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох.
Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды. Головы статуй поставлены прямо, в руках обязательные атрибуты. В послеамарнский период, во время правления Рамзеса Второго, скульптура кардинально изменится. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Царица изображена еще юной.
В пустыне есть зона, так называемая «Черная пустыня», это каменистые пустоши вулканической породы. и лицо, покрывали слоем гипса. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших— ка, в которых сложились портретного искусства Египта.
Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Так зародился скульптурный портрет. Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. В настоящее время это лучшая в России коллекция египетского искусства. Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.
Анубис считался судьёй богов. Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц.
до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука. Это не совсем живоподобно, ведь во время ходьбы колени сгибаются. Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов.
Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Изображение замерло на века в своей неизменности. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение.
Царь считался прямым потомком Гора. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья).
Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированного, сакрального понимания образа фараона. Ступенчатая пирамида Джосера. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина.
Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. А для себя В. С. Голенищев покупал предметы на «чёрном рынке». Это были сравнительно маленькие фигурки.
Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ.
В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов.
К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Фигуры опираются на землю всей ступней. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож.
Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности. В это время особое внимание в египетском искусстве уделяется портретным изображениям. Это бог Гор в своем соколином обличье. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Этот храм – скальная гробница. И она стала первой коллекцией подлинников в музее. «Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти.
Материал был не только дерево но и алебастр. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров.
Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально.
Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей.
Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров). По мере облицовки пандусы снимались.
Её лицо чуть приопущено, на лицо падает тень от волос. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом.
Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Здесь преодолевается сковывающее влияние канона, смелее и реалистичнее разрабатывается образ, полнее передается его психологическая характеристика. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций.
Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение. Статуи имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). Далее статую погребали и повторяли обряд коронации.
Потолок поддерживают колонны в древнеегипетском стиле имитирующие связки папируса. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина.
Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства.
Они создавались природой и обдувались ветрами на протяжении веков. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ). Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения.
Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет прекрасные изделия художественного ремесла. Этим они стремились создать образ могущественного царя. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка. Стена портика, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами.
Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Египтяне полагали, что душа будет защищена внутри пирамиды.
Со временем меняется и иконография царей. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место.
Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. 51-а).
Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. Он уверенно шагает, его голова высоко поднята и открыта. Новые качества приобретает искусство рельефа. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Широко применялся канонический тип статуи писца. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка».
Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Но излюбленным материалом стала бронза.
Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц. Храм был обнесен толстой стеной. Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе. И в этом прелесть египетского искусства. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ).
Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего. К югу от пирамиды находились три связанные с нею общей стеной небольшие пирамиды.
Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Анубис считался братом бога Баты.
Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью.
Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Фигуры обычно раскрашивались. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. Древняя скульптура из черного базальта изображающая Имхотепа завораживает своим изяществом.
Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас. В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Причиной этому решению послужила угроза погружения храма под воду Нила.
Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест назначения на Ближнем Востоке, Египет — также великолепная страна чудес истории, природы и культуры. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Эти фигуры, с одной стороны, соединяют традиции египетского искусства. Рано появляются и семейные группы.
У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Сахара — самая большая пустыня в мире и самое жаркое место на планете. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды.
Рельефные композиции располагались так, что скорее читались, чем смотрелись. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн.
Он чуть-чуть поворачивает голову влево. К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа. С правой стороны волосы не сохранились, но они тоже были. В гробницу помещались статуэтки изображавшие разнообразных слуг фараона. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус.
И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства. Двести лет потребовалось на то, чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу.
Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах.
При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом. Только грани у нее как бы изломанны.
Египтяне считали, что у человека несколько душ и вечная жизнь после земной смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ).
Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.
Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Все эти процессы напрямую отобразились в архитектуре и каменном строительстве. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Характерно и изображение архитектора древнего Египта – Имхотепа, знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре.
Великий Сфинкс представляет из себя сильной и величественный памятник перед комплексом Пирамид Гизы. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. После смерти Эхнатона все изменилось. «Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным.
Она меньше по количеству предметов, но их качество значительно выше. Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре. Точно также свободно сочетаются канонически-статичные формы тела и современный стиль изображения лиц.
Здесь также представлена эпоха Среднего Царства в египетском искусстве. Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе.
Внешность храмов — настоящий шедевр. В изображении простолюдинов преодолевается сковывающее влияние канонов, в результате чего образы становятся индивидуальными. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Гробница фараона была вырублена под гипостильным залом.
Состоящих из тысячи белоснежных каменных фигур. Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Вся архитектура зала восходит к одному из залов древнеегипетского храма. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда.
Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. По его портретам можно наблюдать, как внешность фараона менялась с возрастом. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн.
Общая длина анфилады подземных помещений (двух залов и святилища) составляла 55 м. Потолок первого зала опирался на 8 столбов, поставленных в 2 ряда, к ним прислонены две десятиметровые скульптуры Рамсеса II, на потолке — небо со звездами. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. Они располагались на глубине 33 метров. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи. Создается новый тип капители — с головой богини Хатхор.
Рельефы были низкие и врезанные (т. е. Период Нового Царства характеризуется расцветом египетского государства за счет военных завоеваний. Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников.
Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений.
История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий. При IV династии появляются фигуры вельмож в виде писца. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее.
Обелиск – это как бы застывший солнечный луч. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти.
Тела мужчин окрашивали кирпично-красным, женщин — желтым, волосы — черным, одежды — белым. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Лицо бесстрастно.
Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение.
контр рельефы). Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Вот таким образом они были ни атрибутированы и ни датированы. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Рельефные композиции дополнялись росписью.
В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.
Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты. Еще одна разновидность скульптурного изображения Получила название скульптуры «по жизни» — ее клали вместе с мумифицированным телом фараона в погребальную камеру, она изображала стражников, писцов, водоносов — всех тех, кто продолжит служить фараону после своей смерти. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса.
Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали.
Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. Именно так египтяне представляли себе идеального мужчину и идеальную женщину. Фараон правил достаточно долго, он основал фаюмский оазис в Египте.
Сохмет изображалась львиноголовой. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
Скульптура имевшая в Египте культовое значение, также подчинялась канону. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. В Среднем царстве важной частью практически всех зданий стали колонны, которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными.
Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Новые черты появились и в рельефах. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками.
Другой тип египетской скульптуры — культовые статуи фараонов, стоявшие возле пирамид. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо. У Нила располагался нижний храм.
Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, по свидетельствам археологов, приходится на период Древнего царства, а именно – на времена правления 4-й и 5-й династий фараонов. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен.
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина. В то время произошло объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство, получило дальнейшее развитие рабовладение, что привело к разрастанию огромного и сложно устроенного государственного аппарата, а главное, бог-фараон был покровителем большой страны, а культ умершего правителя стал важной составляющей египетской религии.
Стены заупокойных храмов украшали не только рельефы, но и живописные композиции. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише.
Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Атрибутами фараона были также клафт — полосатый платок с концами, спускающимися на плечи немее — головная повязка короны — белая, в форме кегли (символ Верхнего Египта) и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым выступом сзади (символ Нижнего Египта). Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Египетская религия учила, что счастливая жизнь в загробном мире дается только знатным людям.
Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Художник не знает законов перспективы, величина фигур зависит от их социального статуса. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей.
Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. Новые черты появились и в рельефах. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. В итоге, московская коллекция оказалась даже лучше, чем та, что выставлена в Эрмитаже.
Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. У него нет практически никаких наземных сооружений.
Там тоже были гипостильные залы и перистильные дворы, в которых больше ста пятидесяти колонн, высота некоторых из них свыше двадцати метров, а охват – около трех метров. В период Среднего царства появляется оформление входа в виде двух пилонов — башен с проходом между ними. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса, одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию.
Правило здесь сочетается с очень тонким психологизмом. - сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью.
В этих скульптурах фараон представал сидящим или стоящим. Храм был воздвигнут у скал Ливийского нагорья. Властелина показывали больше остальных изображенных фигур. Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами.
Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели». «норма», «правило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Эго делал специально обученный человек, которого называли «парасхист» (вспарыватель). Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов.
Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Вначале знатных людей изображали либо сидящими с положенными на коленях руками либо стоящими с выдвинутой вперед левой ногой. Сейчас остров Филы открыт для туристического посещения. Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора.
Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль). В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Строгое соблюдение фронтальности и симметричности в построении фигуры, торжественное спокойствие позы передавало пребывание в потустороннем мире.
До сих пор не понятно, с чем это связано. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ. Иногда фигуры царя изображались с соколом.