Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. По сведениям из египетских текстов, бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. Египет почти не знал зодчества без скульптуры.
Скульптуры птолемеевского периода в своем большинстве также выполнены в традициях египетского канона. Гигантомания, монументальность, ярко выраженная концептуальность, неповторимое своеобразие образов сделали египетскую скульптуру одной из интереснейших страниц мирового искусства. Проанализировав памятники скульптуры Древнего Египта, дошедшие до нас из далекой эпохи древнеегипетской цивилизации, можно совершенно точно определить две основные темы в искусстве Египта. Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны.
Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Несколько образцов египетской скульптуры украшают улицы Петербурга, а также находятся в коллекции Эрмитажа, Пушкинского музея в Москве.
Конечно, скульптуры делали как в храме так и вне. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Искусство индивидуального портрета, глубокий реализм, чувство движения достигли своего расцвета в эпоху Нового царства, особенно в краткий период правления Эхнатона (амарнский период).
В создании типа сидящих статуй (с положенными на колени руками) большую роль сыграли статуи фараонов изготовлявшихся для праздника хеб-сед. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон.
В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в данном мире всем необходимым для загробного существования. Сохмет изображалась львиноголовой. Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах. Появляются произведения, которым характерно изящество и стройность.
У Нила располагался нижний храм. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Внешность храмов — настоящий шедевр. Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. Это были сравнительно маленькие фигурки. Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. В это время пользовались преимуществом фигуры стоящего человека, руки которого располагались вдоль тела, а левая нога выдавалась вперед, символизируя шаг.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. Одно из самых знаменитых сооружений Египта – это Большой сфинкс в Гизе (дата неизвестна, строитель хефрен).
Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина. Размещено на реф. рф располагались на глубине 33 метров.
Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". К самым замечательным произведениям древнеегипетского искусства относятся два скульптурных портрета царицы Нефертити (XIV в. до н. э. ). Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами.
Индивидуальность, определенность портрету как таковому придает именно слово имя, вписанное непосредственно в статую. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.
Яркая черта этих памятников – огромные масштабы, в сочетании с монументальными объемами. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф.
Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. После чего считалось, что на престоле вновь восседает полный сил владыка. Со временем меняется и иконография царей. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя.
Они вызывали ужас и трепет даже у древних греков, которые прекрасно владели искусством архитектуры и скульптуры. Архитектура, как и все искусство Египта, была очень традиционной. Дальше снаряжалась экспедиция в далекие Ливийские горы, где с помощью очень простого способа высекались огромные каменные глыбы: в трещины вбивали деревянный клин и поливали его водой. Они смогли увидеть даже трещину в скале, благодаря которой образовалась естественная опора, не дававшая упасть фасаду.
Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута, отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры. Период XVIII династии – время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Установка новой крупной скульптуры была важным событием в жизни города. Над статуей совершали обряд "отверзания уст и очей", после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить. Рано появляются и семейные группы. Воистину, тот трус, кто побежден на своей границе.
«Ка» делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции. Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий, статуй и других исторических достопримечательностей, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника.
Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Основной характер — торжественная монументальность и строгое спокойствие. Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест назначения на Ближнем Востоке, Египет — также великолепная страна чудес истории, природы и культуры. Фараон Рамзес II вернулся к традициям своих предков. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
Как правило используемыми камнями являлись известняк, сланец, диорит, базальт, красный гранит (употреблявшийся для саркофагов), обсидиан и порфир. Их предназначением являлось обеспечение загробной жизни умершего.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Глаза статуй чаще не раскрашивали, а инкрустировали. Особенно известен бюст из раскрашенного известняка, в натуральную величину. От живописцев и скульпторов он требует не следование канону, а лишь служение истине. 51-а).
чтобы вы процветали благодаря ей и чтобы вы сражались за нее38. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.
Некоторые из них весили до тридцати тонн. В комплексе стоит величественный храм, окруженный со всех сторон портиками. Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. Таков портрет Амехотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением.
Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы — пейзажей, животных, птиц, где сдерживающее влияние древних традиций ощущалось значительно меньше. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти.
Программа базового курса. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Главное, что эта пирамида еще больше похожа на холм Бен-Бен, с которого все началось. Подобные вещи были последним словом египетского реализма. Большая группа памятников была связана с обрядом хеб-сед -- ритуалом обновления физической мощи фараона.
Новые качества приобретает искусство рельефа. А вот с человеком было сложнее. Довольно рано сложились определенные скульптурные правила, отходить от которых не рекомендовалось: так, например, голова изображаемого человека не должна была отклоняться в стороны или свешиваться на грудь – посадка головы могла быть исключительно прямой и гордой, тело обязано быть развитым и могучим, а лицо должно обладать максимальным сходством с внешностью человека- «модели».
Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Их часто так и называли – колоссы. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами. Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон.
Портрет, напротив, типизирован. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. В этот период скульптура решительно утверждает чувственность женских образов.
Ба означало то, что можно назвать чистым духом. С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом (илл. Необходимо было восстанавливать былую мощь государства, которая ослабла за время правления Эхнатона. Зрачки их сделаны из драгоценного камня.
Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным. Уже с середины III тыс. Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Архитектура, как и все искусство Египта была очень традиционной.
Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части.
Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Живопись и рельефы Древнего Египта играли не менее важную роль в искусстве Египта. Эти нормы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо заметных изменений. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ. Были распространены изображения сидящего человека, со скрещенными на груди руками, либо расположенных на коленях.
49). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор. Имхотепа считали магом и волшебником, а в поздние времена он был обожествлен, в его честь сооружались храмы и возводились статуи. Гробница и рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли Ка (двойник умершего человека). У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. В правой орбите сохранился глаз из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Культурология учебник для вузов. Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч.
С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Постепенно создавался канон: главный «герой» изображался крупнее остальных, его фигура передавалась двойным планом: голова и ноги в профиль, плечи и грудь – в фас. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча.
Скорее всего, это было и то и другое. У него нет практически никаких наземных сооружений. Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом.
Фараон Микерин был не такой великой фигурой, как Хеопс. В качестве примера можно привести статую изображающую фараона Хасехема. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров).
Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Их изображения имеют собачьи головы, рога или другие признаки зверей. Более важную роль стали играть изображения царствующего правителя.
Существуют два типа изображения божественного сана: сидящая и стоящая фигура. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ.
Для ушебти изготовлялись из фаянса или бронзы корзины, мотыги, молотки, кувшины и т. п. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» – слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет -- живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.
Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
Три скульптурных бюста Нефертити прекрасны и чувственны. Этот гладкий переход создаёт захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей. Все они поют соответствующие песни, навстречу статуе несут жертвы. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина.
Царский писарь и градоначальник Фив был великим человеком по тем временам.
Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Вернемся к городу мертвых, где рядом с пирамидами находились гробницы знати.
Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. В скульптуре Среднего Царства произошли некоторые изменения. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов.
Если мумии сохраниться не удавалось, она вполне могла вселиться в своё подобие – статую (именно вот таким образом древние египтяне называли скульптора «создающим жизнь»). Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Даже в Древнем Египте вскоре перестали их строить – чересчур много на это требовалось материала и человеческих усилий.
Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков.
Бабахо В. Н., Левикова С. И. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений.
К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Изображения Эхнатона— любопытный пример сочетания достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Согласно религиозному учению древних египтян, человек имел несколько душ.
Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Нет уже такой беспрекословной веры в загробную жизнь.
до н. э. до н. э. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Следующим этапом была обработка поверхностей каждой каменной глыбы. Скульптура и архитектура живут здесь общей жизнью. Словарь терминов 100 000слов А-Я/ В. Н Розин, С. И. Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. Рамзес построил новую столицу Танисс, где мастера скульптуры пытались возродить стиль Древнего Царства, наделяя свои скульптуры неподвижностью, массивностью, бесстрастным выражением лица.
Здесь уже выявлены основные черты стиля— монументальность формы, фронтальность композиции. Он покидал человека после его смерти и направлялся на небеса, это была внутренняя энергия человека, его божественное содержание.
Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. С точки зрения истории – это был грандиозный поступок, ломались вековые традиции. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей.
Скорее всего, это было и то и другое. Иногда искусство инкрустацию выделяется в особую область египетского искусства и ремесла.
Он высечен из каменной глыбы и чуть- чуть надстроен. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Немного позже появляется «поза писца» — сидящего на скрещенных ногах человека. К камере вели шахта и коридоры с множеством боковых ходов и ответвлений. Гробницы фараонов, храмовые помещения, царские дворцы были заполнены разнообразной скульптурой, составлявшей органическую часть зданий.
Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (просветленного, блаженного), оживающего благодаря этому жесту. Прочность камня обеспечивала вечность существования. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением на лице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие до гротеска), динамичные, очень естественные изображения самого Эхнотона.
Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами. Большой сфинкс в Гизе более нигде не повторялся в натуральную величину, однако аллеи из уменьшенных копий сфинкса и других животных стали непременным атрибутом многих храмовых комплексов.
Все остальные скульптуры той эпохи так или иначе выполнены в таком же стиле. Период амарнского искусства, полного любви и очарования, был коротким. Создаются невиданные фигуры именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов. Рано появляются и семейные группы.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Сфинксы воплощали идею сверхъестественной божественной сущности владыки Египта. Эти законы могут быть сведены к двум главным: закону фронтальности, то есть к тому, что статуи возводятся для того, чтобы быть созерцаемыми с фронтальной стороны и закону осевой симметрии, то есть к тому, что фигура разделяется на две части вертикальной осью. Вокруг места строительства воздвигали насыпные земляные пандусы. Он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и недосягаемого величия.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета женские – желтого, волосы – черного). Тяга к колоссальному прослеживается и в скульптуре Нового царства. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна.
Храм был обнесен толстой стеной. Свод над ними был расписан как небо – синий с золотыми звездами.
Такое же явление наблюдается и в рельефе. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ).
Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Со временем меняется и иконография царей. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента.
Простым людям не строили пирамид. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. В древних Фивах находились крупнейшие из таких храмов – Карнак и Луксор.
Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией. Главными были «Ка» и «Ба». Фигуры изображающие людей имели правильные пропорции, были прямолинейными.
Инкрустация глаз статуй – отдельная тема для исследований в египтологии.
Широко применялся канонический тип статуи писца. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. В это же время определились основополагающие каноны.
Руки лежат на коленях. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки. Уже нет и распластанности: у каждой фигуры видно только одно плечо.
Обилие статуй в гробницах и храмах отвечает ритуальным нуждам. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Храм Амона был окружен огромной стеной, отгораживающей его от внешнего мира. Вся скульптура Древнего Египта поражает прежде всего своей монументальной статичностью. Новые черты появились и в рельефах. До сих пор не понятно, с чем это связано.
Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам.
Вся скульптура рассчитана на фронтальное обозрение. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Новое мировоззрение продиктовало свои условия для развития скульптуры. Одним из правителей этой эпохи, фараон Эхнатон, проводил религиозную реформу.
Когда фараон рождался, он начинал строить себе гробницу – дом смерти. Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Обелиск – это как бы застывший солнечный луч.
Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. Колонны были в форме лотосов, папирусов или связок тростника. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Важным посредником в осуществлении этой идеи была скульптура.
По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Анубис расставил вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дал каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Для жизни вечной нужно было сохранить и тело. После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой.
Храм в Луксоре построен был почти так же, как и Карнак. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат» – истина.
Храм Хатшепсут стал ярким тому примером. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»).
После смерти Эхнатона все изменилось. Иероглиф змеи, означавший имя Джета, вписывается в прямоугольное поле над условным воспроизведением дворцового фасада «серех», который символизировал земную обитель фараона и служил жилищем божеству, воплощённому в облике царствующего правителя. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа.
Тянули их рабы, которые питались только хлебом, подсолнечным маслом и луком с чесноком. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил застойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов.
Мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, его торс). Не попадают под эти каноны писцы, которые изображаются сидящими на земле в позе лотоса (статуя царского писца Каи) и изображения слуг в мелкой пластике. Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.
Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Новые идеалы незамедлительно отразились в искусстве.
Чуть улыбаются губы, лицо полно задумчивой мечтательности -- это мечты молодости о будущем счастье, о предстоящих радостях, успехах, мечты, которых уже нет на первом портрете. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек. Уникальные символы архитектурных чудес, которые созданы древними цивилизациями, все они расположены в Египте. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать.
В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Делали их по особой технологии, которая до сих пор не разгадана. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Кроме круглой скульптуры египтяне охотно обращались к рельефу. В это время появляется два типа рельефа. жизнь натуры продолжалась в изображении. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья.
Голова выдвинута немного вперед, что придает равновесие всей скульптуре. Каноны, существовавшие там, никто не смел нарушать. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием Сельский староста). Мужские тела окрашивались в более темный цвет, женские – в светло-желтый тон. На царице надет высокий синий головной убор, большое цветное ожерелье. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала.
Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. По первоначальным представлениям право существовать в загробном мире имел только фараон. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи). Кроме того, волосы всегда окрашивались в черный цвет, а вот цвет тела зависел от пола изображаемого человека: мужчины «окрашивались» в красно-кирпичный цвет, а женщины – в желтый. Культ прежних богов был запрещен их храмы закрыты.
Основной характер – торжественная монументальность и строгое спокойствие. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Существовало три центра, где находились важнейшие храмы того периода времени. В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).
Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем в искусстве предшествующего исторического этапа. На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Рядом была водружена стела, в надписи на которой фараон изложив итоги походов, обращался к своим преемникам со следующими словами: Я утвердил мою границу к югу от отцовской.
Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы»— слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений. Выбор типа фигур (разумеется, в пределах, обусловленных ритуалом), равно как и таких материалов, сочетание которых давало бы желаемый красочный эффект, во многом способствовал общему впечатлению от здания и, разумеется, зависел от зодчих. Искусство Древнего царства особенно богато такого рода памятниками.
У Нила располагался нижний храм. Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. По-арабски такая форма называлась мастаба (скамья). Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Существовало также множество изображений ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились.
Его основу составляет известковая скала, напоминающая фигуру лежащего льва. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Изображение замерло на века в своей неизменности. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным.
Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн.
Рано появляются и семейные группы. Между колоннами стояли статуи фараона, равные по размерам могучим колоннам.
В культе мертвых Ка занимала очень важное место. Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера известной под названием «Сельский староста»). Атрибуты в изображении царских особ остаются неизменными на протяжении всей истории.
34. Новые черты появились и в рельефах. Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы.
Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения. Контуры выделялись жирными линиями.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. У него нет практически никаких наземных сооружений.
Карнак строился на протяжении двух тысяч лет, но это на нем почти не отразилось. Статуи должны были либо изображать усопшего, чтобы дать возможность его беспрепятственно пользоваться всеми доступными благами, либо охранять тело (если это были статуи воинов или фигурки божеств). Облицовка шла сверху вниз и когда строители достигали земли, пирамида получалась законченной.
Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить. Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Культурология учебник для вузов/ В. М.
Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. В этом плане трактуется портретный облик царя. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые.
Так зародился скульптурный портрет. Слово увековечивается посредством письменности. Когда скульптор приступал к тщательной работе над гипсовой маской (она заключалась в том, что глаза умершего должны быть изображены обязательно открытыми), он получал возможность постоянно тренировать свое внимание, наблюдательность и память.
Появляются портреты. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия.
У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. К этому храму вела аллея сфинксов с лицом Аменхотепа.
Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперед левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Характерный головной убор – немес – с изображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта.
В потустороннем мире, заселенном умершими, может существовать лишь тот (и это самое основное), кого снабдили в этом мире всем необходимым для загробного существования. Скульптура раннединастического периода происходит в основном из трёх крупных центров, где находились храмы – Она, Абидоса и Коптоса. Золото сияло на солнце и тем самым соединяло земную пирамиду с миром небесным.
Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Некоторые из них были очень древними и походили больше на животных, чем на людей. Все части тела должны были быть пропорциональными, положение рта, глаз, носа, уровень плеч и подмышек определялось каноном.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Портрет, напротив, типизирован. В ранней скульптуре Древнего Египта появлялись и семейные группы. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед»— ритуалом обновления физической мощи фараона.
И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду». Ее стены были покрыты плитами розового гранита. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина.
Ощущалось величие богов и фараонов, которые отождествляли себя с этими богами. Храм в Луксоре построен был почти аналогично тому, как и Карнак.
Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Большим количеством различных скульптур представлена эпоха Древнего царства. Главной достопримечательностью являются барельефы.
Там совершались моления, а потом процессия медленно двигалась в верхний храм. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. Мое сердце радовалось, – весь мой город собрался, ликуя.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. И тем не менее портрет играл важную роль для египетского искусства.
Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона.
Загробную жизнь египтяне представляли себе как продолжение земного существования: человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. В чём же они состояли. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. В древности она была облицована белыми плитами известняка, а самая макушка – золотом, которого в Египте было "больше, чем песка морского".
Впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Лицо окрашено в розовый цвет, губы красные, брови черные. В официальной скульптуре, в статуях фараонов, наряду с идеализацией и каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели интерес к выявлению портретных черт. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут. Далее статую погребали и повторяли обряд коронации.
Хрестоматия.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Этот рельеф создан в эпоху 19-й династии в Мемфисе.
Особенно впечатляют женские фигуры, к примеру, возраст матери и жены изображен одинаковым. Если фараон хотел кому-то продемонстрировать свое благое расположение, то он милостиво разрешал поместить статую этого вельможи рядом с собой под сенью храма (довольно часто этого удостаивались талантливые скульпторы, сумевшие порадовать фараона его же собственным прекрасно выполненным изображением).
При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства».
В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов.
Другая особенность скульптуры Египта – строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. Сохранились портреты Эхнатона и его жены Нефертити. Здесь хоронили членов царской семьи, главным образом, детей. Внутри она прорезана ходами, коридорами, а к самой погребальной камере идет широкая пятидесятиметровая галерея, облицованная гранитом, перекрытая подобием свода, который позволяет стенам выдержать огромную тяжесть каменной массы, давящей на галерею сверху.
Недаром существует пословица: "Все боится времени, но время боится пирамид". Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками.
Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона. Царица изображена еще юной. Сохранилось огромное количество резных статуэток – от фигур богов до игрушек и посуды. Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет.
Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.
Перед входом в храм стояли огромные статуи фараонов, рядом с ними – обелиски. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве. Они являлись частью храма Аменхотепа Третьего (XIV в. до н. э. ). Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», упоминание о которых есть в списке книг библиотеки храма в Эдфу, равно как о наличии подобных же руководств и для скульпторов.
«Ка» являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Это вполне объясняет нормативный характер египетского искусства. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве).
Размер статуй настолько велик, что трудно сказать, колонны это или колоссы. Эти колонны и полуколонны похожи на священные растения древних египтян – лотос и папирус. Впоследствии его стали облицовывать каменными плитами. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила.
Строительство же самой пирамиды продолжалось еще двадцать лет. Помимо камня использовали известняк и дерево, которые раскрашивались в разные цвета.
Анубис считался братом бога Баты. Это бог Гор в своем соколином обличье. Храм в Луксоре – это тоже "солнечный храм", в котором также была священная ладья. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт.
В Египте почиталось множество богов. Фараоны, стремившиеся прославить себя и свое могущество, повелевали ставить свои статуи в храмах, рядом с фигурами различных божеств. Рано появляются и семейные группы. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Величие пирамид высоко ценили египтяне.
Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир. Пирамиды в Гизе являются единственными и уникальными на всем земном шаре. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Огромные глаза скульптур – также имеет культовое значение. Длилось это всего 25 лет, что по египетским меркам – пауза. Подобно скульптуре, они были тесно связаны с зодиакальным культом. Эти проблемы возникнут и будут решены гораздо позже, в другие эпохи.
Уверенно очерченное лицо с характерными тонкими, плотно сжатыми губами большого рта, выступающими скулами, слегка плоским носом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта.
Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства.
Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Фигуры из глины были всегда небольшого размера. Новые качества приобретает искусство рельефа.
Функция статуй проистекает из необходимости, чтобы изображение помогало духу усопшего возвращаться к жизни. Их делали многослойными и многоцветными из полудрагоценных камней и из горного хрусталя.
Во дворах храмов можно было видеть и много статуй частных лиц. Его окружала стена из белого известняка высотой в десять метров. Сохмет изображалась львиноголовой.
Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян.
Ведущие скульпторы имели довольно высокое положение в структуре государства и занимали видные придворные и жреческие должности. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости. Таким образом, дворы египетских храмов были своеобразными портретными галереями виднейших людей своего времени – везиров, полководцев, зодчих, верховных жрецов, биографии которых можно было прочитать на их статуях. Теперь скульптура обрела оттенок гигантомании. Так, зодчий Бекенхонсу (XII в. до н. э. ) поставил в Луксоре перед пилоном Рамсеса II шесть гигантских скульптур фараона, разместив их так, что два колосса из черного гранита изображавшие царя сидящим, находились по краям и хорошо оттеняли красный полированный гранит центральных стоящих фигур.
до н. э. ), который предпринял реформы ортодоксальной религиозной доктрины. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки. Внешность храмов — настоящий шедевр. Считается, что потребовалось двадцать лет и десять тысяч строителей, чтобы ее воздвигнуть. Обычный человек не имел права на бессмертие и не мог попасть в потусторонний мир.
Предполагается, что этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн. Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей.
Ярким примером являются росписи гробниц номархов, обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства. В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона. Под землей, у восточной стороны пирамиды, были заготовлены одиннадцать узких погребальных камер.
Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Сохранилось огромное количество резных статуэток -- от фигур богов до игрушек и посуды. Его портреты выполнены с потрясающей психологической достоверностью. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов.
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Скульптурный портрет в Египте был связан с религией. вторым же типом являлся углубленный барельеф.
Доставить камни на стройплощадку было делом нелегким. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой) изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев) сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль).
Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. С помощью разбухавшего дерева глыба откалывалась. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности.
Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Существует множество различных статуй с его изображением. На колоннах и в залах было очень много надписей. В этот период в большей степени, чем в рельефе, устанавливаются в круглой скульптуре строгие каноны определенных типов композиции, удержавшихся затем на всем протяжении развития египетской пластики.
В культе мертвых «Ка» занимала очень важное место. Времена Нового царства ознаменовались развитием монументальных скульптур. Статуи в Древнем Египте изготовляли специальные мастера. и лицо, покрывали слоем гипса. Сохранилось огромное количество резных статуэток— от фигур богов до игрушек и посуды.
На заключительном этапе строительства пирамиду облицевали блоками белого известняка. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Лицо сфинкса было окрашено в кирпичный цвет, полосы платка – в синий и красный. до н. э. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. Гробницу умершего называли «домом Ка», жреца, который совершал погребальные обряды, называли «служителем Ка».
В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Для этого египтяне стали делать мумии. Основной материал из которого выполнялась скульптура, – камни твердой породы. По мере облицовки пандусы снимались. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками.
В отличие от скульптуры рельефы и живопись способны к повествовательное. Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге.
Некоторые из них весили до тридцати тонн. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. Животных всегда рисовали видом с боку. Соединены они между собой длинной Аллеей сфинксов. Только при условии полнейшей сохранности тела Ба (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские — желтого, волосы — черного). Широко применялся канонический тип статуи писца.
Царь считался прямым потомком Гора. Развивается научная мысль, особенно в области медицины и математики. Письменность обладает божественным характером, она завещана богами.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Пирамида Хефрена стоит посередине этой великой триады. Этим они стремились создать образ могущественного царя. Пирамида, которую мы сейчас видим, лишена самого главного – своей прекрасной облицовки.
В самой сердцевине пирамиды находится небольшая погребальная камера. Широко применялся канонический тип статуи писца. В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Общие же правила, к примеру фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.
Не менее прекрасна и голова, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Здесь уже выявлены основные черты стиля -- монументальность формы, фронтальность композиции. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа.
В непосредственной близости от Храмов Карнака в Луксоре расположен другой интересный памятник, чтобы посетить — Луксорский Храм. Во времена Среднего царства в гробницах размещали и фигурки работников. В модели стоящей фигуры руки вытянуты вдоль туловища, одна нога выдвинута вперед.
Чтобы попасть на территорию храма, процессия должна была пройти между могучими пилонами. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Все без исключения статуи делались фронтальными. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Рано появляются и семейные группы. Главными были Ка и Ба.
Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита. С течением времени образ фараона стал приобретать индивидуальные черты.
Давайте начнем с Пирамиды Джосера. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ. Это Абидос, Коптос и Он. Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета.
Однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. Можно себе представить, каким подавленным чувствовал себя древний человек, попавший туда. Пирамиды Хефрена и Микерина своими юго-восточными вершинами находятся на одной линии с великой пирамидой Хеопса. Скульптура служила приютом для хранения энергии усопшего – Ка. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Материалами для изготовления декоративных и бытовых предметов служили алебастр, глина, стеарит, гранит, яшма и другие полудрагоценные камни.
От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Профессия скульптора часто передавалась по наследству из поколения в поколение. Мастера стремились к лаконичности в своих работах исключая мелкие, незначительные детали. Их часто так и называли – колоссы. Самые знаменитые — три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Одни статуи ставились в храмах в память об участии в определенном ритуале.
В случае если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что все они открыты. Существовало также множество изображений в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни.
Статуи служили объектом поклонения, совершения обрядов и имели посвятительное назначение. Этот храм – скальная гробница. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Назывались они хебседными. Комплекс занимал прямоугольную площадку (545х278 метров).
В некоторых из них намеренно архаизированные формы, подражающие древним правилам, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. И это еще цветочки. Статуи устанавливались не только в гробницах, но и в храмах.
Царь показан без прикрас, со всеми особенностями его лица и фигуры. Все помещения, все залы, сама гробница находятся в глубине скалы. В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки изображавшие работающих людей. Египет пытается вернуть былую мощь и традиции Древнего Царства. Фигуры обычно раскрашивались.
Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. «Ба» означало то, что можно назвать «чистым духом». Но еще более интересным является заупокойный храм фараона Рамзеса II в Абу-Симбеле. Практически все исследователи сходятся на том, что заупокойный культ жителей древнего Египта сыграл немаловажную роль в развитии скульптуры – хотя бы потому, что они были убеждены: человеческая душа вполне могла возвратиться на землю к своему телу, мумии (именно с этой целью создавались огромные гробницы, сооружения, в которых должны были находиться усопшие тела фараонов и вельмож). Стал вырабатываться новый канон на базе иконографии самого фараона-реформатора. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком.
Статуи создавались не для созерцания, а для выполнения священного предназначения и исходя из этого были выработаны строгие правила (каноны) образа: статичность, фронтальность, симметричность. Первые ушебти (о них шла речь в вопросе 2) датируются 21 в. до н. э. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. В период владычества Саиса в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства.
Часто фараона изображают в домашней непринужденной обстановки, на фоне чарующих пейзажей. Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Характерно и изображение архитектора древнего Египта – Имхотепа, знаменитого храмом фараона Джоссера и своей ступенчатой пирамидой в Саккаре.
Только грани у нее как бы изломанны. На лодки из папируса погружали один или два таких камня и начинался священный процесс перевозки камня к месту строительства. Искусство Древнего Царства особенно богато такого рода памятниками. Камни были отшлифованы так, что между ними можно просунуть разве что лезвие бритвы.
Постепенно начинает ослабевать незыблемая идеология Древнего Царства. Со временем меняется и иконография царей. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Но форма была безжизненна и уже неорганична времени. Тонкая длинная шея словно гнется под тяжестью убора.
Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с блоком камня и т. п. ). Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров. Рельефные композиции дополнялись росписью.
Гораздо ближе по своей форме к великим пирамидам в Гизе была пирамида фараона Снофру. Ее стены были покрыты плитами розового гранита.
Деревянные изображения рабов, животных и имущества же клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире. Материал был не только дерево но и алебастр. Бог Анубис в египетской мифологии считается богом-покровителем умерших. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона).
Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя.
Особое внимание уделялось глазам, которые делали слегка выпуклыми из орбит. Это означало, что они могли быть похоронены рядом с пирамидой или гробницей повелителя. Вот таким образом все скульптуры раскрашивались очень тщательно. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Для того чтобы поднять эти каменные глыбы наверх, придумали очень хитрый способ.
И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. Важно понять, что при всей схожести с моделью портрет имеет абстрактный характер. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Архитектура Древнего Египта просто невероятна.
С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Много веков прошло, прежде чем ее смогли найти. Розин. Были те, кто покупал 360 штук – по одному человечку на каждый день года. Этот храм – скальная гробница.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Они и стали родоначальниками раннединастической скульптуры.
Желая подорвать значение жречества и усилить власть фараонов, он объявил нового бога Атона – солнечный диск. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Только при условии полнейшей сохранности тела «Ба» (душа умершего) могла, свободно передвигаясь в пространстве, в любое время соединиться с телом вновь. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина. Снаружи – только фасад с огромными статуями фараона.
Ступенчатая пирамида Джосера. Египетские строители первыми научились ставить отдельно стоящие опоры. Они располагались на глубине 33 метров. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Фараон мог одарить бессмертием членов своей семьи, царских вельмож. Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату.
Анубис считался судьёй богов. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике утраченного воскаскульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Инструктированные глаза – визитная карточка египетских статуй их неповторимая деталь.
Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Согласно Текстам пирамид, Анубис был главным богом в царстве мертвых. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя.
Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Ка являлась духовным двойником человека, с которым тот встречается после смерти. Скульптура могла подчас служить и своеобразной политической агитацией. Художник достигает в этой сцене огромного драматического напряжения. Свет солнца преображался, попадая туда и человек ощущал себя маленьким-маленьким. Он предохранялся с целью защиты его от внешних факторов, способных его разрушить.
В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. Каменные или из прочного черного дерева статуи (как правило, антропоморфные) устанавливались вдоль стен гробницы, нередко перед входом в помещение, где замурован саркофаг. Около нее лежит самый известный Великий Сфинкс с лицом фараона Хефрена.
Рельефные композиции дополнялись росписью2. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Но излюбленным материалом стала бронза. Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм.
Как правило, статуи располагались либо в нише, либо возле стены. Идет борьба между номами (областями), окончившаяся победой южных номов во главе с правителем Фив. Постоянно работали 100 000 человек, они сменяли друг друга каждые три месяца. В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни. Фигура сидит на кубообразном объеме, что придает ей жесткость. В них размещались погребальная утварь и жертвенные подношения.
В эпоху Раннего царства скульптуры использовались для ритуальных целей – поклонение богам. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах.
«Плакальщики» расположены по фризу, как и в былые времена, но нет прежнего параллелизма фигур, равномерности интервалов. Так, в статуе приближенного фараона Псаметиха I соблюден канон симметричного изображения сидящей фигуры, но, в нарушение его, левая нога сидящего поставлена вертикально. Количество ушебти в одной гробнице могло достигать несколько сотен.
Так, появилась новая скульптура изображавшая людей занятых разнообразными видами работы. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Новые черты появились и в рельефах. Достаточно упомянуть золотую маску, золотой гроб, статуэтки богинь, парадный трон с выложенными из драгоценных камней на золотом фоне изображениями Тутанхомона и его жены Анхесамон.
Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Это настоящие сфинксы, привезенные из Египта. Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять жизненные функции.
Рядом с ним в совсем маленьких пирамидах похоронены его жены и дети. Немного позже появляется поза писца – сидящего на скрещенных ногах человека. Появляются статуэтки писцов, надсмотрщиков, лодочников (илл. Благодаря им лицо кажется живым.
Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. Все монархи изображались молодыми, полными жизненных сил. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Вокруг пирамиды Хеопса был огромный храм, сквозь который проносили тело фараона.
При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. сложился определенный канон в трактовке образа фараона. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Он также и бог письмен и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Ее высота равняется почти ста сорока семи метрам.
Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет – живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала).
- сидящая, со сложенными впереди руками, как, например, статуя царского писца Каи. Помимо статуй умершего человека, в гробницу помещались фигурки работников, призванные обеспечить загробную жизнь умершего. Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума — поминального храма Рамсеса II. И тем не менее, трудно даже предположить, сколько весит такая громадина.
Рельефы и росписи обильно украшали стены гробниц и храмов. И действительно инкрустированные глаза древнеегипетских статуй – своего рода шедевры.
Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. 1. Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с деревнимЛуксором, где Вы можете столкнуться с захватывающей картиной многочисленных могил египетских фараонов периода между 16-ым — 11-м столетием до н. э. Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления.
Розин В. М. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Их невозможно разделить, так как они высечены из одной и той же скалы. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет— живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Широко применялся канонический тип статуи писца. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах.
Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. По другой версии, после землетрясения 27. Наглядный пример тому дает знаменитая стела из Абидоса царя I династии Джета. В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор.
Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Созданная приблизительно в 2650 до н. э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старая структура в мире, которая построена из камня. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. На колоннах и в залах было очень много надписей. Большая группа памятников была связана с обрядом «хеб-сед» – ритуалом обновления физической мощи фараона. Выполненная из розового гранита голова статуи Сенусерта Третьего (музей Метрополитен в Нью-Йорке) поражает непривычным взглядом, который ранее был ясным и твердым, а теперь уставший, припухшие веки опущены, появились надбровные складки.
Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. Сквозь узкую дверь солнечный луч проникает внутрь. Никакого связующего раствора между ними нет, они держатся только своим собственным весом. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Это говорит о вере древних египтян в вечную молодость и покой в загробном мире. По мере облицовки пандусы снимались. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, вот таким образом особым смыслом наполняется слово «маат»— истина.
Фигура передавала практически все индивидуальные особенности строения тела человека. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Так, когда один из крупнейших фараонов-завоевателей, Сенусерт III (XIX в. до н. э. ), присоединил к Египту большую территорию в Нубии, он поставил на новой границе свою статую. В руки ушебти вкладывались орудия труда и мешки их же рисовали на спинах.
Данная академичность говорила о начале угасания некогда великой культуры. до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука. Великая царица Хатшепсут разрушила почти все, что было построено до нее. Молодое тело считается символом жизни и одновременно вечности. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства.
Мумия Джосера была погребена в специальной камере в основании пирамиды. Их хоронили в песчаных ямах, а сверху насыпали холм в виде маленькой усеченной пирамиды. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Что это – скульптура или архитектура или то и другое вместе. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные. Со временем популярной стала поза «писца», отображавшая человека, сидевшего на скрещенных ногах.
Храм был обнесен толстой стеной. Бог Пта никогда не освещался солнцем. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. В нее никто после похорон не мог попасть, да и не должен был тревожить прах фараона, который будет лежать там вечно.
Философия жизни в Древнем Египте заключалась в стремлении продолжить жизнь после смерти. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Знаменитым он стал из-за того, что по распоряжению ЮНЕСКО был перенесен на новое место, в связи со строительством Асуанской плотины.
однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Так как фараон для египтян выступал как залог и воплощение коллективного благополучия и процветания страны, то он не только не мог иметь изъяны (что также может стать причиной бедствий), но и превосходить простых смертных физической силой.
Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Два из таких сфинксов лежат на набережной Невы в Санкт- Петербурге. Дорога была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты – Хентиаменти, то есть тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), владыка Расетау и стоящий впереди чертога богов.
Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IY) попытался вмешаться в иерархию египетских богов и выделить из них главного – Атона, бога солнечного луча. Погребальная камера находилась под пирамидой на глубине 28 метров.
Иногда фигуры царя изображались с соколом. Огромный храм вокруг пирамиды был построен для того, чтобы современники и последователи фараона могли приносить ему свои дары, молиться о его вечной жизни, обеспечивать его всем тем, к чему он привык на этом свете. Изначально в этой позе изображались только сыновья царей. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.
От них ничего не осталось, хотя у соседней пирамиды Хефрена сохранились остатки храма. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа.