«крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. «крик» — самая известная картина норвежского художника Эдварда Мунка. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.
Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь. В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название.
Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Первая из картин Эдварда Мунка, купленная Национальным музеем искусства в Христиании (ныне Осло) сразу после её написания. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
Осенью он едет в Париж. Достоевского «Преступление и наказание». Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. В нем многое привлекало внимание. В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению9. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Норвежский художник Эдвард Мунк известен своим уникальным видением и отображением человеческих эмоций на холсте.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
91 73, 5 см. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов.
Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Центральной темой творчества Эдварда Мунка стали взаимоотношения мужчины и женщины. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара.
Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).
Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании – надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга3. Импрессионизм был ему более близок, чем другие направления в изобразительном искусстве, однако впоследствии он создал нечто кардинально новое.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Хрупкое здоровье Мунка затрудняло полноценное обучение, но ему удалось получить образование в Королевской школе рисования в Христиании (ныне Осло). Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Графические работы Мунка имеют острую выразительность.
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Шел он не как все.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. Холст, масло. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге.
Снова оборачивался и медленно продолжал путь, предпочитая держаться близко к стенам домов. В 22 года Эдвард Мунк встречает свою первую любовь. Милли Таулов. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
Изначально она называлась Отчаяние. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Один посредством репрессивной селекции ковал из обывателей сверх-националистов, а другой – сверх-интернационалистов. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него.
Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Ребенком он пережил и смерть матери. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. Образ продается и покупается до сих пор. Хотяперспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7.
Хрен редьки не слаще. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. 120, 5 141 см.
Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Мунк вырос в очень религиозной семье.
Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Холст, масло. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Ей 26 лет и она замужем.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. Правы все.
Делал несколько шагов. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
De gustibus non est disputandum. Он оставил после себя огромный архив. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог.
В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Она входит в раздел «Страх жизни».
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями.
Он казался странным. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. 119, 5 118, 5 см. Почувствовав опасность для своей свободы, художник отправился в путешествие, но Тулла преследовала его по всей Норвегии и за рубежом.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Хотя позировала для картины 11-летняя Бетси Нильсен, в основу полотна легли воспоминания художника, связанные с любимой старшей сестрой Софи. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Эдвард Мунк «Крик» (1893). Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Всего он провёл там более полугода. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти.
«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз19, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу20. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Мы видим, чтона картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
64, 5 54 см. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом.
Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни». В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Фигура мужчины – в самом углу картины. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Все они основаны на личных переживаниях художника. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Картон, масло, темпера, пастель. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Оборачивался, как бы ища другой дороги. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Останавливался, думая о чем-то.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Другие верят, что Мунк предвидел все катастрофы и потрясения, которые ждут человечество в XX веке и изобразил ужас перед будущим и в то же время невозможность его преодоления.
Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Его поза выражает подавленность или отчаяние. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти.
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Его портреты превосходно отражали характер человека. Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине.
Любовников как будто скрывает мгла. Холст, масло. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. На его фоне изображены мужчина и женщина. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Его так же растащили на майки, брелоки и комиксы.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Создана картина в Берлине. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. В своем творчестве художник успевает также обратиться к монументальной живописи, пишет сцены городской жизни и мажорные по цвету пейзажи. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890).
У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Это было для него открытием. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. По степени известности мотива Крик можно сравнить разве что с Джокондой да Винчи.