Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Эдвард Мунк (род. Эдвард Мунк – ярчайший представитель экспрессионизма, нового течения в живописи XX века. «без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор.
Когда Эдварду Мунку было 76 лет, фашистская Германия оккупировала Норвегию. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник.
«часто я просыпался в холодном поту и оглядывал свою комнату, чтобы убедиться, не в аду ли я», – сознался в конце жизни Эдвард Мунк. Эдвард Мунк (норв. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь.
Эдвард Мунк (род. Эдвард Мунк (норв. Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый". Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни.
Эдвард Мунк краткая биография норвежского живописца, графика и экспрессиониста изложены в этой статье. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. Эдвард Мунк, которому жизнь доставляла мало радости, любил ее такой любовью, что в конце концов хотел слиться воедино со своими картинами, в них продолжить жизнь и существовать. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача.
В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. На грандиозной парижской выставке «Истоки XX века» имя Эдварда Мунка было поставлено в один ряд с Сезанном, Гогеном и ван Гогом.
Эта мечта Эдварда Мунка сбылась. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь. Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка.
Хотя в творчестве Эдварда Мунка сложно найти соответствие каким-либо определенным направлениям живописи, огромное значение его творчества, способствовавшего появлению нового художественного направления – экспрессионизма, неоспоримо. Портрет Эдварда Мунка изображён на банкноте в 1000 норвежских крон. Будущий художник Эдвард Мунк появился на свет 12 декабря 1863 в городе Летен в семье военного врача.
«крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Пластический язык обретает исключительную силу. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. – Младен Долар в книге Голос и ничего больше. Он называл это «лошадиным лечением».
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. На смену приходит пафос утверждения жизни. Его картины передают нам его ужасные муки и страдания. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло).
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Осенью он едет в Париж.
Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Все чаще Мунк обращается к теме труда, в его живописи и графике появляются образы рабочих, рыбаков, крестьян. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.
От поздних работ Мунка это полотно отличается своей приверженностью к реализму, хотя уже и здесь заметен преимущественный интерес внутренним переживаниям человека, а не к его внешнему облику. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Она называлась «Дорога никуда».
Эдвард Мунк родился в 1863 году. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Мастер подчеркивает суровое величие и монументальность норвежского ландшафта, передавая его характерные особенности: небо, низко нависшее над холодным морем, безлюдные, отполированные водой и временем скалы, одинокий домик на берегу.
Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Главным становится передача состояния, психологии, а не события.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Его портреты превосходно отражали характер человека. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Его краски стали резче и интенсивнее. Одна из последних его работ – автопортрет: старый и усталый, он стоит в спальне около стенных часов. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение.
Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. На автопортретах он изображал себя старше, чем он был на самом деле, как бы фантазируя о старости, приучая себя к мысли о приближающейся смерти. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти».
Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, Крик, сюжеты с образом Мадонны, с улицей, мужчинами и женщинами, вампирами. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей.
Картина становится символом вечного возрождения жизни. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Первые гравюры Мунка появились в 1894 г. и быстро завоевали успех у коллекционеров и публики.
В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Всего он провёл там более полугода. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Создана картина в Берлине. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Здесь он начал посещать уроки Леона Бонна, среди студентов которого было много скандинавов.
Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет.
Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. В него вошло около трехсот листов. Вскоре семья переселилась в столицу. Судя по воспоминаниям родственников, уже в этом возрасте мальчик показывал известный талант к рисованию5.
Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Мунк был невероятно наивен и вспыльчив: однажды, обратив внимание на месяц на небе, спросил собеседника, куда же делась луна. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Много картин находится в Бергене. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Портреты художника – исследование человеческой души. Получается лучшая гармония красок. Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Интересно, что Мунк был абсолютно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна и всегда писал её полной. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу.
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство.
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. Мунк практически не использоваал прямых линий.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Здесь он проживёт остаток жизни. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. В 80-е гг. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5. В его судьбу вторглась война.
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой – свидетельство его поисков и блужданий. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. В течение 1909-1916 гг.
Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Однако без видимых причин он отдалился от нее и в последующем относился к ней с чувством неприязни. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Однако не исключена возможность, что эти расстройства не были оформлены в виде приступов, а существовали на протяжении всей жизни больного.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Поиски заняли целых два года. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Уже в середине 80-х гг. В конце 1880-1900-х гг.
Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов24 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. носят пейзажный характер. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Теперь центром притяжения становится Париж, творчество норвежских мастеров развивается под воздействием иных импульсов, освобождаясь от сковывающих его условностей и канонов. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Только на кровати светится яркое покрывало. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Осенью он едет в Париж. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию».
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. В 1900-х гг. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Живое побеждает смерть.
Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Достоевского «Преступление и наказание». В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено. Мунк трудно сходился с людьми, хотя имел достаточно друзей: предпочитая одиночество, он все-таки стремился быть среди них.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк упорно учился. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Но больше всего его раздражали пальцы. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам.
Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.
Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.
Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Они свободны от излишней повествовательности. Разве вы не знаете, что луна круглая. ».
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
Через портрет он всегда исследовал душу человека. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Художник страдал бессонницей и паранойей. Творческий дар художника ярко проявился и в таком виде искусства, как монументальная живопись. 23 января 1944г.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Все вокруг мрачно и бледно. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6.
В них запечатлен духовный путь мастера. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну». Первая дата – 1888–1889 годы.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Всего он провёл там более полугода. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м.
Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. ориентация норвежского искусства меняется. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин – «Больной девочки», а также менее известной, «Весны» и – косвенно – целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Что за чертовщину они там плетут. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
Девушка появлялась и в созданном в 1894 году Пепле – в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. – Ибо Смерть протягивает руку Жизни – такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что еще придут». Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30.
В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.
Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета.
ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В самом деле, в случае с Мунком, можно без особого труда проследить нити, связывающие отдельные полотна в единое целое. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни». В сущности его картины 80-х гг.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
«Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Один из первых представителей экспрессионизма. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Сам Мунк, был болезненным ребенком. Богема стала для него второй семьей. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни.
Всего он провёл там более полугода. Портреты художника – исследование человеческой души. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах.
Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние.
Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». И во всем этом был еще и протест молодого скандинавского интеллигента против размеренной, благополучной буржуазной, мещанской жизни. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
Грин позаимствовал наименование для своего романа. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению9. В эти юные годы Мунк пишет много портретов своих родных, однако сестру матери он всегда писал с опущенной головой, закрытым лицом, как будто ему не хотелось смотреть ей в глаза. В Германии у Мунка было много друзей. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Это были первые опыты художника.
По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Хотяперспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства.
Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.
– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Мы не только не можем услышать крик, но и человечек, странное кричащее существо инопланетянин, не может услышать нас у него или нее нет ушей, он, она или оно не может никого достигнуть при помощи крика, так же как он, она или оно не может быть достигнут (а/о).
Он был очень религиозным человеком. По замечанию Майкла Мармора, профессора Школы Медицины Стэндфордского университета, «Мунк был глубоко напуган глазным кровоизлиянием. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. Безрадостным, глухим к чужому несчастью представляется художнику мир, который он воплощает в веренице символических образов. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он ввёл Эдварда в круг столичной богемы, центральной фигурой которой был скандальный писатель-анархист Ханс Егер. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.
Он издает вопль. «Я почувствовал крик Природы»). В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
В 1921-1922 гг. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он.
Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Мунк познакомился с ней, когда отправился вместе со своим отцом-доктором навестить маленького мальчика, сломавшего ногу. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Отец Эдварда, Кристиан Мунк, был врачом, вначале судовым, а затем – военным. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.
В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Лицо человека – застывшая безликая маска. Самая знаменитая картина из цикла Фриз жизни – это созданная в 1901 году картина Крик, которую можно считать программным произведением зарождающегося экспрессионизма.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми». Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Позже новым поколением норвежских художников, которые использовали и творческий опыт Мунка, в ратуше был выполнен весь комплекс монументально-декоративных работ. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине.
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Его творчество резко изменилось. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. Рядом с ней – мать.
Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Лаура Катрина была моложе супруга на двадцать лет. С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Проект остался нереализованным.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. В целом всякое творчество автобиографично. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6.
Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины.