Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А. П. Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый".
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Но больше всего его раздражали пальцы. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях42. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания будущего Музея Мунка, открывшегося в 1963 году51.
Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Достоевского «Преступление и наказание». Но практически тоже самое случается и с посетителями. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»4: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада5.
В его судьбу вторглась война.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души.
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. «Я почувствовал крик Природы»). Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Живое побеждает смерть. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Большое значение художник придает ритмической структуре гравюры или картины: резкому звучанию линий, силуэтов, пятен. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Проект остался нереализованным.
Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Что же случалось. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз.
В него вошло около трехсот листов. Всего он провёл там более полугода. Лицо человека – застывшая безликая маска. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Мадонна 1895, Национальная галерея, ОслоКрик 1893, Музей Мунка, Осло Пепел 1894, Национальная галерея, ОслоВампир 1897, Национальная галерея, Осло Звездная ночь 1893, Музей Поля ГеттиАвтопортрет с бутылкой вина 1906, Музей Мунка, Осло Улица в Асгардстренде 1902Половая зрелость 1895Голгофа 1900Обнаженная у кресла 1929Убийца в переулке 1919 Расставание 1896Женщина в синем (Фрау Барт), 1921Танец жизни 1899-1900Поцелуй 1897Нимфа 1896 Искусство Франции. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.
И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Сам Мунк изображён в ней отрешённым от жизни, а процесс создания искусства – кошмаром наяву.
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В них запечатлен духовный путь мастера. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь.
Картины природы всегда преломлены через настроение художника. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
Что за чертовщину они там плетут. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Вопросы любви, женственности, взаимоотношений мужчины и женщины были для художника центральной темой. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Осенью он едет в Париж. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны27. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа.
В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. В Германии у Мунка было много друзей. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин.
Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
История зарубежного искусства. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Но и природа изображалась им весьма поверхностно.
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
В эти годы в живописных и графических работах Мунка, в системе его художественного мышления выявляются черты символизма. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
Один из первых представителей экспрессионизма. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж.
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. С точки зрения как критиков, так и офтальмологов, в них очевиден страх художника окончательно потерять зрение. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.
Осенью он едет в Париж. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Образ многократно тиражировался в рекламе, комиксах, манге, аниме, появлялся на обложках музыкальных альбомов. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Художник страдал бессонницей и паранойей.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.
«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Мунк упорно учился. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Изначально, художник назвал картину «Крик природы».
Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». ориентация норвежского искусства меняется. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение.
Берлинский периодВ 1892 году Мунк принял участие в совместной выставке немецких символистов в Берлине. носят пейзажный характер. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»29 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца30. Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Грин позаимствовал наименование для своего романа.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. В 1921-1922 гг. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны. Всего он провёл там более полугода. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Он называл это «лошадиным лечением». Как. В сущности его картины 80-х гг.
Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн.
Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Портреты художника – исследование человеческой души.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Она называлась «Дорога никуда». Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Рядом с ней – мать. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Они свободны от излишней повествовательности. Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти». Поиски заняли целых два года. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. В 1900-х гг. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Он издает вопль.
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Живописная манера Мунка, отражающая его субъективное эмоциональное состояние, отличается широким мазком, энергичной фактурой, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее.
Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Как правило, большинство сюжетов, мотивов, композиций разрабатывалось параллельно в живописи и гравюре. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке6. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Лишенные индивидуальности, безликие образы людей – своеобразный гротеск, к которому прибегает художник. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Ни пользу.
Уже в середине 80-х гг. Не случайно в процессе работы над полотном он отказывается от мрачных смысловых атрибутов, хотя и они трактованы неоднозначно: череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Всего он провёл там более полугода. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Вскоре семья переселилась в столицу.
Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадаяна плечи, струятся до пояса. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
Получается лучшая гармония красок. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив.
Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В 80-е гг. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями.
Пластический язык обретает исключительную силу. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании11. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи44, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Скажите проклятье. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
В конце 1880-1900-х гг. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
В 1889 Мунк уехал в Париж, где познакомился с новыми направлениями в живописи – постимпрессионизмом и зарождающимся модерном. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Создана картина в Берлине. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Он был чрезвычайно подозрителен и во всём искал происки врагов выходил из себя, когда кто-либо говорил что-то поперёк. Он был первым, кто заметил талант Эдварда.
Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. На смену приходит пафос утверждения жизни. Это были первые опыты художника.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Здесь он проживёт остаток жизни. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии.
Несчастья. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Тем не менее, он не воспринимал это как искусство. Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)28.
Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.
Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал, фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. В течение 1909-1916 гг. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина».
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. В 1903году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи41, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение Мунка. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки.
По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.