Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Это было для него открытием. Издание.
Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Портреты художника – исследование человеческой души. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Это были первые опыты художника. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Тяжело переживает мужчина, торжествует женщина. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах.
– Больше он ничего спрашивать не стал, видимо понял, что перед ним неправильный старик. Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Больная девочка – ранняя картина Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. И, хотя женщины накартинах Мунка, каки впроизведениях обожаемых им Генрика Ибсена иЮхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни итонкую грань между жизнью исмертью, в «Девушках намосту» отразилось редкое дляхудожника состояние душевной радости. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Постепенное развитие темы, поиски ее различных решений, вариации одного и того же мотива являются неотъемлемой частью творческого метода художника.
В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Несколько лет назад мой внук поступал в университет театра и кино. Созревание — сложный процесс, переход от детства к зрелости. В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы.
Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера.
Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Произведение относится к позднему этапу творчества художника.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Эта тревожность сохраняется у Мунка вплоть до конца его творческого пути. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Тогда Мунк еще не занимался гравюрой и на выставке было представлено свыше пятидесяти его живописных работ. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Когда я сказал об этом дочери, она очень смеялась. Однажды он посоветовал мне найти женщину моего возраста. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Однажды катался на роликах в саду Швченко. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Кто-то считает, что скорчившийся вужасе человек реагирует надоносящийся отовсюду «Крик природы» (первоначальное название картины – ред. ). Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Лицо человека – застывшая безликая маска. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.
Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Раз в месяц я плачу за квартиру. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Все они основаны на личных переживаниях художника.
Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты.
Для первичного знакомства с артистом это, на мой взгляд, лучшая серия. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы. Второй фильм ничуть не веселее. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. И изображенная на картине, она предрекает девочке зловещее будущее.
– Сюжет картины «Крик» так занимал Мунка, что он пробовал разные техники и краски, воплощая свой замысел, вот таким образом существует четыре авторских варианта картины: два написаны маслом и два – пастелью. Может меня тогда еще не было.
Мунк упорно учился. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В этом описании можно увидеть одну из самых значимых картин Мунка «Мадонна» (известная еще как «Любящая женщина» или «Зачатие»), пять вариантов которой художник создал ещё за несколько лет до знакомства с Туллой.
Однако «та женщина» оставила неизгладимый след не только в его судьбе, но и в его творчестве. Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству.
В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Падают человеческие маски, обнажая черепа и пустые глазницы.
Создана картина в Берлине. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. В 1921-1922 гг. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь.
В течение 1909-1916 гг. Женщина в светлом платье, чей силуэт сливается с пейзажем, напротив излучает целеустремлённость и спокойствие. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.
Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. На картине изображена рыжеволосая девушка болезненного вида, лежащая вкровати, аза руку ее, склонившись, держит женщина вчерном платье. Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В сущности его картины 80-х гг. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. На полотне «Созревание» Мунку удалось объединить сексуальность и страх. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Юль часто именовали «пожирательницей мужчин» за её бесконечные романы.
Ребенком он пережил и смерть матери. Их удалось найти только через два года. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. По воспоминаниям художника, взлополучную ночь его отец, который привсех бедах обращался кбогу, «ходил взад-вперед покомнате, молитвенно сложив руки» иничем немог помочь дочери.
Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Художник. Там предусмотрительно заменили подлинник фотокопией.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. По замыслу Мунка, полотно должно было отражать главные циклы жизни женщины: зачатие ребенка, произведение потомства и смерть. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк более не общался с Туллой, до конца своей жизни называя её лишь «та женщина».
Существуют разные версии появления этого сюжета. Абитуриентам там показывали фильмы, снятые студентами. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Рядом с ней – мать.
Ему удалось создать иллюзию движения. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. В Германии у Мунка было много друзей.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В работах Мунка второго десятилетия ХХ в. получают развитие постимпрессионистические явления. В его судьбу вторглась война. Уже в середине 80-х гг. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света.
На картине Эдварда Мунка «Созревание», написанной в 1894 году изображена обнаженная девочка-подросток, сидящая на незастеленной кровати в углу комнаты. Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Считается, что натурщицей для одной из версий «Мадонны» была норвежская писательница, возлюбленная Мунка времени его берлинских поездок, жена близкого друга художника, польского писателя Станислава Пшыбышевского, — Дагни Юль. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Похищение «Крика» и «Мадонны» из музея Мунка в 2004 году стало одним из самых громких. На моей полке ташеновская книга про Мунка стала уже седьмой. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Большую роль в его искусстве играли литография и гравюра на дереве, меньшую – офорт, в основном занимавший его вначале. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге.
Эдвард Мунк Расставание (1896)Расставание – маленькая смерть. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Но уже через год он покинул школу Миддельтуна и в 1882 г. начал посещать в числе других молодых художников ателье Кристиана Крога. Изначально на картине их было пять.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
На полотне изображены мужчина и женщина. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Проект остался нереализованным. Творчество Мунка с начала 1890-х гг.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. Они свободны от излишней повествовательности. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму. Именно вот таким образом она считается знаковой работой. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Это обобщенный образ, напротив, мужчина – индивидуален. Но прячась в погребе от многочисленных взрывов в порту, Мунк сильно простудился, застарелый бронхит вспыхнул с новой силой.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Мунк вырос в очень религиозной семье. Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Кроме того, вэти годы художник работал надпохожими понастроению картинами, например, над «Тревогой» (1894) изображающей людей натом же мосту надОсло-фьордом и «Вечером наулице Карла Иоанна» (1892). Лихорадочно вцепившись в ту область груди, где находится сердце, он смертельно бледен. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. «Женщина в её тотальной изменчивости — это загадка для мужчины.
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Расхожее выражение как нельзя точно характеризует сюжет этой картины. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В творчестве многих художников трудно выделить единственную самую значимую иизвестную картину, однако вслучае сМунком невозникает сомнений – его «Крик» знают даже люди, непитающие слабости кискусству.
Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. Вскоре семья переселилась в столицу. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. ориентация норвежского искусства меняется. Чувствуется, конечно, что она написана для самого широкого круга читателей (что очевидно даже из названия – в самом деле, где Мунк, там и Крик, как же иначе) это биография, беллетризованная ровно до того предела, за которым начинается собственно беллетризованная биография – Придо пишет широкими мазками и яркими красками, живо обрисовывает характеры своих героев, щедро пересказывает анекдоты из богемной жизни. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек Человек, сводящий с ума» — писал Эдвард Мунк.
Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Пластический язык обретает исключительную силу. Вооруженные похитители ворвались в залы средь бела дня и на глазах у всех унесли картины. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В них запечатлен духовный путь мастера.
Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Мой друг правильный и его возмущает, что вокруг меня постоянно молодые женщины.
Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. «Больная девочка»— ранняя картина Мунка иодна изпервых, представленных художником наОсенней художественной выставке 1886 года. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. С другой стороны, в этом, наверное и коренится обаяние этой книги: это самая живая и захватывающая биография Мунка из тех, что я читала, написанная с нескрываемой симпатией к объекту – на ее фоне шестисотстраничный труд Атле Нэсса читается как монотонный каталог событий и даже если изредка Придо скатывается в классическую околомунковскую мифологию, все же она никогда не дает волю фантазии и не допускает в книгу непроверенных слухов и мифов (ее мифологизаторство проявляется больше в выборе трактовок) – с обширной библиографией, на которую она опиралась, можно ознакомиться в конце.
носят пейзажный характер. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Как имногие другие полотна, Мунк воссоздавал «Крик» втечение нескольких лет, написав первую версию картины в1893 году, апоследнюю – в1910-м.
Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы.
Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве.
И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости. Один из первых представителей экспрессионизма. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. «Девушки намосту»— одна изнемногих картин Мунка, получивших известность после создания – признание пришло кМунку ибольшинству его творений лишь впоследнее десятилетие жизни художника. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. В очереди стоят одни пенсионеры и все жалуются хором, хоть уши затыкай.
Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от «Крика» исмог сделать это лишь после курса лечения вклинике. В конце 1880-1900-х гг.
Он издает вопль. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. В него вошло около трехсот листов.
Достоевского «Преступление и наказание». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги.
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Здесь Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии.
Покинутый мужчина в чёрных одеждах испытывает страдание воспоминания не позволяют ему порвать с прошлым с бледным видом он удерживает ту область груди, где находится сердце. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея.
Описание картины: норвежский художник сделал несколько вариантов этой странной картины пастелью и маслом. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Краски на его полотнах кричат извиваются, сжимаются и вьются, окружая людей и предметы в водовороте потаённых природных сил. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Живое побеждает смерть. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания. В творчестве Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Я подумал, что жизнерадостные студенты – мальчишки и девчонки не могли снять такие фильмы по своей инициативе. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
В 80-е гг. В 1900-х гг. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. На смену приходит пафос утверждения жизни. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка.
До этого «Крик» похищали из Национальной картинной галереи, а после – из отеля «Континенталь». Я с трудом сдержал улыбку и сказал: – А насколько раньше. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования.
Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису.
По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.