Как это часто делал Эдвард Мунк, у «Звездной ночи» существует несколько интерпретаций.
Она входит в раздел «Страх жизни». Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо.
В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное чувство, которое Мунк считал одним из самых глубоких и опасных переживаний, выпадающих на долю человека.
В сущности его картины 80-х гг. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. В него вошло около трехсот листов.
В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. В 80-е гг. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). В конце 1880-1900-х гг. В настоящее время известно семь авторских версий, которые находятся в различных музея и частных коллекциях. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83).
Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Ее сравнивают со скелетом, мумией или эмбрионом.
В дневнике он написал: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.
Осенью он едет в Париж. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Бонна высоко оценивал способности Эдварда к рисованию, но не одобрял его вольного обращения с цветом27. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Болью и страхом веет от волнообразных линий пейзажа.
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Мунк отнюдь не разделял все идеи этого кружка исповедовавшего крайний индивидуализм. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад).
Дань импрессионизму он отдает в картинах «Зрелость» (около 1893), «Тоска» (1894), «На следующий день» (1895). Но гораздо интереснее для понимания дальнейшего творчества картина «Ночь в Сен-Клу» (1890), написанная после смерти отца, которую Эдвард пережил очень болезненно. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее – фигуры играющих и купающихся детей. В Германии у Мунка было много друзей.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Он был вторым ребёнком в семье: у него была старшая сестра, Юханна София, две младших— Ингер и Лаура и брат Андреас. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Холст, масло. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Летом Мунк едет с семьёй на съёмную дачу в Осгорстранне, маленьком городе неподалёку от деревни, в которой состоялась его первая встреча с Милли Таулов26 Осгорстранн станет его излюбленным местом и через некоторое время он приобретёт здесь собственный дом.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Ребенком он пережил и смерть матери.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина.
Графика Мунка поражает разнообразием техники. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Проект остался нереализованным. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Создана картина в Берлине.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В 1921-1922 гг.
Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.
64, 5 54 см. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Морозовым. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Всего он провёл там более полугода. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Почти в самом центре картины женщина с распущенными волосами в полурасстёгнутом платье стоит, схватившись за голову. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем.
Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Эдвард Мунк «Пепел» (1894). 91 73, 5 см. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.
Эдвард Мунк «Крик» (1893). К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Фигура мужчины – в самом углу картины.
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Ван Гога (описание, эмоции, общий стиль шедевра) недаром считают автором полотна. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Таким ночное небо Мунк видел каждый день, что в конце концов подтолкнуло его к написанию картины. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии — впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Четыре месяца Мунк посещал уроки рисунка Леона Бонна, но значительно большую пользу ему принесло изучение картин старых мастеров, а главное современных мастеров: Писсарро, Мане, Гогена, Сера, Серюзье, Дени, Вюйяра, Боннара, Рансона. Он пишет несколько пуантилистских картин – «Английская набережная в Ницце» (1891), «Улица Лафайет» (1891).
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. 1889 году Мунк получил государственную стипендию и снова отправился во Францию.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Должны быть живые существа, которые дышат, чувствуют, страдают и любят. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Живое побеждает смерть.
В 1900-х гг. В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
В следующем году, однако, он принял решение оставить колледж и стать художником — к неудовольствию отца, в глазах которого этот выбор был сомнительным и с материальной и с моральной точки зрения. На сторону юноши встали тётушка Карен и близкий друг Кристиана Мунка Карл Фредрик Дирикс, а также дальний родственник, влиятельный художник Фриц Таулов. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Мунк упорно учился. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз.
Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
Коллекция, включавшая в себя несколько тысяч живописных полотен, рисунков, гравюр и рукописей, составила основу для собрания Музея Мунка, открывшегося в 1963 г. То, что изображено на полотне в 1922-м году, для Мунка не было каким-то открытием, всколыхнувшим его эмоции. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
входит в незавершенный цикл Фриз жизни. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. 119, 5 118, 5 см.
Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В его судьбу вторглась война.
Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку— по одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер42. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Он издает вопль. Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца.
Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке.
Осгардстран – небольшой городок на берегу фьорда недалеко от Осло, где находился дом Мунка, в который художник приезжал каждое лето. Лицо человека – застывшая безликая маска. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин — «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и — косвенно — целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Я буду писать такие картины. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Творчество Мунка с начала 1890-х гг. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю — видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В этот период его наставником стал художник-натуралист, соратник Фрица Таулова Кристиан Крог.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба – «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24. Это были первые опыты художника.
Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Уже в середине 80-х гг. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Они, словно в мареве, дребезжат на высокой ноте, рождая диссонанс с воплем героя. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки.
Этот вид открывался из дома, где он проживал.
120, 5 141 см. Осенью он едет в Париж. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях.
Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте.
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. носят пейзажный характер. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Картина из собрания ГМИИ – авторский вариант, чрезвычайно близкий к первоначальному, поскольку был написан вскоре после него специально для парижского Салона Независимых 1903 года, где картина была приобретена М. И. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу.
И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
ориентация норвежского искусства меняется. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Его кисть ведет зрителя дальше, в небо, на котором сияют и перемигиваются звезды. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Вскоре семья переселилась в столицу. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. Политональным аккордом пронизана картина «Крик». Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна».
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Всего он провёл там более полугода. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.
На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы». В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Достоевского «Преступление и наказание». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. На протяжении всего детства Эдварда Мунки неоднократно переезжали, отчасти по требованию отцовской службы, отчасти из-за недостатка денег, заставлявшего их подыскивать более дешёвое жильё.
Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Пластический язык обретает исключительную силу. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Все они основаны на личных переживаниях художника. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве.
Они свободны от излишней повествовательности. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (позднее эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.
Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Образ человека – это лишенный защитной оболочки, обнаженный нерв, отзывающийся болью на малейшее прикосновение. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Портреты художника – исследование человеческой души.
развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Трудно различить их фигуры, сомкнутые в единую массу-толпу, трудно различить лица, превратившиеся в застывшие маски, прячущие страх. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Сдержанно сопоставлены холодный свет луны и четкие плоскости зеленых и теплых коричневых тонов. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета.
Кричащая фигура на полотне вызывает разные ассоциации. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Холст, масло.
Среди крупных норвежских художников – старших современников Мунка – были Эрик Вереншёлль, Герхард Мунте, Ханс Хейердал. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. В них запечатлен духовный путь мастера.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Рядом с ней – мать. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Картон, масло, темпера, пастель.
И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна.
Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины».
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Люди осознают свою святость как в церкви, в них обнажится главное». Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Портреты художника – исследование человеческой души. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.
Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Его поза выражает подавленность или отчаяние. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
На его фоне изображены мужчина и женщина. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника.
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия».
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника.
Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.
Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти».
Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью. Один из первых представителей экспрессионизма. Человек трудный, неуравновешенный, даже странный, Мунк был личностью, далекой от обыденных обстоятельств бытия, но в то же время ставшей зеркалом духовных коллизий и потрясений рубежа веков. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу».
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Главный герой картины вопит от отчаяния, охватившего его. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Первое полотно «Девушки на мосту» на один из самых излюбленных и самых лирических сюжетов в творчестве художника было создано в 1900 – 1901 годах. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника.
Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»Критики были возмущены выставленным результатом — в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Предполагается, что на становление его нового стиля повлияли работы Поля Гогена, которые он мог видеть во Франции. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Первая дата – 1888–1889 годы. Холст, масло.
При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу.
Это было для него открытием. В бегло намеченных чертах лица – усталость и горечь. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Он оставался там до 1892 года, живя сначала в Париже, затем в Сен-Клу. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Его внимание всегда сосредоточено на лице модели, психологической характеристике человека, как правило, наделенного напряженной внутренней жизнью и духовной энергией. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Фриз включает "Поцелуй", "Барку юности", мужчин и женщин, "Вампира", "Крик", "Мадонну". Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. В течение 1909-1916 гг. Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, даже не сравнимых с теми, что обычно ассоциируются с настенными росписями.
Осенью он едет в Париж. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890).
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.