Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов28. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.
Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Он был очень религиозным человеком. Последняя стала позировать ему и следующие несколько лет оставалось главной музой художника. Летом Мунк арендовал небольшой домик в Осгордстранде, чуть позже приобрёл собственное жилище. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит.
Довольно долгое время она привлекала Мунка. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»23 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику24.
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Он оставил после себя огромный архив.
Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Немного грязи и дыр – это им только на пользу». Помимо станковой живописи, Мунк занимался офортами, чёрной и цветной литографией, работал в технике сухой иглы, акватинты, ксилографии изготовлял гравюры на дереве. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает.
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.
Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Он казался странным.
Это было для него открытием. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Получается лучшая гармония красок. Такая требовательность и высокое мастерство художника были оценены по достоинству: «Крик» признан «иконой глобальной визуальной культуры» и стал вторым после «Джоконды» Леонардо да Винчи узнаваемым образом. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ).
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Живописные работы «Фриза жизни» («Пепел», «Звёздная ночь», «Убийца в переулке», «Автопортрет с бутылкой вина») отмечены высоким совершенством, манера и техника Мунка очень близки к постимпрессионизму динамикой, цветовыми диссонансами и нервным, жёстким рисунком. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж.
Она называлась «Дорога никуда». В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. Из-за сокращения первоначального названия «Крик природы» до «Крика», многие полагают, что кричит существо на картине, в действительности-это изображение реакции на дикий шум издаваемый природой.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Поиски заняли целых два года. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Шел он не как все. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Но в других культурных центрах Германии работы Мунка сочли революционными, «ломающими все барьеры категорий искусства». Многие из этих картин Мунк создал в нескольких вариантах: 6версий «Больной девочки», 7версий «Девушек на мосту», десятки вариантов «Вампира», множество «Поцелуев» и 4версии «Крика» в разных техниках. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»21, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»22. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. По воспоминаниям художника, в злополучную ночь его отец, который при всех бедах обращался к богу, ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки и ничем не мог помочь дочери.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.
Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову.
Правы все. Картина «Больная девочка», впервые продемонстрированная на Осенней выставке, была встречена критиками враждебно. Именно вот таким образом она считается знаковой работой.
По примеру белых стихов, которые писали его друзья-поэты в Христиании, Мунк сопроводил пастельный вариант картины текстом: «Я шёл с двумя друзьями вдоль дороги-солнце садилосьЯ почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Некоторые исследователи отмечают, что там поблизости располагалась крупнейшая скотобойня Осло. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. А после прихода Гитлера к власти в Германии, вариант этой картины из Дрезденской галерее был продан с молотка по бросовой цене как образец «дегенеративного искусства». Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку.
Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». В течение многих лет икона хранится в Государственной Третьяковской галерее. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Но больше всего его раздражали пальцы.
Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920).
В 1909г Мунк вернулся в Норвегию и приобрёл усадьбу Экели недалеко от Христиании. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894). В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях45. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Мунк вырос в очень религиозной семье. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»21 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Графические работы Мунка имеют острую выразительность. К 150-летию со дня рождения Мунка, одного из родоначальников экспрессионизма, Норвегия выпустила почтовые марки стоимостью 20норвежских крон с изображением самой прославленной работы художника- «Крик».
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
Грин позаимствовал наименование для своего романа. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны29.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы.
Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Первым и удачным опытом стала литография с картины «Больная девочка», новую версию которой Мунк создал по заказу норвежского коллекционера. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Много картин находится в Бергене. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму.
Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Литографии Мунка высоко ценятся: в 2010г на аукционе Bonhams раскрашенная Мунком вручную литография «Мадонна» (датирована 1895г) была продана за 1, 9млн долларов и стала, таким образом, самой дорогой литографией, когда-либо проданной на аукционе в Великобритании.
В 1889г Мунк организовал в Христиании (Осло) свою первую персональную выставку, результаты которой и огорчили и порадовали: критики приняли работы Мунка в штыки, но беспощадная критика привлекла к ним внимание европейских мастеров авангарда. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Болезни и смерть шли рядом с Эдвардом с раннего детства и во многом сформировали его характер: помимо склонности к туберкулёзу, семья страдала ещё и психическими заболеваниями. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства».
С возрастом у него ослабло зрение и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Его портреты превосходно отражали характер человека. «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Все они основаны на личных переживаниях художника. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались.
У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы.
В 1879г Эдвард Мунк поступил в Высшую техническую школу в Христиании (столица Норвегии позже была переименована в Осло). Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Художник, руководствуясь своим девизом: «Я пишу мозгом», выработал оригинальные методы работы: он несколько недель наблюдал за заказчиком (художник предпочитал писать портреты знакомых), видимо исследуя его душу, а затем создавал портрет всего за несколько часов. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом».
К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Художник страдал бессонницей и паранойей.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище».
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность».
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Изначально она называлась Отчаяние.
За спиной старого художника-освещённые золотым светом его работы. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Как уже говорилось, картина Крик оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Эта работа родилась как отклик на страдания старшей сестры художника, Софи, умершей от туберкулеза в 1877 году.
Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Маленькие бессильные руки, узкие плечи. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. Каждая картина стала своего рода автопортретом художника изображением его внутреннего состояния.
Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.
Первый «Крик» (первоначальное название «Крик природы») был создан в 1893г и уже в этой картине отчётливо прослеживаются признаки экспрессионизма: бесформенный, обобщённый пейзаж представлен плоскостным соположением цветов, отличающихся ярко выраженным диссонансом, жёсткие волнообразные линии придают пространству чувство нестабильности, а бесполая изогнутая фигура-визуальное воплощение страха. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Самая, пожалуй известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. Продажа гравюр и заказы на оформление общественных зданий (в 1910-1916гг художник выполнил большой цикл росписей в университете Осло) обеспечили Мунку безбедную старость. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество.
Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. «Я почувствовал крик Природы»). «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. На вырученные деньги Олсен собирается открыть арт-центр, где будут выставляться работы великого норвежца. Любовников как будто скрывает мгла. De gustibus non est disputandum.
Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Хрен редьки не слаще. Делал несколько шагов. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»31 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца32.
Образ ужаса с этой картины Мунк совершенствовал до конца своей жизни в серии схожих работ. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита.
Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). «Фриз жизни» Мунк выставлял в 1902г на выставке берлинского Сецессиона и в 1905г в Праге.
Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. В истории культуры это была эпоха, которая взбудоражила сознание современников, пробудила потребность в провозглашении своих идей и художественных открытий, часто пугающих своей новизной и противоречащих друг другу, но способствующих утверждению нового художественного языка. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
В большинстве картин Эдварда Мунка написанных в 1890-1910-х годах прослеживается цикл, который называется «Фриз жизни». В 1890-х годах Мунк начал работу над циклом декоративных полотен «Фриз жизни», посвящённым бремени жизни с её бедами и страстями. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм. Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом.
Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать).
В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Ребенком он пережил и смерть матери.
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сеста Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке8.
Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Но стоимость печати и материалов была так высока, что художник сделал всего несколько оттисков каждого изображения. Портреты Мунка превосходно отражают характер человека и его внутренний мир. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. И в его сложении почётная роль отведена Эдварду Мунку-художнику, убеждённому, что «Не красота спасёт мир, а светлые помыслы» (Э.
Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. Центральной темой творчества Эдварда Мунка стали взаимоотношения мужчины и женщины. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В это время художник обратился к жанру портрета. Через портрет он всегда исследовал душу человека.
Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Большинство работ Мунка объединены в циклы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть», представляющие собой размышления художника о судьбе человека и смысле бытия. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Ему удалось создать иллюзию движения. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании.
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Осенью он едет в Париж.
В 1895г Мунк перевёл «Крик», «Мадонну» и «Автопортрет с рукой скелета» в литографию (способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу). В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. В этом творческом окружении Мунк развил собственную линию экспрессивного символизма и написал ставшие впоследствии знаменитыми картины: «Голос», «Звёздная ночь», «Женщина», «Тревога», «Вампир» и классическую версию «Крика». Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». В мае 2012г аукционный дом Sotheby, s продал на торгах, которые длились всего 12минут, один из четырёх вариантов картины «Крик». Оборачивался, как бы ища другой дороги. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Мунк).
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3536. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»6: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада7. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Существуют разные версии появления этого сюжета. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. «Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли, – пишет Мунк в сопроводительном тексте.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)30.
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой41. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Ей 26 лет и она замужем. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. И Мунк сделал свой выбор: он перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел, где учился у скульптора Миддльтуна, а позже-у живописца Кристиана Крога.
Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни.
Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Выставка в Берлине закончилась для художника грандиозным скандалом с категорическим требованием немедленно забрать свои полотна (через 10лет на выставке европейского модернизма Мунк удостоился чести получить для своих работ целый зал. ). В этот период Мунк создал свою первую, теперь широко известную картину «Больная девочка», в основу которой легли воспоминания о болезни и смерти его сестры Софи. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Что за чертовщину они там плетут.
В нем многое привлекало внимание. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Хотя Мунки жили небогато, даже бедно, они происходили из влиятельной в культурном отношении семьи: их дальним родственником был известный художник-неоклассицист, ученик Жака-Луи Давида Якоб Мунк, отец Кристиана был прославленным проповедником, брат, Петер Андреас Мунк— выдающимся историком6.
Образ береговой линии, о которой говорит Мунк, относится не только к конкретной серии картин, но, вообще говоря и ко всему его творчеству. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая Крик в 1893 году. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи. Произведение относится к позднему этапу творчества художника. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании13. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Одобрение и поддержку Мунк получил и у художников, собирающихся в берлинском кафе «У чёрного поросёнка». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Он называл это «лошадиным лечением». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Сезанн пытался уйти от перспективы и представить мир плоским, но очень тщательно работал с цветом. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892). Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда.
Изначально на картине их было пять. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» Мунк отдаёт дань символизму изобразив себя между часами без стрелок и кроватью, символизирующей важные моменты жизни: рождение, болезнь, любовь и смерть. Здесь он проживёт остаток жизни. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве.
В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр). Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем.
За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку». Здесь же Мунк познакомился с польским писателем С. Пшибышевским, жена которого позировала для многих известных картин Мунка, в том числе и для «Вампира». Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей.
В 1879 году Эдвард поступил в технический колледж, где показал прекрасные успехи в физике, химии и математике, несмотря на то, что хрупкое здоровье препятствовало полноценному обучению9. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Неподалеку от нее находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Под конец жизни Мунк практически перестал продавать свои работы и после смерти художника в собственность Осло перешло около 1000картин, 4400акварелей, 16000 оттисков и 6 скульптур.
Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Всего он провёл там более полугода. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины.
Останавливался, думая о чем-то. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»23, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.
Достоевского «Преступление и наказание». Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.
Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Сам Мунк, был болезненным ребенком. Создана картина в Берлине. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.